82664

Формирование баланса предприятия и определение источников финансирования инвестиций

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Нормальное функционирование предприятия на сегодняшний день требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом...

Русский

2015-03-01

3.93 MB

1 чел.

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………

1. Теоретическая часть  …………………………………………

  1.   Сущность понятия  «прибыль»…………………………..
    1.  Определение прибыли………………………………...
      1.  Виды прибыли…………………………………………
      2.  Функции прибыли……………………………………..

Факторы, влияющие на величину прибыли…………

  1.   Формирование прибыли………………………………….
    1.  Источники получения прибыли………………………

Принципы формирования прибыли…………………

1.3. Распределение прибыли………………………………….

2. Расчетная часть ……………………………………………….

2.1. Определение исходных данных к заданию ………….…

2.2. Автоматизация выполнения расчетной части курсовой работы  

2.3. Сущность франчайзинга …………………………………..

2.4. Определение суммы инвестиций на создание нового бизнеса   

2.5. Формирование баланса предприятия и определение источников финансирования инвестиций…………………………………..

2.6. Расчет экономической эффективности…………………..

Заключение…………………………………………………………….

Список литературы ……………………………………………………

Приложение……………………………………………………………..                                                                


Введение

Нормальное функционирование предприятия на сегодняшний день требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников. В рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности.

И именно прибыль является основным из показателей эффективности работы любого предприятии во всём мире. Как правило, на основание этого показателя предприятия принимают решения о расширении или наоборот об уменьшение производства, о необходимости данной продукции (услуги) населению.

Важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Цель работы - рассмотреть такую экономическую категорию как прибыль предприятия.

Задачи исследования:

  1.  Рассмотреть сущность и понятие прибыли;
  2.  Выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
  3.  Рассмотреть распределение и использование прибыли предприятия.

Объектом курсовой работы является прибыль предприятия. Предмет - формирование и распределение прибыли предприятия.


  1.  Теоретическая часть
    1.  Сущность понятия «прибыль»
      1.  Определение прибыли

Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы.

Согласно марксистской теории прибыли, прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости. Это превращение заключается в том, что прибавочная стоимость, являющаяся продуктом переменного капитала, выступает как порождение всего авансированного капитала (постоянного и переменного), ибо для владельца средств производства важно не только, как используется рабочая сила, но и насколько эффективно используются и средства производства. Поэтому ее величину определяют как разницу между стоимостью товара и издержками его производства (если товары реализуются по стоимости). Однако следует иметь в виду, что прибыль товаропроизводитель получает лишь после реализации товара. Реализованная прибавочная стоимость в этом случае принимает денежную форму и выступает в качестве прибыли[1].

Прибыль, являясь реализованной прибавочной стоимостью, может отклоняться от последней под воздействием спроса и предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемый различными товаропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуют переливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных норм прибыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблются рыночные цены.

По своей экономической сущности прибыль, как и прибавочная стоимость, является результатом неоплаченного труда рабочего и выражает сущность эксплуатации.

Современная экономическая наука рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства: труда, земли, капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, т.е. присвоения неоплаченного наемного труда, она исходит из того, что сущность прибыли и предпринимательского дохода вытекает из функций предпринимателя, которые включают:

- проявление инициативы по соединению ресурсов для производства какого-либо товара и услуги;

- принятие основных неординарных решений по управлению фирмой;

- внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или совершенствования и радикального изменения производственного процесса;

- несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.

Отсюда вытекают следующие определения прибыли:

а) прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности;

б) прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;

в) прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности;

г) прибыль - это доход, возникающий при монопольном положении производителя (продавца) на рынке.

Многое экономисты, прежде всего Йозеф Шумпетер, считали, что прибыль представляет доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий.

История крупнейших состояний прошлого демонстрирует значительный элемент удачи при образовании многих из них. Открытие месторождений нефти, патенты, маркетинговые и спекулятивные успехи являются примерами случайности в системе прибылей и убытков. При рассмотрении прибылей всегда нужно иметь в виду неопределенность и риск[2].

Экономическая наука исходит из того, что предприниматель должен обязательно получать нормальную прибыль, ибо в противном случае он не будет вкладывать деньги в конкретную область производства. Поэтому нормальная прибыль включается в общие издержки производства. Общий доход фирмы, превышающий общие издержки (включая и нормальную прибыль) составляет экономическую (чистую прибыль).

Рассматривая эти два подхода к определению сущности прибыли, следует заметить, что оба они имеют право на жизнь.


  1.  Виды прибыли

Основными видами прибыли являются:

- общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);

- валовая прибыль;

- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

- прибыль от финансовой деятельности;

- прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль.

На каждом предприятие формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Оставшаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль».

Балансовая прибыль (убыток) предприятия включает:

- прибыль от продаж

- результат от операций с имуществом и финансовой деятельности

- результат от внереализационных операций.

Прибыль от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции. Прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции. Основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

-штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;

-процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;

-курсовой разницы по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

-прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

-убытков от стихийных бедствий;

-потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;

-поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;

-прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле

Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о, (1.1)

где Пр – прибыль (убыток) от продаж или от реализации продукции, выполнения работ и услуг;

Пи - прибыль (убыток) от операций с имуществом и финансовой деятельности;

Пв.о – доходы (убытки) от внереализационных операций.

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом. Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов.

Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):

а) доход от долевого участия в деятельности других предприятий;

б) доход от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок;

в) доход юридических лиц по государственным облигациям и другим

государственным, ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению;

г) суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.

Валовую прибыль можно рассчитать по формуле:

Пв =  В -  С/с  (1.2)

где Пв – валовая прибыль

В – выручка

С/с – себестоимость  реализованной продукции.

После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль. Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

-отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);

-рентных платежей в бюджет;

-доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

-доходов от казино, видеосалонов и пр.;

-прибыли от страховой деятельности;

-прибыли от отдельных банковских операций и сделок;

-курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля о отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

-прибыли от производства и реализации производственной

-сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении. Она определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт, налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой[3].

Таким образом,  чистая прибыль рассчитывается по формуле:

Пч = В – С/с – Ру,к – Рпр – Н (1.3)

Где Пч – чистая прибыль

В – выручка

С/с – себестоимость продукции

Ру,к – расходы управленческие и коммерческие

Рпр – прочие расходы

Н – налоги.

Чистая прибыль как один из показателей экономической эффективности предприятия рассчитывается в расчетной части курсовой работы ( таблицы 2.13, 2.14).


  1.  Функции прибыли

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.  В расчетной части курсовой работы в таблице 2.13 «Итоговые финансовые показатели»  можно увидеть конечный финансовый результат расчетов.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции

В-четвертых, распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками [4].


  1.  Факторы, влияющие на величину прибыли

На изменение прибыли влияют две группы факторов внешние и внутренние.

Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Подробная классификация факторов, оказывающих влияние на величину прибыли представлена на рис. 1:

Рис.1  Факторы, влияющие на величину прибыли

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Основной источник денежных накоплений предприятий - доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности..

Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.

Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.

Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины - объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.

Следующий фактор, влияющий на величину прибыли - это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.

Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

- Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства;

- Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями;

- Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной;

- Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции;

- Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями;

- Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т.д.). [5]


  1.  Формирование прибыли
    1.  Источники получения прибыли

В условиях рыночных отношений, имеются три основных источника получения прибыли:

Первый источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства. При углублении анализа прибыли можно прийти к выводу, что может существовать иной источник экономической прибыли, не связанный с управляющей, инновационной и рисковой функцией предпринимателя - монопольная власть. Это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий. Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

На рис.2 схематично изображено формирование прибыли на предприятии:

Рис.2 Формирование прибыли на предприятии


  1.  Принципы формирования прибыли

Как уже отмечалось, конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период является источником исполнения обязательств организации перед обществом и собственниками, а также источником расширенного воспроизводства для самой организации.

Исполнение обязательств организации перед обществом производится посредством изъятия в государственный бюджет части прибыли, заработанной организацией за отчетный период, в виде налога на прибыль.

Определяя налоговую политику в области налогообложения прибыли, государство также учитывает необходимость обеспечения процесса расширенного воспроизводства, что как минимум предполагает изъятие только той части прибыли, которая остается после компенсации всех затрат, связанных с производством и продажей продукции. Осуществление организацией затрат непроизводственного характера, даже в случае их санкционирования собственниками, не должно затрагивать интересы формирования государственного бюджета и, следовательно, учитываться при исчислении налога на прибыль.

Следует иметь в виду, что бухгалтерская прибыль (убыток), системно формируемая в бухгалтерском учете, является чисто экономической категорией и определяется исходя из экономического содержания влияния произведенных в отчетном периоде расходов и полученных доходов на величину собственного капитала организации. При этом отдельные виды расходов, уменьшающие собственный капитал организации и, следовательно, формирующие бухгалтерскую прибыль, могут быть санкционированы собственниками, но при этом иметь непроизводственный характер (например, расходы по созданию корпоративного духа в компании путем организации проведения совместного досуга). Очевидно, что такой подход к исчислению показателя прибыли не может в полной мере соответствовать интересам государства при определении налога на прибыль, подлежащего взносу в бюджет. Следовательно, показатели прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения будут различны.

Процесс реформирования национальной учетной системы в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности требовал исключения влияния налоговых факторов на формирование прибыли как показателя бухгалтерской отчетности. Это было обеспечено путем полного выделения процедуры формирования показателя налогооблагаемой прибыли из системы бухгалтерского учета.

Вступившая в действие с 1 января 2002 г. глава 25 НК РФ ввела понятие обособленной от бухгалтерского учета системы признания доходов и расходов для целей налогообложения, что обеспечивает внесистемное формирование показателей доходов и расходов, принимаемых для целей исчисления налогооблагаемой прибыли.

Для целей исчисления налога на прибыль предприятия должны организовать самостоятельную систему налогового учета, в рамках которой происходит признание полученных доходов и понесенных расходов с точки зрения установленных налоговым законодательством правил формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Отчетным периодом для исчисления налога на прибыль является отчетный год, совпадающий с календарным. В течение отчетного периода ежемесячно (ежеквартально) организации исчисляют авансовые платежи по налогу на прибыль.

В целях исчисления налога на прибыль, подлежащего взносу в бюджет, совершенные в течение отчетного периода хозяйственные операции, оформленные в установленном порядке первичными учетными документами, приведшие к доходам и расходам, признаваемым в целях налогообложения налогом на прибыль, регистрируются в самостоятельно разрабатываемых организацией налоговых регистрах учета доходов и расходов.

Данные налоговых регистров являются основанием для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, расчета налога на прибыль по установленной налоговой ставке и заполнения налоговых деклараций.

Таким образом, в настоящее время в системе бухгалтерского учета не формируется показатель налогооблагаемой прибыли и исчисление налога на прибыль производится по установленной налоговой ставке (основная ставка – 24%) на базе внесистемно сгруппированной информации.

При исчислении налогооблагаемой прибыли из валовой прибыли предприятия исключаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговому предприятию;

доходы, подлежащие налогообложению по особым ставкам (доходы от аренды, проката видео- и аудиокассет и записи на них);

прибыль от посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к посреднической деятельности).

Указанные суммы не исключаются из валовой прибыли потому, что такие доходы облагаются налогом по установленным ставкам у источника их выплаты. Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью предусмотрено уменьшение валовой прибыли на сумму отчислений в резервный фонд или другие аналогичные фонды; В соответствии с новым Законом РФ "Об акционерных обществах" льгота по прибыли, направляемой на создание резервного фонда, не может быть больше обязательного минимального размера, равного 15 % уставного капитала, и выше 50 % прибыли, подлежащей налогообложению.

Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий установлены льготы, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой прибыли. Эти льготы предоставляются всем предприятиям, если средства были направлены на: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (при условии полного использования сумм начисленного износа основных фондов); благотворительные цели (3 % суммы налогооблагаемой прибыли); в российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития (до 10 %); погашение кредитов банков, полученных на финансирование капитальных вложений; выплаты дивидендов работникам, инвестировавшим их внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию, строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры; проведение других мероприятий, определяемых в законодательном порядке.

При этом суммарный размер льгот, исключаемых из налогооблагаемой прибыли, не может превышать 50 % фактической суммы налога, исчисленной без учета этих льгот.

 Для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений, входящих в состав этой суммы), поскольку арендная плата подлежит взносу в бюджет в установленном порядке. 

Наиболее сложная проблема, которую решает предприятие при определении размера причитающегося к уплате налога на прибыль, — это определение для целей налогообложения доходов и расходов, полученных и произведенных по всем видам деятельности. Правила бухгалтерского учета доходов, расходов и прибыли и отражения этих показателей в финансовой отчетности (форма № 2) отвечают интересам налоговых органов. Налоговое законодательство является определяющим в вопросах регулирования бухгалтерского учета прибыли, и поэтому в отчетности не отражаются важнейшие экономические показатели, которые нужны торговому предприятию, а именно: рентабельность основных фондов (величина прибыли на 1 м торговой площади), рентабельность капитала (величина прибыли на 1 тыс. руб. капитала), величина прибыли на 1 тыс. руб. издержек обращения (или 1 тыс. руб. совокупных экономических издержек) и т.п.

Действующая в настоящее время финансовая отчетность не позволяет выявить, сколько было затрачено средств на осуществление хозяйственной деятельности, следовательно, насколько прибыльной она является. Для получения такой информации необходимо сделать определенные корректировки в части определения фактических затрат, так как к издержкам обращения приплюсовываются затраты, относимые на прибыль.

В зарубежных странах с рыночной экономикой расходы, которые у нас покрываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, включаются в совокупные затраты. Кним можно отнести, например, премии, выплачиваемые из фонда потребления, расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки, сверхнормативные командировочные, представительские расходы и др.

Представляется целесообразным проводить экономический расчет по каждой коммерческой сделке, чтобы получить представление о соотношении между затратами на приобретение, доставку, хранение товаров и выручкой от их продажи. Коммерческая сделка считается выгодной, если она сможет обеспечить чистую прибыль в размере не менее 20—30 % затрат. Такое жесткое требование обусловлено высокой степенью риска, характерного для коммерческой сделки.

К условиям роста прибыли можно отнести: расширение ассортимента товаров; внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом; отсутствие страха перед коммерческим риском; разумное использование средств, получаемых от экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кроме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного капитала). По второму варианту возможно замораживание собственного капитала на какое-то время, в результате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды.

Прибыль и убытки представляют собой разницу между предварительной оценкой затрат и доходов и реально осуществленными затратами и полученными доходами. Причем эта разница может быть следствием выбора стратегии коммерческой деятельности.

Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.

Фирмы, обладающие значительным объемом собственного капитала, могут получать дополнительный доход в виде процентов на собственный капитал. [6]


  1.  Распределение прибыли

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Распределение прибыли — форма реализации разработанной дивидендной политики и политики формирования собственных инвестиционных ресурсов, в процессе которой полученная (намеченная к получению) прибыль распределяется по основным направлениям ее предстоящего использования.

Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.

Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею — повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.

Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.

Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.

Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, как было показано ранее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.

Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.

Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.

Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.

Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) — получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Процесс этого распределения базируется на следующих принципах:

  1.  Связь политики распределения с общей политикой управления прибылью предприятия. Цель и задачи политики распределения прибыли должны полностью соответствовать целям и задачам общей политики управления ею, т.к. распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода.
  2.  Приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестированного капитала, определяя главную пропорцию распределения прибыли — между потребляемой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.
  3.  Стабильность политики распределения прибыли. Базовые принципы распределения прибыли, положенные в основу разработки его политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в условиях "распыления собственности", т.е. в процессе деятельности крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения).
  4.  Предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность инвесторов (в первую очередь акционеров) является одним из важных условий обеспечения "прозрачности" фондового рынка, позволяющей формировать реальную стоимость обращающихся акций.
  5.  Оценка эффективности разработанной политики распределения прибыли. Такая оценка проводится с использованием следующих основных показателей: коэффициента капитализации прибыли; коэффициента дивидендных выплат (или выплат прибыли собственникам); коэффициента участия персонала в прибыли и других.

Схематично распределение прибыли представлено на рис.3:

Рис.3 Распределение прибыли


  1.  Расчетная часть

2.1. Определение исходных данных к заданию

На основании исходных данных, приведенных ниже, необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения.

Хозяйственной деятельности предприятия заключается в подготовке договоров и проектов на установку систем учета воды, а также приобретение соответствующих элементов комплекта системы – рис. 2.1.

Решение данной задачи предусматривает выполнение определенных этапов, содержание которых представлено на рис. 2.2.

Исходные данные к расчетной задаче:

Для ведения бизнеса по договору франчайзинга создается ООО «Водоканал Сервис». Расчет эффективности провести из расчета 5 лет работы фирмы. Условно считается, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце года, а текущая деятельность начинается с начала следующего года.

Уставный капитал общества формируется двумя учредителями. Первый предоставляет необходимые основные фонды и его доля составляет 51 %.

Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая  для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под 16 % годовых.

Договор франчайзинга предусматривает:

- разовую выплату франшизы (нематериальный актив);

- ежемесячные платежи (роялти) в составе текущих расходов;

- обязательное наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы–франчайзера учесть в составе инвестиций в оборотный капитал).

До начала деятельности необходимо произвести следующие расходы (инвестиции в создание предприятия из которых образуется имущество предприятия):

1. Зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет 9 тыс. руб;

2. Заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 14 тыс. руб.;

3. Провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера  9 специалистов, по 10 тыс.руб. на каждого;

4. Внести предоплату аренды помещения в сумме  510 тыс.руб.;

5. Выполнить ремонт помещений 90 тыс.руб.;

6. Закупить необходимое имущество. Необходимое имущество со сроком службы более 1 года представлено в табл. 2.1.

7. Создать запасы материалов, комплектующих, инструмента и запасных частей (табл. 2.2). Закупка материалов для перепродажи осуществляется у франчайзера в кредит со сроком оплаты в течение месяца. Первую закупку всех запасов осуществляют в сумме равной плановому нормативу. При расчете нормативов месяц считаем за 30 дней, год – 360 дней. Страховой запас всех видов – 1 день.

8. Провести рекламную компанию, в т.ч.

- реклама в газетах 10  тыс. руб.;

- печать и распространение рекламных буклетов 19 тыс.руб.;

- оформление и установка рекламных щитов 1 штука по 5 тыс. руб.

Таблица 2.1

Необходимое имущество со сроком службы более 1 года

Виды имущества

Кол–во, шт.

Цена за 1 шт., тыс. руб.

Сервер

2

10

Мини АТС с телефонными аппаратами

1

24

Персональные ЭВМ

35

25

Факс

5

4

Принтер

4

5

Сканер

1

5

Рабочее место

11

5

Учебное место

24

2

Плоттер

1

85

Таблица 2.2

Необходимые запасы материалов, комплектующих, инструмента и запасных частей

Виды запасов

Планируемый годовой расход, тыс. руб.

Интервал между закупками

Материалы

720 

1 раз в 2 месяца

Комплектующие

6480

1 раз в месяц

Запчасти и инструмент

1800

2 раза в год

9. Предусмотреть наличие денежных средств на непредвиденные расходы в сумме 2 тыс.руб.

Рассчитанные значения исходных данных для курсовой работы с помощью «курсового калькулятора» представлены в табл. 2.3 …2.5.

Таблица 2.3

Рассчитанные значения исходных данных для курсовой работы в соответствии с вариантом

Показатели, ед.изм.

Значения

Доля первого учредителя, %

52

Процент кредита, %

17

Стоимость услуг юридической фирмы, тыс.руб.

10

Франшиза, тыс.руб.

13

Количество специалистов, чел.

8

Стоимость обучения одного специалиста, тыс.руб.

20

Обучение и сертификация персонала, тыс.руб.

160

Предоплата аренды помещения, тыс.руб.

520

Ремонт помещения, тыс.руб.

80

Страховой запас, дн.

2

Рекламная компания - в газетах, тыс.руб.

20

Рекламная компания - печать буклетов, тыс.руб.

18

Рекламная компания - щитовая, тыс.руб.

10

Непредвиденные расходы, тыс. руб.

4

Таблица 2.4

Результаты расчета исходных данных к определению необходимого имущества со сроком службы более 1 года в соответствии с вариантом

Виды имущества

Кол–во, шт.

Цена за 1 шт., тыс. руб.

Сервер

2

20

Мини АТС с телефонными аппаратами

1

23

Персональные ЭВМ

35

25

Факс

5

4

Принтер

4

5

Сканер

1

5

Рабочее место

12

5

Учебное место

23

2

Плоттер

1

85

Таблица 2.5

Результаты расчета исходных данных к определению необходимых запасов материалов, комплектующих, инструмента и запасных частей в соответствии с вариантом

Виды запасов

Планируемый годовой расход, тыс. руб.

Интервал между закупками

Материалы

1440

1 раз в 2 месяца

Комплектующие

5760

1 раз в месяц

Запчасти и инструмент

1800

2 раза в год

Дополнительные исходные данные к расчетной задаче:

1. Предприятие работает по упрощенной системе налогообложения и платит единый налог – 15 % от превышения доходов над расходами.

2. Результаты хозяйственной деятельности предприятия представлены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Результаты хозяйственной деятельности предприятия, млн.руб.

Результаты хозяйственной деятельности

Годы работы

1

2…5

Доходы

6

на 10 %

больше, чем в 1 году

Расходы

К = 3

на 50 % больше,

чем в 1 году (без учета процентов по кредиту)

3. В расходы первого и второго года работы необходимо добавить проценты по кредиту банка.

Рассчитанные значения исходных данных по результатам хозяйственной деятельности предприятия для курсовой работы с помощью «курсового калькулятора» представлены в табл. 2.7.

Таблица 2.7

Рассчитанные исходные данные результатов хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с вариантом, млн.руб.

Результаты хозяйственной деятельности

Годы работы

1

2…5

Доходы

5

5,75

Расходы

3

3,3


2.2. Автоматизация выполнения расчетной части курсовой работы

Расчетная часть работы заключается в решении задачи. Расчеты проводятся с помощью табличного процессора Microsoft Excel, что позволяет получить дополнительный практический опыт работы с электронными таблицами.

Исходные данные, промежуточные и окончательные результаты расчетов с помощью табличного процессора Microsoft Excel (расчетный калькулятор курсовой) представлены на рис. 2.3 … 2.6.

Рис. 2.4.  Исходные данные, промежуточные и окончательные результаты расчетов с помощью табличного процессора Microsoft Excel0 (расчетный калькулятор курсовой) – сегмент Б

Рис. 2.5.  Исходные данные, промежуточные и окончательные результаты расчетов с помощью табличного процессора Microsoft Excel0 (расчетный калькулятор курсовой) – сегмент В

Рис. 2.6.  Исходные данные, промежуточные и окончательные результаты расчетов с помощью табличного процессора Microsoft Excel0 (расчетный калькулятор курсовой) – сегмент Г


2.3. Сущность франчайзинга

Франчайзинг – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу–хау и операционные системы. Франчайзер исследует, и развивает  бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (брэнднэйм). Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. При заключении контракта франшизополучатель должен, как правило, уплатить разовый или вступительный взнос (первоначальный платеж) за франчайзинговый пакет (франшизу), в который входят многочисленные компоненты: право пользования торговой маркой, рекламный оригинал–макет, консультационные услуги, оборудование, услуги по контролю, учебные и обучающие материалы, вознаграждение за помощь в управлении, справочное руководство, рекламные материалы, плата за возможность продления контракта, программное обеспечение, плата за услуги предварительного заказа, передача ноу–хау, услуги по организации офиса и др.

Франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу–хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным  законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.

Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса, делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы (роялти), сумма которых оговаривается во франчайзинговом договоре (контракте). Работая под определенным контролем он, тем не менее, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность и остается независимым участником бизнеса. Франчайзи может быть предпринимателем без образованию юридического лица (ПБОЮЛ) или юридическим лицом.


2.4. Определение суммы инвестиций на создание нового бизнеса

2.4.1. Определение величины инвестиций на формирование основных средств предприятия

Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных фондов предприятия. Основные фонды (ОФ) – средства производства, участвующие в нескольких производственных циклах, не меняющие свою натурально вещественную форму и переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество, используемое для производственной деятельности, со сроком службы более 1 года. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный инвентарь и прочее.

Результаты расчета необходимых средств для приобретения основных фондов заключается в определении количества необходимого оборудования и составления сметы затрат на его приобретение представлен в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Результаты расчета стоимости основных фондов

Виды основных фондов

Кол–во, шт.

Цена за 1 шт., тыс. руб.

Стоимость, тыс.руб.

Сервер

2

10

20

Мини АТС с телефонными аппаратами

1

24

24

Персональные ЭВМ

35

25

875

Факс

5

4

20

Принтер

1

5

5

Сканер

11

5

55

Рабочее место

12

5

60

Учебное место

23

2

46

Плоттер

1

85

85

Итого

1174


2.4.2. Определение величины инвестиций на формирование нематериальных активов предприятия

К нематериальным активам относятся авторские права всех видов, приобретенные за плату патенты, торговые марки и товарные знаки, права по пользованию производственной информацией (в нашем случае – первый взнос за франшизу), земельными участками и природными ресурсами, зданиями и оборудованием, а также организационные расходы (возникающие у учредителей расходы до момента создания предприятия, например,  консультационные услуги, юридические, оплата расходов по учреждению и т.п.) и репутация фирмы (возникает при покупке целых действующих предприятий в виде превышения покупной стоимости фирмы над стоимостью ее имущества) – табл. 2.9.

Таблица 2.9

Расчет стоимости нематериальных активов

Виды нематериальных активов

Стоимость, тыс. руб.

Организационные расходы

9

Франшиза

14

Итого

23


2.4.3. Определение величины инвестиций на формирование оборотных средств предприятия

Наряду с основным капиталом для нормальной работы предприятия необходим оборотный капитал или оборотные средства (ОС) – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

В элементы ОС входят:

1. Запасы, в т.ч.:

1.1. Производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, запчасти для ремонта оборудования и т.п.);

1.2. Затраты на незаконченную продукцию (незавершенное производство, т.е. продукция, находящаяся на различных стадиях процесса обработки);

1.3. Расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции и услуг, плата вносимая авансом за коммунальные услуги и аренду, подписку, абонементное обслуживание и пр.);

1.4. Готовая продукция (изделия, законченные производством и сданные на склад готовой продукции, а также товары в пути и товары для перепродажи);

2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению из бюджета.

3. Денежные средства и расчеты – денежные средства в кассе и на счетах в банках.

4. Дебиторская задолженность (то, что должны предприятию покупатели и заказчики и т.п.).

5. Краткосрочные финансовые вложения (приобретение краткосрочных ценных бумаг, вклад денег на краткосрочные депозиты и т.п.).

Для предварительных расчетов и обоснования величины оборотных средств можно оценить экспертно величину каждого элемента оборотных средств исходя из того, сколько средств необходимо потратить до момента получения первых доходов. Так как по условию задания создание запасов определяется в сумме, равной плановому нормативу, необходимо определить нормативы запасов товаров, комплектующих, инструмента, запасных частей.

Норма запаса – это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно–материальных ценностей. Она обычно устанавливается в днях и показывает, на сколько, в среднем имеется на складе запасов данного вида.

Норматив запаса – это минимально необходимая сумма денежных средств, необходимая для создания запаса, обеспечивающего нормальный производственный процесс. Нормативы рассчитываются на каждый конкретный период (год, квартал) по каждому элементу нормируемых оборотных средств. После этого определяется суммарный норматив оборотных средств. Норматив фактически показывает стоимость запаса в среднем за период и определяется по формуле:

Нэ = (Оэ / Т) ˣ η, руб.   (2.1)

где  Нэ – норматив элемента оборотных средств, руб.;

Оэ – расход данного элемента запаса за плановый период, руб.;

Т – длительность планового периода, дн.;

(Оэ / Т) – среднесуточный расход данного элемента запаса, руб./день;

η – норма запаса по данному элементу, дн.

Норма запаса учитывает время пребывания запаса в текущем – ηТ, страховом ηс и прочих ηп видах запасов:

ηТ = ηТ + ηс + ηп, дн.    (2.2)

Текущий запас – основной вид запаса. Он определяет величину всей нормы запаса и предназначается для осуществления производства между двумя очередными поставками. Его величина представляет собой половину среднего интервала между поставками:

Т = Твзв / 2, дн.    (2.3)

где  Твзв – средневзвешенный фактический интервал между поставками, дн.

Страховой (гарантийный) запас – второй по величине вид запаса. Он создается для обеспечения бесперебойного течения производства в случаях возможных задержек поставок.

Прочие виды запасов создаются в особых случаях (превышение времени доставки груза над временем доставки платежных документов, необходимость подготовки материалов к производству, если имеется сезонный характер поставок либо сезонный характер потребления).

Результаты расчета норматива запаса и потребности в оборотных средствах представлены в табл. 2.10 и 2.11.


Таблица 2.10

Расчет норматива запаса

Виды запаса

Расход в год, тыс.руб.

Интервал между поставками, дн.

Средне–дневной расход, тыс. руб.

Норма запаса, дни

Норматив запаса, тыс.руб.

Материалы

720

60

2

31

62

Комплектующие

6480

30

18

16

288

Инструменты и запчасти

1800

180

5

91

455

Итого

805

Таблица 2.11

Расчет потребности в оборотных средствах

Элементы оборотных средств

Значения стоимости, тыс. руб.

Запасы (из табл. 10):

805

Дебиторская задолженность  (предоплата за аренду помещений)

510

Денежные средства:

ремонт помещений

90

рекламная компания

34

обучение и сертификация персонала

90

на непредвиденные расходы

2

Итого

1531


2.5. Формирование баланса предприятия и определение источников финансирования инвестиций

Чтобы начать бизнес, необходимо определить стартовые затраты, необходимые для формирования имущества создаваемого предприятия и источники их формирования.

Активы (имущество предприятия) состоят из 2 частей: оборотный и внеоборотный капитал. Внеоборотный капитал – это имущество предприятия со сроком службы не менее 12 месяцев, он включает в себя нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство. Оборотный капитал показан во втором разделе баланса предприятия. Пассивы (источники формирования имущества предприятия) бывают собственные и заемные. При создании нового предприятия обычно имущество формируется частично за счет взносов учредителей, а недостающая сумма (активы – уставный капитал) – за счет кредиторской задолженности.

В нашем случае уставный капитал формируется за счет взносов двух учредителей – первый предоставляет основные фонды (1174 тыс.руб. (см. табл. 2.8)), второй деньги.

Пример расчета потребности в заемном капитале (долгосрочные обязательства):

Нематериальные активы – 23 тыс.руб. (см. табл. 2.9).

Основные фонды – 1174 тыс.руб. (см. табл. 2.8).

Оборотные средства – 1672 тыс.руб. (см. табл. 2.11).

Итого активы создаваемого предприятия – 2869 тыс.руб.

Пассивы создаваемого предприятия = активам = 2869 тыс.руб.

Уставный капитал – 2258 тыс.руб.

Кредиторская задолженность 2869 – 2258 = 611 тыс.руб.

Так как по условию закупка материалов осуществляется на условиях товарного кредита со сроком 1 месяц, то краткосрочная кредиторская задолженность составит 128 тыс.руб. (см. табл. 2.10). Следовательно в банке необходимо взять долгосрочный кредит 611 – 128 = 483 тыс.руб.

Пример учебного бухгалтерского баланса предприятия представлен в табл. 2.12.

Таблица 2.12

Пример учебного бухгалтерского баланса предприятия

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс. руб.

1.Внеоборотные активы

1175

III. Капитал и резервы

2259

Нематериальные активы

23

Уставный капитал

2259

Основные средства

1152

Добавочный капитал

Резервный капитал

Доходные вложения в материальные ценности

Финансовые вложения

Прочие внеоборотные активы

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

II. Оборотные активы

1531

Запасы

805

Дебиторская задолженность

510

Финансовые вложения

IV. Долгосрочные обязательства

385

Денежные средства и денежные эквиваленты

216

V. Краткосрочные обязательства

62

Прочие оборотные активы

Баланс

2706

Баланс

2706


2.6. Расчет экономической эффективности

Инвестиции представляют собой все виды вложения капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в экономические объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод.

Под словами «Вложение капитала» понимают вложения средств в:

1. Основные фонды предприятия (покупка оборудования, земли, строительство);

2. Нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки);

3. Финансовые вложения (вложения в другие предприятия – покупка акций, займы, в развитие дочерних фирм);

4. Увеличение величины оборотного капитала (увеличение запасов, расходы на подготовку и освоение нового производства, увеличение дебиторской задолженности).

Вложения средств в увеличение величины оборотного капитала необходимо отличать от единовременных затрат, финансируемых  из свободного остатка денежных средств без увеличения общей величины оборотного капитала. Эти затраты являются текущими затратами на производство.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение между затратами и результатами, рассчитанными исходя из целей его участников. Различают «Эффект» и «Эффективность». Эффект – это производственный или социальный результат расходования ресурсов, полученный в течение определенного периода. Эффективность – это величина результата на единицу осуществленных затрат.

Существуют разные методы оценки эффективности инвестиций: статический, динамический (с учетом времени поступления доходов и расходов), сравнительный (на основе сравнения приведенных затрат).

В данном случае нам необходимо использования статический метод оценки. Его используют для грубой и быстрой оценки (без учета изменения стоимости денег во времени) на ранних стадиях разработки и выбора проектов. Определяют следующие показатели:

ЧД – чистый доход:

ЧД = ∑ЧП – К, руб.,    (2.4)

где  ∑ЧП – чистая прибыль (net benefit) от реализации данного проекта за период эксплуатации проекта (если проект реализуется на действующем предприятии, то это прирост прибыли, связанный с данным проектом), руб.;

К – сумма капитальных вложений, инвестиций  (investment), руб.

ИД – индекс доходности (коэффициент benefit cost ratio) – количество рублей прибыли, полученное на 1 рубль вложенных инвестиций:

ИД = ∑ЧП / К, руб/руб.,   (2.5)

где Ток – срок окупаемости (pay back) т.е. число лет от момента получения первых доходов от продаж, необходимых для того, чтобы чистая прибыль сравнялась с величиной инвестиций:

Ток = К / ЧПср.год, год,    (2.6)

где  ЧПср.год – среднегодовая чистая прибыль (yearly net benefit), руб/год:

   ЧПср.год = ∑ЧП / Т, руб/год,   (2.7)

где Т – число лет эксплуатации проекта, год.

Так как по условию задачи предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то оно платит единый налог на вмененный доход по ставке 15 % от суммы превышения доходов над расходами. В расходы первого и второго года работы включаются проценты по кредиту.

Результаты расчета итоговых финансовых показателей по годам представлены в табл. 2.13.

Таблица 2.13

Результаты расчета итоговых финансовых показателей, тыс.руб.

Финансовые показатели

Годы

1

2

3…5

Доход

6000

6600

6600

Расход

4062

4262

4200

Превышение доходов над расходами

1938

2338

2400

ЕН по УСН

291

351

360

Чистая прибыль

1647

1987

2040

Результаты расчетов по формулам 2.4 … 2.7 представлены в табл. 2.14.

Таблица 2.14

Результаты расчета экономических показателей

Показатели, ед.изм.

Значения

Среднегодовая чистая прибыль, тыс.руб/год

1951

Сумма капитальных вложений, тыс. руб

2706

Чистый доход, тыс.руб

7049

Индекс доходности, руб/руб

3,6

Срок окупаемости, год

1,4


Заключение

Прибыль является важным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Прибыль - это источник пополнения финансовых ресурсов предприятия. Ее капитализация позволяет расширить рамки производственной деятельности предприятия и увеличить его рыночную стоимость. Прибыль является главным источником финансирования социального развития предприятия и материального стимулирования его работников.

В условиях рыночной экономики предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать его позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Прибыль - это доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала

Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Все эти вопросы особенно актуальны в наше время.

Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В работе раскрыты основные понятия прибыли, ее виды и функции, факторы влияющие на величину прибыли, а также принципы создания и распределения прибыли. Основным источником прибыли любого торгового предприятия является прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности.

Поэтому анализ прибыли, в особенности принципов ее создания и распределения, является основой системы управления прибылью предприятия.


Список литературы

  1.  Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник для колледжей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  2.  Буряковский В.В. Финансы предприятий. Учебник.
  3.  Информационный портал «Большая библиотека».[Электронный ресурс] // Экономика и экономическая теория: Прибыль предприятия. URL: http://www.e-ng.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/pribyl_predpriyatiya_2.html 

(Дата обращения: 29.11.2014).

  1.  Архипов А.И., Нестеренко А.Н. «Экономика». - М.: «Проспект», 2012.
  2.  Дробозин Л.А. «Финансы». Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.

Pandia,ru Энциклопедия знаний.[Электронный ресурс] // Экономика предприятий. URL: http://www.pandia.ru/text/77/182/5759.php (Дата обращения: 2.12.2014).

  1.  Задания к курсовым работам и методические указания к их выполнению по дисциплине «Экономика предприятия»: учеб.-метод. материалы / сост. М.И. Глазов, Е.Е. Петрова, Т.К. Екшикеев, А.В. Филатов. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2013.


Приложение

Оценка выполненной курсовой работы по бальной системе

№п/п

Качественные характеристики

Макс. балл

Балл Студ.

Балл преп.

1

Оценка работы по формальным критериям:

30

1.1

Наличие самостоятельной объективной оценки выполненной курсовой работы

5

1.2

Внешний вид отчета и правильность оформления титульного листа, задания, текста и  приложения

10

1.3

Наличие в тексте сносок на источники и правильность оформления списка литературы

5

1.4

Использование печатных источников текущего года издания и их использование в списке литературы

5

1.5

Соблюдение срока оформления задания у преподавателя

5

2

Оценка работы по содержанию:

40

2.1

Логическая структура содержания курсовой работы и ее соответствие заданию

5

2.2

Глубина рубрикации и сбалансированность разделов

5

2.3

Наличие логической связи введения, реферата, расчетной части и заключения

10

2.4

Соответствие названий разделов и подразделов их содержанию

5

2.5

Степень самостоятельности курсовой работы

5

2.6

Наличие обобщающих и поясняющих рисунков, таблиц

5

2.7

Наличие СD-диска с материалами курсовой работы и ее презентации в электронном виде

5

3

Оценка процедуры защиты:

30

3.1

Соответствие презентации тексту курсовой работы

5

3.2

Соблюдение временного регламента презентации

5

3.3

Ответы на вопросы при защите

20

4

Штрафные баллы:

4.1

Прогулы и опоздания на консультации без уважительной причины

-40

4.2

Неадекватная реакция на замечания

-40

4.3

Потеря оформленного бланка задания на курсовую работу

-20

Итого:

100

48


Рис. 2.1. Элементы процесса установки системы учета воды

1 Этап

Определение величины инвестиций на создание предприятия

2 Этап

Формирование планового баланса предприятия на момент начала его работы, определение источников финансирования инвестиций

одержание работ 1 этапа:

- определение потребности в основных фондах;

- определение потребности в запасах и величины оборотного капитала;

- определение величины уставного капитала

Содержание работ 2 этапа:

- планирование финансовых результатов деятельности предприятия на первый и последующие 4 года;

- расчет показателей экономической эффективности создания предприятия

Рис. 2.2. Этапы решения расчетной задачи

Рис. 2.3.  Исходные данные, промежуточные и окончательные результаты расчетов с помощью табличного процессора Microsoft Excel0 (расчетный калькулятор курсовой) – сегмент А


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4118. Аналіз і проектування програмного забезпечення з використанням структурного підходу. Методичні рекомендації 878.42 KB
  Аналіз і проектування програмного забезпечення з використанням структурного підходу Вступ Розробка прикладних систем штучного інтелекту є однією з найбільш фундаментальних практичних проблем інтелектуальних систем. МЕТА: формування системи теоретичн...
4119. Аналіз і проектування програмного забезпечення з використанням структурного підходу 480.75 KB
  Аналіз і проектування програмного забезпечення з використанням структурного підходу Мета роботи: отримання практичних навичок у використанні структурного підходу для аналізу та проектування, методологій IDEF0 та DFD, середовища AllFusion Process Mod...
4120. Розробка і побудова бази знань для аналізу рентабельності комерційного банку 128.82 KB
  Розробка і побудова бази знань для аналізу рентабельності комерційного банку Опис предметної області Предметна область – рентабельність комерційного банку, що являє собою відносний показник економічної ефективності. У загальному вигляді рентабе...
4121. Розробка і побудова бази знань для аналізу рентабельності комерційного банку в середовищі SuperFinance 622.37 KB
  Розробка і побудова бази знань для аналізу рентабельності комерційного банку в середовищі SuperFinance Реалізація побудови бази знань та розробка системи підтримки прийняття рішень відбувалася в програмному середовищі SuperFinance, відповідний файл...
4122. Вивчення системи управління базами даних Access. Застусування фільтрів та формування запитів 160 KB
  Вивчення системи управління базами даних Access Мета роботи: Вивчення основ застосування фільтрів та формування запитів Завдання: Застосувати різні виді фільтрів та запитів для створеного раніше набору таблиць бази даних. Теоретична частина БД...
4123. Гендерні особливості конфліктності студентів технічного та гуманітарного спрямування 67.5 KB
  Гендерні особливості конфліктності студентів технічного та гуманітарного спрямування Актуальність Тема, яку ми досліджуємо є дуже актуальною сьогодні, адже в сучасному суспільстві молоді люди дуже часто конфліктують, особливо в процесі навчання, і...
4124. Исследование методов построения, логики функционирования асинхронных и синхронных пересчетных устройств и переходных процессов в них 208 KB
  Счетчики Цель работы – исследование методов построения, логики функционирования асинхронных и синхронных пересчетных устройств и переходных процессов в них. Теоретические сведения Счетчиками называют последовательностные цифровые...
4125. Обробка результатів вимірювань при виконанні лабораторних робіт з курсу Фізика 126 KB
  Обробка результатів вимірювань при виконанні лабораторних робіт з курсу Фізика Вимірювання фізичних величин є метою кожної лабораторної роботи з фізики. Вимірювання – це процес порівняння фізичної величини з іншою, якає є однорідною з нею, і як...
4126. Вивчення вільних затухаючих коливань пружинного маятника 103.5 KB
  Вивчення вільних затухаючих коливань пружинного маятника Мета роботи Вивчити вільні затухаючі коливання пружинного маятника, визначити параметри коливальної системи та характеристики коливань (жорсткість пружини, коефіцієнт опору, період коливань, л...