82781

Жанровые разновидности и особенности музыки моего народа. Песенные жанры

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: научить различать особенности песенного жанра; ориентировать учащихся на духовное развитие средствами музыкального искусства; активизировать музыкальное мышление; формировать способности к разным видам музыкальной творческой деятельности и к овладению элементарных практических умений и навыков.

Русский

2015-03-02

2.63 MB

4 чел.

Урок украинского языка в  школах с русским языком обучения

                                           4 класс

Просторненская общеобразовательная школа 1-3ступеней   

        Урок музыки в 4 классе

                                       Учитель:Ширинская Ю.Н.

Тема: Жанровые разновидности и особенности музыки моего

                     народа. Песенные жанры

Цель:- научить различать особенности песенного жанра;

       -  ориентировать учащихся на духовное развитие средствами     

         музыкального искусства;

       -  активизировать музыкальное мышление;

       -  формировать способности к разным видам музыкальной творческой     

         деятельности и к овладению элементарных практических умений и   

         навыков

Музыкальный материал:  1.»Классное рондо»Д.Кабалевский

                                           2.«Украинская симфония»М.Калачевского(2ч.)

                                          3. Распевки «До-ре-ми» Муз. Р.Роджерса(из        

                                               кинофильма «Звуки музыки»)

                                     4. -Укр.нар.песня «Вийшли в поле косарі»

                                          5.-«Рідна мова» Н.Катричко

                                          6.  -«Гей, там на горі Січ іде…»Укр.нар.пісня

                                      7. -Н.Лисенко «Элегия»

                                     8. -Я.Степовий  «Зоре моя вечірняя»

                                     9. -П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик» (Танец

                                            Феи Драже)

                                          10.Русская народная песня «Светит месяц…»

                                          11.Песня «Черевички»

                                          12.Звучание некоторых инструментов

Тип урока:     урок углубления темы

Оборудование: видеопроектор;темброво-шумовые примитивные инструменты; портреты украинских композиторов, композиторов периода барокко, классики,романтизма; презентация к уроку; программа «Piano Station»

                        Ход урока

1.Организационный момент

Вход учащихся и рассаживание по местам под звучание «Украинской симфонии» М.Калачевского.

2.« Музыкальное приветствие.

Исполнение попевки «Четвероклассники»(на мелодию «Классное рондо» Д.Кабалевского).

3.Распевание

Исполнение  распевки «До-ре-ми» Муз. Р.Роджерса(из кинофильма «Звуки музыки»)

4.Актуализация опорных знаний. Беседа.

-Что вы можете сказать про музыку, которая звучала в начале урока?

Во2 части «Украинской симфонии» Михаила Калачевского (демонстрация портрета) звучит шуточная народная сцена.Музыка ее выросла с 1 фразы народной песни «Дівка в сінях   стояла»

  1.  Какие инструменты вы услышали в звучании «Украинской симфонии»  М.Калачевского?  (флейты, гобои, кларнеты, трубы, литавры, фаготы, валторны)                      

                           ФРАГМЕНТ

5.Сообщение темы, задач урока.

-Тема нашого урока: «Жанровые разновидности и особенности музики моего народа» И мы сегодня будем говорить о песенных жанрах.

Прочитайте эпиграф:

  «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него учимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся»

                                                                     О. Уайльд

6.Мотивация учебной деятельности.

(Шум моря)

-Продолжаем путешествие на нашем корабле по стране певучих мелодий.(Демонстрирую карту «Песенной страны»)Побываем сегодня в «Царстве песен»

7.Восприятие и осознание ученого материала.

                     Презентация

1слайд

–Давайте прочитаем и вспомним, какие виды песен существуют и о чем эти песни:

-Обрядовые

-Трудовые (жатвенные)

-Козацкие

-Исторические

-Коломийки

-Шуточные

-Детские

-Колыбельные

-Лирические

2слайд

-Определите, к какому жанру относятся эти песни.

            -Укр.нар.песня «Вийшли в поле косарі»

            -«Рідна мова» Н.Катричко

            -«Гей, там на горі Січ іде…»Укр.нар.пісня

(Открывают на карте окошечки городов к каждому жанру)

3слайд

-Определите жанр народной песни по фотографиям:

         -Козацкие песни

         -Детские или шуточные

        -Исторические

        -Обрядовые

(Открывают на карте окошечки-иллюстрации к каждому жанру, звучит соответствующая музыка)

г.Козацких песен

г.Детских песен

г.Шуточных песен

г.Исторических песен

г.Обрядовых песен

4слайд

-В буквенной таблице по горизонтали и по вертикали найти название 10 музыкальных инструментов и записать их в тетрадь.

-Проверим вашу работу: если вы нашли такой инструмент- поднимайте фишку(включаю презентацию)

5слайд. Презентация «Музыкальные инструменты и их звучание)


8. Слушание музыки

-По фрагменту прозвучавшего произведения определите композитора и покажите его портрет.

  -Н.Лисенко «Элегия»

  -Я.Степовий  «Зоре моя вечірняя»

   -П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик» (Танец Феи Драже)

9. Закрепление изученногоматериала

Игра «Веселые подружки»

(Звучит русская народная  «Светит месяц..»)

-К нам в гости пришли веселые подружки:Глашенька, Дашенька,Наташенька.Они очень любят плясать и хотят вас научить.Вот как умеет Глашенька…(Деревянной матрешкой выстукиваю ритмический рисунок под музыку.

-Повторите ритмический рисунок шумовыми инструментами…

(проведение игры)

10.Оценивание учащихся

-Сегодня на уроке отлично работали:…..

Они получают нотки.Прикрепите их на нотный стан.А теперь послушайте как звучат эти нотки.(играю мелодию)

-Угадайте мелодию…

11.Исполнение песни  «Черевички»

-Ребята, вспомним и споем эту песню.

-К какому виду отнесем эту песню?

-На карте это город Лирических песен

(Исполнение, инсценирование, танцевальные движения)

12. Итог урока

-В каких городах мы сегодня побывали?

-Произведения каких композиторов слушали?Как называются произведения?

Анонс: на следующий урок мы продолжим путешествие в г.Обрядовых,г.Шуточных,г.Колыбельных песен.

-Ребята, посмотрите на экран, нам дельфин что-то пытается сказать- послушайте…(Звук дельфина)

-Он говорит, что за борт нашего корабля зацепился кит.Давайте посмотрим.(Достают ус синего кита.) Надпись: «Ус синего кита …Из кругосветного плавания. Исполняет желания!!!

-Как вы думаете, что это за кит?(Три кита музыки-Кит-песня)К сожалению, от 3-тонного кита остался только 1 ус.Но я знаю, что кит будет жить.Просто он нам подарил подарок. А теперь подойдите  и загадайте желание… Все ваши желания сбудутся, если вы в это будете верить.Урок закончен.

Автономная республика Крым

Джанкойский  район

                                                                 с. Просторное

 ул. Первомайская, 4

     Просторненскаяобщеобразовательная

     школа  1-3 ступеней

     Ширинская Юлия Николаевна,

     учитель начальных классов,

     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3705. Аналогии в курсе физики средней школы 1.16 MB
  Аналогия - один из методов научного познания, который широко применяется при изучении физики. В основе аналогии лежит сравнение. Если обнаруживается, что два или более объектов имеют сходные признаки, то делается вывод и о сходстве некоторы...
3706. Акционерное общество и виды ценных бумаг 237.5 KB
  Преимущество акционерной формы собственности на данном этапе развития экономики Акционерная собственность - это закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы пр...
3707. Акционерная собственность и проблемы её формирования в Российской Федерации 265 KB
  Экономическое и юридическое содержание акционерной формы собственности. Право собственности закрепляет материальную основу любого общества - экономические отношения собственности. Поэтому отношения собственности и право собственности является юр...
3708. Астрология. Наука о звездах 194 KB
  Земля – одно из бесчисленных небесных тел. Чтобы лучше изучить Землю, надо знать и то, что происходит на небе. Поэтому уже в древние времена появилась практическая необходимость в науке о небесных явлениях. Ведь жизнь людей на Земле во...
3709. Антропонимы как средство сатиры и юмора в рассказах А.П. Чехова 149.5 KB
  В своей работе я анализирую антропонимическую систему в рассказах раннего творчества А.П. Чехова ( 1880 – 1883 гг. ) и антропонимическую систему в рассказах более позднего периода (1886 – 1900 гг.). Ранние рассказы: «Письмо к ученому соседу»...
3710. Кредитные отношения между коммерческим банком и Нимировским спиртзаводом 1.66 MB
  Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Поэтому сегодня, в условиях перехода Украины к рыночным отношениям, резко возрастает к ней внимание и интерес. Это обусловлено тем, что в Украине совершается...
3711. Особенности банковского аудита 163 KB
  Сущность, необходимость и виды аудита. Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до н.э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи) осуществляли контроль за государственными ...
3712. Бактериологическое (биологическое) оружие 135.5 KB
  Бактериологическое оружие (биологическое) является средством массового поражения людей, животных и уничтожения сельскохозяйственных культур. Основу его поражающего действия составляют бактериальные средства, к которым относятся болезнетворн...
3713. Current asset management in the enterprise 172.91 KB
  Current asset management in the enterprise The crisis of 2008 still affects business-to-business companies. Many of them have problems with current assets in general and with accounts receivable in particular. In a given paper a field research is co...