82527

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

Научная статья

Психология и эзотерика

Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.

Русский

2015-02-27

38 KB

1 чел.

  

Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях

по дополнительной образовательной  программе

«Я все умею делать сам, что не умею, научусь!»

 Цель занятий состоит в устранении искажений в психическом развитии детей, перестройки неблагоприятно сложившихся образований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, а так – же развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

В связи с тем, что у детей с ОВЗ в группе сверстников часто возникает чувство неполноценности, низкий уровень благополучия межличностных отношений, повышенный уровень тревожности;  необходим особый подход к организации и проведению занятий, создание положительного эмоционального фона, ситуации успеха для каждого ребенка.

Структура занятий состоит из таких компонентов как:

• Освобождение от речевых и мышечных напряжений от  так зазываемых «зажимов»;

• Осознание языка собственного тела;

• Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия  с проработкой невербальных средств общения;

• Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности;

• Создание новых образов достижения. Организация психики  в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека;

• Анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывания детей,  а так – же;

Развитие мотива компетентности как одного из центральных мотивов познания и учения.     

 В основу всех заданий и задач, предлагаемых детям,  положены  специально подобранные дидактические игры, смысл которых заключается в решении определенной познавательной задачи, а также упражнения на внимание, память, мышление.

          Назову несколько игр и заданий,  использующихся на занятиях,  способствующих развитию таких психических процессов как наглядно-образное, наглядно-действенное,  логическое и творческое мышление; словесно-логическую, образную, слуховую и зрительную двигательную память.

    Игра   «Кто больше замети небылиц?»

Цели: учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать логическое мышление, образную память умение отличать реальное от выдуманного.

Ведущий: Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу – положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

  

 Игра  «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; развивать образную память,  воспитывать умение быстро думать.

Ведущий перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия».

Ведущий. Дети, Толина мама лечит больных. Эта профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед?

Дети. Повар.

Ведущий. Назовите, какие вы знаете профессии.

Дети. Шофер, учитель, продавец, летчик и др.

Ведущий. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар?

Дети. Варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

Ведущий. Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Врач.

Дети. Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарства.

Ведущий. Портной.

Дети. Наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т.д.

Ведущий называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

  Игра  «Назови три предмета»

Цель: закреплять у детей умение классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.

Ведущий. Мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?

Дети. Стол, стул, кровать, диван.

Ведущий. Правильно, но в игре нужно назвать только три слова. Цветы! (Произносит и бросает мяч ребенку.)

Ребенок. Ромашка, роза, василек.

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся называть родовые. Например, ведущий называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Более сложным вариантом игры будет такой, когда ведущий во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые

    Игра  «Наоборот»

Цель: развить у детей сообразительность, быстроту мышления, тренировать память.  

Дети вместе с ведущим садятся на стулья в кружок. Ведущий произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч ведущему.

Ведущий. Вперед. Ребенок. Назад.

Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе, далекий – близкий, верхний – нижний,

завязать – развязать, намочить – высушить и др.

С целью развития у ребенка логического мышления и образной памяти   проводились  беседы типа

  •  Кем приходится твоя мама бабушке?
  •  Кто ты для бабушки и дедушки?
  •  А кем друг другу приходятся бабушка и дедушка?
  •  А кто ты для мамы?

Таким образом, стимуляция творческой активности, установка на успех каждого ребенка с ОВЗ  в ходе занятий, когда ребенок вынужден следовать роли, правилам, условиям, а так – же путем многократного варьирования заданий в игре,  способствуют развитию памяти, мышления и познавательной сферы в целом.

Е.С. Емельянова педагог-психолог МДОУ № 39 г.о.Новокуйбышевск

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75410. Проблема местоимений как особой части речи. Особенности местоименной семантики и функции местоименных слов. Основания для их разведения по разным частям речи 12.67 KB
  Термин местоимение в грамматической науке употребляется также применительно к более широкому кругу слов, чем местоимения-существительные: местоимениями называются слова – существительные, прилагательные, числительные
75411. Проблема слов «категории состояния». Их признаки и основания для выделения в особую часть речи. Понятие «предикатив» и его соотношение с «категорией состояния» 13.23 KB
  Проблема слов категории состояния. Понятие предикатив и его соотношение с категорией состояния. Категория состояния это класс слов которые обозначают независимый признак состояние душевное физическое или эмоциональное состояние человека окружающей среды и природы и не имеют форм словоизменения склонения и спряжения но могут с помощью глаголасвязки выражать значение времени. При характеристике категории состояния как части речи основная трудность связана с необходимостью отграничивать эти слова от омонимичных им форм...
75412. Наречие как часть речи. Проблема компаратива 17.62 KB
  Главным формальным признаком наречия как части речи является отсутствие словоизменения. Исключение составляют наречия образующие формы сравнительной степени. По своему общему значению непроцессуального признака наречия близки прилагательным. Этим значением определяются синтаксические функции наречий: вопервых они определяют глагол имя или другое наречие соединяясь с ним связью примыкания; вовторых наречия свободно употребляются в функции сказуемого; втретьих наречия определяют предложение в целом.
75413. Глагол как часть речи. Принципиальное отличие глагола от имени. Особенности глагольной основы. Классы глаголов 46 KB
  Глагольные спрягаемые формы чаще всего в предложении выполняют предикативную функцию. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов ть ти: собирать.
75415. Способы глагольного действия. Их соотношение с видом 17.09 KB
  С категорией вида тесно связаны лексико-грамматические разряды глаголов называемые способами глагольного действия. Иначе говоря способы глагольного действия это такие семантико-словообразовательные группировки глаголов в основе которых лежат модификации изменения значений беспрефиксных глаголов с точки зрения временных количественных специально результативных характеристик значение начала действия может быть выражено различными префиксами: за по вз воз: заговорить пойти вскричать одноактность мигнуть Мы характеризуем какой...
75416. Оптичні давачі. Давачі дифузного типу 2.47 MB
  Давачі дифузного типу Давач дифузного типу створений за принципом давача з відбиттям від рефлектора. Давачі дифузного типу Давач дифузного типу з придушенням заднього фону Давачі дифузного типу з придушенням заднього фону були розроблені для того щоб досягти визначеного діапазону сканування для будьяких обєктів незалежно від їх яскравості кольору та інших властивостей а також від яскравості заднього фону. Такі давачі ігнорують всі обєкти які знаходяться до давача ближче ніж попередньо налаштований діапазон виявлення.
75417. Безконтактний магніточутливий давач 262 KB
  Давач що виявляє зміну напруженості постійного магнітного поля має напівпровідниковий комутуючий елемент і що не містить рухомих частин в чутливому елементі рис. Спрацювання давача відбувається при зміні напруженості магнітного поля викликаного наприклад переміщенням постійного магніту розташованого на рухомої частини механізму. Крім того магніточутливих давачи можуть відрізнятися по реакції на зміну магнітного поля: При збільшенні напруженості зовнішнього магнітного поля наприклад при наближенні постійного магніту...
75418. Блоки живлення, лічильники імпульсів, реле часу, сигналізатори рівня, розєми і зєднувачі, вибухобезпечне устаткування 753.5 KB
  Блок живлення — це вторинне джерело живлення, призначене для забезпечення живлення електроприладу електричною енергією, при відповідності вимогам її параметрів: напруги, струму, і т. д. шляхом перетворення енергії інших джерел живлення.