825

Схемы автоматизации технологических процессов

Лекция

Производство и промышленные технологии

На схеме автоматизации упрощенно изображают технологический агрегат и располагают приборы и средства автоматизации в условных изображениях с указанием связей между ними. Буквенные условные обозначения приборов и средств автоматизации.

Русский

2013-01-06

106.5 KB

103 чел.

Лекция 4

Схемы автоматизации технологических процессов

Схемы автоматизации являются основными чертежами, определяющими построение системы автоматического управления технологической установкой.   Системы автоматизации на этих схемах представляют в виде блоков автоматического контроля управления и регулирования, дающих полное представление об оснащении объекта  приборами и средствами  автоматизации, включая средства  телемеханики и вычислительной техники.

На схеме автоматизации упрощенно изображают технологический агрегат и располагают приборы и средства автоматизации в условных изображениях с указанием связей между ними.

Основные условные изображения приборов и средств автоматизации (ГОСТ  21.404.– 85), приведены в таблице 4.1. Для обозначения измеряемых и регулируемых величин и функциональных признаков приборов приняты прописные буквы латинского алфавита – таблица 4.2.

Т а б л и ц а  4.1. Условные обозначения приборов и средств автоматизации.

Наименование

Обозначение

Первичный измерительный преобразователь (датчик), прибор (контролирующий, регулирующий):

Базовое обозначение:

Допускаемое значение:

Прибор устанавливаемый на щите:

Исполнительный механизм:

Регулирующий орган:

Линия связи:

Пересечение линий связи:

- без соединения друг с другом;

- с соединением между собой.

Т а б л и ц а  4.2. Буквенные условные обозначения приборов и средств автоматизации.

Обозначение

латинской

буквы

Измеряемая

Величина

Функции,

выполняемые

прибором

Основное

значение

первой

буквы

Дополнительное

значение,

уточняющее

значение,

первой буквы

Отображение

информации

Формирование

выходного

сигнала

Дополнительное

значение

1

2

3

4

5

6

A

Сигнализация

B

Топливо,

горение

C

Регулирование,

управление

D

Плотность

Разность,

Перепад

E

Любая

электрическая

величина

Чувствительный

элемент

F

Расход

Соотношение,

доля, дробь

G

Размер,

положение,

перемещение

H

Ручное воздействие

Верхний предел измеряемой величины

I

Показание

J

Автоматическое

переключение

K

Время,

временная

программа

Станция

управления

L

Уровень

Нижний предел

измеряемой

величины

M

Влажность

O,N

Резервные

буквы

P

Давление,

вакуум

Q

Величина,

характеризующая

качество: состав,

концентрацию и т.д.

Интегрирование,

суммирование

по времени

R

Радиоактивность

Регистрация

S

Скорость,

частота

Включение,

переключение

отключение,

сигнализация


Продолжение табл.4.2

1

2

3

4

5

6

T

Температура

Дистанционная

передача

U

Несколько

разнородных

измеряемых

величин

V

Вязкость

W

Масса

Y

Преобразова-

ние

В верхней части окружности, обозначающей прибор, проставляют буквенное обозначение измеряемой величины и функционального признака прибора, в нижней – позиционное обозначение, служащее для нумерации.

Порядок расположения буквенных обозначений следующий:

  1.  обозначение основной измеряемой величины;
  2.  обозначение, уточняющее (если это необходимо), основную измеряемую величину;
  3.  обозначение функционального признака прибора: если их несколько, то  порядок обозначений следующий: IRCSA.
  4.  В нижней части окружности показывают позиционное обозначение, состоящее из арабской цифры и русской буквы.

Пример построения условного обозначения:  

          1   2   3   4   5    6

                                           7

1) Основное обозначение измеряемой величины:  P – давление.

2) Уточняющее обозначение измеряемой величины: D – перепад.

3;4;5;6) Функциональные признаки прибора: I – показание, R–регистрация,

C – регулирование, S – переключение.

7) Позиционное обозначение прибора, включающееся в спецификацию – 1г. Следовательно, прибор, показанный на примере, предназначен для показания, регистрации, регулирования и переключения при определенном значении перепада давления. Прибор устанавливается на щите.


Т а б л и ц а  4.3. Примеры построения условных обозначений (ГОСТ 21.404-85)

Наименование

Обозначение

Первичный измерительный преобразователь (чувствительный элемент) для измерения температуры установленный по месту (термометр термоэлектрический, термометр сопротивления, датчик пирометра и т.п.).

Прибор для измерения температуры:

         показывающий, установленный по месту (термометр                                                      ртутный и т.п.);

         показывающий, установленный на щите (милливольтметр, потенциометр, мост автоматический и т.п.);

        бесшкальный с дистанционной передачей показаний, установленный по месту;

        регистрирующий, установленный на щите;

         

       показывающий, регистрирующий, установленный на щите (потенциометр, многоточечный и т.п.);

       регистрирующий, регулирующий, установленный на щите (регулирующий потенциометр и т.п.).

Регулятор температуры бесшкальный, установленный на щите.

Прибор для измерения расхода:

       показывающий, регистрирующий, установленный на щите;

       показывающий, интегрирующий, установленный по месту;

       показывающий, интегрирующий, с устройством для выдачи сигнала после прохождения заданного количества вещества, установленный на щите.

Прибор для измерения качества продукта показывающий, установленный по месту (газоанализатор на кислород).

Переключатель электрических цепей измерения (управления), установленный на щите.

Аппаратура для ручного дистанционного управления, установленная на щите (кнопка, ключ управления).

Указатель положения, установленный на щите (например, указатель положения регулирующего органа).

Преобразователь сигнала, установленный по месту (например, преобразователь давления в электрический сигнал).

Вычислительное устройство, выполняющее функцию умножения на постоянный коэффициент k, установленное на щите.

 

 

 

 

  

            

    

     

     

     

     

     

     

В табл. 4.3. приведены примеры построения условных обозначений в основном для приборов измерения и регулирования температуры и расхода. В ряде случаев для конкретизации измеряемой величины, например, концентрации, около окружности (справа вверху) указывается наименование или символ измеряемой величины: рН, О2, СО2 и т.д.

Около обозначения преобразователей и вычислительных устройств (справа вверху) указываются дополнительные обозначения, характеризующие операцию (см. табл. 4.4)

Т а б л и ц а 4.4. Дополнительные обозначения  преобразователей и вычислительных устройств.

Вычислительная операция, выполняемая устройством

Обозначение, характеризующее операцию

Род сигнала

Электрический

Е

Пневматический

Р

Гидравлический

G

Виды сигнала

Аналоговый

А

Дискретный

D

Операции, выполняемые вычислительным устройством

Суммирование

Σ

Умножение сигнала на постоянный коэффициент

             k

Перемножение двух и более сигналов друг на друга

Деление сигналов друг на друга

:

Возведение величины сигнала f в степень n

fn

извлечение из величины сигнала f корня степени n

логарифмирование

lg

дифференцирование

dx/dt

интегрирование

изменение знака сигнала

х(–1)

ограничение верхнего значения сигнала

max

ограничение нижнего значения сигнала

min.

  

Пример:  Рассмотрим схему функциональной структуры САР расхода             топлива в агрегате.

   

Спецификация

Обозначение

Наименование

Количество

Примечание

Диафрагма камерная ДКС

1

Манометр Сапфир 22ДД

1

Блок извлечения корня БИК –1

1

Ручной задатчик РЗД-22

1

Показывающий прибор Диск-250и

1

Регулятор давления Ремиконт Р-130

1

Исполнительный механизм МЭО

1

Поворотная заслонка

1

          


P   D   I   R C   S

             


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52355. Begrüssung, Bekanntschaft 58.5 KB
  Es ist sehr angenehm Sie zu treffen! Рад встретиться! Es ist sehr angenehm Sie kennen zu lernen! Рад познакомиться! Ich habe viel Gutes über Sie gehört! Я слышал о вас много хорошего! Endlich sieht man sich wieder! Сколько лет, сколько зим! ( Наконец-то мы снова увиделись!)
52356. Болота, їх типи, поширення 99.5 KB
  Обладнання: фізична карта України та фізична карта півкуль, комп’ютер, проектор, мультимедійна дошка, підручник, зразки торфу Тип уроку: вивчення нового матеріалу царство Гідросфера царівна Гідра Світовий океан Води суходолу океани річки моря...
52357. «Бонапартистський переворот» 1851 р. і встановлення Другої імперії 66.5 KB
  МЕТА: Визначити особливості розвитку Франції в період Другої імперії. атлас сигнальні картки картки для індивідуальної роботи схема Результати плебісциту у Франції в період Другої імперії картка з основними положеннями Конституції 1852 р. брошура Останній монарх Франції портрет Наполеона ІІІ. Охарактеризувати Червневе повстання у Франції 1848 р.
52358. Види вправ по відпрацюванню навичок способу читання, швидкості, правильності та виразності 619.5 KB
  Вправи на тренування чіткої вимови, розвиток уваги до слова та його частин сприяють поліпшенню правильності читання на розвиток. Завдання на розвиток периферичного зору, вдосконалення здатності передбачати наступні літери, слова формують вміння швидко читати тощо.
52359. This Magic World of Books 81.5 KB
  Цілі: практична: узагальнити та закріпити лексикограматичний матеріал Pssive Voice Present Perfect; тренувати учнів в аудіюванні та читанні; формувати навички діалогічного та монологічного мовлення у парній та груповій роботі; практикувати учнів в письмі; розвивальна: розвивати мовну здогадку та мовленнєву реакцію учнів вміння характеризувати літературних героїв; довготривалу та оперативну пам'ять; стимулювати логічне мислення уяву; розширювати загальний світогляд; виховна: виховувати...
52360. Книги в нашому житті 52 KB
  Today we are going to talk about the role of books in the people’s life, and about people who write books. We want to listen to your opinions about reading, about your favourite books, and their authors. I hope you will be energetic and active.
52361. Books in our life. Libraries in Ukraine 43 KB
  Objectives: to give some information about libraries in Ukraine; to develop communicative abilities of pupils; to practice pupils in speaking, reading, writing.
52362. Books in our life 771 KB
  Good afternoon, pupils and guests! Im glad to see you. Look at the screen and you can easily guess the topic of our lesson. “Reading makes a full man”, said Francis Bacon. Do you agree with him? Have you guessed the topic of the lesson? So, the topic is “Books in our life”.
52363. BOOKS ARE OUR FRIENDS. THE BIOGRAPHY OF M. TWAIN 42.5 KB
  You are right. They are books and the name of our lesson is “Books are our Friends”. The motto of the lesson is “The more we read, the more we know”. The main task of our lesson is to summarize the information you have learnt about books. Well practice the word that you have learnt in the previous lessons, listen to the text about Mark Twain and speak on it, enjoy the time of our communication and learning.)