82758

Социальное государство

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Процесс возникновения и становления социального государства имеет довольно долгую и сложную историю. Идеи социального государства зарождались давно они уходят в глубокую античность где античные мыслители выдвигали мысли в необходимости определенного государственного устройства при котором...

Русский

2015-03-02

121 KB

48 чел.

Содержание

[1] Введение

[2] 1. Понятие социального государства

[3] 2. Принципы социального государства и  их обоснование

[4] 3. Социальные принципы и социальная политика развитых стран

[5] Заключение

[6] Список использованной  литературы

Введение

Процесс возникновения и становления социального государства имеет довольно долгую и сложную историю. Идеи социального государства зарождались давно – они уходят в глубокую античность, где античные мыслители выдвигали мысли в необходимости определенного государственного устройства, при котором было бы обеспечено благосостояние для всех граждан.

Впервые термин «социальное государство» впервые употребил в Лоренц фон Штейн в 1850 году. Исследуя функции, государства он включил в их список функцию, которая  заключается в поддержании абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти.

Идеи социального государства наиболее ярко стали проявляться после Второй мировой войны в Европе. В данное время под социальным государством понимался умеренный демократический социализм.  Подобный всплеск симпатии к идеям социального государства обусловил приход социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, энергетики, транспорта, тяжёлой и добывающей промышленности.

Итак, в рамках данной работы будет рассмотрены социальное государство с точки зрения основных его социальных механизмов и механизмов их реализации в разных стран. Исходя из этого, в качестве объекта данного исследования можно обозначить социальное государство, в качестве предмета – социальные принципы и их реализация.

1. Понятие социального государства

Социальное государство представляет собой определенную политическую систему, которая в рамках своего функционирования перераспределяет материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости  ради достижения каждым гражданином определенного достойного уровня жизни сглаживая при этом социальных различий и определения помощи нуждающимся [15].

Стремление к формированию социального государства представляет собой одним из ключевых моментов политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран.

В настоящее время социальное государство существует в трех основных проявлениях, что позволяет рассматривать его как понятие на  трех уровнях [15]:

  •  научный уровень, в рамках которого социальное государство рассматривается как идея;
  •  нормативный уровень, где социальное государство как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах разных стран;
  •  на эмпирическом уровне, в рамках которого социальное государство рассматривается как реальная практика деятельности государственных институтов по решению социальных проблем социальных групп и общества в целом.

Рассуждая о государстве, Штейн, указывал на то, что оно «обязано способствовать общественному и экономическому прогрессу всех своих граждан, в противном случае развитие одного человека выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» [17, c.124]. Исходя из этого социальное государство – по мнению автора -  должно не только узаконить и охранять господствующих, но также и сознательно служить интересам народа.

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов и был связан и возобладанием  тэтчеризм и рейганомика.

Теоретическую основу социального государство составляют учения таких деятелей разных времен как Адольф Вагнер, Ф. Наумана, Ю. Оффнера. Ф.Рузвельт, У. Беверидж  и другие.

М. В. Баглай,  Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, определяя сущность социального государства, он указывал на то, что социальным является такое государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, а также о благополучии своих граждан, их социальной защищенности [1].

Исследую историю возникновения социального государства Э.Я. Баталов, доктор политических наук,  отмечал, что становление индустриального, а затем и постиндустриального общества в свою очередь обуславливает потребность в социальном государстве как «государстве,  которое принимает на себя ответственность за положение дел в социальной сфере». Это в свою очередь подразумевает рассматривать политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций [2].

В качестве синонима к понятию «социального государства» употребляют также термины как «государство (общество) всеобщего благоденствия», «государство благосостояния», «государство всеобщего благосостояния». Данные термины в основном распространенны преимущественно в англоязычных странах и широко используемые в пропаганде. Но необходимо отметить, что используемый термин социального государства более точно и полно отражает многогранность деятельности современного государства в сфере социально-экономических, а также других общественных отношений. Данное обозначение  предоставляет более широкие возможности для исследования данного феномена.

Необходимо отметить, что в настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

В качестве современных образцов реализации идеала социального государства можно привести следующие страны: Великобритания, Франция, Австрия, страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Нидерланды, Канада, Финляндия, Германия, Чехия   Швейцария, Бельгия, Новая Зеландия Греция, Австралия, США, Италия, Португалия,  Словакия, Япония, Польша, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Ливия и другие страны.

2. Принципы социального государства и  их обоснование

В настоящее время можно выделить следующие основные принципы социального государства, которые характеризуют многие европейские государства.

  •  принцип экономической свободы человека, который заключается в возможности свободного выбора любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
    •  принцип социальной справедливости и принцип социальной солидарности общества, которые очередь строятся с одной стороны на основе развития акционерной собственности работников, а с другой стороны путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным гражданам;
    •  принцип доверия к регулирующей роли рынка, а также  регулирование его с использованием различных экономических методов;
    •  принцип эффективности, направленный на формирование условий для развития и создания экономической эффективности социального рыночного хозяйства;
    •  принцип равенства, направленный на обеспечение гендерного равенства женщин и мужчин;
    •  принцип партнерства, направленный на обеспечение участия всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства;
    •  принцип индивидуальной социальной ответственности, который направлен на то, чтобы каждый дееспособный член общества стремился прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей.
    •  принцип социальной компенсации, направленный на обеспечение социальной и правовой защищенности граждан, что выражается в получении ими льгот и социального обслуживания;
    •  принцип социальных гарантий, который предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг – таких как, духовное и физическое развитие, обучение, воспитание, что в свою очередь обуславливает  подготовку личности к самостоятельной жизни;
    •  принцип всеобщности, который  полный охват всех членов общества социальными мероприятиями, с учетом дифференцированного к ним подхода.

Акцент на либеральные ценности, а также абсолютизация гражданских прав и свобод обусловили формирование приоритета принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В данном случае под  справедливостью понимается как компенсация и возмещение ущерба; а  социальные риски подменяются понятием «жертва». Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа детерминировала формирование тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой.

Анализ основополагающих правил управленческой деятельности политических организаций и органов власти, позволяет выделить два вида принципов управляющей системы социального государства:

  •  общие принципы, которые действуют во всех видах управления - принципы оптимальности, объективности, конкретности, основного звена, эффективности и др.;
  •  специфические принципы, куда входят принципы социальной социального партнерства справедливости, солидаризма и социального мира (согласия), социальной меры и принцип социального равенства.

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения.

В качестве основного механизма реализации социальных принципов выступает социальная политика государства, которая разрабатывается и реализуется на основе общей доктрины развития общества — корпоратизма.

Итак, в настоящее время под социальной политикой государства понимается система определенных мер, которая направлена на достижение социальных целей и результатов, а также на улучшение качества жизни населения, повышение общественного благосостояния и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе [19].

В качестве объекта социальной политики могут выступать как отдельные граждане государства, так и определенные группы, которые объединены определенными связями и отношениями [15].

В качестве субъекта социальной политики выступают: различные государственные учреждения и ведомства, профессиональные работники, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры – т.е. те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет задачи, цели, нормативно-правовую базу, приоритеты социальной политики, а также осуществляет действия по ее реализации [15].

Цель социальной политики  заключается в реализации принципов социального государства. А именно: создание благоприятной обстановки для предпринимательской и трудовой деятельности. Исходя из этого, можно определить в качестве основной функцию социальной политики – стимулирующая функцию, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствованию отношений занятости. Т.е. социальная политика государства направлена на:

  •  формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду;
  •  стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля;
  •  учет доли каждого работающего в созданном продукте.

Также социальная политика направлена на стимулирование, но и поддержание незащищенных слоев населения, которые в силу объективных причин не имеют возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий. В данном случае социальная политика выполняет  стабилизирующую функцию которая предполагает развитие системы социальной защиты, формирование социальных гарантий, перераспределение доходов как для населения в целом, так и каждой из его социальных групп. При этом, основной упор делается на выплату пенсий и пособий безработным, нетрудоспособным, малообеспеченным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения [16].

Выше перечисленные функции социальной политики должны быть всегда в сбалансированном состоянии, ибо нарушение данного баланса внесет определенные негативные изменения в функционирование государства. Например, ослабление стимулирующей функции будет обуславливать снижение ресурсного обеспечения социальной политики, что в свою очередь обуславливает уменьшение возможностей для финансирования социальных программ. А нарушение стабилизирующей функции приводит к нарастанию социальной дифференциации и напряженности в обществе.

  •  Итак, социальная политика осуществляется на разных уровнях:
    интеруровень — межгосударственная социальная политика,  которая связана с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией отсталости и бедности некоторых стран;
  •  макроуровень – представляет собой государственную и региональную социальную политику в отношении регионов;
  •  микроуровень - социальная политика на уровне определенной корпорации в отношении ее работников.

С точки зрения субъектов социальной политики, можно выделить два ее уровня:

  •  региональный уровень, в рамках которого социальная политика направлена на  особенности этнического, культурного и исторического характера региона потребности его жителей. На этом уровне здесь разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы;
  •  государственный уровень в рамках которой социальная политика характеризуется социальной инфраструктурой, единым законодательным пространством, единым кадровым и информационным обеспечением для всего населения. На данном уровне определяются приоритеты,  цели и задачи развития государства, а также способы их достижения по отношению ко всему обществу.

В настоящее время выделяют два типа социальной политики: бисмарковский, в рамках которого который делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности, и бевериджский, который основан на принципе национальной солидарности и который предполагает, что каждый человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков.

По типу субъекта социальной ответственности выделяют [19]:

  •  либеральную модель, которая основывается на принципе личной ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. Данная модель присуща Англии, США, Ирландии и др.;
  •  корпоративную модель, которая основывается на принципе корпоративной ответственности, который предполагает максимальную отвественность предприятия, организации за судьбу своих работников. Данная модель характерна для Японии, Германии и других стран;
  •  общественную модель, которая основывается на принципе солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов. Данная модель характерна для Дании, Швеции, Швейцарии.

В качестве основных показателей результативности социальной политики выступают следующие показатели:

1. Уровень жизни, качество жизни. Данный показатель характеризуют следующие компоненты:

  •  социальный стандарт  - это питание и доходы населения, культурный уровень населения,  здоровье, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, условия труда и отдыха;
  •  социальная защита наиболее  уязвимых граждан, которая представляет собой систему мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого социального и  материального положения граждан;
  •  социальные гарантии- система социальных обязательств общества перед своими членами по удовлетворению как физических, так и социальных потребностей.

Все выше перечисленные компоненты характеризуются количественными показателями, индексами и индикаторами и оформляются в систему показателя уровня жизни.

2. Потребительская корзина, которая представляет собой минимальный набор  услуг и материальных благ, который нужен для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, и потребительский бюджет, который представляет собой стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы.

3. Социальная справедливость и кривая Лоренца. Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что в целом характерно для всех стран мира. Здесь надо упомянуть об законе  Парето, который гласит, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, при этом данная зависимость наблюдается практически во всех странах и не зависит от экономических и политических факторов.

Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца.

3. Социальные принципы и социальная политика развитых стран

Рассмотрим социальные принципы их реализацию на примере некоторых стран.

Социальные принципы и их реализация в Швеции.

В основе социальной политики Швеции принцип формирования  нормальные условия воспроизводства рабочей силы. Исходя из этого социальная политика данной страны направлена на преобразование общественных отношений в духе социальной справедливости, сглаживание классовых неравенств, уравнивании доходов, что в итоге обуславливает формирование нового демократического общества на базе государственного благосостояния.

Подобная социальная политика обеспечивает высокий уровень жизни в данной стране, который считается в настоящее время
одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе, что подтверждается следующими его показателями:

  •  высокий уровень ВВП и потреблению на душу населения:
  •  высокая степень выравнивания доходов;
  •  высокое отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин;

Низкий уровень безработицы, политика солидарности в области зарплат, прогрессивное налогообложение – все это является важным фактором реализации принципа социальной справедливости и социального равенства.

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Она подразумевает обеспечение человека экономической защитой в любых случаях -  при оказании медицинской помощи, при болезни, по старости, рождении ребенка, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине, а также безработицей. Все это обуславливает реализацию  принципа социального равенства.

Социальные принципы и их реализация в Японии.


 Современная социальная политика Японии направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста, что обусловлено возрастанием численности лиц данной категории.

Рост продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности, нехватка молодой рабочей силы, обуславливает сложность и многослойность пенсионная системы Японии.

Подобная демографическая ситуация детерминирует общественное вспомоществование, которое направлено на тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Реализуется данный принцип через Закон о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, на похороны, жилье, медицинское обслуживание, образование, материнство, по безработице. Данная социальная программа реализуется на 75% из центрального бюджета, а 25% - из бюджетов местных органов власти.


Социальные принципы и их реализация в Германии.


 Социальная политика Германии направлена на обеспечение и поддержание нормального уровня жизни населения за счет фондов социального обеспечения, которые стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, охватывающий отдельные виды страхования, такие как:

  •  от несчастных случаев;
  •  по временной нетрудоспособности;
  •  на случай безработицы;
  •  пенсионное страхование лиц, не работающих по найму;
  •  пенсионное страхование рабочих и служащих.

Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: накопительную и перераспределительную.

Социальные принципы и их реализация в США.

В основе социальной политики США лежит закон о социальном обеспечении 1935 г., который предусматривавший обязательное пенсионное страхование в следующих ситуациях:

  •  по старости и инвалидности;
  •  помощь из средств федерального бюджета детям, которые живут с одним из родителей или в малообеспеченных семьях;
  •  страхование по безработице;
  •  программы медицинской помощи нуждающимся престарелым инвалидам и детям;
  •  денежную помощь из средств федерального бюджета слепым, полным и пожизненным инвалидам;
  •  финансовую помощь штатам на охрану материнства и детства.

Основным документом, обеспечивающим социальную защищенность пенсионеров, является Общая федеральная программа (ОФП), которая относится к распределительному типу пенсионных систем. А именно: выплата пособий производится по мере поступления взносов, т.е. пенсионерам выплачиваются деньги ныне работающих людей.

Социальные принципы и их реализация в России.

Социальная политика России  строилась на основе опыта западных стран, но при этом  она имеет свои специфические черты.

Основной принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ, который состоит в проведении политики, которая  направлена на создание условий, которые способны обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные конституционные характеристики данного принципа состоят в следующем:

  •  в качестве цели государственной социальной политики является обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  •  основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. А именно:  установление гарантированного минимального размера оплаты труда; охрана здоровья и  труда людей; развитие системы социальных служб; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов, материнства, детства и пожилых граждан; установление государственных пенсий, пособий;
  •  взаимосвязь реальности существования социального государства от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей, направленных на обеспечение свободного развития и достойной жизни.

В качестве одной из важнейших составляющих социальной сферы России выступает гибкая и эффективная система социального обеспечения граждан, которая должна включать в себя следующие компоненты:

  •  социальное страхование и обеспечение граждан, а также их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (несчастный случай, болезнь, безработица, возраст и т.п.);
  •  оказание помощи неполным семьям, малоимущим, многодетным, жертвам стихийных бедствий и т.д.;
  •  вспомогательную и поощрительную подсистему, которая занимается кредитованием лиц, которые стремятся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области приобретения или строительства жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.

К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства относится восстановление социальных гарантий на получение бесплатного образования всех его уровней, а также на получение  качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи.

Важной задачей социальной политики России выступает также комплекс демографических проблем, которая заключается в сокращении продолжительности жизни и сокращения рождаемости, что в свою очередь порождает вопросы воспроизводства, миграции населения и защиты от внешней демографической экспансии в число наиболее приоритетных.

На социальную политику российского государства оказывает влияние духовная сфера, которая отражается в принципе формирования всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека. Данный принцип должен реализовываться за счет открытого доступа граждан к подлинным образцам как мировой так и отечественной литературы, культуры, искусства, а также должна быть прекращена вестернизация духовной жизни. Государство должно поощрять развитие фольклора, охранять язык и культуру.

Также в рамках социальной политики России решаются вопросы по воспитанию молодежи в духе гуманизма, прекращению пропаганды насилия, жестокости, аморализма,  повышению нравственности, формирования правовой культуры граждан.

В настоящее время Россия характеризуется нестабильной социальной и экономической ситуацией в стране, что не может обеспечить реализацию основных принципов социального государства. Поэтому можно сделать вывод о том, что закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, в настоящее время является фикцией или будущей целью, к которой наше государство должно стремится.

Заключение


  Современная наука пока не выработала единого понимания социального государства. В тоже время современное социальное государство в настоящее время представляет собой этап развития социального государства, который является следующий за патерналистским социальным государством. Социальное государство представляет собой скорее не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом.

Но, несмотря на то, что в настоящее время нет единого определения социального государства, можно выделить ряд принципов, которые реализуются через социальную политику государства и которые объединяют определенные государства в группу – группу социальных государств. А рассмотрение особенностей социальной политики разных развитых стран позволяет судить об их схожести с одной стороны, но также и об отличиях с другой, что обуславливает основной социальный принцип, который лежит в основе социальной политики страны.

Список использованной  литературы

  1.  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Знание, 1997 – 132 с.
  2.  Баталов Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства. // Российская Федерация. - М., 1997, №8.
  3.  Волков А. Швеция на пути к выздоровлению. // «Мировая экономика и международные отношения», 1997, №6, с.132 – 135.
  4.  Гутник В. Германия: дорога к подъему. //«Мировая экономика и международные отношения», 2000, №8
  5.  Динкевич А.И. Особенности экономического развития Японии 90-х гг. // «Деньги и кредит», 2000, №6, с. 62 – 74.
  6.  Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты – СПб: Речь, 2003 г., с. 370.
  7.  Калашников С.В. Становление социального государства в России. - М.: Экономика, 2003. - 159 с.
  8.  Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России – М: Юриспруденция,  2011 – 288 с.
  9.  Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право : Ежемесячный журнал, 2001. № 7, С. 5-14.
  10.  Мельников А.И. Социальная политика современной Японии http://do.teleclinica.ru/184392/
  11.  Нечаев Д.Н., Половнева Л.С. К поиску оптимальной модели социального государства в условиях современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3(4).
  12.  Олейник О. Актуальное интервью. Социальное государство: лозунги или реальность? http://www.ukrinform.ua/rus/news/blfhbmshope_yofetCHsha_upgybmshope_zpuhdbtufCHp_mphozy_ymy_tebmshopufsh_891550
  13.  Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ., 2004. - №15 (235).
  14.  Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики http://www.lawmix.ru/comm/1948/
  15.  Социальная политика.; Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2004. – 736 с.
  16.  Социальное государство http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-5/23.htm
  17.  Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М.: Юрист, 2004, с.243.
  18.  Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 344 с.
  19.  Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. - М.: ИСП РАН, 2005. - 128 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71931. Основные неисправности жестких дисков и способы их устранения 121.5 KB
  Жесткий диск (винчестер) относится к группе устройств, предназначенных для хранения данных. Эта группа достаточно многочисленна, однако жесткий диск по праву занимает в ней первое место по объему информации, которую он способен хранить, и по необходимости присутствия.
71932. Обычаи делового оборота и иные обычаи, их роль в регулировании предпринимательских отношений 36.5 KB
  Следует особо обратить внимание на то что ГК включил новое для кодексов понятие обычаи делового оборота. Несомненно что ниша в правовом регулировании оставленная для обычаев делового оборота является признанием роли децентрализованных мер правового регулирования рынка в целом...
71933. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ 314 KB
  К ним относятся: перечни защищаемых сведений составляющих государственную по тематике государственного заказа если он выполняется организацией и коммерческую тайну; требуемые уровни безопасности информации обеспечение которых не приведет к превышению ущерба...
71937. Смысловая организация сложного предложения в английском языке 105 KB
  Основным признаком сложного предложения лингвисты издавна считают объединение в нем нескольких предикативных сочетаний подлежащего и сказуемого. Причем на протяжении всей истории развития учения о сложном предложении наблюдаются разногласия в трактовке...
71938. Организация отношений между данными: иерархическая, сетевая, реляционная 896.09 KB
  Основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции баз данных (БД). Согласно данной концепции основой информационной технологии являются данные, организованные в БД, адекватно отражающие реалии действительности в той или иной предметной области...
71939. Декабризм, и его значение в истории России 365 KB
  Движение декабристов является событием, длительное время приковывающим внимание историков. Это связано с тем, что события более чем 170-летней давности оказали значительное влияние на последующее развитие России; декабристы были первыми русскими революционерами, которые организовали открытое восстание против царизма.