82527

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

Научная статья

Психология и эзотерика

Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.

Русский

2015-02-27

38 KB

3 чел.

  

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях

по дополнительной образовательной  программе

«Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

 Цель занятий состоит в устранении искажений в психическом развитии детей, перестройки неблагоприятно сложившихся образований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, а так – же развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

В связи с тем, что у детей с ОВЗ в группе сверстников часто возникает чувство неполноценности, низкий уровень благополучия межличностных отношений, повышенный уровень тревожности;  необходим особый подход к организации и проведению занятий, создание положительного эмоционального фона, ситуации успеха для каждого ребенка.

Структура занятий состоит из таких компонентов как:

• Освобождение от речевых и мышечных напряжений от  так зазываемых «зажимов»;

• Осознание языка собственного тела;

• Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия  с проработкой невербальных средств общения;

• Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности;

• Создание новых образов достижения. Организация психики  в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека;

• Анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывания детей,  а так – же;

Развитие мотива компетентности как одного из центральных мотивов познания и учения.     

 В основу всех заданий и задач, предлагаемых детям,  положены  специально подобранные дидактические игры, смысл которых заключается в решении определенной познавательной задачи, а также упражнения на внимание, память, мышление.

          Назову несколько игр и заданий,  использующихся на занятиях,  способствующих развитию таких психических процессов как наглядно-образное, наглядно-действенное,  логическое и творческое мышление; словесно-логическую, образную, слуховую и зрительную двигательную память.

    Игра   «Кто больше замети небылиц?»

Цели: учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать логическое мышление, образную память умение отличать реальное от выдуманного.

Ведущий: Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу – положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

  

 Игра  «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; развивать образную память,  воспитывать умение быстро думать.

Ведущий перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия».

Ведущий. Дети, Толина мама лечит больных. Эта профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед?

Дети. Повар.

Ведущий. Назовите, какие вы знаете профессии.

Дети. Шофер, учитель, продавец, летчик и др.

Ведущий. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар?

Дети. Варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

Ведущий. Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Врач.

Дети. Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарства.

Ведущий. Портной.

Дети. Наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т.д.

Ведущий называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

  Игра  «Назови три предмета»

Цель: закреплять у детей умение классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.

Ведущий. Мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?

Дети. Стол, стул, кровать, диван.

Ведущий. Правильно, но в игре нужно назвать только три слова. Цветы! (Произносит и бросает мяч ребенку.)

Ребенок. Ромашка, роза, василек.

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся называть родовые. Например, ведущий называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Более сложным вариантом игры будет такой, когда ведущий во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые

    Игра  «Наоборот»

Цель: развить у детей сообразительность, быстроту мышления, тренировать память.  

Дети вместе с ведущим садятся на стулья в кружок. Ведущий произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч ведущему.

Ведущий. Вперед. Ребенок. Назад.

Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе, далекий – близкий, верхний – нижний,

завязать – развязать, намочить – высушить и др.

С целью развития у ребенка логического мышления и образной памяти   проводились  беседы типа

  •  Кем приходится твоя мама бабушке?
  •  Кто ты для бабушки и дедушки?
  •  А кем друг другу приходятся бабушка и дедушка?
  •  А кто ты для мамы?

Таким образом, стимуляция творческой активности, установка на успех каждого ребенка с ОВЗ  в ходе занятий, когда ребенок вынужден следовать роли, правилам, условиям, а так – же путем многократного варьирования заданий в игре,  способствуют развитию памяти, мышления и познавательной сферы в целом.

Е.С. Емельянова педагог-психолог МДОУ № 39 г.о.Новокуйбышевск

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5667. Культурология в системе наук. Шпаргалка 239.5 KB
  Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания. Культурология - наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, о множественности развития различных культур. Предмет - культура, взятая как целостное явлени...
5668. Бизнес-планирование. Комбинированный урок 44 KB
  Бизнес-планирование Предмет: технология Класс: Цели занятия: Ознакомление с сущностью бизнес-планирования 2. Выступить с докладами и выслушать доклады других по темам: Роль бизнес-планирования в организации ПД, Специфика бизнес-планир...
5669. Языки программирования. Курс лекций 316 KB
  Программа курса Языки программирования Основные понятия языков программирования: данные, операции и связывание. ОД(объект данных) - переменные, константы - абстрактное место, где могут храниться данные. Виды связывания: 1)...
5670. Будівельні матеріали. Загальні технічні властивості будівельних матеріалів 164.85 KB
  Вступ Ця дисципліна вивчає будівельні матеріали і вироби, їх значення для розвитку будівництва та підвищення ефективності капіталовкладень. Приділяється увага питанням класифікації будівельних матеріалів, їх складу і структури, корозії матеріалів, е...
5671. В поисках мелодии. Конспект урока 20.31 KB
  В поисках мелодии Цель. Развитие творческих способностей детей посредством элементарного музицирования с использованием ИКТ. Задачи. Воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию. Развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутр...
5672. Правознавство. Галузі права. Конспект лекцій 1.38 MB
  Посібник містить конспект лекцій для студентів усіх напрямів денної та заочної форми навчання, короткий словник юридичних термінів. Видання також містить питання до екзамену та список рекомендованої літератури. ЗМІСТ ЛЕКЦІЯ 1. Основи державного (кон...
5674. Логістична підтримка інноваційної діяльності 472.79 KB
  Перехід до інноваційної моделі розвитку економіки - найхарактерніша прикмета сучасного етапу в розвинутих країнах. Реалізація економічних цілей пов'язана з інноваційним типом розвитку, в основі якого закладений безперервний і цілеспрямований процес пошуку
5675. Теорія алгоритмів і основи представлення знань 339 KB
  Вступ. Інтуїтивне поняття алгоритму. Поняття алгоритму інтуїтивно зрозуміло і часто використовується в математиці. Додавання і множення чисел стовпчиком, що відомо ще зі школи, формула обчислення коренів квадратного рівняння,...