82512

История сравнительного правоведения

Доклад

Мировая экономика и международное право

Сторонники первого похода рассматривающие его лишь как один из научных методов юриспруденции настаивают на древнем происхождении сравнительного правоведения При этом они указывают что еще античные а позже и средневековые философы и законодатели использовали сравнение как метод исследования в целях решения конкретных проблем. При этом иногда указываются такие конкретные даты как 1869 год год основания французского Общества сравнительного законодательства и реже 1900 год. когда был проведен I Международный конгрес сравнительного права.

Русский

2015-02-27

27.8 KB

2 чел.

История сравнительного правоведения.

Сравнительное правоведение прошло большой и сложный путь развития, которое продолжается и по сей день – уточняются его цели и задачи.

Возникают закономерные вопросы: с какого момента берет свое начало сравнительное правоведение? В юридической компаративистике ответ на эти вопрос дан в двух вариантах.

Сторонники первого похода (рассматривающие его лишь как один из научных методов юриспруденции) настаивают на древнем происхождении сравнительного правоведения При этом они указывают, что еще античные, а позже и средневековые философы и законодатели использовали сравнение как метод исследования в целях решения конкретных проблем. Так, сравнение использовалось еще при составлении Солоном и Ликургом первых древнегреческих законов, затем - при разработке в Древнем Риме Законов XII таблиц, образовании римского права с его делением на jus civile и jus genlium, выведении из обычаев различных местностей принципов общего обычного права во Франции в XV веке и принципов немецкого частного права в Германии в XVUI веке, сопоставлении общего права с каноническим правом в Англии в средние века. В результате чего Р Давид указывал, что «сравнение правовых систем, соседствующих на географической карте, - дело столь же давнее, как и сама правовая наука».

Сторонники же второго подхода (рассматривающие сравнительное правоведение как уже сформировавшуюся юридическую науку) датируют время его рождения второй половиной XIX века. При этом иногда указываются такие конкретные даты как 1869 год - год основания французского Общества сравнительного законодательства и (реже) 1900 год. когда был проведен I Международный конгрес сравнительного права.

Отечественные правоведы (в частности О.М Лысенко, В.Д.Ткаченко и др.) выделяют шесть основных этапов в истории формирования и развития сравнительного правоведения.

Первый этап, начавшийся еще во времена античности, характеризуется отдельными попытками сравнительных исследований актов различных государственных образований.

Второй этап, начавшийся в первой половине XIX века, связан с использованием сравнительно-правового метода в истории права (пераые кафедры сравнительного правоведения, созданные в 1831 году в Коледже де Франс и в 1846 году в Парижском университете; первые журналы по сравнительному правоведению, основанные в Германии а 1829 году и во Франции в 1834 году).

Третий этап, начавшийся чуть позже начала второго этапа (также в первой половине XIX века) и проходивший с ним почти параллельно, характеризуется использованием сравните ль но-п разового метода как инструмента законотворчества, в частности кодификации (широкомасштабные кодификационные работы, развернувшиеся в тех государствах, какие властвовали в различных странах Европы в начале XIX века).

Четвертый этап, начавшийся в конце XIX века, характеризуется применением сравнительного анализа к разным правовым системам с целью углубленного изучения самого феномена права и тенденций его развития (в этот период сравнительное правоведение путем сравнения правовых систем и отдельных институтов разных народов начинает выявлять закономерности эволюции правовых систем и институтов, направлений их дальнейшего развития и сближения).

Пятый этап, начавшийся в первой половине XX века характеризуется формированием теории сравнительного правоведения: определением его целей, функций, общих правил сравнительно-правового анализа, методики и т.п.

Нынешний, шестой этап, начавшийся в последних десятилетиях XX века, связан с постепенным преобразованием теории сравнительного правоведения в самостоятельную науку (в этот период происходит интенсивное расширение круга тем, исследующихся в процессе формирования предмета сравнительного правоведения, его понятийного аппарата, определеня его места в системе юридических наук и прочим).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39090. Чернобыль 49.44 KB
  Могло быть такое стечение обстоятельств случайным Исследования показали: не исключенная вероятность того что вибрационнонезащищенная система реактора 4го блока ЧАЭС в период работы в внештатной ситуации за 16 сек. Причина аварии по этой версии связывается не с конструктивными недостатками а с сбоем в работе электротехнического оснащения которое привело к отключению электродвигателей которые обеспечивают подачу воды для охлаждения реактора. Взрывы в 4м реакторе ЧАЭС сдвинули со своего места металлоконструкции верха реактора...
39092. Челябинская ТЭЦ-1 2.88 MB
  Технические характеристики ежегодно корректируют с учетом проведенных модернизаций оборудования а также изменившихся условий работы. На основе технических характеристик составляются режимные карты графики или таблицы экономических режимов работы оборудования цеха устанавливается распределение нагрузок между параллельно работающими турбогенераторами и очередности пуска и остановки агрегатов.Режимные карты и другие материалы по поддержанию экономических режимов работы оборудования доводятся до всего эксплуатационного персонала цеха.Перед...
39093. Чернобыльская авария – причины и последствия 1 MB
  Ко времени аварии на ЧАЭС использовались четыре реактора РБМК1000 реактор большой мощности канального типа с электрической мощностью 1000 МВт тепловая мощность 3200 МВт каждый. После аварии на 4м энергоблоке работа электростанции была приостановлена изза опасной радиационной обстановки. Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР Восточной Европой Скандинавией Великобританией и восточной частью США. Подход к интерпретации фактов и обстоятельств аварии менялся с течением времени и полностью единого...
39094. Достижения и трудности на пути к устойчивому развитию России 116 KB
  Глава I Основные принципы устойчивого развития в России [1.2] Глава II Основные этапы обеспечения устойчивого развития России [1.3] Глава III Проблемы на пути к устойчивому развитию [2] Заключение [3] Список используемой литературы: Введение Переход к устойчивому развитию весьма сложный долговременный и многофакторный процесс достижения равновесного взаимодействия между обществом и окружающей природной средой гармонизации их отношений на основе соблюдения законов развития биосферы. Этот процесс затрагивает весь комплекс внутренних...
39095. Важнейшие функции системы обеспечения экономической безопасности России 96 KB
  Экономическая безопасность Структура экономической безопасности Заключение Список литературы Введение Для того чтобы понять и осознать значение категории экономическая безопасность необходимо дать характеристику термину безопасность и определит в чем его суть. Таким образом не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем.
39096. Территориальное планирование для устойчивого развития 82.5 KB
  Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных экономических экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий развития инженерной транспортной и социальной инфраструктур обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации субъектов Российской Федерации муниципальных образований. При...
39097. Формирование массового экологического мировоззрения 71.5 KB
  Министрами образования и охраны окружающей среды европейских стран принята европейская стратегия образования для устойчивого развития. Цель экологического образования: формирование ноосферного мышления человека способного жить в гармонии с собой и окружающим миром. Школа является одним из звеньев непрерывного экологического образования охватывающего все уровни жизни человека. И именно она должна готовить граждан которые ориентируются в основных экологических проблемах усвоивших основные экологические законы главные принципы...
39098. Повестка дня на XXI век – конкретные примеры реализации 89.5 KB
  Улучшению охраны атмосферы могут способствовать в частности повышение эффективности использования ресурсов и материалов в промышленности внедрение или усовершенствование технологий борьбы с загрязнением замещение хлорфторуглеродов ХФУ и других разрушающих озоновый слой веществ надлежащими заменителями а также сокращение объема отходов и побочных продуктов. Правительствам на надлежащем уровне и в сотрудничестве с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и при необходимости межправительственными и неправительственными...