825

Схемы автоматизации технологических процессов

Лекция

Производство и промышленные технологии

На схеме автоматизации упрощенно изображают технологический агрегат и располагают приборы и средства автоматизации в условных изображениях с указанием связей между ними. Буквенные условные обозначения приборов и средств автоматизации.

Русский

2013-01-06

106.5 KB

101 чел.

Лекция 4

Схемы автоматизации технологических процессов

Схемы автоматизации являются основными чертежами, определяющими построение системы автоматического управления технологической установкой.   Системы автоматизации на этих схемах представляют в виде блоков автоматического контроля управления и регулирования, дающих полное представление об оснащении объекта  приборами и средствами  автоматизации, включая средства  телемеханики и вычислительной техники.

На схеме автоматизации упрощенно изображают технологический агрегат и располагают приборы и средства автоматизации в условных изображениях с указанием связей между ними.

Основные условные изображения приборов и средств автоматизации (ГОСТ  21.404.– 85), приведены в таблице 4.1. Для обозначения измеряемых и регулируемых величин и функциональных признаков приборов приняты прописные буквы латинского алфавита – таблица 4.2.

Т а б л и ц а  4.1. Условные обозначения приборов и средств автоматизации.

Наименование

Обозначение

Первичный измерительный преобразователь (датчик), прибор (контролирующий, регулирующий):

Базовое обозначение:

Допускаемое значение:

Прибор устанавливаемый на щите:

Исполнительный механизм:

Регулирующий орган:

Линия связи:

Пересечение линий связи:

- без соединения друг с другом;

- с соединением между собой.

Т а б л и ц а  4.2. Буквенные условные обозначения приборов и средств автоматизации.

Обозначение

латинской

буквы

Измеряемая

Величина

Функции,

выполняемые

прибором

Основное

значение

первой

буквы

Дополнительное

значение,

уточняющее

значение,

первой буквы

Отображение

информации

Формирование

выходного

сигнала

Дополнительное

значение

1

2

3

4

5

6

A

Сигнализация

B

Топливо,

горение

C

Регулирование,

управление

D

Плотность

Разность,

Перепад

E

Любая

электрическая

величина

Чувствительный

элемент

F

Расход

Соотношение,

доля, дробь

G

Размер,

положение,

перемещение

H

Ручное воздействие

Верхний предел измеряемой величины

I

Показание

J

Автоматическое

переключение

K

Время,

временная

программа

Станция

управления

L

Уровень

Нижний предел

измеряемой

величины

M

Влажность

O,N

Резервные

буквы

P

Давление,

вакуум

Q

Величина,

характеризующая

качество: состав,

концентрацию и т.д.

Интегрирование,

суммирование

по времени

R

Радиоактивность

Регистрация

S

Скорость,

частота

Включение,

переключение

отключение,

сигнализация


Продолжение табл.4.2

1

2

3

4

5

6

T

Температура

Дистанционная

передача

U

Несколько

разнородных

измеряемых

величин

V

Вязкость

W

Масса

Y

Преобразова-

ние

В верхней части окружности, обозначающей прибор, проставляют буквенное обозначение измеряемой величины и функционального признака прибора, в нижней – позиционное обозначение, служащее для нумерации.

Порядок расположения буквенных обозначений следующий:

  1.  обозначение основной измеряемой величины;
  2.  обозначение, уточняющее (если это необходимо), основную измеряемую величину;
  3.  обозначение функционального признака прибора: если их несколько, то  порядок обозначений следующий: IRCSA.
  4.  В нижней части окружности показывают позиционное обозначение, состоящее из арабской цифры и русской буквы.

Пример построения условного обозначения:  

          1   2   3   4   5    6

                                           7

1) Основное обозначение измеряемой величины:  P – давление.

2) Уточняющее обозначение измеряемой величины: D – перепад.

3;4;5;6) Функциональные признаки прибора: I – показание, R–регистрация,

C – регулирование, S – переключение.

7) Позиционное обозначение прибора, включающееся в спецификацию – 1г. Следовательно, прибор, показанный на примере, предназначен для показания, регистрации, регулирования и переключения при определенном значении перепада давления. Прибор устанавливается на щите.


Т а б л и ц а  4.3. Примеры построения условных обозначений (ГОСТ 21.404-85)

Наименование

Обозначение

Первичный измерительный преобразователь (чувствительный элемент) для измерения температуры установленный по месту (термометр термоэлектрический, термометр сопротивления, датчик пирометра и т.п.).

Прибор для измерения температуры:

         показывающий, установленный по месту (термометр                                                      ртутный и т.п.);

         показывающий, установленный на щите (милливольтметр, потенциометр, мост автоматический и т.п.);

        бесшкальный с дистанционной передачей показаний, установленный по месту;

        регистрирующий, установленный на щите;

         

       показывающий, регистрирующий, установленный на щите (потенциометр, многоточечный и т.п.);

       регистрирующий, регулирующий, установленный на щите (регулирующий потенциометр и т.п.).

Регулятор температуры бесшкальный, установленный на щите.

Прибор для измерения расхода:

       показывающий, регистрирующий, установленный на щите;

       показывающий, интегрирующий, установленный по месту;

       показывающий, интегрирующий, с устройством для выдачи сигнала после прохождения заданного количества вещества, установленный на щите.

Прибор для измерения качества продукта показывающий, установленный по месту (газоанализатор на кислород).

Переключатель электрических цепей измерения (управления), установленный на щите.

Аппаратура для ручного дистанционного управления, установленная на щите (кнопка, ключ управления).

Указатель положения, установленный на щите (например, указатель положения регулирующего органа).

Преобразователь сигнала, установленный по месту (например, преобразователь давления в электрический сигнал).

Вычислительное устройство, выполняющее функцию умножения на постоянный коэффициент k, установленное на щите.

 

 

 

 

  

            

    

     

     

     

     

     

     

В табл. 4.3. приведены примеры построения условных обозначений в основном для приборов измерения и регулирования температуры и расхода. В ряде случаев для конкретизации измеряемой величины, например, концентрации, около окружности (справа вверху) указывается наименование или символ измеряемой величины: рН, О2, СО2 и т.д.

Около обозначения преобразователей и вычислительных устройств (справа вверху) указываются дополнительные обозначения, характеризующие операцию (см. табл. 4.4)

Т а б л и ц а 4.4. Дополнительные обозначения  преобразователей и вычислительных устройств.

Вычислительная операция, выполняемая устройством

Обозначение, характеризующее операцию

Род сигнала

Электрический

Е

Пневматический

Р

Гидравлический

G

Виды сигнала

Аналоговый

А

Дискретный

D

Операции, выполняемые вычислительным устройством

Суммирование

Σ

Умножение сигнала на постоянный коэффициент

             k

Перемножение двух и более сигналов друг на друга

Деление сигналов друг на друга

:

Возведение величины сигнала f в степень n

fn

извлечение из величины сигнала f корня степени n

логарифмирование

lg

дифференцирование

dx/dt

интегрирование

изменение знака сигнала

х(–1)

ограничение верхнего значения сигнала

max

ограничение нижнего значения сигнала

min.

  

Пример:  Рассмотрим схему функциональной структуры САР расхода             топлива в агрегате.

   

Спецификация

Обозначение

Наименование

Количество

Примечание

Диафрагма камерная ДКС

1

Манометр Сапфир 22ДД

1

Блок извлечения корня БИК –1

1

Ручной задатчик РЗД-22

1

Показывающий прибор Диск-250и

1

Регулятор давления Ремиконт Р-130

1

Исполнительный механизм МЭО

1

Поворотная заслонка

1

          


P   D   I   R C   S

             


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22082. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ 51.5 KB
  За последние пять лет по России число школьников и студентов употребляющих наркотики возросло более чем в 8 раз. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том что более 17 их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4 подростков употребляют наркотики систематически. Исследование выявило что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем это 1517 лет однако есть много и таких которые...
22083. Педагогика творчества 94.5 KB
  Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей то мы получим график в виде колокола: 22 сверходаренные дети; 135 выше нормы; 682 детей имеют средний интеллект; 135 ниже нормы; 22 умственно отсталые. Творческих детей отличает живое воображение включение элементов игры в выполнение задач изобретательность богатая фантазия нестандартность мышления отличная память в сочетании с ранним языковым развитием способность к классификации Барьерами тормозящими раскрытие творческого потенциала личности...
22084. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ 38 KB
  Подростки особенно социально неблагополучные всегда тянутся к силе а объединение в группы намного ее увеличивает. Особенно велика в психологическом отношении роль тусовок мест сбора подростков где подростки группируются оформляясь в криминогенные группы. Вопервых это руководство молодежной группировкой взрослого опытного преступника; вовторых включение подростковой группы в преступную группу взрослых преступников; втретьих подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности общему командованию; вчетвертых четкое...
22085. ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 35.5 KB
  Он считал что религия это ответ на определенные условия существования человека и общества она отвечает важным социальным потребностям. Религия система верований и ритуалов на основе которых группа людей объясняет то что находит сверхъестественным и священным. религия помогает человеку понять объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь.
22086. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 46.5 KB
  педагогики и соц.Методика и технология работы соц. Соц.
22087. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 49 KB
  Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума разрушила их стереотип самовосприятия поселила в них неуверенность низкую самооценку. Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.неблагополучные семьи аморальные пед.
22088. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬЕЙ 84.5 KB
  Роль и значение семьи в обществе. Функции семьи. Периоды развития семьи. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Семья неотъемлемая ячейка общества ни одна нация ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи.
22089. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 57.5 KB
  Особенности детейсирот.В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детейсирот. В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
22090. Средства массовой информации 40 KB
  СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества включая политику здравоохранение образование религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса. Актуальность данной темы заключается в том что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Таким образом благодаря СМИ формируется общественное мнение состояние массового сознания заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к...