82844

Склонение имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Закреплять умения склонять существительные по падежам; познакомить учащихся с несклонеяемыми именами существительными; развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, память; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, трудолюбие.

Русский

2015-03-03

37 KB

0 чел.

Тема: Склонение имен существительных.

Цель:Закреплять умения склонять существительные по падежам;

познакомить учащихся с несклонеяемыми именами существительными;

развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, память;

воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, трудолюбие.

Оборудование:иллюстрация осеннего пейзажа, мультимедийная презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал                                           Слайд №1

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- А теперь улыбнемся друг другу, сядем поудобнее.

Наша задача - активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнить все задания.

II. Актуализация опорных знаний

- Внимание на экран!

Урок хочется продолжить стихотворением А.С.Пушкина.

Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя, прощальная краса           Слайд №2

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса.

- О каком времени года написал поэт?

- По каким признакам вы определили что это «осень»?

-А какую, вы изобразили осень в своих сочинениях?

III. Минутка чистописания

На доске слова: (презентация)                                           Слайд №3

Вестник, тростник, местность, громкий, лестница, осенний.

- Прочитайте слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописание. Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов.

Какая это буква, и в каких словах присутствует?

Тт

Пишу грамотно, красиво, чисто!

- К какому слову нельзя подобрать проверочное? (лестница)

Запишем пословицу.

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ  ИЗ ЗЕМЛИ, А ЗНАНИЯ ИЗ КНИГ.

- Найдите два слова, которые стоят после предлога.

- Почему в этих словах такие окончания? Потому, что они отвечают на вопрос из чего?Верно, мы просклоняли эти два слова, т.е. изменили окончания.

Поэтому сегодня мы будем с вами закреплять склонение имен существительных, а так же углубим свои знания о несклоняемых именах существительных и узнаем предлоги, которые дружат с падежами.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа у доски

- Просклоняем существительные: вода, ветер, поле.

И.п. что? вода, ветер_, поле.

Р.п. чего? воды, ветра, поля.

Д.п. чему? воде, ветру, полю.                   Слайд №4

В.п. кого, что? воду, ветер_, поле.

Т.п. чем? водой, ветром, полем.

П.п. о чем? о воде, о ветре, о поле.

V. ФизкультминуткаСлайд №5

2. Работа с учебником

с. 104 упр. 222

Комментируя сочетания слов.

Играет (кто?) ребенок. Заметил (кого?) брата. Взял (у кого?) у соседки. Подарил (кому?) бабушке.

3. Тренировочные упражнения

Прочитайте словосочетания, определите падеж.

Подарок для мамы (р.п)

Пели песню (в.п)

Звучала музыка (и.п)                              Слайд №6

Слышали по радио  (д.п)

Бросила хозяйка (и.п)

Остаться под дождем (в.п)

Убрать игрушки (т.п)

Сидеть на скамейке (п.п)

Вёз на тележке (т.п)

Построил из веток (р.п)

По лестной тропинке (д.п)

Лежать под цветком (т.п)


4. Работа в группах

- Сейчас вам надо разбиться на группы. И каждой группе из слов составить пословицу.

Определить падеж существительного ПРАВДА

1 гр.

Кто за правду горой, тот настоящий герой.

2 гр.

Без правды не житьё, а горе.

3 гр.

Правде всюду должно быть место.

4 гр.

Правда шутки не любит.

5 гр.

С правдой шутить что с огнём.

6 гр.

В правде наша сила.

5. Лексическая работа.

- Какие вы знаете имена существительные, которые не склоняются?

какао, такси, радио                                 Слайд №7

- Сегодня мы дополним наш список и запишем слова: шоссе, ателье, метро, пальто, кофе.

(с одним из слов составим предложение) устно


Обратимся к учебнику

с. 107 упр. 226

Разберем 3 и 4 предложение.

- В каких именах существительных изменялись окончания? Поставь вопрос, определи падеж. Сделай вывод.

Вечером мы были в (театр, кино) в театре, кино. В прохладную погоду одевай (пальто, куртка) пальто, куртку.

Вывод: в предложении встретились несклоняемые имена существительные, которые не изменились.

VI. Д/з

- Найти любое стихотворение, определить падеж имени существительного (по желанию) или с. 107 упр. 227

VII. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вид работы был интересен?

- Что сложного было на уроке?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59088. Птахи нашого краю 47.5 KB
  Отже ви здогадались що мова піде в нас про птахів нашого краю. Зараз ми з вами відправимось у дивну подорож вулицею Птахів у місто Природоград. Поки автобус їде давайте пригадаємо що ми знаємо про птахів.
59089. Рідну матусеньку зі святом вітаю 40 KB
  Подивіться мамо вже й зима настала Ой не все я встигла що зробити мала Ведуча: А тепер подивіться у виконанні учнів невеличку пєсу Чи потрібне чоловіче свято Пєса Мама витирає посуд тато і син за столом їдять печиво.
59090. Сценарій виховного заходу. Різдвяна світлиця 44 KB
  Господар: Будемо пісні співати Розважатись танцювати Ви прийшли усі до нас Цей святковий стріти час Господиня бере кошик ставить його посеред хати. Господар: Де ж наш образ Ага зараз беру будемо благословляти добрих вісників.
59091. Релігія та міфологія давнього Єгипту 38.5 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати головних давньоєгипетських богів; застосовувати та пояснювати на прикладах поняття та терміни: жрець міф; наводити приклади відбиття в міфах га релігії життя єгиптян; визначати особливості духовного життя в Давньому Єгипті.
59092. Репортаж з країни невивчених уроків 31 KB
  Ми ведемо репортаж з Країни Невивчених Уроків куди потрапив ледар Віктор Перестукін. А ось і він зі своїм вірним котом Кузею Виходить Перестукін з котом Кузя. Хазяїне Хоч трішечки води Я помираю Перестукін. От скажіть чому дорівнює 9х5 Перестукін.
59093. Родина - серце суспільства й батьківщина дитини 37 KB
  Мета: привернути увагу батьків до проблеми повноцінного виховання дітей; виховання в дітей почуттів любові та гордості за свою родину, поваги до батьків; згуртування класного колективу, спільного колективу учнів і батьків.
59094. Літературно-музична композиція. Моя Батьківщина, моя Україна 52 KB
  Перед підготовкою до свята серед учнів проводиться анкетування: Що для тебе означає Батьківщина що для тебе Україна Які її символи ти знаєш Які основні риси притаманні українцям Учитель Разом з вітром журавель Із чужих летів земель.
59095. Розгортання Національно-визвольної боротьби в 1648-1649 роках. Зборівський мирний договір 56.5 KB
  І тут Хмельницький проявив свої організаторські здібності створивши з розрізнених повсталих загонів дисципліновану добре озброєну армію. Робота з картою Хмельницький повів своє військо назустріч полякам з Маслового Ставу через Паволоч Хмільник і зупинився Пилявцями над Іквою де збудував укріплений табір.
59096. Розпяття серця, сповненого любовю. Психологічне есе Джеймса Джойса Джакомо 36 KB
  Джойса розкрити його світоглядні й естетичні позиції ввести поняття потік свідомості літературна ремінісценція; психологічне есе Джакомо і особистість та творчість письменника; розвивати вміння слухати лекцію та складати тези. Який характер твору Джакомо Автобіографічний.