82861

Что за прелесть эти сказки! Учимся сочинять сказку

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Обучающие: Учить различать виды русских народных сказок Формировать представление о традиционных началах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки. Сформировать представление о таком характерном приеме в построении сказки как троекратные повторы...

Русский

2015-03-03

68 KB

0 чел.

Урок внеклассного чтения

Тема: Что за прелесть эти сказки! Учимся сочинять сказку.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:  

Обучающие:

Учить различать виды русских народных сказок

Формировать представление о традиционных началах и концовках, как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки. Сформировать представление о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы, учить находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки. Сформировать представление об условности сказочного пространства и времени; учить видеть пространственно – временные рамки волшебной сказки.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, творческие способности. Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные: Воспитывать добро, справедливость, любовь к природе.

Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

Компетентности:

Социальная:   

- использовать работу в парах, группах;

 - учить детей выражать собственную точку зрения, развивать умение выслушать товарища.

Коммуникативная:

- формировать культуру устной речи;

- расширять словарный запас.

Информационно-познавательная:

- учить детей работать с книгой;

-  содействовать формированию умения проработать информацию на основе анализа,синтеза,сравнения,обобщения.

Компетентность саморазвития и самообразования:

- формирование общеучебных умений учащихся как основу самообразовательной деятельности.

Здоровьесберегающая:

- формирование правильной осанки во время чтения;

- проведение физкультминутки.

Оборудование: мультимедийная презентация, сюжетные картинки, карточки самооценивания, карточки для работы в парах, ученические иллюстрации к сюжетам сказок, книги-сказки.

Форма урока: индивидуальная,коллективная,фронтальная.

 Ход урока

І Ориентация, мотивация учебной деятельности.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинать пора урок.

Наступила тишина.

Снова сказка к нам пришла.

ІІ Целеполагание.

  1.  Сообщение темы, цели, задач урока.
    1.  Мотивация учебной деятельности.

Сообщение о городском  конкурсе сказочников,победителе, о работе творческих учеников.

  1.  Целереализация

  1.  Проверка домашнего задания.

Викторина « Угадай героя сказки» (составленная учениками)

  1.  Всестороння проверка уровня ранее усвоенных знаний.

Слайд  1.

Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Слайд 2.

-  Что же такое сказка?

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

Сказка – повествовательное народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

С древнейших времен сказки – способ познания мира, возможность передачи культурного опыта народа, отличный воспитатель для ребятишек на все времена.

В стародавние времена сказка называлась «басень», от слова «баять» – «говорить». А тех, кто рассказывал сказки, называли «бахари» или «баяны». Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи, от деревни к деревне, от дома к дому, и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как и сейчас, очень любили сказки.

Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много сказочников и щедро  награждал «баянов» за хорошие сказки сапогами да кафтанами узорчатыми. А Иван Грозный без сказки спать, вообще не ложился. Возле постели его сидели три слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал. Вот как было!..

  1.  Восприятие и усвоение учащимися нового материала.

Слайд 3.

-  Как называется начало сказки?  

- Зачин – это начало сказки. Какие зачины вы знаете?

Слайд 4.

- Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка.

- Какие зачины вы нашли в сказках?

Летела сова – веселая голова. Вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела. Летела, летела… Это присказка, а сказка вот какая.

Баю- баю – баю.

Один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит. Одно ушко у Аленушки спит – другое –  

слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет  рассказывать сказку.

Слайд 5.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В сказке рассказывается обо всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её

Развязка — это преодоление препятствий. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В сказке «Кто, дрозд и петух» Петушок не послушал наказ, выглянул в окошко, и унесла его лиса. Кот и петух отправились в погоню. Смекалка друзей помогла спасти петушка.

Слайд  6.

- Как же заканчиваются сказки?

Слайд  7.

Каков излюбленный прием русских народных сказок?

двукратное повторение

троекратное повторение (+)

четырехкратное повторение

пятикратное повторение

Число «три» в древние времена имело особое значение. В сказках всегда три брата, три сестры. Герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы.

Герои сказки живут в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Из моря выходят тридцать три богатыря. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности.

Слайд  8.

В сказках широко употребляются повторы. В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным.

Повторяющиеся формулы.

Чтобы показать ход времени, сказочник говорит:

«Долго ли коротко ли….;

Прошел год, другой».

«Скоро сказка сказывается, да не долго дело делается ….»

Красота царевны передается словами «ни в сказке сказать, ни пером описать»

Слайд 9.

В русских сказках часто встречаются  устойчивые словосочетания.

- Какие устойчивые выражения вы нашли в сказках?

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Слайд 10.

Сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно, поэтому в них встречаются слова, которые мы не употребляем в речи.  

Слайд 11.

- На какие группы мы можем разделить русские народные сказки?

- Приведите свои примеры разных видов сказок.

Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди.

Бытовые сказки - герои этих сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Основные герои русских народных сказок.

Главными героями наших сказок являются сильные, находчивые, добрые и благородные герои - Иван-царевич, Иван-дурак, Елена Прекрасная, Елена Премудрая. Кроме добрых героев, в сказках всегда присутствуют и злые - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Волшебные сказки могут все. Превратить лебедя в девицу, молодца в комара, лягушку в царевну; в них вы можете прочитать и о Змее – Горыныче.                                  

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

-Это отразилось в русских поговорках. Продолжите их.

Хитер как …

Голоден как…

Здоров как …

Изворотлив как…

Грязный как….

Болтлив как …

Труслив как …

Нем как …

Упрям как…

.

Слайд 19.  Уроки добрым молодцам и красным девицам.

  1.  Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сада – получишь жениха.

(«Крошечка-хаврошечка).

  1.  Без труда – не вынешь рыбку из пруда.     («Лисичка-сестричка и серый волк»)
  2.  Как аукнется, - так и  откликнется!                              («Лиса и журавль»)
  3.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.    («Кот, петух и лиса»  «Репка»)

Слушайся старших                («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Слайд 21.                                                                                                                                  

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок?

Сказка учит или развлекает?

  1.  Осмысление, первичная проверка понимания и коррекции усвоения новых знаний.

- Как называются части сказки?

- Что такое кульминация сказки?

- Какие развязки в ваших сказках?

Редактирование сказки. Солнце, Радуга и Дождик

С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезала.

Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.

Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.

. Жила-была волшебница по имени Солнце, а по соседству жили друзья-шалуны мальчик Дождик и девочка Радуга. Днем Солнце светило и обогревало землю, а вечером ложилось спать под разноцветным одеялом, и поэтому закат казался разным - то алым, то пурпурным, то золотым.

5. Физкультминутка

6. Закрепление знаний и способов действий.

Сочинить сказку для маленьких детей о трех состояниях воды и круговороте воды в природе.

Учимся сочинять сказку.

Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.

Техника создания сюжета для сказки

ШАГ 1:Назовите героя

- Капелька

ШАГ 2:

Опишите героев

Упражнение «Круги Вена»

- Какая капелька?

- Какая снежинка?

ШАГ 3:

Найдите, что есть общего у героев.

Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.

ШАГ 4:

Расскажите, чем закончилась сказка.

- Капелька вернулась на облако.

ШАГ 5:

Расскажите, с чего началась сказка.

- Капелька жила на облаке и однажды сорвалась вниз.

ШАГ 6:

Расскажите, о чем сказка.

- О путешествии капельки на землю.

Теперь переходим к технике структурирования сюжета.

Каждое литературное произведение состоит из четырех ключевых пунктов. Это КОНЕЦ, НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. На протяжении истории действие развивается от одной точки к другой - от начала к концу, проходя через два самых важных пункта истории - ключевое событие 1 и ключевое событие 2, иначе их еще называют кульминациями. В каждом произведении есть две кульминации, но почему-то в школе обычно говорят только об одной.

Техника структурирования сюжета

Придумать конец  сказки, поскольку сказка - это объяснение явлений окружающего мира, то для конца сказки нужно просто взять какое-то существующее явление.

ШАГ 1:

Опишите конец истории.

ШАГ 2:

Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.

ШАГ 3:

Опишите героев (то есть придумайте начало истории).

ШАГ 4:

Изобразите описанное графически.

ШАГ 5:

Придумайте второе ключевое событие.

ШАГ 6

Напишите план истории.

1. Описание героев

2. Событие 1

3. Событие 2

4. Конец

ШАГ 7:

Напишите историю по плану.

ШАГ 8:

Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?

ШАГ 9:

Еще раз прочтите историю.

ШАГ 10:

Придумайте название.

Вот, собственно, и все

Конструктор сказки:

  1.  Герои.
  2.  Опишите героев.
  3.  Что общего есть у героев?
  4.  Чем закончилась сказка?
  5.  С чего началась сказка?
  6.  О чем сказка?

Конец Начало Событие 1 Событие 2 (Кульминация)

Работа в группах: сочинить сказку

- 1 группа сочиняет зачин сказки при помощи карты-подсказки:

Была маленькая и воздушная

Характер легкий и приятный

Вместе с другими

Беспечно распевала

Радостно светило

Красивая в его лучах

Однажды подул

Стал сердито гонять

Тоже начинает расти

- 2 группа о приключениях капельки на земле;

- 3 группа о приключениях снежинки;

- 4 группа концовку по рисункам.

  1.  Обобщение и систематизация знаний.

Презентация сказки.

  1.  Рефлексивно – оценивающий.
    1.  Контроль и самопроверка знаний.

Проверка конструктора.

  1.  Подведение итогов урока.

  1.  Рефлексия.

Задания – загадки.

Начало у сказки  - господин,                                                                                                          А зовут его  …..(зачин)

Ивана ждет немало бед.

Объединим их все в  …..  (сюжет)

Завершает сказку ловко.

А зовут ее ….  (концовка)

Зачином сказка начинается.

Сюжет в ней быстро развивается.

У концовки последняя позиция

Так создается композиция.

  1.  Домашнее задание.

1 группа: записать сказку, нарисовать иллюстрации.

2 группа: сочинить новую сказку

3 группа: сочинить и инсценировать сказку.

5. Ценение и оценивание.

Расскажи о своих впечатлениях об уроке:

Я узнал(а), что …

Мне было интересно, потому что…

Оказывается, …

Я даже не подозревал(а), что…    

Подсчитайте количество баллов в ваших картах для самооценивания и оцените свою работу на уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17215. Запросы на модификацию данных 33.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Тема: Запросы на модификацию данных. Цель работы: Изучить синтаксис инструкций SQL – INSERT DELETE и UPDATE определяющие операции модификации данных. Реализовать сформулированные запросы с учетом свойств инструкций модификации. Закрепить навыки ра
17216. Организация баз и банков данных 202 KB
  ВОПРОСЫ НА ЭКЗАМЕН по предмету Организация баз и банков данных для студентов заочной формы обучения специальности 7.091501 – компьютерные системы и сети КСС Полный список вопросов Основные требования к разработке БД Реляционная модель данных Свойст...
17217. Посторонние структуры БД средствами SQL в среде СУБД MS ACCESS 473.5 KB
  Лабораторная работа № 1 Тема:Посторонние структуры БД средствами SQL в среде СУБД MS Access. Цель работы: Изучить принципы и приемы построения таблиц БД схемы реляционной БД с использованием синтаксических инструкций SQL запросов. Закрепить навыки работы с реляционн...
17218. Организация запросов на выборку данных средствами SQL 68 KB
  Лабораторная работа № 2 Тема: Организация запросов на выборку данных средствами SQL. Цель работы: Изучить синтаксис инструкции SQL – SELECT для создания запросов на выборку данных. Используя предложения WHERE задать условия отбора строк из таблиц определенных в предложен
17219. Использование операций реляционной алгебры для формирования запросов на выборку данных средствами SQL 83.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Тема: Использование операций реляционной алгебры для формирования запросов на выборку данных средствами SQL. Цель работы: Изучить специальные и теоретикомножественные операции реляционной алгебры и возможность их примирения к формировани...
17220. Использование операций реляционного исчисления для формирования запросов на выборку данных средствами SQL 76.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Тема: Использование операций реляционного исчисления для формирования запросов на выборку данных средствами SQL. Цель работы: Изучить формулы реляционного исчисления и возможность их примирения к формированию запросов на выборку данных. Ис...
17221. Реализация запросов на модификацию данных средствами SQL 84.5 KB
  Лабораторная работа № 5 Тема: Реализация запросов на модификацию данных средствами SQL. Цель работы: Изучить синтаксические конструкции инструкций SQL на модификацию данных. Используя инструкции удаления добавления и изменения данных а также совместное использова...
17222. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ 150 KB
  Лекция №1 Представление информационных объектов Элементы информацию о которых необходимо сохранить будем называть объектами. Объект может быть материальным например служащий изделие или населенный пункт и нематериальным например событие название задания...
17223. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ И ИЕРАРХИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДАННЫХ 96.5 KB
  Лекция №2 Организация сетевых и иерархических моделей данных Практика построения БД выделяет три основных модели данных: иерархическую сетевую и реляционную. Основное отличие формирование моделей данных заключается в выборе типа отношения R и соответственно оп