82538
Мышление, его виды и мыслительные операции
Научная статья
Психология и эзотерика
В зависимости от характера деятельности и ее конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Однако по степени своей сложности по требованиям которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека все виды мышления не уступают друг другу. Виды мышления: Нагляднодейственное мышление представляет собой совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Необходимые для мышления образы представлены в...
Русский
2015-02-27
35 KB
2 чел.
Мышление, его виды и мыслительные операции
Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
В зависимости от характера деятельности и ее конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Однако по степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все виды мышления не уступают друг другу.
Виды мышления:
Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Операции мышления
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Результатом сравнения может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
Анализ это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и подчеркивает, выделяет существенное. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.
Синтез это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез важнейшие мыслительные операции.
Абстракция это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстрагирование выполняется на основе предварительно произведенного анализа и синтеза и лежит в основе обобщения. Результатом всех этих операций выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности, способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.
Обобщение мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. Она проявляется, например, в том, что из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. В учебной деятельности конкретизировать значит привести пример.
Методические рекомендации «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с речевой патологией в ОУ» Новокуйбышевск, 2007г.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
60461. | Створення звітів та макросів у Microsoft Access 2007 | 510.5 KB | |
Макрос – це набір макрокоманд. Макрокоманда описує дії, які потрібно виконати: відкриття і закриття таблиць, звітів, форм; виконання запитів; встановлення значень полів; пошук даних... | |||
60465. | Формування соціально зрілої особистості | 90 KB | |
В процесі роботи з учнівським колективом надаю допомогу кожному учневі пізнати себе своє Я знайти своє місце в колективі однолітків суспільстві. Здійснюю через співпрацю з вчителями-предметниками впроваджуючи цикл психологічних... | |||
60466. | Будова і функції зубів. Гігієна зубів | 46 KB | |
Мета: ознайомити учнів з будовою зубів їх видами та функціями; розвивати вміння виявляти причини хвороб зубів та робити висновки щодо профілактики захворювання зубів; виховувати свідоме ставлення до свого здоровя... | |||
60467. | Подорожуємо Англією | 401 KB | |
Скажіть в яких країнах розмовляють цією мовою Учні називають англомовні країни А чи знаєте ви де ж вперше пролунали слова англійською мовою тобто де ж виникла англійська мова... | |||