82595

Система дошкольного образования

Реферат

Педагогика и дидактика

Система дошкольного образования Республики Беларусь обеспечивает реализацию конституционного права родителей на образование ребенка при первом же обращении их в органы образования. Каждой семье, каждому ребенку предоставляются возможности в получении качественного дошкольного образования...

Русский

2015-02-28

139.5 KB

6 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Кафедра современных технологий образования взрослых
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение системы
образования»
На тему:
Система дошкольного образования
Специальность: 1-08 01071
«Педагогическая деятельность специалистов»
Исполнитель:
Слушатель заочной формы обучения                          Статкевич Л.В.
Группы №13-12П

Содержание

    Введение

1.  Дошкольное образование в Республике Беларусь.

2.  Функционирование  системы образования Республики Беларусь

3.  Цели  и основные направления развития дошкольного образования.

4.  Структурная характеристика системы дошкольного образования

5 . Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного      образования

6.  Перспективы развития системы дошкольного образования.

     Заключение

     Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Беларусь создана стройная система учреждений образования, обеспечивающая доступность образования на всех ее уровнях, отвечающая международным стандартам и приоритетам.

Система дошкольного образования Республики Беларусь обеспечивает реализацию конституционного права родителей на образование ребенка при первом же обращении их в органы образования. Каждой семье, каждому ребенку предоставляются возможности в получении качественного дошкольного образования, ориентированного на потребности семьи, в оказании ей психолого-медико-педагогической и социальной поддержки.

Деятельность дошкольных учреждений независимо от формы собственности в Республике Беларусь регулирует «Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования», утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 9 ноября 2004 г. № 66. Согласно данному положению дошкольное учреждение призвано обеспечивать уход, воспитание, обучение, развитие, оздоровление и коррекцию нарушений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие сети дошкольных учреждений характеризуется устойчивым ростом их количества в период до 1990 г. В 1990 году она насчитывала 5350 единиц, но охват детей дошкольными учреждениями не превышал 70%. Большинство дошкольных учреждений находилось в ведомственном подчинении, что обеспечивало довольно высокий уровень материально-технического обеспечения. Однако чрезмерная централизация управления системой дошкольного воспитания и образования, высокая наполняемость групп, слабое развитие технологий, ориентированных на индивидуальный подход к ребенку не способствовали развитию личности, сковывали творческую инициативу воспитателей.

  1.  Дошкольное образование в Республике Беларусь

Дошкольное образование является составной частью системы образования  Республики Беларусь и должно обеспечивать разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными особенностями, потребностями государства и общества.

Особенностью дошкольного детства, отличающей его от последующих этапов развития, является то, что в этот период обеспечивается именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития. Эти периоды жизни ограничены кругом возможных достижений в психическом развитии ребенка; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно "переставлены" во времени: период младенчества (первый год жизни); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести-семи лет).

Сохраняя все то ценное, что имеется в ныне существующей системе дошкольного воспитания, ориентируясь на положительный зарубежный опыт, а также на новый, определенный современной ситуацией социального развития заказ семьи, школы, общества, новые нормативно-правовые документы, согласно определению, принятому ЮНЕСКО (1997 г.), целесообразно ввести новое определение первой ступени образования как "дошкольное образование", под которым понимается разносторонний целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое и психическое развитие ребенка исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей; своевременный и полноценный переход его на следующую ступень образовательной системы - школу.

Следует отметить функциональное единство воспитания и обучения. Это взаимодополняемые друг друга стороны единого образовательного процесса. Исходя из ориентации образовательного процесса на личность ребенка, воспитание и обучение дошкольников осуществляется по принципам педагогики сотрудничества.

Как результат, образование есть содержание прогрессивных изменений качеств личности в результате осуществления образовательного процесса. Образованием обеспечивается:

- становление человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- формирование картины мира, соответствующей современному уровню знаний;

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, создающий предпосылки для интеграции личности в национальную и мировую культуру;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Об успешности завершения комплексного образовательного процесса свидетельствует уровень образования как нормативно устанавливаемая ступень образования. Для личности ребенка образовательный уровень - это уровень развития свойств и качеств личности, совокупность знаний, навыков и умений, достигнутых ребенком в соответствии с возрастом и нормативными требованиями базовой или вариативных программ, базирующихся на стандарте образования.

В педагогическом процессе приоритетной является модель личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, которая предполагает:

- субъектность целевых, содержательных и процессуальных составляющих педагогического процесса;

- интегративность устремлений (когнитивных, эмоциональных, волевых);

- вариативность содержания, форм и методов работы с детьми. Гуманистическая ориентация образования предполагает отказ от любых, признаваемых за универсальные, педагогических технологий в пользу их вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников и воспитателя.

Личностный подход ставит ребенка в позицию субъекта воспитания. В данном контексте со стороны воспитателя важна педагогическая поддержка как система средств и деятельности педагога, обеспечивающая оказание обязательной профессиональной помощи в индивидуальном развитии личности ребенка.

Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Достигнутый уровень охвата детей дошкольными учреждениями является одним из самых высоких среди стран СНГ (71,4%), при этом охват детей от 3 до 6 лет еще более высокий – 93,3 %, в том числе в сельской местности – 68,7 %. Обеспечен полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.

Доступность дошкольного образования сохраняется за счет развития многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрения новых форм организации дошкольного образования в соответствии с запросами родителей.

В настоящее время в республике функционируют 104 дошкольных центра развития ребенка (в 2006 г. – 70), 87 санаторных учреждений дошкольного образования (в 2006 г. – 59), 981 детский сад – школа (в 2006 г. – 815), 2518 групп кратковременного пребывания (в 2006 г. – 111). Созданы условия для предоставления качественных образовательных услуг детям с особенностями психофизического развития: работают 376 групп интегрированного воспитания и обучения (в 2006 г. – 173).

Процесс воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обеспечивают 51,4 тыс. педагогов (в 2006 г. – 50,4 тыс.). Сохраняется позитивная тенденция повышения их образовательного уровня: за последние 5 лет на 6,6 % увеличилось число педагогов с высшим образованием, что составляет 49,4 %. от общей их численности.

  1.  Функционирование системы образования Республики Беларусь

С целью дальнейшего устойчивого развития системы дошкольного образования Правительством Республики Беларусь принята Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 гг., предусматривающая: оптимизацию сети учреждений дошкольного образования, формирование здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования, повышение качества услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста, преодоление различий в материально-техническом обеспечении учреждений дошкольного образования и воспитания, повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.

Система дошкольного образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Компоненты системы дошкольного образования:

участники образовательного процесса (воспитанники, их законные представители, педагогические работники);

образовательная программа дошкольного образования;

дошкольные учреждения;

государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;

республиканские органы государственного управления;

иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают детские учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование дошкольного воспитания и обучения. Введен термин "дошкольное образование" (с 1997 года по решению ЮНЕСКО). Значительная часть задач, определенных Концепцией развития дошкольного воспитания в БССР (1990 г.), за прошедшие годы решена. Вышеперечисленные проблемы актуализировали необходимость ее переработки.

Для педагогических систем характерно их видовое многообразие. Так, основой дошкольного образования является педагогическая система
«детский сад». Она включает в себя все те компоненты, о которых говорилось выше: педагогов, воспитанников, содержание дошкольного образования и м
атериальную базу, позволяющую осуществлять педагогическую деятельность. Однако данная педагогическая система имеет различные варианты, различающиеся не своими сущностными характеристиками, поскольку они совпадают, а назначением, особенностями организации и функционирования. Это такие варианты, как детские сады с круглосуточным содержанием детей, коррекционные детские сады и т.п.

Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дневной форме получения образования в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, яслях-саду - начальной школе, яслях-саду - базовой школе, яслях-саду -средней школе, детском саду -начальной школе, детском саду -базовой школе, детском саду - средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также может быть реализована иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

Актуальным для системы дошкольного образования является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений, повышение их социального статуса.

В системе дошкольного образования работают 50350 педагогических работников, из них высшее образование дошкольного профиля имеют только 19,1%, высшее педагогической – 43,8%, высшую квалификационную категорию – 6,4% педагогов (для сравнения: в системе общего среднего образования высшую квалификационную категорию имеют 23,9% педагогов).

Медицинским персоналом дошкольные учреждения укомплектованы на 93%, в том числе в городской местности – на 94,5%, в сельской – на 85,2%.

Приоритетным в деятельности современного дошкольного учреждения является гармоничное, разностороннее, адекватное возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста. Исходя из этих задач, система дошкольного образования должна быть гибкой и мобильной в предоставлении образовательных и оздоровительных услуг, своевременной коррекционно-педагогической помощи, услуг по уходу и досмотру, образовательных услуг на дому, в том числе и на платной основе.

Для дальнейшего развития и совершенствования системы дошкольного образования, определения единых требований к качеству образовательного процесса дошкольных учреждений всех типов, а также укрепления материально-технической базы дошкольных учреждений необходимо принятие данной Программы.

  1.  Цели и основные направления развития дошкольного

        образования

Целью развития дошкольного образования в период реформирования является:

- повышение престижа дошкольного образования, реальное закрепление за ним статуса приоритетной для общества сферы образования;

- создание условий для развития вариативных видов, типов, профилей дошкольных учреждений с ориентацией на главного заказчика и потребителя - родителей.

Задачами реформирования дошкольного образования являются:

- сохранение государственной системы дошкольных учреждений (бюджетных и ведомственных);

- определение стандарта дошкольного образования;

- переход на новое содержание и технологии дошкольного образования;

- изменение организационной структуры дошкольного учреждения в соответствии с принципами вариативности, открытости, доступности, сотрудничества с семьей, взаимодействия дошкольного учреждения, школы и других общественных организаций;

- адекватное и своевременное реагирование на изменяющиеся условия, опережающее развитие дошкольного учреждения по отношению к обществу (в первую очередь по отношению к семье и школе);

- совершенствование научно-методической и функциональной подготовки дошкольных работников, которая позволяет гибко ориентироваться в подвижной (изменяющейся) структуре дошкольного учреждения.

Главными позициями обновления дошкольного образования являются: гуманизация направленности педагогической работы; дифференциация и индивидуализация; демократизация; предоставление равных образовательных возможностей для детей; динамизм и вариативность. В реализации основных задач современное дошкольное образование базируется на принципах:

- гуманизации направленности педагогической работы, предполагающей ориентацию на личность ребенка, максимальное раскрытие его склонностей и интересов, способностей через организацию разных видов детской деятельности; использование при этом современных научных знаний о значении дошкольного детства в становлении личности; создании предметно-пространственной и социальной развивающей среды;

- признания приоритетным личностно-ориентированного образования; природосообразности;

- признания равенства прав каждого ребенка на нормальное разностороннее развитие;- доступности дошкольного образования;

- признания самоценности дошкольного детства;

- приоритетности такого направления деятельности дошкольного учреждения, как охрана жизни и здоровья ребенка, его физического и психического развития, формирование основ здорового образа жизни;

- направленности содержания работы на социализацию ребенка, развитие у него навыков общения, умения жить в коллективе, безболезненно переходить на следующую ступень образования;

- единства общечеловеческих и национальных ценностей в содержании, формах и методах работы;

- единства воспитательных, обучающих и развивающих задач;

- привлечения родителей к участию в управлении дошкольным учреждением, организации и проведении воспитательного процесса в качестве партнеров педагогов; совместной реализации специфических возможностей семьи и детского сада в воспитании, обучении и развитии детей;

- вариативности дошкольного образования в разных видах, типах, профилях, режиме деятельности (функционирования или развития) дошкольных учреждений в соответствии с потребностями главного заказчика и потребителя - семьи;

- преемственности дошкольного и начального образования, взаимодействия общественного и семейного дошкольного образования;

- учета региональных особенностей;

- адекватного и своевременного реагирования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров на изменения, происходящие в системе дошкольного образования.

Основные направления развития дошкольного образования:

- обновление законодательной базы (Закон о дошкольном образовании, иные нормативно-правовые акты);

- разработка научно-методического обеспечения организации, деятельности и развития системы дошкольного образования, отдельных ее компонентов (концепция дошкольного образования, стандарт, вариативные программы);

- изменение условий финансирования дошкольного образования и демократизация управления им;

- развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений;

- развитие сети дошкольных учреждений на селе, придание приоритетного статуса комплексу "детский сад - школа";

- совершенствование системы подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений, включая открытие новых специальностей; изменение структуры и содержания психолого-педагогической подготовки;

- совершенствование работы с семьей: включение родителей в учебно-воспитательный процесс в качестве наблюдателей, добровольных помощников, сотрудников; организация различных форм содействия семье в формировании личности ребенка; развитие сети образовательных и оздоровленческих услуг на дому;

- внедрение модели "открытого детского сада" как наиболее перспективной в обеспечении и развитии взаимодействия педагогического коллектива и семьи.

Дошкольная ступень в целостной системе образования призвана выполнять следующие функции:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

- обеспечение ребенку возможности ориентироваться и адекватно действовать в окружающем мире;

- выявление и развитие всего комплекса индивидуальных склонностей и задатков, формирование личности;

-  обеспечение перехода на следующую ступень образовательной системы – школу.

Цель и основные направления развития системы дошкольного образования определены в Программе развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 августа 2008 года № 1193). Реализация Программы позволит укрепить качественные позиции системы дошкольного образования в нашей стране. Приоритетной целью развития этой системы является дальнейшее развитие доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства, обеспечивающего гармоничное, разностороннее, адекватное возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста. Для достижения данной цели определён ряд значимых направлений. Среди них:

Оптимизация сети дошкольных учреждений — сохранение и развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрение новых форм дошкольного образования, удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги, в том числе на платной основе — по гибкому режиму, воспитание и обучение на дому и др.

Формирование адаптивной здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях — улучшение медицинского обслуживания, создание всех необходимых условий для комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников, повышение квалификации медицинских работников, совершенствование организации питания детей; внедрение методики оценки здоровьесберегающей системы; обеспечение дошкольных учреждений необходимым медицинским оборудованием.

Развитие высокотехнологичного образовательного процесса в дошкольных учреждениях — внедрение современных образовательных технологий, определение базового компонента дошкольного образования, повышение профессиональной компетентности кадров, научного, программно-методического, материально-технического обеспечения, развитие научного потенциала в сфере дошкольного образования и др.

Повышение социального статуса работников системы дошкольного образования — одно из важнейших направлений её развития. Правительством Республики Беларусь уже приняты меры по повышению заработной платы педагогическим работникам дошкольных учреждений, установлены надбавки молодым специалистами и педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию.

Негативные демографические процессы приводят к уменьшению численности детей. Несмотря на это, в республике сохраняется тенденция расширения сети дошкольных учреждений разных профилей, таких, как санаторные дошкольные учреждения, дошкольные центры развития, детские сады-школы.

На современном этапе дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции. На первое место выходит функция охраны жизни и здоровья ребенка, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе.

  1.  Структурная характеристика системы дошкольного

образования

Структура дошкольного образования представлена двумя компонентами: дошкольными образовательными учреждениями и службами, обеспечивающими функционирование и развитие дошкольного образования.

Сегодня в Республике Беларусь образовалась гибкая многофункциональная система разнообразных дошкольных образовательных учреждений, различающаяся:

- по видам (по форме собственности): государственные и частные;

- по типам: ясли, детский сад, ясли-сад, школа-сад (варианты: детский сад - начальная школа; детский сад - школа), дошкольный центр развития ребенка, детский дом (для детей дошкольного возраста);

- по профилю работы с детьми: общего назначения; с углубленной направленностью; по уходу и досмотру; оздоровительной и компенсирующей направленности.

Система дошкольного образования имеет достаточно сложный механизм, включает в себя структурные образования различной степени важности. Ключевым звеном, в котором в максимальной степени сконцентрированы проблемы дошкольного образования, является дошкольное образовательное учреждение. Поэтому преобразование системы дошкольного образования - это прежде всего создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному учреждению. Дошкольное образовательное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей, выступает социальным заказчиком и потребителем образовательных услуг дошкольного учреждения.

Важная проблема, касающаяся как условий жизни детей, так и деятельности воспитателя, связана с наполняемостью групп. Пересмотр санитарно-гигиенических норм наполняемости должен рассматриваться дифференцированно: интегрированные группы - 6 - 12 детей, в зависимости от возраста и степени нарушений; разновозрастные - 10 - 12 детей, в группах детей раннего возраста - 6 - 8 детей, от 3 до 5 лет - 8 - 10 детей, от 5 до 6 лет - 10 - 12 детей, причем нижний предел наполняемости рассматривается как оптимальный вариант, а любое превышение установленного верхнего предела не допустимо.

Вариативность норм позволит более дифференцированно подходить к решению вопроса нормального обеспечения жизнедеятельности детей. Для детей, трудно адаптирующихся к условиям дошкольного учреждения, с ослабленным здоровьем, склонных к неврозам, по согласованию с родителями (за более высокую плату) целесообразно создавать группы с меньшей наполняемостью.

Количество детей в группе должно определяться исходя из возраста детей (чем они младше, тем меньше наполняемость), особенностей их психофизического развития, а также с учетом индивидуальных, личностных особенностей воспитателей, уровня их профессиональных возможностей (способности организовать полноценный воспитательный процесс), их желания работать с определенным количеством детей (например, с группой детей численностью 20 человек может работать два воспитателя одновременно).

При комплектовании групп необходимо учитывать демографические (пол, возраст), социальные, личностные характеристики детей, их психофизические особенности. Научно обоснованное уменьшение числа детей в группе позволит обеспечить благоприятный социально-психологический микроклимат, создать условия для нормального психического развития ребенка, более успешно осуществлять корректировку поведения, обеспечить дифференцированное воспитание и обучение, а также интегрированное воспитание.

Непременным условием построения развивающейся среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка, детей друг с другом. Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности - динамичности; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; открытости - закрытости; учета половых и возрастных различий детей; пространственный принцип "глаза в глаза"; принцип природосообразности развития ребенка, предполагающий использование в построении и оформлении среды элементов знаковой системы (образно-жестовой, образно-графической и вербальной) в связи с сензитивностью детей ко всем трем вариантам.

Специальное дошкольное образование призвано обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения Республики Беларусь в коррекционно-образовательных и реабилитационно-развивающих услугах в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями психофизического развития детей. Наряду с основными функциями национального дошкольного образования система воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития призвана выполнять дополнительные функции:

- диагностическую (раннее выявление нарушений развития у детей в процессе медико-психолого-педагогического обследования в условиях естественного эксперимента, представляющего собой целенаправленное коррекционно-развивающее воспитание и обучение);

- коррекционно-компенсаторную (своевременное исправление и компенсация имеющихся психофизических нарушений, предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии на фоне основной патологии);

- абилитационную (лечебно-профилактическое сопровождение, направленное на формирование жизненно значимого опыта, раннюю социализацию личности и интеграцию в общество);

- социальную (содействие укреплению семьи, ранней социальной интеграции детей, обеспечение реализации прав ребенка и родителей в получении адекватных потребностям коррекционно-развивающих, образовательных услуг; создание возможности родителям участвовать в общественно полезном труде).

Осуществление указанных целей обеспечит не только адекватную коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений развития с первых месяцев жизни ребенка, но и позволит снизить его зависимость от посторонней помощи, повысить уровень его социальной компетенции и готовности к школе.

Основными задачами реформирования специального дошкольного образования являются: дальнейшая разработка законодательной и научно-методической базы, обеспечивающей реализацию поставленных целей; обеспечение многоуровневого, вариативного дошкольного образования с учетом индивидуальных потребностей, способностей и возможностей детей, обусловленных нарушениями психофизического развития; обеспечение приоритета семьи в воспитании и осуществлении ранней психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка с гарантированным участием в этом процессе необходимых специалистов; разработка и производство игрушек, дидактических и вспомогательных средств для оказания образовательных и коррекционно-реабилитационных услуг населению, создание стандартизированного, лицензированного психолого-педагогического инструментария для комплексной ранней диагностики нарушений психофизического развития детей и обязательного обследования с трех лет; обеспечение непрерывности и преемственности коррекционно-образовательной помощи ребенку на занятиях, в повседневной жизни, а также при переходе на следующую ступень национальной образовательной системы, то есть в школу; децентрализация и развитие демократических основ управления специальным образованием, обеспечение социально-правовой поддержки специалистов; разносторонняя подготовка и переподготовка педагогов и психологов для работы в системе специального дошкольного образования и в учреждениях совместного (интегрированного) воспитания и обучения детей нормально развивающихся и с особенностями развития.

Дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития должны строиться по специальным проектам, предусматривающим соответствующую организацию предметно-пространственной среды. Создание оптимальных условий для воспитания детей-сирот и оставшихся без попечения родителей возможно в детских домах семейного типа, в опекунских семьях.

Одной из важнейших структурных единиц системы образования является психологическая служба, основная цель которой обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

К основным видам деятельности детского психолога относятся: психологическое просвещение; психологическое консультирование; развивающая и коррекционная деятельность; психологическая диагностика. Особо следует подчеркнуть значимость психопрофилактической направленности деятельности психолога. Психопрофилактическая деятельность может осуществляться как через непосредственную работу с дошкольниками (проведение развивающих занятий, коммуникативных тренингов, психодиагностики, обучения элементам аутотренинга), так и опосредованно через консультативную и просветительскую работу с родителями и педагогами.

Психологическое просвещение является одной из форм психопрофилактики. Основной задачей данного вида деятельности выступает приобщение детей и взрослых к психологическим знаниям.

Развивающая и коррекционная деятельность обеспечивает соответствие развития возрастным нормативам, помогает индивидуализировать процесс воспитания и обучения, развивать не только актуальные, но и потенциальные возможности детской личности.

Социальная служба в детском дошкольном учреждении призвана создать условия для полноценной социализации, развития и воспитания личности ребенка в сфере ближайшего окружения: образовательном учреждении, семье, по месту жительства, в детских объединениях и т.д. Социальный педагог участвует в создании и реализации региональных программ социального воспитания. Защищает права и интересы детей. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях, привлекая в этих целях других специалистов.

  1.  Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования осуществляется в соответствии с требованиями учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования.

К учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования относятся учебные планы и учебная программа дошкольного образования. Порядок их разработки, согласования и утверждения определяется Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально. Образовательный процесс должен обеспечивать создание положительного эмоционально-психологического климата, максимально учитывающего индивидуальные особенности и возможности воспитанников.

В разновозрастных группах организация образовательного процесса осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста воспитанников.

Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной учебной недели. Основными формами организации образовательного процесса являются занятие и игра. Кроме основных форм организации образовательного процесса, могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, коллективный труд и другие. Ежедневное количество занятий и игр в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом  учреждения.

В санаторных яслях-садах, санаторных детских садах, санаторных группах образовательный процесс и жизнедеятельность детей организуются с учетом специфики заболевания и рекомендаций медицинских работников. В процессе жизнедеятельности и в образовательном процессе для воспитанников санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп применяются индивидуальные методики, включающие коррекцию режима двигательной активности, специальные физические упражнения, закаливание, массаж, диет с учетом особенностей заболеваний

Обучение и воспитание в учреждении дошкольного образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Основной язык обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в группах интегрированного обучения и воспитания, специальных группах, а также в условиях получения образования на дом в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

Руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в соответствии с законодательством.

  1.  Перспективы развития системы дошкольного воспитания.

Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы как организационная основа реализации государственной политики в сфере дошкольного образования представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию стратегических целей и тактических задач дошкольного образования.

Реализация мероприятий Программы позволит повысить качество дошкольного образования; сохранить доступность дошкольного образования и обеспечить повышение охвата детей дошкольными учреждениями до 92 процентов в городской местности, до 85 процентов в сельской местности, будет способствовать развитию многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности; будет построено 73 дошкольных учреждения, перепрофилировано 65 дошкольных учреждений и 339 групп, в том числе и новых форм организации дошкольного образования, экономически более целесообразных: гибких по режиму пребывания детей и направлениям содержания дошкольного образования, в том числе воспитание и обучение детей на дому; сформировать адаптивную образовательную среду в дошкольных учреждениях, обеспечить здоровьесберегающий процесс воспитания, обучения и развития каждого воспитанника; улучшить качество медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях, в том числе и врачебного; обеспечить престижность трудовой деятельности педагогических работников, повысить их заработную плату.

Приоритетные задачи системы дошкольного образования:

расширение многофункциональной сети дошкольных учреждений разных типов, профилей, новых форм организации дошкольного образования, в том числе для детей с особенностями психофизического развития, с целью оказания государственной социальной и психолого-педагогической поддержки семьям;

формирование здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях;

повышение качества образовательного процесса, создание в детских садах условий для деятельности, укрепляющей здоровье детей, развивающей индивидуальные способности ребенка, его активность, жизнерадостность;

укрепление сотрудничества с семьей в целях формирования позитивного родительства, ориентированного на создание благоприятной для развития ребенка социальной среды.

Качество дошкольного образования определяется:

действующей нормативной правовой базой в сфере дошкольного образования;

социальной защитой от некомпетентных педагогических воздействий; гарантиями семье в доступности выбора дошкольных учреждений, комплексных образовательных

программ, развивающих технологий и методик, обеспечивающих индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка;

специальными условиями для проведения профилактических оздоровительных процедур, для деятельности, укрепляющей здоровье детей, развивающей личностные качества ребенка;

состоянием здоровья детей, их эмоциональной активностью, жизнерадостностью, мотивацией на деятельность и познание мира;

использованием образовательных инновационных технологий;  

гарантией достижения каждым ребенком уровня развития необходимого для успешного перехода на следующий уровень образования.

Главная цель дальнейшего развития образования в РБ - удовлетворение потребности граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования Республики Беларусь.

Реализация главной цели дальнейшего развития образования в республике затрагивает все уровни, типы и виды образовательных учреждений:
в дошкольном воспитании требуется создать условия для развития многообра
зных видов, типов, профилей дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию их детей, расширение национальной основы воспитания.

Дошкольное образование – первый уровень основного образования; разносторонний целенаправленный процесс воспитания я обучения детей, обеспечивающий сохранение здоровья, физическое я психическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, своевременный и полноценный переход на следующий уровень образования.

Заключение

За последние пять лет в Республике Беларусь, единственной среди стран СНГ, удалось добиться обеспечения полного охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к школе. Значительно возрос ключевой показатель, характеризующий уровень развития дошкольного образования. Достижение этого уровня обеспечено за счет бесплатности образовательных и оздоровительных услуг и сохранения доступного для родителей размера платы за питание в учреждениях.

В связи со значительным уменьшением контингента детей на селе и невозможностью создания одновозрастных групп расширяется практика создания разновозрастных групп, приближенных к модели семейного воспитания. Все эти новые направления работы позволяют повышать процент охвата детей дошкольным образованием в сельских населенных пунктах. Сохраняется тенденция повышения образовательного уровня педагогов дошкольных учреждений.  

Дошкольное образование в Республики Беларусь является первым уровнем основного образования, что закреплено в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» (19 марта 2002 г., глава IV). Согласно Закону, в рамках целостной системы образования Республики Беларусь дошкольный уровень призван обеспечить всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Развитие системы дошкольного образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшее совершенствование доступного качественного дошкольного образования, создание условий для сохранения развивающего потенциала системы.

Приоритетным в деятельности современного дошкольного учреждения является гармоничное, разностороннее, адекватное возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста. Исходя из этих задач, система дошкольного образования является гибкой и мобильной в предоставлении образовательных и оздоровительных услуг, своевременной коррекционно-педагогической помощи, услуг по уходу и досмотру, образовательных услуг на дому, в том числе и на платной основе.  Развитие системы дошкольного образования является одним из факторов улучшения демографической ситуации в стране.

Список используемой литературы:   

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2013 №302 «О повышении заработной платы воспитателям дошкольного образования и помощникам воспитателей» 

2. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования».

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».

5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 168 «Об утверждении Типового положения о филиале, представительстве и ином обособленном подразделении учреждения образования».

6. Борцова, Л. В. Социально-нравственное развитие дошкольников / Л. В. Борцова, Е. Г. Молчанова, О. М. Заскоченко; под ред. Л. В. Борцовой. – Омск : ГОУДПО «ИРООО», 2006. – 272 с.

7. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду : пособие для дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 224 с.

8. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пособие / С. А. Козлова. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

9. Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом : история и современность : учеб. пособие / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с.

10.http://edu.grodno-egion.by/dfiles/000563_817781__sisteme_doshkoljnogo_ obrazovanija _v_Respublike_Belarus.pdf

11. http://president.gov.by/ru/school_ru/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44071. Технологическое проектирование производственных подразделений современных автотранспортных предприятий (АТП) 383 KB
  Характеристика объекта проектирования Характеристика подвижного состава Наименование характеристик Марка а м Марка а м Грузоподъемность кг Снаряженная масса кг Габаритные размеры мм Двигатель Мощность кВт л.13 Марка автомобиля Урал 63685 Зил130 Списочное количество 16...
44072. Професійна підготовка спеціаліста верстки і дизайну 281 KB
  Головним завданням учня при роботі над дипломною роботою є: мобілізація своїх професійних знань та навичок з питань обробки текстової та графічної інформації для вирішення технічної задачі набору та верстки матеріалу у відповідних програмах при цьому витримати технологічну послідовність виконання операцій набору та верстки; підібрати техніку та технології що відповідають сучасним вимогам поліграфічних підприємств; здійснити економічні розрахунки;визначати матеріальні затрати;чітко дотримуватися правил з охорони праці. Необхідна...
44073. Цвет в трудовой и учебной деятельности. Психологическая характеристика цветов 222.5 KB
  При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.
44075. Конструированию МВИ в составе индикатора вертолётного 3.15 MB
  Описание структурной схемы индикатора Компоновка индикатора Исходя из условий эксплуатации индикатора вертолетного выбор конструктива модуля сделан в пользу Евромеханика типоразмера В рамках данного дипломного проекта согласно техническому заданию ТЗ производится конструирование МВИ в структуре индикатора вертолётного.
44076. Разработка электронной обучающей системы для эффективного изучения специальности «программное обеспечение» 304 KB
  Разработка электронной обучающей системы для более эффективного изучения студентами специальности «программное обеспечение» способов работы с требованиями к программному обеспечению, их анализа, структурирования, моделирования и специфицирования. Обучающая система решала бы некоторые проблемы при изучении правил и подробностей работы с требованиями к программному обеспечению.
44077. Использование функции рассеяния в энергетических расчетах измерительных радиосистем 817.5 KB
  В данной работе был рассмотрен метод радио-акустического зондирования и его основные энергетические соотношения, так же произведен анализ расчётных энергетических соотношений для систем радиолокации и систем связи. Были рассмотрены модификации энергетических соотношений, для использования сигналов с разными формами огибающих.
44079. Сучасна мовна ситуація в друкованих ЗМІ, мовна норма київських видань на прикладі газети «Народна» 31.88 MB
  Мова є засобом спілкування і основним чинником міцності нації. Досвід людства протягом тисячоліть переконує, що мова об'єднує народи і зміцнює державу. Авторитетна і перспективна мова є запорукою створення сильної і високорозвиненої нації. Держава без своєї мови втрачає істотні ознаки суверенітету – культурного та інформаційного.