82527

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

Научная статья

Психология и эзотерика

Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.

Русский

2015-02-27

38 KB

3 чел.

  

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях

по дополнительной образовательной  программе

«Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

 Цель занятий состоит в устранении искажений в психическом развитии детей, перестройки неблагоприятно сложившихся образований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, а так – же развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

В связи с тем, что у детей с ОВЗ в группе сверстников часто возникает чувство неполноценности, низкий уровень благополучия межличностных отношений, повышенный уровень тревожности;  необходим особый подход к организации и проведению занятий, создание положительного эмоционального фона, ситуации успеха для каждого ребенка.

Структура занятий состоит из таких компонентов как:

• Освобождение от речевых и мышечных напряжений от  так зазываемых «зажимов»;

• Осознание языка собственного тела;

• Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия  с проработкой невербальных средств общения;

• Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности;

• Создание новых образов достижения. Организация психики  в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека;

• Анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывания детей,  а так – же;

Развитие мотива компетентности как одного из центральных мотивов познания и учения.     

 В основу всех заданий и задач, предлагаемых детям,  положены  специально подобранные дидактические игры, смысл которых заключается в решении определенной познавательной задачи, а также упражнения на внимание, память, мышление.

          Назову несколько игр и заданий,  использующихся на занятиях,  способствующих развитию таких психических процессов как наглядно-образное, наглядно-действенное,  логическое и творческое мышление; словесно-логическую, образную, слуховую и зрительную двигательную память.

    Игра   «Кто больше замети небылиц?»

Цели: учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать логическое мышление, образную память умение отличать реальное от выдуманного.

Ведущий: Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу – положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

  

 Игра  «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; развивать образную память,  воспитывать умение быстро думать.

Ведущий перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия».

Ведущий. Дети, Толина мама лечит больных. Эта профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед?

Дети. Повар.

Ведущий. Назовите, какие вы знаете профессии.

Дети. Шофер, учитель, продавец, летчик и др.

Ведущий. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар?

Дети. Варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

Ведущий. Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Врач.

Дети. Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарства.

Ведущий. Портной.

Дети. Наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т.д.

Ведущий называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

  Игра  «Назови три предмета»

Цель: закреплять у детей умение классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.

Ведущий. Мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?

Дети. Стол, стул, кровать, диван.

Ведущий. Правильно, но в игре нужно назвать только три слова. Цветы! (Произносит и бросает мяч ребенку.)

Ребенок. Ромашка, роза, василек.

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся называть родовые. Например, ведущий называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Более сложным вариантом игры будет такой, когда ведущий во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые

    Игра  «Наоборот»

Цель: развить у детей сообразительность, быстроту мышления, тренировать память.  

Дети вместе с ведущим садятся на стулья в кружок. Ведущий произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч ведущему.

Ведущий. Вперед. Ребенок. Назад.

Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе, далекий – близкий, верхний – нижний,

завязать – развязать, намочить – высушить и др.

С целью развития у ребенка логического мышления и образной памяти   проводились  беседы типа

  •  Кем приходится твоя мама бабушке?
  •  Кто ты для бабушки и дедушки?
  •  А кем друг другу приходятся бабушка и дедушка?
  •  А кто ты для мамы?

Таким образом, стимуляция творческой активности, установка на успех каждого ребенка с ОВЗ  в ходе занятий, когда ребенок вынужден следовать роли, правилам, условиям, а так – же путем многократного варьирования заданий в игре,  способствуют развитию памяти, мышления и познавательной сферы в целом.

Е.С. Емельянова педагог-психолог МДОУ № 39 г.о.Новокуйбышевск

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58687. Цветочная лужайка. Пришивание пуговиц 52.5 KB
  Цель урока: Учить пришивать плоские пуговицы. пуговицы Молодцы Что же такое пуговица Пуговица это застежка на одежде предназначенная для соединения ее частей. Для чего пуговицы нужны Для того чтобы быть всегда опрятным человек должен следить за своим внешним видом за одеждой.
58688. Улитка 51 KB
  Цель урока: Создание полуобъемной аппликации «Улитка» Задачи: Образовательные: Учить выполнять полуобъемную аппликацию. Ознакомить с видами бумаги. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук. Развивать мышление. Развивать глазомер...
58691. Понятие про орнамент. Последовательность создания орнамента. Создание орнамента из растительных форм 38 KB
  Цель: развивать творческие способности фантазию воспитывать экономное и бережное отношение к бумаге и к природным материалам Оборудование: плакат с зашифрованным словом украинский национальный костюм образцы готовых аппликаций орнаментов.
58692. Однорідні члени речення 38 KB
  Усно доповнити власними реченнями про красу осінньої природи Під осінніми високими зорями затихають оселі і тепер стає чутнішою мова роси напівроздягнених дерев вчорнілих задуманих соняшників що вже не тягнуться ні до зірок ні до сонця.
58693. Звязок прикметників з іменниками 47 KB
  Мета: Навчаюча: допомогти учням засвоїти матеріал про звязок прикметників з іменниками; закріплювати вміння встановлювати логіко-граматичні звязки; вдосконалювати вміння розрізняти прикметники серед інших частин мови...
58694. Чергування голосних звуків о е і в коренях слів 56.5 KB
  Мета: вчити учнів правильно писати о е і в корені слова; формувати орфографічну навичку письма вміння визначати корінь в слові; розвивати навичку чіткого мовлення уваги мислення; сприяти виховуванню почуття поваги до старших.
58695. Леся Українки “Бояриня” 39.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів зі змістом твору, дослідити, як крізь призму особистого життя героїв розкрито трагедію рідного краю; розвивати творче мислення учнів, уміння аналізувати прочитане; виховувати любов до України, до її історичного минулого.