82891

Техника управления затратами предприятия на производство продукции

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять пристальный интерес к управлению затратами искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга. Оптимизация процесса управления затратами позволяет предприятию снижать общий уровень затрат. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции в частности снижение себестоимости выпускаемой продукции поэтому организация и управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия. Практически на каждом...

Русский

2015-03-04

86.15 KB

4 чел.

 

Введение

С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.

Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять пристальный интерес к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга. Оптимизация процесса управления затратами позволяет предприятию снижать общий уровень затрат. Это дает компании дополнительные конкурентные преимущества.

Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности снижение себестоимости выпускаемой продукции, поэтому организация и управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия.

Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения уровня конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата.

В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит предприятию выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.

Эффективное управление затратами подразумевает:

  1.  управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия - от создания до утилизации;
  2.  органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;
  3.  умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;
  4.  организацию системы управления производством, ориентированной на постоянные контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;
  5.  сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учете;
  6.  вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат;
  7.  оперативность получения информации о затратах и ее анализа и др.
  8.  широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
  9.  повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

Цель работы - изучение техники управления затратами, которая предполагает выполнение следующих задач:

  1.  определить этапы разработки системы управления затратами;
  2.  изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
  3.  рассмотреть типичные ошибки в управлении затратами.

Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство продукции. Предметом исследования является процесс управления затратами.

Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературы.

1 Операционный рычаг

1.1 Особенности операционного рычага

Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях, и трансформируются в себестоимость продукции (работ, услуг).  Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях:

I Затраты определяются использованием ресурсов отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции.

II Объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат.      

III Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают для определенной функции (производства продукции, ее реализации) или производственного подразделения предприятия.

Предметом управления являются затраты предприятия во всем их многообразии.

Первой особенностью затрат как предмета управления выступает их динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении. Так, в рыночных условиях хозяйствования постоянно изменяются цены на приобретаемые сырье и материалы, комплектующие детали и изделия, тарифы на энергоносители и услуги (связь, транспорт и т.д.) Обновляется продукция, пересматриваются нормы расхода материальных и трудовых затрат, что отражается на себестоимости продукции и уровне затрат. Поэтому рассмотрение затрат в статике весьма условно и не отражает их уровня в реальной жизни.

Вторая особенность затрат как предмета управления заключается в их многообразии, требующем применения обширного спектра приемов и методов в управлении ими. Многообразие затрат обнаруживается при их классификации, которая позволяет, во-первых, выявить степень влияния отдельных затрат на экономические результаты деятельности предприятия, во-вторых, оценить возможность воздействия на уровень тех или иных видов затрат и, наконец, относить на изделие только те затраты, которые необходимы для его изготовления и реализации. Не менее важная и сложная задача — правильное отнесение затрат на производственные подразделения и отдельные виды деятельности предприятия. Третья особенность затрат состоит в трудности их измерения, учета и оценки. Абсолютно точных методов измерения и учета затрат нет. Четвертая особенность — это сложность и противоречивость влияния затрат на экономический результат. Например, повысить прибыль предприятия можно за счет снижения текущих затрат на производство, которое, однако, обеспечивается повышением капитальных затрат на НИОКР, технику и технологию. Высокая прибыль от производства продукции нередко значительно сокращается из-за высоких затрат на ее утилизацию и т.п. Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи: • выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности:

  1.  определение затрат по основным функциям управления;
  2.   расчет затрат по производственным подразделениям предприятия; исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг); подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений; выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;
  3.   поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия; выбор способов нормирования затрат;
  4.   выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.

1.2 Функции управления затратами

Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ. Выполнение функций управления в полном объеме по всем элементам составляет цикл воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления). Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.). Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии. Например, диспетчер влияет на координацию и регулирование производственного процесса, а следовательно, на производственные затраты; бухгалтер выполняет учет затрат и т.п. Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции (работ, услуг). Управление затратами не является самоцелью, но совершенно необходимо для достижения предприятием определенного экономического результата, повышения эффективности работы. Функции управления затратами первичны по отношению к производству, т.е. для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата сначала нужно произвести затраты. Поэтому цель управления затратами состоит в достижении намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом. Прогнозирование и планирование затрат подразделяют на перспективное (на стадии долгосрочного планирования) и текущее (на стадии краткосрочного планирования). 

Задачей долгосрочного планирования является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбыта, организации разработки и выпуска новой продукции (работ, услуг), увеличении мощности предприятия. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования и НИОКР, капитальные вложения. Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей предприятия. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инфляционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления предприятиями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочное планирование затрат, отражающее нужды ближайшего будущего, более точно, поскольку обосновывается годовыми, квартальными расчетами.

Организация — важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом на предприятии управляют затратами, т.е. кто это делает, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами. Определяются места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности за их соблюдение. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей руководителей и специалистов, участвующих в управлении затратами, которая должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия. Координация и регулирование затрат предполагают сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации. Если выясняется, что изменились условия выполнения плана, то затраты, запланированные на его реализацию, корректируются. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятию избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Активизация и стимулирование подразумевают изыскание таких способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Подобный образ действий может мотивироваться как материальными, так и моральными факторами. Нельзя стимулы к соблюдению и экономии затрат заменять наказанием за перерасход. В этом случае работники основные усилия будут прикладывать к тому, чтобы оспорить уровень планируемых затрат, завысить его. Тогда достижение основной цели предприятия - получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат - станет трудновыполнимой задачей.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации в целях принятия правильных хозяйственных решений. Например, при оценке стоимости материальных производственных запасов произведенные затраты устанавливают путем производственного учета, а информацию о фактических результатах деятельности предприятия и всех его расходах на производство поставляет бухгалтерский учет. Производственный учет входит в систему управленческого учета, позволяющего контролировать затраты и принимать решения об их целесообразности.

Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производстве, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат. Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь, сравнение запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля обусловливается корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или на уточнение планов, если эти последние не могут быть выполнены вследствие объективного изменения производственных условий.

Итак, управление затратами - это динамический процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

1.3 Принципы управления затратами

Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему:

  1.  системный подход к управлению затратами;
  2.  единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;
  3.  управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия — от создания до утилизации;
  4.  органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
  5.  недопущение излишних затрат;
  6.  широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
  7.  совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат;
  8.  повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

1.4. Классификация затрат

Все затраты предприятия могут быть классифицированы по следующим основаниям.

1) По экономическому содержанию: 

  1.  материальные затраты;
  2.  затраты на оплату труда;
  3.  отчисления на социальные нужды;
  4.  гамортизация основных фондов; д) прочие затраты.

2) По наиболее общей функции:

  1.  технологические - затраты, связанные с непосредственным воздействием на предметы труда;
  2.  расходы по обслуживанию - затраты, связанные с созданием условий для осуществления производственной и (или) непроизводственной деятельности. Затраты на отопление, горячее водоснабжение, транспортное обслуживание, затраты на ремонт оборудования и другие относятся к расходам по обслуживанию;
  3.  расходы по управлению - затраты, связанные с функционированием высшего управленческого персонала предприятия и (или) отдельных его подразделений. Все затраты заводоуправления, технического отдела, заработная плата руководителей и специалистов цеха - это примеры расходов по управлению.

3) По признаку связи с выпуском продукции.

  1.  производственные - затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). К работам и услугам производственного характера относятся: выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов, контроля за соблюдением установленных технологических процессов, ремонта основных производственных фондов и прочее. Транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов внутри предприятия (перемещение сырья, материалов, инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цехи (отделения) и доставка готовой продукции на склады хранения, до станции (порта, пристани) отправления также относятся к услугам производственного характера;
  2.  непроизводственные - затраты, связанные с непроизводственной деятельностью предприятия. К непроизводственным относятся, например, затраты жилищно-коммунального хозяйства, детского сада, затраты цехов и отделов предприятия по обслуживанию ЖКХ и т.д.

4) По характеру производственной деятельности:

  1.  основные - затраты основного производства, т.е. производства, продукция (работы, услуги) которого явились целью создания данного предприятия;
  2.  вспомогательные - затраты вспомогательных производств, т.е. производств, которые являются подсобными для основного производства или основной деятельности предприятия. Вспомогательные производства обеспечивают подачу всех видов энергии (электроэнергии, пара, газа, воздуха и др.), транспортное обслуживание, ремонт основных средств, лесозаготовки, лесопиление и т.д.

5) По степени включения в себестоимость продукции:

  1.  полностью включаемые в себестоимость - производственные затраты, на включение которых в себестоимость продукции (работ, услуг) не установлено каких-либо ограничений (например, на основную заработную плату производственных рабочих);
  2.  ограниченно включаемые в себестоимость - производственные затраты, включение которых в себестоимость продукции (работ, услуг) возможно в рамках установленных пределов, нормативов, процедур и т.п. (например, расходы на подготовку и переподготовку кадров включаются в себестоимость продукции, однако только в пределах 4 % от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции); не включенная в себестоимость продукции часть - это сверхнормативные расходы;
  3.  не включаемые в себестоимость продукции - производственные затраты, включение которых в себестоимость продукции (работ, услуг) запрещено (например, затраты по подготовке кадров для работы на вновь вводимой в действие организации).

2Операционный рычаг

2.1 Основа операционного рычага

В основе изменения эффекта производственного рычаг лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной в организациях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки от реализации.

Величина операционного (производственного) рычага может изменяться под влиянием: цены и объема продаж; переменных и постоянных затрат; комбинации любых перечисленных факторов.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

  1.  положительное воздействие производственного рычаг начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности, т.е. предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому, чем выше сумма постоянных затрат, тем позже, при прочих равных условиях, оно достигнет точки безубыточности своей деятельности.
  2.  в связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным негативным фактором на пути к достижению точки безубыточности.
  3.  по мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного рычага начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить квсе большему темпу прироста суммы прибыли.
  4.  механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
  5.  между производственнымлевериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
  6.  эффект производственноголевериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.

Минимальный объем выручки, необходимый для покрытия всех расходов, называется точкой безубыточности, в свою очередь, насколько может уменьшиться выручка, что бы предприятие сработало без убытков показывает запас финансовой прочности.

Ценовой операционный рычаг вычисляется по формуле:

продаж и изменением обоих этих факторов.

Введем обозначения:

В

выручка от продаж.

П

прибыль от продаж.

Зпер

переменные затраты.

Рц = В/П

Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:

Рц = (П + Зпер + Зпост)/П =1 + Зпер/П + Зпост/П

Натуральный операционный рычаг вычисляется по формуле:

Рн = (В-Зпер)/П

Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:

Рн = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П

Сравнивая формулы для операционного рычага в ценовом и натуральном выражении можно заметить, что Рн оказывает меньшее влияние. Это объясняется тем, что с увеличением натуральных объемов одновременно растут и переменные затраты, а с уменьшением — уменьшаются, что приводит к более медленному увеличению/уменьшению прибыли.

Пример:

В

60 000

выручка от продаж.

П

5000

прибыль от продаж.

Зпер

30 000

переменные затраты.

Зпост

25 000

постоянные затраты.

Рц

12

ценовой операционный рычаг.

Рн

6

натуральный операционный рычаг.

Таким образом: При увеличении цены на 1% прибыль увеличится на 12%.При увеличении объемов на 1% прибыль увеличится на 6%.

При этом не надо забывать, что операционный рычаг действует и «в обратную сторону »:

При уменьшении цены на 1% прибыль уменьшится на 12%.При уменьшении объемов на 1% прибыль уменьшится на 6%.

Анализ свойств операционного рычага, вытекающих из его определения, позволяет сделать следующие выводы:

  1.  при одинаковых суммарных затратах операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат или чем больше доля постоянных затрат в общей сумме издержек.
  2.  операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности «расположен » объем фактических продаж, с чем и связан высокий риск.
  3.  ситуация с низким производственным левериджем сопряжена с меньшим риском, но и с меньшим вознаграждением в формуле прибыли. По результатам операционного анализа можно сделать вывод, что предприятие привлекательно для инвесторов, поскольку оно имеет:
  4.  достаточный (более 10 %) запас финансовой прочности;
  5.  благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общей сумме затрат.

Можно отметить, что чем слабее сила воздействия операционного рычага, тем больше запас финансовой прочности.

2.2 Операционный риск

Операционный риск — риск, связанный с выполнением компанией бизнес-функций, включая риски мошенничества и внешних событий. Чаще всего принимается определение, данное в Базель II:

Операционный риск — риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Это определение включает юридический риск, но исключает стратегический и репутационный риски.

Более развернуто: операционный риск — это риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Операционный риск присущ всем банковским продуктам, направлениям деятельности, процессам и системам, и эффективное управление операционным риском всегда является одним из основных элементов системы управления рисками банка. В мировой банковской практике управление операционными рисками является ключевой и первостепенной задачей. Операционный риск проникает во все аспекты возможных рисков — он взаимосвязан со всеми другими типами риска, такими какрыночныйкредитный риск, а также риск ликвидности, усложняя их. В отсутствие операционных провалов все другие типы риска значительно менее важны.

Факторы операционного риска связаны:

  1.  со случайными или преднамеренными действиями людей или организаций, направленными против интересов организации, в том числе несоблюдением требований законодательства и предусмотренных внутренних правил и процедур;
  2.  с несовершенством организационной структуры (распределения обязанностей подразделений и работников), порядков и процедур, а также их документирования, неэффективностью внутреннего контроля и т. д.;
  3.  со сбоями в функционировании систем и оборудования;
  4.  с внешними обстоятельствами вне контроля организации.

Классификация операционных рисков:

Риск персонала — риск потерь, связанный с ошибками и противоправными действиями работников Банка, их недостаточной квалификацией, излишней загруженностью, нерациональной организацией труда в Банке и т. д.

Риск процесса — риск потерь, связанный с ошибками в процессах проведения операций и расчётов по ним, их учёта, отчётности, ценообразования и т. д.

Риск систем — риск потерь, обусловленных несовершенством используемых в Банке технологий — недостаточной ёмкостью систем, их неадекватностью по отношению к проводимым операциям, грубости методов обработки данных, или низкого качества, или неадекватности используемых данных и т. д.

Риски внешней среды — риски потерь, связанные с изменениями в среде, в которой функционирует Банк — изменения в законодательстве, политике, экономике и т. д., а также риски внешнего физического вмешательства в деятельность организации.

Категории типов событий операционного риска согласно Базелю II:

  1.  Внутреннее мошенничество (InternalFraud)
  2.  Внешнее мошенничество (ExternalFraud)
  3.  Трудовое законодательство и безопасность труда (EmploymentPracticesandWorkplaceSafety)
  4.  Клиенты, продукты и правила бизнеса (Clients, Products, &BusinessPractice)
  5.  Ущербматериальнымактивам (Damage to Physical Assets)
  6.  Прерывание бизнеса и сбои систем (BusinessDisruption&SystemsFailures)
  7.  Управление исполнением, доставкой и процессами (Execution, Delivery, &ProcessManagement)

Классификация ORX:

В зависимости от уровня в иерархии организации выделяют риски корпоративного уровня, риски бизнес-единицы, риски подразделения.

Система управления операционными рисками — комплекс организационных, методических, информационных средств, направленных на предупреждение возможных операционных рисков, минимизацию отрицательных последствий и недопущения повторных инцидентов операционного риска.

Управление операционными рисками призвано обеспечить снижение убытков организаций от различного рода инцидентов операционного риска, обеспечитьменеджмент компании системой формирования «планов мероприятий по предупреждению операционных рисков» и «планов действий при наступлении инцидентов операционного риска».

Базельский комитет установил следующие основные принципы управления операционным риском в кредитной организации[4][5]:

Принцип 1. Ключевая роль совета директоров в формировании и обеспечении развитой культуры управления операционным риском на всех уровнях организации

Принцип 2. Банки должны создавать, внедрять и использовать систему управления, полностью интегрированную в общий процесс управления рисками

Принцип 3. Совет директоров должен разработать и анализировать систему управления рисками и осуществлять контроль над исполнительными органами;

Принцип 4. Совет директоров должен установить риск-аппетит и допустимый уровень риска

Принцип 5. Исполнительный орган должен разработать и представить совету директоров четкую, эффективную и надежную управленческую структуру с точно определенными, прозрачными и непротиворечивыми сферами компетенции. Исполнительный орган несет ответственность за последовательное внедрение и применение принципов, процессов и систем управления операционным риском в соответствии с риск-аппетитом и допустимым уровнем риска.

Принцип 6. Исполнительный орган должен обеспечить выявление и оценку операционного риска с целью четкого понимания природы и факторов риска

Принцип 7. Исполнительный орган должен обеспечить одобрение нововведений с учетом операционных рисков

Принцип 8. Исполнительный орган должен организовать регулярный мониторинг операционного риска, включая систему отчетности подразделений.

Принцип 9. Наличие надежной системы внутреннего контроля, а также надлежащей системы снижения или передачи риска.

Принцип 10. Разработка планов обеспечения непрерывности и восстановления деятельности в случае реализации операционных рисков.

Принцип 11. Информация, публикуемая банком, должна позволять заинтересованным сторонам оценивать его подход к управлению операционным риском

  1.  Риск-аудит операций, процедур и направлений деятельности
  2.  Сбор и анализ внутренних и внешних данных по операционным рискам
  3.  Мониторинг ключевых индикаторов риска (KRI)
  4.  Оценка (включая сценарный анализ) и самооценка операционного риска бизнес-подразделениями
  5.  Регламентация бизнес-процессов (внутренних правил и процедур)
  6.  Контроль соблюдения законодательства и внутренних правил и процедур
  7.  Контроль информационно-технологических рисков
  8.  Обучение и совершенствование системы мотивации персонала
  9.  Автоматизация бизнес-процессов, в том числе отдельных (стандартных) процедур контроля
  10.  Регулярная внутренняя отчетность по операционным рискам
  11.  Разработка планов по обеспечению непрерывности деятельности и действий на случай реализации операционных рисков
  12.  Страхование от операционных рисков
  13.  Аутсорсинг отдельных функций

3 Управление предприятием.

3.1 Управление затратами на предприятиях.

Управление затратами означает, прежде всего, поиск возможностей снижения себестоимости (текущих затрат), что является важнейшим фактором развития экономики предприятия и одной из задач финансового менеджмента. От их уровня зависят финансовые результаты; деятельности и финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Управление затратами базируется на их анализе, который позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя и его составляющих, оценить выполнение бизнес-плана по его уровню, определить; влияние факторов на его изменение и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию упущенных возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа являются следующие показатели затрат и

себестоимости продукции:

  1.  полная себестоимость в целом и по элементам затрат;
  2.  уровень затрат или затраты на 1 рубль товарной продукции;
  3.  себестоимость отдельных видов продукции;
  4.  отдельные элементы и статьи затрат.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

  1.  оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
  2.  установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
  3.  определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
  4.  анализ себестоимости отдельных видов продукции;
  5.  выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Анализ затрат по статьям себестоимости проводится путем сопоставления расходов за отчетный и предыдущий период в целом и по отдельным калькуляционным статьям. Анализ позволяет наметить направление, по которому должно пойти дальнейшее изыскание резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.

Анализ себестоимости продукции и направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

В данной работе проведён анализ затрат по статьям себестоимости на автопокрышки 10.00R20 КАМА-310 СЕР ГРУЗ 8Л33 и 10.00R20 И-А185 СЕР ГРУЗ 8Л33, произведённых на предприятии ОАО «Нефтекамскшина» в период 2007-2008гг. На основе полученных данных составлены таблицы.

Анализируя таблицы Г.1 и Г.2 (Приложение Г), можно сказать, что в 2008 году произошло значительное увеличение себестоимости автопокрышек на производство 1000 штук: в зависимости от вида покрышек себестоимость возросла на 31-32%. Общее увеличение затрат на 1000 штук по автопокрышке 10.00R20 КАМА-310 СЕР ГРУЗ 8Л33 составило 172,5 тыс.руб., по автопокрышке 10.00R20 И-А185 СЕР ГРУЗ 8Л33 - 172,9 тыс.руб.

На увеличение затрат на производство автопокрышек главным образом оказало влияние увеличение общепроизводственных расходов. Увеличение статьи затрат на оплату труда производственных рабочих связано с ростом заработной платы производственных рабочих. Затраты на технологическую энергию увеличились в связи с ростом цен на энергоносители.

Рассмотрим изменение затрат в динамике и выявим отклонение в процентном соотношении. На основании этих данных сформируем таблицы Д.1 и Д.2 (Приложение Д) соответственно.

С 1 января 2006 года решением Совета Директоров производственная деятельность ОАО «Нефтекамскшина» переведена на давальческую схему работы, но приобретение части основных материалов осталось в ведении объединения. Давальцем сырья определено ООО «Татнефть-Нефтехимснаб». ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» обеспечивает предприятие сырьём в размере потребности, выполняет закупку основного технологического оборудования и комплектующих, а с 2007 года и заказчиком разработки новых шин [25, с.19].

С конца 2007 года приобретение основных материалов полностью отошло ООО «Татнефть - Нефтехимснаб», поэтому в структуре себестоимости на 1000 шт. 2008 года доля основных материалов отсутствует.

Анализируя данные таблиц приложения Д по двум видам автопокрышек соответственно можно сделать следующие выводы. Полная себестоимость на производство автопокрышки 10.00R20 КАМА-310 СЕР ГРУЗ 8Л33 в 2008г. увеличилась на 31,9%, по автопокрышке 10.00R20 И-А185 СЕР ГРУЗ 8Л33 увеличение на 31,2%.

В 2008 году затраты на производство автопокрышек, не зависимо от вида, увеличились посредством увеличения затрат на оплату труда производственным рабочим, отчислений ЕСН, общепроизводственных и коммерческих расходов.

Увеличение затрат на оплату труда производственных рабочих на производство автопокрышки 10.00R20 КАМА-310 СЕР ГРУЗ 8Л33 составили 39,7% в 2008 году по сравнению с 2007 годом, на автопокрышку 10.00R20 И-А185 СЕР ГРУЗ 8Л33 - 36,6%, что связано с ростом тарифов и окладов. С увеличением заработной платы соответственно связано увеличение отчислений ЕСН, которые увеличились на 37,7% и 34,7% соответственно.

Значительное увеличение произошло в статье общепроизводственных расходов. Отклонение общепроизводственных расходов по автопокрышке 10.00R20 КАМА-310 СЕР ГРУЗ 8Л33 составляет 45,5%, по автопокрышке 10.00R20 И-А185 СЕР ГРУЗ 8Л33 48,6%. Увеличение общепроизводственных расходов связано со следующими событиями:

  1.  увеличением тарифов и окладов у вспомогательных рабочих и ИТР;
  2.  ростом цен на энергоносители (отопление, освещение, вода);
  3.  увеличением затрат на текущий и капитальный ремонт оборудования и зданий.

Коммерческие расходы в 2008 году также увеличились: увеличение по двум видам автопокрышек колеблется в пределах 43-45%. Увеличение данной статьи затрат свидетельствует о том, что были включены затраты на рекламу в расходы переработчика.

Незначительное увеличение наблюдается в статье общехозяйственных расходов: увеличение по автопокрышке 10.00R20 КАМА-310 СЕР ГРУЗ 8Л33 составляет 9,3%, по 10.00R20 И-А185 СЕР ГРУЗ 8Л33 6,9%. Это произошло из-за увеличения заработной платы у вспомогательных рабочих.

Снижение затрат на возмещение износа на 0,23% по автопокрышке 10.00R20 КАМА-310 СЕР ГРУЗ 8Л33 произошло за счёт увеличения объёмов производства. По остальным показателям в структуре себестоимости

произошли уменьшения затрат на 1000 штук.

3.2Операционный рычаг на предприятие

Произведем расчет и эффект операционного (производственного) рычага, воспользовавшись формулой и порядком расчета эффекта операционного левериджа.

Выручка ООО Альфа  в отчетном периоде равнялась 650 млн. рублей, совокупные затраты (себестоимости) составила 340 млн. рублей, в том числе постоянные затраты составили 35 млн. рублей, переменные 305 млн. рублей.

Для определения эффекта операционного рычага определяется величина маржинального дохода (выручка за вычетом переменных издержек).

В нашем примере валовая маржа равна 345 млн. рублей. (650-305 = 345), операционная прибыль (валовая прибыль), разница между выручкой и себестоимостью, составляет 310 млн. рублей.

Тогда сила операционного рычага (отношение маржинальной прибыли к валовой прибыли) составит 1,11 (345/310).

Так, увеличение выручки на 10% должно давать 11,1%-ное увеличение валовой прибыли (10% * 1,11), а 3%-е снижение реализации, снизит операционную прибыль на 3,34% (3%*1,11).

Рассмотрим еще один небольшой пример.

ООО Альфа оказывает клининговые услуги. Количество потребителей услуг равно 150 чел./месяц. Цена услуги для одного потребителя в месяц – 20 тыс. рублей. Постоянные затраты равны 400 тыс. рублей, переменные на одного потребителя в месяц – 14 тыс. рублей. Определим, рентабельна ли такая деятельность?

Прибыль = (p - v)Q - FC = (20 - 14) * 150 - 400 = 500 тыс. рублей

Спрос на услуги растет, и организация увеличивает клиентскую базу на 20 клиентов в месяц. При этом нет необходимости в закупке дополнительного оборудования и расширении штата. Как в этом случае изменится прибыль организации?

Прибыль = (20 - 14) * 170 - 400 = 620 тыс. руб.

При этом объем услуг увеличился на 13,3% ((170-150)/150*100% = 13,3%), а прибыль возросла на 24% ((620-500)/500 = 24%). Это и есть операционный рычаг в действии. Если выручка увеличивается на 13,3%, то прибыль возрастает на 24%. Сократив данные, мы получим эффект операционного рычага: при росте выручки на 1% прибыль увеличивается на 1,8%.

Производственныйлеверидж показывает, на сколько темпы изменения прибыли превышают темпы изменения выручки. Эффект проявляется благодаря наличию в структуре себестоимости постоянных расходов.

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации товаров, оказания услуг приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации.

Чем выше доля условно-постоянных расходов и себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема реализации доля условно-постоянных расходов падает и воздействие операционного рычага снижается.

Эффект производственноголевериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты организации остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

3.3 Операциионый риск предприятия

Для того чтобы научиться управлять рисками, необходимо их оценить. Но прежде нужно научиться формализовать неопределенность. Здесь финансовому менеджеру не обойтись без использования вероятностно-статистических методов анализа. Управлять бизнесом — это управлять рисками, присущими этому бизнесу. Это простое утверждение хорошо известно любому практику. Теоретики менеджмента также немало потрудились в области риск-менеджмента. Насколько полезно то, что предлагает теория практикующему финансовому менеджеру предприятия? На этот вопрос трудно ответить, так как не бывает одинаковых финансовых менеджеров, равно как не бывает одинаковых бизнесов. Каждое предприятие имеет своеобразие, которое очень часто определяется командой его менеджеров. В настоящей статье мы обсудим ряд инструментов финансового менеджмента, которые измеряют и оценивают риски предприятия. Подчеркнем, что риски будут рассмотрены преимущественно с позиций финансового менеджмента, а не в целом для предприятия. В основном будем стремиться к тому, чтобы можно было посчитать все, что предложено, т. е. упор сделан на количественные методы. Нам придется обратиться к основам теории вероятностей и математической статистики. Известно, что менеджеры украинских предприятий в своем большинстве не очень любят применять вероятностно-статистические методы. Ну что ж, в этом случае им не постичь прелестей риск-менеджмента. А самое главное, они не смогут извлечь практической пользы, а ее, поверьте, немало. Ввиду обширности рассматриваемой темы ограничимся описанием методики оценки риска операционной деятельности, т. е. риска получения желаемой операционной прибыли, как следствие неопределенности цен, объемов, норм расхода сырья и т. д. Используемая здесь классификация рисков имеет отношение только к финансовому менеджменту предприятия, согласно которому деятельность любого предприятия включает три вида: операционную, финансовую и инвестиционную деятельности, которым соответствуют адекватные виды рисков

Понятие риска Чтобы понять, что такое риск, надо осмыслить состояние среды, в которой протекают бизнес-процессы. Это состояние неопределенности. Мы ничего не можем знать заранее с абсолютной уверенностью. Неопределенность формируется под воздействием различных факторов: временная неопределённость обусловлена тем, что невозможно с точностью до 100% предсказать значение того или иного фактора в будущем; неизвестность точных значений параметров рыночной системы можно охарактеризовать как неопределённость рыночной конъюнктуры; непредсказуемость поведения участников в ситуации конфликта интересов также порождает неопределённость. Риск — это возможность последствий, которые мы не ожидаем, и которые обычно воспринимаются со знаком «минус», т. е. как нежелательные. Итак, неопределенность — это состояние природы, а риск — это некоторая производная от состояния неопределенности, которая описывает возможность нежелательного события. В более узком смысле риск — это возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери: потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня, прочее. Риск имеет простую практическую философию: Существование риска невозможно прогнозировать с точностью до 1 Риск имеетместо только по отношению к будущему и неразрывно связан с прогнозированием и планированием, а значит и с принятием решений. Измерения  неопределенности И показатели риска  Несмотря на свое название, «неопределенность» должна быть измерена, иначе нам не удастся ее использовать для построения моделей оценки рисков. Для того чтобы оценить риск, необходимо научиться формализовать неопределенность. Она может быть задана: в виде вероятностных распределений: распределение случайной величины точно известно, но неизвестно какое конкретно значение примет случайная величина (см. рис. 2, а); в виде субъективных вероятностей: распределение задано в виде вероятностей появления отдельных значений, определенных экспертным путем (рис. 2, б); в виде интервала неопределенности: распределение случайной величины неизвестно, но известно, что она может принимать любое значение в определенноминтервале.
операционный риск предприятия  Операционный риск предприятия характеризует возможность экономических потерь в условиях, когда предприятие не использует заемных средств. В этом определении мы абстрагируемся от источников финансирования бизнеса. Совершенно очевидно, что чем больше уровень заемных средств, тем выше финансовый риск предприятия, т. е. риск стать банкротом. Но этот вопрос является предметом особого изучения. Для простоты будем считать, что предприятие финансируется исключительно с помощью собственных средств. Основными факторами операционного риска являются:

  1.  неопределенность спроса на продукцию компании;
  2.  колебания цен на продукцию компании;
  3.  степень нестабильности цен на факторы производства;

Основные направления работ: пошив и ремонт одежды. Деятельность осуществляется на основании заказов населения и других учреждений: детских садов, школ, библиотек и т.д. (например, пошив штор для читального зала библиотеки).

В состав предприятия входят: директор, совмещающий административное руководство с функцией снабжения (поиск материалов, печатных швейных изданий, отражающих тенденции моды, закупка фурнитуры и т.д.), бухгалтер, 4 швеи, закройщик, уборщица.

Оборудование для работы: к основному оборудованию (не детализируя до каждой булавки) следует отнести:

  1.  2 швейные машины фирмы РFAFF;
  2.  2 швейные машины фирмы Huscwarna;
  3.  1 оверлокBrother;
  4.  стол закройщика;
  5.  2 утюга Tefal;
  6.  2 гладильные доски.

Следует заметить, что в данном виде деятельности качество оборудования и количество выполняемых на нем операций тесно связаны с качеством пошива и, следовательно, оказывают существенное влияние на количество заказов.

Помещение под офис арендуется у администрации города. Следует отметить, что город небольшой, с населением около 40 000 человек.

Основные риски, связанные с этой деятельностью:

1) Риск некачественного выполнения работ (относится к предпринимательским рискам):

  1.  связанный с неправильным раскроем. В этом случае уже нельзя ничего исправить, материал можно только выбросить, а его стоимость внести в статью «Убытки»;
  2.  риск, связанный с некачественным пошивом (например, не там пришит карман, собранная строчка). Его в большинстве случаев можно исправить (исключения составляют изделия из кожи, после работы с которой остаются отверстия на месте распоротого шва), но тогда возникает риск, что работа не будет сдана в намеченный срок.

2) Риск неквалифицированного подбора персонала.

3) Риск, связанный с кражей оборудования (относится к предпринимательскому риску).

4) Риск, связанный с выходом из строя оборудования (предпринимательский риск).

5) Отказ заказчика от оплаты продукции (относится к коммерческому риску). На практике это происходит редко. Иногда возникают ситуации отсрочки оплаты заказа.

6) Риск, связанный с повышением курса доллара. Так как запчасти к оборудованию имеют валютную оценку, то стоимость ремонта возрастает с увеличением курса доллара (операционный валютный риск).

Виды угроз:

1) Существенное повышение арендной платы со стороны администрации (предпринимательский риск).

2)Ухудшение жизненного уровня населения, которое отразится на всех видах предпринимательской деятельности, в том числе на швейной. Это приведет к снижению спроса на пошив (коммерческий риск).

3) Внутренние техногенные угрозы, к которым можно отнести пожары и аварии от неправильного обращения с электроприборами (оверлок, утюг, швейные машины), несоблюдение их технического режима, возгорание проводки и т.д. (предпринимательский риск).

Следует отметить, что по законодательству РФ предприниматель несет ответственность перед заказчиком независимо от того, был совершен ущерб по его вине или по вине третьих лиц или обстоятельств.

4) Угроза отключения электроэнергии, что особенно актуально для маленького города в зимнее время. В этом случае опять появляется риск, связанный с невыполнением заказа в срок (предпринимательский риск).

5) Социальные внутренние угрозы, к которым относят забастовки, связанные с неправильным распределением материальных средств от выполненных заказов.

6) Угроза, связанная с конкуренцией. Такое возможно, если конкурирующее предприятие откроется в более удобном для жителей месте (например, в центре города), будет иметь персонал с более высокой квалификацией, лучшее оборудование (или более новое) и более низкие цены.

7) Внутренняя угроза физического характера, а именно: большое количество одновременно работающей швейной техники создает высокий уровень шума, что ведет к ухудшению здоровья работающего персонала (экологический риск).

Риски, которые не вошли в данную модель предприятия:

  1.  Инвестиционные риски, так как предприятие не ведет инвестиционную политику.
  2.  Кредитные риски, так как предприятие не занимается кредитованием. В некоторые моменты необходимые денежные средства на закупку сырья берутся из кассы предприятия, либо это личные средства директора, который занимается административными функциями.
  3.  Технические риски, так как отсутствуют строительные объекты.
  4.  Некоторые виды финансовых рисков: процентные, портфельные.
  5.  Страновые риски, так как деятельность не ведется на территории иностранных государств.
  6.  Политические риски, которые являются видом страновых рисков.

Расчеты выявленных рисков по выбранному виду предпринимательской деятельности.

Статистика показывает, что внутренние техногенные риски (пожары и аварии от неправильного обращения с электроприборами) возникают в среднем 2 раза в год. Тогда ущерб от их возникновения определяется как произведение стоимости имущества (С), находящегося в зоне бедствия, на фактор ущерба (У). Не считая стоимости ремонта офиса, в месяц риск составит: 1 / 12 × 1790 = 149,16 долл., или приблизительно 4298,98 руб. Если офис будет оборудован системой противопожарной безопасности (тепловыми датчиками и т.д.), то вероятность возникновения пожара составит 1 раз в два года. Тогда сумма сэкономленных средств от принятия мер противопожарной безопасности составит: 149,16 – 0,5 / 12 × 1790 = 74,58 долл., или 2149,4 руб. (по курсу 28,82 руб. за 1 долл.).

Расчет убытков по операционному валютному риску.

В плане ведения деятельности заложена средняя сумма ремонта 1 единицы техники. Так как стоимость деталей привязана к курсу доллара, то, следовательно, стоимость ремонта прямо пропорциональна росту курса валюты. Необходимо в плане заложить величину инфляции (1% в месяц) или выделить на ремонт сумму в долларах США. Операционный валютный риск в нашей стране может появляться не только каждый день, но даже несколько раз в день. Поэтому вероятность его появления оценим в 0,5. Предположим, что мы «заложили» в план сумму 1500 руб. + 1%, добавили на инфляцию и заложили рисковую «подушку» в 4% от величины суммы.

Тогда сумма средств, которыми мы рискуем, составит:

(1500 + (1500 / 100) × 1 + (1500 / 100) × 4)) × 0,5 = 787,50 руб.

Если инфляция будет больше нашего прогнозного уровня (например, 2%), то наше предприятие не понесет убытки, так как в модель заложена рисковая «подушка». Но если скачок инфляции будет намного больше прогнозного уровня, то убытки предприятия останутся непокрытыми.

В качестве меры предотвращения убытков, связанных с этим риском, можно посоветовать создать резервный фонд в долларах США.

Рассмотрим предпринимательский риск, связанный с некачественным выполнением работы. Статистика показывает, что вероятность его возникновения увеличится с уменьшением разрядов работающего персонала. Ущерб от этого риска уменьшается в 2 раза, если большинство сотрудников имеют стаж работы от 1 года и разряд, начиная с третьего.

Рассмотрим предпринимательский риск, связанный с отключением электроэнергии. Вероятность его возникновения существенно увеличивается в зимнее время, когда возрастает нагрузка в электрической цепи. В данном случае срывается весь план работ, что ведет к незавершению работы в срок. Можно посоветовать не указывать в заявке на выполнение швейных работ никаких штрафных санкций, которые только увеличат убытки. Например, некоторые крупные медицинские учреждения имеют на этот случай собственные мини-генераторы по выработке электроэнергии.

Рассмотрим предпринимательский риск, связанный с выходом из строя оборудования. Это может происходить из-за резкого колебания напряжения в электросети, несоблюдения норм эксплуатации оборудования, износа оборудования. Вероятность возникновения этого риска существенно уменьшится, если принять следующие меры:

  1.  вести работы с оборудованием через сетевой фильтр, стабилизирующий напряжение;
  2.  ознакомить работников предприятия с нормами эксплуатации оборудования;
  3.  своевременно производить осмотр оборудования и заменять износившиеся детали.

Своевременное выявление рисков предприятия позволит существенно уменьшить сумму понесенного ущерба. Для примера только предотвращение внутренних техногенных рисков и операционного валютного риска позволит сэкономить 2149,4 руб. + 787,50= 2936,90 руб. Риски могут накладываться друг на друга, из одних могут выходить другие. Через некоторое время, как правило, на предприятии образуются новые риски.

Задача риск-менеджера — систематизировать накопленную информацию, разработать программы по контролю и выявлению новых рисков и тем самым предотвратить возможный ущерб.

Заключение

Так для чего же нужно изучать, анализировать и планировать затраты?

Так как главным критерием коммерческих предприятий является конечный результат (прибыль), а увеличение прибыли не всегда можно добиться ростом товарооборота существует еще один способ – снижение себестоимости продукции, а именно уменьшения затрат на продукцию.

Поэтому предмет «Управление затратами» в последнее время выделен в отдельную дисциплину, изучение которой помогает правильно понять , рассчитать и спрогнозировать сумму затрат и используя полученные знания правильно их использовать.

Теоретически существуют три варианта действий, позволяющих увеличить прибыль: повышать цены, наращивать объемы продаж или снижать затраты. На первом этапе компания может получать прибыль, увеличивая объем продаж и не очень заботясь об эффективности. На втором этапе рынок начинает насыщаться и рост продаж прекращается. Возникает необходимость заниматься повышением эффективности за счет наведения порядка в компании, то есть оптимизировать затраты. Однако на некоторых вещах, например на рабочем инструменте, экономить нельзя. Техническое обеспечение не должно подводить. Если оборудование завтра сломается, мы не заработаем денег.

Однако снижение затрат – не панацея. Нередко неоправданное снижение приводит к обратным результатам. Так, в ряде компаний, (ателье, спортклубы, салоны красоты и т. п.), можно столкнуться со следующей ситуацией. Руководство решает снижать затраты, начав с уменьшения процентов от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство сотрудников находят выход: клиенты платят мастерам «в карман». Результатом становится снижение общих объемов выручки и, как следствие, сокращение прибыли. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.

Для того чтобы эффективно управлять затратами, руководителю компании важно понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят.

Список литературы.

1. Гражданское право. Ч. 1. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. – М., 2009. – С. 592.

2. Ионцев М.Г. Акционерные общества: правовые основы. Имущественные отношения. Управление и контроль. Защита прав акционеров. – М., 2003.

3. Комментарий к ФЗ от 26.12.2012 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» / Под ред. А.С. Тарасовой. М., 20126. – С. 610.

4. Коммерческое право: Учебник / Под ред. А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др. – СПб., 2009. – С. 502.

5. Ломакин Д.В. Увеличение уставного капитала акционерного общества. – М., 2009. – С. 221.

6. Мозолин В.П., Юденков А.П. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах». – М., 2012. – С. 520.

7. Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. – 2012. - № 5.

8. Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. – М., 2000. – С. 666.

9. Гончаров, А.И. Система индикаторов платёжеспособности предприятия // Финансы. - 2010. - № 6. - С.69-70.

10.  Илясов, Г. Оценка финансового состояния предприятия // Экономист. - 2010. - №6. - С.49-54.

11.  Ковалев, В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту: конспект лекций с задачами и тестами / В.В. Ковалев. - Изд.2-е, перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 448 с.

12.  Романовский М.В., Финансы и кредит, М.: высшее образование, 2012г. - с.289 - 296.

13.  Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: НП " Экоперспектива", 2009. - 506с.

14.   Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент /Учебник / - М.: Перспектива, 2009. - 656 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47294. Вивчення виробничо-господарської діяльності КАТП №1728 366.67 KB
  Метою практики є вивчення виробничо-господарської діяльності КАТП №1728, технологічних процесів організації автомобільних перевезень, організації й керування перевезеннями, закріплення, поглиблене вивчання й розширення знань по теоретичних дисциплінах, які вивчалися в університеті, придбання професійної компетенції майбутніх фахівців, збір необхідної інформації для дипломної роботи, вивчення науково-дослідницької роботи кафедри Автомобілів, автомобільного господарства і технології металів.
47295. Видеомонтаж. Обработка видео на компьютере 99.5 KB
  Самым первым методом передачи видеосигнала является аналоговый метод. Одним из первых видео форматов на основе этого принципа стал композитный видеосигнал. Композитное аналоговое видео комбинирует все видео компоненты (яркость, цвет, синхронизацию и т. п.) в один сигнал
47296. Интерполяция, экстраполяция и аппроксимация данных 1.4 MB
  Тема проекта Выполнить расчеты связанные с обработкой экспериментальных данных методами интерполяции экстраполяции и аппроксимации в математической системе Mthcd и Microsoft Ecxel. Описание используемых функций табличного процессора Microsoft Excel и Mthcd. Реализация заданий по обработке экспериментальных данных методами интерполяции экстраполяции и аппроксимации в математической системе Mthcd
47297. Расчет привода с червячным одноступенчатым редуктором электродвигателя марки 4А132S4 914.11 KB
  Технический уровень всех отраслей народного хозяйства в значительной мере определяется уровнем развития машиностроения. На основе развития машиностроения осуществляется комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте.
47298. Дизайн інтер’єру футбольного кафе «Сокер» Вул.Федорова7 44.8 MB
  3 Виникнення спорткафе та його значення в суспільстві. Футбольна тематика у створенні кафе. Вітчизняний і закордонний досвід у проектува нні футбольних кафе.
47299. Исследование института авторских прав в российском гражданском праве 97.32 KB
  Первооткрывателем в сфере авторского права стала Великобритания где в 1710 г. Однако практическая реализация указанных прав и обеспечение их эффективной охраны в некоторых случаях зависят от добросовестности лиц обладающих субъективными правами на произведения науки литературы и искусства. Систематизация законодательства об авторских и смежных правах и об интеллектуальной собственности в целом в том числе норм об обязательствах позволила исключить некоторые противоречия например между законодательством о произведениях и программах для...
47300. Электроснабжение района города и развивающегося промышленного предприятия 8.61 MB
  Проверка выбранных кабелей по потерям напряжения. Проверка кабелей 10 кВ по нагреву в послеаварийном режиме и допустимым потерям напряжения.3 Проверка кабелей 10 кВ по допустимым потерям напряжения. Проверка кабелей 10 кВ по нагреву в послеаварийном режиме и допустимым потерям напряжения.
47301. Контроль знаний и умений учащихся по математике в школе 390 KB
  Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт накопленный в этой области богат и разносторонен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Эта система сведений применена при изучении темы “Тела вращения”
47302. Качество напряжения на электроприемниках жилых и общественных зданий микрорайона 2.33 MB
  Объектом электроснабжения является район города, состоящий из двух микрорайонов и располагающийся в г. Казань. Все потребители электроэнергии в заданном районе условно можно разделить на две группы: жилые дома и общественно-коммунальные учреждения. В состав района входят электроприемники, относящиеся к I категории надежности электроснабжения. Это лифтовые установки, аварийное освещение и системы противопожарной безопасности в 25-этажных жилых домах.