82749

Тенденции развития и географии маршрутов автобусного туризма

Реферат

Туризм и рекреация

Наиболее полно насладиться красотами Европы подробно ознакомиться с историей культурой традициями и обычаями народов Европы дают именно автобусные туры. Автобусные туры предполагают непосредственное погружение в повседневную жизнь и дают возможность лучше почувствовать современный ритм Европы.

Русский

2015-03-02

133.5 KB

3 чел.

PAGE  3

СОДЕРЖАНИЕ

[1]
1.Автобусные туристские маршруты в России

[2]
2. Перспективы развития речных круизов в России

[3]
3. Особенности развития железнодорожного туризма в России

[4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[5]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день автобусные туры – самый демократичный и общедоступный способ путешествия. Наиболее полно насладиться красотами Европы, подробно ознакомиться с историей, культурой, традициями и обычаями народов Европы дают именно автобусные туры. Автобусные туры предполагают непосредственное «погружение» в повседневную жизнь и дают возможность лучше почувствовать современный ритм Европы. Кроме того, автобусные туры не предполагают значительных финансовых затрат.

Главное и неоспоримое преимущество автобусных туров — низкая цена. В стоимость тура включены услуги гида-экскурсовода, наличие которого является гарантией того, что автобусный тур будет интересен всем участникам путешествия. Стоимость билетов в музеи, питание и проживание в отелях (если тур многодневный) также включены в стоимость путевки.

Еще одним плюсом в пользу автобусных туров является то, что за одну поездку можно посмотреть сразу несколько городов. Переезды из города в город проходят ночью, что значительно экономит время: туристы спят - автобус едет.

Целью написания контрольной работы является рассмотрение состояния, тенденций развития и географии маршрутов автобусного туризма.


1.Автобусные туристские маршруты в России

Современный автобусный туризм характеризуется в настоящее время не только количественным ростом, но и постоянным качественным изменением, выражающийся в широком разнообразии использования автобусов в международном туризме. Традиционным видом международного автобусного туризма являются маршрутные поездки, сущность которых состоит в том, что программы для них составляются с учетом максимального использования автобусов в течение всей поездки. В последнее время получил развитие комбинированный автобусный туризм - маршрутный туризм и отдых, привлекающий туристов сочетанием познавательного и оздоровительного отдыха.

Безусловно, успех автобусных туров во многом обусловлен их доступной ценой. Но клиентов привлекают не только ценовой фактор, обширные познавательные возможности таких туров. Путешествие на автобусе к тому же является приемлемой альтернативой для тех, кто отказывается от авиаперелетов.

Как отмечают специалисты турбизнеса, увеличился спрос на автобусные туры с комбинированными программами авиаперелет «плюс» автобус.

Несомненным преимуществом является достаточно высокий уровень комфорта при относительно низкой цене по сравнению, к примеру, с авиаперелетами. Таким образом, спрос на автобусный туризм в целом остается не только стабильным, но и имеет тенденцию к увеличению.

О стабильности этого вида бизнеса говорит тот факт, что, когда автобусные операторы перевели цены в евро, объем продаж практически не изменился, хотя любое увеличение тарифов зачастую ведет к уменьшению спроса. Как отметили тогда специалисты, туристический поток даже увеличился. Эксперты считают, что этому способствовало расширение российского туристического рынка в целом и рынка автобусного туризма в частности.

Основными операторами на рынке автобусного туризма являются такие турфирмы, как «Туртранс-Вояж», «Анкор», «Нева», «Старый город», «Бюро интересных путешествий», «Интерс», «Кругозор» и др.

Существующая система использования автобусного парка ведущими фирмами отличается некоторым консерватизмом. Во-первых, господствующей формой использования остается аренда автобусов. Не имеют собственного парка практически все фирмы, работающие на внешних рынках. Техника в этом случае арендуется, как правило, у фирм, наиболее близко расположенных к месту пересечения границы.

Большая часть автобусов арендуется в Беларуси, хотя некоторые компании сотрудничают с фирмами из Литвы («Интерс»), Финляндии («Туртранс-Вояж»), Германии («Анкор», «Интерс»), Польши («Интерс»). В пик спроса эксплуатации находится порядка 40 единиц автобусной техники. При минимальном спросе в рейсах работают менее 10 автобусов. На зарубежном направлении используются, как правило, 50-местные автобусы марок Mercedes, Setra, Neoplan, Bova, Scania, «стаж работы» техники составляет от 2 до 7 лет [6].

Одной из тенденций в развитии европейского автопарка является вывод из эксплуатации двухэтажных автобусов. Исключение могут составлять только самые дешевые маршруты. Нежелание использовать двухэтажные автобусы вполне объективно. Посадка и высадка пассажиров может занимать до 15 минут. Если тур подразумевает частые остановки, то не трудно посчитать, как в данном случае снижается эффективность туристических перевозок. Такова точка зрения большинства компаний-туроператоров.

Но кроме соображений эффективности со стороны представителей бизнеса есть еще и мнение потребителей. Желание клиента, как известно, закон. По мнению большинства «автобусных путешественников», двухэтажные автобусы менее комфортабельны, чем полутораэтажные. Дело не только в преодолении многочисленных ступеней на второй этаж, но и в более тесном санузле, неудобстве пользования мини-кухней и т.д.

Из Москвы на автобусе можно отправиться на экскурсии в Европу, по городам России или же на отдых к Черному морю (Крым, Кавказ). Однако, дешевизна таких туров (2 недели от $200) достигается не столько экономией на дороге, сколько чрезмерно экономичным размещением, поскольку переезд на железнодорожном транспорте стоит ненамного дороже.

Есть двух- или трехдневный «классический» вариант автобусных экскурсионных туров по России маршруты Владимир Суздаль или Мышкин Тверь. За 56 дней можно посмотреть несколько городов Золотого кольца или, например, проехать по маршруту Псков Пушкинские горы Новгород с посещением по дороге мелких городков.

Однако до 90% автобусных туров продолжительностью свыше 4 дней приходится именно на зарубежные путешествия. При этом исключительно автобус из Москвы сейчас почти не предлагают: как правило, до «стартовых точек» - Минска, Бреста, Мюнхена, Калининграда, Берлина и обратно туристов отправляют поездом или самолетом. Это позволяет не только на день-два сократить время в пути, но и избавиться от сложных ночных переездов.

География автобусных направлений охватывает практически все европейские страны Скандинавию (Финляндия, Швеция, Норвегия), Южную Европу (Италия, Португалия, Испания, Хорватия, Болгария), Бенилюкс, Францию, Германию, Великобританию; есть интересные программы по Альпийским и Балканским странам. Но где бы ни пролегал маршрут, важно с самого начала определиться с программой: спринт по основным точкам на карте или более короткий маршрут, но с относительно вдумчивым осмотром каждой страны или города. Впрочем, автобусный тур это не обязательно спешная прогулка по городам. Предлагаются путевки и с авиаперелетом в какую-то одну страну (чаще всего это Италия или Франция) и автобусным путешествием уже внутри ее границ. Кроме того, в начале 2008 г., например, был открыт совершенно новый тур в Иорданию по маршруту Акоба Амман Петра.

У российского турбизнеса есть своя специфика, связанная в основном с категориями клиентов и структурой спроса на автобусные туры. В конечном итоге все это отражается на состоянии автопарка туристических компаний.

Операторов российского автобусного туризма можно разделить на три категории.

Первая группа работает преимущественно на заграничном направлении. По информации туристических фирм, к самым популярным европейским направлениям относятся Франция, Германия, Испания, Италия, Австрия, Швейцария и Голландия; высок спрос на Скандинавские страны, все большую популярность приобретает Великобритания. Клиенты этой группы компаний граждане РФ. Предпочтения россиян объясняются в основном ценовым фактором, а также уровнем сервиса.

Разница в цене на заграничные и российские автобусные путешествия такова, что наши соотечественники все чаще делают выбор в пользу заграничных маршрутов. Соответственно, туроператоры, работающие на зарубежных направлениях, используют автобусы преимущественно иностранного производства. Выбор в пользу иномарок очевиден. Во-первых, за рубежом без особых проблем можно будет исправить любую неполадку уровень развития СТО там не в пример российской практике. Во-вторых, допуск российских автобусов на заграничные, в частности европейские, маршруты по-прежнему тормозится высокими экологическими нормами.

Вторая группа турфирм работает в основном на локальном рынке. Клиентами являются как россияне, так и граждане других стран. Наиболее прибыльным сегментом являются, естественно, иностранцы. Стремясь не потерять этот сегмент потребителей, для их перевозки российские компании используют преимущественно технику иностранного производства.

Однако стоит отметить, что если некоторое время назад интерес иностранных граждан к России постоянно увеличивался, то сейчас наблюдается обратная тенденция. Специалисты туриндустрии связывают это прежде всего с ухудшением криминогенной обстановки в стране, а именно, с терроризмом, а также с общим ростом цен.

У третьей группы фирм нет четкой специализации только локальный рынок или только зарубежье. В портфеле этих операторов имеются заказы как российских, так и зарубежных клиентов. Соответственно, в парке также нет жесткой приверженности к иностранным либо отечественным маркам.

Говоря об «автобусных вкусах» российских туроператоров следует иметь в виду, что напрямую о брэндовых предпочтениях можно говорить, когда компания располагает собственным парком. Однако многие компании прибегают к услугам транспортных организаций. В этом случае они ограничены предложением данного рынка аренды.

Как утверждают специалисты, высокий сезон для автобусных путешествий с апреля по октябрь, а наивысшие всплески спроса приходятся на майские праздники и июль-август традиционное время отпусков и каникул. И если в среднем в сезон цена недельного вояжа варьируется от 200 (Польша, Чехия) до 900 евро (Великобритания, длинные трансъевропейские маршруты), то в «пиковые даты» может повышаться на 25% и больше. Вообще же, определить оптимальное время года для автобусных туров в целом невозможно. Если, например, июль во Франции или Скандинавии хотя и жарковат, но в современном кондиционированном автобусе вполне переносим, то, например, поездка в те же сроки в Иорданию может стать весьма сложной для не слишком привычного к ближневосточной жаре россиянина. Опытные автобусные туристы стараются ездить в мае-июне или сентябре: оптимально и по погоде, и по деньгам [3].

Туроператоры, как правило, не скупятся на различные новшества и средства привлечения клиентов. Так, система интернет-бронирования некоторых компаний позволяет заранее выбрать конкретное место в автобусе.

Автобусные перевозки в международном сообщении пользуются огромной популярностью среди туристов в различных странах. По данным специалистов туристического рынка, наибольшей популярностью пользуются маршруты по странам Европы — Чехия, Польша, Австрия, Венгрия, Германия, Франция, Италия и т. д. Компания «Троя Тревел», однако, исключает из списка самых востребованных на сегодня стран страны Западной Европы. В связи с кризисом больше пользуются спросом туры в страны ближней, центральной и северной Европы. Автобусные туры в страны дальней Европы не пользуются популярностью из-за высоких местных цен. Соответственно стоимость туров по этим направлениям выше и при себе туристу нужно иметь больше денег.

В конце 2008 года компания «Феерия» прогнозировала спад продаж на 2009 год на 40 %, по сравнению с 2007 годом, но эти прогнозы не оправдались. Пиковые даты - период новогодних праздников, майские праздники, период летних отпусков - не перестают пользоваться ажиотажным спросом. В компании замечена тенденция - бронирование туров на 2010 год.

В условиях кризиса спрос на автобусные туры значительно снизился. Так как именно автобусные туры считаются турами экономного отдыха, основная целевая аудитория таких путешествий - люди со средним уровнем достатка. Из-за неуверенности в завтрашнем дне они опасаются тратить свою зарплату на заграничные поездки, потому откладывают их до лучших времен. С другой стороны, у автобусных туров появился новый сегмент потребителей - туристы, которые ранее могли себе позволить дорогой отдых, сместились на более экономный вариант.

Как отмечают в компании «Сага», летом наиболее популярными направлениями были автобусная Австрия, Италия, а также автобусная Хорватия и Черногория. На Новый год туристы выбирают Прагу, Париж и альпийские курорты.

Однако, несмотря на общий оптимизм, зима все же не является лучшим периодом для совершения автобусных туров по Европе. Несмотря на всю заложенную «продуманность и комфортность» зимних программ, комфорт отелей и транспорта, объективные причины - погода, вернее непогода, короткий световой день, сезонное закрытие многих экскурсионных объектов (замков, дворцов) с 1 ноября по 1 апреля, не дают туристам в полной мере насладиться Европой. Поэтому многие турфирмы сосредотачивают свои усилия на создании праздничных программ, в которых туристы знакомятся именно с ярким праздничным обликом европейских столиц в период новогодних и рождественских каникул, когда приятно гулять по украшенным улицам городов, делать покупки во время зимних распродаж, посещать те или иные праздничные шоу.

С целью сгладить недостатки зимних путешествий туроператоры всячески стараются адаптировать свои программы к существующим условиям. Так, например, целесообразно корректировать программы туров с учетом продолжительности светового дня и зимнего режима работы экскурсионных объектов. Компания «Артекс 94», помимо вышеперечисленных мер, улучшает уровень комфортности для туристов, используя и другие методы. В частности это: и повышение звездности отелей (70 % отелей во многих турах - 4*), и транспортное обслуживание только проверенным, новым 4* транспортом.

Безусловно, спрос на зимние туры в нынешнем году заметно упал по сравнению с предыдущим. Очень много объективных и субъективных факторов влияют на желание и возможность людей путешествовать зимой. Как правило, зимняя поездка - это вторая поездка в году, так как большинство туристов отдыхает летом. И не многие могут позволить себе подобное удовольствие, поскольку в каникулы люди путешествуют, в основном, семьями. Плюс - преддверие выборов, плюс - эпидемия гриппа, плюс вынужденный длительный карантин в учебных заведениях, во время которого многие семьи внепланово, срочно уехали в теплые края. Все это не может не сказываться на наборе групп.

В основном туроператоры предлагают комбинированные туры, в которых задействована не одна страна, а сразу несколько. Таким образом, туристы получают возможность ознакомиться с культурой, обычаями, традициями, памятками архитектуры одной страны и заодно могут поехать в однодневные экскурсии в соседние страны. Более популярны туры без ночных переездов, в которых программа путешествия предполагает ночевки в гостиницах.

Например, самой востребованной страной в автобусном туризме является Чехия. Особенно возросло количество туристов по данному направлению после вхождения Чехии в Евросоюз и в единую Шенгенскую зону. Теперь туристы, получая чешский шенген, без проблем могут посетить граничащие с Чехией страны. Это связано с тем, что для получения шенгенской визы в Чехию не нужен такой большой пакет документов, как в другие страны. Так, пребывая в Чехии, туристы могут поехать на один день в Вену или в Дрезден, а по дороге в Чехию посетить Краков или Будапешт. Кстати, с началом выдачи шенгенских виз чешским посольством в 2008 году большинство туристов, совершающих евротуры с посещением таких стран, как Италия, Испания, Франция и другие, начали запрашивать комбинированные туры и с Чехией. Потому на данный момент практически не существует проблем попасть в любую страну шенгенского соглашения.

Также пользуются популярностью туры в Польшу и Венгрию. Но, к сожалению, работа посольств этих стран налажена не так хорошо, как чешского. И в сезон виза у них может оформляться около двух недель, а то и больше.

Предложения по автобусным турам компании «Артекс 94» условно делятся на три блока:

1) демисезонные предложения - это стандартные программы в даты осенних, зимних, весенних каникул (сроки наиболее наполняемых групп);

2)специальные предложения «Новый год в ...». В этом году предлагается встретить Новый год в таких городах, как Париж, Амстердам, Лондон, Ницца, Прага, Будапешт, скандинавские столицы;

3) эксклюзивный продукт компании «Артеке» - программы Ski-Safari, которые сочетают в себе небольшой объем экскурсий с 7-10-дневным отдыхом на лучших горнолыжных курортах Европы - в Австрии, Франции, Италии, Швейцарии.

Отдельным блоком выпускаются предложения на майские праздники. Это - самый «бумовый» период в автобусном туризме, период премьер, эксклюзивных программ, встреч с постоянными клиентами. Набор на эти программы активен уже с осени. Многие майские туры, такие как «Дорогами пилигримов», «Сказки датского короля», «Легенды Ирландского моря», «Французский калейдоскоп», на данный момент набраны уже на 50%.

Что касается главного конкурента зимних автобусных туров - морских курортов в теплых странах, то поездки в Европу имеют свои преимущества. Здесь турфирмы целиком зависят от предпочтений туристов. Благо, многие среди них - любители горнолыжного отдыха. Высокой популярностью у туристов пользуются и другие предложения «Артекс 94»: «5 столиц объединенной Европы», «Европейская мозаика», «Круиз по Европе», «Сага о викингах».

Как утверждают в компании «Инкомартур», преимущество путешествий на автобусах перед турами с отдыхом на море в новогодний период заключается и в том, что стоимость туров не меняется по сравнению с регулярным сезоном.

Они охватывают в своих программах практически все страны Европы, кроме некоторых стран Балканского полуострова: от близлежащих Чехии и Венгрии до Британии и Скандинавии, и даже... Африки! На Новый год неизменно пользуется популярностью Париж («Праздник, который всегда с тобой»), Скандинавия и Швейцария.

Самые востребованные направления компании «Весь CBІT» в зимний период - Чехия и Венгрия. В эти страны турфирма организовывает автобусные туры еженедельно, тогда как туры по всей Европе совершаются 1-2 раза в месяц.

В новом сезоне «Зима 2010-2011» турфирма «Феерия» предлагает как экскурсионные туры, так и туры с посещением горнолыжных курортов Европы. Кроме того, популярен и внутренний туризм: каждую неделю выезжает группа для ознакомления с западным регионом страны.

К каждому сезону туроператоры стараются предложить туристам что-то новое.

В этом году у компании «Троя Тревел» появились новые туры в балтийские и скандинавские страны. Также готовим новые туры на 2010 год в страны СНГ. Один и тот же тур каждый раз проходит по-разному - со временем расширяется экскурсионная программа, все лучше становятся условия проживания.

Туроператор «Сага» разработал несколько групповых автобусных туров на новогодний период. Новинка новогоднего сезона - тур «Новогодняя Сага - Чехия, Австрия, Швейцария» с катанием на лыжах в австрийских и швейцарских Альпах. Тур недорогой - EUR755 на две недели.

Туристам предлагается насыщенная экскурсионная программа и почти неделя катания на лыжах. Изюминкой тура является «легкая» чешская виза! Таким образом, сейчас покататься в Альпах могут себе позволить и туристы со средним уровнем дохода, и туристы с «чистым» паспортом.

Также интерес представляет беспрецедентный в Украине тур от «Саги» — «Северная сказка - три столицы Прибалтики, Хельсинки, Санкт-Петербург». Желающие смогут съездить в гости к Санта-Клаусу за полярный круг.

Средняя стоимость на самые популярные туры в компании «Троя Тревел» колеблется в пределах от EUR145 до EUR22O. В стоимость тура, как правило, входят: проезд автобусом по всему маршруту, проживание в трехзвездочном отеле с завтраками, несколько экскурсий, сопровождение руководителя группы и страховка. Факультативные экскурсии и консульский сбор оплачиваются дополнительно.

Расценки на новогодние праздники, как всегда, более высокие. Ведь именно в этот период все иностранные партнеры поднимают цены в связи с высоким воздействием сезонности на формирование цен в туризме. Так, гостиницы, экскурсии, трансферы и даже сувениры в новогодний период вырастают в цене. Иногда незначительно, иногда в полтора раза, а иногда в два раза и больше. К тому же в европейских отелях чаще всего доплата за новогодний и рождественский ужин является обязательной, что значительно влияет на общую стоимость тура. Что касается скидок, то они всегда были и будут. Компания предоставляет скидку от 3% до 5 % для туристов, которые обращаются впервые, в зависимости от тура. Для постоянных клиентов размер скидки возрастает с увеличением количества поездок. А если турист набрал максимальную скидку - 10 %, тогда при покупке нового тура преподносят ему приятные подарки.

Средняя стоимость экскурсионного дня в туре от компании «Инкомартур» составляет от EUR50-60. В эту стоимость входит проживание в уютном отеле с завтраком (а при отдыхе на море добавляется ужин), переезд по маршруту, экскурсионное обслуживание на русском языке.

Расценки по основным направлениям компании «Весь CBІT» следующие: Чехия и Венгрия на 6-8 дней - от EUR145, туры по другим странам Европы на 10-15 дней - от EUR399. В стоимость включено: проезд автобусом по всему маршруту, проживание, питание - завтраки, экскурсионная программа, сопровождение руководителя группы, медицинская страховка. Дополнительно оплачивается - виза, входные билеты в музеи, дополнительные экскурсии, проезд ж/д транспортом (если он необходим). В период праздников туры в Чехию и Венгрию будут стоить от EUR220, тур по Европе - EUR495 на Новый год и EUR399 на Рождество.

В «Феерии» напротив - цены на новогодние праздники не будут повышаться. В компании это объясняют тем, что в связи с экономической ситуацией в мире многие отели не повышают стоимость своих услуг, и поэтому цены большинства туров остаются прежними. К стоимости тура лишь суммируется празднование новогодних торжеств.

Компания «Сага» предлагает своим клиентам такие расценки на отдых: Чехия, Венгрия, Польша, Прибалтика от EUR250-EUR300, Западная Европа от EUR550 - EUR570, более комфортные туры и без ночных переездов от EUR750. В стоимость включено: транспортное обслуживание, ночлеги в отелях 2-4*, питание ВВ - завтраки, услуги сопровождающего, базовые экскурсии с лицензированными русскоговорящими гидами.


2. Перспективы развития речных круизов в России 

Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в европейской части России позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Кроме того, для туристских путешествий используются каналы: Беломорско- Балтийский (227 км); Волго-Балтийский (361 км); Волго-Донской (101 км) и другие реки и озера. Практически 80% всего круизного речного флота сконцентрировано на маршрутах между Москвой и Санкт-Петербургом.

В 1959 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС организовал первый речной маршрут. За ту навигацию 1О судов перевезли 12 тыс. путешественников. В настоящее время эта цифра составляет более 1 млн человек. Почти 150 тыс. км голубых дорог страны освоено ныне туристами. На них работает 700 гидротехнических сооружений, в том числе 122 шлюза.

Судоходные речные пути относятся к разным бассейнам. Основной среди них - Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически раз становилась светлым и навсегда запоминающимся событием в их жизни. Потребности у людей были гораздо ниже, чем сейчас. Двухместная каюта с умывальником была в те годы высшей роскошью, четырехместная без умывальника - нормой. Но и те, кто совершал круиз в восьмиместной каюте в трюме, бывали очень довольны круизом и попутчиками.

В наши дни суда стали комфортабельнее, маршруты - короче, а туристы - взыскательнее. Главное, что как сорок лет назад, так и сейчас речные круизы являются популярным видом отдыха.

Интерес к российским речным круизам в последнее время резко вырос. По статистике россиян на речных дорогах страны стало гораздо меньше, их почти полностью вытеснили иностранцы.

Фактически для иностранцев существует единственный речной маршрут по России. Это линия Москва – Санкт-Петербург или Санкт-Петербург - Москва. Конечно, предлагаются и другие маршруты. Но круизов по ним очень мало, и они вполне удовлетворяют имеющийся невысокий спрос/

Крупнейшие туроператоры рынка отечественного речного туризма – «Столичная Судоходная Компания», нижегородская компания речного туризма Волжского пароходства «Волга-Флот-Тур», петербургская «Русские круизы», самарская «Спутник-Гермес». В областях, имеющих крупные речные артерии есть свои круизные лидеры, в основном обслуживающие собственные региональные маршруты. Это – омская «Евразия Тур» (круизы по Иртышу), архангельская «Помор Тур» (маршруты по Сев. Двине и Белому.

Основную массу иностранных туристов (до 70%) составляют французы и немцы. В последнее время активизировался спрос со стороны турфирм Испании и Италии. На российские реки возвращаются американцы, кстати, считающиеся самыми платежеспособными туристами. Пока среди круизеров невысок процент туристов из скандинавских стран.

Каждая круизная компания придумывает свои дополнения к программе. Например, это может быть экскурсия в Сергиев Посад, дающая гостям .

Необычные маршруты по Нижней Лене в Якутии на собственном теплоходе «Михаил Светлов» предлагает туроператор «Алроса». В прошлом году на этом направлении было реализовано почти 11 тыс. путевок. Планы компании на сезон – реализовывать более 17 тыс. круизных путевок. На реализацию агентствам «Алроса» предлагает 2 маршрута: 3-дневные Якутск – Ленские Столбы – Якутск (стоимость 2,4-12 тыс. руб.) и 16-дневные «К Северному Ледовитому океану» .

Волжские маршруты выполняют многие небольшие круизные компании из Москвы и регионов - казанская «Агидель-круиз» (т/х «Николай Щорс», «Башкортостан», «Герой А. Головачев», «Альба» (комфортабельный двухпалубник «Бородино»), «Паллада», чебоксарская «Якорь» и др.

В ближайшее время сохранится и даже вырастет интерес зарубежных туристов к речным круизам по России. Операторы отмечают двукратное превышение объема заявок над реальным числом кают. Так что, очевидно, что процесс «вымывания» комфортабельных судов с отечественного круизного рынка будет продолжаться. Емкость речного флота будет также сокращаться за счет реконструкции старых теплоходов (на некоторых теплоходах, принадлежащих Волжскому пароходству, число мест сократилось с 360 до 250). Возможно, скоро речные круизы станут для россиян эксклюзивным отдыхом.

Предлагаемые туроператорами круизы по рекам России делятся на две категории. Есть продолжительные путешествия, на 7–16 дней, с остановками в старинных русских городах и с серьезной экскурсионной программой. Короткие маршруты, менее 7 дней, в основном посвящены отдыху на природе, упор в них делается на развлекательные программы, хотя порой туристов радуют и экскурсиями. Различаются и круизные теплоходы – от многопалубных гигантов до небольших двухпалубных судов. Например, построенные в Германии четырехпалубные лайнеры «Николай Чернышевский», «Александр Радищев» и «Нижний Новгород» отличаются повышенным комфортом. На борту – шесть кают класса «люкс», десять «полулюксов», двадцать одноместных и десять трехместных кают. На судах работают аниматоры, которые без устали развлекают детей и взрослых.

На таких теплоходах, как, например, «Георгий Чичерин», «Леонид Соболев», «Константин Симонов», есть сауна, солярий, музыкальный салон, кафе-бар.
Самые мобильные – двухпалубные теплоходы, построенные на европейских верфях, например «Салават Юлаев» (180 пассажиров), «Василий Чапаев» (168 пассажиров) и «Бородино» (90 пассажиров). Они имеют небольшую осадку и легко передвигаются по мелководным рекам.
Между Петербургом и Москвой.

По словам туроператоров, самый популярный из маршрутов по рекам и озерам России – это Москва– Санкт-Петербург. Летом по этому маршруту курсируют более 50 трех- и четырехпалубных комфортабельных теплоходов. Подобные путешествия очень привлекательны и для иностранных туристов.
На самом деле под названием маршрута скрывается большое количество различных вариантов. Путешествие может быть в один конец с посадкой
.

Таким образом, на сегодняшний день турфирмы не только предлагают огромное количество традиционных маршрутов речного туризма, но и разрабатывают новые комбинированные туры, охватывая все большую площадь для показов, кроме этого на рынке появились турфирмы, которые стараются заинтересовать туристов новыми предложениями делового туризма, банкетного, санаторного, организованного на речных судах.


3. Особенности развития железнодорожного туризма в России

Проведение структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривает введение новых дополнительных видов деятельности, связанных с обслуживанием пассажиров, среди которых и развитие железнодорожного туризма.

Следует напомнить, что туризм начал развиваться именно на железной дороге, когда 5 июля 1841 г. английский предприниматель Томас Кук организовал путешествие для 570 человек по железной дороге в поезде, где пассажирам был предоставлен комплекс услуг, включавший в себя питание и духовой оркестр для развлечения.

В нашей стране железнодорожный туризм активно начал развиваться во времена Советского Союза. Первые путешествия на дальних туристско-экскурсионных поездах были организованы Центральным советом по туризму и экскурсиям совместно с Министерством путей сообщения еще в 1960-х годах. Тогда было, организовано пять туристско-экскурсионных поездов, которые обслуживали чуть более 2000 человек.

Содержание, формы и виды железнодорожных туристических поездок были весьма разнообразны. Самыми массовыми стали путешествия в графиковых поездах, следующих по регулярному расписанию. В 1980-х годах ежегодно путешествовало более 4 млн. человек. Иные формы железнодорожного туризма представляли собой поездки на специальных туристско-экскурсионных поездах, предназначенных только для туристов.

К 1983 г. существовало уже более 1600 туристских рейсов, услугами которых пользовались около 650 тыс. человек. При этом продолжительность путешествий варьировалась от одного до 32 дней. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоевывая симпатии любителей туризма и экскурсий.

Самым популярным маршрутом считалось «Транссоюзное железнодорожное путешествие», начинавшееся во Владивостоке и проходившее через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Киев, Крым. Пользовались спросом и маршруты по древним русским, крупнейшим украинским, кавказским городам и городам Прибалтики, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге и др. Помимо внутрисоюзных путешествий на туристских поездах организовывались поездки в зарубежные страны.

Туристско-экскурсионные бюро занимались также организацией однодневных туристских поездов «Снежинка», «Лыжник», «Турист». Среди туристских поездов в свое время были очень популярны и так называемые «поезда здоровья», появившиеся в 1966 г.

После распада Советского Союза, к сожалению, туризм утратил свой массовый характер. И сегодня понятие «железнодорожный туризм» используется лишь в узких кругах и не принимается даже многими специалистами. Тем не менее, богатейший опыт, накопленный в советское время, может стать основой для возрождения этого вида отдыха и его развития на совершенно новом качественном уровне.

Существующий зарубежный опыт свидетельствует о том, что железнодорожные компании активно участвуют в развитии туризма и успешно ведут туристическую деятельность. В этом отношении интересен опыт работы железнодорожных компаний Германии, Швейцарии, Швеции, Испании, США, Индии, ЮАР и других стран. Так, на железных дорогах Германии при подразделении по пассажирским перевозкам создано отделение путешествий и туризма, которое реализует как комплексные туристские маршруты с размещением в принадлежащих ему гостиницах и экскурсиями на собственных автобусах, так и предлагает пассажирам различные пакеты услуг «поезд + …» при покупке железнодорожных билетов. Это свидетельствует о том, что туристская деятельность железнодорожных компаний приносит им устойчивые доходы и позволяет решать существующие финансовые проблемы.

В России, где на долю железных дорог приходится более 40% пассажирских перевозок, развитие железнодорожного туризма, безусловно, должно представлять особый интерес. Это подтверждают и результаты исследований, проведенных специалистами кафедры «Сервис и туризм» МИИТа на железнодорожных вокзалах Москвы. В ходе исследований было опрошено 3000 пассажиров. При этом на вопрос, как Вы относитесь к развитию железнодорожного туризма, положительно ответили 74%, или 2210 человек, отрицательно - 6% (182 человека), затруднились с ответом 20%, т.е. 608 человек.

Приключенческий вид туризма интересует 9% респондентов, отдых - 48%, культурный (познавательный) - 18%, религиозный - 2%, лечебно-оздоровительный - 9%, пляжный - 18% опрошенных.

Для 20% респондентов интересны однодневные специализированные железнодорожные туристические маршруты. Непродолжительные (2-3 сут.) поездки представляют интерес для 35%, многодневные (отели на колесах) - для 17% опрошенных. Не интересны железнодорожные маршруты для 14% и затруднились с ответом 14% опрошенных.

Результаты проведенного опроса говорят о том, что большинство респондентов положительно относятся к развитию железнодорожного туризма. При этом наиболее популярными видами они считают отдых, культурно-познавательный и пляжный туризм, к которым железнодорожный транспорт имеет непосредственное отношение. Значительный интерес для респондентов представляют непродолжительные железнодорожные туристские маршруты на 2-3 дня. Это могут быть поездки выходного дня, тематические экскурсии. Однодневные маршруты также весьма популярны. Для удовлетворения потребностей этой категории опрошенных следует возобновить движение таких поездов, как «Здоровье», «Лыжник», «Грибник», «Ягодник».

О благоприятных перспективах развития железнодорожного туризма свидетельствует и анализ данных Федерального агентства по туризму Российской Федерации. Так, исследования показали, что развитие въездного туризма обусловлено растущим интересом европейцев к России. При этом именно жители Европы составляют более 90% иностранных туристов, прибывающих в страну. Иностранные фирмы уже многие годы успешно организуют железнодорожные туристские маршруты по России и в дальнейшем планируют не только продолжать, но и расширять свою деятельность. Благодаря этим компаниям в России возрождаются старые и появляются новые железнодорожные туристские маршруты. Например, немецкая фирма «Лернидее», начав в 1995 г. сотрудничество с одного тура, в 2005 г. заказала уже 12 туров.

Наличие густой сети железных дорог России позволяет организовать разнообразные по географическому расположению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Во внутреннем туризме это кратковременные (часовые) туры длительностью от 3 до 10 ч, совершаемые на электропоездах, однодневные, двух- и трехдневные (непродолжительные) и многодневные туры от 5 дней. Наиболее посещаемыми являются Москва и Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Свердловская, Тюменская области, республики Татарстан и Башкортостан, Ставропольский край, Челябинская, Нижегородская и Ростовская области, на долю которых приходится более половины численности российских туристов.

Следует помнить, что железнодорожный туристский маршрут должен тщательно выбираться с учетом интересов, пожеланий и спроса конкретных потребителей. При разработке маршрута необходимо рассмотреть все объекты, лежащие на пути к конечной цели туристского маршрута. Это могут быть природные или культурные особенности: леса, озера, горы, памятники архитектуры, соборы, храмы, ансамбли и т.д.

Для реализации железнодорожных туристских маршрутов существует несколько вариантов. Например, возможно формирование отдельных туристско-экскурсионных поездов. Так, большой популярностью пользуется ретро-поезд «Восточный экспресс», маршруты следования которого весьма различны: из Москвы по Транссибирской магистрали в Китай, в Среднюю Азию и т.д. На Западно-Сибирской дороге курсирует туристический поезд выходного дня «Зимняя сказка» в Горную Шорию. Действует маршрут по Кругобайкальской железной дороге.

Помимо этого можно организовать туристские маршруты в составе пассажирских поездов, следующих по действующему расписанию. Сервис-центры железнодорожных вокзалов или туристические фирмы, организующие такие путешествия, приобретают необходимое количество билетов для желающих совершить путешествие по железной дороге.

К сожалению, сегодня в России нет достаточного количества специализированного подвижного состава для путешествий по железным дорогам. Поэтому железнодорожный туризм малокомфортабелен и экономически низкоэффективен, что, в свою очередь, сдерживает его развитие. Для обеспечения высококачественного обслуживания туристов и пассажиров в пути следования необходима модернизация и создание нового специализированного подвижного состава для дальнего и пригородного сообщения (с улучшенным обзором, стилизованного в традициях разных эпох и культур).

Подразделения предприятий железнодорожного транспорта, занимающиеся туристическим и сервисным обслуживанием, на основе маркетинговых исследований должны участвовать в формировании политики технического развития железнодорожных станций, вокзалов и их инфраструктуры, давать предложения по изменению технологии их работы, схем формирования расписания движения пассажирских поездов, а также постоянно изучать структуру обслуживаемых пассажиропотоков и их потребности, гибко реагировать на изменяющиеся потребности населения в перевозках, разрабатывать новые современные комплексные туристские продукты и услуги, совершенствуя стиль и формы обслуживания пассажиров.

Подразделения пассажирского хозяйства совместно с причастными департаментами ОАО «РЖД» могут взять на себя функции централизованного планирования туристско-экскурсионных поездов в дальних и пригородных перевозках. В подразделениях пассажирского хозяйства должны быть разработаны перспективные схемы и программы развития туризма и экскурсионного отдыха, согласованные на региональном и городских уровнях с администрациями, различными органами и службами. Эти программы должны стать основой для формирования предприятиями железнодорожного транспорта разнообразных туристских продуктов.

Железнодорожный транспорт может активно участвовать и в организации международных туристских маршрутов для российских граждан, используя возможности отрасли в международном сообщении, а также обслуживать иностранных туристов, прибывающих в Россию, для организации железнодорожных туристских маршрутов внутри страны.

По оценке экспертов Всемирной туристской организации, оптимальной считается пропорция, при которой на одного туриста, выезжающего за рубеж, приходится один иностранный турист, прибывающий из-за рубежа, и четверо человек, путешествующих по территории своей страны. Для реализации этой пропорции в полной мере могут использоваться возможности железнодорожного транспорта во всех видах туризма.

Необходимо отметить, что при развитии индустрии туризма на железнодорожном транспорте, создании железнодорожных туристических центров остро встает проблема подготовки высококвалифицированных кадров для их деятельности. Такая подготовка сегодня ведется в высших учебных заведениях отраслевой системы образования по специальностям в области сервиса и туризма. Учебные планы включают в себя изучение общих специальных дисциплин. При этом ряд учебных дисциплин специализации учитывает специфику развития туризма именно на железнодорожном транспорте.

Для удовлетворения растущих потребностей в сервисном и туристическом обслуживании пассажиров руководство железнодорожного транспорта России приняло решение о создании на железных дорогах единой сети сервис-центров. Объединение сервис-центров в единую сеть, налаживание связей между ними позволяет формировать различные туристские продукты по формуле «поезд + ...»: «поезд + гостиница», «поезд + экскурсия», «поезд + спектакль», «поезд + футбольный матч», «поезд + выставка», «поезд + кинофестиваль» и т.д. Железнодорожный транспорт в этом случае имеет определенные преимущества, поскольку практически в любом туристском продукте присутствует основная часть - сама перевозка.

Продвижение туристских продуктов, созданных по формуле «поезд + ...», возможно через сеть сервис-центров, созданных на железнодорожных вокзалах, а также через туристические фирмы и агентства, сотрудничающие с предприятиями железнодорожного транспорта.

В перспективе в структуре ОАО «РЖД» планируется создать компанию, которая будет оказывать полный комплекс услуг по организации железнодорожных путешествий на специализированном подвижном составе. Это избавит клиентов от необходимости заключения договоров с несколькими организациями по вопросам, касающимся аренды вагонов, разработки маршрута следования, предоставления питания и прочих услуг. Решением всех этих проблем по поручению заказчика будут заниматься сотрудники компании. Таким образом, компания объединит в себе функции туроператора, создающего новые маршруты и новые турпродукты, и функции по сотрудничеству с управлениями железных дорог по предоставлению специальных составов, предназначенных для перевозок туристов. Кроме того, планируется создание собственного парка туристско-экскурсионных поездов, а также реализация совместных международных проектов по разработке подвижного состава нового поколения для использования в целях туризма.

Повышение эффективности туристических услуг с учетом транспортной составляющей

 Наша страна обладает огромным туристическим потенциалом: разнообразные климатические условия, богатое культурное и историческое наследие - все это является привлекательным как для туристов других стран, так и для жителей различных регионов. Однако существует ряд проблем, которые тормозят развитие туризма, приводят к недополучению валютной выручки и, соответственно, доходов бюджета.  

В среднесрочной перспективе ожидается ужесточение условий конкуренции в сфере услуг как на внутреннем, так и на мировом рынках в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО). Однако рыночные реформы в нашей стране отчетливо показали низкую ^ конкурентоспособность большинства услуг, прежде всего по их качеству. В  результате интенсивной интеграции российской экономики в мировую и объективно сопутствующего этому процессу снятия барьеров «входа» на российские рынки иностранных операторов отечественные производители услуг будут находиться в жестких конкурентных условиях не только между собой, но и с зарубежными операторами.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автобусные туры пользуются популярностью у молодежи, людей среднего возраста, так и у пенсионеров. Причина этому доступные цены и большой ассортимент разнообразных туров: спортивных, религиозных, экскурсионных, насыщенные многообразными развлекательными программами. Автобусы удобны для длительных поездок, так как они оборудованы туалетом, кухней, удобными сиденьями. Благодаря таким турам многие люди, которые никогда не бывали в других странах, позволили себе это удовольствие. Автобусный тур настоящая находка для людей, страдающих боязнью лететь на самолете. Но такие туры имеют свои недостатки: поломка автобуса, дешевые отели, ночные переезды, дорога есть дорога, на ней может произойти все что угодно. Поехать можно в любую страну Европы. Лучше всего первый раз выбирать тур, который позволит увидеть как можно больше стран, и я думаю можно после определить, где больше всего понравилось и в следующее турне поехать именно туда. Автобусные путешественники, как правило, интересуют более подробные варианты с новыми городами. При этом ночные переезды для многих опытных туристов уже не проблема, а наоборот - заметный «плюс», поскольку оставляют больше времени для дневных экскурсий.

Будучи экономичным видом путешествий, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях. На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европы также с экскурсионно-познавательными целями.

Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте «занят» один автобус.

По мнению специалистов, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров наблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биржаков М.Б. Индустрия туризма. Перевозки /М.Б. Биржаков, В.И. никифоров. - СПб.: Герда, 2012. - 400 с.

2. Бутко И.И. Транспортное обслуживание туризма: учеб. пособие /И.И. Бутко. - Ростов-на-Дону.: МарТ, 2012. - 336 с.

3. Бутко И.И. Туризм. Транспортные туры и круизы: учеб. пособие /И.И. Бутко. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010. - 332 с.

4. Голомолзин Е. Автобусный вояж: достоинства и недостатки / Е. Голомолзин // Турбизнес. - 2011. - №6. - С. 24-25.

5. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие /О.Я. Осипова. - М.: академия, 2013. - 368 с.

6. Степанов М. Что мешает развитию автобусного туризма? / М. Степанов // Турбизнес. - 2013. - №7 - С. 33-34.

7. Экономика и организация туризма. Международный туризм /Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: Кнорус, 2014. - 576 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41816. Ознакомление с устройством карбюратора 82.04 KB
  На автомобилях имеющих датчик расхода топлива устанавливается карбюратор 2114–110701031 отличающийся от карбюратора базовой комплектации отсутствием патрубка слива топлива. Ось поплавка; игольчатый клапан; – поплавок; – прокладка крышки карбюратора; – крышка пускового устройства; винт; – диафрагма пускового устройства; – прокладка; рычаг воздушной заслонки; топливный жиклер холостого хода;– электромагнитный заорпный клапан; патрубок подачи топлива; – крышка карбюратора; – топливный...
41817. Создание электронных таблиц программой Microsoft Excel 867.33 KB
  На экране ячейки листа таблицы разделяются линиями сетки. Правая часть служит для отображения содержимого текущей ячейки. Для перехода в режим редактирования содержимого ячейки в строке формул следует нажать клавишу F2 или выполнить щелчок в правой части строки формул. Кнопка в строке формул служит для подтверждения ввода данных или изменения содержимого ячейки и соответствует действию по клавише Enter .
41818. Приобретение навыков в работе с ACCESS по созданию таблиц 45.96 KB
  Характеристики таблицыобъекта СОТРУДНИК: идентификационный код Идент код 10 символов тип текстовый ; фамилия Фамилия 20 символов тип текстовый; имя Имя 15 символов тип текстовый; отчество Отчество 15 символов тип текстовый; пол Пол 1 символ тип текстовый; дата рождения Дата рожд поле типа дата ; место рождения Место рожд 15 символов тип текстовый ; образование Образов 15 символов тип текстовый; должность Должн 15 символов тип Мастер подстановок; стаж работы Стаж работы длинное целое...
41819. Разборка, исследование устройства, сборка и проверка работы электропневматического клапана автостопа 150 316.61 KB
  Разборка исследование устройства сборка и проверка работы электро-пневматического клапана автостопа 150. Цель работы: Изучить устройство и действие электро-пневматического клапана автостопа 150 получить практические навыки по его разборке и сборке. Приборы и оборудование Натурный электропневматический клапан автостопа 150 набор отвёрток и гаечных ключей плакаты учебник. Ход работы Электропневматический клапан автостопа ЭПК150 служит для выполнения экстренного торможения по команде АЛСН.
41820. Матричные операции. Применение стандартных функций Excel для работы с матрицами 277.1 KB
  Ответьте на контрольные вопросы. Порядок выполнения: Поместим матрицу А и вектор b в блоки 2:C4 и E2:E4 соответственно рис. Выполните все приведенные ниже задания используя описанные способы и сравните с ответом Сложить матрицы Исходные матрицы Ответ Вычислить линейную комбинацию матриц Линейные комбинации Ответ 1 MN 2 2M2NP Вычислить определитель det матриц Исходные матрицы Ответ det=1 det=0 Вычислить обратную матрицу Исходные матрицы Ответ T1обр= 054918 0008197 0606557 0098361 0016393 0213115 011475 0147541...
41821. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет СМИ, Интернет-библиотекой 500.57 KB
  Изучение функциональной структуры web-браузеров и уметь выполнять навигацию по гиперссылкам, открытие, просмотр и загрузку различных информационных ресурсов. Научиться оформлять заказы в Интернет-магазине. Изучить принцип работы Интернет-библиотеки и Интернет-СМИ.
41822. Инструмент Roughen Brush (Огрубление) 91.22 KB
  Инструмент Roughen Brush Огрубление позволяет превратить объект с гладким контуром в рваный с острыми зубцеобразными краями. Инструмент Roughen Brush Огрубление можно применять к фигурам представляющим собой кривую Безье. Если фигура не является кривой Безье то при попытке применить к ней инструмент Roughen Brush Огрубление программа предложит автоматически преобразовать объект в кривую Безье.
41823. Исследование особенностей и способов поиска правовой информации в СПС КОДЕКС 46.72 KB
  38 Кто руководит Конституционным судом Российской Федерации Найдите и вставьте в данный документ фотографию этого чиновника. Зорькин Валерий Дмитриевич Найдите координаты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.9 Сколько документов на сегодняшний день содержится в системе Сколько новых документов появилось в разделе международное право Всего 959376 В Международном праве 238 Сколько новостей в январе 2013 года...
41824. Программирование алгоритмов формирования и обработки двумерных массивов 79.24 KB
  Выполнения данной лабораторной работы состоит в изучении средств, приемов и получении практических навыков разработки, написания и отладки программ формирования и обработки двумерных массивов Click Dim m n s Integer Dim L s Single m = vvodTextBox1 n = vvodTextBox2 Dim Km n s Single postroenie_Km n K vivodMssm n K ListBox1 L = crete_Lm n K vivodMssm n L ListBox2 End Sub Function vvodByVl T s TextBox s Integer Return VlT.Text End Function Sub vivodMssByVl m s Integer ByVl n s Integer ByVl s Single ByRef ListBox s ListBox...