82760

Понятие культуры. Функции культуры

Реферат

Культурология и искусствоведение

Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека.

Русский

2015-03-02

40.85 KB

1 чел.

ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра гуманитарных наук

Реферат на тему: «Понятие культуры. Функции культуры.»

Выполнил:

Студент 1 курса лечебного факультета

7 группы Вергасов Д.К.

Проверила:

К.и.н.-Пилюгина Людмила Васильевна

Иваново 2014

Оглавление

Введение 3

1. Культура как система 5

1.1 Материальная и духовная культура 6

1.2 Структурная целостность культуры 6

2 Основные компоненты культуры. 8

2.1 Обычаи и нормы 8

2.2 Духовные ценности и знание. 9

3 Основные функции культуры и её роль в обществе. 12

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.

Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.

Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно от постоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.

Таким образом, в культурологии культура – это основополагающее понятие, характеризующее сущность человеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими словами, это универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек творит мир и себя самого. Кроме того, культура – это то, что отличает человека от других живых существ, особый вид деятельности, итогом которой являются ценности, существующие в виде знаков.

Культурные процессы – сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством существующих концепций культуры. Для того, чтобы иметь представление о культуре и культурных процессах, необходимое каждому современному образованному человеку, нужно не только определить понятие культуры, но и разобраться в структуре этого понятия, увидеть функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и объяснить важность культурологии как самостоятельной науки.

Именно этому и посвящена данная работа.


Глава 1. Культура как система

  1.  Материальная и духовная культура

Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными – они задуманы и созданы человеком как творцом.

Человек и сам является артефактом, так как, с одной стороны он имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек – не только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить на материальную и духовную.

Человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При этом его роль — это роль творца, а место человека в культуре — это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты – это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.

Материальная культура, в другом понимании, — «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества».

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетические и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это и орудия труда — от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления; и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной, практической деятельности человека.

Само материальное производство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой — и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.

1.2 Структурная целостность культуры

Структурная целостность культуры проявляется в том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие — второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие — локальное и конкретное.

Важно отметить, что целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы.

Целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни — это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур.

Культура действует как живая система ценностей, пока активно действует сам человек – как творческое, созидающее начало.

Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.


Глава 2. Основные компоненты культуры

2.1 Обычаи и нормы

Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Некоторые исследователи также выделяют стереотипы, мифы и другие элементы в качестве компонентов культуры.

Обычаи – одно из древних явлений в истории духовного развития человека. Обычаи присутствуют в любой развитой культуре мира, хотя и играют в современном обществе уже не такую важную и обязательную роль.

Обычаи – это образцы поведения, не до конца осознаваемые современным человеком. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовые или ритуальные действия. Исторически обычаи должны отшлифовываться в той или иной социальной среде, долго практикуются и апробируются, т. е. они представляют собой социально-стандартизированные образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т. п. Обычай может нести в себе разрешение на определенные действия, тогда он играет роль алгоритма исполнения. Но он также может играть запретительную роль, и тогда он выполняет функцию блокировки отдельных действий человека.

Обычай, как механизм норм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей. Передаваясь из поколения в поколение, он срастается с внутренними мотивами поведения и создает потребность в его соблюдении, что создает устойчивость отношений, обеспечивает сотрудничество с предсказуемыми результатами. В духовной культуре человека могут действовать нормы, которые выделяются из обычаев или создаются для случаев специализированного поведения человека. Нормы бывают экономическими, политическими, технологическими, нравственными и др.

В закрытых культурах обычаи и нормы требуют, как правило, неукоснительного соблюдения. А в открытых культурах возможно существование различных культурных норм в атмосфере лояльности. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.

2.2 Духовные ценности и знание

Духовные ценности – сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения, допускает возможность выбора – в этом двойственная природа ценности. В разных ситуациях в качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные составляющие ценности. Так, если взять такую ценность как , то на первом месте в некоторых случаях стоит , а в других - .

Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей: ценности витальные, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья; ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием; ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантий гражданского равенства; ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, добра и т.д.; религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни; художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты и мн. др ценности.

Ценности в духовной жизни общества создают смысловые поля. Человек, в поисках смысла своих действий, находится либо в оппозиции к существующим смыслам, либо принимает их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности; все развитые культуры – полиморфны. Развитая культура способна создать подвижную систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляется в том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне она изменяется. Культура должна иметь иерархию ценностей, чтобы они функционировали согласованно.

Овладев всеми подсистемами культуры, человек может предпринимать усилия по ее освоению, по ее использованию и воссозданию, т. е. он становится субъектом культуры. Чтобы действительно быть субъектом культуры, человек должен действовать сознательно, исходя из знаний о культуре.

Знание, в культурологическом смысле – это не только научное знание. Знание для культурологии — объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий. В культуре всякое знание сопряжено и сопоставимо с определенным видом или уровнем жизнедеятельности человека. Знание может быть житейским, духовным, художественно-эстетическим. способно, следовательно, усиливать продуктивность творчества человека, повышать эффективность усилий человека в поиске и создании новых материальных или духовных средств жизнедеятельности.

Таковы основные компоненты культуры.

Чем выше уровень культуры человека, тем продуктивней действует он как создатель, носитель и потребитель ценностей, и тем богаче и совершеннее сама культура - как ресурс и источник развития человека.


Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе

Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

Главная функция культуры – «сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его». Кроме нее, существует еще несколько основных функций культуры (разными исследователями они могут по-разному называться, но, по сути, обозначают примерно одинаковые понятия), это:

  1.  Нормативная (или регулятивная) функция. Эта функция осуществляет нормативизацию (регулирование) действий, средств и целей жизнедеятельности человека. Культура подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные и т.д. Кроме того, культура формирует ценности и вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания – ориентируясь на эти идеалы, человек определяет приемлемые для себя жизненные цели.
  2.  Познавательная функция. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. В культуре осуществляется художественное, нравственное, религиозное познание и др.
  3.  Смыслообразующая (или информационная) функция. Эта функция осуществляется с помощью творческих приемов, различных для каждого вида духовной деятельности, с помощью языка и знаков, символов и образов, понятий и идей.
  4.  Коммуникативная функция. Культура создает определенную систему коммуникаций для обмена и взаимодействия участников культурного процесса, а также обеспечивает взаимодействие людей через ценности, поддерживает и развивает целостность общества. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.
  5.  Функция «общественной памяти». Эта функция создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры возможно формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека.
  6.  Рекреативная функция культуры. Эта функция заключается в создании способов и учреждений (это храмы, театры, музеи и др.), где человек может восстановить свои духовные силы, обновить духовный потенциал, провести «духовное очищение».

Следует отметить, что некоторые ученые выделяют одни функции культуры и не учитывают другие, либо подразделяют одну широкую функцию на несколько узких. Например, А.И. Кравченко выделяет защитную, креативную, релаксационную и др. функции. В нашем случае, мы пользовались достаточно распространенной, общей классификацией функций культуры.

Практически все функции культуры, так или иначе, связаны с ее ролью в обществе. Культура не только взаимодействует с природой, но и влияет на ход истории человечества, на развитие общества. В то же время общество во многом определяет существование культуры. Только в обществе возможно накопление ценностей, общество создает условия для демонстрации и использования этих ценностей.

Культура своими нормами и ценностями взаимодействует с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них нормы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора.


Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов по изложенным выше вопросам.

Предметом культурологи является культура – сложная и многообразная система, единого определения которой до сих пор нет. Однозначным является то факт, что культура связана с жизнью общества.

Культура имеет многокомпонентную структуру, состоящую из различных элементов. Элементы культуры подразделяются на материальные и нематериальные, или духовные. Соответственно, существует материальная и духовная культура, и они взаимосвязаны друг с другом.

Функции культуры чрезвычайно разнообразны, единой классификации их также нет. Большинство ученых выделяет нормативную, познавательную, коммуникативную, смыслообразующую и другие функции культуры.

Культура тесно связана с обществом. Роль культуры в обществе важна, культура является одним из определяющих элементов прогрессивного развития общества. Культура во многом способствует новым научно-техническим достижениям, социальным изменениям.

Понимание структуры и функций культуры помогает уяснить само понятие культуры как целостного комплекса, представить, как взаимосвязаны компоненты культуры.


Список литературы

  1.  Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М., Изд-во Михайлова, 2005.
  2.  Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – М., Академический проспект, 2003.
  3.  Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001.
  4.  http://ru.wikipedia.ru/

1

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50021. Становление личности. Проблемы самоидентификации и самоактуализации 16.08 KB
  Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей
50022. Нечеткая логика 67 KB
  Согласно заданным вариантам разработать программу на любом алгоритмическом языке, способную: А. Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности
50023. Определение отношения теплоёмкости газа 91 KB
  Цель работы Измерение отношения теплоемкости воздуха при постоянном давлении и при постоянном объеме. Расчетная формула Отношение определяется по расчетной формуле: где h1 разность уровней в коленах манометра после первой установки давления h2 разность уровней в коленах манометра после второй установки давления Среднее значение для искомого отношения находится по формуле: Выполнение работы № опыта h1 см h2 см 16 10 106 122 08 107 104 07 107 13 14...
50024. Изучение работы источника напряжения 88 KB
  Изучение работы источника напряжения Цель: Изучение работы источника напряжения. Краткие теоретические сведения Принципиальная схема работы любого источника напряжения приведена на рис. 1 где e ЭДС источника r его внутреннее сопротивление R сопротивление внешней цепи нагрузка. 2 Выражая из 1 сопротивление R и подставляя в 2 получим зависимость напряжения на нагрузке от силы тока в цепи...
50025. Измерение сопротивления мостом постоянного тока 39 KB
  Измерение сопротивления мостом постоянного тока Цель работы: ознакомиться с методом измерения сопротивления с помощью моста постоянного тока. Краткие теоретические сведения Одним из распространенных методов определения сопротивления является метод моста постоянного тока. В другие плечи включаются два резистора с известными сопротивлениями R1 и R2 и магазин сопротивлений RМ. Подключить последовательно сопротивления Rx1 и Rx2.
50026. Исследование процессов заряда и разрядки конденсатора и определение емкости конденсатора 255.5 KB
  Исследование процессов заряда и разрядки конденсатора и определение емкости конденсатора Цель работы: изучить временную зависимости напряжения на конденсаторе при подключении или отключении источника постоянной ЭДС и определить емкость конденсатора. Краткие теоретические сведения Рассмотрим процессы заряда и разрядки конденсатора при подключении или отключении источника постоянной ЭДС e0 в схеме представленной на рис. При включении ЭДС появлении импульса ток при заряде конденсатора протекает по внутреннему сопротивлению источника r и...
50027. Темперамента у подростков 235 KB
  Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.
50028. Наближене обчислення визначених інтегралів. Методичні вказівки 192 KB
  Загальна квадратурна формула має вигляд: 1. Формула прямокутників Якщо в формулі НьютонаКортеса взяти n=0 то одержимо квадратну формулу методу прямокутників.Кожна з цих сум є інтегральною сумою для на відрізку і тому наближено виражають визначений інтеграл: 1 2 Ці формули називаються формулами прямокутників.1 видно що якщо додатна і зростаюча функція то формула 1 виражає площу ступінчатої фігури що складена із “ внутрішніх†прямокутників а формула 2...
50029. ЧИСЕЛЬНІ МЕТОДИ В ІНФОРМАТИЦІ. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ 74.5 KB
  Розв’язування системи лінійних алгебраїчних рівнянь методом Гауса. Мета роботи: вивчити і засвоїти Методи Гауса і Жордана – Гауса розв’язування СЛАР. Метод Гауса полягає в зведенні квадратної системи 1 до трикутного вигляду з використанням алгоритму послідовного виключення невідомих. Алгоритм методу Гауса складається з двох етапів: Триангуляція матриці 2 Обчислення розв’язку системи рівнянь...