82537

Особенности памяти у детей с нарушениями речи

Научная статья

Психология и эзотерика

Наиболее специфична следовательно значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи устной и письменной. Зрительная память необходима для освоения письменной речи а также для связи между первой и второй сигнальной системами.

Русский

2015-02-27

40 KB

11 чел.

Особенности памяти у детей с нарушениями речи

У детей с нарушениями речи отмечаются неустойчивость памяти, особенно речевой.

Наиболее специфична,  следовательно, значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи (устной и письменной). Зрительная память необходима для освоения письменной речи, а также для связи между первой и второй сигнальной системами.

В таблице 1  представлены данные о состоянии памяти разной модальности у дошкольников со стертой дизартрией и у их сверстников без нарушений речи. В обеих группах детей подтверждается общая закономерность, установленная П.П.Блонским: наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего слуховая. В среднем дети со стертой дизартрией воспроизводили на слух в прямом порядке четыре цифры, что соответствует объему кратковременной слуховой памяти 5—6-летних детей в норме, составляющей три-пять единиц. В обратном порядке дети с нарушениями речи воспроизводят соответственно меньшее количество цифр, причем многие из них в пределах крайней нижней границы нормы (норма — одна - две цифры). При этом отчетливо наблюдаются затруднения, связанные с необходимостью преобразования запоминаемого ряда, что свидетельствует о специфическом нарушении оперативной памяти в отличие от непосредственной (Мучник Л.С., Смирнов В.М ., 1969).

Таблица 1. Результативность кратковременной памяти различной модальности у детей с нарушениями речи и здоровых детей (количество воспроизведенных объектов из десяти)


Виды памяти
 


СД
 


ЗД
 


ЗД/СД
 


Моторная
 


7, 2
 


8, 5
 


1, 18
 


Зрительная
 


4, 7
 


7, 2
 


1, 53
 


Слуховая
 


4, 02
 


4, 5
 


1, 12
 

Примечание. СД — дети со стертой дизартрией; ЗД — здоровые дети; ЗД/СД — отношение показателей здоровых детей к показателям детей со стертой дизартрией.

Исследование смысловой и механической памяти показало, что достоверные отличия по их соотношению у детей с нарушениями речи и детей без таковых отсутствуют (табл. 2). Однако удалось установить различие в их соотношении в каждой группе, которое свидетельствует о том, что у детей без нарушений речи процесс опосредованного смыслового запоминания более сформирован в сравнении с детьми, у которых речь нарушена (соответственно 2, 4 и 2, 0).

Таблица 2. Соотношение смысловой и механической памяти у детей со стертой дизартрией и здоровых детей


Дети с нарушениями речи
 


Здоровые дети
 


Смысловая память
 


Механическая память
 


Сп/Мп
 


Смысловая память
 


Механическая память
 


Сп/Мп
 


0, 8 ±0, 2
 


0, 4 ±0, 1
 


2, 0
 


0, 96 ±0, 25
 


0, 4+ 0, 3
 


2, 4
 

Примечание. Сп/Мп — отношение показателей смысловой памяти к механической памяти.

Анализ продуктивного запоминания позволил определить различия активности слухоречевого внимания и утомляемости у двух групп детей в процессе запоминания 10 слов. Дети с нарушениями речи в среднем запоминают 7, 7±0, 9, а дети без нарушений речи — 9, 4 ±0, 5 слов. Различной оказалась и динамика нарастания количества воспроизводимых слов: у детей с речевыми, нарушениями она оказалась более монотонной, чем у их сверстников без нарушений речи. Проба показала, что детям с нарушениями речи для запоминания необходимо большее число предъявлений, чем здоровым детям.

Еще более затруднительно для детей с нарушениями речи длительное удержание слуховой информации и воспроизведение ее. Детям предлагалось выучить наизусть четверостишие и воспроизвести его через 30 минут. Правильное полное воспроизведение текста было зафиксировано у детей с нарушениями речи в 5 % случаев, в то время как у детей без нарушений речи — в 20 %. И та и другая группы детей воспроизводили текст в основном на среднем уровне (62 и 72 %). Детям обеих групп необходима была помощь педагога в виде подсказок, воспроизведение отличалось частыми перестановками и пропусками слов. На низком уровне, что соответствовало воспроизведению только отдельных смысловых связей или рассказу стихотворения в прозе, выполнили задание 33 % детей с нарушениями речи и 8 % детей без нарушений речи.

Таким образом, отмечается как сходство, так и различие памяти у дошкольников с нарушениями речи и без нарушений речи. Общим оказалось соотношение развитости памяти разной модальности: наиболее развита моторная и наименее — слуховая память. В обоих случаях выявлена положительная динамика запоминания в процессе кратковременной памяти и преобладание смысловой памяти над механической. Среди отличий обращает на себя внимание в среднем более низкая продуктивность памяти детей с нарушением речи, причем оно более выражено в долговременной памяти, а также более монотонная динамика нарастания количества воспроизведенных единиц в слуховой кратковременной памяти.

Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с. Калягин В.А.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5991. Зміст та функціональна структура логістики підприємства 164.5 KB
  Підприємство - логістична система. Метод, предмет та об'єкти логістики підприємств. Концепція та функції логістики. Функціональна структура логістики підприємства. Піраміда та конфлікт цілей в логістиці підприємства
5992. Матеріальні потоки і логістичні операції 109 KB
  Матеріальні потоки і логістичні операції Поняття матеріального потоку. Види матеріальних потоків. Логістичні операції. Поняття матеріального потоку Поняття матеріального потоку є ключовим у логістиці. Матеріальні потоки утворюють...
5993. Инвентаризация основных средств и учет продовольственных товаров предприятия 152.39 KB
  Введение Бухгалтерский учет является специальной дисциплиной, раскрывающий теоретические основы и практические вопросы организации, принципы и методы ведения учетной работы. Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление и углубл...
5994. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества 52.07 KB
  Экономическая информация как часть информационного ресурса общества: Данные, информация, знания экономическая информация. Формы существования информации. Семиотический аспект рассмотрения информации. Свойства данных, информации и знаний. Экономика ...
5995. Ассортимент и эргономические показатели качества шерстяных одеял 1.1 MB
  Ассортимент одеял Человек одну треть своей жизни проводит во сне, поэтому очень большое значение имеет выбор шерстяного одеяла. Согласно ГОСТ Р 51554 одеяло - это текстильное изделие из числа постельных принадлежностей, спроектированное и...
5996. Механика. Термодинамика. Молекулярная физика 383.23 KB
  Механика. Молекулярная физика. Термодинамика Содержание: Основные понятия кинематики Перемещение точки и пройденный путь. Скорость. Вычисление пройденного пути Ускорение при криволинейном движении Нормальное, тангенциальное и полное ускорение Кинема...
5997. Создать метод и измерительную систему, обеспечивающие НК температурных характеристик структурных переходов 578.5 KB
  Актуальность темы исследования. Полимерные материалы (ПМ) находят широкое применение, что обусловлено разнообразием их свойств, которые можно изменять при применении новых технологий. Информация о структурных переходах (фазовых, релаксационных) в ПМ...
5998. Исследование физических процессов, возникающих в структурах металл-диэлектрик-полупроводник 639.5 KB
  Актуальность работы. Разрушения изделий, аппаратов, конструкций, связанные с нарушением прочности материалов, приводят к серьезным последствиям, а в некоторых отраслях и технологических процессах они просто недопустимы. Следовательно, при эксплуатац...
5999. Планирование маркетинга строительства 153 KB
  На современном этапе социально-экономического развития все большую роль приобретает такая отрасль экономического знания, как экономика строительства. Это вполне закономерно, если учитывать то влияние, которое оказывает строительство на экон...