82900

Основы исследовательской деятельности

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Теоретические аспекты качества. Развитие системы качества. Факторы и условия влияющие на обеспечение качества продукции. Поэтому проблемы обеспечения качества продукции были и будут оставаться в центре внимания любого производства.

Русский

2015-03-05

77 KB

1 чел.

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Московской области

«Клинский промышленно-экономический техникум

РЕФЕРАТ

по теме «Основы исследовательской деятельности»

                                   

Проверил преподаватель:      Выполнил

Стародубцева М.А.        студент гр. ТОР-20

Нормоконтроль:        Мамаев К. А.

Ильина.И.А. _______2014г                          

                          

 

г. Клин 2014


Содержание

1. Введение………………………………………………………...………..……2

2. Теоретические аспекты качества………………………………………….….3

3. Развитие системы качества…………………………………………...………5

4. Факторы и условия, влияющие на обеспечение качества продукции…….10

5. Заключение……………………………………………………………………14

6. Список литературы………………………………………………… ..………16


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что главными, важными и влиятельными факторами конкуренции продукции являются цена и качество. Причем, в условиях рыночных отношений возрастает роль неценовой конкуренции, когда завоевать потребителя можно только через высокое качество. Поэтому проблемы обеспечения качества продукции были и будут оставаться в центре внимания любого производства.

Обеспечение качества в настоящее время является обязательным условием каждого производства. Система обеспечения качества предусматривает гораздо большее воздействие на изделия, чем это предусматривается при контроле качества. Нередко под контролем качества понимают только контроль и испытания изделий, хотя технология изготовления оказывает значительно большее влияние, чем конечные операции по изготовлению изделий.

Задачи:
- рассмотреть основные элементы качества;
- проследить развитие системы качества;
- выявить факторы и условия, влияющие на обеспечение качества;
- проанализировать действия в области обеспечения качества на различных уровнях жизненного цикла изделия.

                 1.    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Рассмотрим элементы, составляющие понятие качества.
Под
 характеристикой понимается взаимосвязь зависимых и независимых переменных, которые выражаются в виде текста, формулы или графика. Характеристики могут быть качественными или количественными.

К объектам, например, относятся деятельность или процесс, продукция, услуга, организация, система, отдельное лицо или любая комбинация из них. То есть
 объектом является то, что может быть описано или рассмотрено. В основном, в деятельности предприятий (организаций) под объектом качества понимается продукция (товар) и услуга.

Продукция - результат деятельности или процессов.
Услуга - результат взаимодействия потребителя и поставщика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.
Исходным в определении качества является понятие потребности. Здесь в первую очередь речь идет об удовлетворение потребностей потребителей (покупатели и заказчики), играющих важную роль в формировании качества продукции. В сложившихся условиях превышения предложения над спросом потребители становятся более разборчивыми и их требования к качеству постоянно возрастают. Основное желание потребителя - это получить продукцию или услугу такого качества, которое соответствует его потребностям по благоприятной цене и в установленный срок.

В этой ситуации, для успешной конкуренции, производитель (поставщик) продукции (услуги) заинтересован в "удовлетворении потребностей" потребителя через качество, но с выгодными затратами, которые принесут ему наибольшую прибыль или другую выгоду, которую он сможет использовать в будущем. Например, завоевать на рынке новых и постоянных клиентов.
Установлено, что одновременное достижение высокого качества и снижения цены потребления возможно при условии создания на предприятиях (в организациях) систем управления качеством (Всеобщее управление качеством - TQM). Появлению современной методологии TQM предшествовали различные системы.
Контроль качества - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик и сравнения полученных результатов с установленными требованиями. 
Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.


                               2.    РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

В 70 -х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться на всех стадиях производства: в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования. В современных условиях импульсом для работ в этом направлении стали требования военной, космической, атомной, авиационной, автомобильной промышленности и, наконец, требования, обусловленные необходимостью охраны окружающей среды. Этому также способствовали возрастающие требования потребителей к качеству приобретаемой продукции.
Вследствие этого, для обеспечения высокого уровня качества выпускаемой или разрабатываемой продукции, возникла необходимость создания комплексных подходов, позволяющих формировать "замкнутый процесс", с учетом вышеназванных стадий ее производства. Решение проблемы выразилось в создании систем взаимосвязанных, постоянно действующих на предприятии мероприятий по обеспечению качества. Эти системы видоизменялись и совершенствовались. Менялись и цели работ в этой области. Если целью контроля качества был поиск и устранение обнаруженных дефектов посредством их изъятия из дальнейшего производства, то целью работ по обеспечению качества стало обнаружение причин ошибок, их устранение и предотвращение повторений. Впоследствии стало ясно, что целесообразно регламентировать не только технические процессы и действия на предприятии, но и все, что связано с управлением и организацией на предприятиях с распределением задач, функций прав и обязанностей. Весь накопленный опыт в данной области был суммирован в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы управления качеством, которые стали широко внедряться по всему миру с конца 80-х годов. Главной целевой установкой стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированной на предоставление доказательств способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.
На современном этапе эволюции управления качеством предусматривается переход от систем управления качеством к системам общего руководства предприятием, с учетом новых требований рынка.

Опыт отечественных предприятий по управлению качеством продукции

В бывшем СССР системному управлению качеством уделялось большое внимание. Первым этапом в этом направлении было создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (системы БИП), разработанной в середине 50-х г.г. на машиностроительных предприятиях Саратовской области. Система БИП была направлена на создание условий производства, обеспечивающих изготовление продукции без отклонений от технической документации. Она основывалась на количественной оценке труда, характеризующейся процентом сдачи продукции с первого предъявления за отчетный период контролеру ОТК. Процент сдачи исчислялся как процентное соотношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий. С помощью количественных показателей труда стало возможно непрерывно контролировать изменение этого показателя и применять оперативные меры при тенденции к ухудшению, т. е. управлять качеством труда отдельного исполнителя, бригады, участка, цеха. В зависимости от значения коэффициента качества труда устанавливался размер премии работника. Подходы и идеи этой системы соответствовали американской системе ZD ("ноль дефектов"), которая впервые появилась в 1963 г. В табл. 2 показана эволюция развития системно-комплексного управления качеством на предприятиях бывшего Советского Союза.
В разработанной позднее системе бездефектного труда (СБТ) кроме процента сдачи продукции с первого предъявления учитывались культура и ритмичность производства. На предприятиях Горьковской области была внедрена система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), а Ярославском моторном заводе - система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса).
Десятая пятилетка была объявлена пятилеткой эффективности и качества. Улучшение качества продукции стало всенародной задачей. В конце 70-х г. на предприятиях Львовской области появилась комплексная система управления качеством продукции.
КС УКП представляла собой совокупность мероприятий, методов и средств, устанавливающих, обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции при разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации.
Опыт применения этой системы показал, что на предприятиях улучшалось не только качество продукции, но и экономические показатели предприятия. Эффективность применения системы выражалась в следующем:
·                    
 повышался удельный вес выпуска продукции высшей категории качества высших сортов в 2-3 раза;
·                
 снижались потери от брака
·                
 сокращалось число рекламаций и претензий потребителя;
·                
 повышалась производительность труда, отдача основных фондов,
                
 уменьшалась материалоемкость продукции,
·                
 ускорялась ее реализация.

Эта система получила одобрение ЦК КПСС и широко внедрялась в промышленность. Лучшая продукция награждалась Знаком качества. В 1978 г. государственный Знак качества был присвоен 38696 изделиям.
В конце 70-х начале 80-х г.г. были сделаны новые шаги в совершенствовании организации работ по улучшению качества продукции. Разрабатывались и внедрялись отраслевые системы управления качеством продукции (ОС УКП), планировалось создание Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГ УКП). В днепропетровской КС УКП и ЭИР применялось эффективное использование ресурсов. Были созданы комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП) и система управления предприятием и объединением (ГОСТ 24525).
Анализируя данные авторы отмечают, что реализация методических основ управления качеством шла в СССР параллельно передовому мировому опыту, в ряде случаев опережая его (система БИП), но, в основном, с отставанием примерно на 15 лет (если иметь в виду создание на предприятиях комплексных систем управления качеством продукции и внедрения идей, реализованных в стандартах ИСО серии 9000).
Почему же, несмотря на определенные успехи, все-таки не происходило коренного улучшения качества продукции в СССР? Главной причиной, скорее всего, являлась настроенность хозяйственного механизма бывшего Советского Союза на количественные (валовые) показатели, что исключало возможность эффективного использования методов, получивших развитие при решении проблем качества в рыночной экономике. Развитие работ по обеспечению качества в России, происходило вплоть до 90-х годов в условиях административно-плановой экономики. На первом месте стояло не качество, а количество, что и привело к заметному отставанию российских предприятий от передовой зарубежной практики в решении проблем качества. Здесь можно назвать еще несколько причин. Внедрение КС УКП велось директивным порядком, по указаниям "сверху" под давлением Госстандарта. Многие руководители не понимая долговременного характера проблемы отнеслись к созданию КС УКП формально как к временной системе, нарушая основные принципы системного подхода. Для этой работы выделяли неподготовленных людей. Экономическая система не побуждала работников к качественному труду. Персонал на предприятиях не был заинтересован в качественной работе, не было и материальных стимулов. Однако при перестройке экономики и переходе на хозрасчет стало очевидно, что качество продукции это основное условие жизнеспособности предприятия, особенно на внешнем рынке. С переходом к рыночным отношениям у российских предприятий появились благоприятные условия для использования мирового опыта в обеспечении качества продукции. Убедительным подтверждением явилось применение на предприятиях стандартов ИСО серии 9000. Несмотря на многие недостатки опыт КС УКП может стать основой для освоения стандартов ИСО 9000, которые в свою очередь представляют более высокий уровень обеспечения качества продукции, применяемый в мире.
Переход к рыночной экономике позволяет отечественным предприятиям в полной мере использовать накопленный в мире потенциал научных и практических подходов и методов обеспечения качества продукции. Россия теперь может принимать более активное участие в международном сотрудничестве в области обеспечения качества продукции.


3.    Факторы и условия, влияющие на обеспечение качества продукции

Качество продукции формируется на этапах её проектирования и изготовления и поддерживается на этапе эксплуатации. На каждом этапе на качество влияют определенные факторы и условия.
Под
 фактором обеспечения качества продукции понимается конкретная сила, изменяющая свойства сырья, материалов, конструктивных элементов или изделия в целом. Сюда относятся: предметы и орудия труда, оборудование, оснастка, инструмент, технология, а также профессиональные знания и навыки разработчиков, рабочих, организаторов производства.

Под
 условиями обеспечения качества продукции понимаются производственные обстоятельства, обстановка, среда, в которых действуют факторы обеспечения качества продукции.
По отношению к месту обеспечения качества продукции условия делятся на
 внутренние
К
 внутренним условиям относятся:
·               
 характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;
·                    
 уровень оснащённости и обслуживания рабочих мест;
·                    
 экологическое состояние производственных помещений;
·                    
 интерьер и производственный дизайн;
·                    
 состояние безопасности труда;
·                    
 состояние внутриколлективных и межличностных отношений;
·                    
 морально - психологический климат в коллективе, характер разрешения конфликтных ситуаций;
·                    
 характер материального и морального стимулирования за качество.

Условия обеспечения качества продукции в ряде случаев оказывают решающее воздействие на те силы, которые непосредственно изменяют свойства продукции. Они могут благоприятствовать полному проявлению возможностей факторов или в различной степени сдерживать их, тормозить проявление их возможностей (например, изменение приоритета премирования - за качественные или количественные показатели и др.).

Обеспечение наиболее гармоничного сочетания факторов и условий - одна из важнейших и сложных задач обеспечения качества, управления качеством продукции.

Рассмотрим
 основные факторы, определяющие качество продукции на разных этапах её жизненного цикла.

На
 этапе проектно-конструкторских разработок основными факторами, обеспечивающими качество изделий, являются:
·                    
 глубокая предпроектная проработка изделия с учетом отечественных и зарубежных патентов;
·                    
 технико-экономическое обоснование конструкции и эксплуатационных характеристик изделия;
·                    
 бездефектное проектирование;
·                    
 широкое применение типовых схем, максимальное использование унифицированных, стандартизованных деталей, узлов, агрегатов;
·                   
 включение в изделие встроенных систем контроля, в том числе автоматического;
·                    
 включение в конструкцию изделия дублирующих жизненно важных для него систем;
·                    
 проведение лабораторных испытаний в усложненных условиях;
·                    
 проверка и уточнение НТД по результатам отработки опытной партии и данных эксплуатации.
На
 этапе производства продукции факторы, влияющие на её качество, можно разделить на:технические, организационные, информационные, cоциальные, экономические.
К
 техническим факторам относятся:
·                    
 качество предметов труда: сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, документации и пр. Обеспечение качества здесь может быть достигнуто за счет повышения эффективности входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
·                    
 качество средств труда: оборудования, аппаратуры, технологического оснащения, инструмента, cредств измерений, средств автоматизации труда и пр. Основными путями реализации этого фактора являются техническое перевооружение и реконструкция производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, использование высокоточного оборудования;
·                    
 качество технологических процессов. Усиление действия этого фактора может быть обеспечено путем разработки пооперационных технологий, типизации технологических процессов, внедрения прогрессивных технологий, активного контроля качества в процессе производства.
На
 этапе эксплуатации основными факторами, влияющими на поддержание качества и надежности технических устройств, являются:
·               
 использование устройств по прямому назначению с соблюдением режимов, предусмотренных технической документацией;
·               
 улучшение обслуживания и проведение регламентных работ в предусмотренные сроки;
·               
 повышение качества текущего, планово-предупредительного и капитального ремонтов.
Решающее воздействие на качество продукции на всех трёх рассматриваемых этапах жизненного цикла технических устройств оказывают и такие факторы, как улучшение трудовой и технологической дисциплины, развитие личной инициативы и творческого отношения к труду каждого работника; постоянный рост профессионального уровня работников; применение эффективной системы морального и материального поощрения.

Рассмотренные факторы позволяют сформулировать
 основные направления повышения качества технических устройств:
·                    
 создание технологичных конструкций устройств;
·                    
 совершенствование технологических процессов изготовления;
·                    
 повышение уровня унификации изделий;
·                    
 повышение технического уровня производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов (основных и вспомогательных);
·                    
 ритмичная работа всех подразделений предприятия;
·                    
 разработка и применение прогрессивных методов контроля и анализа качества продукции;
·                    
 безусловное соблюдение технологической, производственной и исполнительской дисциплины;
·                    
 выполнение требований стандартов;
·                    
 внедрение прогрессивной организации труда и повышение культуры производства;
·                    
 развитие и стимулирование творческой активности работников, их заинтересованности в повышении качества продукции.

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система обеспечения качества решает многие задачи, которые возникают как в процессе создания изделий, так и при их изготовлении и испытаниях Одной из общемировых тенденций в обеспечении качества продукции является системный подход в управлении качеством продукции.
Созданная в 40-е годы, Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.
Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения качества в различных странах к единым требованиям международных стандартов.
Реализовать эти требования можно лишь при условии выполнения основополагающих постулатов функционирования систем обеспечения качества продукции:
- цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;
- достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;
- основным критерием достижения целей в области качества продукции является удовлетворение потребностей потребителей;
- использование системного подхода при обеспечении управления качеством продукции;
- епрерывное и систематическое обучение рабочих и служащих;
- воспитание у каждого изготовителя продукции уважительного отношения к потребителю;
- постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по повышению, обеспечению и улучшению качества продукции.
Предприятиям России в условиях рыночной экономики необходимо так построить свою работу по обеспечению качества продукции, чтобы с наименьшими потерями можно было войти в рынок международной торговли и там занять свою нишу.
Первым же шагом в этом направлении становится сертификация продукции и сертификация системы по обеспечению качества продукции.



                                                  ЛИТЕРАТУРА

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248 с.

2. Гиссин В. И. Управление качеством. – М.: МарТ, 2003. – 400 с

3. Пустовалов Б. И. Как сохранить автомобиль. – М.: ДОСААФ, 1987. – 208 с.

4. Ребрин Ю. И. Управление качеством. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 174 с.

5. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 199 с.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5562. Понятие и значение контроля исполнения документов 96.5 KB
  Понятие и значение контроля исполнения документов. Контроль играет важную роль в системе документооборота. Контроль исполнения документов обеспечивает своевременное и качественное решение содержащихся в документе вопросов, охват всех контролируемых ...
5563. Бертольт Брехт. Жизнь и творчество 48.5 KB
  Бертольт Брехт После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет. Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему со...
5564. Архитектура Древней Греции 116.5 KB
  Введение. Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории южной Гр...
5565. Архитектура страны фараонов. Древний Египет 1.82 MB
  Архитектура страны фараонов. Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из лег...
5566. Информация и информационные процессы 272 KB
  Информация и информационные процессы. Определение понятия информации Информация по-латыни означает сообщение. Определения информации. Информация по Шеннону. Информация сообщение, которое уменьшает или устраняет неопределённость в выборе одной возможности из нескольких.....
5567. Учет и анализ финансовых результатов и использования прибыли на примере ОАО Воронежстрой-Холдинг 438.5 KB
  Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обес...
5568. Фильтрация сигналов на фоне помех 153.5 KB
  Фильтрация сигналов на фоне помех. Задачи и методы фильтрации Электрическим фильтром называется пассивный четырехполюсник пропускающий электрические сигналы некоторой полосы частот без существенного ослабления или с усилением, а колебания вне это...
5569. Анализ параметрических цепей 149.5 KB
  Анализ параметрических цепей Общие понятия о параметрических цепях Электрические системы, в которых хотя бы один из параметров (R, L или C) является переменным во времени, называется цепями с переменными параметрами, называется цепями с переменны...
5570. Анализ нелинейных цепей 297 KB
  Анализ нелинейных цепей 1. Общие понятия об элементах нелинейных цепей Цепи, которые изучались ранее, относятся к классу линейных цепей. Параметры элементов этих цепей. Параметры элементов этих цепей - сопротивлений, индуктивностей, емкостей - не за...