82781

Жанровые разновидности и особенности музыки моего народа. Песенные жанры

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: научить различать особенности песенного жанра; ориентировать учащихся на духовное развитие средствами музыкального искусства; активизировать музыкальное мышление; формировать способности к разным видам музыкальной творческой деятельности и к овладению элементарных практических умений и навыков.

Русский

2015-03-02

2.63 MB

4 чел.

Урок украинского языка в  школах с русским языком обучения

                                           4 класс

Просторненская общеобразовательная школа 1-3ступеней   

        Урок музыки в 4 классе

                                       Учитель:Ширинская Ю.Н.

Тема: Жанровые разновидности и особенности музыки моего

                     народа. Песенные жанры

Цель:- научить различать особенности песенного жанра;

       -  ориентировать учащихся на духовное развитие средствами     

         музыкального искусства;

       -  активизировать музыкальное мышление;

       -  формировать способности к разным видам музыкальной творческой     

         деятельности и к овладению элементарных практических умений и   

         навыков

Музыкальный материал:  1.»Классное рондо»Д.Кабалевский

                                           2.«Украинская симфония»М.Калачевского(2ч.)

                                          3. Распевки «До-ре-ми» Муз. Р.Роджерса(из        

                                               кинофильма «Звуки музыки»)

                                     4. -Укр.нар.песня «Вийшли в поле косарі»

                                          5.-«Рідна мова» Н.Катричко

                                          6.  -«Гей, там на горі Січ іде…»Укр.нар.пісня

                                      7. -Н.Лисенко «Элегия»

                                     8. -Я.Степовий  «Зоре моя вечірняя»

                                     9. -П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик» (Танец

                                            Феи Драже)

                                          10.Русская народная песня «Светит месяц…»

                                          11.Песня «Черевички»

                                          12.Звучание некоторых инструментов

Тип урока:     урок углубления темы

Оборудование: видеопроектор;темброво-шумовые примитивные инструменты; портреты украинских композиторов, композиторов периода барокко, классики,романтизма; презентация к уроку; программа «Piano Station»

                        Ход урока

1.Организационный момент

Вход учащихся и рассаживание по местам под звучание «Украинской симфонии» М.Калачевского.

2.« Музыкальное приветствие.

Исполнение попевки «Четвероклассники»(на мелодию «Классное рондо» Д.Кабалевского).

3.Распевание

Исполнение  распевки «До-ре-ми» Муз. Р.Роджерса(из кинофильма «Звуки музыки»)

4.Актуализация опорных знаний. Беседа.

-Что вы можете сказать про музыку, которая звучала в начале урока?

Во2 части «Украинской симфонии» Михаила Калачевского (демонстрация портрета) звучит шуточная народная сцена.Музыка ее выросла с 1 фразы народной песни «Дівка в сінях   стояла»

  1.  Какие инструменты вы услышали в звучании «Украинской симфонии»  М.Калачевского?  (флейты, гобои, кларнеты, трубы, литавры, фаготы, валторны)                      

                           ФРАГМЕНТ

5.Сообщение темы, задач урока.

-Тема нашого урока: «Жанровые разновидности и особенности музики моего народа» И мы сегодня будем говорить о песенных жанрах.

Прочитайте эпиграф:

  «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него учимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся»

                                                                     О. Уайльд

6.Мотивация учебной деятельности.

(Шум моря)

-Продолжаем путешествие на нашем корабле по стране певучих мелодий.(Демонстрирую карту «Песенной страны»)Побываем сегодня в «Царстве песен»

7.Восприятие и осознание ученого материала.

                     Презентация

1слайд

–Давайте прочитаем и вспомним, какие виды песен существуют и о чем эти песни:

-Обрядовые

-Трудовые (жатвенные)

-Козацкие

-Исторические

-Коломийки

-Шуточные

-Детские

-Колыбельные

-Лирические

2слайд

-Определите, к какому жанру относятся эти песни.

            -Укр.нар.песня «Вийшли в поле косарі»

            -«Рідна мова» Н.Катричко

            -«Гей, там на горі Січ іде…»Укр.нар.пісня

(Открывают на карте окошечки городов к каждому жанру)

3слайд

-Определите жанр народной песни по фотографиям:

         -Козацкие песни

         -Детские или шуточные

        -Исторические

        -Обрядовые

(Открывают на карте окошечки-иллюстрации к каждому жанру, звучит соответствующая музыка)

г.Козацких песен

г.Детских песен

г.Шуточных песен

г.Исторических песен

г.Обрядовых песен

4слайд

-В буквенной таблице по горизонтали и по вертикали найти название 10 музыкальных инструментов и записать их в тетрадь.

-Проверим вашу работу: если вы нашли такой инструмент- поднимайте фишку(включаю презентацию)

5слайд. Презентация «Музыкальные инструменты и их звучание)


8. Слушание музыки

-По фрагменту прозвучавшего произведения определите композитора и покажите его портрет.

  -Н.Лисенко «Элегия»

  -Я.Степовий  «Зоре моя вечірняя»

   -П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик» (Танец Феи Драже)

9. Закрепление изученногоматериала

Игра «Веселые подружки»

(Звучит русская народная  «Светит месяц..»)

-К нам в гости пришли веселые подружки:Глашенька, Дашенька,Наташенька.Они очень любят плясать и хотят вас научить.Вот как умеет Глашенька…(Деревянной матрешкой выстукиваю ритмический рисунок под музыку.

-Повторите ритмический рисунок шумовыми инструментами…

(проведение игры)

10.Оценивание учащихся

-Сегодня на уроке отлично работали:…..

Они получают нотки.Прикрепите их на нотный стан.А теперь послушайте как звучат эти нотки.(играю мелодию)

-Угадайте мелодию…

11.Исполнение песни  «Черевички»

-Ребята, вспомним и споем эту песню.

-К какому виду отнесем эту песню?

-На карте это город Лирических песен

(Исполнение, инсценирование, танцевальные движения)

12. Итог урока

-В каких городах мы сегодня побывали?

-Произведения каких композиторов слушали?Как называются произведения?

Анонс: на следующий урок мы продолжим путешествие в г.Обрядовых,г.Шуточных,г.Колыбельных песен.

-Ребята, посмотрите на экран, нам дельфин что-то пытается сказать- послушайте…(Звук дельфина)

-Он говорит, что за борт нашего корабля зацепился кит.Давайте посмотрим.(Достают ус синего кита.) Надпись: «Ус синего кита …Из кругосветного плавания. Исполняет желания!!!

-Как вы думаете, что это за кит?(Три кита музыки-Кит-песня)К сожалению, от 3-тонного кита остался только 1 ус.Но я знаю, что кит будет жить.Просто он нам подарил подарок. А теперь подойдите  и загадайте желание… Все ваши желания сбудутся, если вы в это будете верить.Урок закончен.

Автономная республика Крым

Джанкойский  район

                                                                 с. Просторное

 ул. Первомайская, 4

     Просторненскаяобщеобразовательная

     школа  1-3 ступеней

     Ширинская Юлия Николаевна,

     учитель начальных классов,

     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45074. Эпилепсия (G40) 50.5 KB
  При этом чем интенсивнее представлены одни из них тем меньшая выраженность других достаточна для проявления эпилепсии. Почти в половине случаев причину эпилепсии установить не удается даже при самом тщательном обследовании. Эти идиопатические эпилепсии связаны главным образом с наследственным предрасположением имеют помимо других отличий типичный возраст заболевания и в большинстве случаев хорошо реагируют на терапию. В случаях когда при анализе особенностей клинического синдрома и данных исследования предполагается вероятность отнесения...
45075. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 34.5 KB
  Могут рассматриваться методы психотерапии основанные на принципах научения которые появились во втором десятилетии нашего века. содействовать увеличению потенциала их личного поведения мыслей чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования;2 не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;3 позитивное терапевтическое отношение необходимое но недостаточное условие эффективной психотерапии;4 жалобы пациента принимаются как значимый материал на котором терапия фокусируется а не как...
45076. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ 39 KB
  Психоанализ инструмент дающий возможность Эго достичь победы над Ид . Он считал что в психоанализе основные усилия направлены на то чтобы усилить Эго сделать его более независимым от СуперЭго расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию. Цель психоанализа Фрейд видел в том чтобы сделать бессознательное сознательным; он утверждал что дело анализа обеспечить насколько это возможно хорошие условия для функционирования Эго .
45077. Гуманистическая психотерапия 26 KB
  Метод позитивной психотерапии основывается на 3х принципах каждому из которых соответствует определённая методическая составляющая: Принципу надежды соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека. Принципу баланса соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека. Принципу самопомощи соответствует 5шаговая метамодель используемая как стратегия гармонизации адаптации и развития...
45078. Социальная реабилитация 29 KB
  Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитировать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Реабилитация объединяет усилия врача медицинского персонала и больного направленные на восстановление социальнопсихологического статуса последнего. Охранительный режим предусматривает постоянное пребывание больного в постели преимущественно по соматическим показаниям и требует от медицинского персонала постоянного наблюдения за ним.
45080. Введение. Сестринский процесс в психиатрии 45 KB
  Психиатрия медицинская дисциплина которая занимается диагностикой терапией и профилактикой психических заболеваний человека. В качестве этиологических факторов психических заболеваний выступают эндогенные чаще наследственная предрасположенность генетические аномалии конституциональная неполноценность и экзогенные инфекции интоксикации черепномозговые травмы психотравмы. В основе патогенеза психических расстройств лежит нарушение взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Сделаны первые шаги в понимании психических...