82526

Развитие мышления на уроках русского языка

Научная статья

Психология и эзотерика

Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. Ход проведения: на уроке идёт беседа об известных модельерах анализируются модели одежды созданные ими. Ход проведения: детям говорится что им сейчас будут зачитываться слова и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат. Ход проведения: на доске зарисовывается схема.

Русский

2015-02-27

96.5 KB

0 чел.

Развитие мышления на уроках русского языка

Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.

Подбери родовое понятие к следующим словам:

щука – …

липа – …

ромашка – …

картофель – …

грач – …

глаз – …

осень – …

оса – …

вилка –… 

деление – …

метр – …

серебро –…

озеро – …

скрипка –…

Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”, например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца.

Укажи целое, частью которого являются:

карман – …

крыло – …

плавник – …

ветка – …

рукав – …

ножка – …

окно – …

кабина – …

лепесток – …

циферблат – …

ступень – …

ручка – …

Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа – деревья).

В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:

Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен)

Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер)

Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)

Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло)

Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)

Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр)

Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день)

Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый – злой.

Подбери противоположные понятия:

большой – …

свет – …

радость –…

храбрость – …

быстрый – …

тусклый – …

день – …

сладкий – …

печальный – …

начало – …

длинный – …

ложь – …

победа – …

смерть – …

молодость – …

бодрый – …

Назови вероятные причины следующих событий:

насморк – …

синяк – …

авария – …

ошибка – …

наказание – …

наводнение – …

опоздание – …

драка – …

Назови возможные следствия следующих событий:

засуха –…

праздник – …

сражение – …

молния – …

осень – …

опасность – …

переедание – …

болезнь – …

Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник.

К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

февраль – …

вторник – …

первый – …

вечер – …

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый.

К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

ложка – …(серебряная, есть)

бумага – …(белая, писать)

врач – … (детский, лечить)

калькулятор – …(электронный, считать)

библиотека – … (городская, книги)

Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.

Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:

гараж жаба банан

пирог поле слеза

  утка туча чаща

ливер … кулак

рынок … осада

орел … сажа

В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.

лес – … – … – … – бор

кошка – … – мышка

 

Приставьте козе рога (рога - коза) рога – роза – коза.

Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот – ком – сом – сор – сыр

Доведите мышку до норки (мышка - норка)

Протяните мост через реку (мост - река)

Назови одним словом следующие группы слов:

мак, ромашка, роза

чашка, тарелка, миска

рубашка, брюки, платье

морковь, капуста, свекла

кукла, мишка, мячик

Подбери нужное слово:

кровать – лежать, стул - …

малина – ягода, девять – …

человек – ребенок, собака - …

овца – стадо, буква - …

воробей – птица, окунь - …

волк – пасть, птица - …

растение – семя, птицы - …

бежать – стоять, кричать - …

Скажи одним словом:

обвести вокруг пальца – обмануть

намылить шею - …

развесить уши - …

прикусить язык - …

бить баклуши - …

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

автомобиль, тормоз – автор

колос, роза, вата - …

кора, лото, боксер - …

баран, рана, банка - …

Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

медведь, озеро, карандаш

мальчик, клен, пень

лиса, варенье, лавка

Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.

Например: Председатель Пахом промчался по пыльному полю.

Использование развивающих приемов

на уроках технологии

В данной статье предложена система игровых моментов, приёмов и форм, направленная на развитие мыслительных процессов на материале уроков технологии.

В пятом классе могут быть использованы следующие упражнения с целью развития  логического мышления, навыков анализа  и синтеза, способности к обобщению и выделению существенных признаков.

Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. На их выполнение даётся 20 минут. Жюри проверяет работы и определяет победителя, которому вручается медаль.

1. Сгруппируй слова по смыслу.

А) 0,7; обтачать; шов; ширина.

Б) утюжить, проутюжильник, вода, изделие.

Подбери подходящий по значению термин.

        пояс                                                                карман

обтачать               притачать                          подшить                    обтачать                         

   стачать                                                            притачать                                     

Выбери слова, относящиеся к теме «Изготовление юбки»

Бретели,  пояс,  карман,  задняя половинка,  нагрудник.

Исключи лишнее, объясни почему.

  1.  Разутюжить, приутюжить, подшить, заутюжить.
  2.  Сметать, приметать, наметать, отутюжить.
  3.  Стачать, пришить, обтачать, притачать.     

2. Театр моды.

Цель: развивать способность анализировать, обобщать и умение применять это на практике.

Ход проведения: на уроке идёт беседа об известных модельерах, анализируются модели одежды, созданные ими. После этого детям предлагается нарисовать свою модель: школьной формы, одежды рыбаков, туристов, учителей…

3. Слова наоборот.

Цель: развивать у детей способность производить мыслительные операции анализа и синтеза.

Ход проведения: детям говорится, что им сейчас будут зачитываться слова, и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат.

Набор слов:     шов – вош

Ножницы – ыцинжон

Игла – алги

Сметать – ьтатемс

Суп – пус

Одежда – аджедо

Ткань – ьнакт

Швейная машина – анишам яанйевш

Ответы детей проверяются и тот, кто допустил меньше ошибок, награждается аплодисментами.

Цель: развивать логическое мышление, способность анализировать и умение выявлять закономерности.

4. Труд и человек.

Ход проведения: на доске зарисовывается схема. В этой схеме зашифрована фраза в которой сказано о роли труда в судьбе человека. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом – в нижней. Завершает фразу слог, помещённый в центральном кружке.

                 

Подсказка: начинать с буквы «Т» по часовой стрелке через 2 кружка.

5.  Четыре прямые.

Ход проведения: на доске зарисовывается расположение точек. Необходимо перечеркнуть все точки четырьмя прямыми линиями не отрывая руки.

6. Сосчитайте.

Ход проведения: на доске зарисовывается фигура. Необходимо сосчитать, сколько треугольников в фигуре?

7. Разруби подкову.

Ход проведения: детям даётся задание «разрубить» подкову «топором» на 6 частей, не перемещая частей после удара. Каждый рисует подкову и пробует её «разрубить» на листочке.

8. Сколько кошек?

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: в комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошке по 1 кошке. Сколько всего кошек в комнате.

9. Делёж.

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: как разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и 1 яблоко осталось в корзине?

10. Отгадай-ка.

Ход проведения: детям зачитываются загадки. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Загадки:                                         Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

                                             (рис – Ирс)

Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

                                         (тлас – Атлс)

Мы – для пилильщика подставка,

Мы – для кучера сиденье,

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударение –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

                                         (Кзлы – Козл)

Для учащихся 8 класса могут быть предложены следующие развивающие игры и задания, способствующие развитию логического мышления, навыков анализа и синтеза, внимания, навыков самоконтроля:

1. Подумай, какое число надо поставить в пустую клетку?

3

5

7

9

9

25

49

2. Сравните четыре ряда чисел и найдите среди них ряд, не похожий на остальные. Чем этот ряд отличается от остальных?

2

5

8

11

14

1

4

7

10

13

3

4

5

6

7

3

6

9

12

15

                  

3. Который из этих числовых рядов лишний, то есть отличается от остальных? Найди не менее трёх признаков, по которым остальные ряды имеют сходство.

1, 2, 4, 8, 16, 32

3, 6, 12, 24, 48, 96

5, 10, 20, 40, 80, 160

2, 6, 18, 54, 162

7, 14, 28, 56, 112, 224

4. Ребусы.

Ход проведения: детям показывалась карточка с ребусом. Кто первый догадается, должен поднять руку. За правильный ответ давался жетон. Набравший большее количество жетонов, объявляется победителем.

5. Анаграммы и логарифмы.

Ход проведения: детям сообщается, что такое логарифмы и что такое анаграммы.

Анаграммы – загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Логарифмы – загадки, в которых слово получает различное значение от выбрасывание или прибавление буквы.

Задания:

  1.  Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.       (Липа – пила)

  1.  Вдоль по проволоке я мчусь

Ночи я дни,

А с конца меня прочтут

Тигру я сродни.                          (Ток – кот)

  1.  Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь мои –

В кастрюлю я полезу.              (Шпала – лапша)

  1.  Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной –

И найдёшь меня в буфете.           (Атлас – салат)

  1.  Известное я блюдо,

Когда прибавишь «м»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.                             (Уха – муха)

6. Сколько их?

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: мальчик имеет столько же братьев, сколько и сестёр, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько сестёр и сколько братьев в той семье?

7. Спящий пассажир.

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: пассажир проехал половину всего пути, лёг спать и спал до тех пор, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проехал спящим?

8. Найди число.

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: найди число, которое, будучи разделено на 2 даёт в остатке 1, при делении на 3 даст в остатке 2, при делении на 4 даст в остатке 3, при делении на 5 даст в остатке 4, при делении на 6 даст в остатке 5, но на 7 это число делится нацело.

9. Волк, коза, капуста.

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: крестьянину нужно перевести через реку волка,козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевезти крестьянину свой груз?

10. Гусеница.

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: в  6 часов утра в воскресенье гусеница начала вползать на дерево. В течении дня, то есть до 8 часов, она вползла на высоту 5м, а в течении ночи спускалась на 2м. В какой день и час она вползёт на высоту 9м?

Игры и упражнения на развитие мышления

Игра «Составление предложений»

Ребенку или детям, если работа проводится с группой ребят, предлагается три слова, не связанные между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Дается задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова). Надо предупредить ребят, что время выполнения задания ограничено — 10 минут при групповом занятии и 15—20 минут при индивидуальной форме занятия.

Ответы ребят могут быть банальными: «Медведь уронил в озеро карандаш», а могут быть и сложными, с введением новых объектов: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил рыбу в озере». Ответы могут быть и по-настоящему творческими, интересными: «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь».

Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Если ребенок работает индивидуально, то кто-то из родителей тоже должен придумать предложения из данных слов и показать ребенку, какие еще могут быть связи между этими предметами. При групповой форме работы важно выслушать все придуманные ребятами предложения. Следует обязательно поощрить ребят, придумавших самые оригинальные предложения. Но еще более важным является развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ нравится или не нравится, интересен или нет.

Можно порекомендовать следующие группы слов для выполнения данного задания:

  •  река, ручка, собака;
  •  дерево, тигр, человек;
  •  мост, человек, тетрадь и др.


Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать вcе ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. - второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Бережко Ольга Владимировна, учитель начальных классов


Д

Е

С

Л

Р

Л

З

В

Д

Е

Т

А

О

О

У

Ч

КА


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2934. Основы физики. Вещества и их перемещения 616 KB
  С каждой движущейся массой вещества связан волновой процесс, а длина волны определяется соотношением где n – постоянная Планка, m – масса тела, v – скорость движения. Это соотношения называется «постулат Луи де Бройля» Элек...
2935. Электромагнитная индукция, ЭДС индукции, токи Фуко 37 KB
  Электромагнитная индукция, ЭДС индукции, токи Фуко: В электропроводящем контуре при изменении проходящего через него потока возникает ток, независящий от способа изменения потока, и называемый индукционным. В контуре так же возникает ЭДС...
2936. Изнасилования и их расследование 278.5 KB
  Изнасилования и их расследование В настоящее время экспертами и криминалистами разработано множество новых систем и подходов к решению задач борьбы с преступностью. Улучшение научных технологий криминалистики, повышение профессионализма следователей...
2937. Здоровый образ жизни, мероприятие для 10 класса 70.5 KB
  Сформировать ценностное отношение к собственному здоровью при помощи углубления знаний по анатомии и физиологии человека; Создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
2938. Хто квітень наш отак підступно зрадив 69.5 KB
  Хто квітень наш отак підступно зрадив? Мета:  висвітлити основні відомості про Чорнобильську трагедію, виховувати почуття поваги й пам’яті до трагічних в сторінок історії України. Обладнання: проекто...
2939. Святкування Водохреща 63 KB
  Святкування Водохреща. Мета: розширити знання учнів про святкування Водохрещення, розвивати вміння аналізувати і робити висновки, порівнювати, бажання загартовувати свій організм; виховувати повагу до традицій і звичаїв українського народу. Об...
2940. Исследование колебаний механической системы с одной степенью свободы 45.5 KB
  Дана механическая система с одной степенью свободы, представляющая собой совокупность абсолютно твердых тел, связанных друг с другом посредством невесомых нерастяжимых нитей, параллельных соответствующим плоскостям. Система снабжена внешней упругой ...
2941. Дружба. Виховна година. 51 KB
  Виховна година на тему Дружба Мета, розкрити зміст понять дружба, дійсний друг показати його відмінність від понять приятель і знайомий прищепити учням повагу до цінностей дружби, сприяти розвиткові критичного ставлення до себе і с...
2942. Праздник 8 Марта — день чудесный 50.5 KB
  Тема, 8 Марта — день чудесный. Форма, концертная программа. Цели, - развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность, - память, - доставить детям радость от участия в мероприятии. Задачи, - способствовать развитию речевых ум...