82863

Урок-путешествие. Дорогою добра

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формировать представление о добре о доброте о способах их проявления; развивать умение анализировать сравнивать делать выводы; воспитывать стремление совершать добрые поступки. Оборудование: проектор компьютер слайд-презентация звукозапись песни раздаточный материал выставка книг.

Русский

2015-03-03

49.5 KB

1 чел.

               Разработка урока внеклассного чтения    ( 2 класс )

                                                                                              Улитко Татьяна Николаевна

      старший учитель

Светлодарская ОШ№11

Донецкая область

Тема.     Урок-путешествие. Дорогою добра      (со слайдопрезентацией)

Цель:    формировать представление о добре, о доброте, о способах их проявления; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать стремление совершать добрые поступки.

Оборудование: проектор, компьютер, слайдопрезентация, звукозапись песни, раздаточный материал, выставка книг.

                                           Ход урока

І. Сообщение темы. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжим искать ответ на вопрос «Трудно ли быть человеком?»

Человеку присущи разные человеческие качества. А вот какое качество станет  ключевым сегодня на уроке, мы узнаем, когда его расшифруем. (Дети на карточке вычёркивают незнакомые буквы, а из оставшихся составляют слово «доброта»).

          WДSGОVБZРJNОWТUА

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Это твоя…   ДОБРОТА.

ІІ. Работа над темой урока.

1. Слушание песни «Дорогою добра» (1 куплет)

2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы совершим путешествие «дорогою добра» (слайд 2). Давайте представим себе, что мы вышли со школы на тропинку, она взяла нас за руку и повела за собой. А вот куда же?..  мы сейчас и узнаем…

3. «Путешествие» по слайдам:

  - И повела она нас в поле ( слайд 3), мы здесь останавливаться не будем, мы в поле недавно были, а отправимся прямо к реке (слайд 4), где веет летней прохладой, чистая вода (слайд 5), можно искупаться или хотя бы помочить ноги. Долго здесь задерживать не будем, продолжаем путешествие - и у нас на пути показался колодец (слайд 6), можете попить холодной водички, а вот и скамеечка (слайд 7), давайте посидим и книжку почитаем.

 4. Чтение рассказа В.Сухомлинского «Капля воды»

                        Капля воды

Был жаркий июльский день. К колодцу, который нахо-

дился под высоким дубом, приближалась группа школь-

ников. Они возвращались с туристического похода. Им

очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем

сильнее они ускоряли шаг.

А с другой стороны к колодцу приближалась старень-

кая бабушка. Она шла издалека и очень устала. И ба-

бушка,и туристы подошли к колодцу одновременно.

На  колодце уже стояло ведро с холодной водой.

Дети сразу окружили ведро и один за другим пили воду.

А бабушку постепенно оттеснили в сторону. Она поти-

хоньку отошла к дубу, облокотилась на дерево и грустно

смотрела на детей, которые выдёргивали ведро друг у

друга.

Когда ребята напились воды и пошли себе дальше, ба-

бушка посмотрела им в след и задумчиво покачала голо-

вой.

Ведь она знала, что тот, кто поспешит выпить хоть ка-

пельку воды прежде, чем напьются старше него люди,

вырастет нехорошим человеком.

                                                             В.Сухомлинский.

 а) Беседа по тексту

 -  Почему бабушка так сказала?

 - Как нужно было ребятам поступить в этой ситуации?

 - Как они могут исправить свою ошибку?

 - Как бы ты поступил в данном случае?

  б) Вывод (слайд 8). Чтение стихотворения.

         И народы будут жить дружней,

          Если будем мы с тобой добрей,

          Доброта приносит людям радость

          И взамен не требует награды.

          Доброта с годами не стареет.

          Доброта от холода согреет.

          Если доброта как солнце светит,

           Радуются взрослые и дети

5. Физкультминутка под песню «Дорогою добра» (2 куплет).

6. Продолжение «путешествия»

- Дорожка нас ведет в лес (слайд 9). Здесь можно послушать пение птиц, подышать свежим воздухом, поиграть на вот этой полянке в игры (слайд 10). Но посмотрите: что это? Кто-то разорвал какой-то рассказ… (слайд 11). Давайте попробуем собрать части в нужном порядке и прочитаем его.

7 Работа над рассказом В.Сухомлинского «Один глоток – самому слабому» по методу «нарушенная последовательность» (дети получают рассказ в пяти частях)

               Один глоток – самому слабому

                             

  Однажды летом дети с учительницей пошли в лес.

И получилось так, что только Миша взял с собой бутылку

воды, и больше никто.

Но учительница сказала:

- Воды у нас очень мало и её надо беречь, ведь рядом

нет ни криницы, ни родника. Поэтому пить будут самые

слабые по одному глоточку, а сильные и выдержанные

пусть потерпят.

  Поставили они бутылку с водой в траву под деревом.

Долго дети ходили по лесу, искали цветок, о котором

рассказывала учительница. У этого цветочка были голубые

лепесточки, как весеннее небо, а в серединке – золотая

капелька, будто росинка на солнышке сверкала. Нашли-то

ребята всего лишь один такой цветочек. Срывать не стали,

жалко было….

  Потом слушали сказку учительницы, свои сказки расска-

зывали. Весело играли в игры на лесной полянке. А пить

хотелось всё сильнее и сильнее. Но никто не решался

подойти к бутылке с водой и попить. Ведь каждый думал:

а вдруг ребята подумают, что я самый слабый! Все держа-

лись, терпели и о воде старались не думать…

  Солнце катилось к закату. По лесу повеяло прохладой.

Уже и домой пора. Дети пошли домой.  Миша нёс назад

бутылку с водой. Он не раз спрашивал у ребят:

- Кто хочет пить?

   Но ребята почему-то молчали.

                                                                В. Сухомлинский

а) чтение частей учащимися вслух;

б) работа в паре: составление рассказа;

в) чтение восстановленного текста вслух;

г) беседа

- Почему дети решили пить воду по одному глотку?

- Почему ребята не пили воду из бутылки даже тогда, когда очень хотелось пить?

- Смог ли бы ты так поступить ради других людей?

д) сравнение рассказов, обобщение.

8. Слушание стихотворения

            Добрым быть совсем не просто.                                       

            Не зависит доброта от роста,

            Не зависит доброта от цвета,

            Доброта не пряник, не конфета.

            Только надо очень добрым быть,

            Чтоб в беде друг друга не забыть

9. Творческая робота над составлением продолжения рассказа В. Сухомлинского

- Итак, бутылка с водой осталась полной…(слайд 12) Давайте составим продолжение рассказа по рисункам и расскажем – кто же оказался слабее и кому ребята дали попить водички…

а) полили цветочек (слайд 13);

б) напоили птичку (слайд 14);

в) напоили собачку (слайд 15).

10. Беседа.

- С каким настроением ребята вернулись домой?

- У них было хорошее настроение потому, что они хорошо провели время в лесу?

ІІІ. Итог урока.

1. Слушание стихотворения «Закон доброты»

Закон доброты

Подумайте сами, ребята,                                                      

случается так почему –

котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,

другой, чтобы выходить пташку,

с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

                           Е. Андреева

2.Обобщение.

- Как вы считаете: трудно ли быть человеком?

- Что для этого нужно делать?

- А с кого начинается доброта? (слайд 16)

- Сегодня на уроке я пыталась посеять в ваших душах семена доброты, используя рассказы В.Сухомлинского и подготовленные вами стихотворения. Надеюсь, что скоро эти семена прорастут добрыми делами.

IV. Домашнее задание (по карточке): собрать пословицы, приготовить объяснение их содержания.

(Проверка по слайду 17)

                             Пословицы

 

Доброе дело ,                                    а его добрые дела .

Не одежда красит                             и в воде не тонет.

человека ,

Кто добро творит ,                           дороже богатства.

Добро не умрет ,                               в том и правды мало.

Доброе братство ,                             того Бог отблагодарит.

В ком добра нет,                               а худое само приспеет.

Торопись на доброе,                         а зло пропадет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27489. Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (органическая, гидравлическая теории) 37 KB
  Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства органическая гидравлическая теории. Оно появляется как полагал Блюнчи вместе с людьми и само подобно человеческому организму отдельные части которого соответствуют частям государства голова – правительство уши – министерство внутренних дел нос – министерство иностранных дел и т. Например Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. В его работе Восточный деспотизм возникновение...
27490. Общая характеристика многообразных подходов к изучению вопросов о происхождении права и государства (теологическая, договорная) 30.5 KB
  Это одна из самых древних теорий возникшая одновременно с первым государством и правом на основе религиозномистических представлений их божественного происхождения. Общий смысл теологических доктрин сводится к следующему: государство имеет божественное происхождение оно создано или непосредственно Богом или же людьми по велению Бога поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли. Представления о том что государство покоится на общественном договоре впервые встречается у...
27491. Общая характеристика Мусульманского права 31.5 KB
  Общая характеристика Мусульманского права Прежде всего следует обратить внимание на то обстоятельство что понятия €œмусульманское право€ и €œправо мусульманских стран€ образующих семью мусульманского права далеко не идентичны. В настоящее время семья мусульманского права включает национальные правовые системы светских государств мусульманского мира таких как Объединенные Арабские Эмираты Йемен Пакистан Алжир Саудовская Аравия Египет Турция и др. процесс €œврастания€ мусульманского права в правовые семьи и системы других стран...
27492. Общая характеристика основных правовых школ (психологическая, социологическая, историческая) 37.5 KB
  Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. Действительно общим у исторической школы права с естественноправовой теорией можно считать положение о том что право не создается законодателем не творится его произволом. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный спонтанный практически независимый от законодательной деятельности государства так же как формирование духа народа и его языка. При этом главным источником права считался обычай а законным то что ранее...
27493. Общая характеристика основных правовых школ (теологическая, естественно-правовая, реалистическая) 36 KB
  Основной смысл данной теории состоит в том чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской государством и доказать что нет государства и права вне Бога. Поэтому данная позиция сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к политической реальности нашего времени Естественноправовая теория Т. Согласно данной теории происхождение права связано с самой природой человека с его неотчуждаемыми правами и свободами. Гроций учил что законы...
27494. Общая характеристика Романо-германской правовой системы 26 KB
  Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права Закон нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное уголовное конституционное международное публичное.
27495. Общая характеристика судебной власти и в России 27 KB
  Общая характеристика судебной власти и в России В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх наряду с законодательной и исполнительной властью ветвей власти является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры тяжбы между конкретными лицами а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы законов Конституции подзаконных нормативных актов законам так называемый нормоконтроль в отдельных случаях дают толкование правовым нормам в основном...
27496. Общая характеристика типов (моделей) соотношения права и государства 31.5 KB
  Общая характеристика типов моделей соотношения права и государства. Проблема соотношения государства и права достаточно сложна. Согласно первой государство выше и важнее права оно творит право и использует его в качестве инструмента своей политики. Тоталитарная модель соотношения государства и права была широко распространена в советской научной и учебной литературе так как она уходит корнями в учение К.
27497. Общая характеристика феодального государства и права 30 KB
  Общая характеристика феодального государства и права. Типология государства – традиционно рассматривают как теория учение о типах государств когдалибо существовавших в истории человеческого общества или существующих в настоящее время. Типология государства – это процесс систематизации государств с учетом их сущностных свойств для повышения эффективности в теоретической и практической деятельности по изучению государства и правоприменения. Под типом государства понимаются взятые в единстве общие черты различных государств система их...