82698

О книге и о чтении. Иллюстрация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель и задачи: расширить знания учащихся о книге историей её возникновения и о этапах её производства; показать возможности иллюстрации как способе дополнительного восприятия новой информации; развивать навыки правильного и осознанного чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Русский

2015-03-01

51 KB

0 чел.

Интегрированный  урок

чтения  и  изобразительного  искусства

в 4 классе

Тема: О  книге  и  о чтении.  Иллюстрация.

Цель  и  задачи:  расширить  знания  учащихся  о  книге,  историей  её  возникновения  и  о  этапах  её  производства;  показать   возможности  иллюстрации,  как  способе  дополнительного  восприятия  новой  информации;  развивать  навыки  правильного  и  осознанного  чтения;  обогащать  словарный  запас  учащихся;   прививать  любовь  к  книге,    чтению и  изобразительноиу искусству.

Оборудование:  выставка  альбомов  и  иллюстрированных  книг;  слайды  по  теме,  альбомы,  краски,  правила  работы  в  группе,  карточки  с  заданиями  для групп.

Ход  урока

  1.  Орг. момент  урока

Вы  зашли  в  родной  наш  класс.

Сколько  здесь  сегодня  нас?

Друг  на  друга  посмотрели,

Все  обнялись  и  присели.

И  за  парты  тихо  сели.

- Сегодня  урок  для  вас  проведу  я  и  учитель  изобразительного  искусства  Жданова Лариса  Ивановна.

Почему  мы  позволили  объединить  изучаемые  темы  в  один  урок?  Эту  тайну  вы  раскроете  сами.

- А  работать  будем  в  группах. Для  этого  утвердим  правила  работы  в  группе:

  •  Не  перебивать  собеседника,  уметь  выслушать   мнение  одноклассника  до  конца.
  •  Цени  время.
  •  Ответы  давай доказательные  и  точные.

  1.  Мотивация

Чтение  стихотворения  Н.Найденовой  «Мой  друг»

Хорошая  книга,  мой  спутник,  мой  друг.

С  тобой  интересней  бывает  досуг.

Мы  время  отлично  проводим  вдвоем

И  наш  разговор  потихоньку  ведем.

Ты  мне  говоришь  про  дела  смельчаков,

Про  злобных  врагов  и  смешных  чудаков,

Про  тайны  земли  и  движенье  планет.

С  тобой  ничего  непонятного  нет.

Ты  учишь  правдивым и  доблестным  быть.

Природу,  людей  понимать   и  любить.

Тобой  дорожу  я,  тебя  берегу,

Без  книги  хорошей  я  жить  не  могу.

  1.  Сообщение  темы  и  цели  урока

- Вы  догадались,  что  сегодня  на  уроке  мы  поговорим?..  О  книге  и  о  чтении.

  1.  Актуализация  опорных  знаний  учащихся

А) Вступительное  слово  учителя

-  Очень  давно (  около 100 тысяч лет назад,   как  утверждает  британский профессор Пол Мелларс)   человек  овладел  великим  даром,  который существенным  образом  поднял  его  на  несколько ступеней  выше над  другими  живыми  существами  – это умением  мыслить  и  передавть  свои  мысли  при  помощи  речи.

- Мы  уже  знаем,  что  первоначально  возникла  …  устная речь,  а  затем  письменная.  

Говорит  она  беззвучно,

Интересно  и  не скучно.  

Ты  беседуй  чаще  с ней.

Станешь  в  сотни  раз  умней.   (Книга).

Да, с  возникновением  письменной  речи    возникла  книга.  Историки  провели свои  исследования  и  узнали  вот  о  чем…

Б) Выступление  группы  историков.

- Знаете  ли  вы,  что  первые  книги – это  наскальные  рисунки  с  изображением  охотничьих  и бытовых  сцен.  

  Позднее,  когда  изобрели  письменность,  важные  сообщения  выцарапывались  на  глиняных  дощечках.  Но  из-за  того,  что  такие  книги  были  ломкими и  хрупкими,  то  новое  поколение  книг  были  кожанными.  Специально  обрабатывали  кожу  молодых  телят,  которая  называлась  «пергамент».  Но  такая  книга  была  тяжела,  а  некоторые  из  них  едва  помещалась  на  телегу.

В  Киевской  Руси  их  сменили  берестяные  грамоты.  Единичные  экземпляры  которых  дошли  до  наших  времен.

И  только  в  V веке  нашей  эры   в  Китае  была  изобретена  бумага.

Величайшее изобретение  человечества.

 Не  куст,  а  с  листочками,

 Не  рубашка,  а  сшита,

Не  человек,  а  рассказывает.

Книга – это  сшитые  листы  бумаги,  на  которых  нанесены  изображения  и  напечатан  текст.

- Дополнить  эти  выводы  желает  наша  группа  психологов.

В) Выступление  психологов

-Когда  мы  изучали  раздел  «Учимся  общаться»,  мы  познакомились  с невербальными  способами  общения.  Это   несловесные  формы  общения - …  мимика,  жесты  и  поза.  И  уже  знаем,  что первое  впечатление  о  человеке  возникает  в  первые  10  секунд,  где  первостепенную  роль  играет  внешность  человека.  

Так  и  книга  привлекает  нас  своим   внешним  обликом -  обложка,  качество  бумаги,  шрифт  и  …  иллюстрация.  И  прежде  всего  иллюстрация.

Г) Слово  учителя

- Когда  мы  впервые  знакомимся  с книгой?  В детском  возрасте. Мы  еще  не  знаем  букв  и  не  умеем  читать,  а  уже  тянемся  к  ниге. Она  нас  привлекает  своими  яркими  картинками.

За  окном  гуляла  вьюга,

Чертила  на  окне  узор.

А мы  в тепле  с  любимым  другом

Вели  весь  вечер  разговор.

Показывал  он  мне  картинки:

Ребячий  лагерь,  лес,  костер…

Взял  я  обыкновенную  резинку

И с  друга  пятнышки  все  стер.

Потом  закладкой  голубою

Листы  до  завтра  заложил,

Взял  друга  бережно  рукою

И в шкаф  на  полку  положил.

- Вот  чего  не  хочется  стереть  со  страниц  книги – это  иллюстрации.     А  почему?... На  этот  вопрос  нам    поведает   Лариса  Ивановна.

  1.  Осознание  о  восприятие  нового  материала

А)работа  по  содержанию  статьи  учебника

  •  Вступительное  слово  учителя  по  изобразительному  искусству Л.И.Ждановой

- Иллюстрация (от  латинского «освещение»)  -  наглядное  изображение  прочитанного,  помогают  читателю  усилить  впечатление  от  книги.

Иллюстрации  к  литературному  произведению  вместе  с  самим  произведением  представляют  собой  единое  целое.

Как  настоящий  волшебник,  художник-иллюстатор  делает  невидимое – видимым.

Один  из  выдающихся  художников-иллюстраторов – Иван  Билибин.  В  иллюстрациях  к  сказке А.Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане…»Билибин  передал  очарование  старины.  В  его  работах,  то  сдержанность,  то  яркость    красок  -  удерживают  внимание  читатетля.

Именно  иллюстрации  помогают  сделать  книгу  нарядной,  доступной.

Иллюстрации  могут  быть  и  черно-белыми.  В  технике  графики работал  Владимир  Фаворский.

Художник – соавтор  книги,  помогае  лучше  понять  содержание  событий.

Иллюстрации к  самым  значительным произведениям- сочинениям  мировой  литературы  создали  классики  мирового  искусства:  Боттичелли,  Ремрандт,  Делакруа,  Мане,  Репин,  Врубель.

-  Прочитатв  текст  и  просмотрев  внимательно  статью,  вы  получите  более  глубокое  предствавление  о  прочитанной   книге.

  •  Чтение  статьи  эстафетой.

6. Физ. минутка

Б) «Берем  в  руки  карандаш»,  но  прежде  прослушаем  сообщение  наших  литературоведов.

- А  теперь  дадим  слово  нашим  литературоведам.

Мы  уже  с вами  познакомились  с  художественно-литературными  средствами  языка  и  наблюдали,  как  умело  их  используют  писатели  и  поэты.  Одно  из  таких  средств олицетворение - присвоение неживым  предметам свойств живых существ.Чаще  всего  оживляют  времена  года:  зима – седая  старуха, весна – молодая  красавица.

Гипербола -  преувеличение.  Встречаем  гиперболу  в  народных  частушках

Сидит лодырь у ворот,
Широко разинул рот, 
И никто не разберёт,
Где ворота, а где рот.

Ирония – авторская  насмешка. Часто  мы  это  замечаем  у  А.С.Пушкина:

-Дурачина,  ты,  простафиля…

- Жил-был  поп –толоконный  лоб..

Эпитеты - красочное, образное   определение. Встречаем  у  поэтов-лириков.

…Румяной зарею  осветился  восток…

В) знакомство  с  видами  и приёмами  изобразительного искусства

А  вот,  как  эти  средства,  но  посвоему,  используют  художники… Об  этом  сообщат  они  сами.

Г) Практическая  работа  в  группах (каждая  группа  получает  задание- проиллюстрировать  произведение  или  отрывок  произведениея)

  •  Басня  И.А.Крылова  «Лебедь,  щука  и  рак»  (графика)
  •  Отрывок  из  сказки  А.С. Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане,  о  славном  и  могучем  князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной  царевне  лебеди» (декоративно прикладное  творчество  работают  2  группы)
  •  Ф. Тютчев «Зима  недаром  злится» (1гр. – олицитворение, 2гр. –эпититы)
  •  Научная  статья  «Возвращение  балалайки» (коллаж).
  •  Создание альбома  «Наглядное  изображение    нами прочитанного»

Д) Презентация выполненной  работы.

Ребята  называют  произведение  над  которым  работали и  показывают  иллюстрацию.

Последними  выступают  редакторы с  выпущенной  книжкой  Наглядное изображение нами прочитанного»

  1.  Итог

- Необходимо  оценить  вашу  работу,  но  сделаем  это по  мировым  стандартам,  т.е. мировой  премией.

Чтение  статьи «Медаль Х.К.Андерсена»  и  награждение  медалью  лучших  групп.

- Можно  иллюстрировать  не  только литературные  произведения,  но  и исторические  события,  важные  дни  из  жизни   выдающихся личностей  и  свои  собственные,  и  даже  уроки.  Вот  как  проиллюстрировала  наш  урок  Лариса Ивановна.  (Вспоминаем  основные  этапы  работы).

PAGE   \* MERGEFORMAT4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45502. CASE-средства. Общая характеристика и классификация 51 KB
  Общая характеристика и классификация Современные CSEсредства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации покрывающих весь жизненный цикл ПО. Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования в процессе которых CSEсредства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. Графические средства моделирования предметной области позволяют...
45503. Типизация проектных решений АСОИУ. Использование коробочных продуктов и адаптируемых интегрированных систем. Подходы к созданию автоматизированной системы 58 KB
  Подходы к созданию автоматизированной системы В настоящее время существуют различные подходs к построению АСОИП отличающиеся признаками положенными в основу классификации. Полученная таким образом схема классификации подходов к построению АСОИП приведена на рис. В соответствии с этой схемой при выборе подхода к построению АСОИП решается вопрос о возможности использования существующих на рынке тиражируемых систем или необходимости создавать уникальную систему полностью ориентированную только на задачи конкретного предприятия. Подходы к...
45504. Графические средства представления проектных решений АСОИУ (IDEF, DFD, UML, ERD и т.п.) 36 KB
  DFD диаграммы потоков данных являются основным средством моделирования функциональных требований к проектируемой системе. Первый шаг моделирования извлечение информации из интервью и выделение сущностей. Второй шаг моделирования идентификация связей. Язык UML находится в процессе стандартизации проводимом OMG организацией по стандартизации в области ОО методов и технологий в настоящее время принят в качестве стандартного языка моделирования и получил широкую поддержку в индустрии ПО.
45505. Анализ и оценка производительности АСОИУ 23 KB
  В основе такой оценки лежит понятие производительности. Есть 2 показателя производительности процессов по чистому времени: показатель производительности процессоров на операциях с данными целочисленного типа MIPS отношение числа команд в программе к времени ее выполнения показатель производительности процессоров на операциях с данными вещественного типа при все кажущейся простоте критерия оценки чем MIPS тем быстрее выполняется программа его использование затруднено вследствие нескольких причин: процессоры разной архитектуры...
45506. Общая характеристика процесса проектирования АСОИУ. Цели и этапы разработки консалтинговых проектов 41 KB
  Проект проектноконструкторская и технологическая документация в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации системы в конкретной программнотехнической среде. Проектирование системы процесс преобразования входной информации об объекте проектирования о методах проектирования и об опыте проектирования объектов аналогичного назначения в соответствии с ГОСТом в проект АСОИУ. Проектирование АСОИУ сводится к последовательной формализации проектных решений на различных стадиях жизненного цикла системы....
45507. Структурный подход к проектированию ИС. Функциональная модель АСОИУ 72.5 KB
  Сущность структурного подхода к разработке ИС заключается в ее декомпозиции на автоматизированные функции. Основные элементы этой методологии основываются на следующих концепциях: графическое представление блочного моделирования функции изображаются в виде блока интерфейсы дуг входящих и выходящих взаимодействие блоков с помощью интерфейсных дуг. Блок детализируется на другой диаграмме с помощью нескольких блоков эти блоки представляют подфункции исходной функции. Обратные связи итерации продолжающие процессы и перекрывающая во...
45508. Разработка модели защиты данных в АСОИУ 29.5 KB
  Разработка модели защиты данных в АСОИУ Большое внимание в настоящее время уделяется вопросам формирования принципов построения механизмов защиты информации ЗИ и системы требований к ним. На основе имеющегося опыта можно сформулировать следующие фундаментальные принципы организации защиты информации: системность; специализированность; неформальность. Основные требования принципа системности сводятся к тому что для обеспечения надежной защиты информации в современных АСОИУ должна быть обеспечена надежная и согласованная защита во всех...
45509. Разработка пользовательского интерфейса 44 KB
  Интерфейс пользователя эта та часть программы которая находится у всех на виду. Процесс разработки ПИ разбивается на этапы ЖЦ: Анализ трудовой деятельности пользователя объединение бизнесфункций в роли. Формулировка требований к работе пользователя и выбор показателей оценки пользовательского интерфейса. Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с программным модулем функциональной модели и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком.
45510. Разработка программы для исследования веб-камер для стрелкового тренажера 3.1 MB
  В процессе работы была разработана программа для исследования веб-камер и микрофонов в качестве регистратора точки прицеливания и спускового крючка для стрелкового тренажера на общедоступных компонентах.