82525

Игры для развития мышления и воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Научная статья

Психология и эзотерика

Педагог просит: Достань тележку. Если ребенок вытянул тесьму то педагог вставляет ее снова обязательно за экраном. Если все же ребенок не сумел сделать сам педагог медленно показывает. Педагог предлагает детям выложить из своих фишек узоры по картинке.

Русский

2015-02-27

88.5 KB

0 чел.

Игры для развития мышления и воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

 Достань тележку

Цели: учить анализировать условия практической задачи: учитывать свойства орудия для достижения цели: использовать метод проб при решении практической задачи.

Оборудование: тележка с петлей, мелкие игрушки, экран, таблички.

Речевой материал: достань тележку, лента, тяни, играй, молодец.

Ход игры

На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой pyки ребенка, находится тележка с петлей, через нее свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. Ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо использовать оба конца одновременно. На тележке для привлечения внимания лежат мелкие яркие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. Если потянет за один конец, тесьма выскочит из петли, тележка останется на месте. Педагог просит: «Достань тележку. Поиграй». Если ребенок вытянул тесьму, то педагог вставляет ее снова обязательно за экраном. Важно, чтобы ребенок сам догадался взяться за оба конца. У него может быть несколько попыток. Если все же ребенок не сумел сделать сам, педагог медленно показывает.

Сложи узор

Цели: учить детей пользоваться предметами-заместителями: располагать реальные предметы на плоскости в соответствии с расположением их заместителей.

Оборудование: основы для расположения фишек мозаики (по числу детей), наборы фишек: по пять фишек любых двух цветов; карточки, на которых нарисованы полоски разной длины: длинные и короткие. На каждой карточке чередуются три-четыре полоски. Например, на одной карточке могут быть нарисованы длинная полоска, короткая, опять длинная; на другой - короткая полоска, еще короткая, длинная, длинная и т.д.

Речевой материал: полоски, сложи узор, название основных цветов.

Ход игры

Каждый ребенок получает основу для выкладывания узора мозаики и набор фишек. Педагог предлагает детям выложить из своих фишек узоры по картинке. Показывает первую карточку и говорит, что у них есть фишки разных цветов, а на картинке нарисованы полоски разной длины. Можно выложить узор, если вместо длинных полосок класть фишки одного цвета, вместо коротких - другого. Педагог спрашивает у детей или сам им сообщает, какой цвет какие полоски заменяет.

После этого педагог предлагает каждому ребенку на своей основе выложить узор из разноцветных фишек точно по картинке. Дети размещают фишки разных цветов в той же последовательности, в какой расположены полоски разной Длины на карточке. Если кто-либо затрудняется, педагог напоминает еще раз, какой цвет заменяет, какую полоску. Когда дети правильно выполняют задание, педагог показывает им другую карточку с новой последовательностью расположения полосок. Перед выполнением второго задания педагог не напоминает принцип замещения, однако при затруднениях он помогает детям.

Посади огород

Цели: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.

Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огурчики, морковки.

Листы картона(12х12), разделенные на девять частей. Карточки с заданиями (на каждой карточке кружки разных цветов - зеленый, желтый, оранжевый), расположенные в клетках хаотично (от четырех до девяти кружков на карточке).

Речевой материал: морковь, репа, огурец, тут так желтый, зеленый, оранжевый.

Ход игры

Педагог раздает детям карточки, разделенные на клетки, и игрушечные овощи. Затем показывает карточку-образец  и предлагает соотнести цветные кружки и игрушки, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карточке.

Постепенно количество заданий увеличивается. Можно увеличить количество частей (грядок) в «огороде».

Зверюшки на дорожках

Цели: Учить детей пользоваться заместителями - уметь соотносить картинки с определенными знаками; формировать умение варьировать заместители при выполнении одного и того же задания.

Оборудование: набор картинок (4x4 см) с изображениями животных: цыпленок, петух, собака, еж, гусь, кошка (по 50 изображений); 10 полосок бумаги с различными значка» (круг, квадрат, «флажок», овал, «плюс»). На каждой полоске по шесть значков. Разные значки повторяются в разных сочетаниях: пять полосок - образцов с изображением животных и соответствующих значков. Каждая пара (картинка-значок) отделяется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.

Речевой материал: собака, кошка, еж, цыпленок, гусь, петух, тут, такой, не такой.

Ход игры

Педагог демонстрирует детям материалы: картинки, разложенные кучками (в каждой кучке одинаковые картинки), полоска-образец (шифр), полоски бумаги со значками.

Полоска-образец выставляется перед детьми. Ребята получают полоски со значками.

Педагог показывает, какая картинка какому значку соответствует («Собака - тут, еж - тут...») и как выполняется задание: каждый значок накрывается соответствующей картинкой.

После выполнения задания дети складывают в кучки одинаковые картинки. При повторном проведении игры дети меняются «дорожками», получают новые. Вместо одноцветных значков можно использовать кружки разного цвета, подготовив новый набор материала.

Работа с сериями картин

Цель: учить детей понимать и воспроизводить простую последовательность событий, изображенных на картине.

Оборудование: серии картин, материал для конструирования, обыгрывания.

Речевой материал определяется выбором темы.

Ход игры

1.      Ворота (конструирование)

Педагог показывает детям картинку, на которой изображена готовая постройка. Затем педагог предлагает детям построить ворота. («Будем строить. Это ворота»). Ребята получают необходимый строительный материал, соотносят плоскостной образец с объемным. Педагог выставляет первую картинку с изображением начального этапа постройки и предлагает детям его выполнить. Постепенно дети возводят всю постройку. Карточки-образцы убираются, а дети получают аналогичные наборы и, глядя на свою постройку, раскладывают карточки по порядку.

Аналогично можно провести занятия по темам «Мост», «Дом».

2.      Осенние листья

(на картинках: дети собираются на прогулку; ребята собирают осенние листья; ребята ставят листья в вазу; осенние листья в вазе).

Дети рассматривают картинки, имитируют действия, вновь рассматривают картинки и раскладывают их порядку.

Темы для работы с сериями: «Салат» (на столе лег овощи, дети моют овощи, режут овощи, едят салат «Карандаши» (на столе в беспорядке лежат карандаши, ребята собирают карандаши и ставят в карандашницу; карандаши собраны, на столе порядок). «Снеговик» (этапы сооружения снеговика) и т.п.

Что сначала, что потом

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Оборудование: набор картинок для игры «Что сначала, что потом» в готовом виде, таблички.

Речевой материал: что сначала? Что потом? Подумай и разложи, какая картинка первая? Верно, неверно.

Ход игры

Педагог предлагает детям серии картинок (от двух до шести), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Педагог проверяет, уточняет, почему так. В начале для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить карточки с расходящейся стрелкой, острый кончик которой начинается над первой картинкой, а расходящиеся ее концы - над последней. Или, если дети знают цифры, то на полосках с обратной стороны - цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.

Что это такое?

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.

Оборудование: бумажные круги разных цветов, поло-разной длины, мяч, таблички.

Речевой материал: на что похоже? Что это такое? думай, лови мяч, кати, назови предмет, молодец.

Ход игры

Дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он придумал, затем дети отвечают по очереди. Отвечает тот ребенок, кому педагог покатит мяч. Ребенок довит мяч и называет предмет, на который похож кружок. (Например, красный кружок: яблоко, помидор, шарик, мяч и др.). Затем педагог меняет круг на круг другого цвета, или на полоску. Необходимо поощрять оригинальные ответы.

Дети на прогулке

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов.

Оборудование: несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всей группе детей. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка), в руке у которого на зарисованный предмет, таблички.

Речевой материал: мальчик, девочка, несет на прогулку, названия предметов, придумай, скажи, назови, верно.

Ход игры

Педагог показывает детям одну из картинок и говорит «Тут нарисован мальчик (девочка). В руке у него... Что? Я не знаю. Придумайте, что может быть в руке». Например, если на картинке нарисован мальчик с палочкой, то можно сказать, что у него флажок, цветок, шарик («Мальчик идет гулять с шариком, цветком»). Дети по очереди придумывают, педагог следит за тем, чтобы не было повторов. Если дети затрудняются, педагог помогает.

Волшебные картинки

Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

Оборудование: набор из пяти карточек для каждого ребенка. Карточка содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено так, что остается свободное место для дорисовывания. У всех детей одинаковые карточки, таблички» карандаши.

Речевой материал: посмотри внимательно, придумай, дорисуй, что это?

Ход игры

Дети рассаживаются за столиками, получают карандаши и наборы карточек. Педагог предлагает: «Давайте поиграем в игру «Волшебные картинки». «Посмотрите свои карточки. Каждую фигуру можно дорисовать. Например, вот так. Что это?» Педагог показывает одну карточку, которой нет у детей, и дорисовывает изображение, дети узнают предмет или игрушку, называют ее. Педагог предлагает детям: «Дорисуйте». Можно попробовать дать детям попытаться самостоятельно выполнить задание, без показа дорисовки педагогом. После того, как дети поняли, что надо делать, они приступают к выполнению задания.

Когда все дети закончили дорисовывать картинки, педагог собирает карточки и рассматривает их. Затем выбирает одну-две оригинальные карточки с картинками из каждой подгруппы. Отмечает наиболее интересные картинки, объясняет, что самые интересные - это необычные картинки, когда ребята придумывают что-то свое, не похожее на другие рисунки. Хорошо, когда получается картинка, по которой можно составить рассказ. При повторе игры детям предлагают для дорисовывания новые фигуры.

Пирамидки

Цель: учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения.

Оборудование: по одной пирамиде на каждого играющего (пирамида состоит из восьми колец, основания и верхушки), пять карточек с контурными изображениями пирамидок, собранных по-разному.

Речевой материал: посмотрите, соберите так, пирамида, верно, неверно.

Ход игры

Педагог раздает детям пирамидки. Он сообщает, что они будут собирать не простые пирамидки, а такие, как нарисованы на картинке. Выигрывает тот, кто первым соберет пирамидку в точном соответствии с картинкой. Педагог показывает первую картинку «Посмотрите, соберите пирамиду так». Дети разбирают свои пирамидки и собирают такую, которая изображена на картинке. Победитель (первый собравший) получает фишку. Педагог предъявляет другую картинку, и игра продолжается.

Если возникают трудности, то педагог просит кого-то из детей объяснить непонимающему, как сложить, или объясняет сам.

Поможем художнику

Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

Оборудование: большой лист бумаги, прикрепленный к доске или фланелеграфу с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши или краски, фломастеры, таблички.

Речевой материал: дорисуй, что получилось, что это? Какого цвета? Что делает? и различные другие вопросы по имеющейся схеме, интересно.

Ход игры

Педагог говорит детям: «Мишка-художник рисовал-рисовал и не смог дорисовать несколько картинок, устал. Давайте ему поможем». «Вы придумайте, что можно тут нарисовать». Дети придумывают, говорят педагогу, а он рисует все, что ребята придумают для того, чтобы закончить картину. Педагог должен последовательно задавать вопросы, облегчая детям задачу: «Кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? Что делает?» и т.д. Дети отвечают по-разному, вместе с педагогом «обсуждают» ответы и педагог выбирает наиболее интересные и зарисовывает, постепенно превращая схему в рисунок. Могут помогать в зарисовке и дети.

Когда рисунок готов, можно составить рассказ из трех-четырех предложений.

Игра повторяется на разнообразном материале.

Можно предложить детям вариант соревнования: разделить на команды, дать одинаковые схемы, кто быстрее и интереснее дорисует.

Можно дать подгруппам разные схемы.

На что это похоже?

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

Оборудование: набор из 10 карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета, таблички.

Речевой материал: придумай, вспомни, на что это похоже? Что это такое? Молодец, хорошо придумал.

Ход игры

Педагог показывает детям карточку и предлагает подумать: «На что это похоже? Что это?» Дети думают, затем по очереди предлагают свои варианты. Педагог стремится к тому, чтобы каждый ребенок придумал что-то свое, а не повторял за другими. При показе следующей картинки игра начинается с другого ребенка, таким образом каждый из детей в течение игры получит возможность первым ответить.

Если устное определение предметов затруднено, педагог может предложить ребенку дорисовать, и сам называет то, что нарисовал ребенок, ребенок повторяет.

Материал для предъявления может быть различным:

·         бабочка, бант, цветок, самолет и т.д.;

·         очки, велосипед, игра (штанга);

·         таз, лодка, стакан, ведро, горшок;

·         змея, речка, лента, трава;

·         мост, горка, радуга;

·         капля, листок, морковь, лопата и т.д.

Разложи картинки в свои конверты

Цели: группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине), самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

Оборудование: конверты с наклеенными или нарисованными геометрическими формами, разными по цвету и величине, картинки с изображением предметов разной формы и величины, цвета, подносики.

Речевой материал: какой по цвету? Форме? Величине? Что это? разложи.

Ход игры

1-й вариант (проводится со всеми детьми). Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком лежит по три конверта (например, на одном наклеен круг, на другом - треугольник, на третьем - квадрат). У сидящих рядом детей формы не должны повторяться. На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (яблоко, пуговицу, печенье - положить в конверт, где наклеен круг и т.п.).

Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его выложить на наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки из них. Ребенок объясняет свой выбор, остальные проверяют правильность выбора. Используются примерные слова и выражения: «Тут круг. Это яблоко. Яблоко круглое».

2-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются по цвету, и на конвертах изображены круги тех цветов,   которые использованы при изображении предметов.

3-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются по величине.

Усложнения:

·         ребенку предлагаются картинки, они лежат в случайном порядке на подносе;

·         педагог предлагает ребенку самостоятельно выделить группы картинок:

·         по цвету;

·         по величине;

         по форме;

·         по родовому признаку (обобщающие понятия).

·         ребенку предлагается: «Разложи». После этого педагог просит ребенка объяснить, почему он так сгруппировал картинки.

Сложи квадраты

(квадраты Никитина -1-2 тип сложности)

 Цель: учить составлять целое из разных геометрических фигур.

Оборудование: деревянная рамка, деревянные вкладыши.

Речевой материал: сложи квадрат. Какой по цвету? Будь внимательным. Верно, неверно, поверни, положи по-другому, попробуй еще, сделай так, молодец.

Ход игры

Педагог кладет перед ребенком собранный вариант квадратов, дает время рассмотреть. Затем переворачивает рамку, высыпает вкладыши, перемешивает их и предлагает ребенку попытаться собрать все квадраты снова, соблюдая признак цвета. Если ребенок затрудняется, педагог приходит ему на помощь.

Усложнение: собрать квадрат без рамки.

Где ошибся художник?

Цель: развивать логическое мышление детей, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: карты с рисунками (размер карты 15x18 см), картонные детали этих же картин, фломастеры или цветные карандаши по количеству детей (см. прил. 9).

Речевой материал: где ошибся художник? Что не верно? Что бывает, чего не бывает? Названия животных и других предметов, названия цветов.

Ход игры:

1.      Детям раздаются два варианта картинок: одна раскрашенная с ошибками художника, другая раскрашенная, но основных моментов (ежика, рыбы, птицы) нет. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку с ошибками, найти эти ошибки и исправить их на другой картинке, выложив на нее картонные детали (ежика, рыбы, птицы) туда, куда нужно. Педагог может задать вопросы: «Кто летает? Кто ходит по земле? Кто плавает в воде?» Проверяют все вместе правильность выполнения задания.

2.      Детям раздаются цветные картинки с ошибками и им предлагается рассмотреть их, зрительно определить, что же неправильно нарисовал художник. «Найди, где ошибся художник. Чего не бывает?»

3.      Детям раздают нецветные картинки с ошибками художника и предлагаются найти эти ошибки и раскрасить их. «Каким цветом раскрасил птицу? Почему неверно? Кто летает?» и т.п.

4.      Детям раздаются не цветные картинки с ошибками, и дается задание: «Раскрась птицу красным, воду - голубым» и т.п. Затем, после раскрашивания предлагается найти ошибки художника и указать их, отметив цифрами или фишками.


Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28758. КУЛЬТУРА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ 24.87 KB
  Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н. Но тема репрессий сталинских лагерей не ушла из литературы. В начале 60х годов усилилось разоблачение €œидейных шатаний€ деятелей литературы и искусства. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения.
28761. Атмосфера Серебряного века 14.98 KB
  Понятие это не столько научное сколько эмоциональное вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры с золотым веком пушкинской эпохой русской поэзии первая треть XIX века. Серебряный век как период и образ мышления Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью интеллектуализмом. Поэтому нельзя отождествлять всю поэзию конца XIX начала XX века с Серебряным веком.