82508

Общая характеристика мусульманской правовой семьи

Доклад

Мировая экономика и международное право

История развития мусульманской правовой системы неразрывно связана с формированием мусульманской религиозной культуры. Но в Коране было упомянуто о том что мнение единое во всей мусульманской общине не может быть неверным. Иджма мнение по правовым вопросам авторитетных ученыхтеологов которое представлено как мнение всей мусульманской общины.

Русский

2015-02-27

28.91 KB

0 чел.

Общая характеристика мусульманской правовой семьи.

История развития мусульманской правовой системы неразрывно связана с формированием мусульманской религиозной культуры. Первым и древнейшим источником этой культуры и этой правовой системы был

1. Коран. Предание гласит, что Коран это записанное со слов архангела Джабраила (Гавриила) неграмотным Магометом откровение Аллаха, содержащее в себе высшую мудрость, каждая его сура представляет собой универсальное и неоспоримое правило или непреложную истину (если книги противоречат Корану - они вредны, если книги повторяют Коран - они излишни). Если в европейской правовой системе предполагается, что в правотворчестве отражается изменчивое содержание права, то для мусульманского правоведа основная задача заключается в том, чтобы своими несовершенными средствами попытаться выразить вечное и неизменно справедливое содержание права, которое составляет часть божественного откровения и потому неоспоримо. Всякое изменение здесь - это попытка совершенствования инструментов трансляции этого вечного правового содержания, но ни в коем случае не отражение изменений в правовом содержании. Теория естественного права здесь не имеет смысла Коран и есть высшее право и над ним никакого более высокого права быть принципиально не может. Однако, практика явно перестала укладываться в предписания Корана уже в первые десятилетия существования ислама. В качестве дополнительного источника стала использоваться

2. Сунна - свод преданий о жизни Магомета, его поступках в тех или иных ситуациях. Здесь сработало вполне логичное предположение, жизнь человека, которому Аллах доверил откровение является идеальной для всякого мусульманина. Однако, жизнь не стояла на месте возникали новые правоотношения, мусульмане из группы полудиких племен из аравийской пустыни превратились во властителей всей Передней и Малой Азии и значительной части Африки, судьи даже путем самых изощренных толкований уже не могли решать дела на основе Корана и Сунны. Но, в Коране было упомянуто о том, что мнение, единое во всей мусульманской общине не может быть неверным. Стала активно использоваться

3. Иджма - мнение по правовым вопросам авторитетных ученых-теологов, которое представлено как мнение всей мусульманской общины. Этот источник был бы идеальным, если бы теологи всегда соглашались между собой. Однако, началась “эпоха исканий”. Теологи разбились на враждующие группировки, по разному толковавшие Коран и Сунну, возникли споры и в отношении значения Сунны. В десятом веке практически одновременно во всех мусульманских странах постановлениями духовных иерархов “ворота исканий были закрыты”, но несмотря на эти пожарные меры уже образовались

4. Толки - различные варианты истолкования Корана, Сунны и иджмы. Каждый толк представляет собой систему оснований и принципов истолкования от которых часто зависит решение дела (например, в Саудовской Аравии женщинам разрешено управлять автомобилем, в Кувейте нет). В 11-12 вв. вой толк имела любая секта и тем более все основные направления ислама. Сегодня во всяком мусульманском государстве, по отношению к правовым вопросам существует свой толк, хотя формально они находятся в рамках того или иного течения в исламе, в число которых входят:

- суннитский толк (исповедуют более 80% мусульман);

- шиитский толк (исповедуют более 10% мусульман);

Остальные 8 – 10% мусульман исповедуют самые различные толки, начиная от мистического суфийского толка, требующего от своих последователей полного отрешения от земных благ, и заканчивая такими экстремистскими толками, как ваххабизм.

Возникновение толков и запрет на внесение изменений в иджму привело к окостенению мусульманской правовой системы. Для того, чтобы как-то разрешить ситуацию стали использовать

5. Кийяс - очень похожая на прецедентную систему система толкований на основе Корана, Сунны, иджмы и толка по конкретным делам (пример с правосторонним движением). Однако кийяс формировался достаточно длительное время и на местах стали использовать

6. Адаты - система местных обычаев, не противоречащих установлениям ислама.

Не образуют специальных источников, но играют очень важную роль в применении права относительно систематизированные сборники преданий о коранических событиях и жизни пророка Мухаммеда, - хадисы.

Аналогичным образом не образуют самостоятельного источника права, но играют важную роль в толковании права мнения авторитетных богословов по отдельным вопросам – фетвы.

В результате развития мусульманской правовой системы сформировалась уникальная система правового регулирования – фикх, который является составной частью всей совокупности предписаний, обязательных для мусульманина, – шариата. В отличие от правового регулирования в Европе, где поведение делится на правомерное и неправомерное, фикх разделяет поведение на пять разновидностей:

1. Обязательные. 2. Поощряемые. 3. Безразличные. 4. Порицаемые. 5. Запрещенные.

Если за совершение запрещенных и невыполнение обязательных поступков применяются меры юридической ответственности, то за желаемые предусмотрены меры религиозного поощрения (например, упоминание на проповеди, в Иране - торжественное вручение экземпляра Корана), за порицаемые предусмотрены меры религиозного порицания (вроде епитимьи).

Сегодня в мусульманской правовой семье возрастает роль светских нормативных актов, что связано со стремительными изменениями, происходящими в социальных отношениях. Так, Основной низам Саудовской Аравии провозглашает, что конституцией королевства является Коран, однако уже в шестой главе этого акта нет ни одного упоминания религиозных норм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61919. Заправочные супы 17.77 KB
  Образовательные задачи урока: Обеспечить в ходе урока закрепление классификации супов значение супов качественных требований общих правил при приготовлении заправочных супов.
61920. Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе 39.37 KB
  Вводная часть а Беседа Учитель: Рассмотрите работы представленные на слайде слайд 2. Это очень древний вид искусства интересный вид художественной деятельности когда из кусочков кожи ткани или бумаги вырезают фигурки а затем наклеивают на основу...
61921. Методическое содержание урока иностранного языка 14.42 KB
  Особенность урока ИЯ заключается в том что он не самостоятельная единица учебного процесса а звено в цепи уроков. Основа для построения урока это совокупность научных положений определяющих его особенности структуру логику и приемы работы.
61923. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУКОЛЬНОМУ ДЕЛУ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ) 2.41 MB
  Кукла - одна из самых древних игрушек и является важным элементом в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника
61924. Методика повторения на уроках русского языка 17.18 KB
  Задача повторения систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков полученных школьниками ранее. При этом на базе повторения грамматики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации можно несколько расширить лексику учащихся исправить...
61925. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГИГИЕНЫ 45.49 KB
  Гигиеническое воспитание состоящее из санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта является одним из основных и доступных мероприятий по первичной профилактике стоматологических заболеваний.
61926. Использование межпредметных связей на уроках физики и биологии 82.1 KB
  Кожура изюма является полупрозрачной мембраной пропускающей молекулы воды и не пропускающей молекулы сахара. Почему через некоторое время пространство заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным...