82844

Склонение имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Закреплять умения склонять существительные по падежам; познакомить учащихся с несклонеяемыми именами существительными; развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, память; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, трудолюбие.

Русский

2015-03-03

37 KB

0 чел.

Тема: Склонение имен существительных.

Цель:Закреплять умения склонять существительные по падежам;

познакомить учащихся с несклонеяемыми именами существительными;

развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, память;

воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, трудолюбие.

Оборудование:иллюстрация осеннего пейзажа, мультимедийная презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал                                           Слайд №1

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- А теперь улыбнемся друг другу, сядем поудобнее.

Наша задача - активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнить все задания.

II. Актуализация опорных знаний

- Внимание на экран!

Урок хочется продолжить стихотворением А.С.Пушкина.

Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя, прощальная краса           Слайд №2

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса.

- О каком времени года написал поэт?

- По каким признакам вы определили что это «осень»?

-А какую, вы изобразили осень в своих сочинениях?

III. Минутка чистописания

На доске слова: (презентация)                                           Слайд №3

Вестник, тростник, местность, громкий, лестница, осенний.

- Прочитайте слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописание. Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов.

Какая это буква, и в каких словах присутствует?

Тт

Пишу грамотно, красиво, чисто!

- К какому слову нельзя подобрать проверочное? (лестница)

Запишем пословицу.

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ  ИЗ ЗЕМЛИ, А ЗНАНИЯ ИЗ КНИГ.

- Найдите два слова, которые стоят после предлога.

- Почему в этих словах такие окончания? Потому, что они отвечают на вопрос из чего?Верно, мы просклоняли эти два слова, т.е. изменили окончания.

Поэтому сегодня мы будем с вами закреплять склонение имен существительных, а так же углубим свои знания о несклоняемых именах существительных и узнаем предлоги, которые дружат с падежами.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа у доски

- Просклоняем существительные: вода, ветер, поле.

И.п. что? вода, ветер_, поле.

Р.п. чего? воды, ветра, поля.

Д.п. чему? воде, ветру, полю.                   Слайд №4

В.п. кого, что? воду, ветер_, поле.

Т.п. чем? водой, ветром, полем.

П.п. о чем? о воде, о ветре, о поле.

V. ФизкультминуткаСлайд №5

2. Работа с учебником

с. 104 упр. 222

Комментируя сочетания слов.

Играет (кто?) ребенок. Заметил (кого?) брата. Взял (у кого?) у соседки. Подарил (кому?) бабушке.

3. Тренировочные упражнения

Прочитайте словосочетания, определите падеж.

Подарок для мамы (р.п)

Пели песню (в.п)

Звучала музыка (и.п)                              Слайд №6

Слышали по радио  (д.п)

Бросила хозяйка (и.п)

Остаться под дождем (в.п)

Убрать игрушки (т.п)

Сидеть на скамейке (п.п)

Вёз на тележке (т.п)

Построил из веток (р.п)

По лестной тропинке (д.п)

Лежать под цветком (т.п)


4. Работа в группах

- Сейчас вам надо разбиться на группы. И каждой группе из слов составить пословицу.

Определить падеж существительного ПРАВДА

1 гр.

Кто за правду горой, тот настоящий герой.

2 гр.

Без правды не житьё, а горе.

3 гр.

Правде всюду должно быть место.

4 гр.

Правда шутки не любит.

5 гр.

С правдой шутить что с огнём.

6 гр.

В правде наша сила.

5. Лексическая работа.

- Какие вы знаете имена существительные, которые не склоняются?

какао, такси, радио                                 Слайд №7

- Сегодня мы дополним наш список и запишем слова: шоссе, ателье, метро, пальто, кофе.

(с одним из слов составим предложение) устно


Обратимся к учебнику

с. 107 упр. 226

Разберем 3 и 4 предложение.

- В каких именах существительных изменялись окончания? Поставь вопрос, определи падеж. Сделай вывод.

Вечером мы были в (театр, кино) в театре, кино. В прохладную погоду одевай (пальто, куртка) пальто, куртку.

Вывод: в предложении встретились несклоняемые имена существительные, которые не изменились.

VI. Д/з

- Найти любое стихотворение, определить падеж имени существительного (по желанию) или с. 107 упр. 227

VII. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вид работы был интересен?

- Что сложного было на уроке?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76221. Задачи планирования и прогнозирования макроэкономических процессов 29.37 KB
  Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций...
76223. Основи культури мовлення 23.33 KB
  Мова – це суспільне явище, засіб формування, становлення особистості, пізнання й освоєння світу, засіб спілкування між людьми, передання і набуття досвіду. За тлумачним словником української мови мова – сукупність довільно відтворюваних загальноприйнятих у межах даного суспільства...
76224. Пересветов Иван Семенович 18.58 KB
  Пересветов провел в военных походах служа наемником польского короля участвовал в войнах Фердинанда I Чешского и Яноша Запольни за венгерскую корону побывал в Венгрии и Молдавии.
76225. Преступность несовершеннолетних 29.63 KB
  Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения.
76226. Охорона навколишнього середовища. Законодавство України про збереження довкілля і безпеку життєдіяльності людини 29.38 KB
  Законодавство України про збереження довкілля і безпеку життєдіяльності людини Становлення суверенної України повинно супроводжуватися створенням безпечного стану довкілля виробництва побутових умов для життєдіяльності людини.
76227. Обучение основам методики оценки и коррекции телосложения 34.61 KB
  Такое же сильное давление между двумя позвонками возникает когда человек сидит наклонившись вперед не опираясь на руки. Если же опираться на руки положив их на стол или спинку стула нагрузка на верхнюю часть туловища снижается и тем самым уменьшается давление на позвонки.
76228. ШАРОВАЯ МОЛНИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? 72.5 KB
  Шаровая молния — светящийся сгусток горячего газа, изредка появляющийся в грозовых погодных условиях. Это явление до конца не изучено, но активно изучается. На сегодняшний день ясно, что шаровая молния - просто красочное атмосферное явление, проявление атмосферного электричества...
76229. Государственная регистрация прав 89.78 KB
  Основания для отказа или приостановления государственной регистрации. Совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации.