82683

Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии

Реферат

Педагогика и дидактика

В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.

Русский

2015-03-01

99.91 KB

3 чел.

Министерство образования и науки УР

МОУ Новоеловская средняя общеобразовательная школа

Юкаменского района УР

Реферат по теме: 

«Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии»

                Автор: Леонтьева Т.Н,

 учитель биологии МОУ Новоеловской СОШ,

                                                      имеющаяся квалификационная категория – 2

      претендуемая – 1

Новоелово, 2011 

                     Введение.

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.

Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков. Типы уроков определяются также из главной дидактической задачи - усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные.

Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме. Различаются такие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.

Хотелось бы обратить более пристальное внимание на приемы  закрепления учебного материала на уроках биологии. Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений (понятий) учитель ведет учащихся к новым фактам и примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением, которое в психологии называется переносом знаний. Суть его заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а требует внесения определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического напряжения.

В данном реферате содержатся практические методы и приемы на уроке закрепления и обобщения знаний, умений и навыков. Реферат поможет практикующим учителям биологии разнообразить уроки, усилить познавательный интерес к предмету.

      

Приемы закрепления учебного материала на уроках биологии.

 Учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. Только разумно поставленная система тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет добиваться глубоких и прочных знаний. На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:

1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:

• Рассмотрите растения засушливых районов России и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги.

• Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи). Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека?

  1.  По данным комнатным растениям определите класс Однодольные или Двудольные, какова корневая система, жилкование листьев, семейство

2) Прием моделирования.

В качестве примера можно привести следующее задание:

• Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.

  1.  Что будет, если из данной пищевой цепи убрать какой-либо организм? или из какой-либо экосистемы?

3) Составление схем, таблиц:

Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами:

Заполните таблицу:

Лягушка - земноводное животное.

Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное.

Черты приспособленности к

водной среде

Черты приспособленности к

наземной среде

На основании изученного материала составьте таблицу:

Основные признаки классов.

Признаки

Класс

двудольные

Класс

однодольные

Найдите признаки животного и растения у эвглены зеленой

Признаки

Животное  

Растение

4) Использование символов для выполнения заданий

При выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения. Например, при изучении одноклеточных животных. Вспомнить теорию, используя знаки.

6) «Логический куб» (учит мыслить логически, видеть не только само явление природы, но и его причину, последствия)

                              1) опишите, как выглядит

                              2) сравните (на что похож)

                              3) ассоциируйте (на какую мысль наводит)

                              4) анализируйте (как образуется)

                              5) выскажите свое мнение

                              6) + и –

Например, при изучении Луны, Солнца в 5 классе

Если выпала цифра 1 - Опишите, как выглядит Луна

Цифра 2 – на что похожа Луна?

Цифра 3 – когда вы смотрите на Луну, на какую мысль она наводит?

Цифра 4 – откуда она взялась? Что такое Луна, по-вашему?

Цифра 5 – выскажите свое мнение о Луне.

Цифра 6 – сможете ли вы найти «+» и «-«? (вот какие плюсы нашли учащиеся: плюс – на Луне можно прыгать и в длину и в высоту без особых тренировок, силы притяжения там нет. Еще она освещает путь ночью. Минус – далеко от Земли. Нельзя слетать туда на экскурсию)

7) прием группировки. Цель: систематизация знаний, освоение структуры изучаемого содержания. Обучающимся предлагается ряд понятий – необходимо их сгруппировать, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия

Б) выделить общие признаки

В) сгруппировать

Например, в 7 классе при повторении темы «Класс Земноводные» учащимся предлагается из указанных понятий выделить группы по общим признакам:

- суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, черепаха  

Ученики называют 3 группы: среда обитания, органы дыхания, животные.  Некоторые выделяют 6 групп: среда обитания, органы, Безногие, Хвостатые, Бесхвостые, Другие (Другие – группа, которая объединяет представителей другого класса)

8) коллективное разгадывание кроссворда или индивидуально и в паре – сканворда также  побуждает познавательный интерес к предмету  (см. приложение)

9) тестовые задания для  проверки знаний с помощью специальных программ. Такие тесты объективно оценивают знания обучающихся, дают время для проверки знаний. Компьютерные технологии всегда приветствуются обучающимися, поэтому ученики выполняют тесты  с радостью и интересом.  

10) прием  «6 думательных шляп» взят из технологии критического мышления. Он привносит в предложенное задание игровой момент, интригует обучающихся, заставляет провести в группе «мозговой штурм», который, в конце концов, предлагает множество предложений и решений.

Факты, цифры, информация

Эмоции, чувства, интуиция

Осторожность. Сработает ли это? Осуществима ли эта идея?

Преимущества, выгода. Зачем это  делать? Каковы будут результаты? 

Предложения, новые идеи

Размышления о мышлении. Подведение итогов на данном этапе. Выдвижение программы мышления

К примеру, предлагается экологическая проблема нашей округи – несанкционированные свалки. 1 группе попалась белая шляпа. Ученики должны вспомнить факты по данной проблеме, привести цифры.

2 группа должна показать свои эмоции по данной проблеме. Высказать все, что они думают о свалках, о людях, которые их устраивают в неположенных местах.  3 группа – желтая шляпа. Предлагает путь решения из данной проблемы, объясняет, зачем это делать и каковы будут результаты. 4 группа – осторожность. Ребята пытаются подвергнуть сомнению предложенный путь, объясняют, сработает ли это в нашей местности. 5 группа – зеленая шляпа. Предлагает новые идеи. 6 группа – синяя шляпа, делает выводы и предлагает свой план (выслушав все точки зрения) по уничтожению свалок.

Игра как средство закрепления учебного материала.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

- Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

- Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Приведем примеры познавательных игр, которые можно применять на практике

  а) Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

б) игра – загадка. 

Учащимся предлагается отгадать по описанию, к примеру, растение. При этом подсказки или наводящие вопросы даются по степени сложности, начиная с наиболее трудных.

  1.  это растение называют «Золушкой флоры». Ни на балу, ни на пиршестве его не увидишь
  2.  русские крестьяне могли готовить из его семян острую столовую горчицу.
  3.  Эта невзрачная травка наделена силой останавливать кровь, особенно внутренние кровотечения.
  4.  Это сорняк, но листья его молодые съедобны
  5.  Встретить ее можно повсюду: на огородах, возле дорог, на пустырях
  6.  Раньше называли ее «кошелишкой» из-за особой формы стручков
  7.  А теперь какой-то сумкой                            ответ: пастушья сумка 

б) Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

в) Сюжетно - ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол», «Дебаты», «Ток-шоу» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога, врачей разных специальностей  и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся (см. приложение «Ток –шоу «Есть или не есть, пить или не пить»)

в) «Кто хочет стать миллионером?» с использованием интерактивной доски. Игра помогает не только повторить учебный материал, но и подготовиться к контрольной работе. Например, игра по теме «Эндокринная система» для 8 класса

1 вопрос – 500 рублей

Что лишнее в перечисленном ниже?

А) гипофиз

Б) щитовидная железа

В) надпочечники

Г) поджелудочная железа

2 вопрос – 1000 рублей

Что не относится к эндокринной системе?

А) железы смешанной секреции

Б) железы внешней секреции

В) железы внутренней секреции

3 вопрос – 2000 рублей

Какая железа является самой главной?

А) щитовидная

Б) гипофиз

В) поджелудочная

Г) надпочечники

4 вопрос – 3000 рублей

Какая железа вырабатывает гормон адреналин?

А) поджелудочная

Б) щитовидная

В) гипофиз

Г) надпочечники

5 вопрос – 5000 рублей

Какой химический элемент содержится в щитовидной железе?

А) селен

Б) кальций

В) калий

Г) йод

6 вопрос – 10000 рублей

Какая болезнь развивается при гипофункции щитовидной железы?

А) микседема

Б) базедова болезнь

В) пневмония

Г) карликовость

7 вопрос – 15 000 рублей

   Что развивается при избыточном выделении соматотропина?

А) гигантизм

Б) карликовость

В) микседема

Г) кретинизм

8 вопрос – 25 000 рублей

Из скольких слоев состоит гипофиз?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

9 вопрос – 50 000 рублей

Какая железа вырабатывает тестостерон?

А) яичники

Б) семенники

В) эпифиз

Г) гипофиз

10 вопрос – 100 000 рублей

Какая болезнь развивается при недостаточной работе поджелудочной железы?

А) микседема

Б) сахарный диабет

В) гигантизм

Г) базедова болезнь

11 вопрос – 200 000 рублей

Где находится эпифиз?

А) в брюшной полости

Б) в грудной полости

В) в головном мозге

Г) в спинном мозге

12 вопрос – 400 000 рублей

Найдите лишнее в перечисленном ниже

А) слюнные железы

Б) молочные железы

В) потовые железы

Г) щитовидная железа

13 вопрос – 800 000 рублей

Биологически активные вещества, вырабатываемые организмом

А) ферменты

Б) витамины

В) гормоны

Г) антитела

14 вопрос – 1500000 рублей

Какой гормон выделяется поджелудочной железой?

А) адреналин

Б) инсулин

В) соматотропин

Г) тироксин

15 вопрос – 3 000 000 рублей

Какая железа вырабатывает гормон прогестерон?

А) семенники

Б) гипофиз

В) яичники

Г) щитовидная железа

г) «Поле чудес» для классов с небольшим числом учащихся. На доске зашифровано слово-термин, которое встречалось на предыдущих уроках. Ребята по очереди называют буквы, при этом можно выбирать карточки-очки. Некоторым может попасться Ноль – переход хода, Банкрот – очки сгорают, а ход переходит, Плюс – открыть любую букву и т.д. Игра учит мыслить логически, заставляет вспомнить изученный материал, систематизирует знания.

д) «Банк» (вопросы разной стоимости позволяют оценить учащимся свои знания, задания дифференцированы)

Игра «Банк» Одноклеточные. 11 кл.

На 1 рубль.

  1.  организмы, не имеющие ядра (прокариоты)
  2.  организмы, имеющие ядро в клетке (эукариоты)
  3.  тело водорослей (таллом = слоевище)
  4.  водоросли делятся на (зеленые, бурые, красные)
  5.  морская капуста (ламинария)
  6.  организм, имеющий ложноножки (амеба)
  7.  с ресничками (инфузория)
  8.  с органами передвижения (жгутиконосцы)
  9.  споры со жгутиками (зооспоры)
  10.  бывает ли мейоз у водорослей? (да)

на 5 рублей.

  1.  для чего красный глазок инфузории туфельке? (светочувствительный)
  2.  организмы. Которых ботаники считают зелеными водорослями (жгутиконосцы)
  3.  особые клетки, в которых развивается спора (спорангии)
  4.  синезеленые водоросли (цианобактерии)
  5.  живые организмы, обитающие в теле др. живых организмов (эндобионты)

на 10 рублей

  1.  организм, который космонавты используют в качестве источника кислорода (хлорелла)
  2.  почему эвглену зеленую ботаники считают растением, водорослью, а зоологи – животным?
  3.  Чем полезны водоросли? Чем богаты? (йодом)
  4.  Что такое агар-агар? (вещество, из которого получают желатин)
  5.  Как размножаются водоросли? (бесполым путем и половым)

е) «Домино» (помогает вспомнить термины и определения, соотнести их и проверить себя) см. приложение.

ж) «Слабое звено». Игра помогает повторить термины, определения, запомнить важные понятия. К примеру, учитель заранее готовит карточки с определениями тканей. Красная карточка – с описанием строения ткани, желтая – с описанием расположения, зеленая – с описанием функций ткани. Синяя – изображение ткани. Такой комплект готовится для каждого вида тканей. Карточки перемешиваются и раскладываются в 3 кучки по цветам.

Класс делится на 4 команды. Представитель от каждой команды по очереди берет одну карточку любого цвета и пытается определить, о какой ткани идет речь. Если ему это удается, команда получает 1 очко за ответ на зеленую карточку, 2 очка – за ответ на желтую, три – за ответ на красную, 4 – за ответ на синюю. Задание читается вслух, ответ учеником дается самостоятельно. Каждый раз команды выставляет нового игрока. Задача команды в правильной стратегии распределения вопросов. Если игрок не может ответить на вопрос, на него отвечает та команда, игроки которой первыми подняли руку. Выигрывают те, кто набрал наибольшее количество очков.

Таким образом, в игровой форме можно оценить знания учащихся, а количество карточек дает возможность выступить всем.

З) «Пойми меня». Игра может проводиться как по отдельным темам, так и по всему изученному материалу (на усмотрение учителя). Например, «Типы размножения организмов» для 9 класса.  Учитель заранее готовит карточки с биологическими терминами по выбранной теме: бинарное деление, шизогония, оогамия, гетерогамия, партеногенез, вегетативное размножение, клонирование, почкование, фрагментация и т.п.  Для игры также понадобятся шахматные часы.

Класс делится на 2 команды. По жребию разыгрывается, какая команда начнет первой. На шахматных часах на обоих циферблатах выставляется равное время (например, 5 мин). Игрок одной из команд подходит к столу и берет карточку. В этот момент учитель нажимает на кнопку часов. С этого момента для команды, начавшей игру, начинается отсчет времени.

Задача игрока – как можно быстрее и доходчивее объяснить игрокам своей команды тот биологический термин, который указан на карточке. Само слово или однокоренные слова произносить нельзя.

Задача команды – как можно быстрее понять, что это за термин, и произнести его вслух. Как только команда произнесла слово, написанное на карточке, учитель нажимает на кнопку часов и дает сигнал команде противника.  С этого момента начинается отсчет времени для 2 команды.

И) Игра «Ты – мне, я – тебе». Учащимся заранее дается задание (на дом) - приготовить вопросы по теме, например, «Органы. Системы органов человеческого организма» в 8 классе. Для игры понадобится мяч. Учитель начинает игру: бросает мячик одному из учеников и задает вопрос. Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мяч, отвечает на вопрос и бросает его следующему ученику. Если кто-то затрудняется ответить, ему помогает сосед по парте.

Игра требует подготовки домашнего задания, поэтому дети вынуждены его выполнить, подготовить грамотные вопросы, быть готовыми отвечать на вопросы товарища. При этом также происходит закрепление изученного материала.

К) игра «Цепочка». Учитель заранее готовит картинки с изображением, например, различных видов вегетативного размножения растений в природе (6 класс) и развешивает их на доске. Можно использовать рисунки учащихся.

Класс делится на 2 команды. По жребию устанавливается, какая команда начнет игру первой. Первый участник игры выбирает одну из картинок и называет способ вегетативного размножения. Следующий ученик отвечает, какими вегетативными органами происходит размножение. Третий приводит пример растения, для которого характерен такой способ вегетативного размножения. Так происходит, пока кто-либо из учеников не затруднится с ответом. В этом случае ход переходит к команде противника. За каждый верный ответ команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ниже дана схема игры для учеников. Такой игровой прием поможет обучающимся приводить примеры, доказывать свою точку зрения, систематизировать учебный материал по данной теме.  

Л) игра «Да-нет». Водящий из числа учеников загадывает какой-либо термин. Играющие должны задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да или нет». Вопросы составляются до тех пор, пока термин не отгадан. К примеру, по зоологии в 7 классе при изучении многообразия пресмыкающихся водящий загадал каймана.

Вот примерный диалог:

- это представитель царства животных?

- да.

- это класс Пресмыкающиеся?

- да.

- это отряд Черепахи?

- нет.

- Это отряд крокодилы?

- да…

И так далее. Игра учит задавать вопросы, вспомнить пройденный материал по данной теме, помогает обобщить знания и подготовиться к контрольной работе.

М) игра  «Перестрелка» Класс делится на 2 группы. Одна из команд пытается опровергнуть какое-либо высказывание, а другая - доказать его. Например, тема для обсуждения в 11 классе звучит так: «Мутагены – зло 21 века».

Одна команда приводит аргументы за это утверждение, а другая – против. (по очереди).  

ЗА

  1.  все наркотики, алкоголь, никотин – мутагены
  2.  многие химические вещества, придуманные человечеством – мутагены, в том числе – лекарства
  3.  озоновые дыры (появившиеся в последнее время в атмосфере) пропускают ультрафиолетовые солнечные лучи – мутагены
  4.  и т.д.

ПРОТИВ

  1.  ученые используют экспериментальный мутагенез для того, чтобы получить нужные мутации, например, у бактерий.
  2.  Полезные мутации помогли получить различные виды необходимых веществ для получения витаминов, гормонов, лекарств
  3.  Полиплоидия у растений – тоже мутация хромосом. Но такие растения дают высокий урожай. Например, полиплоидные сорта пшеницы, ржи
  4.  И т.д.

Такой прием учит отстаивать свою точку зрения, учит выступать перед аудиторией, учащимся приходится вспоминать пройденный материал для того, чтобы доказать свою правоту.

Н) «Летопись природы». Учитель заранее готовит список растений, относящихся к различным классам покрытосеменных растений. Представителей обоих классов должно быть равное количество. Растений в списке должно быть столько, сколько детей в классе или в 2 раза больше. Список размножается на каждую парту. Растения лучше разместить в алфавитном порядке, так их будет легче найти.

Учащиеся делятся на 2 команды, каждая из которых получает задание называть растения, относящиеся к классу однодольных или двудольных.

Начинает игру один из учеников. Он должен выбрать растение из списка, относящееся к тому классу, который должен называть его команда. Остальные участники вычеркивают это растение из своих списков. Далее игрок  другой команды называет растение, относящееся к другому классу . и т. д. если же ученик не может ответить или ответил неверно, то команда пропускает ход. Выигрывает команда, первой перечислившая все растения своего класса.

Класс Двудольные

Класс Однодольные

  1.  картофель
  2.  томат
  3.  пшеница
  4.  рожь
  5.  лилия
  6.  чеснок
  7.  лук
  8.  астра
  9.  подсолнечник
  10.   кукуруза
  11.   ландыш
  12.   Фасоль
  13.   Шиповник
  14.   Капуста

Этот прием помогает систематизировать материал, учит группировать, развивает внимание.

О) игра «Лото» поможет учащимся вспомнить учебный материал по пройденной теме, закрепить знания, а учителю легко проверить знания обучающихся.

Игра по теме «Железы внутренней секреции». Каждому ученику выдается карточка с терминами. Таких карточек – 3 варианта. Для заполнения игрового поля выдаются разноцветные квадратики из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, квадратом какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент – это значительно облегчает проверку.

1 вариант игрового поля.

Гормоны

Железа

Кретинизм

Гипофиз

Инсулин

Органы – мишени

Глюкагон

Акромегалия

Гипоталамус

2 вариант.

Адреналин

Гипоталамус

Акромегалия

Базедова болезнь

Кретинизм

Тироксин

Гипоталамо-гипофизарная система

Нейрогормоны

Гормоны

3 вариант.

Сахарный диабет

Железа

Нейрогормоны

Яичники

Гипоталамус

Органы – мишени

Тироксин

Эндокринная система

Акромегалия

Вопросы:

  1.  Синий (биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции – гормоны)
  2.  Красный (система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, вырабатывающих и выделяющих в кровь биологически активные вещества – эндокринная система)
  3.  Зеленый (биологически активные вещества, выделяемые нейросекреторными клетками нервной такни – нейрогормоны)
  4.  Зеленый (отдел промежуточного мозга, место взаимодействия нервной и эндокринной систем – гипоталамус)
  5.  Синий (железа внутренней секреции, расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез эндокринной системы (гипофиз)
  6.  Синий (гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма при различных воздействиях – адреналин)
  7.  Зеленый (заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции – базедова болезнь)
  8.  Синий (гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы – глюкагон)
  9.  Синий (болезнь, возникающая при недостаточной функции щитовидной железы в детском возрасте – кретинизм)
  10.  Синий (заболевание, при котором наблюдается повышенное выделение мочи, потеря веса, мышечная слабость, ускоренный распад белков и липидов – сахарный диабет)
  11.  Красный (нейроэндокринное заболевание, при котором отмечается избыточное выделение гормона роста у взрослых, что ведет к увеличению носа, губ, подбородка и языка – акромегалия)
  12.  Красный (органы, на которые действуют гормоны – органы-мишени)
  13.  Зеленый (йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, оказывающий стимулирующее влияние на ЦНС – тироксин)
  14.  Синий (железы смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное влияние на формирование тела, обмена веществ и поведение – яичники)
  15.  Красный (система, осуществляющая координацию нервной и гуморальной регуляции – гипоталамо-гипофизарная система)
  16.  Синий (клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества – железа)
  17.  Красный (гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы – инсулин)

Ответ для учителя 1 вариант

2 вариант

3 вариант

П) игра «Пирамида». Игра также поможет обучающимся в актуализации опорных знаний, закреплении пройденного. Задания и вопросы различных типов и степени сложности позволяют ученикам объективно оценить свои   знания.

Тема для повторения – питание и пищеварение. Для игры вызываются 2 пары игроков. Остальные - болельщики.  На доске вывешивается пирамида (см. выше). Начинающая пара выбирает поле игры. Если она не ответила на вопрос, он передается зрителям.

  1.  «Что это такое?». За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь.
  2.  Печень
  3.  Двенадцатиперстная кишка
  4.  Питательные вещества
  5.  Дентин
  6.  Пульпа
  7.  Кариес
  8.  Желудок
  9.  «да-нет». В этом задании необходимо найти правильные утверждения.
  10.  Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества
  11.  Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции.
  12.  Глотка является частью пищеварительного тракта
  13.  В состав эмали зубов входят соли кальция
  14.  У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка
  15.  В ротовой полости пища подвергается механической обработки, смачиванию и обеззараживанию
  16.  Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т. е. всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.
  17.  Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок
  18.  Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит
  19.  В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным
  20.  «найди соответствие». В конкурсе участвуют оба ученика пары. Даны три понятия. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь.
  21.  Предсердие: сердце = желчный пузырь : (печень)
  22.  Легкие: дыхание = тонкий кишечник : (всасывание)
  23.  Зубы: кариес = десна : (пародонтоз)
  24.  Глотка и желудок : пищевод = желудок и тонкий кишечник : ( 12-перстная кишка)
  25.  Желудок : желудочные железы = ротовая полость : (слюнные железы)
  26.  Зуб : эмаль = желудок : (слизистая)
  27.  Кровь : гематология = зубы : (стоматология)
  28.  Печень : желчь = поджелудочная железа : (поджелудочный сок)
  29.  Всасывательная функция ЖКТ : слизистые оболочки = двигательная функция ЖКТ : (гладкая мускулатура стенок ЖКТ)
  30.  Углеводы : глюкоза = белки : (аминокислоты)

4)»Узнай орган по таблице». Один из участников получает список органов, второй должен их показать.

5) «Расскажи мне, расскажи». Участвуют оба ученика пары. За 1 мин надо ответить на большее количество вопросов.

1) каково значение пищи?

2) чем пища отличается от питательных веществ?

3) какие типы зубов свойственны человеку?

4) чем резцы, клыки, коренные зубы отличаются друг от друга?

5) каково внутреннее строение зубов?

6) почему необходима механическая обработка пищи?

7) почему необходимо беречь зубы?

8) почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем?

9) какие функции выполняют питательные вещества?

10) Перечислите функции пищеварительной системы.

6. конкурс «Третий лишний». Один из участников зачитывает группу слов, другой находит лишнее. Время конкурса  - 1 минута.

1) глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник

2) функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная

3) питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы, минеральные соли

4) к продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо

5) пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы

6) зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов .

7) у каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и  находящийся в глубине челюсти корень

8) функции питательных веществ  - строительная, двигательная, энергетическая

9) железы смешанной секреции – печень, слюнные, поджелудочная и половые железы

10) в ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается

Итак, мы привели далеко не полный перечень приемов закрепления знаний и умений на уроках, но, систематизировав выше названные примеры, можно сделать ряд выводов:

    1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология

2.   В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

    3. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

                                                     

Заключение.

Процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий. На основе полученных результатов были сделаны выводы о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов, творческих заданий, игр, информационно-коммуникационных и тестов вызывают у школьников эмоциональные проявления; ученики выбирают темы исследовательских работ по предмету, участвуют в олимпиадах и сдают ЕГЭ, - все это в целом характерно для развития познавательного интереса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16837. Массивы указателей 1.37 MB
  6. Массивы указателей С помощью массивов указателей можно формировать большие массивы и коллекции массивов любых типов. Работа с большими массивами Размер одного массива данных должен быть не более 64 Кбайт. Но в реальных задачах могут использоваться массивы требую...
16838. Массивы и многоуровневая косвенная адресация 564 KB
  Лекция 10 5. Массивы и многоуровневая косвенная адресация Многоуровневая косвенная адресация и одномерные арифметические массивы Многоуровневая адресация имеет место при использовании указателей на указатели на массивы. Рассмотрим это на примерах формирования одн
16839. Связанные структуры 682 KB
  Лекция 11 8. Связанные структуры Основные понятия Записи содержащие указатели позволяют формировать в ОП линейные и нелинейные связанные структуры. К линейным связанным структурам относят например стеки очереди и списки. К нелинейным деревья и сети. Эти структур
16840. Объектно-ориентированное программирование. Методология объектно-ориентированного программирования 362 KB
  Объектно-ориентированное программирование. Основные понятия Методология объектно-ориентированного программирования Фундаментальными понятиями в программировании являются: технология программирования методология метод. Технология программирования...
16841. Подготовка и решение задач на компьютере Этапы полготовки и решения задач на компьютере 428.5 KB
  Лекция 1. Подготовка и решение задач на компьютере Этапы полготовки и решения задач на компьютере Подготовка и решение задач на компьютере имеет следующие этапы: постановка задачи и разработка технического задания; разработка: а информационной мо
16842. ОБ ОДНОМ «МУРАВЬИНОМ» АЛГОРИТМЕ 281 KB
  ОБ ОДНОМ МУРАВЬИНОМ АЛГОРИТМЕ А.А. Кажаров В.М.Курейчик В этой работе рассматривается решение классической NPтрудной задачи о коммивояжере на основе муравьиных алгоритмов. Данная задача без какихлибо изменений в ее интерпретации решается для проектирования СБИС. В...
16843. Проблемы перевода Problems of Translation 142 KB
  Проблемы перевода Problems of Translation В.ГГак Типология преобразований в актантной структуре высказывания при переводе При переводе нередко приходится прибегать к преобразованиям в актантной структуре высказывания особенно когда мы име
16844. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 22.04 KB
  П. РАВУССИН Д. БРАККО. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ. Отделение анестезиологии университетской клиники г. Лозанна Швейцария Большое количество церебральных процессов может вести к необратимому повреждению. Эти процессы могут быть классифицированы как трав...
16845. ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ВНУТРИЧЕРЕПНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ 35.86 KB
  М.В. БАШКИРОВ А.Р. ШАХНОВИЧ А.Ю. ЛУБНИН. ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ И ВНУТРИЧЕРЕПНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ. НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН Москва ВВЕДЕНИЕ Первые попытки дать научное объяснение феномену внутричерепной гипертензии ВЧГ предпринимались еще 200 лет назад. Но...