82527

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

Научная статья

Психология и эзотерика

Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.

Русский

2015-02-27

38 KB

3 чел.

  

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях

по дополнительной образовательной  программе

«Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

 Цель занятий состоит в устранении искажений в психическом развитии детей, перестройки неблагоприятно сложившихся образований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, а так – же развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

В связи с тем, что у детей с ОВЗ в группе сверстников часто возникает чувство неполноценности, низкий уровень благополучия межличностных отношений, повышенный уровень тревожности;  необходим особый подход к организации и проведению занятий, создание положительного эмоционального фона, ситуации успеха для каждого ребенка.

Структура занятий состоит из таких компонентов как:

• Освобождение от речевых и мышечных напряжений от  так зазываемых «зажимов»;

• Осознание языка собственного тела;

• Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия  с проработкой невербальных средств общения;

• Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности;

• Создание новых образов достижения. Организация психики  в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека;

• Анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывания детей,  а так – же;

Развитие мотива компетентности как одного из центральных мотивов познания и учения.     

 В основу всех заданий и задач, предлагаемых детям,  положены  специально подобранные дидактические игры, смысл которых заключается в решении определенной познавательной задачи, а также упражнения на внимание, память, мышление.

          Назову несколько игр и заданий,  использующихся на занятиях,  способствующих развитию таких психических процессов как наглядно-образное, наглядно-действенное,  логическое и творческое мышление; словесно-логическую, образную, слуховую и зрительную двигательную память.

    Игра   «Кто больше замети небылиц?»

Цели: учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать логическое мышление, образную память умение отличать реальное от выдуманного.

Ведущий: Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу – положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

  

 Игра  «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; развивать образную память,  воспитывать умение быстро думать.

Ведущий перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия».

Ведущий. Дети, Толина мама лечит больных. Эта профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед?

Дети. Повар.

Ведущий. Назовите, какие вы знаете профессии.

Дети. Шофер, учитель, продавец, летчик и др.

Ведущий. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар?

Дети. Варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

Ведущий. Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Врач.

Дети. Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарства.

Ведущий. Портной.

Дети. Наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т.д.

Ведущий называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

  Игра  «Назови три предмета»

Цель: закреплять у детей умение классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.

Ведущий. Мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?

Дети. Стол, стул, кровать, диван.

Ведущий. Правильно, но в игре нужно назвать только три слова. Цветы! (Произносит и бросает мяч ребенку.)

Ребенок. Ромашка, роза, василек.

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся называть родовые. Например, ведущий называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Более сложным вариантом игры будет такой, когда ведущий во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые

    Игра  «Наоборот»

Цель: развить у детей сообразительность, быстроту мышления, тренировать память.  

Дети вместе с ведущим садятся на стулья в кружок. Ведущий произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч ведущему.

Ведущий. Вперед. Ребенок. Назад.

Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе, далекий – близкий, верхний – нижний,

завязать – развязать, намочить – высушить и др.

С целью развития у ребенка логического мышления и образной памяти   проводились  беседы типа

  •  Кем приходится твоя мама бабушке?
  •  Кто ты для бабушки и дедушки?
  •  А кем друг другу приходятся бабушка и дедушка?
  •  А кто ты для мамы?

Таким образом, стимуляция творческой активности, установка на успех каждого ребенка с ОВЗ  в ходе занятий, когда ребенок вынужден следовать роли, правилам, условиям, а так – же путем многократного варьирования заданий в игре,  способствуют развитию памяти, мышления и познавательной сферы в целом.

Е.С. Емельянова педагог-психолог МДОУ № 39 г.о.Новокуйбышевск

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38787. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ПРОЧИХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» 263.5 KB
  Доходы и расходы: понятие их сущность значение виды 10 1. Проанализировать прочие доходы и расходы. Предметом исследования являются прочие доходы и расходы ООО Стройиндустрия.Доходы и расходы: понятие их сущность значения виды В соответствии с п.
38789. Конкурентоспособность и ее повышение ООО «Урал-инструмент-Пумори» 1.13 MB
  Продвижение товара с помощью интернеттехнологий. Повышение конкурентоспособности ООО УралинструментПумори на основе интернеттехнологий продвижения товара. Организационная структура управления ООО УралинструментПумори. Экспертная оценка конкурентоспособности ООО УралинструментПумори.
38790. ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ И БРАКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО СОЦИУМА 758 KB
  Теоретикометодологические основы исследования и ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Некоторые теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современной российской молодежи в отношении семьи и брака.
38791. Влияние восстановленного глутатиона и ингибитора каталазы на пероксидную резистентность и скорость лизиса эритроцитов при действии хлорида железа 650 KB
  Установлено, что при ингибировании каталазной активности азидом натрия, в том числе при действии хлорида железа скорость гемолиза эритроцитов возрастает. Хлорид железа (III) в концентрации 0,5% вызывал полный лизис эритроцитов человека за 5 мин инкубации с максимумом лизиса от 1,5 до 3,5 минут инкубации вне зависимости от предварительной обработки эритроцитов
38792. Методы оценки кредитоспособности ссудозаемщика коммерческого банка 1.08 MB
  Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане. Он становится неизбежным атрибутом товарного хозяйства.
38793. Лісові природно-заповідні території як осередки еволюційного збереження лісового дендрофіторізноманіття 403 KB
  Сучасний стан лісових генетичних ресурсів та стратегії їх збереження. Стратегії збереження генетичної мінливості лісової дендрофлори. Підходи до збереження генетичної мінливості лісового генофонду. Збереження видів деревних рослин іn situ.
38794. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ДАБАН») 856.5 KB
  Анализ объема и ассортимента продукции. Анализ структуры продукции и влияние структурных сдвигов на изменение стоимости продукции. Понятие эффективности Целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции выполнение работ оказание услуг установленного объема и качества в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей в данной продукции но и в необходимости учитывать достижение максимального...
38795. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РУП «КЛИМОВИЧСКОГО ЛИКЕРО-ВОДОЧНОГО ЗАВОДА» 742 KB
  К ним в частности относятся: увеличение реализации остатков готовой продукции на складах продажа неиспользуемого оборудования снижение себестоимости продукции в результате приобретения нового оборудования. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала увеличения прибыльности производства улучшения качества реализуемой продукции. В основе этого понятия лежит ограниченность ресурсов желание экономить...