82614

Организация и проведение соревнований. Старт

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Квалифицированная работа судейской бригады стартеров имеет очень важное значение для успеха всего соревнования по бегу. Её состав зависит от уровня и характера соревнований. Судья-стартер должен быть тактичным, спокойным, выдержанным, правильно ориентироваться в разметке стартов на беговой дорожке...

Русский

2015-02-28

99 KB

0 чел.

Урок № 4 . Тема: легкая атлетика

Организация и проведение соревнований.

 

СТАРТ

Квалифицированная работа судейской бригады стартеров имеет очень важное значение для успеха всего соревнования по бегу. Её состав зависит от уровня и характера соревнований.

Судья-стартер должен быть тактичным, спокойным, выдержанным, правильно ориентироваться в разметке стартов на беговой дорожке, уверенно обращаться с инвентарем, оборудованием и техническими устройствами, применяемыми на старте.

 

ОСНОВНОЙ СТАРТЕР

 должен хорошо знать регламент и расписание соревнований. Только он (персонально и единолично) решает, правильно ли взят старт, исключая действия дополнительного стартера, поэтому он несет ответственность за результаты выступлений спортсменов, создает на старте соответствующую обстановку.

Прежде чем приступить к выполнению своей основной функции он согласовывает взаимодействие со старшими судьями-хронометристами на финише.

Место расположения основного (дополнительного) стартера определяется таким образом, чтобы он мог хорошо видеть всю картину старта, а его хорошо было видно с финиша. Одежда стартера должна отличаться по цвету от одежды остальных судей.

На соревнованиях по бегу на дистанциях до 400 м включительно, проводимых по отдельным дорожкам, участники могут пользоваться стартовыми колодками (станками). В этом случае в положении "На старт" и при выполнения команды "Внимание" носки ног и пальцы обеих рук спортсмена должны касаться поверхности дорожки. Каждый спортсмен должен устанавливать стартовые колодки в пределах "своей" дорожки.

На соревнованиях низового уровня (школьного масштаба) участникам разрешается стартовать с низкого старта без колодок или с высокого старта. На соревнованиях высшего уровня участники должны обязательно использовать стартовые колодки, которые предоставляются организаторами соревнований.

За 5 минут до начала соревнований по бегу основной стартер должен убедиться, что участники забега готовы к старту. Затем, получив сигнал о готовности судей на финише, он командует участникам: "Снять тренировочные костюмы, стать по своим дорожкам!", занимает свое место на тумбочке и подает команд: "На старт!". После того как все участники займут стартовые позиции, стартер поднимает пистолет (флаг) и подает следующую команду: "Внимание!", участники принимают наиболее удобное для каждого положение для начала бега. После полного прекращения движений, стартер подает выстрелом (флагом, голосом) сигнал к началу бега.

Правилами разрешается подавать предварительные команды свистком: 2 свистка - "На старт", один продолжительный - "Внимание". Пауза между командами "Внимание" и выстрелом к началу бега Правилами не регламентируется, но оптимальным считаются интервал 1,8-2,4 с.

Если участник подолгу готовит себе место на старте (более 2 минут) или приняв стартовую позицию после команды "На старт!" долго не прекращает движения или мешает другим участникам, стартер вправе сделать виновному замечание, а при повторном нарушении - объявить громко предупреждение (фальстарт). Наказанный участник должен поднять руку вверх - это означает, что он понял: ему сделано предупреждение. Предупреждение (фальстарт) должно быть объявлено также участнику, который до выстрела делает движение рукой или ногой или начинает бег. В этом случае подается команда "Назад" и выстрел дополнительного старта, или команда "Встать". Участник, повторно получивший предупреждение (фальстарт) (для многоборцев в 3-й раз), дисквалифицируется на данной дистанции. Все замечания, предупреждения и решение о дисквалификации участников заносятся в стартовый протокол. На дистанциях свыше 400 м команда "Внимание!" не подается.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СТАРТЕР

на дистанциях 400 м, 4x200 м, 4x400 м (не менее):

- следит за принятием правильных положений на старте;

- в случае фальстарта подает дополнительный сигнал (выстрелом или голосом) для остановки забега, если основной стартер не подает его или запаздывает с его подачей.

ПОМОЩНИК СТАРТЕРА:

за 1-1,5 часа до начала соревнований проверяет инвентарь (стартовые колодки, эстафетные палочки, судейские флажки и др.);

получает в секретариате стартовые протоколы;

проводит регистрацию участников в местах сборов, по протоколу сверяет фамилию, имя, номер, наименование команды и делает соответствующие отметки в стартовом протоколе;

вносит в стартовый протокол замечания, полученные на старте.

при большой неявке, объединяет забеги (с разрешения главного судьи);

на крупных соревнованиях выводит участников с места сбора на предварительную позицию (накопители) и организует предстартовые разминочные пробежки;

за 5 минут до начала соревнований прекращает разминочные пробежки и собирает участников в накопителе;

вызывает забеги поочередно для установки стартовых колодок (Правилами разрешено не больше 2 минут);

после команды "Снять тренировочные костюмы!" строит участников забегов в колонну по одному (в порядке номеров дорожек) и выводит их на линию старта.

По окончании забега оформленный и подписанный стартовый протокол передается секретарю на финише.

 

СУДЬИ НА ДИСТАНЦИИ

На соревнованиях небольшого масштаба эта судейская бригада состоит из 5-9 человек и подчиняется старшему судье на финише; на соревнованиях высшего уровня - до 20-25 судей. Подчиняются они соответственно главному судье, зам. главного судьи или рефери.

Их обязанности:

- контроль за преодолением барьеров или препятствий:

- контроль за передачей в зонах эстафетной палочки;

- проверка правильности расстановки (место и высота) барьеров и препятствий;

- установка упавших или сбившихся барьеров на свое место;

- поддержание порядка на беговой дорожке;

- обеспечение безопасности участников и судей при одновременном проведении соревнований по бегу и прыжкам или метанию (в местах пересечения зон соревнований и разбегов).

 

НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ПРИ БЕГЕ:

- помехи другим участникам (толчки, пересечение пути) при беге или обгонах;

- оказание помощи участнику во время бега;

- прохождение любого отрезка по чужой дорожке (при беге по раздельным дорожкам) или за бровкой:

- уход с дорожки (за внутреннюю или внешнюю границу беговой дорожки) без разрешения судьи;

- обегание барьера сбоку;

- пронос ступни или голени вне барьера;

- умышленное сбивание барьера (рукой или ногой);

- спрыгивание в сторону от ямы с водой (в стипль-чезе);

- передача эстафетной палочки до границы или после 20-метровой зоны (определяющим здесь является положение самой палочки);

- перебрасывание или перекатывание эстафетной палочки от одного участника к другому;

- помощь участнику в момент передачи эстафетной палочки (подталкивание потеря эстафетной палочки на дистанции (финиширование без палочки);

- помехи другой команде в момент передачи эстафетной палочки.

В случае фиксации какого-либо нарушения Правил, судья заполняет судейскую записку, где указывает дисциплину (дистанцию), номер забега, номер участника, место и характер нарушения.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗОНЫ НАБЛЮДЕНИЯ:

100 м (2-3 судьи): в 30 м, 70 м, 90 м от старта;

200, 400 м (4-5 судей): не менее 2-х на каждом повороте, 2-3 судьи на прямых участках;

800 м (600 м, 1000 м): по схеме для 200, 400м и 1-2 судьи у линии выхода с раздельных дорожек на общую;

1500 м и более: по схеме для 200, 400 м; в эстафетах - не менее 1 судьи на две дорожки (оптимальный вариант по 2 судьи на 1 дорожку - на входе и выходе из зоны);

в беге с барьерами и препятствиями не менее 1-2 судьи у каждого ряда барьеров (препятствий); они наблюдают за своим рядом, а также контролируют правильность преодоления.

 

ФИНИШ

Результаты соревнований по бегу фиксируются судьями, работающими на финише.

Судейские бригады размещаются и работают в специально оборудованных ложах на трибунах стадиона или отведенных местах в районе финиша. При этом места для судей на финише и хронометристов располагаются точно в створе финиша на расстоянии не менее 5 м от внешней или внутренней границы беговой дорожки.

Исчисление времени (пуск секундомеров) начинается с момента выстрела стартового пистолета (или начала движения флажка при команде стартера "Марш!").

Окончание дистанции (фиксация времени) происходит в тот момент, когда какая-либо часть корпуса спортсмена "касается" воображаемой плоскости финиша. Окончание дистанции засчитывается в том случае, если участник пересечет линию финиша всем телом и без посторонней помощи, даже если он упадет и самостоятельно поднимется и пересечет линию финиша.

 

СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ   ПО БЕГУ НА ДИСТАНЦИЯХ ДО 400 (800 м) ВКЛЮЧИТЕЛЬНО

Старший судья предупреждает судей на финише, что они должны:

1. "Принимать" пришедших на финиш участников не по номерам дорожки, а в том порядке, в котором они пересекают плоскость финиша.

2. Записывать расстояние (метраж) от "своего" участника до финишировавшего впереди (с точностью до 0,5-0,25 м). Метраж фиксируется в пределах размеченной 5-метровой зоны перед линией финиша.

3. Кроме "приема" "своего" участника, "дублировать" прием предыдущего участника (для подстраховки). Например: судья №1 "принимает" (записывает) номер первого участника, судья №2 принимает второго частника и дублирует первого (записывает номер и метраж между ними) и т.п.

Старший судья "принимает" первого, второго и желательно третьего участников. Заместитель старшего судьи на финише фиксирует общую картину финиша. Если участники финишируют очень близко друг от друга (без просвета), то в судейских записках вместо "метража" ставят отметку "г/с", что означает "на грудь сзади". Если на соревнованиях не заполняют судейских записок, то старший судья поочередно опрашивает судей, которые называют номер и метраж своего участника и (после коррективы) через старшего хронометриста передает его секретарю.

При проведении массовых соревнований, когда участникам не выдаются номера и они бегут с карточками, после финиша судьи на финише собирают у "своих" участников карточки, указывают в них порядок финиширования и передают их хронометристам, которые проставляют время.

 

СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ ПО БЕГУ НА ДИСТАНЦИЯХ БОЛЕЕ 400 м

Учитывая большую плотность участников на финише, для фиксации порядка их прихода (на дистанциях 800, 1000, 1500 м) судьи распределяются по парам, один из судей показывает информационные книжки или громко объявляет, сколько кругов осталось бежать. На длинных дистанциях (2000 м и более) важен правильный счет кругов, которые осталось пробежать, и объявление его участникам. Для этого судьи получают сводные протоколы счета кругов.

Обычно несколько кругов после старта участники бегут недалеко друг от друга, по мере пробегания спортсменов мимо финиша все судьи зачёркивают в своем сводном протоколе очередную цифру - количество оставшихся до финиша кругов. При растягивании забега старший судья распределяет участников по судьям. При прохождении створа финиша на последний круг судья, который работает с информационными книжками, "ударяет в гонг", объявляет финиш по третьей (четвертой) дорожке по избежание помех от других участников.

СУДЬИ-ХРОНОМЕТРИСТЫ

определяют и фиксируют время прохождения участниками той или иной дистанции. Старший хронометрист должен заблаговременно ознакомиться с системами секундомеров (число стрелок и действие кнопок спуска и остановки).

Для судейства соревнований на длинные дистанции (более 10 000 м) необходимы часы-секундомеры. Перед началом (не позднее, чем за 1 час) проверяют секундомеры (по спуску и остановке) на заданный сигнал, старший судья распределяет, кто из судей "принимает" первого, кто второго и т.д. участников.

За 3-5 минут до старта старший хронометрист сообщает старшему судье на финише о готовности бригады к работе.

Правилами определено, что при ручном хронометраже время в беге на дистанциях (до 5000 м) фиксируется с точностью до 0,1 с, а на дистанциях 5000 м и более - округляется до целой секунды. Например: результат кросса на 10 000 м с финишем на стадионе 30 мин. 15,5с записывается в основной протокол 30 мин. 16 с. Округляется все время в сторону увеличения: если стрелка между 12,2 и 12,4 то фиксируется 12,4 с.

На электронном секундомере 12,13 с округляется до 12,2 с. Правила разрешают в соревнованиях по бегу на длинных и средних дистанциях определять только время победителя с остановкой секундомера, а время остальных участников фиксировать по скользящей стрелке.

В момент финиширования участников методика работы хронометриста сходна с действиями судей на финише. В беге на дистанциях до 400 (800) включительно каждому судье-хронометристу поручается "принимать" одного участника, в беге на дистанции более 400 (800) м - по 1-2 участника (при наличии двухстрелочного секундомера).

В соревнованиях по многоборьям Правилами предписано фиксировать время каждого участника тремя секундомерами. Каждый судья принимает 2-х спортсменов. Старший хронометрист проверяет показания секундомера у судей бригады.

На соревнованиях небольшого масштаба судьи-хронометристы совмещают функции судей на финише.

 

ПРОВЕДЕНИЕ КРОССОВ И ЭСТАФЕТ

В кроссах и эстафетах при большом числе участников на каждой дистанции проводится несколько забегов. Их можно спланировать таким образом, чтобы очередной старт был дан до финиширования последних участников предшествующего забега. При этом должны быть соблюдены условия:

старт очередного забега должен быть рассчитан так, чтобы его участники не догнали на финише последних участников предыдущего забега;

на старте в протоколах или карточках участников необходимо отмечать номер забега, в котором они стартовали;

на финише надо иметь две бригады, которые работают поочередно.

В массовых мероприятиях следует планировать время старта с таким расчетом, чтобы все участники закончили дистанцию до наступления темноты.

При отсутствии бланков протокола старшего судьи на финише и протокола старшего хронометриста в соревнованиях низкого и среднего уровня используют чистые листы бумаги.

Эти листки (финишки) отдают секретарю для занесения в сводный протокол финиша (табл. 9). Если такого протокола нет, то в общий протокол, где указаны забеги.

Чтобы провести соревнования, необходимо заблаговременно составить Положение о соревнованиях и разослать его в те организации, которые приглашаются для участия в этих соревнованиях.

В тетради ответить на следующие вопросы:

  1.  Функции и обязанности дополнительного стартера?
  2.  Перечислите нарушения правил соревнований при беге?
  3.  Функции и обязанности судей на дистанции?

Повторить комплекс упражнений разминки.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54905. MY PLANS FOR FUTURE 73 KB
  Objectives: to revise and enrich students vocabulary on the topic; to practise reading for gist and then for more intensive understanding; to improve learners skills of listening and comprehension; to provide opportunities for developing learnersspeaking and writing skills ( group work, free discussion); to present students projects; to broaden students knowledge of the topic.
54906. Попеременный двухшажный ход, одновременные классические ходы 48.5 KB
  Создать представление о предстоящей деятельности на уроке Выполнить переход на учебную лыжню Подготовить все системы организма к дальнейшей работе Увеличить эластичность мышц и подвижность суставов Увеличить подвижность плечевого сустава Увеличить подвижность коленного сустава Увеличить эластичность задней поверхности бедра Увеличить подвижность позвоночника и эластичность прямых мышц спины Способствовать развитию равновесия Отработать детали техники классических лыжных ходов Учить переносу массы тела на скользящую лыжу...
54907. План анализа стихотворения для урока литературы 30 KB
  Итак Восприятие: Какое впечатление произвело на вас стихотворение Чем привлекло среди других произведений поэта его современников авторов обращавшихся к этой теме Какие картины возникают в вашем воображении когда вы читаете стихотворение Как лучше его читать вслух или про себя Почему Каким настроением проникнуто произведение Меняется ли оно Почему Истолкование: Тема стихотворения ситуация воплощенная в произведении которая иногда может быть обозначена уже в названии: Весенняя гроза К морю Незнакомка ; иногда название...
54909. Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения 110 KB
  Задачи урока: познакомить учащихся с технологией получения и обработки древесины; применением пиломатериалов. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений вариант для мальчиков. Организация учащихся запись присутствующих в журнале ознакомление с темой данного занятия назначение дежурных.
54910. Житло. Домашні обовязки 99.5 KB
  Today we’ll continue speaking about your home duties. We’re going to lay the table, cook some dishes, do some grammar exercises, listen to the text about different household machines and of cause to have a little rest after hard work.
54911. РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I 109.5 KB
  Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные: определить цели задачи осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги; Воспитательные: указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка Павла I от родителей постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям неконтролируемая самостоятельность ожидание подходящего случая все изменить; вызвать сочувствие к судьбе простых людей крестьян и указать на то что облегчение жизни людей зачастую зависит от...
54912. Техники бесшажного хода. Техника одновременного одношажного хода 40.5 KB
  Проверить наличие спортивной одежды соответствие её погодным условиям и видам занятия Проверка исправности и комплектации. В2 одновременным бесшажным ходом 27 минут. 5минут 7минут 10минут 5минут Следим за правильным выполнением техники. Очистка и сдача лыж 5 минут 1 минута 2 минуты 1 минута 1 минута В одну шеренгу.
54913. Внешняя политика России в конце 19 – начале 20 вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. 35 KB
  Актуализация ЗУН учащихся Задание. слайд 1 Вопросы классу: С чем ассоциируется связана в вашем сознании война Ответы учащихся Слово учителя: Перед нами – проблемное задание: Как отразилась русско –японская война в сознании российского народа слайд 2 На него вы попытаетесь ответить в конце урока. Слайды 34 Основные направления внешней политики России – европейское и дальневосточное работа учащихся в тетрадях Задание: прочитайте материал учебника стр. Задание: Почему Япония стремиться к расширению своего влияния в Восточной...