82900

Основы исследовательской деятельности

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Теоретические аспекты качества. Развитие системы качества. Факторы и условия влияющие на обеспечение качества продукции. Поэтому проблемы обеспечения качества продукции были и будут оставаться в центре внимания любого производства.

Русский

2015-03-05

77 KB

1 чел.

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Московской области

«Клинский промышленно-экономический техникум

РЕФЕРАТ

по теме «Основы исследовательской деятельности»

                                   

Проверил преподаватель:      Выполнил

Стародубцева М.А.        студент гр. ТОР-20

Нормоконтроль:        Мамаев К. А.

Ильина.И.А. _______2014г                          

                          

 

г. Клин 2014


Содержание

1. Введение………………………………………………………...………..……2

2. Теоретические аспекты качества………………………………………….….3

3. Развитие системы качества…………………………………………...………5

4. Факторы и условия, влияющие на обеспечение качества продукции…….10

5. Заключение……………………………………………………………………14

6. Список литературы………………………………………………… ..………16


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что главными, важными и влиятельными факторами конкуренции продукции являются цена и качество. Причем, в условиях рыночных отношений возрастает роль неценовой конкуренции, когда завоевать потребителя можно только через высокое качество. Поэтому проблемы обеспечения качества продукции были и будут оставаться в центре внимания любого производства.

Обеспечение качества в настоящее время является обязательным условием каждого производства. Система обеспечения качества предусматривает гораздо большее воздействие на изделия, чем это предусматривается при контроле качества. Нередко под контролем качества понимают только контроль и испытания изделий, хотя технология изготовления оказывает значительно большее влияние, чем конечные операции по изготовлению изделий.

Задачи:
- рассмотреть основные элементы качества;
- проследить развитие системы качества;
- выявить факторы и условия, влияющие на обеспечение качества;
- проанализировать действия в области обеспечения качества на различных уровнях жизненного цикла изделия.

                 1.    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Рассмотрим элементы, составляющие понятие качества.
Под
 характеристикой понимается взаимосвязь зависимых и независимых переменных, которые выражаются в виде текста, формулы или графика. Характеристики могут быть качественными или количественными.

К объектам, например, относятся деятельность или процесс, продукция, услуга, организация, система, отдельное лицо или любая комбинация из них. То есть
 объектом является то, что может быть описано или рассмотрено. В основном, в деятельности предприятий (организаций) под объектом качества понимается продукция (товар) и услуга.

Продукция - результат деятельности или процессов.
Услуга - результат взаимодействия потребителя и поставщика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.
Исходным в определении качества является понятие потребности. Здесь в первую очередь речь идет об удовлетворение потребностей потребителей (покупатели и заказчики), играющих важную роль в формировании качества продукции. В сложившихся условиях превышения предложения над спросом потребители становятся более разборчивыми и их требования к качеству постоянно возрастают. Основное желание потребителя - это получить продукцию или услугу такого качества, которое соответствует его потребностям по благоприятной цене и в установленный срок.

В этой ситуации, для успешной конкуренции, производитель (поставщик) продукции (услуги) заинтересован в "удовлетворении потребностей" потребителя через качество, но с выгодными затратами, которые принесут ему наибольшую прибыль или другую выгоду, которую он сможет использовать в будущем. Например, завоевать на рынке новых и постоянных клиентов.
Установлено, что одновременное достижение высокого качества и снижения цены потребления возможно при условии создания на предприятиях (в организациях) систем управления качеством (Всеобщее управление качеством - TQM). Появлению современной методологии TQM предшествовали различные системы.
Контроль качества - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик и сравнения полученных результатов с установленными требованиями. 
Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.


                               2.    РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

В 70 -х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться на всех стадиях производства: в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования. В современных условиях импульсом для работ в этом направлении стали требования военной, космической, атомной, авиационной, автомобильной промышленности и, наконец, требования, обусловленные необходимостью охраны окружающей среды. Этому также способствовали возрастающие требования потребителей к качеству приобретаемой продукции.
Вследствие этого, для обеспечения высокого уровня качества выпускаемой или разрабатываемой продукции, возникла необходимость создания комплексных подходов, позволяющих формировать "замкнутый процесс", с учетом вышеназванных стадий ее производства. Решение проблемы выразилось в создании систем взаимосвязанных, постоянно действующих на предприятии мероприятий по обеспечению качества. Эти системы видоизменялись и совершенствовались. Менялись и цели работ в этой области. Если целью контроля качества был поиск и устранение обнаруженных дефектов посредством их изъятия из дальнейшего производства, то целью работ по обеспечению качества стало обнаружение причин ошибок, их устранение и предотвращение повторений. Впоследствии стало ясно, что целесообразно регламентировать не только технические процессы и действия на предприятии, но и все, что связано с управлением и организацией на предприятиях с распределением задач, функций прав и обязанностей. Весь накопленный опыт в данной области был суммирован в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы управления качеством, которые стали широко внедряться по всему миру с конца 80-х годов. Главной целевой установкой стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированной на предоставление доказательств способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.
На современном этапе эволюции управления качеством предусматривается переход от систем управления качеством к системам общего руководства предприятием, с учетом новых требований рынка.

Опыт отечественных предприятий по управлению качеством продукции

В бывшем СССР системному управлению качеством уделялось большое внимание. Первым этапом в этом направлении было создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (системы БИП), разработанной в середине 50-х г.г. на машиностроительных предприятиях Саратовской области. Система БИП была направлена на создание условий производства, обеспечивающих изготовление продукции без отклонений от технической документации. Она основывалась на количественной оценке труда, характеризующейся процентом сдачи продукции с первого предъявления за отчетный период контролеру ОТК. Процент сдачи исчислялся как процентное соотношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий. С помощью количественных показателей труда стало возможно непрерывно контролировать изменение этого показателя и применять оперативные меры при тенденции к ухудшению, т. е. управлять качеством труда отдельного исполнителя, бригады, участка, цеха. В зависимости от значения коэффициента качества труда устанавливался размер премии работника. Подходы и идеи этой системы соответствовали американской системе ZD ("ноль дефектов"), которая впервые появилась в 1963 г. В табл. 2 показана эволюция развития системно-комплексного управления качеством на предприятиях бывшего Советского Союза.
В разработанной позднее системе бездефектного труда (СБТ) кроме процента сдачи продукции с первого предъявления учитывались культура и ритмичность производства. На предприятиях Горьковской области была внедрена система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), а Ярославском моторном заводе - система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса).
Десятая пятилетка была объявлена пятилеткой эффективности и качества. Улучшение качества продукции стало всенародной задачей. В конце 70-х г. на предприятиях Львовской области появилась комплексная система управления качеством продукции.
КС УКП представляла собой совокупность мероприятий, методов и средств, устанавливающих, обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции при разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации.
Опыт применения этой системы показал, что на предприятиях улучшалось не только качество продукции, но и экономические показатели предприятия. Эффективность применения системы выражалась в следующем:
·                    
 повышался удельный вес выпуска продукции высшей категории качества высших сортов в 2-3 раза;
·                
 снижались потери от брака
·                
 сокращалось число рекламаций и претензий потребителя;
·                
 повышалась производительность труда, отдача основных фондов,
                
 уменьшалась материалоемкость продукции,
·                
 ускорялась ее реализация.

Эта система получила одобрение ЦК КПСС и широко внедрялась в промышленность. Лучшая продукция награждалась Знаком качества. В 1978 г. государственный Знак качества был присвоен 38696 изделиям.
В конце 70-х начале 80-х г.г. были сделаны новые шаги в совершенствовании организации работ по улучшению качества продукции. Разрабатывались и внедрялись отраслевые системы управления качеством продукции (ОС УКП), планировалось создание Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГ УКП). В днепропетровской КС УКП и ЭИР применялось эффективное использование ресурсов. Были созданы комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП) и система управления предприятием и объединением (ГОСТ 24525).
Анализируя данные авторы отмечают, что реализация методических основ управления качеством шла в СССР параллельно передовому мировому опыту, в ряде случаев опережая его (система БИП), но, в основном, с отставанием примерно на 15 лет (если иметь в виду создание на предприятиях комплексных систем управления качеством продукции и внедрения идей, реализованных в стандартах ИСО серии 9000).
Почему же, несмотря на определенные успехи, все-таки не происходило коренного улучшения качества продукции в СССР? Главной причиной, скорее всего, являлась настроенность хозяйственного механизма бывшего Советского Союза на количественные (валовые) показатели, что исключало возможность эффективного использования методов, получивших развитие при решении проблем качества в рыночной экономике. Развитие работ по обеспечению качества в России, происходило вплоть до 90-х годов в условиях административно-плановой экономики. На первом месте стояло не качество, а количество, что и привело к заметному отставанию российских предприятий от передовой зарубежной практики в решении проблем качества. Здесь можно назвать еще несколько причин. Внедрение КС УКП велось директивным порядком, по указаниям "сверху" под давлением Госстандарта. Многие руководители не понимая долговременного характера проблемы отнеслись к созданию КС УКП формально как к временной системе, нарушая основные принципы системного подхода. Для этой работы выделяли неподготовленных людей. Экономическая система не побуждала работников к качественному труду. Персонал на предприятиях не был заинтересован в качественной работе, не было и материальных стимулов. Однако при перестройке экономики и переходе на хозрасчет стало очевидно, что качество продукции это основное условие жизнеспособности предприятия, особенно на внешнем рынке. С переходом к рыночным отношениям у российских предприятий появились благоприятные условия для использования мирового опыта в обеспечении качества продукции. Убедительным подтверждением явилось применение на предприятиях стандартов ИСО серии 9000. Несмотря на многие недостатки опыт КС УКП может стать основой для освоения стандартов ИСО 9000, которые в свою очередь представляют более высокий уровень обеспечения качества продукции, применяемый в мире.
Переход к рыночной экономике позволяет отечественным предприятиям в полной мере использовать накопленный в мире потенциал научных и практических подходов и методов обеспечения качества продукции. Россия теперь может принимать более активное участие в международном сотрудничестве в области обеспечения качества продукции.


3.    Факторы и условия, влияющие на обеспечение качества продукции

Качество продукции формируется на этапах её проектирования и изготовления и поддерживается на этапе эксплуатации. На каждом этапе на качество влияют определенные факторы и условия.
Под
 фактором обеспечения качества продукции понимается конкретная сила, изменяющая свойства сырья, материалов, конструктивных элементов или изделия в целом. Сюда относятся: предметы и орудия труда, оборудование, оснастка, инструмент, технология, а также профессиональные знания и навыки разработчиков, рабочих, организаторов производства.

Под
 условиями обеспечения качества продукции понимаются производственные обстоятельства, обстановка, среда, в которых действуют факторы обеспечения качества продукции.
По отношению к месту обеспечения качества продукции условия делятся на
 внутренние
К
 внутренним условиям относятся:
·               
 характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;
·                    
 уровень оснащённости и обслуживания рабочих мест;
·                    
 экологическое состояние производственных помещений;
·                    
 интерьер и производственный дизайн;
·                    
 состояние безопасности труда;
·                    
 состояние внутриколлективных и межличностных отношений;
·                    
 морально - психологический климат в коллективе, характер разрешения конфликтных ситуаций;
·                    
 характер материального и морального стимулирования за качество.

Условия обеспечения качества продукции в ряде случаев оказывают решающее воздействие на те силы, которые непосредственно изменяют свойства продукции. Они могут благоприятствовать полному проявлению возможностей факторов или в различной степени сдерживать их, тормозить проявление их возможностей (например, изменение приоритета премирования - за качественные или количественные показатели и др.).

Обеспечение наиболее гармоничного сочетания факторов и условий - одна из важнейших и сложных задач обеспечения качества, управления качеством продукции.

Рассмотрим
 основные факторы, определяющие качество продукции на разных этапах её жизненного цикла.

На
 этапе проектно-конструкторских разработок основными факторами, обеспечивающими качество изделий, являются:
·                    
 глубокая предпроектная проработка изделия с учетом отечественных и зарубежных патентов;
·                    
 технико-экономическое обоснование конструкции и эксплуатационных характеристик изделия;
·                    
 бездефектное проектирование;
·                    
 широкое применение типовых схем, максимальное использование унифицированных, стандартизованных деталей, узлов, агрегатов;
·                   
 включение в изделие встроенных систем контроля, в том числе автоматического;
·                    
 включение в конструкцию изделия дублирующих жизненно важных для него систем;
·                    
 проведение лабораторных испытаний в усложненных условиях;
·                    
 проверка и уточнение НТД по результатам отработки опытной партии и данных эксплуатации.
На
 этапе производства продукции факторы, влияющие на её качество, можно разделить на:технические, организационные, информационные, cоциальные, экономические.
К
 техническим факторам относятся:
·                    
 качество предметов труда: сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, документации и пр. Обеспечение качества здесь может быть достигнуто за счет повышения эффективности входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
·                    
 качество средств труда: оборудования, аппаратуры, технологического оснащения, инструмента, cредств измерений, средств автоматизации труда и пр. Основными путями реализации этого фактора являются техническое перевооружение и реконструкция производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, использование высокоточного оборудования;
·                    
 качество технологических процессов. Усиление действия этого фактора может быть обеспечено путем разработки пооперационных технологий, типизации технологических процессов, внедрения прогрессивных технологий, активного контроля качества в процессе производства.
На
 этапе эксплуатации основными факторами, влияющими на поддержание качества и надежности технических устройств, являются:
·               
 использование устройств по прямому назначению с соблюдением режимов, предусмотренных технической документацией;
·               
 улучшение обслуживания и проведение регламентных работ в предусмотренные сроки;
·               
 повышение качества текущего, планово-предупредительного и капитального ремонтов.
Решающее воздействие на качество продукции на всех трёх рассматриваемых этапах жизненного цикла технических устройств оказывают и такие факторы, как улучшение трудовой и технологической дисциплины, развитие личной инициативы и творческого отношения к труду каждого работника; постоянный рост профессионального уровня работников; применение эффективной системы морального и материального поощрения.

Рассмотренные факторы позволяют сформулировать
 основные направления повышения качества технических устройств:
·                    
 создание технологичных конструкций устройств;
·                    
 совершенствование технологических процессов изготовления;
·                    
 повышение уровня унификации изделий;
·                    
 повышение технического уровня производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов (основных и вспомогательных);
·                    
 ритмичная работа всех подразделений предприятия;
·                    
 разработка и применение прогрессивных методов контроля и анализа качества продукции;
·                    
 безусловное соблюдение технологической, производственной и исполнительской дисциплины;
·                    
 выполнение требований стандартов;
·                    
 внедрение прогрессивной организации труда и повышение культуры производства;
·                    
 развитие и стимулирование творческой активности работников, их заинтересованности в повышении качества продукции.

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система обеспечения качества решает многие задачи, которые возникают как в процессе создания изделий, так и при их изготовлении и испытаниях Одной из общемировых тенденций в обеспечении качества продукции является системный подход в управлении качеством продукции.
Созданная в 40-е годы, Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.
Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения качества в различных странах к единым требованиям международных стандартов.
Реализовать эти требования можно лишь при условии выполнения основополагающих постулатов функционирования систем обеспечения качества продукции:
- цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;
- достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;
- основным критерием достижения целей в области качества продукции является удовлетворение потребностей потребителей;
- использование системного подхода при обеспечении управления качеством продукции;
- епрерывное и систематическое обучение рабочих и служащих;
- воспитание у каждого изготовителя продукции уважительного отношения к потребителю;
- постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по повышению, обеспечению и улучшению качества продукции.
Предприятиям России в условиях рыночной экономики необходимо так построить свою работу по обеспечению качества продукции, чтобы с наименьшими потерями можно было войти в рынок международной торговли и там занять свою нишу.
Первым же шагом в этом направлении становится сертификация продукции и сертификация системы по обеспечению качества продукции.



                                                  ЛИТЕРАТУРА

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248 с.

2. Гиссин В. И. Управление качеством. – М.: МарТ, 2003. – 400 с

3. Пустовалов Б. И. Как сохранить автомобиль. – М.: ДОСААФ, 1987. – 208 с.

4. Ребрин Ю. И. Управление качеством. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 174 с.

5. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 199 с.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25686. Яички 60 KB
  В постнатальном периоде в семенных канальцах гоноциты размножаются а эпителий половых шнуров сохраняется в качестве поддерживающих клеток. Базальный слой внутренний волокнистый слой расположенный между двумя базальными мембранами сперматогенного эпителия и миоидных клеток состоит из сети коллагеновых волокон. Непосредственно к миоидному слою примыкает неклеточный слой образованный базальной мембраной миоидных клеток и коллагеновыми волокнами. За ними расположен слой состоящий из фибробластоподобных клеток прилежащий к базальной...
25687. Яичники 58.5 KB
  Около половины овогоний с 3го месяца развития начинает дифференцироваться в овоцит первого порядка период малого роста находящийся в профазе мейоза. К моменту рождения число овогоний прогрессивно уменьшается и составляет около 45 большая часть клеток подвергается атрезии основные клетки представляют собой вступившие в период роста овоциты 1го порядка. 2 стадия период роста протекает в функционирующем яичнике и состоит в превращении овоцита 1го порядка первичного фолликула в овоцит 1го порядка в зрелом фолликуле. 3 стадия ...
25688. Мужские половые клетки 40 KB
  Скорость их движения у человека 3050мкм с Целенаправленному движению способствуют хемотаксис движение к химическому раздражителю или от него и реотаксис движение против тока жидкости. Мужские половые клетки человека сперматозоиды или спермии длиной 70мкм имеют головку и хвост. В ядре сперматозоида человека содержится 23 хромосомы одна из которых является половой X или У остальные аутосомами.
25689. Понятие о системе крови. Эритроциты 47 KB
  Система крови включает в себя кровь органы кроветворения красный костный мозг тимус селезенку лимфатические узлы лимфоидную ткань некроветворных органов. Элементы системы крови имеют общее происхождение из мезенхимы и структурнофункциональные особенности подчиняются общим законам нейрогуморальной регуляции объединены тесным взаимодействием всех звеньев. Так постоянный состав периферической крови поддерживается сбалансированными процессами новообразования гемопоэза и разрушения клеток крови.
25690. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 41 KB
  Длина его канальцев до 50мм а всех нефронов в среднем около 100 км. Остальные 15 нефронов располагаются в почке так что их почечные тельца извитые проксимальные и дистальные отделы лежат в корковом веществе на границе с мозговым веществом. Таким образом корковое и мозговое вещества почек образованы различными отделами трех разновидностей нефронов. Корковое вещество составляют почечные тельца извитые проксимальные и дистальные канальцы всех типов нефронов.
25691. Устойчивость работы электропривода 281 KB
  Устойчивое, неустойчивое и безразличное состояния электродвигателей. Статическая устойчивость электропривода Совмещенные механические характеристики электродвигателя и механизмов. Влияние эксплуатационных характеристик электродвигателяышечные клетки. Клетки узла проводящей системы. Формирование импульса происходит в синусном узле центральную часть которого занимают клетки первого типа водители ритма или пейсмекерные клетки Рклетки способные к самопроизвольным сокращениям.
25692. Прямая кишка 31 KB
  В тазовой части прямой кишки ее слизистая оболочка имеет три поперечные складки. В анальной части кишки различают три зоны: столбчатую промежуточную и кожную. Слизистая оболочка прямой кишки состоит из эпителия собственной и мышечной пластинок.
25693. Сердце 42.5 KB
  Стенка сердца состоит из трех оболочек: внутренней эндокарда средней миокарда и наружной эпикарда. Первая закладка сердца появляется в начале 3й недели развития у эмбриона длиной 15 мм в виде парного скопления мезенхимных клеток которые расположены в задней части головного отдела зародышевого щитка по сторонам от средней линии под висцеральным листком мезодермы. К 4му месяцу заканчивается образование всех отделов проводящей системы сердца. Клапаны сердца: предсердножелудочковые и желудочковососудистые развиваются в основном...
25694. Развитие нервной ткани 35.5 KB
  Часть клеток нервной пластинки не входит в состав нервной трубки и эпидермальной эктодермы и образует скопления по бокам от нервной трубки которые сливаются в рыхлый тяж располагающийся между нервной трубкой и эпидермальной эктодермой нервный гребень ганглиозная пластинка. Нервная трубка на ранних стадиях эмбриогенеза представляет собой многорядный нейроэпителий состоящий из вентрикулярных или нейроэпителиальных клеток. Вентрикулярная эпендимная зона состоит из делящихся клеток цилиндрической формы. Клетки делятся и после деления...