82876

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛОГИСТИКЕ

Курсовая

Логистика и транспорт

Цель данной работы: раскрыть сущность сбережений и инвестиций в рыночной экономике и на основании теоретических данных рассмотреть проблемы превращения сбережений в инвестиции в России. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать понятие виды и функции инвестиций...

Русский

2015-03-04

89.13 KB

16 чел.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ № 44

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛОГИСТИКЕ

Курсовая работа

                              Исполнитель:

Мусаева Айсель Самед кызы

Студентка 2 курса

21-Л-1 группы

очная форма обучения

специальность 080214

Операционная деятельность в логистике

Руководитель:

Ясонова Наталья Викторовна

содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ ВИДЫ.......5

1.1 Понятие инвестиций....................................................................................5

1.2 Участники инвестиционного процесса......................................................6                             1.3 Виды инвестиций и их классификация......................................................8

1.4 Функции инвестиций. Инвестиционный спрос........................................12 2         НЕОБХОДИМОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛОГИСТИКЕ..........................

3        ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ФИНАНСОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ В РФ...........................................................

3.1     Инвестиционный фонд Российской Федерации.......................................

3.2     Региональные фонды...................................................................................

3.3 Подготовительные мероприятия по инвестированию в инфраструктурные проекты...................................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................31

 

Введение

Богатство страны создается производительным трудом ее граждан. Секрет "экономического чуда" многих стран, добившихся благосостояния для своих народов, по сути, прост и вполне очевиден. Для всех этих стран характерны высокие и устойчивые в течение длительного периода темпы развития национальной экономики, что обеспечивало занятость трудоспособного населения, рост доходов и потребления каждого работающего. Одним из ключевых факторов экономического роста и повышения уровня жизни населения выступают доходы, которые, с одной стороны, формируют сберегательный потенциал, а с другой, определяют уровень потребления домашних хозяйств. Рыночные преобразования усиливают зависимость экономической системы от материального благополучия населения, так как требуют более широкого использования доходов населения в качестве реального инвестиционного ресурса и вовлечения их в организованную систему национальных сбережений.

Особенно важными в любых экономических условиях становятся оценка и анализ сберегательных ресурсов, поиск и научное обоснование способов трансформации доходов в инвестиционные ресурсы, изучение институциональных условий сберегательного процесса, тенденций развития инвестиционных инструментов, позволяющих повысить уровень реальных сберегаемых активов населения в долгосрочной перспективе, что влияет непосредственно на экономический потенциал государства в целом.

Цель данной работы: раскрыть сущность сбережений и инвестиций в рыночной экономике и на основании теоретических данных рассмотреть проблемы превращения сбережений в инвестиции в России.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать понятие, виды и функции инвестиций;

рассмотреть сбережения и модели макроэкономического равновесия;

проанализировать факторы, препятствующие превращению сбережений в инвестиции в России.

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ ВИДЫ

1.1 Понятие инвестиций

Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.

Для того, чтобы разобраться в понятии "инвестиция" обратимся для начала к истории происхождения этого слова. Понятие инвестиция произошло от латинского investire - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Инвеститура давала возможность инвестору не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.

Термин "инвестиции" появился в отечественной экономике сравнительно недавно. Ранее использовалось понятие "валовые капитальные вложения", означающее единовременные совокупные затраты на воспроизводство основных фондов. Инвестиции - более широкое понятие, чем капитальные вложения. Сейчас это одна из наиболее часто используемых в экономической системе категорий как на макро-, так и на микро - уровне. Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории универсальное определение инвестиций до сих пор не выработано. Существует несколько определений инвестиции. Обратившись к словарям мы найдем следующие формулировки искомого понятия:

· Инвестиции - долгосрочные вложения капитала (внутри страны или за границей) в предприятия различных отраслей народного хозяйства.

· Инвестиции - долгосрочные вложения средств (денежных, материальных), интеллектуальных ценностей внутри страны или за границей в разные отрасли (предприятия, программы и т.п.), с целью развития производства, получения прибыли или других конечных результатов (например, природоохранные, социальные).

· Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Приведенные примеры понятия инвестиций показывают, насколько многоаспектной и сложной является эта экономическая категория. Если обобщить все вышесказанное можно сделать вывод, что под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на совершенствование производительных сил общества. Иными словами, инвестиции - это вложение капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции, ради получения прибыли.

1.2 Участники инвестиционного процесса

В инвестиционном процессе участвуют различные физические и юридические лица. Важное место в инвестиционной деятельности занимают инвесторы, лица, предоставляющие денежные и другие средства, - это физические и юридические лица, принимающие решение и осуществляющие вложение собственных денежных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, то есть выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. Во всех этих ролях у инвесторов свои интересы.

Чтобы заинтересовать инвестора, необходимо знать его интересы, для чего разрабатывается подробный бизнес-план. Он должен дать ответы интересам инвестора.

Вторым участником инвестиционного процесса является заказчик (инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные одним или несколькими инвесторами). Он осуществляет реализацию инвестиционного проекта.

Третий участник - пользователь объектов инвестиционной деятельности (инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности).

Важным участником инвестиционного процесса являются предприниматели, обеспечивающие создание конечного продукта для реализации путем использования предоставленных средств.

Участниками инвестиционного процесса являются инвестиционные посредники - институты инвестиционной инфраструктуры, выполняющие функции по взаимосвязи между инвесторами и предпринимателями. К ним относятся: инвестиционные банки, финансовые брокеры, инвестиционные фонды, страховые фонды, финансовые компании и др.

Всех вышеперечисленных участников инвестиционного процесса относят к субъектам инвестиционной деятельности. Объектами инвестиционной деятельности выступают реальные (физические) активы (здания, сооружения, оборудование), финансовые (денежные) и нематериальные активы. Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь созданные и модернизированные основные средства, целевые денежные вклады, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные права, а также права на интеллектуальную собственность, другие объекты собственности.

1.3 Виды инвестиций и их классификация

Инвестиции осуществляются в различных формах. С целью систематизации анализа и планирования инвестиций они могут быть сгруппированы по определенным классификационным признакам. Классификация инвестиций определяется, выбором критерия, положенного в ее основу. Базисным типологическим признаком при классификации инвестиций выступает объект вложения средств.

По объектам вложения средств выделяют реальные и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции выступают как совокупность вложений в реальные экономические активы: материальные ресурсы (элементы физического капитала, прочие материальные активы) и нематериальные активы (научно-техническая, интеллектуальная продукция и т.д.). Важнейшей составляющей реальных инвестиций являются инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, которые в экономической литературе называют также реальными инвестициями в узком смысле слова, или капиталообразующими инвестициями. капиталы предприятий (фирм, компаний) с целью установления непосредственного контроля и управления объектом инвестирования. Они направлены на расширение сферы влияния, обеспечение будущих финансовых интересов, а не только на получение дохода.

Портфельные инвестиции представляют собой средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков. Как правило, портфельные инвестиции являются вложениями в приобретение принадлежащих различным эмитентам ценных бумаг, других активов.

Формы инвестиционной деятельности могут быть также классифицированы по срокам, формам собственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другим признакам.

По срокам вложений выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции.

Под краткосрочными инвестициями понимаются обычно вложения средств на период до одного года. Данные инвестиции носят, как правило, спекулятивный характер. Среднесрочные инвестиции представляют собой вложения средств на срок от одного года до трех лет, долгосрочные инвестиции - на срок свыше трех лет.

По формам собственности на инвестиционные ресурсы выделяют частные, государственные, иностранные и совместные (смешанные) инвестиции.

Под частными (негосударственными) инвестициями понимают вложения средств частных инвесторов: граждан и предприятий негосударственной формы собственности.

Государственные инвестиции - это вложения, осуществляемые государственными органами власти и управления, а также предприятиями государственной формы собственности.

К иностранным инвестициям относят вложения средств иностранных граждан, фирм, организаций, государств.

Под совместными (смешанными) инвестициями понимают вложения, осуществляемые отечественными и зарубежными экономическими субъектами.

По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом.

Внутренние (национальные) инвестиции включают вложения средств в объекты инвестирования внутри данной страны.

инвестиция макроэкономический

Инвестиции за рубежом (зарубежные инвестиции) понимаются как вложения средств в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

По отраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, нефтехимическая, пищевая, легкая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка и др.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание и пр.

По рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции. Данная классификация тесно связана с выделением соответствующих типов инвесторов.

Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. Они характеризуются высокой прибыльностью и низкой ликвидностью.

Умеренные инвестиции отличаются средней (умеренной) степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений.

Консервативные инвестиции представляют собой вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью.

Важность задач выяснения роли инвестиций в воспроизводственном процессе обусловливает необходимость введения такого классификационного критерия, как сфера вложений, в соответствии с которым можно выделить производственные и непроизводственные инвестиции.

Определяющее значение для экономической системы имеют производственные инвестиции, обеспечивающие воспроизводство и прирост индивидуального и общественного капитала.

В экономической литературе имеются и другие классификации инвестиций, отражающие, как правило, детализацию их основных форм. В частности, инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, подразделяют на следующие виды:

оборонительные инвестиции, направленные на снижение риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, на удержание уровня цен, на защиту от конкурентов и т.д.;

наступательные инвестиции, обусловленные поиском новых технологий и разработок, с целью поддержания высокого научно-технического уровня производимой продукции;

социальные инвестиции, целью которых является улучшение условий труда персонала;

обязательные инвестиции, необходимость в которых связана с удовлетворением государственных требований в части экологических стандартов, безопасности продукции, иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента;

представительские инвестиции, направленные на поддержание престижа предприятия.

В зависимости от направленности действий выделяют:

начальные инвестиции (нетто-инвестиции), осуществляемые при приобретении или основании предприятия;

экстенсивные инвестиции, направленные на расширение производственного потенциала;

реинвестиции, под которыми понимают вложение высвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства;

брутто-инвестиции, включающие нетто-инвестиции и реинвестиции.

В экономическом анализе применяется и иная группировка инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений:

инвестиции, направляемые на замену оборудования, изношенного физически и/или морально;

инвестиции на модернизацию оборудования. Их целью является прежде всего сокращение издержек производства или улучшение качества выпускаемой продукции;

инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является увеличение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств при расширении спроса на продукцию или переход на выпуск новых видов продукции;

инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, производством новых видов продукции, организацией новых рынков сбыта;

стратегические инвестиции, направленные на внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение степени конкурентоспособности продукции, снижение хозяйственных рисков. Посредством стратегических инвестиций реализуются структурные изменения в экономике, развиваются ключевые импортозамещающие производства или конкурентоспособные экспортно-ориентированные отрасли.

Наименее рисковыми из этих видов инвестиций считаются инвестиции в замену и модернизацию оборудования. Повышенной степенью риска характеризуются инвестиции в расширение производства и стратегические инвестиции.

Зависимость между видами инвестиций и уровнем риска обусловлена опасностью изменения реакции рынка на результаты деятельности фирмы после осуществления того или иного вида инвестиций. Очевидно, что риск негативных последствий инвестирования будет ниже при продолжении выпуска уже апробированных рынком товаров и выше при организации нового производства.

1.4 Функции инвестиций. Инвестиционный спрос

На общегосударственном уровне функции инвестиций заключаются в обеспечении соответствующих условий для расширенного воспроизводства товаров и услуг; кроме того, инвестиции создают благоприятные возможности для развития различных отраслей народного хозяйства и промышленности. Как следствие, снижается уровень безработицы среди населения. Еще одна из функций инвестиций заключается в финансировании различных бесприбыльных (однако социально значимых) сфер, таких как образование, здравоохранение и другие виды социальных программ, направленных на улучшение уровня жизни населения. Развивается научно-технический потенциал общества (если речь идет об инвестировании средств в развитие наукоемких технологий, в различные научные исследования, результаты которых будут впоследствии воплощены в материальные товары и проданы на рынке. В этом случае мы можем сказать, что функции инвестиции, в некотором смысле, обеспечивают научно-технический прогресс общества. Кроме того, инвестиции исполняют интегративную функцию, заключающуюся в размытии границ между различными государствами, народами, культурами (в случае, если речь идет о международных инвестициях). На экономическом уровне (т.е. если речь идет о финансировании отдельных проектов, предприятий) функции инвестиций заключаются в обеспечении возможностей эффективного расширения и развития производства; в обеспечении возможности исследования и внедрения новых технологий производства товаров, которые делают их более конкурентоспособными и более востребованными на рынке. Соответственно, результат заключается в более качественном удовлетворении потребностей населения в тех или иных товарах и услугах. Одной из функций инвестиций такого уровня является снижение риска, связанного с банкротством предприятия (имеется в виду, что для снижения риска часть средств направляется на расширение сферы деятельности предприятия, на изучение новых ниш, которые косвенным образом связаны с основным видом деятельности).

На частном уровне основная функция инвестиций заключается в личностном обогащении человека. Деньги вкладываются в различные проекты для того, чтобы впоследствии получать от них прибыль. Если говорить более подробно, то можно выделить две функции инвестиций на частном уровне: это, во-первых функция защиты средств от инфляции; и во-вторых, функция приумножения сбережений. Однако обе эти функции сильно взаимосвязаны между собою и сводятся к личностному обогащению человека.

Инвестиционный спрос со стороны предприятий (фирм) является не единственным, но основным фактором конечного спроса на заемные средства. Чем определяется инвестиционный спрос? Любая фирма, создавая или обновляя капитал, делает это с целью получения определенных выгод. Одним из основных предположений экономической теории является то, что основной целью фирмы является максимизация прибыли. Для достижения этой цели фирма стремится использовать оптимальное сочетание различных факторов производства - в том числе и капитала. Стремление осуществлять инвестиции, то есть создавать новый капитал, возникает, когда вложенные средства позволяют компенсировать первоначальные затраты и получить дополнительную прибыль. Можно сказать и по-другому - побудительным мотивом к инвестированию является неоптимальное соотношение факторов производства, и возможность получения дополнительной прибыли при увеличении объема (или повышения качества) используемого капитала. Размер этой прибыли можно выразить в виде процента от инвестиционных затрат, которая называется доходностью инвестиций:

Доходность инвестиций может быть различной в зависимости от вида деятельности, размера фирмы или других факторов. Но существует общая закономерность - с увеличением объема инвестиций доходность снижается. На рисунке 1 представлена типичная кривая зависимости доходности инвестиций отдельной фирмы от их объема, - кривая предельной эффективности инвестиций.

Кривая предельной эффективности инвестиций отдельной фирмы представляет собой зависимость доходности инвестиций от объема. Доходность инвестиций снижается с увеличением объема вследствие действия закона убывающей предельной производительности факторов производства.

Рис.1. Кривая предельной эффективности инвестиций.

Эта кривая, характеризующая возможности фирмы по получению выгод от инвестиционной деятельности, и определяет ее инвестиционный спрос.

Независимо от того, какие средства - собственные или заемные, - использует фирма, издержками здесь является цена, которую необходимо заплатить на рынке за использование заемных средств - рыночная процентная ставка. Если предприятие использует привлеченные средства - процент принимает форму прямых издержек - платы за использование средств. Если задействуются собственные средства - процентная ставка является альтернативными издержками - упущенной выгодой от того, что инвестиционные ресурсы не предоставлены для использования другими участниками рынка.

Решение фирмы об объеме инвестиций определяется, таким образом, с одной стороны - доходностью собственных инвестиционных программ, с другой - рыночной ставкой процента, то есть ценой за использование заемных средств. Это иллюстрирует рисунок 2: фирма будет увеличивать объем инвестиций до тех пор, пока их доходность не сравняется с рыночной ставкой процента. Оптимальный объем инвестиций I* определяется равенством доходности инвестиций r и рыночной процентной ставки i. Тем

самым кривая предельной эффективности инвестиций представляет собой кривую инвестиционного спроса фирмы.

Рис.2. Кривая инвестиционного спроса фирмы.

 

2 НЕОБХОДИМОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛОГИСТИКЕ

Одним из ключевых факторов экономического и инновационного развития является высокая инвестиционная активность, способствующая обеспечению экономического. Она находит свое выражение в инвестиционной деятельности логистических систем. Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью в логистических системах, является одним из основополагающих условий сокращения длительности производственно-сбытового цикла, создающим предпосылки для экономического роста путем ускорения оборачиваемости средств. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макрологистическом уровне во многом зависят производственный потенциал хозяйствующих субъектов, их эффективность, а значит отраслевая и воспроизводственная структура всего производства.

Инвестиционная деятельность логистических систем в России осуществляется в условиях тех тенденций и противоречий, которые присущи отечественному рынку логистики на современном этапе. Во-первых, насыщение российского рынка логистических услуг привело к сокращению глубины добавленной стоимости в этой сфере деятельности. Если на рубеже ХХI века доля добавленной стоимости логистических компаний в цене товара в России уверенно превышала 15%, то в настоящее время эта доля для логистических компаний приближается к европейскому стандарту 3-5% и составляет 5-7%. Во-вторых, если на начальном этапе развития логистические компании в России сосредотачивались в основном на транспортно-складских операциях, то на сегодня спектр логистических услуг существенно расширился и включает дополнительно не только сопровождение грузов, но и маркетинг, консалтинговую деятельность, вплоть до аутсорсинга определенного комплекса работ. В-третьих, сложность ситуации заключается в том, что увеличение объема предлагаемых логистических услуг в рамках одного производственного цикла приводит к относительному удорожанию этих услуг для организации их предоставляющих. Иными словами если изначально предлагаемые логистическими компаниями операции по транспортировке и складированию отличались большой рентабельностью, то добавляемые услуги по сопровождению, консалтингу и т.д. характеризовались меньшей рентабельностью, снижая среднюю удельную рентабельность комплекса предоставляемых логистических операций. Таким образом, усложнение логистических процессов, в том числе путем наращивания логистических операций, приводит к необходимости развития методологии анализа и моделирования инвестиционной деятельности в логистических системах для принятия научно обоснованных управленческих решений.

Исследования теоретико-методологические основы анализа, оценки, моделирования и прогнозирования инвестиционной деятельности в экономических системах в целом как более широкого класса систем, в которые входят и логистические системы показали, что инвестиционный анализ как инструмент для оценки эффективности инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов чаще всего призван определить эффект от: - введения в действие нового производства; - обновления основных фондов с целью увеличения объема продаж и качества выпускаемой продукции; - увеличения объема выпуска продукции и (или) расширения рынка предлагаемых услуг; - любого другого вложения денежных средств. Таким образом, следует отметить, что инвестиции в логистические операции, в первую очередь рассматриваются с позиций поддержания требуемого уровня запасов материальных ресурсов при одновременной минимизации затрат на их доставку и хранение. Однако необходимо рассматривать логистические операции в общем случае не только в основном с позиций минимизации затрат на их осуществление, но и как источник доходов за счет совершенствования услуг путем наращивания числа и качества предлагаемых логистических операций, их комбинирования и комплексирования. Инвестиционная деятельность в логистических системах реализуется определенной системой производственных, функциональных, организационных и институциональных структур, образующих сектор логистических услуг в национальной экономике.

\3 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ФИНАНСОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ В РФ

3.1 Инвестиционный фонд Российской Федерации

Инвестиционный фонд Российской Федерации – это государственный финансовый фонд, направленный на софинансирование инвестиционных проектов. Он был создан в ноябре 2005 г. как инструмент государственной инвестиционной политики для активизации структурных преобразований в экономике России. Министерство регионального развития России ответственно за управление этим фондом с 2007 г. (до этого времени фонд был в ведении Министерства экономического развития и торговли).

Экспертиза проектов состоит из трех основных этапов: рассмотрение инвестиционным комитетом, правительственным комитетом и утверждение на заседании правительства. Для получения средств из Инвестиционного фонда РФ предусмотрены следующие базовые ограничения: правительство, как предполагается, финансирует бизнес-проекты с бюджетом, превышающим 5 млрд руб., на период до пяти лет; частный инвестор должен финансировать не менее чем 25% от стоимости проекта, рентабельность проела должна быть в пределах 4-11%. Не менее чем 45% ресурсов Инвестиционного фонда направляется на финансирование проектов, связанных с развитием логистической инфраструктуры. Государственная поддержка инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда может выряжаться в следующих основных формах:

  1.  прямое финансирование проектов;
  2.  участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;
  3.  система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий, обеспечиваемых Министерством финансов РФ;
  4.  субсидии государственной компании «Автодор» (проектирование автомобильных дорог, строительство, техническое обслуживание и модернизация);
  5.  субсидии на капитальное строительство объектов региональной и муниципальной собственности (строительство и реконструкция).

Пример прямого софинансирования – проект многофункционального грузового морского комплекса «Бронка». Ожидаемое финансирование проекта из Инвестиционного фонда РФ составит 15,2-1 5,9 млрд руб. (общая стоимость проекта – 58,9-59,6 млрд руб.). Средства Инвестиционного фонда будут использованы для финансирования строительства канала к порту Бронка, подготовки шунтирования акватории и создания навигационного оборудования. Без поддержки Инвестиционного фонда проект был бы непривлекательным для потенциальных инвесторов в связи с отрицательной чистой приведенной стоимостью (NPV= -3500000000 руб.) и очень большим сроком окупаемости – более 30 лет.

Также в качестве примера можно рассмотреть проект речного порта Дмитров – 4,95 млрд руб. из Инвестиционного фонда РФ (45% от общего бюджета проекта). Средства используются для финансирования строительства грузового причала, укреплений, портовых зон, создания линий связи, строительства дорог, а также железнодорожной ветки. Ожидаемый срок окупаемости – около 10 лет.

Средства Инвестиционного фонда РФзадей-ствовались и в проекте «Усть-Луга» (строительство универсального морского торгового порта Усть-Луга). Общий объем финансирования из Инвестиционного фонда и федерального бюджета составил около 27,4 млрд руб. Эти ресурсы были использованы для строительства каналов доступа, подготовки маневровой акватории, создания морских систем безопасности и пр.

3.2 Региональные фонды

  1.  Региональные инвестиционные фонды. Их средства предназначены для финансирования региональных инициатив, касающихся объектов логистической инфраструктуры, с помощью средств федерального бюджета. Этот инструмент государственной поддержки был разработан Министерством регионального развития России со ссылкой на инструкцию, предусмотренную Постановлением Правительства №1189 от 31 декабря 2009 г. [7], и направлен на повышение использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) на региональном уровне. 30 октября 2010 г. Правительство утвердило «Правила распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» (Постановление Правительства РФ №880) [6]. Правила вступили в силу с 1 января 2013 г. Порядок создания региональных инвестиционных фондов определяется региональным законодательством.

Субсидии из Инвестиционного фонда России региональным инвестиционным фондам представляются:

  1.  для реализации проектов в соответствии с концессионными соглашениями;
  2.  в случае если хотя бы один инвестиционный проект (ГЧП) был профинансирован из регионального инвестиционного фонда без получения субсидий из Федерального инвестиционного фонда;
  3.  при софинансировании проектов, финансируемых региональным инвестиционным фондом и/или местным бюджетом, а также частными инвесторами.
  4.  Региональные дорожные фонды. Данные фонды начали работу с 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом №68-ФЗ от 6 апреля 2011 г. [11] Основной целью их создания является предоставление финансирования для проектирования дорог, их строительства, модернизации, обслуживания, эксплуатации. Общий объем средств, запланированных на эти цели в 2012 г., составил 388,2 млрд руб. (без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу).

Основные источники формирования и пополнения региональных дорожных фондов следующие:

  1.  поступающие в региональные бюджеты акцизы на моторные масла, которые производятся на территории России (77% от общего объема фондов в 2012 г., 72% – в 2013 г.);
  2.  транспортный налог;
  3.  иные поступления, которые определяются бюджетным законодательством РФ.
  4.  Фонды Европейского союза и международных финансовых институтов. Эти источники недостаточно широко используются в России. Некоторые крупномасштабные проекты развития логистической инфраструктуры, как ожидается, будут частично финансироваться за счет кредитов, предоставленных ЕБРР.
  5.  Частные инвестиции. Основными источниками частных инвестиций для проектов, направленных на развитие логистической инфраструктуры, являются национальные коммерческие банки, такие как Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Проминвестбанк и т.д.

Некоторые проекты инициируются и финансируются профессиональными разработчиками и девелоперами. В области развития складских помещений это такие компании, как «Raven Россия», «Евразия Логистик», «Международное логистическое партнерство», PNK Group, «Эспро Девелопмент», «Евросиб» и т.д. Сравнительно небольшие объемы финансирования приходятся на иностранных частных инвесторов. Например, компания Gulftainer Global Logistics из ОАЭ участвовала в покупке доли некоторых портовых мощностей в Усть-Луге и инвестировала приблизительно €192 млн в их развитие.

Значительный объем инвестиций в логистическую инфраструктуру идет от естественных монополий, таких как Газпром и Роснефть, или крупных корпораций, таких как НЛМК или Новатэк — крупнейший в России независимый производитель природного газа. Минерально-химическая компания «ЕвроХим» инвестировала значительные средства в инфраструктуру порта Усть-Луга, а именно в создание терминала минеральных удобрений. Строительство угольного терминала в порту Усть-Луга было профинансировано ОАО «Кузбассразрезуголь» – одним из крупнейших угледобывающих предприятий в России.

Металлургическая группа «НЛМК» является основным инвестором в такие транспортно-логисти-ческие объекты, как «Морской порт Санкт-Петербург», многопрофильный перегрузочный комплекс «Усть-Луга», морские порты Туапсе и Таганрога; кроме того, группа вкладывала средства в приволжские, северо-западные и западные судоходные компании, а также в ряд судостроительных и логистических предприятий. Логистическая инфраструктура на севере России активно развивается за счет инвестиций горно-металлургического холдинга «Норильский никель». Предприятие, в частности, инвестирует в развитие перегрузочного терминала в порту Мурманска (общий объем финансирования составляет около 996 млн руб.), а также в строительство терминала для хранения топлива в Архангельске (объемы хранения – до 50 тыс. м3 нефтепродуктов). Стоимость инвестиционного проекта составила 790 млн руб.

  1.  Прочие фонды. Существует несколько государственно-частных фондов прямых инвестиций, которые могут быть задействованы в целях финансирования проектов логистической инфраструктуры.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан Правительством России в июне 2011 г. для инвестирования в деятельность ведущих компаний из самых быстрорастущих и наиболее перспективных отраслей экономики. Среди этих секторов базовые отрасли модернизации, втом числе транспорт и логистика. Управляющая компания фонда является на 100% дочерней компанией Внешэкономбанка. Фонд оборотных средств, гарантированных Правительством России, составляет $10 млрд. РФПИ планирует привлечь институциональных инвесторов со всего мира (фондов прямых инвестиций, суверенных фондов) на условиях совместного финансирования национальной экономики. Для того чтобы стать партнером РФПИ, компания должна иметь рыночную стоимость или годовой доход более $1 млрд. РФПИ может инвестировать $50-500 в акционерный капитал выбранной компании, но его доля не должна превышать 50% от общего бюджета проекта. Ожидаемый период инвестирования РФПИ составляет пять-семь лет. По истечении данного срока фонд выйдет из проекта путем организации первичного размещения акций или продажи своих акций стратегическому инвестору.

Другой государственно-частный фонд прямых инвестиций в инфраструктурные проекты находится в ведении управляющей компании, которая была основана инвестиционным подразделением государственной корпорации «Ростехнологии», «ПромИнвест» и Gulftainer Global Logistics. Фонд ориентирован на инвестиции в объекты портовых и логистических центров, объем оборотных средств равен 500 млн руб.

3.3 Подготовительные мероприятия по инвестированию в инфраструктурные проекты

Подготовительные работы для проведения проектов, касающихся развития транспортной и логистической инфраструктуры, как правило, финансируются из источников, предусмотренных соответствующими министерствами и ведомствами государственных унитарных предприятий или филиалов (ведомственных) учреждений на федеральном, региональном или местном уровне. Например, государственная корпорация «Росмодернизация» совместно с Центральным научно-исследовательским институтом комплексных транспортных проблем отвечают за выделение средств для подготовительных работ на объектах, включенных в федеральную целевую программу Министерства транспорта РФ.

Существует также специальный фонд, созданный Внешэкономбанком, который направлен на финансирование проектов, инициированных региональными или муниципальными властями. Договорно-правовой базой этого фонда является «Программа по финансированию содействия проектам регионального и городского развития». Фондом с объемом средств 10,9 млрд руб. управляет ОАО «Федеральный центр финансирования проектов» (ФЦФП) – дочерняя компания Внешэкономбанка. Основной целью программы является оказание финансовой, консультационной и технической помощи государственным и муниципальным органам власти в области финансирования инвестиционных проектов. Реализация этих проектов должна помочь решить проблемы регионального и муниципального развития на основе ГЧП. Среди приоритетных направлений программы строительство объектов транспортно-логистической инфраструктуры и развитие региональной и муниципальной систем общественного транспорта (модернизация и строительство дорог, мостов, муниципальный транспорт, скоростные трамваи и аэропорты). Период поддержки программ составляет пять лет (2011 -2015 гг.).

Условия финансирования проектов следующие:

  1.  проект должен быть основан на соответствующем правовом акте инициатора проекта;
  2.  программа финансирования предусмотрена только для оплаты услуг компетентных подрядчиков, которые должны быть выбраны в соответствии с требованиями Внешэкономбанка и программы регулирования;
  3.  подготовка проекта не должна длиться более двух лет;
  4.  объем финансовых средств, предоставленных Внешэкономбанком, не должен выходить за пределы 20-200 млн руб.;
  5.  минимальная стоимость проекта должна составлять 2 млрд руб. и более;
  6.  инициатор проекта должен иметь гарантии или поддержку в виде активов.
  7.  Основные формы финансового участия ФЦФП в подготовке проектов:
  8.  финансирование оплаты услуг Внешэкономбанка в области инвестиционного консалтинга на основе государственного контракта между банком и субъектом РФ; контракт может предполагать авансовый платеж в период до двух лет; государственные контракты такого рода основаны на Распоряжении Правительства №1372-р от 17 августа 2010 г. [9];
  9.  предоставление кредитов для конкретного проекта компании либо субъектом РФ, либо муниципальным образованием;
  10.  финансирование услуг компетентных подрядчиков на основе государственного или муниципального контракта на условиях факторинга;
  11.  финансирование участия ФЦФП в уставном капитале конкретной компании проекта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень инвестиций оказывает существенное влияние на объем национального производства и темпы его роста. Строительство новых предприятий, возведение жилых домов, прокладка дорог, а следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или капиталообразования.

Рост инвестиций ведет к росту производства и национального дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а с ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключается в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций, то есть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращению занятости.

На макроуровне эффективность капитальных вложений определяется отношением прироста национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье населения.

Рыночная экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике это функция государства, при этом его вмешательство должно быть обсчитано как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то есть научно обоснованно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Журнал  "Логистика сегодня" №6,2014 г.
  2.  Инвестиции: учебное пособие,автор:Кузнецов Б.Т.,изд.:Юнити-Дана,2012 г.
  3.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49490. Расчет компаратора для однополярных напряжений с гистерезисной характеристикой 1.4 MB
  Сравниваемые напряжения подаются на оба входа одновременно. В исходном состоянии Uх = 0 поэтому состояние выхода схемы определяется Uоп , т.е. получаем высокий уровень в точке С и низкий уровень на выходе схемы. Потенциал точки В будет равен потенциалу верхней точки срабатывания (считая, что операционный усилитель (ОУ) идеальный)
49491. Расчет компаратора для однополярных напряжений с гистерезисной характеристикой 89.5 KB
  Выбор и анализ схемы. Принцип работы схемы. Расчет схемы. Выбор и анализ схемы Выбор ОУ производился исходя из значений Tокр.
49492. Проект ОКС 7 на ГТС с УВС 1.27 MB
  Список всех возможных нормальных сигнальных маршрутов сети ОКС для каждой пары пунктов сигнализации ПСi ПСj формируется по следующим правилам: нормальный маршрут должен быть либо прямым без транзитов либо если прямых маршрутов нет проходить через минимальное число транзитных пунктов STP SP STP. телефонным Указатель выбранных нормальных маршрутов Исх i Вхд j...
49493. Vетоды проектирования линейной части цифровой волоконно-оптической системы передачи данных 1.3 MB
  Разработана линейная часть волоконнооптической системы передачи данных со следующими параметрами: а число каналов 4320 288 из них не заняты; б рабочая длины волны 1310 мкм; в протяженностью трассы 612 км; г метод прокладки: подвес вдоль ж д; д минимальный энергетический запас 4 дБ; е компенсация дисперсии на трассе не требуется; ж оптическое волокно марки OFS llWve; з марка кабеля ОФС ДТ 865 8; и семь регенерационных пунктов; к избыточностью системы 67; л стоимостью каналокилометра: ; м коэффициентом готовности 0. Так...
49495. Определение в планируемом периоде количества ТО и КР 287.5 KB
  Каждому типу машин присуще свое определенное распределение трудоемкости по видам работ. Удельный вес видов работ в общем, объеме трудоемкость остается без существенных изменений, несмотря на совершенствование технологии ремонта и снижение общих трудозатрат на ремонт машин данного типа.
49496. Разработка стенда для диагностирования системы охлаждения 1.15 MB
  Ремонтно-механические мастерские, как правило, работают в одну смену, и только при большой загрузке и в целях лучшего использования дорогостоящего оборудования механические отделения и некоторые другие участки иногда работают в две смены.
49497. Проект ОКС 7 на ГТС с УВС и УИС 717 KB
  ОКС7 предоставляет универсальную структуру для организации сигнализации сообщений сетевого взаимодействия и технического обслуживания телефонной сети. SS5 и более ранние версии использовали принцип сигнализации в линии где информация необходимая для соединения передавалась специальными тонами DTMF в телефонной линии известной как Bканал. Такой тип сигнализации создавал уязвимость в безопасности протокола поскольку злоумышленник мог эмулировать набор служебных...