82761

Развитие прокуратуры в переходный период. Упразднение прокуратуры СССР Постановлением Президиума ВС РСФСР от 28.12.1991 года

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

С распадом СССР в начале 90-х годов прошлого века органы военной прокуратуры как и вся страна переживали непростые времена: трудности в экономике резко осложнили финансирование вооружённые конфликты в различных регионах лавинообразный всплеск преступности многочисленные реорганизации вызвали...

Русский

2015-03-02

27.19 KB

1 чел.

Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Развитие прокуратуры в переходный период.  Упразднение прокуратуры СССР Постановлением Президиума ВС РСФСР от 28.12.1991 года.

Реферат

студентки  2 курса 2 потока

6 группы

очной формы обучения

Ивановой Ольги Валерьевны

    Санкт-Петербург

2013 год

С распадом СССР, в начале 90-х годов прошлого века, органы военной прокуратуры, как и вся страна, переживали непростые времена: трудности в экономике резко осложнили финансирование, вооружённые конфликты в различных регионах, лавинообразный всплеск преступности, многочисленные реорганизации вызвали отток кадров прокуроров и следователей, существенно затрудняли обеспечение законности и правопорядка в войсках. Прокуратура теряет свое значение. Сформулированные ее цели и задачи в принятом в 1970-х гг. законе под действием постоянных изменений стали расплывчаты и неясны. Развалившаяся система госуправления России требовала перемен, требовала обозначить место каждого органа в системе государственной власти, требовала новой организации. Все эти проблемы и встали перед законодателем в 1990-е гг..

С началом реформ середины 1980-х гг. вносятся многочисленные изменения в законодательство о прокуратуре и прокурорском надзоре. Но к тому времени все эти меры то по расширению круга ее задач, то по сужению, никакого успеха не возымели: сказывался распад СССР, а в связи с этим и рост преступности, и стремление местных органов власти к обособлению от центра.

Далеко не безоблачным было положение новоиспеченной прокуратуры в условиях развала Союза: в самой Российской Федерации росли сепаратистские настроения, федеральный бюджет не исполнялся, набирали обороты преступность и взяточничество, росла текучесть кадров во многих органах центрального и местного управления. Нельзя не сказать и о том, что авторитет прокуратуры в то время, время антисоветских настроений, заметно падает (как, впрочем, и авторитет многих правоохранительных структур): «О прокуратуре говорили как об инструменте тоталитарной системы и требовали ее ликвидации как таковой. В ход шли угрозы, шантаж, ложь. Очернительством занимались все, кому не лень. Создавалось такое впечатление, будто не было важнее и главнее задач, как только разрушить и свести на нет правоохранительные органы»2. Требовался кардинальный пересмотр роли и места, целей и задач данного органа.

И такой пересмотр произошел. Нужно сразу сказать, что реформирование прокуратуры в начале 1990-х годов отличалось непоследовательностью и недальновидностью. Связано это было с тем, что, по сути, принимаемые до 1993 года акты не имели как таковой правовой основы – Конституции непосредственно Российской Федерации как государства самостоятельного и независимого не было. Прокуратура, действуя по законам несуществующего государства, еще больше воспринималась и властью, и народом как консервативный орган, «стоящий на позициях "формальной законности" и не учитывающий "революционной целесообразности" переживаемого периода»3. Поэтому и принятая в 1991 году Концепция судебной реформы, и основанный на ней «Закон о Прокуратуре» 1992 года, окончательно разрядить создавшуюся ситуацию в стране не могли даже несмотря на то, что задачи прокуратуры были определены достаточно четко и ясно (Приказ Генерального прокурора N7 определил приоритетную ее задачу как "...проявление особой заботы о гражданах, нуждающихся в особой социальной и правовой охране, - несовершеннолетних, инвалидах, многодетных родителях, лицах, находящихся под опекой или попечительством"). Вся проблема была в отсутствии адекватных и возможных методов деятельности прокурорских работников.

Поворотным моментом в строительстве новой, российской, прокуратуры стало принятие Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 года.

Президиум Верховного Совета постановил:

1. Упразднить Верховный Суд СССР, Высший Арбитражный Суд СССР и Прокуратуру СССР с 2 января 1992 года.

2. Считать правопреемниками Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда СССР и Прокуратуры СССР соответственно Верховный Суд РСФСР, Высший Арбитражный Суд РСФСР и Прокуратуру РСФСР.

3. Руководителям Верховного Суда РСФСР, Высшего Арбитражного Суда РСФСР и Прокуратуры РСФСР в срок до 30 января 1992 года принять здания, сооружения, материально-техническую базу и другое движимое и недвижимое имущество упраздняемых ведомств.

4. Для проведения мероприятий, связанных с упразднением Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда СССР и Прокуратуры СССР, создать ликвидационные комиссии.

5. Распространить на высвобождаемых работников Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда СССР и Прокуратуры СССР действие Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1991 года "Об обеспечении гарантий высвобождаемым работникам Секретариата Верховного Совета СССР".

С этого момента Прокуратура СССР как самостоятельная государственная структура прекратила свое существование.

Развал страны, невозможность ее приспособиться к новым экономическим реалиям, разгул преступности и криминала, фактическое беззаконие  – все это ставило правящие круги перед необходимостью реабилитации прокуратуры как контрольно-надзорного и защищающего права и свободы граждан и интересы государства органа. В связи с этим на основе уже действующей Конституции Российской Федерации 1993 года, в 1995 году принимается Федеральный закон о Прокуратуре Российской Федерации, имеющий на тот момент поистине спасительное значение для государства. Говоря о задачах, стоящих перед прокурорами, Закон определил, что они заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, охраны социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и республик в ее составе, прав других национально-государственных и административно-территориальных образований, общественных и политических организаций и движений. Впоследствии в него также вносится множество изменений. В частности, добавляются новые виды надзора (надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина). В связи с ростом сепаратистских настроений в регионах, подчас фактическим игнорированием федеральной Конституции, на прокуратуру также ложится задача надзора за ее соблюдением – появляется, по сути, и новая, четкая задача.

В дальнейшем множеством ведомственных актов принципы организации прокуратуры, отдельные моменты, связанные с осуществлением ее специфических полномочий, конкретизируются и детализируются. Например, вводятся принципы независимости прокурора при осуществлении им своей профессиональной деятельности, вводится положение, придающее актам прокурорского реагирования обязательный для выполнения характер. Все это положительно сказывается на положении рассматриваемого органа в системе государственной власти.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила положение органов прокуратуры как единой централизованной системы, полномочия, порядок организации и деятельности которой определяются Федеральным законом.  Прокуратура продолжала оставаться органом надзора за законностью, сохранив свое единство, структуру и осуществляя деятельность по всем предусмотренным законом отраслям.  После принятия Конституции РФ в Российской Федерации развернулись дискуссии по поводу дальнейшего развития прокуратуры,  ее функций, места и роли в структуре государственной власти.  Возникла необходимость в разработке концепции прокуратуры на переходный период. Этот вопрос заслуживает особого рассмотрения.  Изменения социально-экономического уклада и политической надстройки России, продолжающийся рост преступности потребовали реформирования правоохранительной системы и ее отдельных институтов.  Однако органическая связь органов защиты правопорядка и законности,  их тесное взаимодействие требуют выработки единой концепции реформирования правоохранительной системы Российской Федерации.  Такой подход не исключает, а предполагает научный анализ перспектив 
развития каждого элемента этой системы.  Прокуратура - специализированный, многопрофильный правовой институт, имеющий свои собственные закономерности функционирования,  и это не может не учитываться. Вопрос о ее реформировании был поставлен впервые 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР,  одобрившим Концепцию судебной реформы, в которой бралась под сомнение целесообразность сохранения прокурорского надзора и всех функций прокуратуры кроме поддержания обвинения в суде.  Предполагалось передать суду функции прокуратуры по надзору за органами следствия и по охране и защите прав граждан. Особенно усилилась эта опасность после вступления России в Совет Европы, в резолюции Парламентской Ассамблеи которого рекомендовано принять закон о роли, деятельности и организации прокуратуры в России.  К сожалению, при этом не учитываются реалии российской действительности, не даются ответы на вопросы: можно ли обойтись без функций, которые выполняет прокуратура; если нет, то на какие государственные органы можно возложить эти функции, и во что обойдется государству и обществу такая замена?  В современных условиях суды в силу ряда причин не могут взять на себя эти функции, не могут взять их на себя и органы исполнительной власти. Именно прокуратура в настоящее время способна и подготовлена для работы по обеспечению законности и осуществлению координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.  Разумеется, судебная реформа дала ряд положительных новаций,  которые способствуют большей защите прав граждан, интересов общества. Но она имеет и отрицательные стороны, в частности,  законодатель отказался от важнейшего принципа правосудия - коллегиальности, снижен внешний контроль за законностью правосудия,  а значит - создаются условия для произвола.  Обсуждая ход судебной реформы и учитывая не только позитивные моменты, но и проявившиеся недостатки, Совет Федерации сделал вывод о несоответствии некоторых положений судебной реформы жизненным реалиям и подчеркнул необоснованность попыток реформирования прокуратуры Российской Федерации. Концепция развития прокуратуры в переходный период признает необходимость постепенного реформирования всей правоохранительной системы на основе принципов демократического развития, с одной стороны, и традиций и правовых взглядов, сложившихся в России, присущих ей особенностей - с другой.  Прокуратура, являясь важной структурой государственного механизма Российской Федерации, вместе с тем не относится ни к одной из ветвей власти, выполняя роль сдержек и противовесов между ними,  осуществляя только надзор за неуклонным исполнением действующих законов всеми органами государственной власти, предприятиями,  организациями, должностными лицами, обеспечивая единое правовое пространство России и тем самым ее единство на федеративных началах,  установленных Конституцией РФ.  С этой целью сохраняются и получают развитие все основные направления деятельности прокуратуры, включая общий надзор за соблюдением законов, надзор за следствием, дознанием,  оперативно-розыскной деятельностью, сохраняются функции уголовного преследования и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Координация не означает какого-то руководства правоохранительными органами, поскольку все они действуют на основании закона и с учетом предоставленных им полномочий. Это согласование действий, выработка единых подходов, в чем прокуратура выполняет координирующую роль в силу ее полномочий,  функций, информированности, кадрового состава и имеющегося опыта.  Координация предполагает взаимодействие отраслей прокурорского надзора, а также постоянную взаимосвязь с другими органами государственной власти, негосударственными структурами для проведения более успешной борьбы с преступностью.  Все сказанное определяет место и роль прокуратуры в системе государственных органов.  Как отметил Генеральный прокурор РФ Ю. И. Скуратов,  “...сложившаяся в нашей стране система прокуратуры выдержала испытание временем. Она может без коренных структурных изменений служить надежным гарантом законности и правопорядка... успешно справляться с возложенными на нее задачами.

Список использованной литературы:

  1.  Нафиев С.Х. Прокуратура Татарстана: история и современность. Казань, 1987г.
  2.  В.Г. Бессарабов, "Журнал российского права", N 3, март 2003 г.
  3.  Басков Л.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 гг. // Вестник МГУ. Серия 11, "Право". 1999. N 1.
  4.  Амиров З. И. Становление и развитие органов прокуратуры России во второй половине XIX-начале XX веков (историко-правовой аспект): Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001.

2 Нафиев С.Х. Прокуратура Татарстана: история и современность. Казань, 1987. С.9.

3 Постсоветская российская прокуратура (В.Г. Бессарабов, "Журнал российского права", N 3, март 2003 г.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83418. Микола Трублаїні «Тико і Волохан» 30 KB
  Вибіркове читання оповідання Ю. Про той холодний край людей які живуть там письменник розповів у своїх оповіданнях. Вступова бесіда до оповідання З оповідання Миколи Трублаїні ми дізнаємося про життя людей у тундрі на березі холодного Північно-Льодовитого океану.
83419. Леся Українка і її вірші для маленьких. Робота з дитячою книжкою 253.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з життям і творчістю Лесі Українки, її творами для малят; удосконалювати навички виразного усвідомленого читання; формувати вміння зв’язно, послідовно передавати почуте; розвивати пізнавальну активність школярів, усне мовлення, естетичні смаки; збагачувати словниковий запас учнів...
83420. А. Барто «Лебединое горе». Пословицы. Е. Благинина «Елка». Загадки 44.5 KB
  Работать над содержанием произведений. Формировать навыки выразительного чтения. Развивать познавательный интерес, связную речь, мышление, умение анализировать. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к природе, желание приходить на помощь, сочувствие к чужому горю; чувства любви и дружбы.
83421. «Риторика та поезія» С.Я. Маршак 28.5 KB
  Реалізувати пропедевтичні знання про поетичну творчість дитячого поета С.Я. Маршака через методи інтерактивного навчання, розвивати уміння відрізняти риторичні не словесні засоби спілкування від літературних (поетичних)засобів, закріплювати уміння декламувати вірш з риторичними засобами...
83422. Здається, байка просто бреше, а справді ясну правду чеше. Л.Глібов «Лебідь, Щука і Рак», «Коник-стрибунець» 37 KB
  Ознайомити дітей із жанром байки; розвивати способи і види читання байки вчити передавати в інтонації характери дійових осіб оцінювати їхні вчинки виявляти мотиви їхньої поведінки; виховувати в дітей товариськість любов до праці. Сьогодні ми ознайомимося з новим розділом Байки.
83423. У різні пори року приваблива земля 237.5 KB
  У зелених пишних шатах у яскравому вінку прийшла до нас весна. Не забула весна заглянути і в ліс посіяла там травицю пролісками заквітчала галявини задзвеніла піснями пташок. Весна стала господаркою і в нашому краї а земля дочекалася працелюбних рук.
83424. Два різних світи – одне ціле. Програма виховної роботи 340 KB
  Дорослішання сучасної молоді відбувається в складних умовах. Нестабільність сімейного інституту, неактуальність традиційної підготовки молоді до шлюбу диктують необхідність використання спеціальних заходів для надання допомоги дітям в усвідомленні своєї статевої приналежності, формування адекватного...
83425. Розважально-пізнавальна програма. Сім’Я. Сім’Я. Сім’Я 105 KB
  А зараз з великим задоволенням разом рушимо вперед. Кожному з вас доведеться сім разів проявити себе. Оскільки в сім’ї тільки починає складатися життєвий досвід дитини, тому, проявляючи своє Я, він має право звернутися по допомогу або до мами, або до тата, а, може, і до обох відразу.