82688

Добрые дела живут на белом свете

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении; упражнять в грамотном построении ответов на заданные вопросы. Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи. Упражнять в подборе слов-антонимов, воспитывать чувство доброты.

Русский

2015-03-01

28.9 KB

1 чел.

Песни

«Дорогою добра»

«Добрым быть совсем –совсем не просто»

«Если добрый ты»

Темы мероприятия:

«В мире доброты

Спешите делать добрые дела

Красивые слова и красивые дела

Ступеньки к доброте

Пусть добро навеки побеждает зло

Твори добро, не видя в том заслуги

Где добрые люди-там беды не будет

«Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты»

  1.  Добрые дела живут на белом свете

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы

Цель: закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении; упражнять в грамотном построении ответов на заданные вопросы. Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи. Упражнять в подборе слов-антонимов, воспитывать чувство доброты.

Материал: макеты замка, дерева, листочки с иллюстрациями из игры «Оцени поступок», сердечки, косточки, мяч, кресло, аудиозапись песни.

Ход занятия

Звучит звукозапись песни «Песенка о доброте» муз. В.Шаинского.

Воспитатель (В.). Дети, о чём поётся в этой песенке? (Ответы детей.)

В. А что такое доброта? Что значит быть добрым? А каких добрых героев сказок вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы, дети, вы правильно понимаете, кого можно назвать добрым. Наверное, вы любите сказки? Я приглашаю вас в сказочный дворец «Доброты». Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей.) Да, в этом дворце живут только добрые герои. Хотите вы пойти туда? Идти нам придётся по сказочной тропинке (выложенная строительным материалом, лентами, полосками бумаги, расчерченная мелом речка, через неё мостик).

В. Дети, посмотрите, на всей дорожке лежат листочки. Только какие-то они необычные, с картинками. Возьмите по листочку и рассмотрите их (листья вырезаны из цветной бумаги, на них наклеены иллюстрации из игры «Оцени поступок»).

Дети рассматривают, называют добрые и плохие дела.

В. Какие листочки мы возьмём с собой? (Те, на которых изображены добрые дела.)

В. А вот и мостик (на нём письмо). Воспитатель читает письмо: «Дорогие путешественники! Пройдёт по мостику только тот, кто ответит на вопросы.

— Какие слова говорят при встрече?

— Что ты скажешь, если нечаянно кого-то толкнёшь?

— Кто должен уступать место в транспорте?

— Как ты должен обращаться к продавцу?

— Как ты попросишь у друга игрушку?

— Плачет девочка, как её успокоить?

— Что ты скажешь, если тебе помогли?

— Вы с другом нечаянно столкнулись. Тебе больно. Что ты скажешь?

— У тебя одно яблоко, а друг просит угостить его, что ты сделаешь?

Если ребёнок затрудняется с ответом, дети помогают ему.

В. Ну вот и ответили на вопросы, молодцы. Переходим по мостику, помогаем друг другу. (Дети входят в зал группы.) А вот и сказочный дворец (макет дворца сделан из листов картона, возле него ветка, имитирующая дерево).

В. А у дворцовых у ворот

Дерево добра растёт.

Налетел вдруг ветерок,

И листочки уволок.

Стало дерево скучать,

Людей добрых поджидать.

Вы, ребята, приходите

И листочки приносите.

Давайте вернём дереву листочки с добрыми делами (дети развешивают листочки на дереве, называя, какое там изображено доброе дело).

В. Полюбуйтесь, каким нарядным и весёлым стало дерево. Мне кажется, что кто-то плачет. Давайте подойдём ближе.

В окошке дворца сидит кукла Золушка.

Дети. Почему ты плачешь?

Кукла (роль куклы исполняет взрослый). С моего любимого цветка слетели все лепестки. Чтобы его собрать, нужно знать вежливые слова, а я их забыла.

В. Дети, а вы знаете вежливые слова? Тогда давайте поможем Золушке.

Дети берут лепестки, называют вежливое слово и прикрепляют лепесток к серединке.

Кукла: Спасибо, я вижу вы умеете делать добрые дела и хочу подарить вам сердечки, оденьте их, как медальоны, пусть ваши сердца всегда будут добрыми.

Чем больше в мире доброты —

Счастливей будете все вы.

До свидания дети! Спасибо!

В. Посмотрите, дети, какой красивый мячик, но почему-то он грустный. Почему? (С ним никто не играет.) А вы хотите поиграть с мячиком?

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Воспитатель бросает мяч ребёнку, называет «плохое» дело, ребёнок должен назвать слово антоним.

Разорвать книгу – склеить книгу.

Толкнуть – обнять.

Ударить – приласкать.

Намусорить – убрать.

Поломать – починить.

Нагрубить – поблагодарить.

Промолчать при встрече – поздороваться.

Бросить в птиц камнем – покормить птиц.

Молодцы! Вот и мяч развеселили.

В. Смотрите, ребята, какое красивое кресло. Как вы думаете, чьё оно? (Дети высказывают свои предположения: принцессы, короля …)

В. Наверное, это кресло волшебное. Давайте, попробуем посидеть в нём.

Игра «Комплименты». Дети по очереди садятся в кресло, остальные говорят ему комплименты.

В. Дети, вам приятно было слышать, когда о вас говорили добрые, ласковые слова?

Да, недаром в пословице говорится, что «Доброе слово и кошке приятно». Давайте соберём бусы из добрых слов, добрых дел и оставим на память о себе в сказочном замке.

Игра «Соберём бусы».

Дети берут косточки, одевают на нитку, называя:

«Я полью цветы», «Я помогаю маме» и др.

В. Вот какие длинные бусы получились. Оставим их на кресле. А теперь нам пора уходить. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, поделимся друг с другом добротой, а сердечки будут напоминать вам о нашем путешествии во дворец «Доброты».

Дети уходят по сказочной тропинке под весёлую музыку.

  1.  Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?

Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.

  1.  Предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите».

Зеленеет старый пень, когда услышит... Добрый день.

Растает даже снежная глыба от слова теплого... Спасибо.

Если тебя бранят за шалости, надо сказать... Прости пожалуйста.

Где бы ни были, на прощание мы говорим... До свидания.

Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь... Здравствуйте.

Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова. а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру. Игра «Вежливость» в руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый. Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.

  1.  «Пирамида добра»  Начинаем по колечку строить «Пирамиду добра». Чтобы получить первое колечко пирамиды, необходимо вам отгадать пословицы

Игра

«Угадай пословицы» Словесный Практический Я буду вам зачитывать пословицу, а вы должны дополнить ее одним из предложенных вариантов:

- за (какой) головой, как за каменной стеной? (умной, большой, старой)

- (какую) дружбу и топором не разрубишь? (долгую, красивую, верную)

- (что) век не забудется? (добро, богатство, бедность)

- (какому) человеку бывает стыдно и перед кошкой? (взрослому, старому, доброму)

- худо тому, кто (что) не делает никому (добра, встреч, помощи)

- (какое) слово до сердца доходит? (длинное, сердечное, непонятное)

- (какое) слово, что дождь в засуху? (доброе, короткое, веселое)

- людям забота как воздух нужна, стать всем (каким) поможет она? (выше, богаче, добрее)

Угадывают и дополняют пословицы

  1.  Что нужно знать, чтобы быть вежливым? От добрых и ласковых слов становится теплее и радостнее всем окружающим. А вы знаете, что доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово и лечит, слово и ранит», поэтому я хочу дать вам совет:

Обидное слово сказать не спеши,

Не разобравшись в деле.

Душевная рана бывает больней

Тяжелой раной на теле.

А еще в народе говорят: «Доброе слово лечит больного».

Отвечают на вопросы, слушают

Игра «Цепочка добрых слов» Игровой Практический Давайте передадим это солнышко друг другу и подарим своим друзьям добрые слова, которые вы знаете

Передают солнышко друг другу, произнося вежливы слова (спасибо; пожалуйста; до свидания; здравствуйте; добрый день; доброе утро; проходите, пожалуйста; извините, пожалуйста; будьте добры; я нечаянно; мы тебе рады; давай с тобой дружить; давай никогда не ссориться; давай помиримся; пропусти, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста; извините; чем могу помочь; жаль; я хочу, чтобы ты не сердилась; я тебя чем-то обидел) .

  1.  Ребята, давайте подойдем к необыкновенному дубу. Это дуб мудрости и добра. Давайте повесим чудесные листья и назовём правила на всю жизнь. Продолжаем наше путешествие.

Вешают на дуб листья и называют правила:

Будь щедрым! Уважай взрослых!

Будь бережливым! Не обижай людей!

Будь трудолюбивым! Помогай маленьким и слабым!

Будь добрым! Будь вежливым и гостеприимным!

Будь аккуратным! Слушай старших!

Будь любознательным и наблюдательным! Соблюдай правила!

Люби животных растения!

Не смейся над товарищами!

Будь смелым! Не жадничай!

Будь честным! Уступай!

Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты!

Не завидуй!

Посмотрите еще раз внимательно на дуб и запомните эти правила на всю жизнь.

  1.  Упражнение «Пирамида желаний» Словесный Практический Молодцы! Незаметно, колечко за колечком мы построили с вами Пирамиду добра. Благодаря вашим добрым словам, стараниям и знаниям она получилась большой и красивой.

А сейчас я приглашаю вас на «волшебный» коврик. Давайте с вами загадаем желания и кто придумает – выйдет в круг, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка.

(После того, как все дети загадают свои желания, возведут пирамиду добра, воспитатель тихонько раскачивает ее и со словами «пусть наши желания сбудутся! »- подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду)

Я думаю, что вы загадали добрые желания, и они обязательно сбудутся с вашей помощью.

Чем больше в мире доброты,

Тем счастливей я и ты!

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Теплота и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

Воспитатель:

О каком качестве пойдет речь?

Учитель:

Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет мне лицо?

Что же здесь написано?

Давайте я вам его прочитаю.

Письмо от жителей планеты "Сердце Добра"

"Уважаемые дети планеты Земля! Мы − жители планеты "Сердце Добра". Наша планета существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей планеты, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша планета может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста!

Учитель. Дети, поможем жителям планеты "Сердце Добра"?

А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.

- И так, все готовы? Отправляемся!

"Песня про доброту" из м/фильма "Поросенок Фунтик"

IV. Путешествие по волшебной стране.

Слайд №5

Воспитатель

-В этой стране есть долина Добра, только посмотрите, она заколдована, постоянно покрыта туманом.

-Ну что, попытаемся расколдовать эту долину?

Ответы детей.

1) Значение слова доброта

- Ребята, а как думаете вы, что такое ДОБРОТА? Выскажите свое мнение.

- Если делать людям добро, то человек сам становится добрым;

-Добро всегда побеждает зло;

-Доброта делает человека красивым и радостным;

-Человек, у которого в душе доброта всегда выглядит счастливым;

-Делать добро для друзей и окружающих;

-Надо делать добро не только словами, но и делами;

Доброта делает человека красивым, обаятельным. Человек, у которого в душе доброта, приятно выглядит, у него выражение радости на лице, милая улыбка на губах.

– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?

А вы не задумывались над тем, почему всегда мы начинаем наш учебный день чаще всего такими словами? Почему мы это делаем? И нужно ли это? Давайте поразмышляем.

(высказывания детей. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Добрый день! Доброе утро!» – и сразу станет теплее, радостнее.)

- А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?

Есть в русском языке еще хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «здравствуйте».

– Зачем мы его произносим?

(ответы детей)

Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье».

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

Слайд №12

– В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

"Здравствуйте"– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. Произнося слово "здравствуйте", мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает человеку добра, здоровья.

Есть такая притча о Добре и Зле.

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.

Ученик 3:

А когда Добро уходило от Зла оно сказало: "Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю".

Ученик 3:

Зло все перекосилось, но делать было нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром за зло.

Ученик 1:

Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.

- Что нужно иметь человеку, чтобы стать добрым?

(Человек должен иметь доброе сердце и добрую душу)

– Можно ли человека заставить быть добрым?

-Давайте вспомним, какое доброе дело сделал для вас одноклассник, скажем ему спасибо.

Игра "Паутинка добра"

Ребята по кругу передают клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг другу. Например: Спасибо тебе, Настя, за то, что ты…

-мне вчера помог донести портфель;

- мне дала свой карандаш;

-ты помогла убрать клеенку после урока труд и т. д.

Тянется к добру любой, как к лучам цветы.

Будут все дружить с тобой, если добрый ты.

Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.

Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!

Знай - добро всегда в цене, словно серебро.

Будешь ты богат втройне, обретя добро!

Ведь добро, как снежный ком: только покати;

Большим обрастёт добром, на своём пути.

Обойди ты, не губя, паучка в кустах:

Он не дома у тебя; это ты в гостях.

Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.

 Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!

"Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека" М. Пришвин.

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Развязный – скромный

Трусливый – храбрый

Добрые сердца – это сады,

Добрые слова – это корни,

Добрые мысли это цветы,

Добрые дела – плоды.

Если кому-то поможет

Твоя доброта, и улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живешь ты не зря.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда

Добро – творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго добро,

От злого зло родиться.

Добро, сколь ни было оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

                                        (Низами Г.)

Злу на свете нет оправданья:

Сколько оно приносит страданья

Злом человек оскверняет душу –

Людям такой человек не нужен

Чтобы не стал ты таким уродом,

Бедным, больным помогай, сиротам

Слабых не обижай стариков:

Сам ведь будешь когда-то таков

Ближних своих не съедай речами –

Как же в этом грешны мы с вами!

Заповеди даны человеку.

Чтоб выполнять их от века до века

Правы, не правы – Бог нас рассудит,

И по делам вашим и будет.

Игра «Комплименты»

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе...» По кругу каждый ребенок говорит соседу комплимент, называет хорошие качества характера или внешние отличительные признаки, стараются, чтобы комплименты не повторялись, были разными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4423. Факторинг как форма кредитования бизнеса в России на примере МФК ТРАСТ 878 KB
  Введение Проблема расширения рынков сбыта товаров, работ и услуг является одной из наиболее важных в современной экономике, но традиционные формы финансирования оборотного капитала не в полной мере соответствуют запросам предпринимателей. Дост...
4424. Осмотр места пожара. Методическое пособие 5.23 MB
  Рассмотрены организационные и технические вопросы осмотра места пожара с применением современных методов и технических средств, особенности осмотра и изъятия на исследование отдельных объектов. Описана техника фото- и видеосъемки места пожара. Прило...
4425. Государственная Дума РФ 164.5 KB
  Введение Правовой статус и структура Государственной Думы РФ Порядок формирования Государственной Думы РФ Полномочия Государственной Думы РФ Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу РФ Процедура принятия федерального закона Особенности...
4426. Логистика производства Учебное пособие 1.02 MB
  Введение Логистика производства непосредственно связана с управлением материальными потоками в процессе производства материальных благ. Характерной чертой производства является его территориальная компактность. Однако объекты инфраструктуры производ...
4427. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации 945.2 KB
  Предисловие Дисциплина Вычислительные системы, сети и телекоммуникации является одной из ключевых при подготовке специалистов в области информационных технологий. Это связано с тем, что предметами изучения указанной дисциплины являются способы и тех...
4429. Путеводитель по бюджетному учету и налогам практическое пособие по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений 12.91 MB
  Нормативное регулирование бухгалтерского учета Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет Субъекты и объекты бухгалтерского учета Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету Ответственность за организацию и ведение б...
4430. Технологический процесс производства вареных колбас 927.71 KB
  Введение Предприятия мясной промышленности нашей страны оснащены большим количеством (более 400 наименований) технологического оборудования. Рациональная эксплуатация оборудования требует глубокого знания его особенностей и конструктивных признаков....
4431. МАКРОЭКОНОМИКА: ЕЁ ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА. 586.5 KB
  Тема: Макроэкомика: её особенности и структура. Предмет, специфические черты макроэкономики, показатели макроэкономики Н/Х показатели материального производства Система национальных счетов: а) принципы национальных счетов ...