82767

Царство Грибов. Плесневые грибы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления. Тип урока: комбинированный( изучения нового материала и первичное закрепление); Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный...

Русский

2015-03-02

40.08 KB

0 чел.

Управление образования администрации г.Долгопрудного

Муниципальное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа №8 «Экос»

г. Долгопрудного (МБОУ школа №8)

Урок - исследование

Тема:

Царство Грибов  Плесневые грибы

6кл

Провела: Иванова Л.А.

Тема: Царство Грибов. Плесневые грибы

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Тип урока: комбинированный( изучения нового материала и первичное закрепление);

Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный;

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Форма проведения урока: исследование

Время проведения: 45 минут

Участники: 6 класс

Цель:  расширить представления о многообразии Царства Грибов с помощью технологии развития критического мышления учащихся;

Задачи:

Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, о роли их в природе и жизни человека.

Развивающие:  формировать умения и навыки работы с информацией, формирования и решения проблем: развивать учебно- познавательные  и коммуникативные способности обучать активному восприятию изучаемого материала, умению соотносить старые знания с новыми, самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал.

Воспитательные: воспитание учащихся как людей критически думающих;

формирование представлений о необходимости соблюдения гигиенических норм в повседневной жизни.

Модель: Вызов - реализация смысла(осмысление содержания) – рефлексия (осмысление) Авторы Дж. Стил,  К. Мередит,  Ч. Темпл

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные УУД:  

А) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

Б) формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);

Межпредметные связи: 

А) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Б) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, CD дисках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

В) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

Познавательные УУД:  

А) выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности плесневых  грибов,  определяя  принадлежности грибов к отдельной систематической группе;

Б) объяснять роль грибов в природе и жизни человека, различать на живых объектах и таблицах разные виды грибов;

В) приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами;

Г) выявление приспособлений грибов к среде обитания;

Д) овладение методами биологической науки, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Коммуникативные УУД: 

             А) развивать потребность вести диалог, выслушивать мнение товарища, участвовать в дискуссии;

              Б) развивать, способность открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:  

  1.  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  2.  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  3.  адекватно воспринимать оценку учителя;
  4.  различать способ и результат действия;

Оборудование:

Таблица «Плесневые грибы и дрожжи», культура мукора,  препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп, ноутбук Фильм Плесневые грибы, рисунки с изображением  Плесневых грибов;

Ключевые слова и понятия:

Плесневые грибы, дрожжи, пеницилл,  мукор, грибы-сапрофиты,  гифы, спорангии, почкование.

План урока.

  1.  Орг. момент -------------------------   2.мин
  2.  Введение в тему-----------------------5 мин
  3.  Вызов -----------------------------------12 мин
  4.  Осмысление содержания ---------- 18 мин
  5.  Рефлексия ------------------------      5 мин
  6.  Д\З----------------------------------------2мин

Ход урока

Слайд 3

(Введение в тему) 5 мин         (Дать полный ответ)

  1.  Какое Царство мы изучаем?
  2.  Строение изученных  грибов?.
  3.  Способы питания грибов?
  4.  Способы размножения?
  5.  Значение грибов?

Слайд 4

  1.  ФАЗА ВЫЗОВА

(высказывания записываются на доске в «Таблицу утверждений» и остаются до конца урока для осмысления и рефлексии)

На столах перед учащимися стоят микроскопы и чашки с выращенной заранее ими  плесенью и дрожжами.

Учитель:

  1.  Рассмотрите предложенные образцы

Подумайте над следующими вопросами и дайте ответы на эти вопросы:

  1.  Какое отношение к Царству Грибов, имеют выращенные  культуры?
  2.   Культуры относятся к живой или неживой природе?
  3.  Это один организм или колония( много)?
  4.  Приносят вред или пользу?
  5.  Есть грибы, которые каждый день живут рядом с нами. Кто же они?

Учитель:

  1.  Сформулируйте тему нашего урока?
  2.  Зачем нам нужно изучать данные объекты?

( высказывания записываются на доске в «Таблицу утверждений» и остаются до конца урока для осмысления и рефлексии)

На экран выводятся изображения плесени и дрожжей.

На доске Плакат  Плесневые грибы

СЛАЙД 5

Учитель:  Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение – и называют  ее плесень.

Слайд 6

ПРИЁМ « ПЯТЬ УТВЕРЖДЕНИЙ «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ» 3 мин

Приложение 1  

 

Каждой паре учащихся выдаются вопросы, на которые они должны ответить:

Верю   -   поставить  (+),

не верю  -                   (-),

сомневаюсь  - знак    (?)

(на работу отводится 3 минуты, а результат озвучивается и выносится на доску)

ВОПРОСЫ

Работа  в паре.

1.Плесень и дрожжи - микроскопические  грибы.

2.Размножаются только спорами.

3.Плесень и дрожжи питаются только за счёт других живых организмов. Они паразиты.

4.Плесень и дрожжи живут только там, где тепло, влажно, много питательных веществ

5.Плесень и дрожжи приносят только вред.

Сохраняются на столах весь урок.

Слайд 7

II. ФАЗА  ОСМЫСЛЕНИЯ

Учитель: «Почему плесень и дрожжи это микроскопические грибы?»

Вспомните особенности грибов (все предложенные ответы записываются на доске в

 « Таблицу утверждений »:

  1.  Слайд 8
  2.  малые размеры, нет зелёного цвета, неподвижны, имеют плодовые тела, грибницу.

Учитель: Какой прибор нам поможет их рассмотреть? (микроскоп)

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке.

Слайд 8

Лабораторная работа

1.Инструктаж по технике безопасности.

2. Рассмотрите микропрепараты  при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

3.Зарисуйте их строение.

СЛАЙД12       МУКОР     Таблицы              СЛАЙД 13  ДРОЖЖИ

Учитель:

  1.  Чем отличаются рассматриваемые объекты от ранее изученных грибов?
  2.  Есть ли сходства? Совместно формулируется вывод.

Вывод: Плесневые грибы   и дрожжи не имеют плодового тела. Мукор имеет грибницу и спорангии. Дрожжи состоят из множества клеток.

СЛАЙД 14

 

Учитель предлагает учащимся индивидуально поработать с текстом учебника

Статьи «Гриб Мукор» стр.42-43, « Дрожжи» стр.44. Учащиеся читают текст, используя

ПРИЁМ «ИНСЕРТ» по ходу чтения ставятся значки:

«З»-уже знал;

«Н»-новое для меня;

«-»-думал иначе;

«?»-не понятно, хочу разобраться (эти места в тексте нужно подчеркнуть)

СЛАЙД 15

Подведение итогов (фронтально)

-Что нового узнали из текста?

-Что было непонятно (возможно какие – либо термины)?

Учитель: Давайте вернёмся к нашей таблице с утверждениями. Какие факты являются верными? (фронтально)

Учащиеся проверяют свои первоначальные ответы, корректируют их.

Вывод:

1.Плесень и дрожжи  имеют малые размеры. Их строение можно рассмотреть в микроскоп.

2. Размножается плесень не только спорами, но и обрывками грибницы. Дрожжи  -почкованием.

3.Дрожжи и  отдельные виды плесени по способу питания сапрофиты.

4.Для развития им нужно тепло, влага и питательная среда.

Фильм  -  Пеницилл 10 мин

Вывод: Плесневые грибы развиваются на поверхности органических материалов. Они сильно разрастаются. Вызывают порчу продуктов, разрушают многие промышленные материалы. Некоторые плесневые грибы вызывают болезни растений.

III. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

Учитель: Ребята, давайте обсудим содержание нашей «Таблицы утверждений ».

Учащиеся решают, какие слова оставить в корзине, а какие нет.

С оставшимися словами учитель предлагает составить синквейн.

ПРИЁМ «СИНКВЕЙН»       в паре                                                                                                      

Структура:

1-я строка - одно существительное

2-я строка- 2 прилагательных

3-я строка-3 глагола

4-я строка - вывод из слов

5-я строка завершающее слово.

Учащиеся составляют в паре  и выносят их на  всеобщее обсуждение.

Пример  синквейн:

1.Грибница

2.Микроскопическая, ветвящиеся

3.Портит, размножается, лечит

4.Приносит вред и пользу человеку.

5.Плесень

V.Домашнее задание  Оформить синквейн. Параграф 9

Найти следующую информацию: 1.Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?

2.В природе можно увидеть растения, которые словно покрыты сажей или обуглились. Почему они так выглядят?

3.Могут ли растения ржаветь?

Маршрутный лист

Урок – исследование по технологии развития критического мышления.

Авторы Дж. Стил,  К. Мередит,  Ч. Темпл

1.   Работа по вопросам

  1.  Какое Царство мы изучаем?
  2.  Какое строение имеет шляпочные грибы?.
  3.  Способы питания грибов?
  4.  Способы размножения?
  5.  Значение грибов?

II. ФАЗА ВЫЗОВА

2.Работа по вопросам

  1.  Какое отношение к Царству Грибов, имеет выращенная вами культура?
  2.  Она относится это к живой или неживой природе?
  3.  Это один организм или колония( много)?
  4.  Много ли их в мире?
  5.  Приносят вред или пользу?
  6.   Есть грибы, которые каждый день живут рядом с нами. Кто же они

3. Работа в паре

Верю поставить          - (+ ),

не верю                       - ( -),

сомневаюсь     - знак    ( ?)

ПРИЁМ « ПЯТЬ УТВЕРЖДЕНИЙ «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ» 3 мин

1.Плесень и дрожжи - микроскопические  грибы.

2.Размножаются только спорами.

3.Плесень и дрожжи питаются только за счёт других живых организмов. Они паразиты.

4.Плесень и дрожжи живут только там, где тепло, влажно, много питательных веществ

5.Плесень и дрожжи приносят только вред.

4. Лабораторная работа

Тема:  «Строение плесневых грибов»

Цели:

-познакомиться со строением плесневых грибов,

-продолжать формировать навык работы с натуральными объектами. Навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование:

Культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение гриба мукор с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.

2. Приготовьте микропрепарат, для этого:

а) при помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей гриба на сухое предметное стекло;

б) капните каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом;

в) аккуратно удалите лишний воздух из под покровного стекла.

3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.

4.Зарисуйте внешней вид  мукора

5.Сделайте вывод о строении объектов.

5.Работа по вопросам

  1.  Чем отличаются рассматриваемые объекты от ранее изученных грибов?
  2.  Есть ли сходства? Совместно формулируется вывод.

  1.  Индивидуально работа с текстом учебника

Статьи «Гриб Мукор» стр.42-43, « Дрожжи» стр.44. Учащиеся читают текст, используя

ПРИЁМ «ИНСЕРТ» по ходу чтения ставятся значки:

«З»    -  уже знал;

«Н»  -   новое для меня;

«-»   -   думал иначе;

«?»    -    не понятно, хочу разобраться (эти места в тексте нужно подчеркнуть)

7.Подведение итогов (фронтально)

-Что нового узнали из текста?

-Что было непонятно (возможно какие – либо термины)?

Учащиеся проверяют свои первоначальные ответы в таблице, корректируют их. 

8.Прочитайте текст «Гриб пеницилл» стр. 43 и ответьте на вопрос

- Только ли вред приносит человеку  плесень  ?

Рассмотрите следующие слайды и прокомментируйте  то, что видите

Работа в паре

ПРИЁМ «СИНКВЕЙН   всеобщее обсуждение.

                                                                                                     

Структура:

1-я строка - одно существительное

2-я строка- 2 прилагательных

3-я строка-3 глагола

4-я строка - вывод из 5 слов

5-я строка завершающее слово.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19091. Работа со cписками и Базы данных в Excel 336.71 KB
  Excel располагает набором функций, предназначенных для анализа списка. Одной из наиболее часто решаемых с помощью электронных таблиц является обработка списков. Вследствие этого Microsoft Excel имеет богатый набор средств, которые позволяют значительно у простить обработку таких данных. Ниже приведено несколько советов по работе со списками.
19092. Квантование сигналов по уровню 326.5 KB
  Лекция № 5. Квантование сигналов по уровню. Постановка задачи. Процесс преобразования сигнала с непрерывным множеством значений в сигнал с дискретными значениями называют квантованием по уровню. По существу операция квантования заключается в округлении значения...
19093. Ортогональные преобразования сигналов в базисе функций Уолша 222.5 KB
  Лекция № 6. Ортогональные преобразования сигналов в базисе функций Уолша. При обработке дискретных сигналов большое значение представляет ортонормированная система базисных функций Уолша. Непрерывные функции Уолша относятся к классу кусочнопостоянных знакопере
19094. Принципы линейной обработки дискретных сигналов. 258.5 KB
  Лекция № 7. Принципы линейной обработки дискретных сигналов. Линейная обработка дискретных сигналов цифровая обработка цифровая фильтрация произвольная линейная операция над входными дискретными данными. Дискретный фильтр цифровой фильтр дискретная сис
19095. Характеристики дискретных (цифровых) фильтров 176 KB
  Лекция № 8. Характеристики дискретных цифровых фильтров. Основными характеристиками стационарных линейных дискретных фильтров являются следующие: импульсная характеристика ; комплексная частотная характеристика ; амплитудночастотная и фазочастот...
19096. Z-преобразование 233 KB
  Лекция № 9. Zпреобразование. Удобным способом анализа дискретных последовательностей является Zпреобразование. При Zпреобразовании разностные уравнения описывающие работу дискретной системы преобразуются в алгебраические уравнения с которыми проще производит
19097. Связь системной функции с частотная характеристикой. Обратное Z-преобразование 214.5 KB
  Лекция № 10. Связь системной функции с частотная характеристикой. Обратное Zпреобразование. Структурную схему дискретной системы можно составить либо по разностному уравнению либо с помощью системной передаточной функции. Применяя Zпреобразование к обеим частям ...
19098. Цифровая обработка сигналов в частотной области. Дискретное преобразование Фурье 198 KB
  Лекция № 11. Цифровая обработка сигналов в частотной области. Дискретное преобразование Фурье. Дискретное преобразование Фурье ДПФ относится к классу основных преобразований при цифровой обработке сигналов. Дискретное преобразование Фурье по возможности вычисляе
19099. Цифровая обработка сигналов в частотной области. Быстрое преобразование Фурье 316.5 KB
  Лекция № 12. Цифровая обработка сигналов в частотной области. Быстрое преобразование Фурье. Нахождение спектральных составляющих дискретного комплексного сигнала непосредственно по формуле ДПФ требует комплексных умножений и комплексных сложений. Так как колич...