82510

Общая характеристика российской правовой системы

Доклад

Мировая экономика и международное право

То что правоприменители и граждане столь часто подчиняются правовым обыкновениям даже в ущерб соблюдению норм права связано с историческими особенностями с противодействием монгольскому владычеству и с традиционной либеральностью центральной власти по отношению к местной. Система права стала более упорядоченной. Правда остаются весьма болезненными проблемы соответствия законодательства субъектов федеральному законодательству и отсутствия нормативных актов в ряде важнейших отраслей права экологическом незавершенность налоговой кодификации...

Русский

2015-02-27

27.03 KB

10 чел.

Общая характеристика российской правовой системы.

Российская правовая система формировалась в рамках романо-германской правовой семьи, но в ходе исторического развития приобрела ряд отличительных особенностей, к числу которых можно отнести:

1. Относительно низкий уровень кодификации в советский период. В настоящее время данная особенность проявляется все менее, в будущем вероятно исчезнет.

2. Нарушения принципа системности в законодательстве, особенно в петровский и советский периоды

3. Волюнтаризм законодателя.

Если при самодержавном правлении произвол законодателя ограничивался религиозными лидерами, то начиная с абсолютизма Петра Первого значение этого фактора резко увеличивается, а после установления власти Временного Правительства и до настоящего времени существенно влияет на развитие российской правовой системы. Общественное мнение (точнее -пресса), которое ограничивает волюнтаризм законодателя в западных странах, в России никогда не играло особой роли.

4. Волюнтаризм правоприменителя и граждан.

То, что правоприменители и граждане столь часто подчиняются правовым обыкновениям, даже в ущерб соблюдению норм права связано с историческими особенностями - с противодействием монгольскому владычеству и с традиционной либеральностью центральной власти по отношению к местной. Ситуация несколько изменилась к лучшему в советский период, однако этому предшествовали очень жесткие репрессивные меры. В настоящее время ситуация очень близка к той, которая сложилась при Временном правительстве.

5. Приоритет административных процедур рассмотрения споров в ущерб судебным.

Сейчас Россия находится в переходной фазе развития. Её современная правовая система включает в себя три разновидности элементов (в зависимости от этапа формирования):

1. Сформировавшиеся в советский период.

2. Сформировавшиеся в парламентский период.

3. Сформировавшиеся на современном этапе.

Значение первой и второй группы элементов снижается, но о нем еще нельзя говорить как о ничтожном.

Что касается элементов современного этапа, то здесь можно выделить следующие особенности:

1. Система права стала более упорядоченной. Правда остаются весьма болезненными проблемы соответствия законодательства субъектов федеральному законодательству и отсутствия нормативных актов в ряде важнейших отраслей права (экологическом, незавершенность налоговой кодификации и т.д.).

2. Правовая идеология носит достаточно расплывчатый характер и представляет собой нечто среднее между идеологией права развитого социализма брежневского образца (концепция законности) и естественно-правовой идеологией в её современном французском варианте. Сильны также американские влияния. Существуют также незначительные группы населения, которые придерживаются традиционных религиозных правовых идеологий (в основном - мусульманской, реже христианской, в Бурятии, Калмыкии и Туве - буддистской).

3. Правоприменительная деятельность находится не в самом лучшем состоянии. Проблема заключается как в несовершенстве материальных и технических средств такой деятельности, так и в высоком уровне коррумпированности правоприменительных органов, особенно представленной в форме круговой поруки. Кроме того, налицо структурная деформация правоприменительных органов - отсутствие четких пределов компетенции, двойная компетенция и т.д.

4. Реализация права в основном происходит в форме конформного поведения. Большинство российских граждан при совершении тех или иных деяний ориентируется не столько на требования закона, сколько на оценку допустимости этого деяния их референтной социальной группой (принцип: делаю как все).

5. Правовая культура также не отличается высоким уровнем, однако имеются и некоторые позитивные тенденции, в частности постепенное распространение культуры гражданского правосудия среди достаточно широких кругов населения, во всяком случае - по отношению к правам потребителя, участника долевого строительства и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56017. Симфонія перемоги 88.5 KB
  Перше завдання: обрати вірне твердження. музична форма що складається з теми та її модифікованих повторень Перевірка виконаного завдання. правильна відповідь оцінюється учнями Друге завдання: з поданих слів скласти схему за якою пишеться увертюра...
56018. Главный садовод Украины 58.5 KB
  Цель: познакомить учащихся с жизнью известного помолога, знаменитого ученого-селекционера Украины В.Л. Симиренко; воспитывать гордость за соотечественника, любовь к своей стране, стремление трудиться во имя процветания своей Родины.
56019. Подорож сторінками життя і творчості Василя Симоненка 173 KB
  На лебединих крилах материнства він плив по життю, вірив, що яким би важким воно не було, його треба прожити чесно, в праці. І боровся за це. Він і нині живе серед людей своїм правдивим і щирим словом. Лягають квіти до пам`ятника Василя Симоненка.
56021. Дерева та їхнє символічне значення у поезіях Тараса Григоровича Шевченка (за шкільною програмою) 153.5 KB
  Термін символ поняття надзвичайно складне неоднозначне тому його сутність завжди залишалася й залишається для вчених дискусійним питанням. Критичний огляд різноманітних концепцій символу свідчить про те що цей термін зберіг протягом тисячоліть ясність і прозорість свого вихідного значення.
56022. Музичні символи України 107.5 KB
  Мета: показати учням та допомогти їм усвідомити важливе значення музичних творів-пісень, що стали державними та духовними символами українського народу; на прикладі пісень «Молитва за Україну» музика Лисенка...
56023. Going to the cinema. My favourite film 211.5 KB
  Objectives: - to systematize lexical materials on the topic; to practice the active vocabulary of the topic; to develop speaking, reading, listening skills through various activities; to develop students’ thinking, memory, imagination, attention and creativeness.
56024. Синергетичний підхід до викладання предметів суспільно-політичних наук 123.5 KB
  Водночас духовне відродження суспільства вимагає конкретних змін у діяльності загальноосвітніх шкіл які викликані необхідністю формування суспільно активної творчої особистості що на відміну від людинивиконавця здатна самостійно мислити генерувати нові ідеї приймати сміливі нестандарті рішення. Відомо що реформа освіти одним із завдань має формування творчо мислячої особистості а не стисненої рамками приписів циркулярів наказів тощо. Існує протиріччя між обсягом інформації та можливістю особистості її засвоїти. І тому головною...
56025. Синквейн на уроках математики (на примере работ учащихся 7 класса) 156.5 KB
  Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.