82698

О книге и о чтении. Иллюстрация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель и задачи: расширить знания учащихся о книге историей её возникновения и о этапах её производства; показать возможности иллюстрации как способе дополнительного восприятия новой информации; развивать навыки правильного и осознанного чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Русский

2015-03-01

51 KB

0 чел.

Интегрированный  урок

чтения  и  изобразительного  искусства

в 4 классе

Тема: О  книге  и  о чтении.  Иллюстрация.

Цель  и  задачи:  расширить  знания  учащихся  о  книге,  историей  её  возникновения  и  о  этапах  её  производства;  показать   возможности  иллюстрации,  как  способе  дополнительного  восприятия  новой  информации;  развивать  навыки  правильного  и  осознанного  чтения;  обогащать  словарный  запас  учащихся;   прививать  любовь  к  книге,    чтению и  изобразительноиу искусству.

Оборудование:  выставка  альбомов  и  иллюстрированных  книг;  слайды  по  теме,  альбомы,  краски,  правила  работы  в  группе,  карточки  с  заданиями  для групп.

Ход  урока

  1.  Орг. момент  урока

Вы  зашли  в  родной  наш  класс.

Сколько  здесь  сегодня  нас?

Друг  на  друга  посмотрели,

Все  обнялись  и  присели.

И  за  парты  тихо  сели.

- Сегодня  урок  для  вас  проведу  я  и  учитель  изобразительного  искусства  Жданова Лариса  Ивановна.

Почему  мы  позволили  объединить  изучаемые  темы  в  один  урок?  Эту  тайну  вы  раскроете  сами.

- А  работать  будем  в  группах. Для  этого  утвердим  правила  работы  в  группе:

  •  Не  перебивать  собеседника,  уметь  выслушать   мнение  одноклассника  до  конца.
  •  Цени  время.
  •  Ответы  давай доказательные  и  точные.

  1.  Мотивация

Чтение  стихотворения  Н.Найденовой  «Мой  друг»

Хорошая  книга,  мой  спутник,  мой  друг.

С  тобой  интересней  бывает  досуг.

Мы  время  отлично  проводим  вдвоем

И  наш  разговор  потихоньку  ведем.

Ты  мне  говоришь  про  дела  смельчаков,

Про  злобных  врагов  и  смешных  чудаков,

Про  тайны  земли  и  движенье  планет.

С  тобой  ничего  непонятного  нет.

Ты  учишь  правдивым и  доблестным  быть.

Природу,  людей  понимать   и  любить.

Тобой  дорожу  я,  тебя  берегу,

Без  книги  хорошей  я  жить  не  могу.

  1.  Сообщение  темы  и  цели  урока

- Вы  догадались,  что  сегодня  на  уроке  мы  поговорим?..  О  книге  и  о  чтении.

  1.  Актуализация  опорных  знаний  учащихся

А) Вступительное  слово  учителя

-  Очень  давно (  около 100 тысяч лет назад,   как  утверждает  британский профессор Пол Мелларс)   человек  овладел  великим  даром,  который существенным  образом  поднял  его  на  несколько ступеней  выше над  другими  живыми  существами  – это умением  мыслить  и  передавть  свои  мысли  при  помощи  речи.

- Мы  уже  знаем,  что  первоначально  возникла  …  устная речь,  а  затем  письменная.  

Говорит  она  беззвучно,

Интересно  и  не скучно.  

Ты  беседуй  чаще  с ней.

Станешь  в  сотни  раз  умней.   (Книга).

Да, с  возникновением  письменной  речи    возникла  книга.  Историки  провели свои  исследования  и  узнали  вот  о  чем…

Б) Выступление  группы  историков.

- Знаете  ли  вы,  что  первые  книги – это  наскальные  рисунки  с  изображением  охотничьих  и бытовых  сцен.  

  Позднее,  когда  изобрели  письменность,  важные  сообщения  выцарапывались  на  глиняных  дощечках.  Но  из-за  того,  что  такие  книги  были  ломкими и  хрупкими,  то  новое  поколение  книг  были  кожанными.  Специально  обрабатывали  кожу  молодых  телят,  которая  называлась  «пергамент».  Но  такая  книга  была  тяжела,  а  некоторые  из  них  едва  помещалась  на  телегу.

В  Киевской  Руси  их  сменили  берестяные  грамоты.  Единичные  экземпляры  которых  дошли  до  наших  времен.

И  только  в  V веке  нашей  эры   в  Китае  была  изобретена  бумага.

Величайшее изобретение  человечества.

 Не  куст,  а  с  листочками,

 Не  рубашка,  а  сшита,

Не  человек,  а  рассказывает.

Книга – это  сшитые  листы  бумаги,  на  которых  нанесены  изображения  и  напечатан  текст.

- Дополнить  эти  выводы  желает  наша  группа  психологов.

В) Выступление  психологов

-Когда  мы  изучали  раздел  «Учимся  общаться»,  мы  познакомились  с невербальными  способами  общения.  Это   несловесные  формы  общения - …  мимика,  жесты  и  поза.  И  уже  знаем,  что первое  впечатление  о  человеке  возникает  в  первые  10  секунд,  где  первостепенную  роль  играет  внешность  человека.  

Так  и  книга  привлекает  нас  своим   внешним  обликом -  обложка,  качество  бумаги,  шрифт  и  …  иллюстрация.  И  прежде  всего  иллюстрация.

Г) Слово  учителя

- Когда  мы  впервые  знакомимся  с книгой?  В детском  возрасте. Мы  еще  не  знаем  букв  и  не  умеем  читать,  а  уже  тянемся  к  ниге. Она  нас  привлекает  своими  яркими  картинками.

За  окном  гуляла  вьюга,

Чертила  на  окне  узор.

А мы  в тепле  с  любимым  другом

Вели  весь  вечер  разговор.

Показывал  он  мне  картинки:

Ребячий  лагерь,  лес,  костер…

Взял  я  обыкновенную  резинку

И с  друга  пятнышки  все  стер.

Потом  закладкой  голубою

Листы  до  завтра  заложил,

Взял  друга  бережно  рукою

И в шкаф  на  полку  положил.

- Вот  чего  не  хочется  стереть  со  страниц  книги – это  иллюстрации.     А  почему?... На  этот  вопрос  нам    поведает   Лариса  Ивановна.

  1.  Осознание  о  восприятие  нового  материала

А)работа  по  содержанию  статьи  учебника

  •  Вступительное  слово  учителя  по  изобразительному  искусству Л.И.Ждановой

- Иллюстрация (от  латинского «освещение»)  -  наглядное  изображение  прочитанного,  помогают  читателю  усилить  впечатление  от  книги.

Иллюстрации  к  литературному  произведению  вместе  с  самим  произведением  представляют  собой  единое  целое.

Как  настоящий  волшебник,  художник-иллюстатор  делает  невидимое – видимым.

Один  из  выдающихся  художников-иллюстраторов – Иван  Билибин.  В  иллюстрациях  к  сказке А.Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане…»Билибин  передал  очарование  старины.  В  его  работах,  то  сдержанность,  то  яркость    красок  -  удерживают  внимание  читатетля.

Именно  иллюстрации  помогают  сделать  книгу  нарядной,  доступной.

Иллюстрации  могут  быть  и  черно-белыми.  В  технике  графики работал  Владимир  Фаворский.

Художник – соавтор  книги,  помогае  лучше  понять  содержание  событий.

Иллюстрации к  самым  значительным произведениям- сочинениям  мировой  литературы  создали  классики  мирового  искусства:  Боттичелли,  Ремрандт,  Делакруа,  Мане,  Репин,  Врубель.

-  Прочитатв  текст  и  просмотрев  внимательно  статью,  вы  получите  более  глубокое  предствавление  о  прочитанной   книге.

  •  Чтение  статьи  эстафетой.

6. Физ. минутка

Б) «Берем  в  руки  карандаш»,  но  прежде  прослушаем  сообщение  наших  литературоведов.

- А  теперь  дадим  слово  нашим  литературоведам.

Мы  уже  с вами  познакомились  с  художественно-литературными  средствами  языка  и  наблюдали,  как  умело  их  используют  писатели  и  поэты.  Одно  из  таких  средств олицетворение - присвоение неживым  предметам свойств живых существ.Чаще  всего  оживляют  времена  года:  зима – седая  старуха, весна – молодая  красавица.

Гипербола -  преувеличение.  Встречаем  гиперболу  в  народных  частушках

Сидит лодырь у ворот,
Широко разинул рот, 
И никто не разберёт,
Где ворота, а где рот.

Ирония – авторская  насмешка. Часто  мы  это  замечаем  у  А.С.Пушкина:

-Дурачина,  ты,  простафиля…

- Жил-был  поп –толоконный  лоб..

Эпитеты - красочное, образное   определение. Встречаем  у  поэтов-лириков.

…Румяной зарею  осветился  восток…

В) знакомство  с  видами  и приёмами  изобразительного искусства

А  вот,  как  эти  средства,  но  посвоему,  используют  художники… Об  этом  сообщат  они  сами.

Г) Практическая  работа  в  группах (каждая  группа  получает  задание- проиллюстрировать  произведение  или  отрывок  произведениея)

  •  Басня  И.А.Крылова  «Лебедь,  щука  и  рак»  (графика)
  •  Отрывок  из  сказки  А.С. Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане,  о  славном  и  могучем  князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной  царевне  лебеди» (декоративно прикладное  творчество  работают  2  группы)
  •  Ф. Тютчев «Зима  недаром  злится» (1гр. – олицитворение, 2гр. –эпититы)
  •  Научная  статья  «Возвращение  балалайки» (коллаж).
  •  Создание альбома  «Наглядное  изображение    нами прочитанного»

Д) Презентация выполненной  работы.

Ребята  называют  произведение  над  которым  работали и  показывают  иллюстрацию.

Последними  выступают  редакторы с  выпущенной  книжкой  Наглядное изображение нами прочитанного»

  1.  Итог

- Необходимо  оценить  вашу  работу,  но  сделаем  это по  мировым  стандартам,  т.е. мировой  премией.

Чтение  статьи «Медаль Х.К.Андерсена»  и  награждение  медалью  лучших  групп.

- Можно  иллюстрировать  не  только литературные  произведения,  но  и исторические  события,  важные  дни  из  жизни   выдающихся личностей  и  свои  собственные,  и  даже  уроки.  Вот  как  проиллюстрировала  наш  урок  Лариса Ивановна.  (Вспоминаем  основные  этапы  работы).

PAGE   \* MERGEFORMAT4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24339. Аттестация персонала 205 KB
  Кроме того у аттестации и оценки совершенно разный юридический статус и разные последствия. По результатам оценки нельзя уволить сотрудника а по итогам аттестации можно п. Однако увольнение будет правомерным лишь в том случае если в фирме действует положение об аттестации составленное и утвержденное по всем правилам трудового законодательства. 3 Результаты аттестации важны при проведении процедуры увольнения в связи с сокращением численности или штата п.
24340. АУДИТ ПЕРСОНАЛА 69.5 KB
  Но существуют и специфические показатели: результативность эффективность деятельности структурных подразделений и отдельных работников; удовлетворенность персонала своей работой и принадлежностью к организации; текучесть кадров; соблюдение трудовой дисциплины; наличие конфликтов на всех уровнях отношений; характер социапьнопсихологического климата и особенности организационной культуры в организации. 1 В данном случае термин аудит означает экспертизу соответствия организационной функциональной и...
24341. Традиции, новации, эволюция и революция в науке 39.5 KB
  В науке традиция это система канонизированных общепринятых знаний норм и идеалов научного познания. Традиция подпитывает такой важный феномен в науке как консерватизм позиция направленная на сохранение установившихся правил игры в науке регламентирующих и управляющих творческим процессом. Поэтому можно согласиться с мнением что консерватизм в науке выражает здоровые потенции в ней противостоя некомпетентности дилетантизму.
24342. Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая 207.5 KB
  В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической неклассической постнекдассической.из чего устроен мир как он движется Появляются также онтологические модели устройства мира в целом. Так в модели мира Анаксимандра в центре мира была Земля в форме цилиндра покрытая водой затем воздух и небесная сфера в форме трех вращающихся огненных колец: солнечного лунного звездного. У Гераклита центр мира тоже Земля а от нее к светилам распространялись...
24343. Признаки постнеклассического этапа развития науки (системные и информационный подход, приципы самоорганизации и универсального эволюционизма) 200.5 KB
  В основе системного подхода как методологии научного познания лежит исследование объекта как системы.Иванов писал что соответственно образуется ветвь онтологических определений системы которые трактуют её как объект реальности наделённый определёнными системными свойствами как целостность обладающую некоторой организующей общностью этого целого. Итак в процессе человеческой деятельности реализация принципа системности может идти по следующим направлениям: Исследуются реально существующие объекты рассматриваемые как системы на...
24344. Этические проблемы науки в конце 20 столетия (общечеловеческая и профессиональная этика, принцип «нейтральности» и ответственности ученого на примере биоэтики – клонирование и трансплантации органов) 175 KB
  197 Этика науки Как отмечалось ранее качественные изменения в развитии человечества в начале XXI века связанные с научнотехническим прогрессом отражаются на жизнедеятельности самого человека и приводят к последствиям глобального характера. Проблема взаимоотношения науки и этики решается в двух тесно связанных между собой аспектах: разработки профессиональной этики ученых и решения учеными вопроса о социальной ответственности научного сообщества за негативные последствия применения результатов научных исследований в практике....
24345. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма. Учение о ноосфере 113.5 KB
  Что касается космистского мировоззрения то оно главным предметом своего познавательного и ценностного отношения делает взаимодействие человека и среды последняя понимается чаще всего как Космос. Спирин русский космизм как универсалистский тип миросозерцания отражающий бытие мира и человека в их единстве в нерасторжимой взаимосвязи микрокосма человека и микрокосма природы Казначеев В. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Хотя русский космизм внутренне исключительно разнообразен и включает полярные по...
24346. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции о роли науки в развитии общества. Наука и паранаука 95 KB
  В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма: сциентизмантисциентизм что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека объявление ее вершиной развития культуры убеждение в ненужности других сфер культуры О. Противоположным сциентизму направлением мировозренческой ориентации является антисциентизм основанный на недоверии к возможностям науки и разума на критике научных методов познания.
24347. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза локальных и ядерных воин) 141 KB
  Она представляет собой не просто окружающую среду которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека а выступает единым целостным организмом в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Третья проблема это проблема сохранения человеческой личности...