82863

Урок-путешествие. Дорогою добра

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формировать представление о добре о доброте о способах их проявления; развивать умение анализировать сравнивать делать выводы; воспитывать стремление совершать добрые поступки. Оборудование: проектор компьютер слайд-презентация звукозапись песни раздаточный материал выставка книг.

Русский

2015-03-03

49.5 KB

1 чел.

               Разработка урока внеклассного чтения    ( 2 класс )

                                                                                              Улитко Татьяна Николаевна

      старший учитель

Светлодарская ОШ№11

Донецкая область

Тема.     Урок-путешествие. Дорогою добра      (со слайдопрезентацией)

Цель:    формировать представление о добре, о доброте, о способах их проявления; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать стремление совершать добрые поступки.

Оборудование: проектор, компьютер, слайдопрезентация, звукозапись песни, раздаточный материал, выставка книг.

                                           Ход урока

І. Сообщение темы. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжим искать ответ на вопрос «Трудно ли быть человеком?»

Человеку присущи разные человеческие качества. А вот какое качество станет  ключевым сегодня на уроке, мы узнаем, когда его расшифруем. (Дети на карточке вычёркивают незнакомые буквы, а из оставшихся составляют слово «доброта»).

          WДSGОVБZРJNОWТUА

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Это твоя…   ДОБРОТА.

ІІ. Работа над темой урока.

1. Слушание песни «Дорогою добра» (1 куплет)

2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы совершим путешествие «дорогою добра» (слайд 2). Давайте представим себе, что мы вышли со школы на тропинку, она взяла нас за руку и повела за собой. А вот куда же?..  мы сейчас и узнаем…

3. «Путешествие» по слайдам:

  - И повела она нас в поле ( слайд 3), мы здесь останавливаться не будем, мы в поле недавно были, а отправимся прямо к реке (слайд 4), где веет летней прохладой, чистая вода (слайд 5), можно искупаться или хотя бы помочить ноги. Долго здесь задерживать не будем, продолжаем путешествие - и у нас на пути показался колодец (слайд 6), можете попить холодной водички, а вот и скамеечка (слайд 7), давайте посидим и книжку почитаем.

 4. Чтение рассказа В.Сухомлинского «Капля воды»

                        Капля воды

Был жаркий июльский день. К колодцу, который нахо-

дился под высоким дубом, приближалась группа школь-

ников. Они возвращались с туристического похода. Им

очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем

сильнее они ускоряли шаг.

А с другой стороны к колодцу приближалась старень-

кая бабушка. Она шла издалека и очень устала. И ба-

бушка,и туристы подошли к колодцу одновременно.

На  колодце уже стояло ведро с холодной водой.

Дети сразу окружили ведро и один за другим пили воду.

А бабушку постепенно оттеснили в сторону. Она поти-

хоньку отошла к дубу, облокотилась на дерево и грустно

смотрела на детей, которые выдёргивали ведро друг у

друга.

Когда ребята напились воды и пошли себе дальше, ба-

бушка посмотрела им в след и задумчиво покачала голо-

вой.

Ведь она знала, что тот, кто поспешит выпить хоть ка-

пельку воды прежде, чем напьются старше него люди,

вырастет нехорошим человеком.

                                                             В.Сухомлинский.

 а) Беседа по тексту

 -  Почему бабушка так сказала?

 - Как нужно было ребятам поступить в этой ситуации?

 - Как они могут исправить свою ошибку?

 - Как бы ты поступил в данном случае?

  б) Вывод (слайд 8). Чтение стихотворения.

         И народы будут жить дружней,

          Если будем мы с тобой добрей,

          Доброта приносит людям радость

          И взамен не требует награды.

          Доброта с годами не стареет.

          Доброта от холода согреет.

          Если доброта как солнце светит,

           Радуются взрослые и дети

5. Физкультминутка под песню «Дорогою добра» (2 куплет).

6. Продолжение «путешествия»

- Дорожка нас ведет в лес (слайд 9). Здесь можно послушать пение птиц, подышать свежим воздухом, поиграть на вот этой полянке в игры (слайд 10). Но посмотрите: что это? Кто-то разорвал какой-то рассказ… (слайд 11). Давайте попробуем собрать части в нужном порядке и прочитаем его.

7 Работа над рассказом В.Сухомлинского «Один глоток – самому слабому» по методу «нарушенная последовательность» (дети получают рассказ в пяти частях)

               Один глоток – самому слабому

                             

  Однажды летом дети с учительницей пошли в лес.

И получилось так, что только Миша взял с собой бутылку

воды, и больше никто.

Но учительница сказала:

- Воды у нас очень мало и её надо беречь, ведь рядом

нет ни криницы, ни родника. Поэтому пить будут самые

слабые по одному глоточку, а сильные и выдержанные

пусть потерпят.

  Поставили они бутылку с водой в траву под деревом.

Долго дети ходили по лесу, искали цветок, о котором

рассказывала учительница. У этого цветочка были голубые

лепесточки, как весеннее небо, а в серединке – золотая

капелька, будто росинка на солнышке сверкала. Нашли-то

ребята всего лишь один такой цветочек. Срывать не стали,

жалко было….

  Потом слушали сказку учительницы, свои сказки расска-

зывали. Весело играли в игры на лесной полянке. А пить

хотелось всё сильнее и сильнее. Но никто не решался

подойти к бутылке с водой и попить. Ведь каждый думал:

а вдруг ребята подумают, что я самый слабый! Все держа-

лись, терпели и о воде старались не думать…

  Солнце катилось к закату. По лесу повеяло прохладой.

Уже и домой пора. Дети пошли домой.  Миша нёс назад

бутылку с водой. Он не раз спрашивал у ребят:

- Кто хочет пить?

   Но ребята почему-то молчали.

                                                                В. Сухомлинский

а) чтение частей учащимися вслух;

б) работа в паре: составление рассказа;

в) чтение восстановленного текста вслух;

г) беседа

- Почему дети решили пить воду по одному глотку?

- Почему ребята не пили воду из бутылки даже тогда, когда очень хотелось пить?

- Смог ли бы ты так поступить ради других людей?

д) сравнение рассказов, обобщение.

8. Слушание стихотворения

            Добрым быть совсем не просто.                                       

            Не зависит доброта от роста,

            Не зависит доброта от цвета,

            Доброта не пряник, не конфета.

            Только надо очень добрым быть,

            Чтоб в беде друг друга не забыть

9. Творческая робота над составлением продолжения рассказа В. Сухомлинского

- Итак, бутылка с водой осталась полной…(слайд 12) Давайте составим продолжение рассказа по рисункам и расскажем – кто же оказался слабее и кому ребята дали попить водички…

а) полили цветочек (слайд 13);

б) напоили птичку (слайд 14);

в) напоили собачку (слайд 15).

10. Беседа.

- С каким настроением ребята вернулись домой?

- У них было хорошее настроение потому, что они хорошо провели время в лесу?

ІІІ. Итог урока.

1. Слушание стихотворения «Закон доброты»

Закон доброты

Подумайте сами, ребята,                                                      

случается так почему –

котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,

другой, чтобы выходить пташку,

с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

                           Е. Андреева

2.Обобщение.

- Как вы считаете: трудно ли быть человеком?

- Что для этого нужно делать?

- А с кого начинается доброта? (слайд 16)

- Сегодня на уроке я пыталась посеять в ваших душах семена доброты, используя рассказы В.Сухомлинского и подготовленные вами стихотворения. Надеюсь, что скоро эти семена прорастут добрыми делами.

IV. Домашнее задание (по карточке): собрать пословицы, приготовить объяснение их содержания.

(Проверка по слайду 17)

                             Пословицы

 

Доброе дело ,                                    а его добрые дела .

Не одежда красит                             и в воде не тонет.

человека ,

Кто добро творит ,                           дороже богатства.

Добро не умрет ,                               в том и правды мало.

Доброе братство ,                             того Бог отблагодарит.

В ком добра нет,                               а худое само приспеет.

Торопись на доброе,                         а зло пропадет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54563. Розвязування квадратичних нерівностей 231 KB
  Мета уроку: Формувати вміння та навички з розвязування Квадратичних нерівностей; розвивати логічне мислення, мову учнів; виховувати цікавість до математики, культуру математичних записів. Тип уроку: урок формування вмінь і навичок. Обладнання: компютера, таблиці.
54564. Лінійні нерівності з однією змінною 51.5 KB
  Мета уроку: систематизувати і узагальнити знання учнів по темі продовжити формувати практичні навики по розвязуванню нерівностей; на прикладах показати учням застосування нерівностей до практичних задач; стежити за дотриманням учнями графічної культури; розвивати математичну мову логічне мислення; вчити учнів працювати з підручником. Що називається розв`язком нерівності Що означає розвязати нерівність 4. Сформулювати властивості які використовуються при розвязуванні нерівностей. Ті учні які під час попередньої...
54565. Первые экономические школы. Меркантилисты и физиократы 18.69 KB
  В эту эпоху экономической идеологией молодой торговой буржуазии был меркантилизм (от mercantile — торговый). Меркантилисты не были профессиональными учеными, как правило, это были выходцы из купцов, мелких и средних буржуа. Они точно определили способы получения крупных состояний: торговля, кредит, война.
54566. Біологічне значення, загальний план будови, властивості та розвиток нервової системи 380 KB
  Обладнання: муляж Головний мозок таблиці Нервова система Головний мозок Спинний мозок Нервова клітина Схема рефлекторної дуги презентація Будова спинного і головного мозку роздавальний матеріал: будова нейрона опорний конспект Будова нервової системи Тип заняття: лекція 1год. Велика частина мислителів того часу не представляла значення мозку для психічної діяльності людини і навіть великий Аристотель вважав не мозок а серце вмістилищем душі. Гіппократ вперше відзначив що поранення голови часто ведуть до...
54567. Нетрадиционные формы урока как основная форма организации учебного процесса 192.5 KB
  Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
54568. Строение вещества. Молекулы 45.5 KB
  Задачи урока: дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества; выделить значение средств экспериментального исследования в процессе познания; подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира; продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений; формировать убеждения учащихся в познаваемости явлений природы. Еще две с половиной тысячи лет назад обдумывая вопрос о строении вещества греческий философ Демокрит выдвинул гипотезугипотезой называют любое...
54569. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 52.5 KB
  Песня танец Если нравится тебе разучивание. И разучим новую песню Если б не было школ разучивается песня Ну а теперь поехали дальше. Познакомились с народной песней игрой Бояре 4 УРОК ЛОТО КОНЦЕРТ В 1 КЛАССЕ ТЕМА УРОКА ПЕСНЯ ЗАДАЧИ УРОКА ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ВОКАЛЬНОГО ЖАНРА. Что такое песня Из самого слова видно Песня то что поют.
54570. Нетрадиционные уроки 70 KB
  Как правило у школьников во время такого урока возникает игровое состояние специфическое эмоциональное отношение к действительности. А знания полученные на уроке становятся для них личностно-значимыми эмоционально-окрашенными что помогает более лучше узнать прочувствовать изучаемую тему. Урок-викторина он повышает познавательный интерес творческую и мыслительную деятельность учащихся стимулирует мотивацию.
54571. Нетрадиційні уроки, як особливої форми організації навчально-пізнавальної діяльності 619 KB
  Розглянути можливості нетрадиційних уроків у початковій школі в реалізації цілей навчання. Вказати деякі методичні аспекти їх проведення. З’ясувати актуальність проведення нетрадиційних уроків в початковій школі.