82863

Урок-путешествие. Дорогою добра

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формировать представление о добре о доброте о способах их проявления; развивать умение анализировать сравнивать делать выводы; воспитывать стремление совершать добрые поступки. Оборудование: проектор компьютер слайд-презентация звукозапись песни раздаточный материал выставка книг.

Русский

2015-03-03

49.5 KB

1 чел.

               Разработка урока внеклассного чтения    ( 2 класс )

                                                                                              Улитко Татьяна Николаевна

      старший учитель

Светлодарская ОШ№11

Донецкая область

Тема.     Урок-путешествие. Дорогою добра      (со слайдопрезентацией)

Цель:    формировать представление о добре, о доброте, о способах их проявления; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать стремление совершать добрые поступки.

Оборудование: проектор, компьютер, слайдопрезентация, звукозапись песни, раздаточный материал, выставка книг.

                                           Ход урока

І. Сообщение темы. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжим искать ответ на вопрос «Трудно ли быть человеком?»

Человеку присущи разные человеческие качества. А вот какое качество станет  ключевым сегодня на уроке, мы узнаем, когда его расшифруем. (Дети на карточке вычёркивают незнакомые буквы, а из оставшихся составляют слово «доброта»).

          WДSGОVБZРJNОWТUА

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Это твоя…   ДОБРОТА.

ІІ. Работа над темой урока.

1. Слушание песни «Дорогою добра» (1 куплет)

2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы совершим путешествие «дорогою добра» (слайд 2). Давайте представим себе, что мы вышли со школы на тропинку, она взяла нас за руку и повела за собой. А вот куда же?..  мы сейчас и узнаем…

3. «Путешествие» по слайдам:

  - И повела она нас в поле ( слайд 3), мы здесь останавливаться не будем, мы в поле недавно были, а отправимся прямо к реке (слайд 4), где веет летней прохладой, чистая вода (слайд 5), можно искупаться или хотя бы помочить ноги. Долго здесь задерживать не будем, продолжаем путешествие - и у нас на пути показался колодец (слайд 6), можете попить холодной водички, а вот и скамеечка (слайд 7), давайте посидим и книжку почитаем.

 4. Чтение рассказа В.Сухомлинского «Капля воды»

                        Капля воды

Был жаркий июльский день. К колодцу, который нахо-

дился под высоким дубом, приближалась группа школь-

ников. Они возвращались с туристического похода. Им

очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем

сильнее они ускоряли шаг.

А с другой стороны к колодцу приближалась старень-

кая бабушка. Она шла издалека и очень устала. И ба-

бушка,и туристы подошли к колодцу одновременно.

На  колодце уже стояло ведро с холодной водой.

Дети сразу окружили ведро и один за другим пили воду.

А бабушку постепенно оттеснили в сторону. Она поти-

хоньку отошла к дубу, облокотилась на дерево и грустно

смотрела на детей, которые выдёргивали ведро друг у

друга.

Когда ребята напились воды и пошли себе дальше, ба-

бушка посмотрела им в след и задумчиво покачала голо-

вой.

Ведь она знала, что тот, кто поспешит выпить хоть ка-

пельку воды прежде, чем напьются старше него люди,

вырастет нехорошим человеком.

                                                             В.Сухомлинский.

 а) Беседа по тексту

 -  Почему бабушка так сказала?

 - Как нужно было ребятам поступить в этой ситуации?

 - Как они могут исправить свою ошибку?

 - Как бы ты поступил в данном случае?

  б) Вывод (слайд 8). Чтение стихотворения.

         И народы будут жить дружней,

          Если будем мы с тобой добрей,

          Доброта приносит людям радость

          И взамен не требует награды.

          Доброта с годами не стареет.

          Доброта от холода согреет.

          Если доброта как солнце светит,

           Радуются взрослые и дети

5. Физкультминутка под песню «Дорогою добра» (2 куплет).

6. Продолжение «путешествия»

- Дорожка нас ведет в лес (слайд 9). Здесь можно послушать пение птиц, подышать свежим воздухом, поиграть на вот этой полянке в игры (слайд 10). Но посмотрите: что это? Кто-то разорвал какой-то рассказ… (слайд 11). Давайте попробуем собрать части в нужном порядке и прочитаем его.

7 Работа над рассказом В.Сухомлинского «Один глоток – самому слабому» по методу «нарушенная последовательность» (дети получают рассказ в пяти частях)

               Один глоток – самому слабому

                             

  Однажды летом дети с учительницей пошли в лес.

И получилось так, что только Миша взял с собой бутылку

воды, и больше никто.

Но учительница сказала:

- Воды у нас очень мало и её надо беречь, ведь рядом

нет ни криницы, ни родника. Поэтому пить будут самые

слабые по одному глоточку, а сильные и выдержанные

пусть потерпят.

  Поставили они бутылку с водой в траву под деревом.

Долго дети ходили по лесу, искали цветок, о котором

рассказывала учительница. У этого цветочка были голубые

лепесточки, как весеннее небо, а в серединке – золотая

капелька, будто росинка на солнышке сверкала. Нашли-то

ребята всего лишь один такой цветочек. Срывать не стали,

жалко было….

  Потом слушали сказку учительницы, свои сказки расска-

зывали. Весело играли в игры на лесной полянке. А пить

хотелось всё сильнее и сильнее. Но никто не решался

подойти к бутылке с водой и попить. Ведь каждый думал:

а вдруг ребята подумают, что я самый слабый! Все держа-

лись, терпели и о воде старались не думать…

  Солнце катилось к закату. По лесу повеяло прохладой.

Уже и домой пора. Дети пошли домой.  Миша нёс назад

бутылку с водой. Он не раз спрашивал у ребят:

- Кто хочет пить?

   Но ребята почему-то молчали.

                                                                В. Сухомлинский

а) чтение частей учащимися вслух;

б) работа в паре: составление рассказа;

в) чтение восстановленного текста вслух;

г) беседа

- Почему дети решили пить воду по одному глотку?

- Почему ребята не пили воду из бутылки даже тогда, когда очень хотелось пить?

- Смог ли бы ты так поступить ради других людей?

д) сравнение рассказов, обобщение.

8. Слушание стихотворения

            Добрым быть совсем не просто.                                       

            Не зависит доброта от роста,

            Не зависит доброта от цвета,

            Доброта не пряник, не конфета.

            Только надо очень добрым быть,

            Чтоб в беде друг друга не забыть

9. Творческая робота над составлением продолжения рассказа В. Сухомлинского

- Итак, бутылка с водой осталась полной…(слайд 12) Давайте составим продолжение рассказа по рисункам и расскажем – кто же оказался слабее и кому ребята дали попить водички…

а) полили цветочек (слайд 13);

б) напоили птичку (слайд 14);

в) напоили собачку (слайд 15).

10. Беседа.

- С каким настроением ребята вернулись домой?

- У них было хорошее настроение потому, что они хорошо провели время в лесу?

ІІІ. Итог урока.

1. Слушание стихотворения «Закон доброты»

Закон доброты

Подумайте сами, ребята,                                                      

случается так почему –

котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,

другой, чтобы выходить пташку,

с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

                           Е. Андреева

2.Обобщение.

- Как вы считаете: трудно ли быть человеком?

- Что для этого нужно делать?

- А с кого начинается доброта? (слайд 16)

- Сегодня на уроке я пыталась посеять в ваших душах семена доброты, используя рассказы В.Сухомлинского и подготовленные вами стихотворения. Надеюсь, что скоро эти семена прорастут добрыми делами.

IV. Домашнее задание (по карточке): собрать пословицы, приготовить объяснение их содержания.

(Проверка по слайду 17)

                             Пословицы

 

Доброе дело ,                                    а его добрые дела .

Не одежда красит                             и в воде не тонет.

человека ,

Кто добро творит ,                           дороже богатства.

Добро не умрет ,                               в том и правды мало.

Доброе братство ,                             того Бог отблагодарит.

В ком добра нет,                               а худое само приспеет.

Торопись на доброе,                         а зло пропадет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65063. История Армении 152.5 KB
  Он сообщает достоверные сведения о положении Закавказья и Армении накануне монгольского нашествия о первых набегах монголов их налоговой политике взаимоотношениях с господствующей верхушкой завоеванных стран междоусобной борьбе в этих странах.
65064. Еще раз о численности монгольского войска в 1237 году 56.5 KB
  Вопрос о масштабах монгольского нашествия на Русь продолжает привлекать внимание исследователей. Отвергая как завышенные - 300 и более тысяч, так и заниженные - 30 тыс.- оценки, один из них приходит к выводу, что войска завоевателей насчитывали 55-65 тыс.
65065. Монгольские имена 86 KB
  Если рождались девочки а хотелось иметь мальчика очередной новорожденной давали мужское имя в надежде что таким образом в семье появиться следующий мальчик. С этой целью очередному новорожденному давали имя Отхон младший Адык последний Шавхар остаток Сюль...
65066. Краткий анализ религиозных верований у монголов и в окрестностях 48.5 KB
  В конце XII – начале XIII века в Монголии наравне с языческими верованиями были распространены и мировые религии. Однако какое влияние оказывала данная религия на жизнь населения точно сказать трудно. Это связанно с тем, что мы не имеем достоверных данных о происхождении ряда народов и этническом составе государств.
65067. СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ ГОРОД ФАРАБ? 42 KB
  Топоним Фараб или Бараб (обе формы отражают арабскую графическую передачу и восходят к Параб согдийского происхождения со значением «заречье, место переправы») известен по многим средневековым сочинениям арабских и персидских (а позднее и тюркских) географов и историков...
65069. Вопрос о существовании двух Сараев и проблема локализации Гюлистана 344 KB
  Целью данной работы является исследование вопроса о возможности существования двух столиц в Золотой Орде и связанного с ним вопроса о местоположении города Гюлистана. Хотя, последние примерно 40 лет считается доказанным факт существования двух столиц...
65070. Источники обычного права монгольских народов 69 KB
  На основе анализа обычного права монгольских племен делается вывод о его трансформации в нормы позитивного права. Делается концептуальный вывод о том что в праве монгольских племен часто нормы позитивного права становились нормами обычного права.
65071. События эпохи Монгольской империи в бурятских письменных памятниках XVIII – начала XX веков 125.5 KB
  Укажем только на тот факт что в продолжительной полемике материалы бурятских письменных памятников и фольклора почти не привлекались хотя вопрос об этнической принадлежности туматов был интересен прежде всего тем что изначально господствовало мнение...