82698

О книге и о чтении. Иллюстрация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель и задачи: расширить знания учащихся о книге историей её возникновения и о этапах её производства; показать возможности иллюстрации как способе дополнительного восприятия новой информации; развивать навыки правильного и осознанного чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Русский

2015-03-01

51 KB

0 чел.

Интегрированный  урок

чтения  и  изобразительного  искусства

в 4 классе

Тема: О  книге  и  о чтении.  Иллюстрация.

Цель  и  задачи:  расширить  знания  учащихся  о  книге,  историей  её  возникновения  и  о  этапах  её  производства;  показать   возможности  иллюстрации,  как  способе  дополнительного  восприятия  новой  информации;  развивать  навыки  правильного  и  осознанного  чтения;  обогащать  словарный  запас  учащихся;   прививать  любовь  к  книге,    чтению и  изобразительноиу искусству.

Оборудование:  выставка  альбомов  и  иллюстрированных  книг;  слайды  по  теме,  альбомы,  краски,  правила  работы  в  группе,  карточки  с  заданиями  для групп.

Ход  урока

  1.  Орг. момент  урока

Вы  зашли  в  родной  наш  класс.

Сколько  здесь  сегодня  нас?

Друг  на  друга  посмотрели,

Все  обнялись  и  присели.

И  за  парты  тихо  сели.

- Сегодня  урок  для  вас  проведу  я  и  учитель  изобразительного  искусства  Жданова Лариса  Ивановна.

Почему  мы  позволили  объединить  изучаемые  темы  в  один  урок?  Эту  тайну  вы  раскроете  сами.

- А  работать  будем  в  группах. Для  этого  утвердим  правила  работы  в  группе:

  •  Не  перебивать  собеседника,  уметь  выслушать   мнение  одноклассника  до  конца.
  •  Цени  время.
  •  Ответы  давай доказательные  и  точные.

  1.  Мотивация

Чтение  стихотворения  Н.Найденовой  «Мой  друг»

Хорошая  книга,  мой  спутник,  мой  друг.

С  тобой  интересней  бывает  досуг.

Мы  время  отлично  проводим  вдвоем

И  наш  разговор  потихоньку  ведем.

Ты  мне  говоришь  про  дела  смельчаков,

Про  злобных  врагов  и  смешных  чудаков,

Про  тайны  земли  и  движенье  планет.

С  тобой  ничего  непонятного  нет.

Ты  учишь  правдивым и  доблестным  быть.

Природу,  людей  понимать   и  любить.

Тобой  дорожу  я,  тебя  берегу,

Без  книги  хорошей  я  жить  не  могу.

  1.  Сообщение  темы  и  цели  урока

- Вы  догадались,  что  сегодня  на  уроке  мы  поговорим?..  О  книге  и  о  чтении.

  1.  Актуализация  опорных  знаний  учащихся

А) Вступительное  слово  учителя

-  Очень  давно (  около 100 тысяч лет назад,   как  утверждает  британский профессор Пол Мелларс)   человек  овладел  великим  даром,  который существенным  образом  поднял  его  на  несколько ступеней  выше над  другими  живыми  существами  – это умением  мыслить  и  передавть  свои  мысли  при  помощи  речи.

- Мы  уже  знаем,  что  первоначально  возникла  …  устная речь,  а  затем  письменная.  

Говорит  она  беззвучно,

Интересно  и  не скучно.  

Ты  беседуй  чаще  с ней.

Станешь  в  сотни  раз  умней.   (Книга).

Да, с  возникновением  письменной  речи    возникла  книга.  Историки  провели свои  исследования  и  узнали  вот  о  чем…

Б) Выступление  группы  историков.

- Знаете  ли  вы,  что  первые  книги – это  наскальные  рисунки  с  изображением  охотничьих  и бытовых  сцен.  

  Позднее,  когда  изобрели  письменность,  важные  сообщения  выцарапывались  на  глиняных  дощечках.  Но  из-за  того,  что  такие  книги  были  ломкими и  хрупкими,  то  новое  поколение  книг  были  кожанными.  Специально  обрабатывали  кожу  молодых  телят,  которая  называлась  «пергамент».  Но  такая  книга  была  тяжела,  а  некоторые  из  них  едва  помещалась  на  телегу.

В  Киевской  Руси  их  сменили  берестяные  грамоты.  Единичные  экземпляры  которых  дошли  до  наших  времен.

И  только  в  V веке  нашей  эры   в  Китае  была  изобретена  бумага.

Величайшее изобретение  человечества.

 Не  куст,  а  с  листочками,

 Не  рубашка,  а  сшита,

Не  человек,  а  рассказывает.

Книга – это  сшитые  листы  бумаги,  на  которых  нанесены  изображения  и  напечатан  текст.

- Дополнить  эти  выводы  желает  наша  группа  психологов.

В) Выступление  психологов

-Когда  мы  изучали  раздел  «Учимся  общаться»,  мы  познакомились  с невербальными  способами  общения.  Это   несловесные  формы  общения - …  мимика,  жесты  и  поза.  И  уже  знаем,  что первое  впечатление  о  человеке  возникает  в  первые  10  секунд,  где  первостепенную  роль  играет  внешность  человека.  

Так  и  книга  привлекает  нас  своим   внешним  обликом -  обложка,  качество  бумаги,  шрифт  и  …  иллюстрация.  И  прежде  всего  иллюстрация.

Г) Слово  учителя

- Когда  мы  впервые  знакомимся  с книгой?  В детском  возрасте. Мы  еще  не  знаем  букв  и  не  умеем  читать,  а  уже  тянемся  к  ниге. Она  нас  привлекает  своими  яркими  картинками.

За  окном  гуляла  вьюга,

Чертила  на  окне  узор.

А мы  в тепле  с  любимым  другом

Вели  весь  вечер  разговор.

Показывал  он  мне  картинки:

Ребячий  лагерь,  лес,  костер…

Взял  я  обыкновенную  резинку

И с  друга  пятнышки  все  стер.

Потом  закладкой  голубою

Листы  до  завтра  заложил,

Взял  друга  бережно  рукою

И в шкаф  на  полку  положил.

- Вот  чего  не  хочется  стереть  со  страниц  книги – это  иллюстрации.     А  почему?... На  этот  вопрос  нам    поведает   Лариса  Ивановна.

  1.  Осознание  о  восприятие  нового  материала

А)работа  по  содержанию  статьи  учебника

  •  Вступительное  слово  учителя  по  изобразительному  искусству Л.И.Ждановой

- Иллюстрация (от  латинского «освещение»)  -  наглядное  изображение  прочитанного,  помогают  читателю  усилить  впечатление  от  книги.

Иллюстрации  к  литературному  произведению  вместе  с  самим  произведением  представляют  собой  единое  целое.

Как  настоящий  волшебник,  художник-иллюстатор  делает  невидимое – видимым.

Один  из  выдающихся  художников-иллюстраторов – Иван  Билибин.  В  иллюстрациях  к  сказке А.Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане…»Билибин  передал  очарование  старины.  В  его  работах,  то  сдержанность,  то  яркость    красок  -  удерживают  внимание  читатетля.

Именно  иллюстрации  помогают  сделать  книгу  нарядной,  доступной.

Иллюстрации  могут  быть  и  черно-белыми.  В  технике  графики работал  Владимир  Фаворский.

Художник – соавтор  книги,  помогае  лучше  понять  содержание  событий.

Иллюстрации к  самым  значительным произведениям- сочинениям  мировой  литературы  создали  классики  мирового  искусства:  Боттичелли,  Ремрандт,  Делакруа,  Мане,  Репин,  Врубель.

-  Прочитатв  текст  и  просмотрев  внимательно  статью,  вы  получите  более  глубокое  предствавление  о  прочитанной   книге.

  •  Чтение  статьи  эстафетой.

6. Физ. минутка

Б) «Берем  в  руки  карандаш»,  но  прежде  прослушаем  сообщение  наших  литературоведов.

- А  теперь  дадим  слово  нашим  литературоведам.

Мы  уже  с вами  познакомились  с  художественно-литературными  средствами  языка  и  наблюдали,  как  умело  их  используют  писатели  и  поэты.  Одно  из  таких  средств олицетворение - присвоение неживым  предметам свойств живых существ.Чаще  всего  оживляют  времена  года:  зима – седая  старуха, весна – молодая  красавица.

Гипербола -  преувеличение.  Встречаем  гиперболу  в  народных  частушках

Сидит лодырь у ворот,
Широко разинул рот, 
И никто не разберёт,
Где ворота, а где рот.

Ирония – авторская  насмешка. Часто  мы  это  замечаем  у  А.С.Пушкина:

-Дурачина,  ты,  простафиля…

- Жил-был  поп –толоконный  лоб..

Эпитеты - красочное, образное   определение. Встречаем  у  поэтов-лириков.

…Румяной зарею  осветился  восток…

В) знакомство  с  видами  и приёмами  изобразительного искусства

А  вот,  как  эти  средства,  но  посвоему,  используют  художники… Об  этом  сообщат  они  сами.

Г) Практическая  работа  в  группах (каждая  группа  получает  задание- проиллюстрировать  произведение  или  отрывок  произведениея)

  •  Басня  И.А.Крылова  «Лебедь,  щука  и  рак»  (графика)
  •  Отрывок  из  сказки  А.С. Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане,  о  славном  и  могучем  князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной  царевне  лебеди» (декоративно прикладное  творчество  работают  2  группы)
  •  Ф. Тютчев «Зима  недаром  злится» (1гр. – олицитворение, 2гр. –эпититы)
  •  Научная  статья  «Возвращение  балалайки» (коллаж).
  •  Создание альбома  «Наглядное  изображение    нами прочитанного»

Д) Презентация выполненной  работы.

Ребята  называют  произведение  над  которым  работали и  показывают  иллюстрацию.

Последними  выступают  редакторы с  выпущенной  книжкой  Наглядное изображение нами прочитанного»

  1.  Итог

- Необходимо  оценить  вашу  работу,  но  сделаем  это по  мировым  стандартам,  т.е. мировой  премией.

Чтение  статьи «Медаль Х.К.Андерсена»  и  награждение  медалью  лучших  групп.

- Можно  иллюстрировать  не  только литературные  произведения,  но  и исторические  события,  важные  дни  из  жизни   выдающихся личностей  и  свои  собственные,  и  даже  уроки.  Вот  как  проиллюстрировала  наш  урок  Лариса Ивановна.  (Вспоминаем  основные  этапы  работы).

PAGE   \* MERGEFORMAT4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27052. Значение, виды, способы, сроки и порядок проведения инвентаризаций 19.97 KB
  Виды инвентаризаций Инвентаризации могут быть полными и неполными частичными. Полные инвентаризации проводятся не реже одного раза в год. Неполные частичные инвентаризации связаны с проверкой определенных видов материальных ценностей денежных средств или расчетов например инвентаризация кассовой наличности или готовой продукции или материальных ценностей находящихся на ответственном хранении у кладовщика. Выборочная инвентаризация проводимая для контроля материальноответственных лиц также относится к частичной инвентаризации.
27053. Ревизия расчетов с подотчетными лицами 14.81 KB
  срок подачи авансового отчета после возвращения из командировки 3 дня 2проверка оформления командировочных расходов. Проверка оформления командировочных расходов При ревизии расчётов по командировочным расходам целесообразно убедиться в выполнении следующих правил: Продолжительность командировки не должна превышать срока указанного в приказе на командирование; а также законодательно установленного максимального срока командировки расходы на которую могут быть отнесены на себестоимость. Если пункт командировки расположен так что по...
27054. Система контроля объема и ассортимента выпускаемой продукции 13.52 KB
  В случае когда в целевой функции только две переменные и количество ограничений небольшое для нахождения оптимального решения можно использовать графический метод и метод проб и ошибок. Графический метод: Согласно данному методу оптимальное решение должно находиться в одной из угловых точек области возможных решений. МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК. Следует отметить что метод проб и ошибок а также графический метод полезны в случае двух или возможно трех переменных.
27055. Учет удержаний из заработной платы 14.53 KB
  В бухгалтерском учете такое удержание оформляется записью: Дебет счета 70 Расчеты с персоналом по оплате труда Кредит счетов учета производственных затрат или расходов 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 44 Расходы на продажу и т. В данном случае оформляется бухгалтерская проводка: Дебет счета 70 Кредит счета 71 Расчеты с подотчетными лицами на сумму ранее выданную под отчет и не погашенную в установленные сроки. В бухгом учете такие удержания отражаются проводками: Дебет счета 70 Кредит счета 76 Расчеты с разными...
27056. Формы, системы и виды оплаты труда. Порядок расчета заработной платы, доплат, оплаты отпусков, надбавок, гарантий и компенсаций 25.1 KB
  Виды системы и формы оплаты труда Заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника сложности количества качества и условий выполняемой работы выплаты компенсационного характера ст. Условия оплаты труда конкретного работника указываются в его трудовом договоре. виды оплаты труда: основная и дополнительная.
27057. Учет амортизации ос и нма 16.44 KB
  Учет амортизации ос и нма Счет 10400 Амортизация Счет предназначен для сбора информации о начисленной сумме амортизации объектов нефинансовых активов принятых учреждением к учету. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1 12 годовой суммы. По объектам основных средств амортизация начисляется: на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации: стоимостью до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 балансовой стоимости объекта при принятии к...
27058. Анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами 13.33 KB
  Анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами К трудовым ресурсам относится та часть населения которая обладает необходимыми физическими данными знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. В частности от обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ эффективность использования оборудования. Общую картину состояния и тенденции развития трудовых ресурсов учреждения дает анализ изменения среднесписочной численности работников...
27059. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ 14.67 KB
  Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает: 1 нормативное правовое регулирование осуществляется нормами права содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах; 2 методическое нормативнотехническое регулирование осуществляется методическими техническими нормами содержащимися в соответствующих актах методического нормативнотехнического характера. Первый уровень законы Российской Федерации и указы президента РФ устанавливающие единые правовые и...
27060. Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками 12.31 KB
  Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками Цель установление правомерности и эффективности использования средств бюджетов при осуществлении рассветных операции с поставщиками и подрядчиками.02 N2П О безналичных расчетах в РФ Источники ревизии: 1Первичка 2регистры аналитического и синтетического учета 3отчетность учреждении 4Государственные контракты в рамках N94ФЗ О государственных закупках 5СчетФактуранакладная 6акт приема передачи выполненных работоказанных услуг 7доверенность 8денежные документы 9журнал операции с...