82523

Методы и приемы развития словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией на уроках

Научная статья

Психология и эзотерика

Инструкция: Я буду говорить слово по звукам слогам а ты запиши его в тетради. а сани солома зэркало дворэц б первый слогпу третий слог вик второй слог хо; первый слог пу третий слог ка второй слогшин второй слог шок первый слог пу третий слог ка второй слог пуш первый слого Дополнительное задание: подчеркнуть лишнее слово. первый слог са второй слог мо третий слог кат третий слог ле второй слог то первый слог вер первый слог са третий слог ник...

Русский

2015-02-27

83.5 KB

0 чел.

Методы и приемы развития словесно-логического мышления

учащихся с речевой патологией на уроках

Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

Уроки математики и русского языка особенно способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

У детей с тяжелой речевой патологией на низком уровне находятся все речевые процессы, а значит, и мышление будет у таких детей страдать. Дети затрудняются выразить словами свою мысль, а значит и в самой мысли есть изъяны. Словесно-логическое мышление - одно из трех видов мышления - характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и из ее функций. Поэтому учитель, так же как и учитель-логопед, в своей работе (и на уроках, и на индивидуальных занятиях) должен учить детей осмысливать события и явления, искать причины и следствия, находить общее и различное, объединять в группы (классифицировать) по какому- либо признаку.

Учитель-логопед Крутько Н. А. (г. Ижевск)  предлагает использовать упражнения, которые будут не только совершенствовать речь, как устную, так и письменную, но и научат детей с ОНР использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.

Данные упражнения рассчитаны на учащихся начальных классов С(К)ОУ V вида. Их целесообразнее всего применять на уроках цикла «Русский язык» или индивидуальных логопедических занятиях, а также занятиях факультатива коррекционной направленности. Эти упражнения можно использовать на любом этапе урока: фрагмент, проверка домашнего задания, речевая (речемыслительная) минутка, закрепление пройденного и так далее.

В работе с детьми-логопатами очень важен подбор речевого материала. Он должен отвечать следующим требованиям:

  •  соответствовать возрасту учащихся и уровню их речевого развития;
  •  соответствовать теме, целям и задачам урока;
  •  все слова, словосочетания и понятия должны     быть  знакомы  детям:   учащиеся должны уметь правильно    растолковывать их; записать в тетради.

В 1 классе (I четверть, начало II четверти)  автор рекомендует начать с невербальных заданий, таких как:

1) Установи закономерность. Продолжи ряд.

2) «Внимательно слушай и рисуй». Инструкция:   «Я   называю   геометрическую фигуру с указанием ее места на листе, а ты ее нарисуй».

«Вверху слева   ...,

справа от него ...,

в центре   ...,

под кругом      ....»

Все эти упражнения помогут в выработке и уточнению зрительно- моторной координации, а также будут способствовать развитию пространственных представлений, мелкой моторики рук, что в дальнейшем окажет бесспорно положительный эффект при обучении письму и чтению.

Следующая серия упражнений может использоваться как организационный момент на уроках русского языка во II-IV классах С(К)ОУ V вида. Это помогает детям быстро сосредоточиться и включиться в урок. Это упражнения, называемые «Диктант слов». Подобные упражнения, как уже упоминалось, можно использовать на любом этапе урока.

I. «Найди лишнее слово». Требования к словарному материалу:

-обобщающие понятия должны быть в активном словаре учащихся;

-«лишнее» слово знакомо как по значению, так и по написанию.

Инструкция: «Я буду называть ряд слов, а вы запишите только «лишнее».

(можно во 2-3 классе давать слова на карточках, подключать зрительный анализатор).

а) Клюв, перья, птица, когти.
Василек, пион, гвоздика, ноготки.
Аист. Цапля, дятел, гусь.

Торт, селедка, конфета, апельсин.

Помидор, лук, щука, тыква.

б) Астры, аист, народ, акула.
Дом, давний, дорога, лагерь.
Король, суббота, класс, комиссия.
Солнце, сапоги, учительница, сорока.

в) Чашка, кастрюля, блюдце, тарелка.
Автобус,   электричка,   трамвай,   троллейбус.

Сентябрь, октябрь, осень, ноябрь.

Озеро, облако, море, озноб.

г) Смелый, осторожный, друг, веселый.
Окно, высокий, низкий, средний.
Голодный, сытый, жираф, вкусный.
Снежный, ледяной, холодный, зима.

д) Солнце, утро, день, вечер.
Дождь, метель, пурга, вьюга.
Апрель, азбука, июнь, август.
Кот, собака, котенок, коза.

Задания на исключение «четвертого лишнего» могут быть самыми разными, например:

-слова одной лексической группы + слово из другой лексической группы;

-части целого + целое;

-существительные + прилагательное;

-слова, обозначающие взрослых животных + детеныш;

-слова, начинающиеся с одной буквы + слово, начинающееся с другой буквы;

-синоним = антоним;

-съедобное + несъедобное;

-времена года + месяц     и т. п.

Прежде чем давать задание для самостоятельной письменной работы, необходимо предварительно отработать навык исключения в устной речи (можно на индивидуальных занятиях).

II. «Запиши задуманное слово» (по типу кроссворда).

Методические рекомендации к данному упражнению:

-используемые задания должны быть отработаны сначала в устной речи;

-записываемые слова должны быть знакомы учащимся по написанию.

Инструкция: «Запиши в тетради ответ на мой вопрос одним словом».

а) -первый месяц зимы;

-второй день недели;

- часть суток, которая следует за днем;

-третий месяц зимы;

-время года, идущее перед осенью;

-к какому времени года  относится месяц ноябрь.

б) -как называется учебник по которому первоклассники учатся читать;

-столица нашей Родины;

-человек, совершивший подвиг;

-как называется наша Родина;

-столица Удмуртии.

в) -подземный вид транспорта;

-дерево, с дрожащими листьями;

-наземный вид городского транспорта, движущийся по рельсам;

-человек, обучающий детей в школе;

г) -прием пищи утром;
-прием пищи вечером;

-прием пищи днем;

-человек, готовящий пищу.

д) -первый месяц года;

-первый месяц осени;

-третий день недели;

-второй месяц лета;

-первый месяц зимы.

III. «Запиши наоборот»

Методические рекомендации те же, что и к предыдущему заданию.

Инструкция: «Я буду читать слова (словосочетания), а ты запиши в тетради, противоположные им по смыслу».

а) сладкий - кислый
толстый - тонкий
черный - белый
жаркий - холодный
горький - сладкий
мелкий - крупный

б) поздняя весна - ранняя весна

холодный вечер - теплый вечер
утренняя заря - вечерняя заря
трусливые зайцы - храбрые зайцы

в) осень - весна

серое небо - голубое небо

опадают листья - появляются листья

желтеет трава - зеленеет трава

последние цветы - первые цветы

убирают овощи - сажают овощи

  1.  «Составь слово и запиши его»

Методические  рекомендации те же, что и к предыдущим заданиям.

Для    выполнения этой    серии упражнений необходимо,   чтобы  дети   хорошо   усвоили звуко-буквенный анализ и синтез.  Инструкция: « Я буду говорить слово по звукам (слогам), а ты запиши его в тетради».

а),    с-а-н-и

с-о-л-о-м-а

з-э-р-к-а-л-о

д-в-о-р-э-ц

б)    -первый слог-пу, третий слог- вик, второй слог - хо;

-первый слог - пу,   третий   слог - ка, второй слог-шин

-второй слог- шок, первый слог- пу -третий слог - ка,   второй, слог - пуш, первый слог-о

Дополнительное     задание:  подчеркнуть лишнее слово.

в).- первый слог - са, второй слог - мо, третий слог - кат

- третий слог - ле, второй слог - то, первый слог - вер

-первый слог - са, третий слог - ник, второй слог - дов

-третий слог - лет, первый слог - са, второй слог -мо

V. «Собери слово»

Инструкция: «Я буду  говорить слова, а ты подели на слоги.

Из первого слова берем первый слог,

из второго слова берем первый слог,

из третьего слова берем первый слог.

1 + 1 + 1   =   слово    —    на доске.

Полученное слово запиши в тетради.

а).    1 + 1 + 1 = слово

-колос, рота, ваза

-молоко, нерест, таракан

-кора, лото, боксер

-баран, рана, банщик

-забор, бабушка, валенки

б).    1 + 2 + 3 = слово

-картон, пастила, картина

-автор, лото, троллейбус

-урок, грачи, писатель

-кабан, труба, каблучок

-привет, края, свиристель

VI. «Составь слова»

Инструкция:  Из     слов, предъявленных    в таблице, составь слова. Запиши   пять (три) слов в тетради.

ба

ко

бок

ни

ло

за

ки

нан

ран

БРЕ

ДВЕ

ПА

ВРЕ

РЕНЬ

РЯ

РИК

КО

РИ

МО

ЗВЕ

КА

СТА

ЗА

ША

МЯ

Можно усложнять задание:

«Составь два, три, четыре сложных слова».

Можно в таблицах использовать однотипные слоги; например, только открытые, либо только закрытые и т. д.

Такие упражнения интересны детям, они помогают закрепить пройденный материал, развивают мышление, тренируют внимание и память. А учитель (учитель-логопед) с помощью этих заданий может проверить как усвоен тот или иной раздел программы.

Предложенные задания можно использовать не только на уроках и логопедических занятиях в С(К)ОУ V вида, но и на занятиях в логопунктах при общеобразовательной школе.

Крутько Н. А. Совершенствование словесно-логического мышления учащихся начальных классов с речевой патологией на логопедических занятиях/ Логопедия, № 1, 2004., с. 37 – 40.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32088. Теоретические направления западной социальной психологии: когнитивизм и интеракционизм 52.5 KB
  Теоретические направления западной социальной психологии: когнитивизм и интеракционизм. соц. эксперименты о соц. Большое развитие соц.
32089. Основные методологические проблемы и специфика СП исследования 67 KB
  Виды: стандартизированное нестандартизированное включенное участвующее взаимодействие наблюдателя и группы и невключенное простое со стороны наблюдение. Проблема определения единиц наблюдения: Объектом наблюдения являются отдельные люди малые группы и большие социальные общности например толпа и социальные процессы происходящие в них например паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты повеления индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. Референтометрия методический...
32090. Общение как обмен информацией 43 KB
  Андреева рассматривая проблему общения выделяет в ней 3 стороны перцептивную восприятие партнёров коммуникативную обмен информацией и интерактивную взаимодействие. Но передача инфо только формальная сторона общения всегда информация не только передается но и формируется уточняется развивается. Поэтому рассмотрения общения только с этой стороны недостаточно. У общающихся должно быть не только одинаковые лексические и синтаксические системы но и понимание ситуации общения это возможно лишь в случае включения коммуникации в...
32091. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация 48.5 KB
  Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации и взаимодействия а с другой точки зрения исключает их отрыв друг от друга они взаимосвязаны. При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий. Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении она результат единичных действий.
32092. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга 51 KB
  Специфика анализа перцептивых процессов в социальной психологии Процесс восприятия одним человеком другого обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. В ходе восприятия другого человека работают 3 процесса: эмоциональный оценка другого когнитивный познание другого выстраивание своей концепции поведения процессы могут происходить одновременно. На соц воспр влияют наши ожидания желания намерения прошлый опыт восприятия; 4. Механизмы межличностного восприятия: идентификация...
32093. Общение и межличностные отношения 53 KB
  Общение и межличностные отношения. Отношение специфическая человеческая категория потому что человек выступает в качестве субъекта выстраивает своим отношения с окружающим миром этим и отличается от животных. Мясищев выделял отношения: 1. Эти отношения безличны хотя имеют личностную окраску.
32094. Предмет социальной психологии Личности 52 KB
  Предмет социальной психологии Л. научное значение понятия Л: Антропология: Л как носитель общечеловеческих свв это родовое понятие принадлежность к homospiens Л=индивид от Феербаха он считал что челк абсолютно биологичен без соцного но в психологии индивид это природное а Л соцное сущво. Проблема соцного статуса. Проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика и педагогика и генетика.
32095. Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации 57.5 KB
  Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации. Понятие социализации. Термин социализация не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки.
32096. Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Социальные стереотипы и предрассудки 50.5 KB
  Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Понятие соц установки. Значение исследований установки в школе Д.