82761

Развитие прокуратуры в переходный период. Упразднение прокуратуры СССР Постановлением Президиума ВС РСФСР от 28.12.1991 года

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

С распадом СССР в начале 90-х годов прошлого века органы военной прокуратуры как и вся страна переживали непростые времена: трудности в экономике резко осложнили финансирование вооружённые конфликты в различных регионах лавинообразный всплеск преступности многочисленные реорганизации вызвали...

Русский

2015-03-02

27.19 KB

1 чел.

Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Развитие прокуратуры в переходный период.  Упразднение прокуратуры СССР Постановлением Президиума ВС РСФСР от 28.12.1991 года.

Реферат

студентки  2 курса 2 потока

6 группы

очной формы обучения

Ивановой Ольги Валерьевны

    Санкт-Петербург

2013 год

С распадом СССР, в начале 90-х годов прошлого века, органы военной прокуратуры, как и вся страна, переживали непростые времена: трудности в экономике резко осложнили финансирование, вооружённые конфликты в различных регионах, лавинообразный всплеск преступности, многочисленные реорганизации вызвали отток кадров прокуроров и следователей, существенно затрудняли обеспечение законности и правопорядка в войсках. Прокуратура теряет свое значение. Сформулированные ее цели и задачи в принятом в 1970-х гг. законе под действием постоянных изменений стали расплывчаты и неясны. Развалившаяся система госуправления России требовала перемен, требовала обозначить место каждого органа в системе государственной власти, требовала новой организации. Все эти проблемы и встали перед законодателем в 1990-е гг..

С началом реформ середины 1980-х гг. вносятся многочисленные изменения в законодательство о прокуратуре и прокурорском надзоре. Но к тому времени все эти меры то по расширению круга ее задач, то по сужению, никакого успеха не возымели: сказывался распад СССР, а в связи с этим и рост преступности, и стремление местных органов власти к обособлению от центра.

Далеко не безоблачным было положение новоиспеченной прокуратуры в условиях развала Союза: в самой Российской Федерации росли сепаратистские настроения, федеральный бюджет не исполнялся, набирали обороты преступность и взяточничество, росла текучесть кадров во многих органах центрального и местного управления. Нельзя не сказать и о том, что авторитет прокуратуры в то время, время антисоветских настроений, заметно падает (как, впрочем, и авторитет многих правоохранительных структур): «О прокуратуре говорили как об инструменте тоталитарной системы и требовали ее ликвидации как таковой. В ход шли угрозы, шантаж, ложь. Очернительством занимались все, кому не лень. Создавалось такое впечатление, будто не было важнее и главнее задач, как только разрушить и свести на нет правоохранительные органы»2. Требовался кардинальный пересмотр роли и места, целей и задач данного органа.

И такой пересмотр произошел. Нужно сразу сказать, что реформирование прокуратуры в начале 1990-х годов отличалось непоследовательностью и недальновидностью. Связано это было с тем, что, по сути, принимаемые до 1993 года акты не имели как таковой правовой основы – Конституции непосредственно Российской Федерации как государства самостоятельного и независимого не было. Прокуратура, действуя по законам несуществующего государства, еще больше воспринималась и властью, и народом как консервативный орган, «стоящий на позициях "формальной законности" и не учитывающий "революционной целесообразности" переживаемого периода»3. Поэтому и принятая в 1991 году Концепция судебной реформы, и основанный на ней «Закон о Прокуратуре» 1992 года, окончательно разрядить создавшуюся ситуацию в стране не могли даже несмотря на то, что задачи прокуратуры были определены достаточно четко и ясно (Приказ Генерального прокурора N7 определил приоритетную ее задачу как "...проявление особой заботы о гражданах, нуждающихся в особой социальной и правовой охране, - несовершеннолетних, инвалидах, многодетных родителях, лицах, находящихся под опекой или попечительством"). Вся проблема была в отсутствии адекватных и возможных методов деятельности прокурорских работников.

Поворотным моментом в строительстве новой, российской, прокуратуры стало принятие Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 года.

Президиум Верховного Совета постановил:

1. Упразднить Верховный Суд СССР, Высший Арбитражный Суд СССР и Прокуратуру СССР с 2 января 1992 года.

2. Считать правопреемниками Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда СССР и Прокуратуры СССР соответственно Верховный Суд РСФСР, Высший Арбитражный Суд РСФСР и Прокуратуру РСФСР.

3. Руководителям Верховного Суда РСФСР, Высшего Арбитражного Суда РСФСР и Прокуратуры РСФСР в срок до 30 января 1992 года принять здания, сооружения, материально-техническую базу и другое движимое и недвижимое имущество упраздняемых ведомств.

4. Для проведения мероприятий, связанных с упразднением Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда СССР и Прокуратуры СССР, создать ликвидационные комиссии.

5. Распространить на высвобождаемых работников Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда СССР и Прокуратуры СССР действие Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1991 года "Об обеспечении гарантий высвобождаемым работникам Секретариата Верховного Совета СССР".

С этого момента Прокуратура СССР как самостоятельная государственная структура прекратила свое существование.

Развал страны, невозможность ее приспособиться к новым экономическим реалиям, разгул преступности и криминала, фактическое беззаконие  – все это ставило правящие круги перед необходимостью реабилитации прокуратуры как контрольно-надзорного и защищающего права и свободы граждан и интересы государства органа. В связи с этим на основе уже действующей Конституции Российской Федерации 1993 года, в 1995 году принимается Федеральный закон о Прокуратуре Российской Федерации, имеющий на тот момент поистине спасительное значение для государства. Говоря о задачах, стоящих перед прокурорами, Закон определил, что они заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, охраны социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и республик в ее составе, прав других национально-государственных и административно-территориальных образований, общественных и политических организаций и движений. Впоследствии в него также вносится множество изменений. В частности, добавляются новые виды надзора (надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина). В связи с ростом сепаратистских настроений в регионах, подчас фактическим игнорированием федеральной Конституции, на прокуратуру также ложится задача надзора за ее соблюдением – появляется, по сути, и новая, четкая задача.

В дальнейшем множеством ведомственных актов принципы организации прокуратуры, отдельные моменты, связанные с осуществлением ее специфических полномочий, конкретизируются и детализируются. Например, вводятся принципы независимости прокурора при осуществлении им своей профессиональной деятельности, вводится положение, придающее актам прокурорского реагирования обязательный для выполнения характер. Все это положительно сказывается на положении рассматриваемого органа в системе государственной власти.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила положение органов прокуратуры как единой централизованной системы, полномочия, порядок организации и деятельности которой определяются Федеральным законом.  Прокуратура продолжала оставаться органом надзора за законностью, сохранив свое единство, структуру и осуществляя деятельность по всем предусмотренным законом отраслям.  После принятия Конституции РФ в Российской Федерации развернулись дискуссии по поводу дальнейшего развития прокуратуры,  ее функций, места и роли в структуре государственной власти.  Возникла необходимость в разработке концепции прокуратуры на переходный период. Этот вопрос заслуживает особого рассмотрения.  Изменения социально-экономического уклада и политической надстройки России, продолжающийся рост преступности потребовали реформирования правоохранительной системы и ее отдельных институтов.  Однако органическая связь органов защиты правопорядка и законности,  их тесное взаимодействие требуют выработки единой концепции реформирования правоохранительной системы Российской Федерации.  Такой подход не исключает, а предполагает научный анализ перспектив 
развития каждого элемента этой системы.  Прокуратура - специализированный, многопрофильный правовой институт, имеющий свои собственные закономерности функционирования,  и это не может не учитываться. Вопрос о ее реформировании был поставлен впервые 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР,  одобрившим Концепцию судебной реформы, в которой бралась под сомнение целесообразность сохранения прокурорского надзора и всех функций прокуратуры кроме поддержания обвинения в суде.  Предполагалось передать суду функции прокуратуры по надзору за органами следствия и по охране и защите прав граждан. Особенно усилилась эта опасность после вступления России в Совет Европы, в резолюции Парламентской Ассамблеи которого рекомендовано принять закон о роли, деятельности и организации прокуратуры в России.  К сожалению, при этом не учитываются реалии российской действительности, не даются ответы на вопросы: можно ли обойтись без функций, которые выполняет прокуратура; если нет, то на какие государственные органы можно возложить эти функции, и во что обойдется государству и обществу такая замена?  В современных условиях суды в силу ряда причин не могут взять на себя эти функции, не могут взять их на себя и органы исполнительной власти. Именно прокуратура в настоящее время способна и подготовлена для работы по обеспечению законности и осуществлению координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.  Разумеется, судебная реформа дала ряд положительных новаций,  которые способствуют большей защите прав граждан, интересов общества. Но она имеет и отрицательные стороны, в частности,  законодатель отказался от важнейшего принципа правосудия - коллегиальности, снижен внешний контроль за законностью правосудия,  а значит - создаются условия для произвола.  Обсуждая ход судебной реформы и учитывая не только позитивные моменты, но и проявившиеся недостатки, Совет Федерации сделал вывод о несоответствии некоторых положений судебной реформы жизненным реалиям и подчеркнул необоснованность попыток реформирования прокуратуры Российской Федерации. Концепция развития прокуратуры в переходный период признает необходимость постепенного реформирования всей правоохранительной системы на основе принципов демократического развития, с одной стороны, и традиций и правовых взглядов, сложившихся в России, присущих ей особенностей - с другой.  Прокуратура, являясь важной структурой государственного механизма Российской Федерации, вместе с тем не относится ни к одной из ветвей власти, выполняя роль сдержек и противовесов между ними,  осуществляя только надзор за неуклонным исполнением действующих законов всеми органами государственной власти, предприятиями,  организациями, должностными лицами, обеспечивая единое правовое пространство России и тем самым ее единство на федеративных началах,  установленных Конституцией РФ.  С этой целью сохраняются и получают развитие все основные направления деятельности прокуратуры, включая общий надзор за соблюдением законов, надзор за следствием, дознанием,  оперативно-розыскной деятельностью, сохраняются функции уголовного преследования и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Координация не означает какого-то руководства правоохранительными органами, поскольку все они действуют на основании закона и с учетом предоставленных им полномочий. Это согласование действий, выработка единых подходов, в чем прокуратура выполняет координирующую роль в силу ее полномочий,  функций, информированности, кадрового состава и имеющегося опыта.  Координация предполагает взаимодействие отраслей прокурорского надзора, а также постоянную взаимосвязь с другими органами государственной власти, негосударственными структурами для проведения более успешной борьбы с преступностью.  Все сказанное определяет место и роль прокуратуры в системе государственных органов.  Как отметил Генеральный прокурор РФ Ю. И. Скуратов,  “...сложившаяся в нашей стране система прокуратуры выдержала испытание временем. Она может без коренных структурных изменений служить надежным гарантом законности и правопорядка... успешно справляться с возложенными на нее задачами.

Список использованной литературы:

  1.  Нафиев С.Х. Прокуратура Татарстана: история и современность. Казань, 1987г.
  2.  В.Г. Бессарабов, "Журнал российского права", N 3, март 2003 г.
  3.  Басков Л.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 гг. // Вестник МГУ. Серия 11, "Право". 1999. N 1.
  4.  Амиров З. И. Становление и развитие органов прокуратуры России во второй половине XIX-начале XX веков (историко-правовой аспект): Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001.

2 Нафиев С.Х. Прокуратура Татарстана: история и современность. Казань, 1987. С.9.

3 Постсоветская российская прокуратура (В.Г. Бессарабов, "Журнал российского права", N 3, март 2003 г.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68579. ВПРОВАДЖЕНЯ ЕЛЕМЕНТІВ ЕТНОПЕДАГОГІКИ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНИЙ ПРОЦЕС ЛНВК ІМ. В. СТУСА 125 KB
  Обов’язковим пунктом у планах перебування іноземних учнівських делегацій є відвідання майстеркласів з українського мистецтва. Досвід проведення майстеркласів з іноземними учнями послужив поштовхом до створення фолькпроекту Духовна скарбниця.
68580. Учитель – це не професія, це – життєве кредо 526 KB
  Робота школи як експериментального навчального закладу за темою Формування інформаційного ландшафту та траєкторії навчальнопізнавальної діяльності учнів початкової школи у процесі вивчення інформаційних технологій англійською мовою в умовах сільської школи у контексті всеукраїнського експерименту...
68582. Управління персоналом у навчальному закладі 190.5 KB
  Зміна парадигм освіти та впровадження інноваційних технологій управління персоналом навчальними закладами впливає не тільки на зміст критеріїв оцінки педагогічної праці але й на управління нею.
68583. ДОПОМІЖНІ МАТЕРІАЛИ ПРИ ЗДІЙСНЕННІ КОНТРОЛЮ ЗА СТАНОМ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ 299 KB
  Педагогічний аналіз - засіб виховання педагогічного та учнівського колективів. Ніщо так не виховує людей, як справедлива оцінка їх діяльності та поведінки. Вона допомагає побачити свої слабкі сторони і визначити шляхи підвищення професійної майстерності.
68584. Изучение состояния преподавания государственного языка (Денисовская, Чайкинская, Константиновская школы) 194 KB
  Крым является специфическим в языковом отношении регионом Украины. Одним из факторов, определяющих эту специфику, можно считать русско-украинский и украинско-русский билингвизм (первым в каждом случае является родной язык). На протяжении многих лет разговаривать по-украински, выписывать украинские газеты и журналы...
68585. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА МАТЕРИ ПОДРОСТКАМИ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 29.15 KB
  Выявляется и анализируется степень удовлетворенностью взаимоотношениями с матерью рассматриваются когнитивные поведенческие и эмоциональные критерии восприятия матери. Определяются причинно-следственные факторы возникновения материнской конфликтности в семье.
68586. О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 74 KB
  В статье проведён анализ исследований по проблеме психологии одаренной личности: рассмотрены особенности психологического портрета одарённой личности готовности педагога к развитию одаренности личности предоставлены результаты анализа представлений педагогов о психологической...