82948

Пожарная защита на железнодорожном транспорте

Курсовая

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

По программе дисциплины предполагается последовательное изучение пожароопасных свойств материалов и веществ классификации пожаров и опасных факторов пожара установка противопожарного режима на объекте железных дорого изучение природных пожаров воздействующих на объекты предприятий...

Русский

2015-03-05

100.9 KB

26 чел.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

         КР 280104.65.10.00

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

         КР 280104.65.10.00

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет

путей сообщения»

Кафедра  « Техносферная безопасность »

Курсовая работа

На тему: «Пожарная защита на железнодорожном транспорте»

 Выполнила: Баранова А.В

 945 группа

Проверил: Балюк А.А

Хабаровск 2014г.

Содержание:

Введение.

  1.  Классификация пожаров на Ж/Д транспорте.
  2.  Анализ причин пожаров в поездах и на объектах Ж/Д транспорта.
  3.  Природные пожары и предупреждение их воздействия на работу Ж/Д транспорта.
  4.   Требования к организации  пожарно – профилактических работ  на Ж/Д транспорте.
  5.  Требования к обеспечению пожарной безопасности в пассажирских поездах, электровозов и тепловозов.
  6.  Факторы пожаро - и взрывоопасности на подвижном составе.
  7.  Развитие наружных пожаров.
  8.  Расчет параметров опасных факторов взрывов и пожаров.
  9.   Пожарные поезда, их дислокация, тактико – технические данные и опыт создания аварийно – спасательных формирований на базе  пожарных поездов.
  10.   Исходные данные.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Главная  задача дисциплины «Пожарная защита на железнодорожном транспорте» - обучение основам защиты и предупреждения  пожаров на объектах железнодорожного транспорта.

По программе дисциплины предполагается последовательное изучение пожароопасных свойств материалов и веществ, классификации пожаров и опасных факторов пожара, установка противопожарного режима на объекте железных дорого, изучение природных  пожаров воздействующих на объекты предприятий железнодорожного транспорта.

Методические указания выполнены в полном соответствии с программой учебной дисциплины «Пожарная защита на Ж/Д транспорте» Курсовая работа включает в себя расчетно -  пояснительную записку и графическую часть, выполненную в соответствии с требованиями ЕСКД.

  1.  Классификация пожаров на Ж/Д транспорте.

Исходя из того, что пожар это несанкционированное неконтролируемое горение веществ, материалов и газовоздушных смесей вне специального очага и приносящие материальный ущерб и поражение людей на объектах  и подвижном составе железнодорожного транспорта пожары подразделяются на наружные и внутренние. Открытые и скрытые.

Особо пожаро – и взрывоопасными объектами на Ж/Д транспорте являются участковые, сортировочные и грузовые станции и территории, на которых возможны аварии, сопровождающиеся пожарами и взрывами цистерн с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВК) и сжиженными углеводородными газами (СУГ), а также разливом горючих  жидкостей (ГЖ) на значительной площади. При этом пожарная безопасность на железнодорожных станциях характеризуется следующими факторами:

  1.  Наличием большого количества составов и вагонов и различными взрывоопасными и пожароопасными грузами,  расположенными на расстоянии 4 – 6 м друг от друга;
  2.   Наличием производственных зданий и сооружений, расположенных вблизи полосы отвода;
  3.  Сложностью подъезда автомобилей  для тушения пожара и прокладки рукавных линий;
  4.  Недостаточным противопожарным водоснабжением.

 

  1.  Анализ причин пожаров в поездах и на объектах Ж/Д транспорта.

Причинами пожаров на подвижном составе и на объектах Ж/Д транспорта являются:

  1.  Короткие замыкания в электроустановках;
  2.  Нарушение правил безопасности при ведении огневых работ;
  3.  Загорание изоляции паропроводов, пропитанных маслом;
  4.  Загорание грузов при перевозках Ж/Д транспортом;
  5.  Нарушение правил производства маневровых работ на станциях;
  6.  Диверсии, террористические акты.

Опасными факторами пожара при этом могут быть:

  1.  Температура продуктов сгорания;
  2.  Геометрические  размеры факелов пламени;
  3.  Температура факела пламени;
  4.   Падающий тепловой поток;
  5.  Интенсивность выделения продуктов сгорания из очага пожара;
  6.  Содержание кислорода и токсичных продуктов в выделяемом очагом газах;
  7.  Оптическая плотность дыма;
  8.   Избыточное давление нагретых газов в объемах аварийного и смежного  помещений;
  9.  Оптическая плотность дыма;
  10.  Избыточное давление нагретых газов в объемах аварийного и смежного помещений;
  11.  Температура  окружающей среды аварийного и смежного помещений.

  1.  Природные пожары и предупреждение их воздействия на работу Ж/Д транспорта.

Наиболее существенно на работу Ж/Д транспорта влияют лесные пожары. Они подразделяются на верховые (разлет горящих головней достигает до 500 м), наземные (горение деревьев, кустарников, сухой травы и т.п.), подземные (горение торфа на значительных глубинах в земле).

Пожары, воздействующие на объекты Ж/Д транспорта и подвижной состав, по своим масштабам и интенсивности подразделяются:

  1.  На отдельным;
  2.  Сплошные;
  3.  Массовые;
  4.  Пожары в завалах;
  5.  Огненные штормы.

Виды пожаров устанавливают, исходя из обособленности или общности зон опасного воздействия тепла.

  1.  Требования к организации  пожарно – профилактических работ  на Ж/Д транспорте.

Организационно – технические мероприятия, обеспечивающие пожарно – профилактические работы по обеспечению пожарной  безопасности на подвижном  составе и объектах Ж/Д транспорта, должны включать:

  1.  Организацию пожарной охраны (в установленном порядке) соответствующего вида (профессиональной, добровольной и т.п.), численности и технической оснащенности;
  2.  Широкое привлечение внимания общественности к вопросам обеспечение пожарной безопасности;
  3.  Организация обучения работающих  вопросам пожарной безопасности;
  4.   Разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкция о порядке работы с пожароопасными  материалами и веществами, соблюдением противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара;
  5.  Разработку мероприятий  по действиям администрации, рабочих, служащих и населения на случай возникновения пожара и организации эвакуации людей;
  6.  Изготовление и применение средств наглядной агитации.

  1.  Требования к обеспечению пожарной безопасности в пассажирских поездах, электровозов и тепловозов.

Перед отправлением пассажирского поезда в рейс необходимо проверить:

  1.  Наличие и готовность средств пожаротушения к действию;
  2.  Работоспособность систем пожарной сигнализации;
  3.  Исправность аварийных  выходов и окон;
  4.  Наличие воды в системе отопления, исправность системы;
  5.  Наличие пламеотражателей  в титане;
  6.  Чистоту электрощитов и приборов на титане;
  7.  Плотность соединения контактов в электроаппаратуре титана;
  8.  Соответствие плавки вставок установленному номиналу в распределительном щите;
  9.  Наличие пломб на кожухе стабилизатора в распределительном  щите;
  10.  Исправность систем поездной радиосвязи;
  11.  Натяжение приводного ремня и исправность подвагонного генератора;
  12.  Исправность прибора контроля к течки тока на кожух вагона;
  13.  Исправность  системы электроснабжения вагона и водяного пожаротушения.

Не допускаются к эксплуатации электровозы и тепловозы:

  1.  Неукомплектованные первичными средствами пожаротушения;
  2.  С неисправными или не заряженными установками автоматического пожаротушения;
  3.  С неисправной пожарной сигнализацией;
  4.  При отсутствии на тепловозах крышек на топливных баках с негерметичным топливопроводном.

 

  1.  Факторы пожаро - и взрывоопасности на подвижном составе.

При перевозке на подвижном составе железных дорого опасных грузов возможны следующие опасные факторы:

  1.  Образование взрывоопасных  зон загазованности;
  2.  Воздушная  ударная волна взрывов облаков топливно – воздушных смесей;
  3.  Тепловое излучение при горении ЛВЖ и ГЖ, сжиженных углеводородных газов, аварийно – химических опасных веществ (АХОВ), твердых горючих веществ;
  4.  Токсичные выбросы.
  5.  Развитие наружных пожаров.

При оценке пожарной обстановки на станциях и перегонах железных дорог необходим учет особенностей  наружных пожаров на объектах и подвижном составе. При авариях с СУГ площадь зоны загазованности при разгерметизации одной  цистерны достигает 2500  и может иметь протяженность до 250 м. При попаданий одной цистерны, заполненной СУГ в факел пламени в ней резко повышается давление, предохранительные клапаны не успевают стравливать газ и через 16-24 минут, цистерна разрушается со взрывом и выбросом  пламени на высоту до 150 м, а также  с образованием новых очагов горения на расстоянии до 150 м. При этом образуется огненный шар диаметром 120-150 м. Осколки  взорвавшейся цистерны разбрасываются на расстоянии до 150 м, а в  отдельных до 450 м. Иногда взрыв цистерн срывает котел с рамы и отбрасывает его на расстояние до 80 м.

Взрыв одной железнодорожной цистерны с СУГ способствует увеличению площади пожара до 160   в зависимости от состояния балласта железнодорожных путей и рельефа местности.

  1.  Расчет параметров опасных факторов взрывов и пожаров.

Расчет размеров взрывоопасных зон и избыточного давления взрыва  ТВС  при авариях  с СУГ производится из условий, что взрывоопасная зона образующаяся при выбросе горючих газов, представляет собой территорию с определенным радиусом, ограничивающим область концентраций, с определенным радиусом, ограничивающим область концентраций, превышающий нижний   концентрационный предел распространения пламени.

  1.  Пожарные поезда, их дислокация, тактико – технические данные и опыт создания аварийно – спасательных формирований на базе  пожарных поездов.

Для ликвидации Ж/Д транспортных происшествий, и в первую очередь для восстановления прерванного движения поездов на сети дорог ОАО «РЖД» функционируют следующие аварийно – восстановительные подразделения:  пожарные и восстановительные поезда, аварийно – полевые команды (АПК), аварийно – восстановительные летучки контактной сети, связи и СЦБ. Восстановление железнодорожного пути возложено на дистанции пути и ПМС.

Пожарный поезд на Ж/Д транспорте предназначен:

  1.  Для ликвидации пожаров и связанных с ними аварийно – спасательных работ на объектах и подвижном составе;
  2.  Оказание помощи при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других  ЧС на Ж/Д транспорте, сопровождающихся пожарами;
  3.  Участия  в ликвидации пожаров и проведения связанных с ними аварийно – спасательных работ на объектах, предприятиях  и организациях не относящихся к Ж/Д транспорту, а пределах своих  тактико – технических возможностях, а также для оказания услуг в области пожарной безопасности;
  4.  Пожарные поезда организуются на крупных  железнодорожных станциях и узлах, в состав которых входят грузовые районы, локомотивные и вагонные депо, другие объекты, имеющие повышенную пожарную опасность.
  5.  Исходные данные.

Задача №2. Табл.2

  1.  Ширина полосы отвода – 10м (a).
  2.   Время свободного развития пожара – 12мин. ()
  3.  Среднее значение линейной скорости горения покрова полосы отвода – 1,2 .

Задача №1. Табл.1

  1.  СЕРИЯ ЛОКОМОТИВА – 2ТЭ10
  2.  Длина по оси автосцепки – 37,22 м.
  3.  Ширина – 3,27 м.
  4.  Высота – 5,1 м.

Пример. Рассчитать силы и средства для тушения пожара в тепловозе на перегоне.

Исходные данные представлены на рис.1.

1

2

4

5

2

3

7

4

6

Рис.1. Схема расположения оборудования на тепловозе. Вид сверху.

1-кабина машиниста; 2- аппаратные камеры; 3- компрессор;

4-аккумуляторная батарея; 5- забор воздуха; 6- гидропривод вентилятора; 7- дизель.

Решение.

  1.  Определение площади пожара.

Очаг возгорания находится в гидроприводе вентилятора (2). Интенсивность  линейного распространения горения при пожарах на различных объектах, м/мин, определяется по таблице интенсивности линейного распространения и, согласно справочнику руководителя тушения пожара, равна 6 м/мин.

26 м

 

7м 13м

Рис.2. Распространение пожара на тепловозе через минуту, через 2 минуты.

Площадь пожара вначале составила 0,5 , следовательно, через минуту радиус будет равен 6*1+0,5=6,5м.

Площадь пожара за минуту при распространении  составит:

.

Где А – ширина тепловоза, равная 3,27 м;

Б – длина распространения пожара, равная 7 м.

Площадь пожара через 2 минуты:

.

Где  А –ширина тепловоза, равная 3,27

Б – длина распространение пожара, равная 13 м.

На момент прибытия пожарного подразделения  площадь пожара составила 42,51  .

  1.  Определение количества огнегасительных веществ (пены).

Требуемое количество огнесительного вещества определяется:

. (15)

Где  -  требуемое количество огнегасительного вещества, /мин;

– коэффициент запаса, определяющий разрушение и потерю пены равный 2;

V – Объем горящего помещения, ;

;

– нормативное время тушения пожара, равное 3 мин.

На пожар прибыл пожарный ГПС (генерирующий пенный ствол), который вырабатывает 6 л пены в секунду, или 0,6 .

Время, затраченное на тушение пожара пеной составляет 3 мин.

  1.  Расчет личного состава.

Для работы ГПС – 600 требуется 2 человека на один ствол.

Возможность расхода раствора одним стволом составляет  6 л/с, площадь тушения пожара одним стволом составляет 120 /с.

Согласно тактико–технической характеристике и основным тактическим возможностями отделения, вооруженного автоцистерной АЦ – 40, численность личного состава на тушение пожара составляет  7 человек (вместе с водителем), количество ГПС – 500 – 2 шт., возможный  объем тушения пеной средней кратности составляет  83.

Так как объем пожара составил 106,2 , то для его тушения потребуется 2 ствола. Поскольку на один ствол приходиться два человека, следовательно, нам на 2 ствола потребуется 4 человека.

Решение

  1.  Площадь пожара имеет форму прямоугольника с 2-х сторонним  развитием пожара.
  2.  Определить путь, м, пройденный фронтом пламени за время свободного развития пожара по формуле:

;

  1.  Площадь пожара, м, определяется по формуле:

;

  1.  Периметр пожара, м, определяется по формуле:

.

  1.  Определить среднюю скорость, /мин, увеличения площади пожара до прибытия пожарного поезда.

/мин.

Заключение

Одним из важнейших видов транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области, обеспечивают потребность населения в перевозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.
    

Литература

  1.  Балюк А.А. Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте: учебное пособие / А.А. Балюк. – 2 – е изд., с изм., и деп. – Хабаровск: Издание ДВГУПС, 2008  - 94с.
  2.  Безопасность жизнедеятельности. ЧТ.   Безопасность жизнедеятельности на Ж/Д транспорте: учеб., для вузов ж-д транспорте / К.Е. Кузнецов : и др. :под ред. К.Б. Кузнецова. – М.: Маршрут, 2005. – 576с.
  3.   Восстановительные  работы на железных дорогах  Н.В. Васильев и др.: под ред. В.М. Шитова, Н.А. Шелудьке. – М.: Транспорт, 1993. - 57с.
  4.  О техническом  регламенте требованиях  пожарной безопасности. Федер.закон от 2.07.08 №123-ФЗ введен в действие с 01.08.2009 г.
  5.  Пожарная безопасность: сб., нормативных документов. – М. Изд-во НЦ ЭНАС.
  6.  Инструкция об Организации работ пожарных команд (поездов) ведомственной охраны ж-д транспорта РФ.
  7.  Справочник инженера пожарной охраны: учебно практическое пособие/Коллектив авторов под руководством Лебедева В.С. М.: «Инфра-Инженерия», 2005. - 76с.
  8.  Правила противопожарного режима в РФ. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. № 390


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29930. Организация внешнего контроля качества аудита 37 KB
  В соответствии с планом уполномоченный орган по контролю качества работы определяет и согласовывает с аудиторской организацией индивидуальным аудитором сроки проведения проверки. Однако указанная норма проекта Федерального закона Об аудиторской деятельности противоречит законодательству Российской Федерации а именно Федеральному закону О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора положения которого предусматривают что плановая проверка не может проводиться чаще...
29931. Основные этапы, техника и технология проведения аудиторских проверок 33 KB
  Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита. Некоторые российские специалисты с различной степенью детализации выделяют следующие этапы аудиторской проверки: 1 на этапе подготовки и планирования аудита производится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия оцениваются существенность и аудиторский риск система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля разрабатываются общий план и программа проверки; 2 этап документирования и...
29932. Природные чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения: наводнения, сели, цунами и их последствия; мероприятия, проводимые по защите населения 38.5 KB
  Цунами это гигантские океанские волны возникающие чаще пито в результате подводных и островных землетрясений или извержений вулканов. Наиболее опасны цунами для населенных пунктов расположенных на низких океанских берегах. Вторичными последствиями цунами являются пожары возникающие в результате повреждения пожароопасных объектов.
29933. Лесные и торфяные пожары и их последствия. Профилактика лесных и торфяных пожаров 32.5 KB
  Лесные пожары бывают низовыми верховыми и подземными. Верховые пожары уничтожают верхний полог леса и распространяются со скоростью 825 км ч. Подземные пожары случаются на торфяных грунтах распространяются со скоростью 210 м в день.
29934. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий 35 KB
  Правила ухода за кожей зубами и волосами: регулярно менять белье носки чулки колготки гольфы; У мыться ежедневно теплой водой с туалетным или детским мылом; если кожа чешется смазать ее кремом или мазью; не выдавливать прыщи не вскрывать гнойники так как на их месте может начаться воспаление; при обнаружении на теле сыпи сразу же сказать об этом родителям; употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов молока; в них достаточно витаминов и минеральных веществ необходимых для кожи; зимой защищать кожу от...
29935. Радиационно-опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения 39 KB
  Это поражение может произойти следующими способами: внешнее облучение при прохождении радиоактивного облака; внешнее облучение обусловленное радиоактивным загрязнением почвы и местных предметов; внутреннее облучение при вдыхании воздуха зараженного радиоактивными веществами; внутреннее облучение при употреблении загрязненной воды пищи; контактное облучение в результате попадания на кожу и одежду радиоактивных веществ.
29936. Химически опасные объекты. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение безопасности населения 43 KB
  Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение безопасности населения Ответ: Химически опасный объект это такой объект при аварии на котором или при разрушении которого могут произойти массовые поражения людей животных и растений опасными химическими веществами. Поэтому аварии на таких объектах очень опасны. Эти аварии классифицируются следующим образом: аварии с выбросом или угрозой выброса аварийно химически опасных веществ АХОВ при их производстве переработке в хранении; аварии на...