82497

Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

максимизировать совокупную полезность. Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов дохода. Рациональное потребительское потребление предполагает что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия если он не может увеличить совокупную полезность при данной величине своего дохода и существующих ценах увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Русский

2015-02-27

37.73 KB

13 чел.

Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм.

Теория потребительского поведения Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом теория потребительского потребления связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен. Рациональное потребительское потребление предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Предпосылки анализа потребительского поведения: - множественность видов потребления – каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ; - ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести большее количество благ; - транзитивность – постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой); - взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида; - убывающая предельная полезность – с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается. Основные направления теории потребительского поведения Кардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число) Ординалистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число)

Кардиналистическая теория потребительского поведения Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности – «утили»). Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров

Ординалистическая теория полезности Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ. Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя. Карта кривых безразличия – множество кривых безразличия, каждая их которых представляет собой различный уровень совокупной полезности. Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность приносимая набором товаров. Бюджетная линия (BL) показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах Любая точка лежащая на бюджетной линии доступна потребителю, т.е. его доход и существующие цены позволяют ему купить любой набор товаров X и Y. Бюджетная линия: - сдвигается вправо, когда доход потребителя увеличивается или цены товаров снижаются одинаково; - сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров возрастают одинаково; - меняет угол наклона, когда цены товаров изменяются непропорционально. Потребитель находится в равновесии, если приобретает набор товаров соответствующей точке самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющемся в его распоряжении доходе.

Равновесное положение потребителя достигается в точке е, в которой бюджетная линия (BL) касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия - U2. Потребителю доступны и комбинации товаров X и Y, лежащие на кривой безразличия U1 (точки a и b), однако последние соответствуют меньшей совокупности полезности, так как они расположены на кривой безразличия, более близкой к началу координат. В то же время наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия U3, обладают для потребителя большей полезностью, но недоступны ему в силу его бюджетного ограничения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73991. Сравнение возможностей инструментария разработки программного обеспечения графических процессоров 358 KB
  Обобщим основные отличия между архитектурами центрального графического процессора. CPU создан для последовательного исполнения одного потока инструкций с максимальной производительностью, а GPU спроектирован таким образом чтобы единовременно исполнять как можно большее число параллельных потоков...
73992. Весільна фотографія, засоби та прийоми композиційного рішення і технологічного виконання фоторобіт 1005.89 KB
  Весільна фотографія - напрям у фотографії, покликаний художньо відобразити події, що відбуваються під час весілля. Цей жанр у фотографії вимагає від фотографа вміння поєднувати у своїй роботі такі жанри, як портрет, фотожурналістика, документальна фотографія, художня фотографія.
73993. Порядок учета посреднических операций 105.61 KB
  Рассмотрение порядка учета посреднических операций, как с точки зрения посредников, так и с точки зрения организаций приобретающих и реализующих товары (работы, услуги) через посредников, а также раскрытие особенностей налогообложения посреднических сделок
73994. Организация финансовой работы на предприятии ЗАО Алтайстройдеталь 708.75 KB
  Изучить содержание и основные принципы организации финансовой работы на предприятии; ознакомиться со структурой и основными функциональными обязанностями отдельных финансовых служб предприятия; рассмотреть порядок организации финансовой работы предприятия на примере ЗАО Алтайстройдеталь; предложить мероприятия по совершенствованию финансовой деятельности предприятия.
73995. Экономическая политика первых лет Советской власти: от военного коммунизма к нэпу 17.8 KB
  Вопервых потому что с нэпом часто связывают идеи о возможности осуществления иного нежели сталинский варианта развития страны о возможности иной модели социализма а вовторых борьба в руководстве страны в связи с осуществлением нэпа позволяет понять сущность политической системы СССР сложившейся в результате последующего завершения нэпа. К основным принципам нэпа можно отнести: денационализацию части средней и мелкой промышленности провозглашение свободы торговли допущение частного капитала в экономику в том числе и иностранного ...
73996. Огосударствление экономики СССР.Индустриализация и коллективизация в СССР 28.31 KB
  Необходимость проведения индустриализации в России мало у кого вызывает какиелибо сомнения. Впрочем по вопросу о темпах и методах индустриализации в советском руководстве не существовало единства мнений. оставляла единственную возможность – получить средства для индустриализации за счет мобилизации внутренних ресурсов. С точки зрения наиболее решительных сторонников индустриализации Е.
73997. Основные особенности и этапы внешней политики СССР между двумя мировыми войнами 18.92 KB
  Основные особенности и этапы внешней политики СССР между двумя мировыми войнами. Условия возникновения Советского государства в рамках мировой и гражданской войн активного участия в этом процессе значительного числа иностранных государств и особенности большевистской идеологии с приоритетом в постановке задач общемировым устремлениям во многом обусловили цели и средства внешней политики СССР в 20 30х гг. С другой стороны СССР являлся наследником Российской империи с ее очевидными национальными и государственными интересами защита...
73998. Великая Отечественная война: крупнейшие военные операции 1941 – 1945 годов 21.99 KB
  Великой Отечественной войне первоначальный ход военных действий сложился крайне неблагоприятно для СССР. Суворовым идея неподготовленности СССР к войне оборонительной ввиду подготовки его к войне наступательной иными словами воскрешение еще Гитлером выдвинутой концепции превентивной вынужденной войны с целью обезопасить себя от нападения Красной Армии. Таким образом Советский Союз в упорной борьбе сумел одержать победу в Великой Отечественной и разделить успех с союзниками по антигитлеровской коалиции во II мировой войне. Полководческое...
73999. Деятельность тыла в Великой Отечественной войне. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 17.77 KB
  Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Благодаря высокому уровню централизации государственного хозяйства в первые же месяцы войны удалось обеспечить его перестройку на военномобилизационный лад. Успех во многом определялся удачной организацией управления страной в условиях войны: при всех своих издержках советская система как раз и была предназначена для действия в условиях чрезвычайных обстоятельств для быстрой и решительной мобилизации имеющихся ресурсов и их перераспределения в соответствии с первоочередными...