82545

Рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР

Научная статья

Психология и эзотерика

Для развития зрительномоторной и зрительной памяти используется поэтапная работа ребенка с образцами по которым необходимо конструировать определенные фигуры из палочек: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец: затем время рассматривания образца сокращается до 15 20 секунд в зависимости от сложности предлагаемой работы но так чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Похожие упражнения легко придумать самим варьируя условия материал и сюжеты игр на развитие зрительномоторной и зрительной...

Русский

2015-02-27

45 KB

0 чел.

Рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР

При организации обучения, адаптированного для детей с ослабленной памятью с ЗПР, возможны следующие направления:

учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);

организация смыслового запоминания на основе выделения главного;

визуализация (зрительное) запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем, конспектов);

многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;

определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);

обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти

      В настоящее время в практике разработано достаточно большое количество мнемотехнических приемов, направленных на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти. Рассмотрим некоторые из них, которые могут быть использованы в процессе работы с детьми с различными формами ЗПР.

  1.  Воссоздание мысленных образов.

На первом этапе ребенку необходимо использовать графическое изображение понятия.

Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок».

Примерный перечень слов: грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка.

На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков: веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.

  1.  Мысленные образы и эмоции. Инструкция: «Я вам буду говорить фразу, а вы после каждой фразы закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку». Примерные фразы:

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Овсяное печенье в коробке в форме ромба.

Молния в темноте.

После прочтения фраз ребенку предлагается взять листок бумаги, вспомнить и написать названные фразы.

На последующих занятиях можно предъявлять фразы в зрительной модальности (на специальных карточках).

  1.  Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти используется поэтапная работа ребенка с образцами, по которым необходимо конструировать определенные фигуры из палочек:

сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец:

затем время рассматривания образца сокращается до 15—20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.

Подобные упражнения целесообразно проводить в процессе таких продуктивных видов деятельности, как конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти.

  1.  Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти: например, воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения.

  1.  Развитие памяти на основе мнемического приема «Группировка». Для того чтобы показать преимущество запоминания с использованием этого приема, педагог читает ряд букв, просит детей запомнить их и записать: А У И О Е Е.

После этого он рассказывает о мнемическом приеме «группировка», то есть способе объединения букв в группы, удобные для чтения: можно разделить буквы на две или три группы и пропеть «песенку», делая остановки в конце каждой группы. (АУИ-ОЕЕ).

Для развития памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки.

  1.  Развитие памяти на основе мнемического приема «Группировка по смыслу».

Детям предлагаются слова:

 Зима, ель, птица, лес, гнездо, река, снег, рыба.

Педагог рассказывает о том, что, чтобы лучше запомнить эти слова, их надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары. Например, снег-зима; ель—лес и пр.

  1.  Развитие памяти на основе мнемического приема «Группировка по ассоциации».  

1 этап: Из набора слов детям предлагается выбрать и запомнить только те пары, которые объединены по смыслу. Педагог зачитывает эти пары слов: лес—гриб; зима—снег; кот—ведро, река—рыба, облако—лев, ворона—краска, гнездо—птица.

2 этап: Детям предлагается выписать оставшиеся пары слов и подумать, как эти слова можно связать друг с другом. Дети обсуждают между собой и составляют ассоциативные ряды.

3 этап: Ребенку зачитываются пары слов, которые необходимо запомнить: диван—тигр, девочка—брат, небо—земля, глаз—муха, озеро—верблюд, ковер—цветок, цыпленок—стол.

Затем педагог зачитывает первое слово, а дети дополняют второе слово. После окончания задания дети обсуждают свои результаты.

  1.  Развитие памяти на основе мнемического приема «Классификация».

Педагог читает ребенку набор слов (10—15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем просит назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запоминать механически, то рекомендуется ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу.

Аналогичный способ можно предложить детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.

  1.  Цель методики «Смысловые единицы»— обучить ребенка выделению главного звена в тексте. Чтобы вычленить главное, ребенок должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?»

Обучающая методика имеет две части: первая часть — выделение смысловых опор, вторая часть методики — составление и использование плана как смысловой опоры  мнемической  деятельности школьника.

Часть I. Обучение созданию мнемических опор.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится. После того как ответишь на эти вопросы, их снова надо задать: о ком (или о чем) говорится дальше и что об этом говорится. И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»

Общие правила выделения мнемических опор:

Текст предварительно не разбивается на части.

Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — «ручеек».

Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль и нужно вернуться к этому месту в тексте.

Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3—4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) говорится?» и «Что про это говорится?» сливаются в один и пропадает потребность задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5—7 занятий с частотой 2—3 занятия в неделю по 20—30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (да еще об основном) не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом. Но мнемическую деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.

Часть II. Обучение составлению плана. 

Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания. Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ об основном, но могут являться планом текста.

а) в пунктах плана должны отражаться главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа;

б) пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

в) пункты плана должны быть четко выражены. Последнее требование означает, что пункты плана должны быть сформулированы в виде предложения, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И, кроме того, план — это только инструмент, каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цель — запомнить

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить что же говорится по первому пункту, по второму и т. д. Затем закрыв учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил ребенок подглядывая в план (но не в учебник). Затем прочитать еще раз текст отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.

Опыт работы педагогов показывает высокую эффективность коррекционных занятий по формированию мнемических операций для детей с задержкой психического развития. Обязательным условием эффективности занятий является формирование позитивной установки у ребенка, развитие мотивационной основы его деятельности. Это успешно достигается в процессе игровой ситуации, группового взаимодействия детей.

Психокоррекционные технологии: цели, задачи, содержание (Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с ЗПР. – СПб.: Речь, 2004.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68317. Підвищення економічної ефективності та тенденції розвитку виробництва сільськогосподарської продукції 677 KB
  Питаннями підвищення економічної ефективності виробництва сільськогосподарської продукції займається велика група науковців. Ними розроблені стратегічні аспекти зміцнення сільськогосподарського виробництва в країні, структурної перебудови галузі, підвищення економічної ефективності використання земельних, матеріально-технічних і трудових ресурсів, ціноутворення, формування і функціонування ринків зерна.
68318. Философия личности. Значение слова «личность» 46 KB
  В европейских языках слово личность восходит к латинскому понятию персона что означало маску актера в театре а в юридическом смысле социальную роль и человека как некое целостное существо. Личность В процессе генезиса человек выступает сначала как биологическая особь индивид потом как индивидуальность...
68319. Оптичні явища у фотонних кристалах та методи їх дослідження 174.5 KB
  Робота забезпечує вивчення існуючої теорії поширення електромагнітних хвиль у періодичних структурах. ЇЇ виконання дозволяє систематизувати, закріпити та розширити теоретичні і практичні знання з оптичної фізики. Це також забезпечує розвиток навичок самостійної роботи і опанування методикою дослідження й експериментування
68320. Обгрунтування економічної ефективності відкриття магазину подарунків «Радість» в місті Запоріжжі 606 KB
  Магазин подарунків «Радість» в місті Запоріжжя відкривається з метою задовольнити потреби людей в купівлі подарунків. Аби покупці з легкістю могли підібрати потрібний їм подарунок, сувенір для своїх рідних та близьких. Туристи зможуть тут знайти безліч сувенірів, які будуть нагадувати їм про подорож до міста
68321. Механизм функционирования финансового менеджмента и его место в системе управления организацией 160 KB
  Рассмотреть цели, задачи и принципы финансового менеджмента; определить базовые концепции и функции финансового менеджмента; установить сущность и структуру финансового менеджмента; выявить место финансового менеджмента в системе управления организацией и механизмы его функционирования.
68322. Функції мікрофлори ШКТ, можливі порушення, профілактика 128.5 KB
  Життєдіяльність людини не можлива без нормального функціонування єдиного екологічного комплексу макро- і мікроорганізму. За останні 20-30 років зросла кількість різних патологічних станів, в основі яких є порушення нормального мікробіоценозу організму людини – дисбактеріоз.
68324. Транспозон. Типи транспозонів та механізми їх пересування 36.5 KB
  Мобільні генетичні елементи за типом транспозиції можна поділити на два класи: ДНК-транспозони які застосовують метод вирізати й вставити та ретротранспозони пересування яких має в своєму алгоритмі синтез РНК з ДНК та подальшим зворотнім синтезом ДНК з молекули РНК тобто метод копіювати й вставити.