82844

Склонение имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Закреплять умения склонять существительные по падежам; познакомить учащихся с несклонеяемыми именами существительными; развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, память; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, трудолюбие.

Русский

2015-03-03

37 KB

0 чел.

Тема: Склонение имен существительных.

Цель:Закреплять умения склонять существительные по падежам;

познакомить учащихся с несклонеяемыми именами существительными;

развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, память;

воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, трудолюбие.

Оборудование:иллюстрация осеннего пейзажа, мультимедийная презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал                                           Слайд №1

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- А теперь улыбнемся друг другу, сядем поудобнее.

Наша задача - активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнить все задания.

II. Актуализация опорных знаний

- Внимание на экран!

Урок хочется продолжить стихотворением А.С.Пушкина.

Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя, прощальная краса           Слайд №2

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса.

- О каком времени года написал поэт?

- По каким признакам вы определили что это «осень»?

-А какую, вы изобразили осень в своих сочинениях?

III. Минутка чистописания

На доске слова: (презентация)                                           Слайд №3

Вестник, тростник, местность, громкий, лестница, осенний.

- Прочитайте слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописание. Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов.

Какая это буква, и в каких словах присутствует?

Тт

Пишу грамотно, красиво, чисто!

- К какому слову нельзя подобрать проверочное? (лестница)

Запишем пословицу.

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ  ИЗ ЗЕМЛИ, А ЗНАНИЯ ИЗ КНИГ.

- Найдите два слова, которые стоят после предлога.

- Почему в этих словах такие окончания? Потому, что они отвечают на вопрос из чего?Верно, мы просклоняли эти два слова, т.е. изменили окончания.

Поэтому сегодня мы будем с вами закреплять склонение имен существительных, а так же углубим свои знания о несклоняемых именах существительных и узнаем предлоги, которые дружат с падежами.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа у доски

- Просклоняем существительные: вода, ветер, поле.

И.п. что? вода, ветер_, поле.

Р.п. чего? воды, ветра, поля.

Д.п. чему? воде, ветру, полю.                   Слайд №4

В.п. кого, что? воду, ветер_, поле.

Т.п. чем? водой, ветром, полем.

П.п. о чем? о воде, о ветре, о поле.

V. ФизкультминуткаСлайд №5

2. Работа с учебником

с. 104 упр. 222

Комментируя сочетания слов.

Играет (кто?) ребенок. Заметил (кого?) брата. Взял (у кого?) у соседки. Подарил (кому?) бабушке.

3. Тренировочные упражнения

Прочитайте словосочетания, определите падеж.

Подарок для мамы (р.п)

Пели песню (в.п)

Звучала музыка (и.п)                              Слайд №6

Слышали по радио  (д.п)

Бросила хозяйка (и.п)

Остаться под дождем (в.п)

Убрать игрушки (т.п)

Сидеть на скамейке (п.п)

Вёз на тележке (т.п)

Построил из веток (р.п)

По лестной тропинке (д.п)

Лежать под цветком (т.п)


4. Работа в группах

- Сейчас вам надо разбиться на группы. И каждой группе из слов составить пословицу.

Определить падеж существительного ПРАВДА

1 гр.

Кто за правду горой, тот настоящий герой.

2 гр.

Без правды не житьё, а горе.

3 гр.

Правде всюду должно быть место.

4 гр.

Правда шутки не любит.

5 гр.

С правдой шутить что с огнём.

6 гр.

В правде наша сила.

5. Лексическая работа.

- Какие вы знаете имена существительные, которые не склоняются?

какао, такси, радио                                 Слайд №7

- Сегодня мы дополним наш список и запишем слова: шоссе, ателье, метро, пальто, кофе.

(с одним из слов составим предложение) устно


Обратимся к учебнику

с. 107 упр. 226

Разберем 3 и 4 предложение.

- В каких именах существительных изменялись окончания? Поставь вопрос, определи падеж. Сделай вывод.

Вечером мы были в (театр, кино) в театре, кино. В прохладную погоду одевай (пальто, куртка) пальто, куртку.

Вывод: в предложении встретились несклоняемые имена существительные, которые не изменились.

VI. Д/з

- Найти любое стихотворение, определить падеж имени существительного (по желанию) или с. 107 упр. 227

VII. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вид работы был интересен?

- Что сложного было на уроке?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53158. ГОЛОДОМОР 1932 – 1933 рр. НА УКРАЇНІ 127.5 KB
  Обладнання: книга сталінських злочинів макет карта України на якій позначений райони що були охоплені голодом макет Меморіалу жертвам голодомору в Києві панно на стінні Ціна йому життя рушник ікона. Страшно уявити що невеликий шматок хліба став символом для багатьох наших співвітчизників життя. Мама боролась за наше життя. То був останній день коротенького Лізиного життя.
53159. Голгофа голодної смерті 88 KB
  Мета: розказати учням про страшні події 19321933 років показати причини голодомору та його наслідки вшанувати память загиблих Обладнання: стіл з вишитими рушниками на ньому колоски калина запалена свічка виставка художньої та документальної літератури про голодомор на дошці плакат Епіграф: Нема в світі вищих братських могил ніж ті що заповнені останками безневинних жертв...
53160. Трагічні уроки історії (В пам’ять про голодомори 1921-1923, 1932-1933, 1947 роки) 250.5 KB
  Пам’ять – нескінченна книга, в якій записано все: і життя людини, і життя країни. Та багато сторінок у нашу історію вписано кривавим і чорним. Особливо вражаючі сторінки, де смертельним шрифтом вкарбовано слова: Голод, Голодомор.
53162. Голодомор в Україні 1932 – 1933 року 52 KB
  Мета: поглибити і систематизувати знання учнів про одну з найстрашніших сторінок історії України голодомор 1932-1933 років на матеріалі історичних джерел художніх творів; формувати вміння самостійно та критично оцінювати історичні процеси вдумливо сприймати прочитане; сприяти виробленню в школярів обєктивної оцінки; пробудити історичну пам'ятьрозвивати логічне та аналітичне мислення уміння користуватися додатковою літературою. Обладнання: ікона Спасителявидання творів українських письменників про голодомор фоторепродукції...
53163. Різноманітність голонасінних, значення їх в природі і житті людини 207.5 KB
  Мета уроку: сформувати знання учнів про різноманітність голонасінних рослин, їх практичне значення і значення у природі, показати взаємозв’язок природи і людини, їхній вплив одне на одного; продовжити екологічне...
53164. Голонасінні 67 KB
  Голонасінні Тема уроку: Роль голонасінних у природі та житті людини Мета уроку: розглянути значення голонасінних у природі та житті людини ознайомити з використанням голонасінних у господарській діяльності людини навчитись правильно застосовувати знання про використання голонасінних виховувати бережливе ставлення до голонасінних. Обладнання та матеріали: таблиці малюнки фотографії що ілюструють різноманітність голонасінних і їх значення в природі та житті людини; камінці бурштину невеличкі картинки викладені бурштином конвалюти...
53165. Виховний захід «Здоров'я –всьому голова» 113 KB
  Мета: формувати уявлення про корисні і шкідливі звички, їхній вплив на здоров'я дитини; поглибити поняття про те, що для людини головне-це здоров'я. Розвивати вміння берегти і зміцнювати здоров'я, прищеплювати навички здорового способу життя. Виховувати життєву потребу бути завжди здоровим і гарним.