82698

О книге и о чтении. Иллюстрация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель и задачи: расширить знания учащихся о книге историей её возникновения и о этапах её производства; показать возможности иллюстрации как способе дополнительного восприятия новой информации; развивать навыки правильного и осознанного чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Русский

2015-03-01

51 KB

0 чел.

Интегрированный  урок

чтения  и  изобразительного  искусства

в 4 классе

Тема: О  книге  и  о чтении.  Иллюстрация.

Цель  и  задачи:  расширить  знания  учащихся  о  книге,  историей  её  возникновения  и  о  этапах  её  производства;  показать   возможности  иллюстрации,  как  способе  дополнительного  восприятия  новой  информации;  развивать  навыки  правильного  и  осознанного  чтения;  обогащать  словарный  запас  учащихся;   прививать  любовь  к  книге,    чтению и  изобразительноиу искусству.

Оборудование:  выставка  альбомов  и  иллюстрированных  книг;  слайды  по  теме,  альбомы,  краски,  правила  работы  в  группе,  карточки  с  заданиями  для групп.

Ход  урока

  1.  Орг. момент  урока

Вы  зашли  в  родной  наш  класс.

Сколько  здесь  сегодня  нас?

Друг  на  друга  посмотрели,

Все  обнялись  и  присели.

И  за  парты  тихо  сели.

- Сегодня  урок  для  вас  проведу  я  и  учитель  изобразительного  искусства  Жданова Лариса  Ивановна.

Почему  мы  позволили  объединить  изучаемые  темы  в  один  урок?  Эту  тайну  вы  раскроете  сами.

- А  работать  будем  в  группах. Для  этого  утвердим  правила  работы  в  группе:

  •  Не  перебивать  собеседника,  уметь  выслушать   мнение  одноклассника  до  конца.
  •  Цени  время.
  •  Ответы  давай доказательные  и  точные.

  1.  Мотивация

Чтение  стихотворения  Н.Найденовой  «Мой  друг»

Хорошая  книга,  мой  спутник,  мой  друг.

С  тобой  интересней  бывает  досуг.

Мы  время  отлично  проводим  вдвоем

И  наш  разговор  потихоньку  ведем.

Ты  мне  говоришь  про  дела  смельчаков,

Про  злобных  врагов  и  смешных  чудаков,

Про  тайны  земли  и  движенье  планет.

С  тобой  ничего  непонятного  нет.

Ты  учишь  правдивым и  доблестным  быть.

Природу,  людей  понимать   и  любить.

Тобой  дорожу  я,  тебя  берегу,

Без  книги  хорошей  я  жить  не  могу.

  1.  Сообщение  темы  и  цели  урока

- Вы  догадались,  что  сегодня  на  уроке  мы  поговорим?..  О  книге  и  о  чтении.

  1.  Актуализация  опорных  знаний  учащихся

А) Вступительное  слово  учителя

-  Очень  давно (  около 100 тысяч лет назад,   как  утверждает  британский профессор Пол Мелларс)   человек  овладел  великим  даром,  который существенным  образом  поднял  его  на  несколько ступеней  выше над  другими  живыми  существами  – это умением  мыслить  и  передавть  свои  мысли  при  помощи  речи.

- Мы  уже  знаем,  что  первоначально  возникла  …  устная речь,  а  затем  письменная.  

Говорит  она  беззвучно,

Интересно  и  не скучно.  

Ты  беседуй  чаще  с ней.

Станешь  в  сотни  раз  умней.   (Книга).

Да, с  возникновением  письменной  речи    возникла  книга.  Историки  провели свои  исследования  и  узнали  вот  о  чем…

Б) Выступление  группы  историков.

- Знаете  ли  вы,  что  первые  книги – это  наскальные  рисунки  с  изображением  охотничьих  и бытовых  сцен.  

  Позднее,  когда  изобрели  письменность,  важные  сообщения  выцарапывались  на  глиняных  дощечках.  Но  из-за  того,  что  такие  книги  были  ломкими и  хрупкими,  то  новое  поколение  книг  были  кожанными.  Специально  обрабатывали  кожу  молодых  телят,  которая  называлась  «пергамент».  Но  такая  книга  была  тяжела,  а  некоторые  из  них  едва  помещалась  на  телегу.

В  Киевской  Руси  их  сменили  берестяные  грамоты.  Единичные  экземпляры  которых  дошли  до  наших  времен.

И  только  в  V веке  нашей  эры   в  Китае  была  изобретена  бумага.

Величайшее изобретение  человечества.

 Не  куст,  а  с  листочками,

 Не  рубашка,  а  сшита,

Не  человек,  а  рассказывает.

Книга – это  сшитые  листы  бумаги,  на  которых  нанесены  изображения  и  напечатан  текст.

- Дополнить  эти  выводы  желает  наша  группа  психологов.

В) Выступление  психологов

-Когда  мы  изучали  раздел  «Учимся  общаться»,  мы  познакомились  с невербальными  способами  общения.  Это   несловесные  формы  общения - …  мимика,  жесты  и  поза.  И  уже  знаем,  что первое  впечатление  о  человеке  возникает  в  первые  10  секунд,  где  первостепенную  роль  играет  внешность  человека.  

Так  и  книга  привлекает  нас  своим   внешним  обликом -  обложка,  качество  бумаги,  шрифт  и  …  иллюстрация.  И  прежде  всего  иллюстрация.

Г) Слово  учителя

- Когда  мы  впервые  знакомимся  с книгой?  В детском  возрасте. Мы  еще  не  знаем  букв  и  не  умеем  читать,  а  уже  тянемся  к  ниге. Она  нас  привлекает  своими  яркими  картинками.

За  окном  гуляла  вьюга,

Чертила  на  окне  узор.

А мы  в тепле  с  любимым  другом

Вели  весь  вечер  разговор.

Показывал  он  мне  картинки:

Ребячий  лагерь,  лес,  костер…

Взял  я  обыкновенную  резинку

И с  друга  пятнышки  все  стер.

Потом  закладкой  голубою

Листы  до  завтра  заложил,

Взял  друга  бережно  рукою

И в шкаф  на  полку  положил.

- Вот  чего  не  хочется  стереть  со  страниц  книги – это  иллюстрации.     А  почему?... На  этот  вопрос  нам    поведает   Лариса  Ивановна.

  1.  Осознание  о  восприятие  нового  материала

А)работа  по  содержанию  статьи  учебника

  •  Вступительное  слово  учителя  по  изобразительному  искусству Л.И.Ждановой

- Иллюстрация (от  латинского «освещение»)  -  наглядное  изображение  прочитанного,  помогают  читателю  усилить  впечатление  от  книги.

Иллюстрации  к  литературному  произведению  вместе  с  самим  произведением  представляют  собой  единое  целое.

Как  настоящий  волшебник,  художник-иллюстатор  делает  невидимое – видимым.

Один  из  выдающихся  художников-иллюстраторов – Иван  Билибин.  В  иллюстрациях  к  сказке А.Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане…»Билибин  передал  очарование  старины.  В  его  работах,  то  сдержанность,  то  яркость    красок  -  удерживают  внимание  читатетля.

Именно  иллюстрации  помогают  сделать  книгу  нарядной,  доступной.

Иллюстрации  могут  быть  и  черно-белыми.  В  технике  графики работал  Владимир  Фаворский.

Художник – соавтор  книги,  помогае  лучше  понять  содержание  событий.

Иллюстрации к  самым  значительным произведениям- сочинениям  мировой  литературы  создали  классики  мирового  искусства:  Боттичелли,  Ремрандт,  Делакруа,  Мане,  Репин,  Врубель.

-  Прочитатв  текст  и  просмотрев  внимательно  статью,  вы  получите  более  глубокое  предствавление  о  прочитанной   книге.

  •  Чтение  статьи  эстафетой.

6. Физ. минутка

Б) «Берем  в  руки  карандаш»,  но  прежде  прослушаем  сообщение  наших  литературоведов.

- А  теперь  дадим  слово  нашим  литературоведам.

Мы  уже  с вами  познакомились  с  художественно-литературными  средствами  языка  и  наблюдали,  как  умело  их  используют  писатели  и  поэты.  Одно  из  таких  средств олицетворение - присвоение неживым  предметам свойств живых существ.Чаще  всего  оживляют  времена  года:  зима – седая  старуха, весна – молодая  красавица.

Гипербола -  преувеличение.  Встречаем  гиперболу  в  народных  частушках

Сидит лодырь у ворот,
Широко разинул рот, 
И никто не разберёт,
Где ворота, а где рот.

Ирония – авторская  насмешка. Часто  мы  это  замечаем  у  А.С.Пушкина:

-Дурачина,  ты,  простафиля…

- Жил-был  поп –толоконный  лоб..

Эпитеты - красочное, образное   определение. Встречаем  у  поэтов-лириков.

…Румяной зарею  осветился  восток…

В) знакомство  с  видами  и приёмами  изобразительного искусства

А  вот,  как  эти  средства,  но  посвоему,  используют  художники… Об  этом  сообщат  они  сами.

Г) Практическая  работа  в  группах (каждая  группа  получает  задание- проиллюстрировать  произведение  или  отрывок  произведениея)

  •  Басня  И.А.Крылова  «Лебедь,  щука  и  рак»  (графика)
  •  Отрывок  из  сказки  А.С. Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане,  о  славном  и  могучем  князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной  царевне  лебеди» (декоративно прикладное  творчество  работают  2  группы)
  •  Ф. Тютчев «Зима  недаром  злится» (1гр. – олицитворение, 2гр. –эпититы)
  •  Научная  статья  «Возвращение  балалайки» (коллаж).
  •  Создание альбома  «Наглядное  изображение    нами прочитанного»

Д) Презентация выполненной  работы.

Ребята  называют  произведение  над  которым  работали и  показывают  иллюстрацию.

Последними  выступают  редакторы с  выпущенной  книжкой  Наглядное изображение нами прочитанного»

  1.  Итог

- Необходимо  оценить  вашу  работу,  но  сделаем  это по  мировым  стандартам,  т.е. мировой  премией.

Чтение  статьи «Медаль Х.К.Андерсена»  и  награждение  медалью  лучших  групп.

- Можно  иллюстрировать  не  только литературные  произведения,  но  и исторические  события,  важные  дни  из  жизни   выдающихся личностей  и  свои  собственные,  и  даже  уроки.  Вот  как  проиллюстрировала  наш  урок  Лариса Ивановна.  (Вспоминаем  основные  этапы  работы).

PAGE   \* MERGEFORMAT4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21104. Язичницька культура давніх слов’ян 22.85 KB
  Язичницька культура давніх словян. Релігійні вірування давніх словян давно привертають пильну увагу дослідників. Однак жодну з сучасних реконструкцій світу давньословянських вірувань не можна вважати остаточно доведеною. А подруге кожне словянське племя імовірно визнавало своїх богів культ яких не поширювався на значні території.
21105. Фольклор, музика, побут за часів Київської Русі 18.83 KB
  Фольклор музика побут за часів Київської Русі. Культура часів Київської Русі не була явищем однорідним уніфікованим для всіх регіонів держави яка обіймала великі території від Чорного до Білого морів населені цілком різними племенами. Вельми показовою ілюстрацією розбіжностей у релігійних уявленнях населення різних регіонів Київської Русі може служити поховальний обряд який суттєво відрізнявся навіть у найближчих сусідів що складали етнічне ядро держави у полян та древлян. Протягом тисячолітньої історії християнства на Русі церква...
21106. Освіта за часів Київської Русі 16.49 KB
  Освіта за часів Київської Русі. Перші школи на Русі зявилися за часів великого князя Володимира Святославовича початок XI ст. Основою руської літературнописемної мови як вважають вчені стала говірка мешканців княжої столиці що перепліталася з говірками прибульців з інших земель Русі дружинників ремісників купців. Що до давньоруської живої мови то фахівці вважають що на території Русі існували кілька надплемінних територіальних діалектів.
21107. Література Київської Русі 20.63 KB
  Література Київської Русі. Великого значення і значного розвитку в культурі Київської Русі набуває література. У багатьох давньоруських творах дослідники знаходять риси пізніше характерні тільки для української живої мови при цьому самі ці твори часто неодноразово переписувалися в інших землях Київської Русі. Ним зумовлюється зміст більшості пам'яток літератури Київської Русі.
21108. Літописи доби Київської Русі 20.54 KB
  Літописи доби Київської Русі. До оригінальних пам'яток давньоруської літератури та історіографії відносяться літописи. У цілому давньоруські літописи становлять собою надзвичайно цінне історичне джерело з якого можемо дізнатися про деякі подробиці подій і процесів більше ніде не висвітлених. Однак у тексти літописних зведень часто вносилися зумовлені політичною кон'юнктурою зміни так що при зміні політичного курсу чи ситуації літописи повністю переписувалися інколи поспішно а подекуди можливо і грунтовно.
21109. Архітектура за часів Київської Русі 28.45 KB
  Тому одразу ж після хрещення Русі зявляються й перші церкви: Василівська побудована з дерева за зразком храму в Корсуні і Десятинна або Богородицька перша камяна церква у Києві. Подальші реставрації та ремонті роботи не врятували цього храму який порівняно скоро перетворився на купу будівельного брухту. Красу храму створювала гармонія його форми в цілому яка мала символізувати гармонію світобудови створеної з хаосу Божим Словом. Головним структурним елементом храму був його центральний купол що розташовувався на восьмикутному або...
21110. Образотворче мистецтво доби Київської Русі 25.17 KB
  Образотворче мистецтво доби Київської Русі. Розвиток живопису в Київській Русі цілком пов'язаний з поширенням християнства. Майстерність ювелірів що набула розквіту в добу Київської Русі зростала від важких і примітивних браслетів масивних перснів гривнів та намист із міді або сплетених зі срібного дроту до тонких ажурних прикрас оздоблених довершеною насічкою що передавала не лише прості візерунки а й складні сюжетні малюнки як наприклад знахідки з Чорної могили Чернігів X ст. Від часів зміцнення держави збільшується на Русі...
21111. Усна народна творчість, доби пізнього Середньовіччя (XIV – перша половина XVII ст.) 19.05 KB
  Значні світоглядні зрушення відбуваються в усній народній творчості. Розвиток народної творчості українців відбувався на основі давньоруських фольклорних традицій проте нові умови життя народжували й нові форми народної творчості. Натомість в обрядовій творчості зявляються насамперед у жнивних та обжинкових піснях соціальні мотиви та настрої які мають антифеодальне забарвлення.
21112. Освіта доби пізнього Середньовіччя (XIV - перша полови-на XVII ст.) 23.76 KB
  В Україні були протестантські школи в Дубні Хмельнику. Здебільшого рівень освіти в Україні якщо не враховувати протестантські заклади був початковим. Безпосередньо в Україні книгодрукування поширилося тільки у другій половині XVI ст. тут побачив світ Апостол перша друкована книга в Україні яка призначалася для церковнобогослужбового вжитку.