82497

Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

максимизировать совокупную полезность. Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов дохода. Рациональное потребительское потребление предполагает что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия если он не может увеличить совокупную полезность при данной величине своего дохода и существующих ценах увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Русский

2015-02-27

37.73 KB

11 чел.

Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм.

Теория потребительского поведения Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом теория потребительского потребления связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен. Рациональное потребительское потребление предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Предпосылки анализа потребительского поведения: - множественность видов потребления – каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ; - ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести большее количество благ; - транзитивность – постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой); - взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида; - убывающая предельная полезность – с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается. Основные направления теории потребительского поведения Кардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число) Ординалистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число)

Кардиналистическая теория потребительского поведения Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности – «утили»). Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров

Ординалистическая теория полезности Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ. Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя. Карта кривых безразличия – множество кривых безразличия, каждая их которых представляет собой различный уровень совокупной полезности. Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность приносимая набором товаров. Бюджетная линия (BL) показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах Любая точка лежащая на бюджетной линии доступна потребителю, т.е. его доход и существующие цены позволяют ему купить любой набор товаров X и Y. Бюджетная линия: - сдвигается вправо, когда доход потребителя увеличивается или цены товаров снижаются одинаково; - сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров возрастают одинаково; - меняет угол наклона, когда цены товаров изменяются непропорционально. Потребитель находится в равновесии, если приобретает набор товаров соответствующей точке самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющемся в его распоряжении доходе.

Равновесное положение потребителя достигается в точке е, в которой бюджетная линия (BL) касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия - U2. Потребителю доступны и комбинации товаров X и Y, лежащие на кривой безразличия U1 (точки a и b), однако последние соответствуют меньшей совокупности полезности, так как они расположены на кривой безразличия, более близкой к началу координат. В то же время наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия U3, обладают для потребителя большей полезностью, но недоступны ему в силу его бюджетного ограничения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13448. Понятие об электрическом сопротивлении и проводимости 36.04 KB
  Понятие об электрическом сопротивлении и проводимости Любое тело по которому протекает электрический ток оказывает ему определенное сопротивление. Свойство материала проводника препятствовать прохождению через него электрического тока называется электрическим с
13449. Внешняя политика афинской Архэ в V веке до нашей эры 233 KB
  Целью Первого Афинского морского союза являлась борьба с Персией, чтобы освободить ещё подвластных персам греков и отомстить за персидские походы на Элладу. Афиняне выбирали ежегодно десять эллинотамиев для заведования союзной казной...
13450. Психологические причины девиантного поведения подростков 275 KB
  Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод
13451. Створення власного електронного магазина 744 KB
  Лабораторна робота №2/1 Створення власного електронного магазина Спрощена інструкція по роботі з конструктором електронних магазинів JShop Professional 1. Створення папки де будуть зберігатися всі елементи власного електронного магазину. Створіть папку присвоївши ї...
13452. Методичні вказівки щодо використання програмного продукту PGP зля захисту інформації в економічних інформаційних системах 1.71 MB
  Методичні вказівки щодо використання програмного продукту PGP зля захисту інформації в економічних інформаційних системах 1. Види загроз безпеці інформації в економічних інформаційних системах ЕІС та основні технологічні засоби для захисту інформації 1.1. Основ
13453. Розробка комерційних інтернет проектів. Віртуальний магазин, віртуальне підприємство 101 KB
  Лабораторна робота №1.1 До кожної теми розроблено декілька лабораторних робіт. На лабораторних заняттях виконуються лабораторні роботи за вказівкою викладача. Лабораторні роботи які позначені виконуються додатково за бажанням студента ОПИС ЕЛЕКТРОННОГО МАГАЗ...
13454. Методы сетевого планирования Сетевые технологии 518 KB
  Управление проектами Лабораторная работа № 1.Методы сетевого планирования Сетевые технологии Сетевые технологии относятся к наиболее распространенным технологиям планирования и контроля реализации сложных мероприятий т.е. проектов. Они базируются на теории граф
13455. Cоздание нового проекта в MS Project 363.02 KB
  Урок 1. Планирование работ в Microsoft Project Cоздание нового проекта в MS Project Для примера рассмотрим проект по проектированию и разработке сайтавизитки магазина с использованием cms. Первыми шагами при создании календарного плана проекта являются: запуск нового плана проек
13456. Планирование ресурсов и создание назначений в Microsoft Project 146.5 KB
  Урок 2. Планирование ресурсов и создание назначений в Microsoft Project После того как определен состав задач нужно определить кто эти задачи будет исполнять и какое оборудование будет использоваться. Для этого нужно ввести в план проекта список ресурсов и информацию о них а з