82594

Содержание и назначение расходов государственного бюджета

Реферат

Финансы и кредитные отношения

Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса...

Русский

2015-02-28

138.5 KB

1 чел.

Тема: Содержание и назначение расходов государственного бюджета.

План

Введение…………………………………………………………………………...3

  1.  Экономическое содержание расходов бюджета, их классификация по функциональному признаку……………………………………………….4
  2.  Особенности распределения расходов по звеньям бюджетной системы и видам бюджетов в зависимости от разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации, а так же органами местного самоуправления. ………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

Введение

Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необходимых для финансового обеспечения расходных обязательств органов государственной власти и местного самоуправления.

Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ).

В условиях рынка государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения, размерами государственного сектора в экономике и другими факторами. 

Государственные расходы – это широкое понятие. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так и расходы государственных предприятий, расходы по государственному страхованию и предоставлению кредитов. При этом центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета.

Цель работы – изучить содержание и назначение расходов государственного бюджета.

1. Экономическое содержание расходов бюджета, их классификация по функциональному признаку

Государственные расходы – одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо от источников поступления все расходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.

В условиях рынка государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения, размерами государственного сектора в экономике и другими факторами. За последние годы в России в связи с развитием негосударственных форм собственности государственные расходы по сравнению с их объемом в условиях СССР существенно сократились. Однако, несмотря на эти изменения, в России так же, как и в других странах, государственные расходы занимают главное место в системе общественных расходов.

Государственные расходы – это широкое понятие. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так и расходы государственных предприятий, расходы по государственному страхованию и предоставлению кредитов. При этом центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета.

Расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т. п. 

Расходы государственного бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно -территориальным устройством государства и т.п.

По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета - это средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных законом о государственном бюджете на соответствующий бюджетный год (за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм). Расходы государственного бюджета на осуществление полномочий государства определяются путем установления бюджетных назначений главным распределителям средств.

В отечественной практике впервые в Бюджетном кодексе осуществлено законодательное разделение и закрепление за государственным и местными бюджетами расходов на выполнение полномочий и обеспечена реализация основных принципов бюджетной системы. Расходы государственного бюджета связаны с реализацией программ и функций, выполняемых государством в соответствии с Конституцией и нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Бюджетным кодексом расходы бюджетов, входящих в бюджетную систему, классифицируются по:

1) функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов);

2) экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);

3) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);

4) бюджетным программам (программная классификация расходов).

Функциональная классификация расходов имеет следующие уровни детализации:

• разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, АРК или местного самоуправления;

• подразделы и группы, в которых конкретизируются направления бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства, АРК или местного самоуправления.

По экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения, состав
которых определяется министром финансов Украины.

К текущим, например, относятся расходы на:

• оплату труда работников бюджетных учреждений и начисления на заработную плату;

• приобретение товаров и материалов;

• командировки;

• оплату коммунальных услуг и энергоснабжения; и др. К капитальным, например, относятся расходы на:

• приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

• капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт;

• формирование государственных запасов и резервов.

Распределение расходов по экономической классификации позволяет оценить направленность бюджета, в частности по использованию средств на содержание бюджетных учреждений, на капитальное строительство, инновационное развитие и обслуживание государственного долга.

Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.

Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу.

Процесс формирования бюджетных программ с использованием программно-целевого метода базируется на определении результатов, которых необходимо достичь в государственном секторе вследствие реализации этих программ, и наиболее оптимальных объемов ресурсов для достижения этих результатов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к расходам, осуществляемым из государственного бюджета РФ, относятся расходы на:

1) государственное управление:

а) законодательную власть;

б) исполнительную власть;

в) Президента России;

2) судебную власть;

3) международную деятельность;

4) фундаментальные и прикладные исследования и содействие НТП государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения;

5) национальную оборону;

6) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

7) образование:

а) общее среднее образование:

• специализированные школы ( в т.ч. школы -интернаты), основанные на государственной форме собственности;

• общеобразовательные школы социальной реабилитации;

б) профессионально-техническое образование (учебные и другие заведения
образования, основанные на государственной форме собственности);

в) ВУЗы, основанные на государственной форме собственности;

г) последипломное образование, (кроме тех расходов, которые финансируются из местных бюджетов);

8) здравоохранение:

а) первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (многопрофильные больницы и поликлиники, выполняющие специфические общегосударственные функции);

б) специализированную, высокоспециализированную амбулаторно-
поликлиническую и стационарную помощь ( клиники НИИ, спецбольницы, центры, лепрозории, госпитали для инвалидов ВОВ, специализированные стоматологические поликлиники);

в) санаторно-реабилитационную помощь ( для больных туберкулезом, для ветеранов ВОВ, общегосударственные специализированные санатории для детей и подростков);

г) санитарно-эпидемиологический надзор; и др. программы в области
здравоохранения;

9) социальную защиту и социальное обеспечение:

а) государственные специальные пенсионные программы (пенсии военнослужащим и членам их семей, работникам органов внутренних дел и др.);

б) государственные программы социальной помощи (денежная помощь
беженцам, программы и мероприятия по социальной защите инвалидов, мероприятия;

в) государственные программы и мероприятия в отношении детей, молодежи, женщин, семьи; и другие.

10) культуру и искусство:

а) государственные культурно-образовательные программы (национальные и государственные библиотеки, музеи и т д.);

б) государственные театрально-зрелищные программы ( национальные театры, национальные филармонии и т.д.)

в) государственное архивное дело;

11) государственные программы поддержки телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздания, информационных агентств;

12) физическая культура и спорт (государственные программы);

13) государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных областей экономики;

14) программы реставрации памятников архитектуры государственного значения;

15)государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики;

16) государственные инвестиционные проекты;

17) государственные программы по охране окружающей природной среды и ядерной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийного бедствия;

18) создание и пополнение государственных запасов и резервов;

19) обслуживание государственного долга;

20) проведение выборов и референдумов;

21) другие программы, имеющие исключительно государственное значение.

2. Особенности распределения расходов по звеньям бюджетной системы и видам бюджетов в зависимости от разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации, а так же органами местного самоуправления.

Важной группировкой расходов бюджетов является функциональная классификация, которая отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций1.

Распределение бюджетных расходов на федеральные, региональные и местные осуществляется на основе разграничения полномочий по предметам ведения и расходных обязательств различных уровней публичной власти, установленных бюджетным и иным законодательством РФ.

Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

принятия федеральных законов и нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также заключения Российской Федерацией договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенном к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

принятия федеральных законов и нормативных актов, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе: предоставление субвенций региональным бюджетам на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением их органами власти полномочий, подлежащих финансовому обеспечению за счет названного источника; предоставление субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В зависимости от отношения публичных расходов к заемным источникам доходов расходы принято делить на процентные и непроцентные. Такая классификация необходима для оценки затрат на обслуживание договорных обязательств органов публичной власти. К процентным расходам относят расходы, направляемые на погашение и обслуживание долговых обязательств (возврат кредитов, погашение займов, уплата процентов и т.п.), а к непроцентным расходам — остальные расходы. Доля процентных расходов по отношению к ВВП в России имеет тенденцию снижения и такая тенденция считается позитивной.

По экономическому признаку публичные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы — это расходы бюджетов, обеспечивающие функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, другие расходы, не носящие характер капитальных. Капитальными (инвестиционными) расходами являются расходы, обеспечивающие инвестиционную и инновационную деятельность органов публичной власти, в том числе бюджетные и внебюджетные расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, средства бюджетных кредитов юридическим лицам на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального ремонта, средства резервов и резервных фондов, вложенные в инструменты финансового рынка, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности органов публичной власти.

В новой редакции БК РФ (вступила в силу с 1 января 2008 г.) было решено отказаться от экономической классификации расходов бюджетов, что связано с переходом на порядок финансирования на основе классификации расходов по главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам, по операциям сектора государственного управления. Однако это не является основанием для полного отказа от классификации публичных расходов по экономическому признаку, так как текущий и инвестиционный характер расходов не изменился.

В рамках функциональной классификации группировка публичных расходов отражает направления средств органов публичной власти на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения. Такая классификация, закрепленная нормами бюджетного права, предусмотрена в отношении расходов бюджетов[6].

Она включает в себя несколько уровней. Первый уровень расходов оставляют разделы бюджета, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства (расходы на финансирование общегосударственных вопросов, на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику, на финансирование социальной сферы, социальную защиту и выполнение других функций). Вторым уровнем функциональной классификации бюджетных расходов являются подразделы, конкретизирующие направления бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках разделов. Третий уровень классификации имеет отношение к целевым статьям федерального бюджета и отражает финансирование его расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов второго уровня. Наконец, четвертый уровень функциональной классификации расходов детализирует направление финансирования расходов бюджетов в Российской Федерации по целевым статьям.

Исходя из этого классификация расходов бюджета бюджетной системы РФ состоит из кодов: главного распорядителя бюджетных средств; раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; классификации расходных операций сектора государственного управления. Перечень главных распорядителей средств бюджетов органов государственной власти (местного самоуправления) и бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ являются следующие разделы (подразделы) классификации бюджетных расходов:

1) общегосударственные вопросы (функционирование высших должностных лиц страны, субъектов РФ и муниципальных образований, функционирование законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, судебная система, обеспечение деятельности органов финансового, налогового, бюджетного, таможенного контроля и надзора, проведение выборов, международные отношения, государственные материальные резервы, фундаментальные исследования, обслуживание долга, резервные фонды, другие вопросы);

$12)    национальная оборона (Вооруженные Силы РФ и их модернизация, обеспечение коллективной безопасности, ядерно-оружейный комплекс, прикладные научные исследования, другие вопросы);

$13)    национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, внутренних дел, юстиции, безопасности, пограничной службы и контроля за оборотом наркотиков, внутренние войска, система исполнительных наказаний, обеспечение пожарной безопасности и другие вопросы);

$14)    национальная экономика (общеэкономические вопросы, топливно-энергетический комплекс, исследование космического пространства, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, водные ресурсы, лесное хозяйство, транспорт, связь и информатика, прикладные исследования в области экономики, другие вопросы);

$15)    жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство, прикладные исследования, другие вопросы);

$16)    охрана окружающей среды (экономический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира, прикладные исследования, другие вопросы);

$17)    образование (дошкольное, общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее и послевузовское образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, молодежная политика и оздоровление детей, прикладные исследования, другие вопросы);

$18)    культура, кинематография, средства массовой информации (культура, кинематография, телевидение и радиовещание, периодическая печать и издательства, прикладные исследования, другие вопросы);

$19)    здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная медицинская помощь, амбулаторная помощь, медицинская помощь в дневных стационарах, скорая медицинская помощь, санаторно-оздоровительная помощь, обеспечение донорское кровью, санитарно-эпидемиологическая помощь, физическая культура и спорт, прикладные исследования, другие вопросы);

$110) социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение населения, охрана семьи и детства, прикладные исследования, другие вопросы);

11) межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, иные межбюджетные трансферты, межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов) (Таблица 1).

Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.

Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению деятельности) органов публичной власти, проекту для осуществления бюджетных инвестиций присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.

Таблица 1

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей2

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

11 019,4

12 656,4

113,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

 

 

 

343,3

 

833,6

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

11 019,4

12 656,4

113,8

13 387,3

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Общегосударственные вопросы

847,9

832,9

98,2

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 521,9

1 853,3

121,8

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 245,5

1 822,0

146,3

1 981,2

108,7

2 072,5

104,6

Национальная экономика

1 926,9

1 797,2

93,3

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

274,3

136,0

49,6

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

17,7

21,7

122,7

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

551,9

603,5

109,3

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура, кинематография

85,8

86,2

100,5

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

470,1

551,1

117,2

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 205,5

3 895,9

121,5

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

43,2

40,8

94,5

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

119,8

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

388,4

145,7

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты общего характера

602,7

553,9

91,9

503,0

90,8

494,7

98,3

Функциональная группировка публичных расходов дополняется их классификацией по операциям государственного сектора, в соответствии с которой выделяют следующие расходы: оплата труда и начисления на нее, оплата работ и услуг, обслуживание долговых обязательств, безвозмездные перечисления бюджетам и организациям, социальное обеспечение, расходы по операциям с активами, прочие текущие расходы, увеличение нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов и т.д.), увеличение финансовых активов (ценных бумаг, долей).

В международной практике можно выделить два типа расходных статей государственного бюджета: долгосрочные бюджетные обязательства и дискреционные статьи3.

Практика большинства рассматриваемых стран показывает, что порядок утверждения объемов финансирования по статьям расходов, соответствующим долгосрочным бюджетным обязательствам, существенно отличается от порядка утверждения дискреционных статей.

Объем финансирования по статьям долгосрочных бюджетных обязательств либо не утверждается законом о бюджете на очередной год, либо при формальном законодательном утверждении величин расходов по соответствующим статьям отклонения от них финансируются автоматически в соответствии с установленными иным законодательством критериями (формулами, нормами и т.д.), либо такое автоматическое финансирование осуществляется, но в определенных пределах сверх установленных в законе о бюджете значений.

К первому типу – долгосрочным бюджетным обязательствам – относятся статьи расходов, средства на которые выделяются по формулам или в соответствии с критериями, установленными в нормативных правовых актах, имеющих многолетний либо неограниченный срок действия, а не определяются ежегодно в ходе подготовки и утверждения проекта бюджета. Ко второму типу – дискреционным расходам – относятся статьи, объем финансирования которых определяется только в самом законе о бюджете.

Таблица 2

Международная практика применения утверждения объемов финансирования по статьям государственных расходов4

Процедура определения объема расходов по статьям долгосрочных бюджетных обязательств

Примеры стран

Указанные расходы не утверждаются законом о бюджете на очередной год, законодательство о них имеет прямое действие

США, Канада, Австралия, Ирландия, Чили

Указанные расходы не утверждаются законом о бюджете на очередной год, но любые отклонения от утвержденных объемов финансируются без дополнительного законодательного утверждения

Германия, Норвегия, Венгрия, Чехия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея и др.

Указанные расходы не утверждаются законом о бюджете на очередной год, но любые отклонения от утвержденных объемов финансируются без дополнительного законодательного утверждения, если величина отклонения не выходит за установленные пределы

Франция, Финляндия, Австрия, Италия, Голландия, Португалия и др.

Необходимо отметить, что только в двух странах (Исландии и Турции) объем расходов по статьям долгосрочных бюджетных обязательств утверждается законом о бюджете и отклонения от установленных в нем значений не допускаются.

Объем финансирования «обязательных» статей приблизительно в 40% стран-участников анкетирования составляет 60-80% от общего объема бюджетных расходов. В эту группу входят США, Канада, Япония, Австралия и многие европейские страны. В группу стран с низкой долей «обязательных» расходов в бюджете (от 0 до 20%) входят Боливия, Камбоджа, Ирландия, ЮАР и Суринам.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что существует достаточно определенная связь между уровнем экономического развития и стабильностью политической системы в стране, с одной стороны, и механизмом распределения бюджетных ассигнований – с другой.

Наличие упрощенных процедур утверждения расходов на исполнение долгосрочных обязательств позволяет в ходе процесса подготовки и утверждения бюджета сосредоточить основное внимание как правительства, так и парламента на обсуждении новых политических инициатив и тем самым способствует принятию более обоснованных решений.

Финансирование расходов бюджетов происходит преимущественно в форме бюджетных ассигнований, которые представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных на соответствующий финансовый год для исполнения бюджетных обязательств.

В БК РФ (ст. 69) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

  •  оказание государственных (муниципальных) услуг, включая ассигнования на оплату контрактов (заказов, закупок) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  •  социальное обеспечение населения;
  •  предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  •  предоставление субсидий негосударственным (немуниципальным) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, производящим товары, работы, услуги;
  •  предоставление межбюджетных трансфертов;
  •  осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  •  обслуживание государственного (муниципального) долга;
  •  исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда физическим и юридическим лицам5.

Таким образом, формирование расходов бюджетов бюджетной системы страны осуществляется в соответствии с расходными обязательствами органов публичной власти. Финансирование расходов бюджетов происходит преимущественно в форме бюджетных ассигнований.

Основное предназначение бюджетных расходов заключается в непосредственном обеспечении выполнения органами публичной власти своих функций по производству, распределению и предоставлению общественных благ (услуг).

Расходы бюджета составляют стоимостную оценку предоставленных обществу благ (государственных и муниципальных услуг). Одновременно бюджетные расходы выступают важным инструментом государственного (муниципального) финансового регулирования экономики и социальной сферы, в том числе в территориальном аспекте. Через расходы бюджета органы публичной власти активно и целенаправленно воздействуют на совокупный спрос и предложение, накопление и потребление. Если налоговое регулирование влияет на эти макроэкономические параметры косвенно, то бюджетное расходное регулирование — непосредственно.

Бюджетная политика стимулирования экономического роста совокупного предложения и накопления осуществляется на основе механизмов субсидирования хозяйствующих субъектов, государственного инвестирования приоритетных отраслей и долевого участия в крупных инвестиционных проектах, финансирования национальных и региональных целевых программ и национальных проектов, размещения государственных (муниципальных) заказов и т.п. Бюджетное регулирование социальной сферы, совокупного спроса и потребления осуществляется через финансирование социальных трансфертов (увеличение пенсий, пособий, стипендий, других денежных выплат нуждающимся категориям граждан), реализацию социальных национальных проектов, увеличение расходов социального характера6.

Такая расходная политика в сочетании с рациональной налоговой политикой создает условия для роста производства, потребления, доходов в экономике, в том числе и бюджетных.

В заключении хотелось бы отметить, что, публикации сведений о бюджете, позволяющих составить о нем цельное представление, — большая редкость. Но даже опубликованный утвержденный бюджет (например, СПб) или отчет о его исполнении не могут дать представления о масштабах и эффективности проделанной органом власти работы. Редко где поднимается вопрос эффективности осуществляемых расходов и их соответствия глобальным целям территории. Часть бюджетов в силу несоблюдения принципа единства методологической базы невозможно сравнивать, так как одни и те же расходные статьи могут быть наполнены разным смыслом. 

Финансовая деятельность органов власти подпадает под два вида контроля — контроль за соблюдением законодательства в финансовой сфере со стороны специальных контрольных органов, например Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ, Счетной палаты РФ, а также контроль за целесообразностью и эффективностью расходования финансовых ресурсов на благо жителей территории в целом. 

Заключение

Государственные расходы – одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо от источников поступления все расходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.

Для количественной оценки расходов могут использоваться такие показатели, как общий их объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения.

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы России осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно российскому законодательству, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Список литературы

  1.  "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998. 
  2.  Барулин С.В. Финансы: учебник/ С.В. Барулин.-М.: КНОРУС. 2010, с.288
  3.  Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития // Финансы. - 2003. - N 8. - С.90.
  4.  Прокофьев С.Е., Горбунов В.В. Шведский опыт исполнения бюджета и возможность его применения в России // Финансы. - 2004. - N 5. с. 55
  5.  Интернет ресурсы
  6.  Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012год и период до 2012года http:www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/12ORNPR_12-14_v8.doc

1 Барулин С.В. Финансы: учебник/ С.В. Барулин.-М.: КНОРУС. 2010, с.288

2 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012год и период до 2012года http:www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/12ORNPR_12-14_v8.doc

3 Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития // Финансы. - 2003. - N 8. - С.90.

4 Прокофьев С.Е., Горбунов В.В. Шведский опыт исполнения бюджета и возможность его применения в России // Финансы. - 2004. - N 5. с. 55

5 Бюджетный Кодекс, ст. 69

6 Барулин С.В. Финансы: учебник/ С.В. Барулин.-М.: КНОРУС. 2010, с.

23


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47133. Транснациональные корпорации 62.66 KB
  Так стороны Конвенции о транснациональных корпорациях признают под понятием транснациональная корпорация юридическое лицо совокупность юридических лиц: имеющее в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более сторон; образованное юридическими лицами двух и более сторон; зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с Конвенцией.С развитием и совершенствованием правового регулирования деликтных отношений такое единообразие в подходе было дополнено...
47134. ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ПОДРАЖАНИЯ В ДЕТСТВЕ (По Обуховой) 63.5 KB
  Ими было установлено что подражание или имитация такая форма поведения которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта личности ребенка помогает ему в освоении норм социальной жизни. Связь подражания ребенка определенного возраста со специфической социальной ситуацией его развития; установили функции отдельных видов подражания; выявили его родство с ориентировочноисследовательской деятельностью. Опираясь на идеи Эльконина и его концепцию периодизации психического развития и Гальперина и его...
47136. Понятие и виды экологических правонарушений 64.24 KB
  Экологическое правонарушение –это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
47138. Cтруктура и закономерности развития экономических отношений. Производительные силы: средства производства и рабочая сила. Место и роль человека в экономике 64.68 KB
  Производительные силы: средства производства и рабочая сила. Экономические отношения объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства присвоения обмена и потребления благ в особенности продуктов труда. Если экономические отношения охватывают весь комплекс отношений в ходе хозяйственной деятельности людей то производственные – лишь социальноэкономическое звено отношений в системе общественного производства. Их можно классифицировать по ряду оснований: в зависимости от фазы воспроизводства выделяются отношения...