82681

Особые экономические зоны

Реферат

Мировая экономика и международное право

Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота мобилизации инвестиций углубления интеграционных экономических процессов.

Русский

2015-03-01

41 KB

3 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Реферат  на тему:

«Особые экономические зоны»

Выполнил: студент 3 курса

Проверила : ст.преподаватель

Ростов-на-Дону

2014

1. Сущность особых экономических зон и их роль в мировой экономике


Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся особые (специальные, свободные) экономические зоны (ОЭЗ). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода особых экономических зон. По оценкам специалистов к 2000 году через различные ОЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.

Особые экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, особая экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Для некоторых стран "особые зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".

Цели создания ОЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались особые экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и причин создание особых экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

ростом занятости;

превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Создание особых экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В особых экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование особой экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Особые экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.


Разновидности ОЭЗ


В настоящее время в мире функционирует около 4000 ОЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон (ОЭЗ). 5

ОЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Существует достаточно большое число разновидностей ОЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловлено различными видами деятельности, осуществляемыми в этих ОЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственной деятельности. Основными видами ОЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой активности; отраслеспецифичные зоны.

Наиболее распространенными являются следующие виды ОЭЗ:

1. Свободные таможенные зоны. Признаком такой зоны является концентрация отраслей промышленности и наличие таможенных облегчений, что создает условия для распределения товаров внутри и вне этой зоны.

2. Объединенные зоны. Признаками этих зон выступают чистая торговая деятельность, промышленное производство, внешняя торговля. Наблюдается также развитие сферы услуг.

3. Экспортно-ориентированные зоны. Идея создания таких зон основана на международном разделении труда. Эти зоны создаются, прежде всего, для производства иностранными инвесторами продукции, которая затем экспортируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке.

4. Особые экономические зоны. В них наблюдается наличие признаков, присущих всем зонам: чистая торговая деятельность, промышленное производства, сфера услуг, внешняя торговля, пространственные ограничения. Такие зоны, как правило, ориентированы на развитие внешней торговли.

5. Зоны оживления. Пользуются популярностью в некоторых странах в качестве средства экономической стимуляции развития старых регионов.

Привлечение капитала в ОЭЗ и, как следствие, развитие ОЭЗ обусловлены следующими стимулами:

1. Монетарное побуждение. Под этим подразумевается снижение налогов на прибыль корпораций.

2. Таможенные льготы. В данном случае все сводится, как правило, к отмене импортных пошлин.

3. Наличие таможенного свободного ввоза для предприятий, в том числе и оборудования. Для предприятий, насытивших внутренний рынок продукцией или предприятий, экспортирующих высококачественную продукцию, могут быть отменены экспортные пошлины.

4. Фискальные облегчения (разновидность монетарных облегчений). Здесь, в первую очередь, идет речь об амортизационных отчислениях, наряду с политикой снижения налогов для предприятий малого и среднего бизнеса в начале инвестиционного периода. Это способствует ускорению процесса реинвестирования, что особенно актуально для зон оживления.

5. Немонетарные причины. К ним относится государственное регулирование предпринимательской деятельности, а также оказания консультаций и предоставление бесплатной информации для субъектов хозяйствования.

Следует также отметить, что в зонах свободной банковской деятельности практикуется также отмена нормы обязательных резервов, требований к размеру собственного капитала. Для зон свободной страховой активности благоприятствующим фактором выступает отмена определенного страхования. Поскольку эти зоны, как правило, действуют в совокупности с другими, эти льготы дополняют общий набор льгот.

Впервые ОЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Другим мировым лидером и законодателем в области создания и опыта развития и совершенствования ОЭЗ является Ирландия. Она за 20 лет использования зон свободной торговли превратилась из аграрной страны в ведущего члена европейского экономического сообщества.

В Японии широкое распространение получили т. н. зоны свободного импорта. Они представляют собой регион, развиваемый в рамках законодательства "по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечение инвестиций". Пример - зона свободного импорта "Сакаиминато". Для содействия предпринимателям здесь был предусмотрен ряд мер: предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое. 8

В развивающихся странах наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Их главные функции - достижение более высокой степени индустриализации в отдельных отраслях или экономике в целом, содействие интеграции страны в мировое хозяйство и международную торговлю.

К примеру, в Малайзии такие зоны сыграли большую роль в переходе от импортозамещения к экспорту. Компаниям были предоставлены налоговые кредиты на инвестиции и льготы для инвесторов.

Мексика в 90-е годы прошла путь от строгого протекционизма и госконтроля во всех областях до практически полной открытости и либерализации экономики и широкой интеграции в мировое хозяйство. В деле привлечения инвестиций одна из главных ролей в Мексике отводилась механизму свободных экспортно-производственных зон, получивших название "макиладорас".

Суть этого механизма заключалась в предоставлении иностранным и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт. В итоге "макиладорас" стали для Мексики практически основным рычагом экономического роста.

Аналогичную роль для экономики своих стран сыграли свободные экономические зоны в Бразилии и большинстве стран Юго-Восточной Азии.

У Китая - особый путь. Оценивая эффективность свободных экономических зон, эксперты почти всегда приводят в качестве примера Китай. И это не случайно. Китайская практика функционирования ОЭЗ насчитывает почти четверть века. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэнь-чжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. Также в начале 80-х годов правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов, в основном это крупные порты страны.

В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси. Через пять лет китайское правительство приняло решение об освоении нового района Пудун в Шанхае и о развитии ряда городов вдоль Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки в качестве "головной открытой зоны".

После 1991 г. статус ОЭЗ получили административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий государственного значения.

Все особые экономические районы ориентированы на внешние рынки. Из пяти ОЭР экспортируется более 50% производимой там продукции. Здесь развиваются главным образом торгово-сбытовая сеть, обрабатывающая промышленность, а также научные исследования. На территории ОЭР осуществляются специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, постоянно повышать уровень подготовки своих кадров.

Для создания особых экономических районов власти не жалели ни сил, ни средств. Причем на 80% затраты на инфраструктуру легли на китайскую сторону, иностранные инвесторы пришли практически на все готовое. Что касается 14 открытых приморских городов, то им отведена роль "окон" и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов.

В августе этого года власти Китая объявили, что одна из самых крупных свободных экономических зон страны - порт Тианджин - получила разрешение американского правительства на создание "торгового и промышленного парка" в США. К концу 2004 г. подобная китайская экономическая зона начнет действовать в Объединенных Арабских Эмиратах. Таким образом, Китай сегодня начал уже экспорт своих ОЭЗ.

Результат от уже действующих зон налицо. Они экспортируют более 50% своей продукции и получают миллиардные инвестиции, производя в основном продукцию с высокой степенью переработки. Фактически все задачи, которые ставились перед китайскими ОЭЗ, реализованы: удалось привлечь иностранный капитал, овладеть опытом управления, подготовить национальные кадры, увеличить экспортную валютную выручку, стимулировать реформы, эффективно использовать природные ресурсы и многое другое.

2. Характеристика ОЭЗ зарубежных стран


ОЭЗ в Китае


В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь), 14 открытых приморских городов, находящихся в приморской провинции Хэбэй, Гуанси-Чжуанском автономном районе, экономическом треугольнике на юге приморской провинции Фуцзянь, а также в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян и на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, как-то: беспошлинная зона порта Тяньцзинь, Вайгаоцяоская, Даляньская, Шатоуцзяоская, Футяньская, Гуанчжоуская, Чжанцзянганская, Хайкоуская, Циндаоская, Нинбоская, Фучжоуская, Сянъюйская, Шаньтоуская и Чжухайская беспошлинные зоны - 13 открытых приграничных городов, а именно: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэнькэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ и Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный округ), Хэкоу, Ваньдин и Жуйли (провинция Юаньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район) - 53 зоны высоких и новых технологий, 70 с лишним научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, а также созданные в 1988 году свободная экономическая зона (ОЭЗ) Хайнань и новый район Пудун, расположенный на восточном берегу реки Хуанпу напротив старой части Шанхая.

Начало экономических реформ и переход к "политике открытых дверей" позволили южным провинциям Гуандун и Фуцзянь проводить самостоятельную экономическую политику путем создания в 1980 году на своей территории специальных экономических зон, которые впоследствии стали неотъемлемой составляющей экономики Китая.

Создание особых экономических районов (ОЭР) является важным шагом китайского правительства. На территории общей площадью более 30 кв.км проводится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система экономического управления, напоминающие практику "портов свободной торговли" западноевропейских государств: будучи ориентированными на внешний рынок и предусматривая налоговые и таможенные льготы, упрощенные регистрационные и прочие процедуры и смягченный режим регламентации предпринимательской деятельности, ОЭР полагаются в основном на экспортоориентированную обрабатывающую промышленность и объединяют в единый комплекс научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, производство и торговлю. Статус китайских ОЭР отличается как от статуса существующих в некоторых странах зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, так и от статуса особого административного района Сянгана, законодательно оформленного после его присоединения к Китаю. Цель создания ОЭР состоит в привлечении иностранных инвестиций, ввозе передовых высоких и новых технологий, заимствовании управленческого опыта зарубежных партнеров, создании дополнительных рабочих мест для граждан КНР и повышении качества кадрового состава и, в целом, общего уровня хозяйствования. В Китае принято выделять три этапа развития ОЭР. На первой стадии (5-7 лет) формируется производственная, инженерная, транспортная, социальная и иная инфраструктура, привлекаются иностранные капитал, техника и технологии, приобретаются навыки управления и налаживаются внешнеэкономические связи; вторая такой же продолжительностью связана с переходом к внешнеориентированной модели экономического развития от значительного удельного веса в экономической структуре торговли и сферы услуг к преобладанию промышленности и внешнеэкономической деятельности, в то время как наблюдаются рост применения передовой технологии в традиционных отраслях деятельности и их модернизация и ставится цель осуществлять 50-60% инвестиций за счет иностранного капитала, а долю экспорта довести до 70% общего производства; третий этап является зрелой фазой, характеризующейся реконструкцией традиционных производств и существенной долей наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Таким образом, на протяжении 20 лет реформы экономической системы в Китае сформировался сравнительно совершенный режим ОЭР, благоприятствующий привлечению зарубежных инвестиций.

Примером особенностей развития ОЭР в Китае может послужить специальная экономическая зона Шэньчжэнь, которая получила официальный статус в августе 1980 года с принятием закона "Регулирование специальных экономических зон в провинции Гуандун" и которую более 20 лет экономического роста вывели далеко вперед даже по сравнению с крупнейшими экономическими центрами страны, такими как Пекин, Тяньцзинь, Шаньдун, Шанхай, Фуцзянь и Гуандун. ОЭР Шэньчжэнь, занимающий 327,5 кв.км и огибающий район Гонконга, отделяя его от материкового Китая, - самая быстро развивающаяся зона: так, в 1980-2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5%, объема промышленной продукции - 45% и внешней торговли - 39%, а ежегодный рост реальных иностранных инвестиций за этот период находился на уровне 28%, поэтому в течение последних 9-ти лет город является первым в стране по объемам внешней торговли, вторым - по выпуску промышленной продукции и третьим - по годовому доходу местного бюджета и привлечению реальных иностранных инвестиций. Здесь преобладают так называемые вторичные и третичные промышленные производства: в частности, в 2000 году соотношение первичного, вторичного и третичного секторов составило 0,9: 52,6: 46,5, а соотношение иностранных инвестиций в данные секторы - 0,2: 63,3: 36,5. 16

Сегодня китайские ОЭЗ характеризуются наличием следующей отличительной черты, а именно: зоны высоких и новых технологий, или аналоги американских технопарков, на долю которых приходятся 4% национального ВВП и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономической экономики. Свидетельством их превращения в главную движущую силу развития отрасли высоких и новых технологий на фоне оптимизации экономической структуры КНР служит тот факт, что, начиная с 1991 года, их основные экономические показатели ежегодно в среднем возрастают более чем на 40% - в результате, в 2003 году они продолжали стремительное развитие и впервые принесли стране доход, превышающий 2 трлн. юаней, что на 32% больше аналогичного показателя предыдущего года, причем доходы от продажи продукции высокотехнологичных предприятий, расположенных в Пекинской зоне научно-технического освоения "Чжунгуаньцунь" и Шанхайской зоне освоения новых и высоких технологий, превысили 150 млрд. юаней.

Таким образом, китайская модель территориально-экономической открытости на основе создания различных типов ОЭЗ весьма реалистична и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку и постепенное включение в систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических связей стран и регионов.


ОЭЗ в Испании

Рассматривая структуру и деятельность свободных экономических зон в Испании, насчитывающую не один десяток лет, можно выделить основные принципы при их создании18:

Все ОЭЗ расположены в районах крупных портовых городов, являющихся перекрестком оживленных морских транспортных и пассажирских путей, соединяющих страны Европы, Ближнего и Среднего Востока и Африки.

Как правило, все ОЭЗ - многопрофильны, т.е. располагают помимо традиционных "свободных таможенных зон" и "свободных складов", коммерческими центрами или зонами свободной торговли, а также промышленными полигонами;

Деятельностью в ОЭЗ руководит консорциум предприятий и фирм, расположенных в ОЭЗ, который определяет стратегию развития ОЭЗ и условия деятельности на ее территории;

Основной задачей ОЭЗ является всемирное содействие развитию экспорта испанских товаров, создание новых рабочих мест.

В Испании созданы и функционируют четыре экономические зоны, имеющие различные таможенные, налоговые и экономические льготы, позволяющие определить их статус как "свободные экономические зоны (ОЭЗ)". Это территории в крупных портовых городах - в г. Барселоне на побережье Средиземного моря; в г. Кадис и г. Виго на Атлантическом побережье Испании и на Канарских островах.

Самой крупной из них является - ОЭЗ Барселона (Zona Franca de Barcelona), включающая в себя промышленный полигон, "свободный склад" и "зону свободной торговли". Для управления этим комплексом был создан консорциум ОЭЗ Барселоны.

Промышленный полигон, расположенный в Таррагоне (пригород Барселоны), по насыщенности промышленными предприятиями является крупнейшим во всей Каталонии и располагает одной из лучших инфраструктур. По своему расположению этот промышленный полигон является узлом основных коммуникационных структур: он имеет прямой доступ к главным автострадам Испании и Европы, располагает товарной станцией и железнодорожным контейнерным терминалом на самом полигоне, и кроме того, располагается в 7 километрах от морского порта Таррагона и в 7 километрах от аэропорта Реус. С учетом этих обстоятельств к промышленному полигону проявляет большой интерес как национальные, так и международные компании и фирмы. В частности, концерн "Фольксваген", владеющий испанской автомобилестроительной фирмой "Сеат", намерен использовать преимущества промышленного полигона ОЭЗ для расширения своего производства.

Руководство консорциума ОЭЗ строит свою политику с учетом планов развития производства, осуществляемых компаниями, арендующими землю в ОЭЗ.

"Свободный склад" в районе Таррагоны начал функционировать в 1993 году и за два месяца (сентябрь-октябрь) в нем было обработано только 22,5 тонн различных грузов. Уже через год за эти же месяцы было обработано 791 тонна, что составило рост на 3415%. По мнению руководства консорциума, среди среднесрочных проектов развития ОЭЗ деятельность "свободного склада" в Таррагоне представляет для них большой интерес.

Кроме "свободного склада" в ОЭЗ Барселона действует "зона свободной торговли (ЗСТ)", через которую осуществляется как транзит, так экспорт различных товаров. В течение года через нее проходит свыше 200.000 тонн грузов, которые занимают в среднем около 85% площади, отведенной под "ЗСТ". Оборот транзитных грузов вырос на 32%, количество оформленных экспортных грузов увеличилось на 122% и на 37,1% - импортируемых.

Консорциум ОЭЗ Барселоны наряду с управлением деятельностью непосредственно "свободных экономических подзон" и предоставлением в аренду предприятиям и фирмам земли, находящейся в границах ОЭЗ Барселоны, принимает участие в реализации проектов, выходящих за рамки деятельности ОЭЗ.

Так консорциум совместно с известной французской фирмой "Континент" в 1995 году построил в центре Барселоны крупный торговый центр.

3. Особые экономические зоны России

Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.

ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих и промышленно-производственных зон - для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного производства. Промзонам будет отводиться площадь в пределах 20 кв.км, а "технопарки" будут располагаться на территории площадью не более 2 кв.км.

Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы. 20

По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена. 21 Один из самых интересных вопросов - как будут отбираться площадки для ОЭЗ. Инициатива должна исходить от регионов и муниципалитетов. Критериями отбора площадок станут наличие сырьевой базы, необходимых трудовых ресурсов и пр. А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.


Классификация особых экономических зон

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям:

  1.  Зона свободной торговли
  2.  Промышленно-производственная зона
  3.  Технико-внедренческая зона
  4.  Сервисная зона
  5.  Комплексная зона

В России существуют зоны трёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные особые экономические зоны:

  1.  Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).
  2.  Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
  3.  Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
  4.  Туристско-рекреационная зона - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

По степени интеграции в экономику:

  1.  Зоны, интегрированные в национальную экономику
  2.  Анклавные (изолированные) зоны

По системам льгот:

  1.  Налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 20%) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%).
  2.  Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;
  3.  Таможенные (экспорт) - частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  4.  Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  5.  Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.


Список литературы

Акопова Е.С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006.

Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. - М.: Благовест-В, 2007.

Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2006. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2006.

Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006.

Краснолуцкая Н.Т. особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007.

Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2006.

Краснолуцкая Н.Т. особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2007.

Условия создания ОЭЗ // Интернет-ресурс// rosoez/oez/creation_sez/

Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36553. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (часть 2) 8.75 MB
  Для включения и выключения линеек служит команда Вид Линейка или кнопка над линейкой прокрутки. Кроме того в строке заголовка каждого диалогового запроса присутствует кнопка при нажатии которой появляется справочная система только по командам из данного диалогового запроса. Сохранить документ можно несколькими способами: а командами на ленте: Файл Сохранить сохраняет документ в уже существующем файле с именем указанным в заголовке окна документа и расширением . Команда Параметры анимации находится в группе Шрифт на вкладке Главная.
36554. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (часть 1) 7.35 MB
  Работа с меню. Ярлыки и значки можно перемещать мышью по рабочему столу и упорядочивать правый щелчок по рабочему столу вкладка Вид и щелчок по команде Упорядочить значки автоматически контекстнозависимого меню. Также в этом меню можно выбрать размеры значков и ярлыков а также выровнять их по сетке. Чтобы настроить рабочий стол в Windows необходимо щелкнуть в свободной части рабочего стола правой кнопкой мыши и выбрать из контекстного меню команду Персонализация.
36555. КОРРОЗИЯ И ЗАЩИТА МЕТАЛЛОВ 1.72 MB
  Перенапряжение водорода на металлах 71 Лабораторная работа 9. Цель работы Установить закон роста оксидной пленки во времени при окислении металла на воздухе при высокой температуре определить постоянные коэффициенты в уравнении скорости окисления. металла к атомному объему металла меньше единицы то оксид не сможет полностью покрыть поверхность металла и не будет обладать защитными свойствами; второй класс – если объемное отношение Vок VМе больше единицы то оксид обладает защитной способностью. Скорость линейного окисления постоянна...
36556. Алфавит языка, основные конструкции языка 39.5 KB
  Алфавитом Паскаля являются некоторые символы кодовой таблицы SCII которым в Паскале приписан определённый и фиксированный смысл а также некоторые цепочки символов. Кроме того к алфавиту относятся некоторые пары символов рассматриваемые как неделимые: символ неравенства = и = больше или равно меньше или равно := символ присваивания. Дополнительную группу символов алфавита составляют ключевые слова зарезервированные слова. Эти и некоторые другие последовательности символов SCII зарезервированы в Паскале им приписан...
36557. Общая характеристика языка Pascal 33.5 KB
  Собственно этот механизм является сердцевиной Паскаля обеспечивая чрезвычайную гибкость языка. Однако не следует обольщаться Программирование на Паскале как впрочем и на любом другом языке не даётся само собой Для программирования необходимо овладеть основами языка и методики разработки программ. Поэтому важно на первых этапах сосредоточиться на изучении основ языка т.
36558. Система программирования TURBO PASCAL 7.0 28 KB
  Важнейшим компонентом системы программирования Турбо Паскаль, обеспечивающим взаимодействие с пользователем, является интегрированная среда разработки (IDE) - одна из лучших интегрированных сред систем программирования MS DOS
36559. Понятие о языках программирования 31.5 KB
  Мы все несомненно имеем некоторое представление о языке как средстве общения. Русский английский или японский язык это естественные языки общения людей созданные в процессе длительной эволюции. Однако наряду с естественными языками современная цивилизация широко использует так называемые искусственные или формальные языки.
36560. Аппаратное и программное обеспечение компьютера 32 KB
  Программное обеспечение включает в себя прежде всего операционную систему такую как MS DOS Windows 3.1 или Windows 95. Одной из первых систем графического интерфейса была Windows 3. Так в системе Windows вы можете одновременно выводить информацию на принтер и редактировать какойлибо файл информации.
36561. Программы, управляемые событиями 28.5 KB
  Для реакции такой программы на внешние события например сигналы таймера ошибки в устройствах компьютера и др. аппаратные переключения с выполнения исходной программы на специальную программу обработки прерывания. Средства прерывания широко применяли в рамках концепции последовательной программы при организации многозадачных режимов и эффективного использования процессора компьютера. Однако концепция последовательной программы несмотря на свою универсальность оказывается неэффективной для современного персонального компьютера имеющего...