82861

Что за прелесть эти сказки! Учимся сочинять сказку

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Обучающие: Учить различать виды русских народных сказок Формировать представление о традиционных началах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки. Сформировать представление о таком характерном приеме в построении сказки как троекратные повторы...

Русский

2015-03-03

68 KB

0 чел.

Урок внеклассного чтения

Тема: Что за прелесть эти сказки! Учимся сочинять сказку.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:  

Обучающие:

Учить различать виды русских народных сказок

Формировать представление о традиционных началах и концовках, как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки. Сформировать представление о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы, учить находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки. Сформировать представление об условности сказочного пространства и времени; учить видеть пространственно – временные рамки волшебной сказки.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, творческие способности. Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные: Воспитывать добро, справедливость, любовь к природе.

Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

Компетентности:

Социальная:   

- использовать работу в парах, группах;

 - учить детей выражать собственную точку зрения, развивать умение выслушать товарища.

Коммуникативная:

- формировать культуру устной речи;

- расширять словарный запас.

Информационно-познавательная:

- учить детей работать с книгой;

-  содействовать формированию умения проработать информацию на основе анализа,синтеза,сравнения,обобщения.

Компетентность саморазвития и самообразования:

- формирование общеучебных умений учащихся как основу самообразовательной деятельности.

Здоровьесберегающая:

- формирование правильной осанки во время чтения;

- проведение физкультминутки.

Оборудование: мультимедийная презентация, сюжетные картинки, карточки самооценивания, карточки для работы в парах, ученические иллюстрации к сюжетам сказок, книги-сказки.

Форма урока: индивидуальная,коллективная,фронтальная.

 Ход урока

І Ориентация, мотивация учебной деятельности.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинать пора урок.

Наступила тишина.

Снова сказка к нам пришла.

ІІ Целеполагание.

  1.  Сообщение темы, цели, задач урока.
    1.  Мотивация учебной деятельности.

Сообщение о городском  конкурсе сказочников,победителе, о работе творческих учеников.

  1.  Целереализация

  1.  Проверка домашнего задания.

Викторина « Угадай героя сказки» (составленная учениками)

  1.  Всестороння проверка уровня ранее усвоенных знаний.

Слайд  1.

Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Слайд 2.

-  Что же такое сказка?

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

Сказка – повествовательное народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

С древнейших времен сказки – способ познания мира, возможность передачи культурного опыта народа, отличный воспитатель для ребятишек на все времена.

В стародавние времена сказка называлась «басень», от слова «баять» – «говорить». А тех, кто рассказывал сказки, называли «бахари» или «баяны». Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи, от деревни к деревне, от дома к дому, и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как и сейчас, очень любили сказки.

Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много сказочников и щедро  награждал «баянов» за хорошие сказки сапогами да кафтанами узорчатыми. А Иван Грозный без сказки спать, вообще не ложился. Возле постели его сидели три слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал. Вот как было!..

  1.  Восприятие и усвоение учащимися нового материала.

Слайд 3.

-  Как называется начало сказки?  

- Зачин – это начало сказки. Какие зачины вы знаете?

Слайд 4.

- Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка.

- Какие зачины вы нашли в сказках?

Летела сова – веселая голова. Вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела. Летела, летела… Это присказка, а сказка вот какая.

Баю- баю – баю.

Один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит. Одно ушко у Аленушки спит – другое –  

слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет  рассказывать сказку.

Слайд 5.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В сказке рассказывается обо всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её

Развязка — это преодоление препятствий. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В сказке «Кто, дрозд и петух» Петушок не послушал наказ, выглянул в окошко, и унесла его лиса. Кот и петух отправились в погоню. Смекалка друзей помогла спасти петушка.

Слайд  6.

- Как же заканчиваются сказки?

Слайд  7.

Каков излюбленный прием русских народных сказок?

двукратное повторение

троекратное повторение (+)

четырехкратное повторение

пятикратное повторение

Число «три» в древние времена имело особое значение. В сказках всегда три брата, три сестры. Герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы.

Герои сказки живут в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Из моря выходят тридцать три богатыря. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности.

Слайд  8.

В сказках широко употребляются повторы. В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным.

Повторяющиеся формулы.

Чтобы показать ход времени, сказочник говорит:

«Долго ли коротко ли….;

Прошел год, другой».

«Скоро сказка сказывается, да не долго дело делается ….»

Красота царевны передается словами «ни в сказке сказать, ни пером описать»

Слайд 9.

В русских сказках часто встречаются  устойчивые словосочетания.

- Какие устойчивые выражения вы нашли в сказках?

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Слайд 10.

Сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно, поэтому в них встречаются слова, которые мы не употребляем в речи.  

Слайд 11.

- На какие группы мы можем разделить русские народные сказки?

- Приведите свои примеры разных видов сказок.

Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди.

Бытовые сказки - герои этих сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Основные герои русских народных сказок.

Главными героями наших сказок являются сильные, находчивые, добрые и благородные герои - Иван-царевич, Иван-дурак, Елена Прекрасная, Елена Премудрая. Кроме добрых героев, в сказках всегда присутствуют и злые - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Волшебные сказки могут все. Превратить лебедя в девицу, молодца в комара, лягушку в царевну; в них вы можете прочитать и о Змее – Горыныче.                                  

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

-Это отразилось в русских поговорках. Продолжите их.

Хитер как …

Голоден как…

Здоров как …

Изворотлив как…

Грязный как….

Болтлив как …

Труслив как …

Нем как …

Упрям как…

.

Слайд 19.  Уроки добрым молодцам и красным девицам.

  1.  Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сада – получишь жениха.

(«Крошечка-хаврошечка).

  1.  Без труда – не вынешь рыбку из пруда.     («Лисичка-сестричка и серый волк»)
  2.  Как аукнется, - так и  откликнется!                              («Лиса и журавль»)
  3.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.    («Кот, петух и лиса»  «Репка»)

Слушайся старших                («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Слайд 21.                                                                                                                                  

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок?

Сказка учит или развлекает?

  1.  Осмысление, первичная проверка понимания и коррекции усвоения новых знаний.

- Как называются части сказки?

- Что такое кульминация сказки?

- Какие развязки в ваших сказках?

Редактирование сказки. Солнце, Радуга и Дождик

С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезала.

Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.

Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.

. Жила-была волшебница по имени Солнце, а по соседству жили друзья-шалуны мальчик Дождик и девочка Радуга. Днем Солнце светило и обогревало землю, а вечером ложилось спать под разноцветным одеялом, и поэтому закат казался разным - то алым, то пурпурным, то золотым.

5. Физкультминутка

6. Закрепление знаний и способов действий.

Сочинить сказку для маленьких детей о трех состояниях воды и круговороте воды в природе.

Учимся сочинять сказку.

Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.

Техника создания сюжета для сказки

ШАГ 1:Назовите героя

- Капелька

ШАГ 2:

Опишите героев

Упражнение «Круги Вена»

- Какая капелька?

- Какая снежинка?

ШАГ 3:

Найдите, что есть общего у героев.

Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.

ШАГ 4:

Расскажите, чем закончилась сказка.

- Капелька вернулась на облако.

ШАГ 5:

Расскажите, с чего началась сказка.

- Капелька жила на облаке и однажды сорвалась вниз.

ШАГ 6:

Расскажите, о чем сказка.

- О путешествии капельки на землю.

Теперь переходим к технике структурирования сюжета.

Каждое литературное произведение состоит из четырех ключевых пунктов. Это КОНЕЦ, НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. На протяжении истории действие развивается от одной точки к другой - от начала к концу, проходя через два самых важных пункта истории - ключевое событие 1 и ключевое событие 2, иначе их еще называют кульминациями. В каждом произведении есть две кульминации, но почему-то в школе обычно говорят только об одной.

Техника структурирования сюжета

Придумать конец  сказки, поскольку сказка - это объяснение явлений окружающего мира, то для конца сказки нужно просто взять какое-то существующее явление.

ШАГ 1:

Опишите конец истории.

ШАГ 2:

Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.

ШАГ 3:

Опишите героев (то есть придумайте начало истории).

ШАГ 4:

Изобразите описанное графически.

ШАГ 5:

Придумайте второе ключевое событие.

ШАГ 6

Напишите план истории.

1. Описание героев

2. Событие 1

3. Событие 2

4. Конец

ШАГ 7:

Напишите историю по плану.

ШАГ 8:

Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?

ШАГ 9:

Еще раз прочтите историю.

ШАГ 10:

Придумайте название.

Вот, собственно, и все

Конструктор сказки:

  1.  Герои.
  2.  Опишите героев.
  3.  Что общего есть у героев?
  4.  Чем закончилась сказка?
  5.  С чего началась сказка?
  6.  О чем сказка?

Конец Начало Событие 1 Событие 2 (Кульминация)

Работа в группах: сочинить сказку

- 1 группа сочиняет зачин сказки при помощи карты-подсказки:

Была маленькая и воздушная

Характер легкий и приятный

Вместе с другими

Беспечно распевала

Радостно светило

Красивая в его лучах

Однажды подул

Стал сердито гонять

Тоже начинает расти

- 2 группа о приключениях капельки на земле;

- 3 группа о приключениях снежинки;

- 4 группа концовку по рисункам.

  1.  Обобщение и систематизация знаний.

Презентация сказки.

  1.  Рефлексивно – оценивающий.
    1.  Контроль и самопроверка знаний.

Проверка конструктора.

  1.  Подведение итогов урока.

  1.  Рефлексия.

Задания – загадки.

Начало у сказки  - господин,                                                                                                          А зовут его  …..(зачин)

Ивана ждет немало бед.

Объединим их все в  …..  (сюжет)

Завершает сказку ловко.

А зовут ее ….  (концовка)

Зачином сказка начинается.

Сюжет в ней быстро развивается.

У концовки последняя позиция

Так создается композиция.

  1.  Домашнее задание.

1 группа: записать сказку, нарисовать иллюстрации.

2 группа: сочинить новую сказку

3 группа: сочинить и инсценировать сказку.

5. Ценение и оценивание.

Расскажи о своих впечатлениях об уроке:

Я узнал(а), что …

Мне было интересно, потому что…

Оказывается, …

Я даже не подозревал(а), что…    

Подсчитайте количество баллов в ваших картах для самооценивания и оцените свою работу на уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84221. УЛЬТРАСТРУКТУРНАЯ ПАТОЛОГИЯ КЛЕТКИ 29.59 KB
  В электронном микроскопе определяются многочисленные структуры органеллы необходимые для метаболизма клетки. Такие клетки известны как онкоциты они имеют обильную цитоплазму ядро в них часто отодвинуто к периферии. уменьшение его размеров сопровождается снижением белковосинтетической функции клетки при голодании болезнях печени старении.
84222. ПОВРЕЖДЕНИЯ.ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ ДИСТРОФИИ 24.17 KB
  Среди механизмов ведущих к развитию характерных для дистрофий изменений различают инфильтрацию декомпозицию фанероз извращенный синтез и трансформацию. Извращенный синтез это синтез в клетках или в тканях веществ не встречающихся в них в норме. К ним относятся: синтез аномального белка амилоида в клетке и образование аномальных белковополисахаридных комплексов амилоида в межклеточном веществе синтез белка алкогольного гиалина гепатоцитом синтез гликогена в эпителии узкого сегмента нефрона при сахарном диабете. При набухании...
84223. ПАРЕНХИМАТОЗНО-БЕЛКОВЫЕ ДИСТРОФИИ 25.32 KB
  При гиалиновокапельной дистрофии в цитоплазме появляются крупные гиалиноподобные белковые глыбки и капли сливающиеся между собой и заполняющие тело клетки. В основе этой дистрофии лежит коагуляция белков цитоплазмы с выраженной деструкцией ультраструктурных элементов клетки фокальный коагуляционный некроз. В основе гиалиновокапельной дистрофии нефроцитов лежит недостаточность вакуолярнолизосомного аппарата эпителия проксимальных и дистальных извитых канальцев в норме реабсорбирующего белки.
84224. ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ ДИСТРОФИИ (ЖИРОВЫЕ, УГЛЕВОДНЫЕ) 25.09 KB
  Причины жировой дистрофии разнообразны: кислородное голодание; тяжелые или длительно протекающие инфекции; авитаминозы; одностороннее питание. При нарушении связи белков с липидами декомпозиции возникает деструкция мембранных структур клетки и в цитоплазме появляются свободные липоиды являющиеся морфологическим субстратом паренхиматозной жировой дистрофии. Микроскопические признаки жировой дистрофии: любой жир растворяется в обычных растворителях окраска гематоксилином и эозином.
84225. СТРОМАЛЬНО-СОСУДИСТЫЕ БЕЛКОВЫЕ ДИСТРОФИИ 31.33 KB
  К стромальнососудистым диспротеинозам относят: мукоидное набухание; фибриноидное набухание; гиалиноз; амилоидоз. Амилоидоз отличается от этих процессов тем что в состав образующихся белковополисахаридных комплексов входит аномальный не встречающийся в норме фибриллярный белок который синтезируется специальными клетками амилоидобластами. Амилоид в гистологических препаратах очень похож на гиалин и выглядит в световом микроскопе как бесструктурный гомогенный плотный стекловидный розового цвета белок.
84226. СТРОМАЛЬНО-СОСУДИСТЫЕ ДИСТРОФИИ 24.36 KB
  Причина первичного идиопатического ожирения неизвестна. Виды вторичного ожирения: алиментарное; церебральное; эндокринное; наследственное. По внешним проявлениям различают универсальный симметричный тип ожирения который делят на три подтипа: верхний; средний; нижний. По превышению массы тела больного выделяют четыре степени ожирения: I степень ожирения избыточная масса тела составляет до 30; II степень ожирения избыточная масса тела составляет до 50; III степень ожирения избыточная масса тела составляет до 99; ...
84227. СМЕШАННЫЕ ДИСТРОФИИ НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА ХРОМОПРОТЕИДОВ (ЭНДОГЕННЫЕ ПИГМЕНТАЦИИ). НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА 30.75 KB
  Обмен железа в норме регулируется так чтобы общая сумма железа в организме поддерживалась в пределах узкого диапазона. Увеличение общего количества железа в органе наблюдается при гемосидерозе и гемохроматозе. Анаболический ферритин образуется из железа всасывающегося в кишечнике а катаболический из железа гемолизированных эритроцитов. Билирубин конечный продукт катаболизма порфиринового кольца молекулы гемоглобина он не содержит ни железа ни белка.
84229. НАРУШЕНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО ОБМЕНА (МИНЕРАЛЬНЫЕ ДИСТРОФИИ) 24.82 KB
  Обмен кальция. Нарушение обмена кальция в тканях организма называют обызвествлением. Метастатическая кальцификация возникает при увеличении концентрации кальция или фосфора в крови гиперкальциемия.