82508

Общая характеристика мусульманской правовой семьи

Доклад

Мировая экономика и международное право

История развития мусульманской правовой системы неразрывно связана с формированием мусульманской религиозной культуры. Но в Коране было упомянуто о том что мнение единое во всей мусульманской общине не может быть неверным. Иджма мнение по правовым вопросам авторитетных ученыхтеологов которое представлено как мнение всей мусульманской общины.

Русский

2015-02-27

28.91 KB

1 чел.

Общая характеристика мусульманской правовой семьи.

История развития мусульманской правовой системы неразрывно связана с формированием мусульманской религиозной культуры. Первым и древнейшим источником этой культуры и этой правовой системы был

1. Коран. Предание гласит, что Коран это записанное со слов архангела Джабраила (Гавриила) неграмотным Магометом откровение Аллаха, содержащее в себе высшую мудрость, каждая его сура представляет собой универсальное и неоспоримое правило или непреложную истину (если книги противоречат Корану - они вредны, если книги повторяют Коран - они излишни). Если в европейской правовой системе предполагается, что в правотворчестве отражается изменчивое содержание права, то для мусульманского правоведа основная задача заключается в том, чтобы своими несовершенными средствами попытаться выразить вечное и неизменно справедливое содержание права, которое составляет часть божественного откровения и потому неоспоримо. Всякое изменение здесь - это попытка совершенствования инструментов трансляции этого вечного правового содержания, но ни в коем случае не отражение изменений в правовом содержании. Теория естественного права здесь не имеет смысла Коран и есть высшее право и над ним никакого более высокого права быть принципиально не может. Однако, практика явно перестала укладываться в предписания Корана уже в первые десятилетия существования ислама. В качестве дополнительного источника стала использоваться

2. Сунна - свод преданий о жизни Магомета, его поступках в тех или иных ситуациях. Здесь сработало вполне логичное предположение, жизнь человека, которому Аллах доверил откровение является идеальной для всякого мусульманина. Однако, жизнь не стояла на месте возникали новые правоотношения, мусульмане из группы полудиких племен из аравийской пустыни превратились во властителей всей Передней и Малой Азии и значительной части Африки, судьи даже путем самых изощренных толкований уже не могли решать дела на основе Корана и Сунны. Но, в Коране было упомянуто о том, что мнение, единое во всей мусульманской общине не может быть неверным. Стала активно использоваться

3. Иджма - мнение по правовым вопросам авторитетных ученых-теологов, которое представлено как мнение всей мусульманской общины. Этот источник был бы идеальным, если бы теологи всегда соглашались между собой. Однако, началась “эпоха исканий”. Теологи разбились на враждующие группировки, по разному толковавшие Коран и Сунну, возникли споры и в отношении значения Сунны. В десятом веке практически одновременно во всех мусульманских странах постановлениями духовных иерархов “ворота исканий были закрыты”, но несмотря на эти пожарные меры уже образовались

4. Толки - различные варианты истолкования Корана, Сунны и иджмы. Каждый толк представляет собой систему оснований и принципов истолкования от которых часто зависит решение дела (например, в Саудовской Аравии женщинам разрешено управлять автомобилем, в Кувейте нет). В 11-12 вв. вой толк имела любая секта и тем более все основные направления ислама. Сегодня во всяком мусульманском государстве, по отношению к правовым вопросам существует свой толк, хотя формально они находятся в рамках того или иного течения в исламе, в число которых входят:

- суннитский толк (исповедуют более 80% мусульман);

- шиитский толк (исповедуют более 10% мусульман);

Остальные 8 – 10% мусульман исповедуют самые различные толки, начиная от мистического суфийского толка, требующего от своих последователей полного отрешения от земных благ, и заканчивая такими экстремистскими толками, как ваххабизм.

Возникновение толков и запрет на внесение изменений в иджму привело к окостенению мусульманской правовой системы. Для того, чтобы как-то разрешить ситуацию стали использовать

5. Кийяс - очень похожая на прецедентную систему система толкований на основе Корана, Сунны, иджмы и толка по конкретным делам (пример с правосторонним движением). Однако кийяс формировался достаточно длительное время и на местах стали использовать

6. Адаты - система местных обычаев, не противоречащих установлениям ислама.

Не образуют специальных источников, но играют очень важную роль в применении права относительно систематизированные сборники преданий о коранических событиях и жизни пророка Мухаммеда, - хадисы.

Аналогичным образом не образуют самостоятельного источника права, но играют важную роль в толковании права мнения авторитетных богословов по отдельным вопросам – фетвы.

В результате развития мусульманской правовой системы сформировалась уникальная система правового регулирования – фикх, который является составной частью всей совокупности предписаний, обязательных для мусульманина, – шариата. В отличие от правового регулирования в Европе, где поведение делится на правомерное и неправомерное, фикх разделяет поведение на пять разновидностей:

1. Обязательные. 2. Поощряемые. 3. Безразличные. 4. Порицаемые. 5. Запрещенные.

Если за совершение запрещенных и невыполнение обязательных поступков применяются меры юридической ответственности, то за желаемые предусмотрены меры религиозного поощрения (например, упоминание на проповеди, в Иране - торжественное вручение экземпляра Корана), за порицаемые предусмотрены меры религиозного порицания (вроде епитимьи).

Сегодня в мусульманской правовой семье возрастает роль светских нормативных актов, что связано со стремительными изменениями, происходящими в социальных отношениях. Так, Основной низам Саудовской Аравии провозглашает, что конституцией королевства является Коран, однако уже в шестой главе этого акта нет ни одного упоминания религиозных норм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28650. Суд и судебный процесс в 15-17 вв. Зарождение и развитие розыскной системы следственного процесса 14.4 KB
  Суд и судебный процесс в 1517 вв. госво сосредоточило в своих руках судебные фции по всем важным делам что было закреплено Судебником 1497 г. Вотчинные и поместные суды постепенно теряют свое значение. Судебник Ивана III провозглет гл.
28651. Соборное Уложение 1649 г. Привилегии феодалов, право дворян на землю. Понятие преступления. Группы и виды преступлений и наказаний по Соборному уложению 14.52 KB
  Группы и виды преступлений: апротив веры богохульство нарушение порядка в церкви бгосударственные против основ государственной власти лично против царя впротив порядка управления подделка печатей фальшивомонетничество в воинские дезертирство побег с поля боя гпротив личности: убийство наиболее тяжкое слугагосподина женамужа нанесение телесных повреждений оскорбление словом делом. димущественные кража грабеж разбой епротив нравственности сводничество нарушение семейных уставов.
28652. Становление и развитие абсолютной монархии в конце XVII-XVIII вв. 13.74 KB
  правля госва при котй власть монарха не ограничена никакими учреждениями и законами. признаки: вся полнота гос. Монарх как глава госва являлся также верховным главнокомандующим вооруженных сил страны главой церкви ему принадлежала высшая законодатя испная и судебная власть. В период AM харно усиление роли госва отразившееся во внеш.
28653. Общественный строй России в начале XVIII в. Сословные реформы Петра I. Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. Введение подушной подати. Уничтожение холопства 14.93 KB
  Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. был принят Указ о подушной переписи котй закреплял привилегированное положе дворянства. Рассммый период харся консолидацией дворянства в единое сословие.
28654. Государственный строй России в начале XVIII в. Образование Российской империи. Реформы центральных органов государственного управления. Сенат. Синод. Коллегии 13.76 KB
  Реформы центральных органов государственного управления. Социальноэкое развитие рост сопротивления крестьянства тяжёлые войны диктовали необхть серьёзных реформ госго аппарат проведение котх привело к созданию централизованной системы органов управления. Претерпела изменения также система местного управления. В губерниях и провинциях было учреждено большое число различных должностных лиц ведавших отдельными вопросами управления.
28655. Реформы Петра I: военная, судебная, губернская и др 15.32 KB
  Император обозначил задачи коте возлагались на полицию: борьба с угой преступтью охрана общго порядка обеспече санитарной и пожарной безопти борьба с нищенством проституцией пьянством азартными играми контроль за соблюдением паспортного выдавались на 3 г режима и ловля беглых и беспаспортных. стало вводиться новое территориальное деление госва: Россия была разделена на 8 губерний по котм расписали все уезды и города. Во главе судебной системы стоял монарх котй решал самые важные госые дела. По его инициативе возникли...
28656. Разложение феодально-крепостнического строя и развитие буржуазных отношений в первой половине XIX в. Изменение в общественном строе 14.26 KB
  Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. В разви правового положя духва необхо отметить 2 след. было предоставлено право покупать земли. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп.
28657. Кризис феодально-крепостнического строя в России и падение крепостнического права в 60-е гг. XIX в. Развитие капитализма в России 13.14 KB
  Посессионная промсть окончательно показала свою экую несостоятельность в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Вотчинная промсть основанная на труде крепостных крестьян также приходила в упадок. В то же время активно развивалась капиталистичя промть купеческая и крестьянская. Рост капиталистой промти в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук.
28658. Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в. 15.01 KB
  Для разработки проекта реформы в 1857 г. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты их предложения обрабатывали редакционные комиссии Я. Текущую деятть по подготовке реформы возглавлял зам. Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущния реформы: первоначально помещик сохранял право собстти на земли полученные крестьянами в резте реформы за коте последние меннообязанными и фактически зависели от помещика.