82512

История сравнительного правоведения

Доклад

Мировая экономика и международное право

Сторонники первого похода рассматривающие его лишь как один из научных методов юриспруденции настаивают на древнем происхождении сравнительного правоведения При этом они указывают что еще античные а позже и средневековые философы и законодатели использовали сравнение как метод исследования в целях решения конкретных проблем. При этом иногда указываются такие конкретные даты как 1869 год год основания французского Общества сравнительного законодательства и реже 1900 год. когда был проведен I Международный конгрес сравнительного права.

Русский

2015-02-27

27.8 KB

2 чел.

История сравнительного правоведения.

Сравнительное правоведение прошло большой и сложный путь развития, которое продолжается и по сей день – уточняются его цели и задачи.

Возникают закономерные вопросы: с какого момента берет свое начало сравнительное правоведение? В юридической компаративистике ответ на эти вопрос дан в двух вариантах.

Сторонники первого похода (рассматривающие его лишь как один из научных методов юриспруденции) настаивают на древнем происхождении сравнительного правоведения При этом они указывают, что еще античные, а позже и средневековые философы и законодатели использовали сравнение как метод исследования в целях решения конкретных проблем. Так, сравнение использовалось еще при составлении Солоном и Ликургом первых древнегреческих законов, затем - при разработке в Древнем Риме Законов XII таблиц, образовании римского права с его делением на jus civile и jus genlium, выведении из обычаев различных местностей принципов общего обычного права во Франции в XV веке и принципов немецкого частного права в Германии в XVUI веке, сопоставлении общего права с каноническим правом в Англии в средние века. В результате чего Р Давид указывал, что «сравнение правовых систем, соседствующих на географической карте, - дело столь же давнее, как и сама правовая наука».

Сторонники же второго подхода (рассматривающие сравнительное правоведение как уже сформировавшуюся юридическую науку) датируют время его рождения второй половиной XIX века. При этом иногда указываются такие конкретные даты как 1869 год - год основания французского Общества сравнительного законодательства и (реже) 1900 год. когда был проведен I Международный конгрес сравнительного права.

Отечественные правоведы (в частности О.М Лысенко, В.Д.Ткаченко и др.) выделяют шесть основных этапов в истории формирования и развития сравнительного правоведения.

Первый этап, начавшийся еще во времена античности, характеризуется отдельными попытками сравнительных исследований актов различных государственных образований.

Второй этап, начавшийся в первой половине XIX века, связан с использованием сравнительно-правового метода в истории права (пераые кафедры сравнительного правоведения, созданные в 1831 году в Коледже де Франс и в 1846 году в Парижском университете; первые журналы по сравнительному правоведению, основанные в Германии а 1829 году и во Франции в 1834 году).

Третий этап, начавшийся чуть позже начала второго этапа (также в первой половине XIX века) и проходивший с ним почти параллельно, характеризуется использованием сравните ль но-п разового метода как инструмента законотворчества, в частности кодификации (широкомасштабные кодификационные работы, развернувшиеся в тех государствах, какие властвовали в различных странах Европы в начале XIX века).

Четвертый этап, начавшийся в конце XIX века, характеризуется применением сравнительного анализа к разным правовым системам с целью углубленного изучения самого феномена права и тенденций его развития (в этот период сравнительное правоведение путем сравнения правовых систем и отдельных институтов разных народов начинает выявлять закономерности эволюции правовых систем и институтов, направлений их дальнейшего развития и сближения).

Пятый этап, начавшийся в первой половине XX века характеризуется формированием теории сравнительного правоведения: определением его целей, функций, общих правил сравнительно-правового анализа, методики и т.п.

Нынешний, шестой этап, начавшийся в последних десятилетиях XX века, связан с постепенным преобразованием теории сравнительного правоведения в самостоятельную науку (в этот период происходит интенсивное расширение круга тем, исследующихся в процессе формирования предмета сравнительного правоведения, его понятийного аппарата, определеня его места в системе юридических наук и прочим).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29661. Психология естественно-научная и гуманитарная 62.5 KB
  В первую очередь это отказ от культа эмпирических методов и связывания признака научности только с верифицируемостью знания т. Построение научного знания только на основе индуктивной логики неприемлемый для психологического наблюдения критерий построения теории против которого выступают сторонники гуманитарной парадигмы добавим что именно против этого выступал и К. Как мы показали ранее этот метод действительно с одной стороны предполагал построение психологического знания по классическому образцу науки Нового времени с его...
29662. Априорное знание, метафизика и объективность 49.5 KB
  Когда психолог обнаруживает статистически значимую связь между креативностью и рефлективностью как параметром когнитивного стиля {Дорфман Ковалева 2000а это не значит что чем выше креативность тем выше рефлективность у каждого человека в отдельности. некие общие представления об устройстве мира и человека. В свою очередь это предполагает что методы естественных наук которые изучают мироздание используются также при изучении психики и поведения человека. Культурноисторическая парадигма напротив подчеркивает своеобразие человека...
29663. Понятие категории как узлового пункта познания 57.5 KB
  В общей методологии понятие системы является чрезвычайно широким. Различают материальные системы Солнечная система среди них системы организм среда; идеальные системы например знаковые; социальные системы. Берталанфи Общая теория систем категория системы из философскометодологической перешла в иной статус названия объяснительного принципа конкретизируемого различным образом в научном познании. Кеннон утверждал принцип системности как принцип гомеостаза обеспечивающего динамическое постоянство свойств системы в ее...
29664. Категория активность 53 KB
  Леонтьев указывает на явления активности составляющие как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражения [Леонтьев А. Поэтому описание явлений активности обычно ведется в терминах автономности спонтанности самопроизвольности инициативности и т. Однако любое проявление активности имеет место в некотором окружении. Невозможность роста активности без отражения а также не возможность отражения без активности самого отражающего объекта делает эти понятия изначально взаимосвязанными.
29665. Категории «взаимодействие» и «отражение» 56 KB
  Противоречия между указанными подходами можно разрешить и соединить различные аспекты в понимании отражения если определять его не как атрибут материи производный от другого атрибута взаимодействия а как самостоятельный аспект движения материи дополняющий взаимодействие проявляющийся во взаимодействии в свою очередь влияющий на ход взаимодействия и его результаты. Но какова природа этой особой способности к отражению почему она в разной степени присуща разным объектам и по каким законам она развивается Источником этой внутренней...
29666. Характеристика дескриптивной методологии 60.5 KB
  Декартовское представление о дуализме души и тела и понимание механистической детерминации как основы причинного объяснения породили тот тип рациональности который на долгие годы определил использование в психологии критериев научности взятых из парадигмы классической науки. Возникшие позже другие типы рациональности неклассические и постнеклассические еще только осваиваются в новых исследовательских парадигмах психологии. В рамках одной и той же исследовательской методологии оформлялись разные теоретические концепции научной психологии....
29667. Понятие методологии науки 71.5 KB
  Метод в широком смысле путь познания опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний принципов. Методология учение о методах и принципах познания. Можно выделить по крайней мере два понимания методологии развиваемых: 1 как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2 как учение о системе методов в узком смысле посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретикоэмпирического исследования проверяется правдоподобие или истинность...
29668. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение» 79 KB
  Важнейшие из них парадигмы т. В философию науки понятие парадигмы ввел Бергман для характеристики нормативности методологии. Парадигмы определяют содержание конкретных научных идей область и предмет научных исследований. Примерами общих парадигм для психологической науки могут служить естественнонаучная и культурноисторическая парадигмы.
29669. Психология как мультипарадигмальная наука 95.5 KB
  Имеются в виду не любые теории только те из них которые подтверждаются результатами классических экспериментов и получены заслужившими доверие методами общие теории получившие признание и служащие образцом для исследований по разнообразной конкретной проблематике. Парадигма есть общая модель образец ориентируясь на которую возникают и развиваются конкретные частные научные теории. Но понятие кризиса продолжает использоваться поскольку за ним стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. Если учитывать...