82900
Основы исследовательской деятельности
Реферат
Менеджмент, консалтинг и предпринимательство
Теоретические аспекты качества. Развитие системы качества. Факторы и условия влияющие на обеспечение качества продукции. Поэтому проблемы обеспечения качества продукции были и будут оставаться в центре внимания любого производства.
Русский
2015-03-05
77 KB
1 чел.
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Московской области
«Клинский промышленно-экономический техникум
РЕФЕРАТ
по теме «Основы исследовательской деятельности»
Проверил преподаватель: Выполнил
Стародубцева М.А. студент гр. ТОР-20
Нормоконтроль: Мамаев К. А.
Ильина.И.А. _______2014г
г. Клин 2014
Содержание
1. Введение………………………………………………………...………..……2
2. Теоретические аспекты качества………………………………………….….3
3. Развитие системы качества…………………………………………...………5
4. Факторы и условия, влияющие на обеспечение качества продукции…….10
5. Заключение……………………………………………………………………14
6. Список литературы………………………………………………… ..………16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что главными, важными и влиятельными факторами конкуренции продукции являются цена и качество. Причем, в условиях рыночных отношений возрастает роль неценовой конкуренции, когда завоевать потребителя можно только через высокое качество. Поэтому проблемы обеспечения качества продукции были и будут оставаться в центре внимания любого производства.
Обеспечение качества в настоящее время является обязательным условием каждого производства. Система обеспечения качества предусматривает гораздо большее воздействие на изделия, чем это предусматривается при контроле качества. Нередко под контролем качества понимают только контроль и испытания изделий, хотя технология изготовления оказывает значительно большее влияние, чем конечные операции по изготовлению изделий.
Задачи:
- рассмотреть основные элементы качества;
- проследить развитие системы качества;
- выявить факторы и условия, влияющие на обеспечение качества;
- проанализировать действия в области обеспечения качества на различных уровнях жизненного цикла изделия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Рассмотрим элементы, составляющие понятие качества.
Под характеристикой понимается взаимосвязь зависимых и независимых переменных, которые выражаются в виде текста, формулы или графика. Характеристики могут быть качественными или количественными.
К объектам, например, относятся деятельность или процесс, продукция, услуга, организация, система, отдельное лицо или любая комбинация из них. То есть объектом является то, что может быть описано или рассмотрено. В основном, в деятельности предприятий (организаций) под объектом качества понимается продукция (товар) и услуга.
Продукция - результат деятельности или процессов.
Услуга - результат взаимодействия потребителя и поставщика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.
Исходным в определении качества является понятие потребности. Здесь в первую очередь речь идет об удовлетворение потребностей потребителей (покупатели и заказчики), играющих важную роль в формировании качества продукции. В сложившихся условиях превышения предложения над спросом потребители становятся более разборчивыми и их требования к качеству постоянно возрастают. Основное желание потребителя - это получить продукцию или услугу такого качества, которое соответствует его потребностям по благоприятной цене и в установленный срок.
В этой ситуации, для успешной конкуренции, производитель (поставщик) продукции (услуги) заинтересован в "удовлетворении потребностей" потребителя через качество, но с выгодными затратами, которые принесут ему наибольшую прибыль или другую выгоду, которую он сможет использовать в будущем. Например, завоевать на рынке новых и постоянных клиентов.
Установлено, что одновременное достижение высокого качества и снижения цены потребления возможно при условии создания на предприятиях (в организациях) систем управления качеством (Всеобщее управление качеством - TQM). Появлению современной методологии TQM предшествовали различные системы.
Контроль качества - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.
Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
В 70 -х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться на всех стадиях производства: в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования. В современных условиях импульсом для работ в этом направлении стали требования военной, космической, атомной, авиационной, автомобильной промышленности и, наконец, требования, обусловленные необходимостью охраны окружающей среды. Этому также способствовали возрастающие требования потребителей к качеству приобретаемой продукции.
Вследствие этого, для обеспечения высокого уровня качества выпускаемой или разрабатываемой продукции, возникла необходимость создания комплексных подходов, позволяющих формировать "замкнутый процесс", с учетом вышеназванных стадий ее производства. Решение проблемы выразилось в создании систем взаимосвязанных, постоянно действующих на предприятии мероприятий по обеспечению качества. Эти системы видоизменялись и совершенствовались. Менялись и цели работ в этой области. Если целью контроля качества был поиск и устранение обнаруженных дефектов посредством их изъятия из дальнейшего производства, то целью работ по обеспечению качества стало обнаружение причин ошибок, их устранение и предотвращение повторений. Впоследствии стало ясно, что целесообразно регламентировать не только технические процессы и действия на предприятии, но и все, что связано с управлением и организацией на предприятиях с распределением задач, функций прав и обязанностей. Весь накопленный опыт в данной области был суммирован в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы управления качеством, которые стали широко внедряться по всему миру с конца 80-х годов. Главной целевой установкой стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированной на предоставление доказательств способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.
На современном этапе эволюции управления качеством предусматривается переход от систем управления качеством к системам общего руководства предприятием, с учетом новых требований рынка.
Опыт отечественных предприятий по управлению качеством продукции
В бывшем СССР системному управлению качеством уделялось большое внимание. Первым этапом в этом направлении было создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (системы БИП), разработанной в середине 50-х г.г. на машиностроительных предприятиях Саратовской области. Система БИП была направлена на создание условий производства, обеспечивающих изготовление продукции без отклонений от технической документации. Она основывалась на количественной оценке труда, характеризующейся процентом сдачи продукции с первого предъявления за отчетный период контролеру ОТК. Процент сдачи исчислялся как процентное соотношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий. С помощью количественных показателей труда стало возможно непрерывно контролировать изменение этого показателя и применять оперативные меры при тенденции к ухудшению, т. е. управлять качеством труда отдельного исполнителя, бригады, участка, цеха. В зависимости от значения коэффициента качества труда устанавливался размер премии работника. Подходы и идеи этой системы соответствовали американской системе ZD ("ноль дефектов"), которая впервые появилась в 1963 г. В табл. 2 показана эволюция развития системно-комплексного управления качеством на предприятиях бывшего Советского Союза.
В разработанной позднее системе бездефектного труда (СБТ) кроме процента сдачи продукции с первого предъявления учитывались культура и ритмичность производства. На предприятиях Горьковской области была внедрена система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), а Ярославском моторном заводе - система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса).
Десятая пятилетка была объявлена пятилеткой эффективности и качества. Улучшение качества продукции стало всенародной задачей. В конце 70-х г. на предприятиях Львовской области появилась комплексная система управления качеством продукции.
КС УКП представляла собой совокупность мероприятий, методов и средств, устанавливающих, обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции при разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации.
Опыт применения этой системы показал, что на предприятиях улучшалось не только качество продукции, но и экономические показатели предприятия. Эффективность применения системы выражалась в следующем:
· повышался удельный вес выпуска продукции высшей категории качества высших сортов в 2-3 раза;
· снижались потери от брака
· сокращалось число рекламаций и претензий потребителя;
· повышалась производительность труда, отдача основных фондов,
уменьшалась материалоемкость продукции,
· ускорялась ее реализация.
Эта система получила одобрение ЦК КПСС и широко внедрялась в промышленность. Лучшая продукция награждалась Знаком качества. В 1978 г. государственный Знак качества был присвоен 38696 изделиям.
В конце 70-х начале 80-х г.г. были сделаны новые шаги в совершенствовании организации работ по улучшению качества продукции. Разрабатывались и внедрялись отраслевые системы управления качеством продукции (ОС УКП), планировалось создание Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГ УКП). В днепропетровской КС УКП и ЭИР применялось эффективное использование ресурсов. Были созданы комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП) и система управления предприятием и объединением (ГОСТ 24525).
Анализируя данные авторы отмечают, что реализация методических основ управления качеством шла в СССР параллельно передовому мировому опыту, в ряде случаев опережая его (система БИП), но, в основном, с отставанием примерно на 15 лет (если иметь в виду создание на предприятиях комплексных систем управления качеством продукции и внедрения идей, реализованных в стандартах ИСО серии 9000).
Почему же, несмотря на определенные успехи, все-таки не происходило коренного улучшения качества продукции в СССР? Главной причиной, скорее всего, являлась настроенность хозяйственного механизма бывшего Советского Союза на количественные (валовые) показатели, что исключало возможность эффективного использования методов, получивших развитие при решении проблем качества в рыночной экономике. Развитие работ по обеспечению качества в России, происходило вплоть до 90-х годов в условиях административно-плановой экономики. На первом месте стояло не качество, а количество, что и привело к заметному отставанию российских предприятий от передовой зарубежной практики в решении проблем качества. Здесь можно назвать еще несколько причин. Внедрение КС УКП велось директивным порядком, по указаниям "сверху" под давлением Госстандарта. Многие руководители не понимая долговременного характера проблемы отнеслись к созданию КС УКП формально как к временной системе, нарушая основные принципы системного подхода. Для этой работы выделяли неподготовленных людей. Экономическая система не побуждала работников к качественному труду. Персонал на предприятиях не был заинтересован в качественной работе, не было и материальных стимулов. Однако при перестройке экономики и переходе на хозрасчет стало очевидно, что качество продукции это основное условие жизнеспособности предприятия, особенно на внешнем рынке. С переходом к рыночным отношениям у российских предприятий появились благоприятные условия для использования мирового опыта в обеспечении качества продукции. Убедительным подтверждением явилось применение на предприятиях стандартов ИСО серии 9000. Несмотря на многие недостатки опыт КС УКП может стать основой для освоения стандартов ИСО 9000, которые в свою очередь представляют более высокий уровень обеспечения качества продукции, применяемый в мире.
Переход к рыночной экономике позволяет отечественным предприятиям в полной мере использовать накопленный в мире потенциал научных и практических подходов и методов обеспечения качества продукции. Россия теперь может принимать более активное участие в международном сотрудничестве в области обеспечения качества продукции.
3. Факторы и условия, влияющие на обеспечение качества продукции
Качество продукции формируется на этапах её проектирования и изготовления и поддерживается на этапе эксплуатации. На каждом этапе на качество влияют определенные факторы и условия.
Под фактором обеспечения качества продукции понимается конкретная сила, изменяющая свойства сырья, материалов, конструктивных элементов или изделия в целом. Сюда относятся: предметы и орудия труда, оборудование, оснастка, инструмент, технология, а также профессиональные знания и навыки разработчиков, рабочих, организаторов производства.
Под условиями обеспечения качества продукции понимаются производственные обстоятельства, обстановка, среда, в которых действуют факторы обеспечения качества продукции.
По отношению к месту обеспечения качества продукции условия делятся на внутренние
К внутренним условиям относятся:
· характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;
· уровень оснащённости и обслуживания рабочих мест;
· экологическое состояние производственных помещений;
· интерьер и производственный дизайн;
· состояние безопасности труда;
· состояние внутриколлективных и межличностных отношений;
· морально - психологический климат в коллективе, характер разрешения конфликтных ситуаций;
· характер материального и морального стимулирования за качество.
Условия обеспечения качества продукции в ряде случаев оказывают решающее воздействие на те силы, которые непосредственно изменяют свойства продукции. Они могут благоприятствовать полному проявлению возможностей факторов или в различной степени сдерживать их, тормозить проявление их возможностей (например, изменение приоритета премирования - за качественные или количественные показатели и др.).
Обеспечение наиболее гармоничного сочетания факторов и условий - одна из важнейших и сложных задач обеспечения качества, управления качеством продукции.
Рассмотрим основные факторы, определяющие качество продукции на разных этапах её жизненного цикла.
На этапе проектно-конструкторских разработок основными факторами, обеспечивающими качество изделий, являются:
· глубокая предпроектная проработка изделия с учетом отечественных и зарубежных патентов;
· технико-экономическое обоснование конструкции и эксплуатационных характеристик изделия;
· бездефектное проектирование;
· широкое применение типовых схем, максимальное использование унифицированных, стандартизованных деталей, узлов, агрегатов;
· включение в изделие встроенных систем контроля, в том числе автоматического;
· включение в конструкцию изделия дублирующих жизненно важных для него систем;
· проведение лабораторных испытаний в усложненных условиях;
· проверка и уточнение НТД по результатам отработки опытной партии и данных эксплуатации.
На этапе производства продукции факторы, влияющие на её качество, можно разделить на:технические, организационные, информационные, cоциальные, экономические.
К техническим факторам относятся:
· качество предметов труда: сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, документации и пр. Обеспечение качества здесь может быть достигнуто за счет повышения эффективности входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
· качество средств труда: оборудования, аппаратуры, технологического оснащения, инструмента, cредств измерений, средств автоматизации труда и пр. Основными путями реализации этого фактора являются техническое перевооружение и реконструкция производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, использование высокоточного оборудования;
· качество технологических процессов. Усиление действия этого фактора может быть обеспечено путем разработки пооперационных технологий, типизации технологических процессов, внедрения прогрессивных технологий, активного контроля качества в процессе производства.
На этапе эксплуатации основными факторами, влияющими на поддержание качества и надежности технических устройств, являются:
· использование устройств по прямому назначению с соблюдением режимов, предусмотренных технической документацией;
· улучшение обслуживания и проведение регламентных работ в предусмотренные сроки;
· повышение качества текущего, планово-предупредительного и капитального ремонтов.
Решающее воздействие на качество продукции на всех трёх рассматриваемых этапах жизненного цикла технических устройств оказывают и такие факторы, как улучшение трудовой и технологической дисциплины, развитие личной инициативы и творческого отношения к труду каждого работника; постоянный рост профессионального уровня работников; применение эффективной системы морального и материального поощрения.
Рассмотренные факторы позволяют сформулировать основные направления повышения качества технических устройств:
· создание технологичных конструкций устройств;
· совершенствование технологических процессов изготовления;
· повышение уровня унификации изделий;
· повышение технического уровня производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов (основных и вспомогательных);
· ритмичная работа всех подразделений предприятия;
· разработка и применение прогрессивных методов контроля и анализа качества продукции;
· безусловное соблюдение технологической, производственной и исполнительской дисциплины;
· выполнение требований стандартов;
· внедрение прогрессивной организации труда и повышение культуры производства;
· развитие и стимулирование творческой активности работников, их заинтересованности в повышении качества продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система обеспечения качества решает многие задачи, которые возникают как в процессе создания изделий, так и при их изготовлении и испытаниях Одной из общемировых тенденций в обеспечении качества продукции является системный подход в управлении качеством продукции.
Созданная в 40-е годы, Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.
Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения качества в различных странах к единым требованиям международных стандартов.
Реализовать эти требования можно лишь при условии выполнения основополагающих постулатов функционирования систем обеспечения качества продукции:
- цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;
- достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;
- основным критерием достижения целей в области качества продукции является удовлетворение потребностей потребителей;
- использование системного подхода при обеспечении управления качеством продукции;
- епрерывное и систематическое обучение рабочих и служащих;
- воспитание у каждого изготовителя продукции уважительного отношения к потребителю;
- постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по повышению, обеспечению и улучшению качества продукции.
Предприятиям России в условиях рыночной экономики необходимо так построить свою работу по обеспечению качества продукции, чтобы с наименьшими потерями можно было войти в рынок международной торговли и там занять свою нишу.
Первым же шагом в этом направлении становится сертификация продукции и сертификация системы по обеспечению качества продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999. 1248 с.
2. Гиссин В. И. Управление качеством. М.: МарТ, 2003. 400 с
3. Пустовалов Б. И. Как сохранить автомобиль. М.: ДОСААФ, 1987. 208 с.
4. Ребрин Ю. И. Управление качеством. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.
5. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2000. 199 с.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
7481. | Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва кольца. Градуировка пружины и определение её жёсткости | 184.5 KB | |
Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва кольца Указания содержат краткое описание рабочей установки и методики определения коэффициента поверхностного натяжения жидкости. Методические указания предназначены для студ... | |||
7482. | Определение постоянной Пуассона и оценка числа степеней свободы молекул воздуха методом Клемана-Дезорма | 202.5 KB | |
Определение постоянной Пуассона и оценка числа степеней свободы молекул воздуха методом Клемана-Дезорма Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику определения постоянной Пуассона. Методические указания предназначены для студенто... | |||
7483. | Поняття про основні галузі господарства і технології, які в них застосовуються. Правила внутрішнього розпорядку і правила безпечної роботи в шкільних майстернях | 24.45 KB | |
Мета: ознайомити учнів із програмою й обєктами праці, основними галузями виробництва, із прикладами технологій, які в них застосовуються; повторити правила внутрішнього розпорядку і безпечної роботи в шкільних майстернях, навчити характе-ризувати основні галузі виробництва і види технологій | |||
7484. | Мифы народов мира, мифологическая энциклопедия в двух томах. Анализ | 59.54 KB | |
Мифы народов мира, мифологическая энциклопедия в двух томах, под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1980 том I, стр. 321-335 Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя... | |||
7485. | Древнегреческая мифология и религия | 20.89 KB | |
Древнегреческая мифология и религия - религия и мифология древних греков (эллинов). По мнению авторитетного исследователя античной мифологии А.Ф. Лосева, сущность греческой мифологии определяется особенностями первобытнообщинного строя греков,... | |||
7486. | Христианская мифология | 79.5 KB | |
Христианская мифология, комплекс представлений, образов, наглядных символов, связанных с религиозной доктриной христианства и развивающихся во взаимодействии этой доктрины с фольклорными традициями народов. Соотношение между христианской доктриной и... | |||
7487. | Психология. Понятие о психологии | 235.5 KB | |
Психология. Тема 1.1. Понятие о психологии. Научное определение психологии, и ее аспекты, этапы становления. Общая психология в современном представлении. Отрасли психологии. 1 Психология - это наука о психике человека и... | |||
7488. | Педагогическая психология. Предмет, задачи, методы педагогической психологии | 60 KB | |
Педагогическая психология. Тема 2.1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Современная педагогическая психология и предмет ее изучения. Проблемы и задачи современной педагогической психологии. Методы педагогической пси... | |||
7489. | Педагогика. Предмет и основные категории педагогики | 88.5 KB | |
Педагогика. Тема 3.1. Предмет педагогики. Предмет и основные категории педагогики. История и классовый характер воспитания. Связь педагогики с другими науками. 1. Предмет и основные категории педагогики. К числу основных понятий пе... | |||