82698

О книге и о чтении. Иллюстрация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель и задачи: расширить знания учащихся о книге историей её возникновения и о этапах её производства; показать возможности иллюстрации как способе дополнительного восприятия новой информации; развивать навыки правильного и осознанного чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Русский

2015-03-01

51 KB

0 чел.

Интегрированный  урок

чтения  и  изобразительного  искусства

в 4 классе

Тема: О  книге  и  о чтении.  Иллюстрация.

Цель  и  задачи:  расширить  знания  учащихся  о  книге,  историей  её  возникновения  и  о  этапах  её  производства;  показать   возможности  иллюстрации,  как  способе  дополнительного  восприятия  новой  информации;  развивать  навыки  правильного  и  осознанного  чтения;  обогащать  словарный  запас  учащихся;   прививать  любовь  к  книге,    чтению и  изобразительноиу искусству.

Оборудование:  выставка  альбомов  и  иллюстрированных  книг;  слайды  по  теме,  альбомы,  краски,  правила  работы  в  группе,  карточки  с  заданиями  для групп.

Ход  урока

  1.  Орг. момент  урока

Вы  зашли  в  родной  наш  класс.

Сколько  здесь  сегодня  нас?

Друг  на  друга  посмотрели,

Все  обнялись  и  присели.

И  за  парты  тихо  сели.

- Сегодня  урок  для  вас  проведу  я  и  учитель  изобразительного  искусства  Жданова Лариса  Ивановна.

Почему  мы  позволили  объединить  изучаемые  темы  в  один  урок?  Эту  тайну  вы  раскроете  сами.

- А  работать  будем  в  группах. Для  этого  утвердим  правила  работы  в  группе:

  •  Не  перебивать  собеседника,  уметь  выслушать   мнение  одноклассника  до  конца.
  •  Цени  время.
  •  Ответы  давай доказательные  и  точные.

  1.  Мотивация

Чтение  стихотворения  Н.Найденовой  «Мой  друг»

Хорошая  книга,  мой  спутник,  мой  друг.

С  тобой  интересней  бывает  досуг.

Мы  время  отлично  проводим  вдвоем

И  наш  разговор  потихоньку  ведем.

Ты  мне  говоришь  про  дела  смельчаков,

Про  злобных  врагов  и  смешных  чудаков,

Про  тайны  земли  и  движенье  планет.

С  тобой  ничего  непонятного  нет.

Ты  учишь  правдивым и  доблестным  быть.

Природу,  людей  понимать   и  любить.

Тобой  дорожу  я,  тебя  берегу,

Без  книги  хорошей  я  жить  не  могу.

  1.  Сообщение  темы  и  цели  урока

- Вы  догадались,  что  сегодня  на  уроке  мы  поговорим?..  О  книге  и  о  чтении.

  1.  Актуализация  опорных  знаний  учащихся

А) Вступительное  слово  учителя

-  Очень  давно (  около 100 тысяч лет назад,   как  утверждает  британский профессор Пол Мелларс)   человек  овладел  великим  даром,  который существенным  образом  поднял  его  на  несколько ступеней  выше над  другими  живыми  существами  – это умением  мыслить  и  передавть  свои  мысли  при  помощи  речи.

- Мы  уже  знаем,  что  первоначально  возникла  …  устная речь,  а  затем  письменная.  

Говорит  она  беззвучно,

Интересно  и  не скучно.  

Ты  беседуй  чаще  с ней.

Станешь  в  сотни  раз  умней.   (Книга).

Да, с  возникновением  письменной  речи    возникла  книга.  Историки  провели свои  исследования  и  узнали  вот  о  чем…

Б) Выступление  группы  историков.

- Знаете  ли  вы,  что  первые  книги – это  наскальные  рисунки  с  изображением  охотничьих  и бытовых  сцен.  

  Позднее,  когда  изобрели  письменность,  важные  сообщения  выцарапывались  на  глиняных  дощечках.  Но  из-за  того,  что  такие  книги  были  ломкими и  хрупкими,  то  новое  поколение  книг  были  кожанными.  Специально  обрабатывали  кожу  молодых  телят,  которая  называлась  «пергамент».  Но  такая  книга  была  тяжела,  а  некоторые  из  них  едва  помещалась  на  телегу.

В  Киевской  Руси  их  сменили  берестяные  грамоты.  Единичные  экземпляры  которых  дошли  до  наших  времен.

И  только  в  V веке  нашей  эры   в  Китае  была  изобретена  бумага.

Величайшее изобретение  человечества.

 Не  куст,  а  с  листочками,

 Не  рубашка,  а  сшита,

Не  человек,  а  рассказывает.

Книга – это  сшитые  листы  бумаги,  на  которых  нанесены  изображения  и  напечатан  текст.

- Дополнить  эти  выводы  желает  наша  группа  психологов.

В) Выступление  психологов

-Когда  мы  изучали  раздел  «Учимся  общаться»,  мы  познакомились  с невербальными  способами  общения.  Это   несловесные  формы  общения - …  мимика,  жесты  и  поза.  И  уже  знаем,  что первое  впечатление  о  человеке  возникает  в  первые  10  секунд,  где  первостепенную  роль  играет  внешность  человека.  

Так  и  книга  привлекает  нас  своим   внешним  обликом -  обложка,  качество  бумаги,  шрифт  и  …  иллюстрация.  И  прежде  всего  иллюстрация.

Г) Слово  учителя

- Когда  мы  впервые  знакомимся  с книгой?  В детском  возрасте. Мы  еще  не  знаем  букв  и  не  умеем  читать,  а  уже  тянемся  к  ниге. Она  нас  привлекает  своими  яркими  картинками.

За  окном  гуляла  вьюга,

Чертила  на  окне  узор.

А мы  в тепле  с  любимым  другом

Вели  весь  вечер  разговор.

Показывал  он  мне  картинки:

Ребячий  лагерь,  лес,  костер…

Взял  я  обыкновенную  резинку

И с  друга  пятнышки  все  стер.

Потом  закладкой  голубою

Листы  до  завтра  заложил,

Взял  друга  бережно  рукою

И в шкаф  на  полку  положил.

- Вот  чего  не  хочется  стереть  со  страниц  книги – это  иллюстрации.     А  почему?... На  этот  вопрос  нам    поведает   Лариса  Ивановна.

  1.  Осознание  о  восприятие  нового  материала

А)работа  по  содержанию  статьи  учебника

  •  Вступительное  слово  учителя  по  изобразительному  искусству Л.И.Ждановой

- Иллюстрация (от  латинского «освещение»)  -  наглядное  изображение  прочитанного,  помогают  читателю  усилить  впечатление  от  книги.

Иллюстрации  к  литературному  произведению  вместе  с  самим  произведением  представляют  собой  единое  целое.

Как  настоящий  волшебник,  художник-иллюстатор  делает  невидимое – видимым.

Один  из  выдающихся  художников-иллюстраторов – Иван  Билибин.  В  иллюстрациях  к  сказке А.Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане…»Билибин  передал  очарование  старины.  В  его  работах,  то  сдержанность,  то  яркость    красок  -  удерживают  внимание  читатетля.

Именно  иллюстрации  помогают  сделать  книгу  нарядной,  доступной.

Иллюстрации  могут  быть  и  черно-белыми.  В  технике  графики работал  Владимир  Фаворский.

Художник – соавтор  книги,  помогае  лучше  понять  содержание  событий.

Иллюстрации к  самым  значительным произведениям- сочинениям  мировой  литературы  создали  классики  мирового  искусства:  Боттичелли,  Ремрандт,  Делакруа,  Мане,  Репин,  Врубель.

-  Прочитатв  текст  и  просмотрев  внимательно  статью,  вы  получите  более  глубокое  предствавление  о  прочитанной   книге.

  •  Чтение  статьи  эстафетой.

6. Физ. минутка

Б) «Берем  в  руки  карандаш»,  но  прежде  прослушаем  сообщение  наших  литературоведов.

- А  теперь  дадим  слово  нашим  литературоведам.

Мы  уже  с вами  познакомились  с  художественно-литературными  средствами  языка  и  наблюдали,  как  умело  их  используют  писатели  и  поэты.  Одно  из  таких  средств олицетворение - присвоение неживым  предметам свойств живых существ.Чаще  всего  оживляют  времена  года:  зима – седая  старуха, весна – молодая  красавица.

Гипербола -  преувеличение.  Встречаем  гиперболу  в  народных  частушках

Сидит лодырь у ворот,
Широко разинул рот, 
И никто не разберёт,
Где ворота, а где рот.

Ирония – авторская  насмешка. Часто  мы  это  замечаем  у  А.С.Пушкина:

-Дурачина,  ты,  простафиля…

- Жил-был  поп –толоконный  лоб..

Эпитеты - красочное, образное   определение. Встречаем  у  поэтов-лириков.

…Румяной зарею  осветился  восток…

В) знакомство  с  видами  и приёмами  изобразительного искусства

А  вот,  как  эти  средства,  но  посвоему,  используют  художники… Об  этом  сообщат  они  сами.

Г) Практическая  работа  в  группах (каждая  группа  получает  задание- проиллюстрировать  произведение  или  отрывок  произведениея)

  •  Басня  И.А.Крылова  «Лебедь,  щука  и  рак»  (графика)
  •  Отрывок  из  сказки  А.С. Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане,  о  славном  и  могучем  князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной  царевне  лебеди» (декоративно прикладное  творчество  работают  2  группы)
  •  Ф. Тютчев «Зима  недаром  злится» (1гр. – олицитворение, 2гр. –эпититы)
  •  Научная  статья  «Возвращение  балалайки» (коллаж).
  •  Создание альбома  «Наглядное  изображение    нами прочитанного»

Д) Презентация выполненной  работы.

Ребята  называют  произведение  над  которым  работали и  показывают  иллюстрацию.

Последними  выступают  редакторы с  выпущенной  книжкой  Наглядное изображение нами прочитанного»

  1.  Итог

- Необходимо  оценить  вашу  работу,  но  сделаем  это по  мировым  стандартам,  т.е. мировой  премией.

Чтение  статьи «Медаль Х.К.Андерсена»  и  награждение  медалью  лучших  групп.

- Можно  иллюстрировать  не  только литературные  произведения,  но  и исторические  события,  важные  дни  из  жизни   выдающихся личностей  и  свои  собственные,  и  даже  уроки.  Вот  как  проиллюстрировала  наш  урок  Лариса Ивановна.  (Вспоминаем  основные  этапы  работы).

PAGE   \* MERGEFORMAT4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12730. Работа с массивами элементов управления в Visual Basic 32.5 KB
  Лабораторная работа № 3_2 Тема: Работа с массивами элементов управления. Цель занятия: Продолжить изучение работы с массивами элементов управления. Задание: На созданной форме из Лабораторной работы №3 1 создать командную кнопку CommandButton. Свойству Caption эт
12731. Что такое HTML 2.61 MB
  Что такое HTML Всемирная паутина World Wide Web WWW соткана из Webстраниц которые создаются с помощью так называемого языка разметки гипертекста HTML Hyper Text Markup Langage. HTML не является языком программирования это язык разметки документа. Разметка служит для указания формы предста
12732. Кэш или сверхоперативная память 30 KB
  Кэш или сверхоперативная память очень быстрое ЗУ небольшого объёма которое используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей операти
12733. Работа с большими документами в Microsoft Office Word 2007 223 KB
  Лабораторная работаТема: Работа с большими документами в Microsoft Office Word 2007 Цель работы: Научиться работать со стилями текста колонтитулами создавать оглавление и указатель оформлять документ используя макросы. Задание: В свою папку скопируйте файл Основы HTML. ...
12734. Выполнение расчетов в Microsoft Office Excel 2007 83 KB
  Лабораторная работаТема: Выполнение расчетов в Microsoft Office Excel 2007 Цель работы: Научиться создавать расчетные таблицы и выполнять расчеты в Microsoft Office Excel 2007. Упражнение 1. Построение расчетной таблицы простейшие вычисления Откройте Microsoft Excel. На Листе 1 создайт
12735. Работа со стандартными функциями в Microsoft Office Excel 2007 125.5 KB
  Лабораторная работа Тема: Работа со стандартными функциями в Microsoft Office Excel 2007 Цель работы: Научиться работать со стандартными функциями СЧЁТЕСЛИ СУММЕСЛИ ЕСЛИ в Microsoft Office Excel 2007. Задание: В MS Office Excel 2007 создайте расчетную таблицу. Выполните расчеты используя станд
12736. Разработка реляционной базы данных 603.98 KB
  Лабораторная работа №5 Тема: Разработка реляционной базы данных Цели работы: Изучить возможности СУБД Microsoft Access 2007. Научиться создавать многотабличную реляционную базу данных обеспечивающую хранение различных видов данных. Разрабатывать интерфейс пользователя баз
12737. Подготовка презентации в Microsoft PowerPoint 3.8 MB
  Лабораторная работа Тема: Подготовка презентации в Microsoft PowerPoint Цель работы: Научиться разрабатывать мультимедийную презентацию содержащую различные виды представления информации навигацию по представленному материалу а также анимацию отдельных объектов и пере
12738. Выполнение расчетов с использованием пакета символьной математики MathCAD 714.2 KB
  Лабораторная работа Тема: Выполнение расчетов с использованием пакета символьной математики MathCAD Цель работы: изучить возможности пакета символьной математики MathCAD в области вычисления математических выражений использования при расчетах переменных величин различн...