82668

Взаимодействие общества и природы

Реферат

Экология и защита окружающей среды

Сейчас настала пора ввести в рассмотрение 3-й компонент человека. История взаимоотношений человека и природы представляет собой историческую часть социальной экологии которую она имеет как и любая другая описательно-конструктивная наука наподобие геологии географии демографии социологии и т.д.

Русский

2015-03-01

44.9 KB

1 чел.

Министерство образования и науки

Донецкий государственный университет управления

Кафедра экологического менеджмента

Реферат на тему: «Взаимодействие общества и природы»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Сходства и отличия человека от животных……………………………………5

Проблемы взаимодействия природы и общества в мире……………………..8

Социально-экологическое воспитание как решение проблемы……………..11

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………...18

Введение

Социальная экология - наука о гармонизации отношений между обществом и природой.

Социальная экология изучает сверхсложную систему, состоящую из трех компонентов: неживой и живой природы и человеческого общества. Соотношение между первыми двумя компонентами и зависимости между ними мы выяснили в предыдущей главе, в которой вели рассказ о естественнонаучной предшественнице социальной экологии — экологии растений и животных. Сейчас настала пора ввести в рассмотрение 3-й компонент — человека. От закономерностей развития природы переходим к развитию общества.

История взаимоотношений человека и природы представляет собой историческую часть социальной экологии, которую она имеет, как и любая другая описательно-конструктивная наука, наподобие геологии, географии, демографии, социологии и т.п. Об исторической социальной экологии мы можем говорить, как говорим об исторической геологии, исторической географии и т.д. В настоящее время историей систем интересуются даже в науках о неживой природе (синергетика как часть физики), в которых учитывается так называемая «стрела времени» — необратимость его течения от прошлого к будущему.

Исторический аспект социальной экологии призван дать ответ на вопрос о причинах и характере эволюции взаимоотношений человека и природы и составляет неотъемлемую часть данной дисциплины. История взаимоотношений человека и природы, или социально-экологическая история, и представляет собой историческую социальную экологию в той мере, в которой она становится предметом научного исследования.

Методологически важно, однако, различать социально-экологическую историю, т.е. историю реального взаимоотношения человека и природы, и историю социальной экологии как историю представлений о взаимоотношении человека и природы, поскольку то и другое не обязательно совпадает. Например, в наше время очень много говорят об охране природы, в то время как экологическая ситуация на планете неуклонно ухудшается.

Исходным пунктом истории взаимоотношений человека и природы является вопрос о происхождении человека и его отличии от животных.

  1.  Сходства и отличия человека от животных.

Прежде, чем говорить о времени появления человека, мы должны выяснить вопрос об отличии человека от животных, поскольку именно представление о том, что такое человек, формирует выводы о его становлении. Сначала о сходстве человека и животных. Оно определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла эволюция живого. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли какие-то важные функции у животных и сохранились у человека, хотя и не нужны ему (например, аппендикс).

Однако и отличия человека от животных фундаментальны. К ним прежде всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно таким образом «беседовать». Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если можно говорить в данном случае о мышлении, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много схожего. Животные испытывают чувства радости, горя, тоски, вины и т.п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее остается справедливым, что хотя животные могут иметь очень сложные формы поведения и создавать изумительные произведения (например, паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы у него имеется план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки установлено, что у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И.П.Павлов назвал 2-й сигнальной системой (в отличие от первой — у животных) — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

Что такое слово? Это видовой признак человека, который состоит в непосредственном доступе нашего сознания к высшему организующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающейся на точном подборе физических констант. Так утверждает один из современных методологов науки, выходящий значение слова из утверждения, которым открывается одно из Евангелий: «В начале было Слово».

С этих позиций и разум, и слово появились задолго до человека, а не изобретены им. Они организовывали биологическую материю, а затем были вложены в человека, что соответствует не только библейским текстам, но и философским системам Платона и Гегеля.

В естествознании же, пытающемся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхождения речи из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Такова суть гипотезы, выдвинутой немецким антропологом М. Мюллером. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть и разум.

Способность к труду — еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к довольно сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.

Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры в использование огня и захоронение трупов.

Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь и труд, — и явились теми путями, по которым шло обособление человека от природы. Понятийное мышление противопоставляло человека и природу на идеальном уровне, а труд — на уровне практики. В эпоху НТР оба пути соединятся и противоречие между человеком и природой достигнет высшей точки обострения.

  1.  Проблемы взаимодействия природы и общества в мире.

Природа – источник жизни, материального и духовного благополучия.

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.

По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.

Содержание экологической функции определяется тем, что с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе обеспечивается экологическое равновесие, включая экологический оптимум для человека. В ее рамках человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы являются непосредственными источниками удовлетворения естественных физиологических потребностей человека – дыхания, утоления жажды, питания. О значении данной функции для человека свидетельствуют следующие данные: человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды – несколько дней, без пищи – около двух месяцев. Состояние природных ресурсов, прежде всего лесов вод, земель, определяет состояние климата и погодных условий, от которых также зависит человек и развиваемая им экономика.

Другая наиболее существенная функция природы – экономическая. Ее сущность предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек, обладают экономическими свойствами, экономическим потенциалом. Если экологическая функция является «вечной» по отношению к человеку, то экономическая появилась, когда человек начал создавать первые орудия труда, строить себе жилье, шить одежду. Природные богатства служат источником удовлетворения разнообразных, все возрастающих по мере развития человека его материальных потребностей.

Эстетическая, рекреационная, научная, культурная функции природы появились гораздо позже экономической, на достаточно высокой стадии развития человеческого общества. В процессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные и информационные потребности.

Нетрудно заметить, что воздействие людей на природу проявляется в процессе и в результате удовлетворения человеком своих потребностей. Потенциально и фактически масштабы таких воздействий зависят от видов удовлетворяемых потребностей. Конечно, наиболее значительными они оказываются вследствие удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д.

Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он является следствием несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе экологическим возможностям окружающей среды. Кризис в природе характеризуется такими основными чертами, как нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности и неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Экологический кризис есть закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления.

В одном из наиболее основательных аналитических трудов о современном состоянии окружающей среды в России утверждается, что «человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации».

На Земле существует от 10 млн. до 100 млн. различных форм жизни. Из них только 1,4 млн. классифицированы и поименованы. Темпы их исчезновения нарастают. По приближенным оценкам, ежедневные потери составляют от 10 до 100 видов. По мнению экологов, на Земле не было такого всплеска вымирания видов уже 65 млн. лет, с конца мелового периода, когда исчезли динозавры.

Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба нарушения ее биохимических циклов и способности самовосстановления. Человечество расходует сейчас 40% всей продукции, произведенной фотосинтезом на суше. Иными словами, весь XX в. человечество жило за счет своих потомков. В результате оно поставило биосферу, а следовательно, и себя как неотъемлемую часть биосферы, на грань полной деградации.

  1.  Социально-экологическое воспитание как решение проблемы

Для решения возникшей глобальной проблемы во взаимодействии человека и природы, на начальном этапе, можно ввести предмет или курс  «Социально - экологического воспитания»  для детей в школах и детских садах. Так же нужно организовать возможность ознакомления общества с данной дисциплиной.

Экологическое воспитание - это целеустремленное влияние на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности.

Необходимость воспитания у членов общества определенных установок поведения по отношению к природе возникла в человечество еще на самых давних этапах его развития.

Одним из важнейших заданий экологического воспитания есть формирование в природоиспользователей, каждого гражданина и в общества в целом стойких установок на рациональное природопользование, умение видеть за решением отдельных проблем, отдалены экологические следствия вмешательства в естественные процессы, чувство ответственности перед нынешними и будущими поколениями за влияние собственных действий на способность природы быть средой существования человека.

Экологическое воспитание - это непрерывный процесс учебы, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и специальных знаний, относительно сохранения окружающей среды и природопользования, реализованных в экологически грамотной деятельности.

Очень важным для понимания специфики экологического воспитания является тезис о том, что оно не должно выступать лишь системой запрещений на те или другие действия. Кроме призывов, что природу следует любить и беречь, необходимо учиться грамотному и профессионально комплексному природопользованию.

При более детальном рассмотрении в процессе экологического воспитания можно выделить три относительно самостоятельных, как за методами так и за целями, составляющих: экологическое просветительское, экологическое образование и собственно экологическое воспитание. Они являют собой определенные этапы в процессе непрерывного экологического воспитания в широком понимании.

Экологическое просветительское - это первая степень в экологическом воспитании. Оно призвано сформировать первые, элементарные знания об особенностях взаимоотношений общества и природы, о пригодности окружающей среды для обитания человека, о влиянии человеческой производственной деятельности на окружающий мир.

Экологическое образование - это психолого-педагогический процесс влияния на человека, целью которого является формирование теоретического уровня экологического сознания, что в систематизированном виде отображает разнообразные стороны единства мира, закономерности диалектического единства общества и природы, определенных знаний и практических навыков рационального природопользования.

Целью экологического образования является вооружить человека знаниями в области естественных, технических и общественных наук, об особенностях взаимодействия общества и природы, развить в ней способность понимать и оценивать конкретные действия и ситуации.

Высшей ступенью является экологическое воспитание - психолого-пе-дагогический процесс, целью которого является формирование у индивида не только научных знаний, но и определенных убеждений, моральных принципов, которые определяют его жизненную позицию и поведение в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической культуры отдельных граждан и всего общества, в целом, В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.

Специфика экологического воспитания заключается в выработке мировоззренческого отношения к комплексной, целостной системе "общество-природа", отношение личности к которой невозможно без действенного, непосредственного и опосредствованного участия в ее функционировании. Комплексный характер экологического воспитания выплывает из специфики объекта отображения экологического сознания на уровне как общественного, так и личностного ее функционирования.

Основным принципом экологического воспитания является принцип материального единства мира, который органически включает проблему социально экологического воспитания в систему формирования научного мировоззрения. Среди других можно также выделить принципы комплексности, непрерывности, патриотизма, сочетания личностных и общих интересов.

В системе экологического воспитания можно выделить такие основные направления:  

1. Политический. Его важным методологическим принципом является положение о соответствии господствующих в обществе отношений между людьми и господствующего в нем отношения к природе, которая выплывает из основного закона социальной экологии. Это направление способствует формированию экологического сознания и экологической культуры и научного подхода к оценке как конкретных экологических проблем в разных социально-политических системах, так и характера, самих этих систем.

2. Естественно научный. В его основе лежит научное понимание неразрывного единства общества и природы. Общество неразрывно связано с природой, как своим происхождением, так и существованием. В социальном плане общество связано с природой с помощью производства, без которого оно не может существовать. Природа создает потенциальные условия для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Реализуются же эти потребности лишь путем целесообразной деятельности. В процессе производства человек создает собственные потоки вещества и энергии, которые дезорганизовал существующие в природе и отшлифованы миллиардами лет циклы энергетического и вещества обмена. Тем самым происходит нарушение действия механизмов самовоспроизведения основных качественных параметров биосферы, тех объективных условий, которые обеспечивают существование человека как биологического существа. Эти нарушения порождаются ограниченностью имеющихся знаний о закономерностях развития природы, неумением учитывать все возможные последствия человеческой деятельности

3. Правовой. Экологические знания, перерастая в убеждение и действия, должны тесно совмещаться с активным участием индивида в соблюдении им самим и окружающими норм природоохранного законодательства, в которых должны быть отражены общеобщественные интересы. Государство как главный механизм регуляции и согласования общих интересов индивида и общества в их взаимоотношениях с природой имеет исключительный правый не только на создание экологического законодательства, но и принудительные действия относительно индивидов или их групп, направленные на соблюдение данных законов.

Это направление тесно связано с формированием экологической ответственности, и не только правовой, но и моральной.

4. Морально эстетический. Современная экологическая ситуация требует от человечества новой моральной ориентации в отношениях с природой, пересмотра определенных норм поведения человека в окружающей естественной среде. В обществах, которые находятся на индустриальной ступени развития, мораль ориентирует природопользователей на хищническую эксплуатацию природных ресурсов, на обеспечение потребностей членов общества, не считаясь с экологическими последствиями производственной деятельности. При переходе к индустриальной стадии развития, когда происходит качественный прыжок в производительных силах, формирование экологического императива, который должен стать нормой моральной регуляции конкретных способов освоения природы, является одним из наиболее неотложных требований.

5. Мировоззренческий. Экологическое воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом основы мировоззрения. Для того, чтобы индивид мог действительным чином принять участие в ликвидации угрозы экологического кризиса, чтобы это стало его внутренней потребностью, необходима его способность дать научно обоснованные ответы на вопрос о сущности мира, природы, человека, о целях и пределах человеческого познания и превращения окружающего естественного мира, о смысле человеческого бытия.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, которая должна включать у себя экологический императив, систему экологических ценностей и экологическую ответственность.

Заключение

На современном этапе экология как наука трансформируется в область знаний о природных и природно-антропогенных системах, содержащих живые компоненты, о принципах управления такими системами в процессе природопользования, оздоровления среды обитания человека. В качестве раздела социологии выделена социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия современного общества с окружающей средой. Соответственно, употребляя в праве окружающей среды (науке или учебной дисциплине) понятие «экология», мы имеем и можем иметь в виду лишь область знаний. Хотя в практике это понятие употребляется и в иных контекстах. Так, говорят – «улучшить экологию». В учебной литературе можно встретить понятие «государственное управление экологией» , или «экологопользование».

Понятие «экология» употребляется в названиях специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны окружающей среды (например, в Томской области это – Государственный комитет экологии и природных ресурсов РФ). Закон РФ «О государственной тайне» запрещает засекречивать сведения о состоянии экологии. Здесь, по-видимому, имеются в виду сведения о состоянии окружающей среды.

Изучая причины деградации среды обитания человека и меры по её защите и совершенствованию, социальная экология должна способствовать расширению сферы свободы человека за счёт создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям.

Список литературы

  1.  «Россия в экологическом кризисе». Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. и др. Проблемы экологии России. M., 1993
  2.   Справочник по охране природы. М., 1980
  3.  А.А.Горелов. Социальная экология - М. - 275 с., 1998
  4.  Бганба, В.Р. Социальная экология: учебник / В.Р. Бганба - М.: Высшая школа, 2004
  5.  Малофеев, В.И. Социальная экология: Учебное пособие для вузов / В.И.Малофеев - М.: «Дашков и К», 2004
  6.  Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие / Ю.Г.Марков - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19836. Уголовное право по Русской правде 17.84 KB
  Уголовное право по Русской правде Уголовное право это основная часть судебника. Преступление Субъектами преступления были все физические лица включая холопов без возрастного ценза при наличии у них ясного сознания. Субъективная сторона преступления включала
19837. Суд и судопроизводство по Русской правде 21.69 KB
  Суд и судопроизводство по Русской правде Самостоятельных судебных органов нет суд производился представителями администрации. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Князь поручал правосудие тиунам и своим отрокам. Чиновники которым надлежало решить у...
19838. Причины и предпосылки политической раздробленности 18.34 KB
  Причины и предпосылки политической раздробленности XII – XIII вв. После смерти князя Ярослава 1054 вся территория Киевской Руси была разделена между его сыновьями. Постоянный рост членов княжеских династий и дробление земельных наделов между ними сопровождались пост...
19839. Правовое положение населения по Русской правде 20.98 KB
  Правовое положение населения по Русской правде В Киевской Руси можно выделить 3 основных социальных класса. 1. Представители привилегированного слоя: Бояре советники старшие дружинники князя; Княжьи мужи лица исполняющие важнейшие поручения князя близкие к н...
19840. Гражданское право по Русской Правде 19.3 KB
  Гражданское право по Русской Правде Гражданское право – это вещное и семейное право. Разделов нет. Упоминается о праве собственности по отношению движимых вещей. Понятие недвижимости ещё нет земля принадлежит общине или всему роду боярскому родовая традиция.
19841. Регулирование вещного права по Псковской судной грамоте 24.49 KB
  Регулирование вещного права по Псковской судной грамоте Вещное право разделяло имущество на недвижимые отчина и движимые живот; различало наследственное вотчина и условное кормля землевладение. Большое внимание уделялось земле как объекту права собствен...
19842. Понятие компьютинга и дискретной математики 214.5 KB
  Лекция 1 Понятие компьютинга и дискретной математики Компьютинг computing – это широкая область знаний которая не может быть сведена к рамкам какойлибо из составляющих ее дисциплин. Основы компьютинга включают в себя основы информатики и математики необходимые для п
19843. Исследование статической характеристики измерительной системы 169 KB
  Лабораторная работа №1 Исследование статической характеристики измерительной системы 1. Цель работы Цель работы – закрепить теоретический материал по статическим характеристикам измерительных систем и научиться производить анализ статических характерис...
19844. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЭЛЕМЕНТОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 189 KB
  МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЭЛЕМЕНТОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 1 Цель работы Цель работы – приобрести умение производить выбор набора измерительных преобразователей для измерительной системы на основе оценки предельной допускаемой погрешности измерения это...