82835

Безработица. Причины образования, последствия

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Актуальность темы заключается в том что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую но и на политическую ситуацию в стране.

Русский

2015-03-03

244 KB

4 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   3

  1.  Рынок труда и государство                                                                           5
  2.  Занятость - альтернатива безработицы                                                     15
  3.  Экономические и социальные последствия безработицы                       20

Заключение                                                                                                             27

Список использованной литературы                                                                   28

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый “индекс нищеты”, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности1.

Следует отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей - это очень важная проблема. Для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода, усилении социальной напряженности, снижении трудовой активности, увеличении социальной дифференциации, обострении криминогенной ситуации. От уровня безработицы зависят многие различные факторы, такие как: уровень жизни, благосостояние общества и людей.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности понятия безработицы и причины образования, последствия.

В связи с поставленной целью определяются следующие задачи:

  •  дать определение безработице;
    •  рассмотреть влияние государства на безработицу;
    •  выявить экономические и социальные последствия.

Объектом исследования выступают проблемы занятости и роль государства.

Предметом изучения является безработица и влияние государства.

Теоретической базой исследования послужили публикации Росстата, труды таких авторов, как Каррыев Б.С., Ларин В. М., Джон В.Э.

Нормативно-правовой базой исследования составляют: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и т.д.

 

  1.  РЫНОК ТРУДА И ГОСУДАРСТВО

Существуют два типа воздействия государства на уровень занятости: активный и пассивный. Активный тип включает меры, стимулирующие создание новых рабочих мест и предложения груда, а также меры по сохранению и повышению уровня занятости на действующих предприятиях. К пассивному типу относятся мероприятия, направленные на оказание материальной поддержки безработных и членов их семей. Условия назначения и выплаты пособий по безработице, другие нормы также могут влиять на предложение труда. Государства, как показывает опыт, используют методы прямого и опосредованного влияния на рынок труда2.

В современной армии безработных просматриваются три основные категории3:

1. Потерявшие трудоспособность по возрасту или по состоянию здоровья. Потеря трудоспособности не связана с экономической конъюнктурой. Количество таких безработных частично может быть уменьшено за счет сокращения возраста выхода на пенсию, расширения предпенсионного социального обслуживания и т.д.

2. Безработные в период поиска первой работы. Это преимущественно молодежь, как не прошедшая профессиональную подготовку, так и имеющая специальность. В данном случае эффективными могут быть программы, составленные на местах и направленные на предоставление возможностей для первичной профессиональной подготовки и трудоустройства.

3. Безработные, имеющие профессию, квалификацию и производственный опыт, но ставшие ненужными ввиду кардинальных изменений в производственных процессах. Среди радикальных в таких ситуациях могут быть: организация системы переквалификации кадров; финансирование крупных проектов и программ развития; принятие мер к организации новых рабочих мест и общественных работ по улучшению городской инфраструктуры, например, прокладка тротуаров, ремонт школ, работа в больницах и т.д. Работа эта оплачиваемая.

Мероприятия, направленные на облегчение и ускорение привлечения безработного к активной трудовой деятельности, характеризуют активную политику государства на рынке труда. Учет трудовых ресурсов, изучение спроса на труд, разработка программ занятости — вот необходимые предпосылки государственного регулирования занятости. Что касается социальной защиты населения, то она включает не только защиту от потери доходов, т.е. выплату пособий по безработице, но и охрану от необоснованных увольнений, соблюдение установленной процедуры увольнения и меры по трудоустройству социально уязвимых граждан.

Особого внимания заслуживает вопрос о выплате пособий по безработице. Подходить к его решению с популистских позиций крайне опасно. Завышенный уровень пособия чреват появлением иждивенческих настроений, ведет к дефициту государственного бюджета, а заниженный — к обнищанию масс. По этому пособия по безработице и различные компенсации должны иметь обоснованный и адресный характер. Более того, их необходимо рассматривать как временную меру, применяемую лишь тогда, когда общество по той или иной причине оказалось бессильным предотвратить потерю рабочего места и быстро вернуть или устроить человека к активному труду.

Хотя в России разработана система социальной защиты безработных, но без защиты оставлены многие работающие граждане, месяцами не получающие заработную плату. Поэтому сегодня главное внимание государство должно обратить на разработку активной политики на рынке труда, включающей преодоление скрытой безработицы. Это тем более необходимо, так как страна уже стоит на пороге массовой безработицы. Если в начале 1992 г. было официально зарегистрировано 60 тыс. безработных, а к концу года — более 400 тыс.. то в сентябре 1994 г. насчитывалось уже более 4 млн. безработных, из которых только 1 млн. 400 тыс. зарегистрированы в качестве безработных. Один этот пример свидетельствует о несовершенстве российского Закона о занятости, который, по существу, носит характер политической декларации о праве на статус безработного. Но служащий биржи может отказать ему и в этом статусе. В США, к примеру, человек, потерявший работу не по своей воле, автоматически регистрируется службой занятости для получения пособия. В России практически исчерпаны все возможности сохранения прежнего уровня занятости населения. Массовые увольнения неизбежны, и в первую очередь на предприятиях, изменивших форму собственности. Службы занятости населения предсказывают резкое увеличение безработицы.

Проблем в области занятости населения накопилось немало и их необходимо срочно решать. Наиболее важными среди них являются: разработка прогноза занятости; повышение престижа служб занятости; активное целенаправленное финансирование профессионального обучения и повышение квалификации работников: усиление ответственности работодателей в случаях необоснованных отказов в приеме на работу и незаконных увольнениях.

Специфика занятости такова, что ее нерешенные проблемы могут обернуться либо недостаточной глубиной структурных преобразований, либо замедлением темпов экономического роста, либо серьезными социальными конфликтами.

Рынок  труда  представляет  сложную  систему  мер  и  мероприятий,  охватывающих  не  только  сферу  занятости,  но  и  все  элементы  экономической  системы  общества.

Механизм  государственного  регулирования  по  эффективному  функционированию  рынка  труда  предполагает  реализацию  общеэкономических  законов,  методов  и  инструментов,  которые  могут  оказать  значительное  влияние  на  уровень  занятости,  а  также  определить  принимаемые  на  разных  уровнях  решения,  направленные  на  его  стабилизацию.  Регулирование  рынка  труда  необходимо  рассматривать  как  совокупность  функций  управления,  которые  осуществляют  государственные  органы  власти,  с  целью  сбалансированности  спроса  и  предложения  рабочей  силы. 

Механизм  регулирования  рынка  труда  можно  рассматривать  как  подсистему  общего  механизма  регулирования  экономической  системы  в  целом,  это  своего  рода  «механизм  равновесия»4.  Государство  инициативно  воздействует  на  рынок  труда,  на  функционирование  всех  рынков  и  в  целом  на  экономическую  систему.  Являясь  центральным  субъектом-регулятором  на  российском  рынке  труда  государство,  определяет  правила  регулирования  взаимоотношений  работников  и  работодателей. Механизм  государственного  регулирования  в  сфере  трудовых  отношений  должен  быть  прозрачной  и  открытой  системой,  обусловливаемой  объектами,  субъектами  и  характером  взаимосвязей  между  ними5. 

Вопрос  о  степени  государственного  присутствия  на  рынке  труда  сегодня  является  дискуссионным.  Одни  российские  исследователи  считают,  что  необходимость  государственного  регулирования  регионального  рынка  труда  обусловлена  наличием  ситуаций  и  факторов,  в  которых  действие  рыночного  механизма  оказывается  неэффективным, и  отмечают,  что  участие  государства  в  регулировании  рынка  труда  обязательным.

Существует  и  другая  точка  зрения:  постоянное  вмешательство  государства  в  функционирование  регионального  рынка  труда  не  всегда  приводит  к  положительным  результатам.  По  суждению  сторонников  этой  позиции  «российский  рынок  труда  был  и  остается  чрезвычайно  зарегулированным.  Этот  вывод  подтверждают  интегральные  оценки  жесткости  (гибкости)  трудового  законодательства,  которые  разрабатываются  и  публикуются  различными  международными  организациями  (такими  как  Всемирный  банк,  Международная  Организация  Труда  и  др.).  Все  они  указывают  на  то,  что  с  правовой  точки  зрения  рынок  труда,  сформировавшийся  в  России,  относится  к  наиболее  зарегулированным  и  ригидным  среди  всех  стран  с  рыночной  экономикой,  а  возможно,  и  среди  всех  стран  мира  вообще»6.

На  данном  этапе  развития  назрела  необходимость  в  разработке  и  внедрении  такой  политики,  которая  будет  направлена  именно  на  увеличение  занятости  и  сокращение  безработицы,  как  в  стране,  так  и  в  субъектах  Российской  Федерации,  грамотно  скоординированная  федеральными  и  региональными  органами  власти,  работодателями,  профсоюзами.

Государственный  механизм  регулирования  занятости должен  включать  весь  спектр  методов  и  инструментов,  используемых  органами  государственной  власти  разных  уровней  для  достижения  состояния  эффективной  занятости  и  обеспечивающих  результативное  функционирование  рынка  труда. 

Рассмотрим классификацию  основных  методов  и  инструментов  государственного  механизма  регулирования  рынка  труда7  (рис.  1).

Административные  методы  базируются  на  силе  государственной  власти  и  содержат  меры  запрета,  разрешения  или  принуждения   ним  относится:  регулирование  демографических  и  миграционных  процессов;  лицензирование  деятельности  предприятий  и  организаций;  создание  рабочих  мест).  Административные  методы  являются  неотъемлемой  частью  хозяйственной  деятельности.

 В  свою  очередь  экономические  методы  должны  создать  экономические  стимулы  у  участников  рынка  труда,  и  таким  образом,  скорректировать  их  поведение  для  достижения  эффективной  занятости.  

Рис.1.  Классификация  основных  методов  и  инструментов  государственного  механизма  регулирования  рынка  труда

Государство,  используя  такие  инструменты,  как:  налогообложение  фонда  оплаты  труда;  предоставление  налоговых  льгот  предприятиям,  создающим  и  сохраняющим  рабочие  места;  правительственные  расходы  на  финансирование  мероприятий  в  области  содействия  занятости;  государственные  инвестиции;  государственные  заказы  предприятиям;  субсидирование  занятости,  поощрение  самозанятости;  дотации,  субвенции  и  субсидии  субъектам  Федерации  и  т.  д.,  оказывает  непосредственное  влияние  на  вектор  развития  рынка  труда.  Эти  инструменты  носят  как  прямой,  так  и  косвенный  характер.  Воздействуя  на  рынок  труда,  они  оказывают  влияние  и  на  другие  рынки  (товарные,  финансовые,  рынки  недвижимости  и  т.  д.). 

 Например,  финансируя  предприятия  различных  видов  экономической  деятельности  на  увеличение  производственных  мощностей,  автоматизацию  и  механизацию  производственного  процесса,  внедрение  новых  производственных  технологий,  природоохранительные  мероприятия  и  т.  п.,  государство  стимулирует  создание  рабочих  мест  в  самом  хозяйственном  секторе.  Таким  образом,  через  систему  государственного  потребления  и  государственных  закупок  увеличивает  спрос  на  труд,  особенно  в  тех  видах  экономической  деятельности,  которые  получают  государственные  заказы.  Государство  может  увеличивать  занятость  трудовых  ресурсов  в  экономике  страны  с  помощью  инструментов  денежно-кредитной  и  фискальной  политики,  влияет  на  повышение  деловой  активности  в  обществе.

Организационные  методы  применяются  государством  с  целью  создания  социально-экономических  условий  для  всех  участников  рынка  труда.  К  основным  инструментам  данной  группы  можно  отнести:  составление  территориальных  схем  развития,  прогнозирование  рынка  труда,  организация  работы  служб  занятости  населения;  профориентационная  работа  и  т.  д.  Разработка  и  реализация  этих  инструментов  возлагается  на  органы  государственной  власти  каждого  субъекта  РФ.

Значительную  роль  в  государственном  механизме  регулирования  рынка  труда  выполняют  законодательные  методы.  Государственная  политика  всегда  традиционно  опирается  на  законодательство  и  имеет  нормативно-правовое  исполнение,  так  как  для  эффективного  функционирования  рынка,  конечно  же,  необходимы  законодательные  акты,  нормы,  правила,  которые  бы  регулировали  взаимоотношения  между  субъектами  рынка  труда,  четко  устанавливали  их  права,  формировали  равные  возможности  для  реализации  своих  способностей  к  труду  участников  рыночных  отношений. 

Законодательство  о  рынке  труда  и  занятости  Российской  Федерации  представляет  совокупность  нормативных  актов.  Оно  основывается,  прежде  всего,  на  Конституции  Российской  Федерации,  федеральных  законов,  иных  нормативных  и  правовых  актов  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации.  С  помощью  основных  инструментов  законодательства  устанавливаются  правовые,  экономические,  административные,  организационные  и  социальные  основы  государственной  политики  содействия  занятости  населения,  в  том  числе  гарантии  государства  по  реализации  конституционных  прав  граждан  Российской  Федерации  на  труд  и  социальную  защиту  от  безработицы.  Указом  Президента  РФ  «О  Комплексной  программе  мер  по  созданию  и  сохранению  рабочих  мест»,  Постановлением  Правительства  РФ  «О  Федеральной  целевой  программе  содействия занятости  населения  Российской  Федерации»,  другими  нормативными  актами  так  же  осуществляется  правовое  регулирование  на  рынке  труда. 

Регулирование  трудовых  отношений,  непосредственно  связанных  с  ними  отношений  в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными  конституционными  законами  осуществляется  нормативными  правовыми  актами  федеральных  органов  исполнительной  власти;  уставами,  законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации;  актами  органов  местного  самоуправления  и  локальными  нормативными  актами,  содержащими  нормы  трудового  права.  Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской  Федерации,  содержащие  нормы  трудового  права,  не  должны  противоречить  настоящему  Кодексу,  иным  федеральным  законам,  указам  Президента  Российской  Федерации,  постановлениям  Правительства  Российской  Федерации  и  нормативным  правовым  актам  федеральных  органов  исполнительной  власти.

Эффективное  функционирование  рынка  труда  невозможно  без  создания  соответствующих  экономических  условий,  проведения  активной  политики  занятости,  разработки  и  осуществления  действенных  федеральных и  региональных  программ  содействия  занятости  населения,  программ  подготовки  и  переподготовки  высвобождаемых  работников  и  многое  др.  Существуют  нормативные  акты,  принятые  Федеральной  службой  занятости,  находящейся  в  системе  Минтруда  России,  в  том  числе  акты,  разъясняющие  применение  Закона  о  занятости.  Положение  о  Федеральной  службе  занятости  обязывает  данные  органы  действовать  на  основе  этого  Положения. 

В  российском  законодательстве  о  занятости  населения  находятся  и  международно-правовые  акты  по  данной  проблеме,  утвержденные  Россией.  В  конвенциях  и  рекомендациях  МОТ  уделяется  внимание  вопросам  занятости.  Так,  Конвенция  МОТ  №  122  (1964  г.)  «О  политике  в  области  занятости»;  Конвенция  и  Рекомендация  Международной  Организацией  Труда  (1948  г.)  «О  службе  занятости»  используются  российским  законодательством  в  Законе  РФ  «О  занятости  населения  в  Российской  Федерации»  при  формулировке  политики  государства  в  области  занятости  и  других  его  положений8.

Информационный метод является самостоятельным  элементом  государственного  механизма,  так  как  применительно  к  рынку  труда  информационное  сообщение   это  необходимый  инструмент  процесса  организации  работы  любого  института  (субъекта).  В  отличие  от  других  методов  рассматриваемого  механизма  регулирования  рынка  труда,  данный  метод  имеет  цель  оказание  воздействия  на  поведение  субъектов  данного  рынка  путем  их  информирования  о  конъюнктуре,  соотношении  спроса  и  предложения,  деловой  активности  предприятий,  рыночной  цене  труда; наличие необходимой  информации  о  наличии  вакансий  и  резервной  рабочей  силы; освещение принятых нормативно-правовых актов  и  других  сведений,  касающихся  рынка  труда, федеральных  и  региональных  органов  государственной  власти.  То  есть,  данный  механизм  позволяет  информировать  все  институциональные  единицы  о  положении  на  рынке  труда  в  Российской  Федерации  или  ее  субъектах,  правах  и  гарантиях  в  области  занятости  населения  и  защиты  от  безработицы,  обмениваться  информацией  с  другими  участниками  рынка  труда  и  средств  массовой  информации. 

Резюмируя  вышесказанное,  следует  отметить,  что  влияние государства на рынок труда представляет  собой  комплекс методов таких как  административный,  экономический,  законодательный,  информационный и организационный.

  1.  ЗАНЯТОСТЬ – АЛЬТЕНРАТИВА БЕЗРАБОТИЦЫ

Как показывают последние опросы Всероссийского центра изучения общественных мнений, индексы безработицы в России, за последние годы показывают стабильный рост.

Такой рост, по мнению экспертов, обусловлен количественным ростом показателя доли жителей страны, у которых близкие люди недавно потеряли свою работу. И напротив, наметилось сокращение показателя количества граждан не имеющих таких близких. Причем такой показатель остается достаточно высоким среди жителей небольших городов и сел.

Как показывают опросы, безработицу обсуждают 52% жителей страны, в прошлом году такой показатель составлял 53%. Среди них 39% опрошенных сами участвуют в таких обсуждениях, а оставшиеся 13%, слышат обсуждения в своем окружении. Подавляющее большинство граждан говорящих о безработице, это жители села. 46% опрошенных заявили, что не слышат и не говорят о безработице9.

Опрос произведен данным Центром в июне месяце текущего года, и затронул более полторы тысячи человек в 130 населенных пунктах России. Как заявляют специалисты статистическая погрешность данного опроса менее 3%.

Такие индексы являются индикаторами актуальности для России вопроса безработицы. Высокие индексы опроса отражают актуальность этого вопроса для опрошенных жителей страны.

По данным опубликованным Росстатом, на сегодняшний день в России 4 миллиона 89 тысяч безработных граждан. Учитывая тенденцию безработицы многим россиянам стоило бы подумать о новых источниках заработка.

Альтернативой безработицы могут выступать следующие классификаторы:

  •  Самозанятость (малый бизнес);
  •  Неформальная занятость;
  •  Общественные работы (временная занятость).

1. Самозанятость – организация безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, собственного дела с оформлением государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или созданием юридического лица.

 Содействие самозанятости безработных граждан входит в перечень государственных услуг, оказываемых службой занятости населения (ст.7.1. Закона о занятости населения) и регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16.06.2008 N281н 10

В первую очередь содействие со стороны службы занятости оказывается тем гражданам, которые уже выбрали вид деятельности, продумали организацию самозанятости и уверены в эффективности этой деятельности. 

При оценке личных качеств потенциального предпринимателя принимается во внимание, имеющееся у гражданина образование, профессия, опыт работы.  

    Центр занятости проводит ознакомление:

  •  с приоритетными направлениями развития малого предпринимательства;
  •  с порядком подготовки учредительных документов для создания малого предприятия или получения разрешения на право заниматься предпринимательской деятельностью; 
  •  с порядком разработки технико-экономического обоснования (бизнес-плана); 
  •  с порядком организации обучения безработных граждан в целях подготовки к предпринимательской деятельности с учетом рекомендаций психолога и специалиста по профориентации; 
  •  с порядком и условиями предоставления безработным гражданам финансовых средств, для организации самозанятости.

2. Согласно методологии Росстата, под неформальной занятостью понимается занятость на предприятии, у которого отсутствует государственная регистрация в качестве юридического лица. Получить оценки неформальной занятости в силу характера этих трудовых отношений можно, либо исходя из опросов населения, либо косвенным способом, по остаточному принципу. Косвенный способ дает оценку сверху, а опросный метод, скорее, поможет оценить размер занятости в неформальном секторе снизу.

Неформальной занятостью в большей степени охвачены молодежь и люди пенсионного возраста – группы населения, для которых факт занятости важнее качества трудового контракта и которым труднее найти работу.

Кроме того, неформальная занятость в большей степени характерна для лиц со средним профессиональным, начальным профессиональным и средним образованием. Чем выше квалификация – тем больше шансов получить официальный контракт (и социальную защиту трудовых отношений, и доступ к кредитным ресурсам).

В то же время неформальная занятость среди женщин распространена в меньшей мере, из-за особой важности для них формальных трудовых отношений, которые позволяют рассчитывать на социальные пособия и оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком.

Список секторов экономики с высокой долей неформальной занятости выглядит типичным для любой экономики мира. Как и везде, неформальные трудовые отношения характерны для секторов (рисунок 2) Торговля (34% неформально занятых), Сельское Хозяйство (26%) и Строительство (10,4%). Данные по неформальной занятости в секторе Строительство представляются заниженными (возможно, большая часть погрешности между двумя методами оценки неформальной занятости приходится как раз на этот сектор). Неожиданно высокую долю неформальной занятости показывает сектор Обрабатывающая промышленность (10,8%), именно в этом секторе программы по стимулированию создания новых рабочих мест смогут дать самый большой эффект, потенциально выведя из тени до 2 млн работников.

Рис.2. Структура неформальной занятости

3. В связи со складывающейся ситуацией на рынке труда министерством республики Башкортостан определены основные задачи в сфере занятости – это социальная поддержка граждан в период потери работы, содействие временной занятости работников, находящихся под угрозой массового высвобождения, путем организации общественных работ.

Виды общественных работ разнообразны. А в последние годы понятие общественных работ существенно изменилось: кроме неквалифицированных в их разряд вошли работы, требующие специальной квалификации, профессиональных знаний и навыков. В текущем году, в отличие от прошлых лет, в общественных работах могут принимать участие работники предприятий, находящиеся под угрозой массового увольнения. Предприятиям, работающим в режиме неполной занятости, отдается предпочтение при организации общественных работ.

Сегодня министерство использует все возможности программы, главное - сохранить трудовые коллективы, обеспечить материальную поддержку работников в период их неполной занятости. Дать шанс молодым - организовать стажировки выпускников учреждений профессионального образования с целью получения первого трудового опыта и подготовки молодой смены.

С начала года создано 31 тысяча временных рабочих мест на организацию общественных работ, на которые трудоустроено 39,8 тысячи человек, что в 4,9 раза больше, чем за весь 2012 год, из них 21,3 тысячи работников, находящихся под риском увольнения.

Общественные работы в Республике Башкортостан имеют социально значимую направленность, поэтому приоритет в их организации отдается созданию временных рабочих мест на объектах жилищно-коммунального хозяйства, на производственных предприятиях, в сфере строительства, в том числе дорожного, в сельском хозяйстве, на транспорте.

За время участия в общественных работах безработным гражданам может быть оказана материальная поддержка и выплачено пособие по безработице. Благодаря участию в программе руководителям предприятий удалось сохранить трудовые коллективы, сократить численность безработных граждан и тем самым снизить социальную напряженность в области.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

Социальные последствия

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного характера в таблице 1.

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Таблица 1.Социальные последствие безработицы

Отрицательные

Положительные

Обострение криминогенно ситуации

Повышение социальной ценности рабочего места

Усиление социальной напряженности

Увеличение личного свободного времени

Рост количества физических и душевных заболеваний

Возрастание свободы выбора места работы

Увеличение социальной дифференциации

Увеличение социальной значимости и ценности труда

Снижение трудовой активности

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса11.

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).[7. C -525

Экономические последствия

Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.

Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.

Например, если в начале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1%.

Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.

Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему в таблицы № 2:

Таблица 2. Экономические последствие безработицы

Отрицательные

Положительные

Обесценивание последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утраты на помощь безработным

Стимулирования роста интенсивности и производства труда

Утрата квалификации

Снижение жизненного уровня

Недопроизводство национального дохода

Снижение налоговых поступлений

Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным12.

Взаимосвязь инфляции и безработицы

Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости Профессор Лондонской экономической школы Апбан Филлипс в конце 1950-х годов установил следующую закономерность. Чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы. И это объяснимо. Безработица сказывается на оплате труда. С повышением уровня безработицы уменьшаются доходы и снижается покупательная способность населения. В итоге уровень инфляции снижается.

Этот процесс наглядно представлен на кривой Филлипса (рис. 3).

Рис. 3. Кривая Филлипса, гдеР - темп роста цен; U - уровень безработицы; Un - естественная норма безработицы, равная 6%; C-N — отрезок кривой Филлипса, U характеризующий инфляцию спроса

Здесь на оси абсцисс показан уровень безработицы U {%), а на оси ординат - уровень инфляции Р (%). Кривая показывает сочетания этих параметров. Если уровень безработицы (U) ниже естественной нормы безработицы (Un), то мы можем видеть инфляцию спроса, которую характеризует участок C-N на кривой Филлипса. Он показывает последствия попыток государства снизить безработицу ниже 6 % Это приведет к росту инфляции выше уровня Рп..Общество всегда стоит перед выбором: низкая инфляция или высокая безработица. Так, в США при президенте Р. Рейгане удалось "обуздать" инфляцию при помощи повышения уровня безработицы до рекордной величины. Между тем кривая Филлипса отражает взаимосвязь уровня инфляции и уровня цен только в краткосрочном периоде. Если взять длительные периоды времени (5-10 лет), то и при высокой безработице цены продолжают повышаться. То, что кривая Филлипса не работает в долгосрочном периоде, объясняется тем обстоятельством, что во второй половине XX в. заработная плата, а значит, и пособия по безработице не снижаются даже в периоды кризисов. Это обусловлено ростом квалификации и стоимости рабочей силы, усилением роли профсоюзов при заключении долгосрочных договоров о величине заработной платы с предпринимателями. Более того, предприниматели увеличивают оплату труда в порядке компенсации будущего роста цен. Однако общество вынуждено платить за инфляцию и другую цену. Под ценой инфляции понимают конечные результаты ее воздействия на доходы общества в целом и его структурных звеньев.

Инфляция оказывает на экономику противоречивое воздействие. Умеренный рост цен способен стимулировать производство, поскольку зарплата, как правило, отстает от роста цен. Производители и потребители стремятся закупать товары, чтобы предвосхитить потери. Но более весомы негативные последствия инфляции13.

Возникнув, инфляция воспроизводит себя во все увеличивающихся масштабах. Этому способствует спираль "цены -заработная плата". Рост цен ведет к росту зарплаты. В свою очередь рост зарплаты увеличивает издержки производства и может стать причиной дальнейшего роста цен. Инфляция обесценивает амортизационные фонды и угрожает самому процессу производства. Кредиты обесцениваются. В условиях стремительного роста цен банки назначают такие высокие ставки процента, что выгоднее не развивать производство, а заниматься спекуляцией. Нормальные экономические отношения разрушаются. Деньги теряют свою покупательную способность. Становится неясным, на какие цены и ставки процента ориентироваться. Долгосрочные инвестиции оказываются невыгодными.

В России ставки процента по депозитам (срочным вкладам) ниже уровня инфляции. Так, в 1992 г., когда инфляция составила 2610%, ставки по депозитам не поднимались выше 200% годовых. Реальная процентная ставка была отрицательной (-2410%), следовательно, около 90% вкладов населения присваивали банки. Это приводило к снижению реальной заработной платы и сбережений Результатом этих процессов явился дальнейший спад производства и, как следствие, - к снижению предложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблем на рынке труда на сегодняшний день немало и их необходимо разрешать. Наиболее важными среди них являются: разработка прогноза занятости; повышение престижа служб занятости; активное целенаправленное финансирование профессионального обучения и повышение квалификации работников: усиление ответственности работодателей в случаях необоснованных отказов в приеме на работу и незаконных увольнениях.

Роль государства в регулировании рынка труда должна:

  •  обеспечить полную занятость, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  •  создать «гибкий рынок труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

В целом же, вопрос состоит не в том,   каких позитивных перемен нужно ожидать на рынке труда, а в том, каким   образом, использовать крайне ограниченные возможности для нейтрализации   потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Решающую роль здесь играет   макроэкономическая политика. Учитывая, что состояние рынка труда, динамика   безработицы будут оказывать все возрастающее влияние на экономическое   оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Федеральный Закон РФ от 19.04.91г. (в редакции ФЗ от 20.03.96г.) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета , 6 мая 1996г.
  2.  Федеральный закон от 20 июля 1995г.«О социальной защите инвалидов в РФ» // Российская газета № 234 , 1995г.
  3.  Указ Президента РФ» от 02.07.92г. «О мерах по социальной поддержки граждан , потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными
  4.  Указ Президента РФ от 21.04.93г. «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ»
  5.  Постановление Правительства РФ от 12 .05.92г. «Об организации общественных работ»
  6.  Постановление Правительства РФ от 14.05.92г. «О подготовке, переподготовке высвобожденных работников и незанятого населения»
  7.  Алонкина  Л.И.  Государственное  регулирование  занятости  населения  //  Вестник  Московского  университета  МВД  РФ.  —  2012.  —  №  6.  —  С.  141—144.
  8.  Капелюшников  Р.И.  Трудовой  кодекс:  изменил  ли  он  поведение  предприятия?  Препринт WP/2004/03.  —  М.:  ГУ  ВШЭ,  2012.  —  52  с.
  9.  Некрестьянова  С.Я.  Роль  государства  в  становлении  и  дальнейшем  развитии  рынка  труда  на  общероссийском  и  региональном  уровнях  //  Кадровик.  Кадровый  менеджмент.  —  2012.  —  №  7.  —  С.  65—75.
  10.  Бреев Б.Д. Безработица в современной России: РАН, Центральный экономический институт. М.: Наука, 2012.С.269
  11.  Гранберг  А.Г.  Основы  региональной  экономики:  учебник  для  вузов.  —  4-е  изд.  —  М.:  ГУ  ВШЭ,  2013.  —  495  с.
  12.  Ильина  Л.О.  Рынок  труда  и  управление  человеческими  ресурсами:  учебник  для  вузов.  —  Ростов  н/Д.:  Феникс,  2012.  —  415  с.
  13.  Кульман  А.  Экономические  механизмы:  учебник  для  вузов.  —  М.,  2013.  —  с.  118.
  14.  Мазин  А.Л.  Экономика  труда:  учеб.  пособие  /А.Л.  Мазин.  —  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  —  М.:  ЮНИТИ,  2013.  —  575  с.
  15.  Одегов  Ю.Г.  Экономика  труда:  учебник  для  вузов.  В  2  т.  Т  2.  /  Ю.Г.  Одегов,  Г.Г.  Руденко,  Л.С.  Бабыкина  /  под  общ.  ред.  Ю.Г.  Одегова.  —  М.:  Альфа-Пресс,  2012.  —  921  с. 
  16.  Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов/ Государственныый университет управления, Институт национальной и мировой экономики; Ю.М. Остапенко. – Москва: Инфра-М, 2013. С. 266
  17.  Плякса В.И. Безработица: теория и современная российская практика/ В.И. Плакса; Российская Академия государственной службы при Президенте РФ. – 2-е издание, РАГС.-М 2011. С.381
  18.  Селищев А.С. Макроэкономика: учебник для вузов/ А.С. Селищев. – 3-е изд. Питер, 2010. - С.459
  19.  Хейне П. Экономический образ мышления/. П. Хейне М 2012г. С. 590
  20.  Чепурин М.Н. «Курс экономической теории»/. М.Н Чепурин. Киров, 2012г.- 600 с.
  21.  Чушечувой. М.А. Экономика/. М.А Чушечувой. Современная Гуманитарная Академия. М. 2013г. С.146
  22.  http://wciom.ru/ ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения
  23.  http://ufa.bashzan.ru/ ГКУ: Центр занятости населения города Уфы

1 Кульман  А.  Экономические  механизмы:  учебник  для  вузов.  —  М.,  2013.  —  с.  56.

2 Алонкина  Л.И.  Государственное  регулирование  занятости  населения  //  Вестник  Московского  университета  МВД  РФ.  —  2012.  —  №  6.  —  С.  64

3 Бреев Б.Д. Безработица в современной России: РАН, Центральный экономический институт. М.: Наука, 2012.С.125

4 Ильина  Л.О.  Рынок  труда  и  управление  человеческими  ресурсами:  учебник  для  вузов.  —  Ростов  н/Д.:  Феникс,  2012.  —  254  с.

5  Некрестьянова  С.Я.  Роль  государства  в  становлении  и  дальнейшем  развитии  рынка  труда  на  общероссийском  и  региональном  уровнях  //  Кадровик.  Кадровый  менеджмент.  —  2012.  —  №  7.  —  С.  13.

6 Некрестьянова  С.Я.  Роль  государства  в  становлении  и  дальнейшем  развитии  рынка  труда  на  общероссийском  и  региональном  уровнях  //  Кадровик.  Кадровый  менеджмент.  —  2012.  —  №  7.  —  С.  65.

7 Чушечувой. М.А. Экономика/. М.А Чушечувой. Современная Гуманитарная Академия. М. 2013г. С.112

8 Капелюшников  Р.И.  Трудовой  кодекс:  изменил  ли  он  поведение  предприятия?  Препринт WP/2004/03.  —  М.:  ГУ  ВШЭ,  2012.  —  51  с.

9 http://wciom.ru/ ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения

10 http://ufa.bashzan.ru/ ГКУ: Центр занятости населения города Уфы

11 Хейне П. Экономический образ мышления/. П. Хейне М 2012г. С. 274

12 Селищев А.С. Макроэкономика: учебник для вузов/ А.С. Селищев. – 3-е изд. Питер, 2010. - С.114

13  Плякса В.И. Безработица: теория и современная российская практика/ В.И. Плакса; Российская Академия государственной службы при Президенте РФ. – 2-е издание, РАГС.-М 2011. С.76


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1505. Проектирование оптимальной организационной структуры в условиях глобальной конкуренции 97 KB
  Глобальные факторы конкуренции. Организационный дизайн для оптимизации преимуществ компании во внутренней конкуренции на внутреннем национальном рынке. Преимущества и недостатки СУРГ. Преимущества и недостатки ДСС. Организационный дизайн для оптимизации участия компании в международной конкуренции.
1506. Анализ ЗАО Городское освещение 102 KB
  Технология производства с общей схемой технологического процесса. Характеристика окружающей среды проектируемого объекта. Организация эксплуатация электрооборудования объекта. Планирование ТО и Р оборудования. Виды диагностирования электрооборудования.
1507. Особенности микропроцессорной техники 115.57 KB
  Основные направления в развитии микропроцессорной техники. Системы счисления. Цифровые электронные устройства. Технологии изготовления цифровых интегральных микросхем. Регистры микропроцессора. Аккумулятор, РОН, счетчик команд. Микропроцессорные средства и системы. Понятие дополнительного кода числа.
1508. Специальные налоговые режимы 103.5 KB
  Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Соглашение о разделе продукции.
1509. Валютный рынок России 107.5 KB
  Формирование российского валютного рынка. Валютное регулирование. Регулирование валютного курса рубля и динамика его изменения. Перспективы развития российского рынка и стабилизации курса рубля.
1510. Понятия миссии и миссионерства/ О православной миссии 107.48 KB
  Понятия миссии и миссионерства. Традиционные и нетрадиционные религии. Причины возникновения миссионерства. Методология миссионерства. Основной принцип миссионера. Оружие миссионера.
1511. Анализ предприятия по его производственных цехов по производству военного оборудования 94.01 KB
  Структура предприятия и ее общая характеристика. Материально техническое снабжение предприятия. КИП и А, технологическое оборудование на предприятии. Анализ поступления изделий на участок. Разработка технологии настройки изделия.
1512. Композиционные материалы 67 KB
  Выбор материала корпуса. Армирующий материал. Выбор материала электродов. Свойства полипропилена, и его производство на предприятиях химической промышленности применяются различная аппаратура: реакторы, технологические газоходы, циклоны, каплеуловители, емкости и т.п.
1513. Проектирование предприятия по производству насосов 98.08 KB
  Определение плана производства и обоснование производственной мощности (на примере производства насосов). Технико-экономическое обоснование варианта размещения предприятия. Транспортные затраты по обеспечению завода материалами и полуфабрикатами.