82544

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР

Научная статья

Психология и эзотерика

Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам. Дети с ЗПР начинают действовать сразу с ходу.

Русский

2015-02-27

51.5 KB

1 чел.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР

1.        Несформированность познавательной, поисковой мотивации

(своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся

избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент

преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена

интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок

выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не

заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления

проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым

предметам.

2.        Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении

мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это

положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении

инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее

получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить,

что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить

работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать

условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к

появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно

создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

3.        Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-

за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном

объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления

трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде

бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

4.        Стереотипность мышления, его шаблонность.

    Наглядно-образное мышление.

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений

операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности

восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать

образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и

воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

    Логическое мышление.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших

мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

-        Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное,

выделяют незначительные признаки);

-        Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным

признакам);

-        Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно,

но не может осознать ее принцип, не может  объяснить то, почему он так

поступил).

У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня

нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием

начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить.

Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

1.      Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов,

то есть от частного к общему).

2.      Дедукция  (от общего к частному).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.

По мнению Ульенковой  У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать

выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности

логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют

неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо

обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

  По материалам сайта: http://works.tarefer.ru/70/100841/index.html

Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью (Т.В.Егорова, 1973; В.И.Лубовский, 1994; Л.И.Переслени, 1996). Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении

Дети с ЗПР испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, по мнению У.В.Ульенковой (1990), затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. - (В помощь специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31).

Рекомендации педагогам по коррекции  недостатков мышления

    Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

в крайне низкой познавательной активности, избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

в отсутствии потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;

в несформированности умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

     В зависимости от особенностей развития мышления условно можно выделить три основные группы детей:

  1.  Дети с нормальным уровнем развития мыслительных операций, но сниженной познавательной активностью (ЗПР психогенного генеза).
  2.  Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий. (Простой психический инфантилизм, соматогенная форма ЗПР, легкая форма при ЗПР церебрально-органического генеза.)
  3.  Дети с сочетанием низкого уровня продуктивности и отсутствием
    познавательной активности. (Осложненный психический инфантилизм, выраженная ЗПР церебрально-органического генеза.)

      У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

      Учитель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать то, что они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец-прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика - обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой для успешной коррекции интеллектуальной деятельности в условиях специального обучения.

  Перечислим основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода к учащимся при развитии у них мыслительной деятельности.

Общая коррекционная направленность всего процесса обучения, обеспечивающая учащимся режим жизнедеятельности (малая наполняемость класса, щадящий режим); индивидуальные и групповые коррекционные занятия (по исправлению недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях, логопедические).

Развитие у учащихся воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности.

Использование проблемных заданий, которые всегда предполагают частично-поисковый метод обучения (создание микропроблемной ситуации, вместе с учащимися поиск нового задания, помогающего решить эту ситуацию). Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы, активизирует все виды мыслительных операций, расширяет личный опыт ребенка по выявлению причинно-следственных связей и временных отношений, формирует потребность в преодолении ситуации незнания.

Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания. Оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности) способствует развитию высшей словесно-логической формы мышления.

Формирование у ребенка рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий.

Учитель создает условия, способствующие следующему: принятию ребенком целей предстоящей работы, формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия; погружению учащихся в ситуацию частично самостоятельного выбора способа решения, развитию самоконтроля - сравнение с образцом, возвращение к повторному осмыслению задания, аргументация самооценки, взаимооценка.

Методические рекомендации «Специфика работы педагога с детьми, имеющими ЗПР».Новокуйбышевск,  2007г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34835. Понятие риска инвестиционного проекта 28.5 KB
  Инвестиционные риски классифицируются поособому. риск Автономный Портфельныйкорпоративный Деловой Финансовый Диверсифи Недиверсифицируемый цируемый систематический рыночный...
34836. Оценка автономного риска методами, не связанными с математической статистикой 32.5 KB
  Автономный риск обычно оценивают по степени размытости неопределенности чистых денежных потоков. Различают несколько методов оценки автономного риска. нестатистические методы оценки риска.
34837. Статистические методы оценки автономного риска 28.5 KB
  Наиболее распространенный способ оценки статистического риска это расчет коэффициента вариации NCF. vNCF = σNCF NCF100 σNCF = √∑nx=1 NCFx NCF2px NCF = ∑nx=1 px NCFx x = 1n количество исходов вариантов состояний экономики рынка; px вероятность наступления того или иного исхода. Чем больше значение vNCF тем риск проекта больше.
34838. Операционный и финансовый рычаги и риск инвестиционного проекта 43 KB
  Величина делового риска оценивается по величине операционного рычага или левериджа. Величина финансового риска зависит от финансового рычага левериджа. Сила воздействия операционного рычага вычисляется как отношение валовой маржи к прибыли после уплаты процентов но до уплаты налога на прибыль: ЭОР=ВМ П где ЭОР эффект операционного рычага; ВМ валовая маржа; П прибыль после уплаты процентов но до...
34839. Инвестиции. Капитальные вложения. Классификация инвестиций 28.5 KB
  Классификация инвестиций Инвестиции это денежные средства имущество и иные имущественные права ценные бумаги вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в иные объекты с целью получения прибыли или иного полезного результата. Капитальные вложения это частный случай инвестиций инвестиции в основные средства предприятия. Классификация инвестиций: Тактические и стратегические инвестиции.
34840. Управление инвестициями в Российской Федерации 38.5 KB
  Элементами механизма реализации инвестиций является: Российская венчурная компания венчурные управленческие компании венчурные фонды инновационные предприятия. капитал → венчурные управленческие компании 100 частный капитал → венчурные фонды 5 частный капитал 49 гос. ОАО РВК на конкурентной основе утверждает ВУК венчурные управленческие компании которые в свою очередь учреждают венчурные фонды. Венчурные фонды вкладывают деньги в инновационные предприятия т.
34841. Предварительная оценка коммерческой привлекательности инвестиционного проекта 40 KB
  ценность проекта проверяется в 2 этапа: 1 предварительная экспертиза 2 основная экспертиза проекта Цель предварительной экспертизы провести формальный и неформальный анализ окружения проекта выявить все угрозы и проблемы которые ожидают проект в будущем. Для этого формируются группы экспертов которые проводят тестирование проблем связанные с реализацией проекта. В результате тестирования машина рассчитывает рейтинг проекта она же вычерчивает профиль проекта.
34842. Основная оценка коммерческой привлекательности инвестиционного проекта 56.5 KB
  Финансовые показатели проекта рассчитываются по трем прогнозным формам: бух. Баланс составляется на первый год проекта помесячно второй год поквартально последующие года годовые балансы. Из всех финансовых показателей наиболее важными для проекта являются показатели ликвидности и платежеспособности и показатели рентабельности.
34843. Жизненный цикл инвестиционного проекта. Матрица ответственности проекта 36 KB
  Матрица ответственности проекта Жизненный цикл проекта это промежуток времени от момента начала финансирования проекта до момента утилизации основных средств проекта. Инвестиционный показывает продолжительность подготовительной и производственной стадии проекта. доходы 3 начало конец 1 годы затраты 2 1 прединвестиционная фаза 2 инвестиционная фаза 3 фаза эксплуатации проекта На первой фазе разрабатывается бизнесплан это относительно небольшие деньги.