82585

Основные направления изучения поведения животных в природе

Реферат

Психология и эзотерика

Дарвин останавливаясь на инстинктивной деятельности животных указывал на естественный отбор как на направленную причину ее возникновения и развития. Подойдя к сложному и наиболее запутанному вопросу поведения животных Дарвин применяет к нему те же категории какие применялись к признакам строения животного.

Русский

2015-02-28

107.5 KB

4 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новый сибирский институт

Кафедра психологии и антропологии

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Зоопсихология»

Тема: «Основные направления изучения поведения животных в природе»

Выполнил студент группы:

Психология и антропология

Корниенко. Е. С.

Номер зачетной книжки:

П – 06/30

Дата предоставления работы в деканат НСИ:

28 февраля 2008 г.

Реферат проверил:

Дубынина. М. Г.

Омск – 2008 г.

Оглавление

1) Введение………………………………………………………………………..3

2) Исторический очерк…………………………………………………………...4

3) Зоопсихология как наука…………………….………………………………..6

4) Изучение поведения животных в природных условиях…………………….8

5) Онтогенез……………………………………..……………………………....10

6) Механизмы поведения животного………………………………………….11

7) Инстинкт и научение………………………………………………………...12

8) Этологи и психологи……………………………………………………….. 14

9) Заключение…………………………………………………………………...17

10) Используемая литература… ……………………………………………….18

Введение

Дарвин, останавливаясь на инстинктивной деятельности животных, указывал на естественный отбор как на направленную причину ее возникновения и развития. Подойдя к сложному и наиболее запутанному вопросу поведения животных, Дарвин применяет к нему те же категории, какие применялись к признакам строения животного. Дарвин впервые со всей ясностью показал, что поведение подчиняется тем же закономерностям, что и организм животного в целом. И это положение, следующее из работ Дарвина, о том, что признаки поведения можно изучать теми же методами, какими изучаются все телесные особенности организма, было окончательно и блестяще доказано Павловым и его школой. [6, стр. 7]

При изучении поведения животных можно использовать различные подходы. Поведение можно рассматривать с точки зрения его становления и эволюции, с точки зрения той выгоды, которой оно приносит животному, можно также рассмотреть его психологические механизмы. Выбор подхода определяется тем, что именно вы хотите знать о поведении животного. Мы остановимся на большом числе способов изучения поведения животных, а также проанализируем множество аспектов поведения – от простых реакций примитивных животных до психической деятельности высших обезьян.

Животные в своей естественной среде обитания обычно прекрасно приспособлены к конкретным условиям. Например, серебристая чайка устраивает гнездо на земле, где и яйцо, и птенцов могут съесть хищники. Но… гнездо хорошо замаскировано, и насиживающие птицы хорошо охраняют его, насколько это в их силах. Самец и самка по очереди отправляются за пищей,  в то время как один из них остается на гнезде или вблизи него. [2, стр. 13]

3

Исторический очерк.

Корни современного учения о поведении животных уходят в три различные отрасли знания – психологию, физиологию и зоологию. На основе этих традиционных отраслей науки возникли сравнительная психология и зоопсихология, эволюционный анализ поведения и этология, представляющая собой комбинацию трех перечисленных дисциплин. Тесное переплетение этих взаимосвязанных областей может поставить в тупик начинающего исследователя, и поэтому в начальных курсах обычно рассматривают один подход. Студент биолог, не знакомый с работами по сравнительной психологии, теряет так же много, как и студент – психолог, который не изучал эволюционный подход. [2. стр. 11]

 

Научный подход к изучению поведения животных ведет свое начало с работ натуралистов ХVIII века, таких как Уайт (1720 – 1793) и Леруа (1723 – 1789),  однако именно Чарлз Дарвин (1809 – 1882) считается основоположником научного подхода к изучению поведения животных. Дарвин повлиял на развитие этологии в трех главных направлениях. Во - первых, его теория

естественного отбора послужила основой для того, чтобы рассматривать поведение животных с эволюционной точки зрения, - это ключевой аспект современной этологии. Во – вторых, взгляды Дарвина на инстинкт могут считаться непосредственно предшествующим взглядам основателей классической этологии. [2, стр. 17]

Конранда Лоренца и Нико Тинбергена считают, прежде всего, основателями современной этологии. Научный подход этих ученых был подготовлен исследованиями Уитмена (1842 – 1910), Крейга (1876 – 1954) в Америке и Хейнрота (1871 – 1945) в Германии, однако именно их работы обеспечили основу для будущего развития этологии, а их подход оказался альтернативным для господствовавшего тогда в Америке бихевиоризма.

В 1973 году Конранду Лоренцу и Нико Тинбергену вместе с Карлом фон Фришем была присуждена Нобелевская премия по медицине. И Лоренц и Тинберген подчеркивали выгодность непосредственного изучения поведения животных в естественной среде. Научный подход Лоренца отличается большей философской направленностью. Его многочисленные теории оказали большое влияние на развитие науки о поведении. Тинберген был талантливым биологом натуралистом, который провел множество тонких экспериментов в природных условиях. Главное, что отличает исследования Лоренца и Тинбергена, - это попытка соединить эволюционное, или функциональное понимание сути поведения и причинное, или механизменное. Например, в своей статье «Задачи и методы этологии» (1963) Тинберген формулирует четыре вопроса, на которые, по его мнению, необходимо ответить, чтобы полностью понять любой вид поведения животного; к числу этих вопросов он относит следующие: каковы причины

4

совершения животным того или иного поведенческого акта; как происходит становление этого акта в онтогенезе; каково его значение для выживания; наконец, как проходила его эволюция.

Это, вероятно, самая значительная особенность этологии. И если биологи – эволюционисты исследуют функциональное значение поведения, а психологи – его возможные причины и механизмы, то этологи вслед за Лоренцом и Тинбергеном при изучении поведения животных пользуются всеми четырьмя подходами [2, стр. 322]

В третьих, огромное значение имеют поведенческие наблюдения Дарвина, в особенности те, которые основаны на его убеждении в эволюционном единстве человека и животных. Например, в своей книге « Происхождение человека и половой подбор» (1871) Дарвин пишет: «Мы наблюдали, что рассудок и интуиция, разнообразные чувства и способности, такие, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, сообразительность и др., которыми гордится человек, можно обнаружить в зачаточном, а иногда даже и в хорошо развитом состоянии у низших животных». В своей книге «Выражение эмоций у человека  и животных» (1872) Дарвин развивает эту мысль: Некоторые проявления чувств у человека, такие, как вздыбливание волос в состоянии сильного страха или оскаливание зубов при неистовой

ярости, едва ли можно понять, если исключить из рассмотрения мнение, что когда – то человек пребывал на более низкой стадии и был подобен животному.

Друг и последователь Дарвина Романес энергично продолжил работы Дарвина по поведению животных и его трактат «Умовенные способности животных» (1882) явился первым обобщением по сравнительной психологии. Однако, Романес был не очень критичен в оценке имеющихся данных. Он наделял животных умственными способностями, такими, как разум, и чувствами, такими, как ревность. Это с возмущением отверг Морган. В своем «Введении в сравнительную психологию» (1894) Морган сформулировал вое знаменитое правило: «Мы ни в коем случае не можем представлять какое – либо действие как результат проявления более высоких психических способностей, если его можно объяснить результатом проявления способностей, которые стоят ниже на психологической шкале». Такая позиция привела к значительному улучшению контроля экспериментов и оценки результатов. Этот более скептический подход к поведению животных лег в основу бихевиористской школы в зоопсихологии, родоначальником которой был Уотсон.

Бихевиористы считают, что психология изучает поведение само по себе, а не проявление психической деятельности. В своей крайней форме бихевиоризм отвергает все ссылки на внутренние процессы при объяснении поведения. Эта точка зрения оказала большое влияние на развитие психологии в Америке. Она привела к значительному усовершенствованию экспериментальных методик и улучшению интерпретации полученных результатов. Однако, подход бихевиористов подвергся критике, в

5

особенности со стороны европейских этологов Конранда Лоренца и Нико Тинбергена, за его бесплодность и оторванность от реальности. Эти исследователи считали, что поведение животных необходимо изучать в естественной обстановке, а не в лаборатории. Лоренц подчеркивал важность тщательных наблюдений, а Тинберген показал, что в естественных условиях можно проводить глубокие по смыслу эксперименты.

В основе современного подхода к изучению поведения животных лежат как взгляды бихевиористов, так и взгляды ранних этологов. К тому же современная этология многое черпает из традиций физиологии с ее упором на объяснение поведения, исходя из функций нервной системы. [2, стр. 17 - 19]

Зоопсихология как наука

Огромному большинству людей , где бы они ни жили и чем бы ни занимались, приходится иметь дело с животными. Охотник должен знать повадки намеченной жертвы; фермер – особенности поведения своего скот и вредителей, наносящих ущерб его урожаям; рыбак – где, когда и как ловится рыба. Даже житель современного города, так или иначе

соприкасается с животными, будь то борьба с тараканами на кухне или общение и уход за домашними любимцами – собакой, кошкой, птицей. Во всем мире – и среди примитивных племен, и в самом цивилизованном обществе – встречаются люди, которым доставляет удовольствие наблюдать за животными.

Однако, человек склонен не только наблюдать. Он стремится познать мир, в котором живет. Он хочет точно знать, что происходит, и хочет понимать причины происходящего. Человеческая любознательность лежит в основе научного исследования, поэтому желание понять поведение животных, неизбежно должно было привести к его изучению.

Эта область науки, переживая пока младенческий период, занята не просто описанием отдельных интересных эпизодов из жизни животных. Цель ее состоит в том, чтобы возможно точнее выяснить, что «движет» животными, почему они ведут себя так, а не иначе. [7, стр. 7]

 

До того, как Дарвин предположил, что поведение животных наряду со строением играет важную роль в их приспособлении к условиям жизни, большинство естествоиспытателей подходило к объяснению поведения животных с человеческими мерками либо вообще его игнорировало. Но после появления работ Дарвина о поведении животных и человека, намного опередивших время, был проложен путь строго научным, объективным методом исследования – наблюдениям и экспериментам. Фабри, был одним из первых (1823 – 1915), кто стал наблюдать за животными в их естественной

6

обстановке, и первым, кто оставил точное и упорядоченное изложение своих наблюдений. Он посвятил сорок лет наблюдениям за пчелами и осами в своем саду во Франции и поразил мир описанием того, насколько сложно поведение насекомых. Морган (1852 – 1936) показал, что в основе действий животных часто лежат более простые психические процессы и, что

простейшее объяснение может быть наиболее правильным. [7, стр. 8 – 9]

Изучение поведения животных в природных условиях

Что такое поведение животных? Что мы подразумеваем под этим? Прямого и простого ответа нет. Грубо говоря, поведение – это движение животных. Но не только бег, плавание, ползание и другие виды перемещений. В поведение следует включать и те движения, которые производят животные, когда они едят, спариваются и даже дышат. Поведение может включать и неподвижность животного, когда оно пристально смотрит, а возможно и «размышляет», внутренне совершая что – то, что повлияет на его последующее движение. В целом мы склонны называть поведением самые разнообразные движения или их изменения, в том числе и полную неподвижность – короче говоря, все внешние характеристики движения.

Но по мере того, как мы углубляемся в исследование, казалось бы, простых и доступных непосредственному наблюдению явлений и все более представляем себе те внутренние механизмы, которые стоят за поведением животного, само это понятие становится все более расплывчатым и нечетким.

Разнообразие поведения животных не уступает разнообразию их форм, размеров и окрасок, для описания и классификации которых потребовалась работа поколений зоологов. Двух видов животных, которые вели бы себя одинаково, не существует.

И все – таки репертуар поведения животных ограничен: чайка ловит птицу не так как сокол, а заренка не может свить гнездо так, как это делает птица – пенник. Хотя обширный инвентарь разнообразных повадок животных описан еще очень бегло, а поведение большинства животных изучено не полно, известно все же достаточно, чтобы поставить ряд вопросов. [7. стр. 8]

Могущество человека растет очень быстро. Даже слишком быстро, учитывая явное отставание экологического сознания от технических возможностей. Между тем, жизнь настоятельно требует ликвидировать эти «ножницы» Мы должны научиться жить в согласии с природой. А для этого необходимо знать законы, логику, возможности природы в целом и каждого ее компонента в отдельности.

Наука о поведении животных еще молода, но она призвана решить многие задачи, связанные с насущими потребностями и благополучием человека. Нам еще предстоит подсмотреть у окружающих нас животных много

7

полезного для собственных нужд, как подсмотрели внимательные наблюдатели 150 лет назад  технологию изготовления бумаги у ос. Нам еще предстоит так много узнать о жизни и привычках разнообразных позвоночных, чтобы научиться рационально их использовать, научиться любить и беречь животных. [5, стр. 6]

Особенный интерес представляет изучение поведения животных в естественных условиях. Это наиболее трудная проблема. Как правило, дикое животное в естественных условиях ведет себя открыто и независимо. Для того, чтобы суметь наблюдать за поведением дикого животного в природе,

необходимы увлеченность и мастерство Жана – Анри Фабра (1963), настойчивость и знания Нико Тинбергена (1970, 1974, 1978), наблюдательность и умение экспериментировать А. Н. Промптова (1956).

Тинберген писал «Я люблю изучать животных в их естественной обстановке. За многие часы наблюдений я не только знакомлюсь с поведением животных, но мне приходят в голову идеи,  которые я потом по возможности проверяю в эксперименте. Кроме всего прочего, мое заветное желание – узнать, как сложный механизм поведения помогает животному устоять против воздействия окружающей среды».

Так формирует Нико Тинберген свой подход к изучению поведения животных. Годами он беззаветно следует своему собственному научному пути, скитаясь в диких местах в поисках новых объектов для наблюдения. [7. стр. 30]

Наблюдение в природе. Прежде всего, интересно тем, что они характеризуют животных с нормальной, не травмированной психикой, которая, как правило, сильно изменяется при поимке животного и  при содержании его в неволе, особенно в лабораторных условиях. Кроме того, в природе большинство стимулов, как правильно пишет Л. М. Баскин (1972), более или менее постоянно существуют среди животного (птица, соседи, хищники и т. д.) и происходит «переключение» реакций с одного стимула на другой в зависимости от обстановки и внутреннего состояния организма животного. Таким образом, наблюдая за животными в природе, мы можем получить более цельную картину поведения в сложных условиях среды.

И еще одно очень важное обстоятельство, которые часто не учитывают исследователи, экспериментирующие с животными в лабораториях: в связи с напряженностью биотических отношений в природе, любая. Даже незначительная, на первый взгляд, ошибка в поведении животного может окончиться его смертью (смерть от хищника, ядовитой пищи, паразитов, от конкурента и др.). Это накладывает особый отпечаток, царящий там, - насытиться, не быть объеденным, не погибнуть и произвести полноценное потомство. Именно это обуславливает процветание популяции вида.

В то же время для понимания особенностей и биологического значения поведения животных, исследователю приходится проводить с ним эксперименты, как в природе, так и в лаборатории, где, заведомо зная, что при этом, устраняя те или иные факторы из природного комплекса, мы в

8

какой – то степени нарушаем целостность поведения животного и вносим в его элементы ненормальности. В целом же, совершенно очевидно, что для правильного изучения и понимания причин тех или иных особенностей поведения животных необходимо постоянно сочетать наблюдения в природных условиях с экспериментом как в природе так и в лаборатории. При этом, конечно, как отмечает К. Лоренц (1969), необходимо хорошо изучить данный неповрежденный и свободный организм в естественных условиях, прежде чем приступить к экспериментам. Можно также согласиться с Яном Линдблатом (1976), что очень многое могут дать и наблюдения за прирученными животными, для которых человек перестает быть фактором постоянной опасности. Конечно, весьма ценную информацию дают соответственно и наблюдения за одомашненными животными или за животными, находящимися на разной стадии доместикации.

Поведение животных – их движения, образ действий, реакция на воздействие внешних и внутренних факторов – представляет собой необычайно сложное явление, которое изучают во взаимосвязанных различных аспектах. Важнейшие из них – экологические, эволюционные и физиологические аспекты. Физиологические исследования устанавливают внутренние механизмы и внутренние закономерности поведения, они продвинулись за последнее время особенно далеко. Этому в первую очередь способствовали успехи Павлова И. П., установившего важные закономерности нервной деятельности, и, прежде всего, - нервную высшую деятельность животных. [4, стр. 4- 5]

 

Онтогенез.

Некогда в науке о поведении животных существовали две разные школы. Европейские специалисты, называвшие себя «этологами», занимались главным образом инстинктивным поведением, наблюдая и экспериментируя в полевых условиях, в естественной для животных обстановке. Американская школа «психологов» интересовалась больше тем, что можно узнать о поведении в контролируемых лабораторных условиях. Но обе стороны одинаково почитали одного человека, австралийца Конранда Лоренца, которого Джулиан Хакели назвал отцом современной этологии. Большой любитель животных, Лоренц стал основоположником многих наиболее существенных направлений, разрабатываемых и поныне. Он создал новую школу исследований, основанных на убеждении, что поведение животных, наряду с морфологическими приспособлениями, является частью арсенала средств для выживания и продуктом приспособительной эволюции. Он подтвердил свою точку зрения исследованиями на широком круге животных, с которыми он жил бок о бок, изо дня в день; среди них были водяные землеройки (куторы), лягушки, утки, обезьяны, собаки и многие другие существа. Среди многих важных истин, открытых благодаря его

9

экспериментам, всегда проводившимся со свободно живущими в своем естественном окружении животными, нужно отметить явление импринтинга. Это такой процесс обучения, в результате которого – гусята, например, стали относиться к Лоренцу как к своей матери. [7, стр. 16]

Лоренц полагал, что генетическое детерминирование (гены непосредственно детерминируют поведение) аналогично архитектурному проекту здания. Генетический проект представляет собой некий план создания взрослого животного. Признавая, что для строительства здания нужны кирпичи, раствор и рабочая сила, Лоренц определил четкие различия между условиями, необходимыми для воплощения проекта в здание, и информацией

, которая содержится в проекте и от которой зависят характеристики

готового сооружения. Исследователи, критиковавшие эту точку зрения (например, Лерман, 1970), считали, что если архитектурный проект изоморфен строению, которое он представляет, то этого нельзя сказать в случае генетического проекта. Ведь между измерениями, указанными в архитектурном проекте, и измерениями построенного здания, существует однозначное соответствие, какого не может быть в онтогенезе. Даже если верно то, что в каждом гене закодирован определенный ключевой фермент, все же это сильно отличается от проекта.

Представление о том, что информацию, полученную в процессе развития от генов, можно отделить от информации, получаемой из окружающей среды, было критически воспринято Хеббом (1953), который считал, что спрашивать, насколько данный тип поведения зависит от генетических, а насколько от средовых факторов, - это все равно, что спрашивать, насколько площадь поля зависит от его длины, а насколько от ширины.

Большой интерес исследователей к изучению онтогенеза поведения объясняется их желанием продемонстрировать разнообразие путей, по которым развиваются различные типы поведения. Оказалось, что существует целый спектр процессов, различающихся по влиянию на них факторов окружающей среды, - относительно независимых до полностью зависимых.

Генетический детерминизм ранних этологов привел к признанию того, что влияние генов и влияние окружающей среды сложным образом связано друг с другом, однако связь это не такая, как полагал Лоренц (1965), - связь проекта и постепенно на его основе здания; скорее она носит эпигенетический характер, то есть, каждая стадия развития создает основу для следующей стадии, а не предопределяет ее. Ген, окружающая среда и исходный фенотип – играют определенную роль в их нормальном развитии. Развитие может достичь следующей стадии только в том случае, если развивающееся животное обладает соответственным фенотипом, если у него синтезируются правильные генные продукты и если условия среды не выходят за рамки определенных границ. [2, стр. 37 - 38]

 

10

Механизмы поведения животного

Порой животные, несмотря на полное отсутствие стимулов, обычно вызывающих определенные действия , тем не менее совершает их.

К числу наиболее известных внутренних агентов принадлежат гормоны. Эти химические вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, не только стимулируют определенные ростовые процессы, но также влияют на многие формы поведения.

Значение гормонов так велико, что их изучение выросло в отдельную науку – эндокринологию. Известно, например, что формы поведения, связанные с размножением, регулируются целым набором гормонов, вырабатываемых половыми железами и гипофизом – маленькой железой, расположенной под головным мозгом, в основании черепа. Некоторые гормоны гипофиза в первую очередь стимулируют выделение половых гормонов. Совместное действие тех и других проявляется по-разному. Такие формы поведения, как брачные игры, бои между самцами, охрана гнезда, проявляются у большинства животных, как правило, только в том случае, если и половые гормоны, и гормоны гипофиза поступают в кровь в правильной последовательности.

Другими источниками внутренних стимулов являются рецепторы.

Опытным путем очень трудно выяснить, участвует ли (а если да, то каким образом) спонтанная нервная активность в сложном поведении, но есть много доводов в пользу того, что нервная система не является пассивной структурой, ожидающей специфической команды, а сама решает, следует ли ей дожидаться такой команды или же управлять поведением по собственной инициативе.

Когда мы говорим о внутреннем контроле поведения, нужно помнить, что имеются в виду исключительно внутренние процессы, непосредственно предшествующие действию животного. Однако, эти процессы в свою очередь часто определяются внешними условиями.

Поведение полностью обусловлено внешними или внутренними причинами, а в большинстве случаев – состоянием и тех и других.

Обычное поведение животных в значительной степени состоит из таких циклов, которые являются повторяющейся серией сравнительно простых актов. [7. стр. 83- 85]

 

Инстинкт и научение.

История концепции инстинкта сложным образом переплетается с концепцией произвольного поведения и нашей ответственностью за свои действия. Платон и большинство древнегреческих философов рассматривали поведение человека как результат рациональных и произвольных процессов,

11

когда индивидуумы свободны в выборе любого пути действия, который диктует их разум. Этот подход, названный рационализмом, существует, и по сей день.

Ранние исследователи рассматривали институт как естественную природу

биологически важных мотивов.

Дарвин (1859) был первым исследователем, который предложил определение инстинкта, основанное на объективном анализе поведения животного. Он трактовал инстинкты как сложные рефлексы, сформированные из отдельных поведенческих элементов, которые могут наследоваться, а значит, являются продуктами естественного отбора, эволюционирующими вместе с другими аспектами жизни животного. [2, стр. 323 - 324]

Ранние этологи предположили наличие в организме животного, какого – то внутреннего механизма узнавания сигнальных раздражителей. Этот предполагаемый механизм стали называть врожденным пусковым механизмом (Лоренц 1950; Тинберген 1950). Сформировавшаяся концепция имеет три важных аспекта. Во – первых, подразумевавшееся, что этот механизм врожденный, а это означает, что и распознавание сигнального раздражителя, и реализация ответной реакции на него тоже врожденны и составляют видовую особенность животного. Во – вторых, имеется ввиду. Что врожденный пусковой механизм (ВМП) играет роль высвободителя (спускателя) ответа на сигнальный раздражитель. В третьих, этот поведенческий ответ , высвобожденный с помощью ВПМ, стереотипен и является частью врожденного репертуара, представленного комплексами фиксированных действий.

Среди исследований Лоренца, которые существенно обогатили этологическую науку, одним из главных представляется изучение развития социальных отношений у животных, и, прежде всего – явление импринтинга. На эти исследования в значительной степени его натолкнули собственные наблюдения за поведением галок, а также предшествующие работы Хейнрота. (Хейнроту нередко приписывается честь быть первым, кто использовал термин импритинг, однако Сполдинг на много лет раньше провел серьезные исследования импринтинга). В период с 1872 по 1875 год он опубликовал шесть статей, в которых были приведены результаты тщательных наблюдений за вылуплением цыплят и их поведением впервые несколько дней жизни. Эта работа предвосхитила многие более поздние работы по изучению инстинктов, которые проводили ранние этологи, и сдержала следующее важное наблюдение: только в возрасте двух – трех дней цыплята следуют за любым движущимся объектом, и у них развивается прочная привязанность к нему. Сполдинг умер 1 1877 году в возрасте 37 лет, и его работы были забыты. Вновь открыл и опубликовал их Холдейн только в 1954 году. Проживи Сполдинг больше, он, вероятно, считался бы основателем этологии (1979).

12

В 1910 и 1911 годах Хейнрот опубликовал свои основные статьи по этологии уток и гусей. Он подробно исследовал поведение у различных видов животных и стал основоположником сравнительного метода в этологии.

Лоренц (1935), расширивший представления Хейнрота, утверждая, что импритинг в отличие от обычного научения происходит лишь на

определенной стадии развития животного и является необратимым. Он подтвердил положение Хейнрота о том, что птицы, импринтированные на человека, будут часто направлять на него свое специфическое половое поведение. Лоренц (1935) подчеркивал, что это поведение, демонстрирующее результат импринтирования, является врожденным, тогда как узнавание объекта импринтирования не имеет врожденной основы. Он, считая, что молодое животное становится имприн - нным на любой движущийся объект, который оно увидело в определенный период своего развития, и будет соответствующим образом направлять на него свое сыновнее, половое и социальное поведение. Как правило, чем дольше животное следует за каким – либо объектом и чем больше знакомится с ним, тем меньше его привлекают другие объекты. [2, стр. 325 – 331]

Лоренц полагал, что импритинг имеет важное значение для опознавания особей одного вида, однако в позднейших исследованиях было показано, что он не играет в этом существенной роли. Таким образом, хотя импринтирование и может быть альтернативой врожденному распознаванию животными особей своего вида, тем не менее, не исключено, что импринтинг имеет другое функциональное значение. [2, стр. 338]

Почти все формы поведения, которые мы наблюдаем у животных, имеют приспособительное значение. Животные адекватно отвечают на соответствующие стимулы и благодаря этому обеспечивают себя пищей, находят убежище, размножаются, заботятся о потомстве.

Каким образом животные так хорошо приспосабливаются к своей обычной среде обитания? Возможно, это обусловлено адекватными реакциями, запрограммированными в нервной системе животного при рождении как часть его наследственной конституции. Пчелы, например, наследуют способность иметь крылья и мышцы для полета,  а также способность подлетать к цветкам за пыльцой и нектаром. Такие реакции принято называть «инстинктивными», - термин, который часто критиковали, но который остался полезным. Инстинктивное поведение развивается постепенно, как морфологические признаки, и естественный отбор изменяет его, чтобы лучше приспособить его к среде обитания. Инстинкт представляет собой своего рода «видовую память» передаваемую от поколения к поколению по наследству. Возможен и альтернативный путь приспособления к среде обитания: изменение животным своего поведения в процессе бучения и накопления опыта. Животные усваивают, какие ответы дают наилучшие результаты, и в соответствии с этим изменяют свое поведение за счет отбора, производственного в первом случае на протяжении истории вида, а во втором – на протяжении истории особи. [1, стр. 32]

13

Этологи и психологи

После второй мировой войны на Западе сложились две основные школы исследователей поведения животных. Первую составляли в основном

американские специалисты по экспериментальной психологии. Их родоначальником был Уотсон, чья книга «Бихевиоризм», опубликованная в 1924 году, явилась поворотным пунктом в развитии современного экспериментального подхода к изучению поведения. Вторая школа – преимущественно европейская – была основана в конце 30 – х годов Конрадом Лоренцом. Он был связан с Нико Тинбергеном (Голландия), с которым сотрудничал еще в ранних работах. После окончания войны Лоренц и Тинберген организовали исследование группы, куда вошли различные ученые, большей частью зоологи. Они находились под впечатлением богатого разнообразия форм адаптивного поведения у насекомых, рыб и птиц и сосредоточились на их изучении. В основном они изучали поведение животных в период размножения, поскольку за ним удобно наблюдать. Первоначальный подход этологов описан Тинбергеном в его книге «Изучение инстинкта». Позднее он развил свои идеи в замечательном обзоре, где рассматриваются цепи этологии. В основном эти идеи касаются способов их выживания. Этологи изучили стимулы. Которые вызывают инстинктивное поведение, и мотивацию, которая его контролирует, в последствии часто изучали в деталях мотивы такого поведения. Центральной проблемой для них всегда была функция и эволюция поведения. Этологи изучают эволюцию поведения путем сопоставления поведения близкородственных видов и устанавливают поведение отдельных поведенческих актов подобно тому, как сравнительные анатомы делают это в отношении признаков строения. Исследователи, занимающиеся этологией, не очень интересуются проблемами, связанными с обучением, и хотя они признают, что животные способны к обучению, обычно они рассматривают этот факт и исключают его из своих теорий и экспериментов.

Вместе с тем экспериментальные психологи интересуются почти исключительно обучением. Они в значительной степени пренебрегают поведением животных в естественных условиях и намеренно ограничивают их в условиях эксперимента.

Неудивительно, что экспериментальные психологи использовали более ограниченный набор животных, чем этологи. Самый лучший объект в исследованиях по обучению – млекопитающие, которых психологи преимущественно и использовали, в основном отдавая предпочтение белым лабораторным крысам.

Сначала обе школы мало замечали работы друг друга, но через несколько лет возник перекрестный огонь, и каждая старалась занять довольно крайние позиции. Психологи обвиняли этологов в недооценке роли среды в развитии поведения, в том, что они рассматривали термин «инстинктивный» как само

14

по себе адекватное объяснение и применяли его слишком охотно. И без достаточных доказательств. Например, этологи выражали недовольство тем, что большинство экспериментальных психологов не принимают в расчет поведения других животных, кроме белых крыс. Они утверждали, что реальность инстинкта становится очевидной для всякого, кто может

оторваться от скиннеровской камеры и понаблюдать за колонией пчел или за строящим гнездо самцом колюшки. В конце концов, обе стороны только выиграли от разогревшегося между ними диспута. Этологи теперь гораздо более осторожны в употреблении терминов и уделяют гораздо больше внимания развитию поведения. Экспериментальные психологи используют более широкий набор видов животных и изучают их более разнообразных ситуациях. Было время, когда слово «этолог» в значительной мере определяло теоретический уклон исследователя и, как правило, зоологическое образование, но в настоящее время это верно далеко не всегда. Этологический подход, который ставит своей целью связать поведение животных с естественной средой, принят теперь широким кругом специалистов – зоологов, физиологов и психологов. [1, стр. 38 - 40]

 

15

Заключение

Животное – дикое, не домашнее, живущее в естественной среде, это ведь так интересно! Наблюдать за его поведением, да так, чтобы оно этого не заметило. Каждый зверек, птичка, рыбка, живут в своем миру, где существуют свои законы и свои способы выжить, произвести потомство и снова выжить, адаптироваться к условиям новым, не похожим на условия даже 100 летней давности.

В эпоху 21 век, когда в мире творится столько непонятного с природой,; наводнения, потепление и похолодание на тех участках земли, где этого, по сути, быть не должно. Мы это очень сильно переживаем на себе, на своих ощущениях как внешних, так и внутренних. А как же приходится животным? Мы существа разумные, можем одеться теплее, или наоборот, раздеться, построить жилье теплее и крепче, а животному сложней.

Если брать науку о животных в целом, что в природе, что в лабораторных условиях,  немало найдется талантливых и выдающихся основоположников этой науки.

15

Используемая литература

1. Поведение животных. Н. Тинберген. М. 1985 год.

2. Наши братья меньшие. Бенгард Гржинек. М. 1981 год.

3. Экологические и эволюционные аспекты поведения животных. Б. П.     Мантейфель. М. 1987 год.

4. Поведение животных. Д. Мак – Фарленд. М. 1988 год

5. Избранные труды. Эволюционно – генетические аспекты поведения. Л. В.   Крушинский. М. 1986 год.

6. Поведение животных. Вводный курс. О. Меннинг. М. 1982 год

16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17173. Ms Excel. Інструменти Пошук розв’язку. Таблиця підстановки 165.5 KB
  Практична робота №18 Тема: Ms Excel. Інструменти Пошук розв’язку. Таблиця підстановки. Мета: Вміти користуватися інструментами Пошук розв'язку і Таблиця підстановки для аналізу підприємницької діяльності і прийняття рішень. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel....
17174. Ms Excel. Інструменти Сценарій і Зведена таблиця 298.5 KB
  Практична робота №19 Тема: Ms Excel. Інструменти Сценарій і Зведена таблиця. Мета: Вміти будувати сценарії і зведені таблиці для аналізу підприємницької діяльності й прийняття рішень. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Хід виконання Правила ТБ Індив...
17176. ОБОБЩАЮЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 62 KB
  ТЕМА. ОБОБЩАЮЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений представляют собой их величину выраженную соответствующей единицей измерения. Эти статистические ве...
17177. Выборочное исследование. Понятие о выборочном методе 178 KB
  Выборочное исследование. Понятие о выборочном методе. Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение при котором отбор подлежащих исследованию единиц совокупности осуществляется случайно отобранная часть подвергается исследованию после чего результа
17178. ИНДЕКСЫ. ПОНЯТИЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 180 KB
  ИНДЕКСЫ. ПОНЯТИЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Индекс относительная величина количественно характеризующая динамику совокупности состоящую непосредственно из несоизмеримых величин. Индексы подразделяются на количественные и качественные в зависимости от вели...
17179. Понятие корреляции 492 KB
  Понятие корреляции Все явления в мире взаимосвязаны. Это значит что каждое событие оказывает влияние на все события следующие за ним а само происходит вследствие всех событий случившихся до него. До сих пор рассматривались основные статистические характеристики ...
17180. Понятие вариации 524 KB
  Понятие вариации Средняя дает обобщающую характеристику всей совокупности изучаемого явления. Вариацией признака называется различие индивидуальных значений признака внутри изучаемой совокупности. Средняя величина является абстрактной обобщающей характери
17181. Ряды динамики 404.5 KB
  Ряды динамики. Несопоставимость в рядах динамики вызывается с различными причинами. 1 Разновидность показаний времени 2 Неоднородность состава изучаемых совокупностей во времени. 3 Изменения в методике первичного учета и обобщения исходной информации. 4 различия...