82527

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

Научная статья

Психология и эзотерика

Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.

Русский

2015-02-27

38 KB

3 чел.

  

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях

по дополнительной образовательной  программе

«Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

 Цель занятий состоит в устранении искажений в психическом развитии детей, перестройки неблагоприятно сложившихся образований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, а так – же развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

В связи с тем, что у детей с ОВЗ в группе сверстников часто возникает чувство неполноценности, низкий уровень благополучия межличностных отношений, повышенный уровень тревожности;  необходим особый подход к организации и проведению занятий, создание положительного эмоционального фона, ситуации успеха для каждого ребенка.

Структура занятий состоит из таких компонентов как:

• Освобождение от речевых и мышечных напряжений от  так зазываемых «зажимов»;

• Осознание языка собственного тела;

• Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия  с проработкой невербальных средств общения;

• Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности;

• Создание новых образов достижения. Организация психики  в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека;

• Анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывания детей,  а так – же;

Развитие мотива компетентности как одного из центральных мотивов познания и учения.     

 В основу всех заданий и задач, предлагаемых детям,  положены  специально подобранные дидактические игры, смысл которых заключается в решении определенной познавательной задачи, а также упражнения на внимание, память, мышление.

          Назову несколько игр и заданий,  использующихся на занятиях,  способствующих развитию таких психических процессов как наглядно-образное, наглядно-действенное,  логическое и творческое мышление; словесно-логическую, образную, слуховую и зрительную двигательную память.

    Игра   «Кто больше замети небылиц?»

Цели: учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать логическое мышление, образную память умение отличать реальное от выдуманного.

Ведущий: Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу – положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

  

 Игра  «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; развивать образную память,  воспитывать умение быстро думать.

Ведущий перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия».

Ведущий. Дети, Толина мама лечит больных. Эта профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед?

Дети. Повар.

Ведущий. Назовите, какие вы знаете профессии.

Дети. Шофер, учитель, продавец, летчик и др.

Ведущий. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар?

Дети. Варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

Ведущий. Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Врач.

Дети. Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарства.

Ведущий. Портной.

Дети. Наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т.д.

Ведущий называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

  Игра  «Назови три предмета»

Цель: закреплять у детей умение классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.

Ведущий. Мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?

Дети. Стол, стул, кровать, диван.

Ведущий. Правильно, но в игре нужно назвать только три слова. Цветы! (Произносит и бросает мяч ребенку.)

Ребенок. Ромашка, роза, василек.

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся называть родовые. Например, ведущий называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Более сложным вариантом игры будет такой, когда ведущий во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые

    Игра  «Наоборот»

Цель: развить у детей сообразительность, быстроту мышления, тренировать память.  

Дети вместе с ведущим садятся на стулья в кружок. Ведущий произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч ведущему.

Ведущий. Вперед. Ребенок. Назад.

Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе, далекий – близкий, верхний – нижний,

завязать – развязать, намочить – высушить и др.

С целью развития у ребенка логического мышления и образной памяти   проводились  беседы типа

  •  Кем приходится твоя мама бабушке?
  •  Кто ты для бабушки и дедушки?
  •  А кем друг другу приходятся бабушка и дедушка?
  •  А кто ты для мамы?

Таким образом, стимуляция творческой активности, установка на успех каждого ребенка с ОВЗ  в ходе занятий, когда ребенок вынужден следовать роли, правилам, условиям, а так – же путем многократного варьирования заданий в игре,  способствуют развитию памяти, мышления и познавательной сферы в целом.

Е.С. Емельянова педагог-психолог МДОУ № 39 г.о.Новокуйбышевск

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24852. Преимущества и недостатки доходного подхода 30.5 KB
  В рамках данного подхода стоимость предприятия рассматривается как текущая стоимость будущих доходов которые предприятие способно принести своему владельцу. Суть данного подхода выражается в обязательном получении инвесторами определенного дохода от владения данным предприятием. В рамках доходного подхода существуют следующие методы определения стоимости: метод дисконтирования капитализации.
24853. Преимущества и недостатки затратного подхода к оценке бизнеса 26.5 KB
  Данный подход чаще всего применяется для предприятий обладающих большим объемом активов. Оценка стоимости в рамках данного подхода является достаточно объективной так как осуществляется на основе достоверных данных о составе и состоянии активов. Однако затратный подход не учитывает конкурентную доходность этих активов. В рамках затратного подхода выделяют методы: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
24854. Преимущества и недостатки сравнительного подхода к оценке бизнеса 27 KB
  В данном случае обеспечивается высокая обоснованность стоимости объекта по сравнению с другими подходами. Однако сложность применения данного подхода заключается в трудоемкости поиска объектааналога и необходимости внесения корректировок и поправок в процессе оценки между оцениваемым объектом и объектом аналогом. Методы используемые в рамках сравнительного подхода: метод предприятияаналога или объекта аналога; метод сделок; метод отраслевых коэффициентов.
24855. Причины изменения стоимости компании при разных типах слияний 29.5 KB
  вз дополняющие рессы одной компании не хватает опред ресовпроизводой мощности квал кадров уник продуктов нов патенты Поэтому дешевле объедся. В процессе слияния у новой компании открываются новые возможности и стть компании выше.
24856. Проблемы выбора рациональной структуры капитала 25 KB
  Оптимальная структура капитала подразумевает сочетание собственного и заемного капитала которое обеспечивает максимум рыночной оценки всего капитала Решая задачу формирования рациональной структуры средств предприятия помимо расчета количественных показателей необходимо учитывать качественные факторы в том числе: темпы наращивания оборота предприятия что требует дополнительного финансирования; стабильность развития: предприятие со стабильным оборотом может позволить себе больший удельный вес заемных средств в пассивах; структура...
24857. Рентабельность активов и собственного капитала: расчёт, анализ, оценка 28 KB
  Рента́бельность акти́вов относительный показатель эффективности деятельности частное от деления чистой прибыли полученной за период на общую величину активов организации за период. Показывает способность активов компании порождать прибыль. Рентабельность активов индикатор доходности и эффективности деятельности компании очищенный от влияния объема заемных средств.
24858. Реструктуризация как способ повышения рыночной стоимости компании 32 KB
  Концепция управления стоимостью предприятия ориентирует менеджмент на рост рыночной стоимости компании или рост стоимости имущественного комплекса создаваемого либо развиваемого в инновационных проектах. Различают четыре основных Стандарта оценки бизнеса: обоснованной рыночной стоимости; обоснованной стоимости; инвестиционной стоимости; внутренней фундаментальной стоимости. Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает что оценка производится на основе информации об имуществе рыночной конъюнктуре и т.
24859. Роль ЗК в управлении компанией 27.5 KB
  полож момент: достаточ широк возм привлеч особ при высоком кредм рейитинге орган налич залога обеспеч роста фин потенциала при необход существенно расшир активов и возраст темпов роста V хоз деят. Урнь этих риско возрт прямопропорц росту удельн веса ЗК активы сформир за счеь ЗК генерир меньшую при прочих равн услях норму П кот сниж на сумму уплачив за кредит высокая зависим ЗК от колеб конъюкт рынка сложность процедуры привлечя особенно больших ров.
24860. Синергетический эффект как рез-т слияния и поглощения 30.5 KB
  Отделение подразумевает передачу части активов и обязательств новому предприятию с последующим предоставлением акционерам материнского предприятия акций нового предприятия пропорционально их доле собственности в первоначальном предприятии. Разбивка все активы реструктурируемого предприятия разделяются между отделяемыми предприятиями и материнское предприятие перестает существовать. В данном случае материнское предприятие учреждает новое предприятие и предает ему свои активы затем продает акции нового предприятия. Данный метод...