82948

Пожарная защита на железнодорожном транспорте

Курсовая

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

По программе дисциплины предполагается последовательное изучение пожароопасных свойств материалов и веществ классификации пожаров и опасных факторов пожара установка противопожарного режима на объекте железных дорого изучение природных пожаров воздействующих на объекты предприятий...

Русский

2015-03-05

100.9 KB

90 чел.

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

         КР 280104.65.10.00

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

         КР 280104.65.10.00

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет

путей сообщения»

Кафедра  « Техносферная безопасность »

Курсовая работа

На тему: «Пожарная защита на железнодорожном транспорте»

 Выполнила: Баранова А.В

 945 группа

Проверил: Балюк А.А

Хабаровск 2014г.

Содержание:

Введение.

  1.  Классификация пожаров на Ж/Д транспорте.
  2.  Анализ причин пожаров в поездах и на объектах Ж/Д транспорта.
  3.  Природные пожары и предупреждение их воздействия на работу Ж/Д транспорта.
  4.   Требования к организации  пожарно – профилактических работ  на Ж/Д транспорте.
  5.  Требования к обеспечению пожарной безопасности в пассажирских поездах, электровозов и тепловозов.
  6.  Факторы пожаро - и взрывоопасности на подвижном составе.
  7.  Развитие наружных пожаров.
  8.  Расчет параметров опасных факторов взрывов и пожаров.
  9.   Пожарные поезда, их дислокация, тактико – технические данные и опыт создания аварийно – спасательных формирований на базе  пожарных поездов.
  10.   Исходные данные.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Главная  задача дисциплины «Пожарная защита на железнодорожном транспорте» - обучение основам защиты и предупреждения  пожаров на объектах железнодорожного транспорта.

По программе дисциплины предполагается последовательное изучение пожароопасных свойств материалов и веществ, классификации пожаров и опасных факторов пожара, установка противопожарного режима на объекте железных дорого, изучение природных  пожаров воздействующих на объекты предприятий железнодорожного транспорта.

Методические указания выполнены в полном соответствии с программой учебной дисциплины «Пожарная защита на Ж/Д транспорте» Курсовая работа включает в себя расчетно -  пояснительную записку и графическую часть, выполненную в соответствии с требованиями ЕСКД.

  1.  Классификация пожаров на Ж/Д транспорте.

Исходя из того, что пожар это несанкционированное неконтролируемое горение веществ, материалов и газовоздушных смесей вне специального очага и приносящие материальный ущерб и поражение людей на объектах  и подвижном составе железнодорожного транспорта пожары подразделяются на наружные и внутренние. Открытые и скрытые.

Особо пожаро – и взрывоопасными объектами на Ж/Д транспорте являются участковые, сортировочные и грузовые станции и территории, на которых возможны аварии, сопровождающиеся пожарами и взрывами цистерн с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВК) и сжиженными углеводородными газами (СУГ), а также разливом горючих  жидкостей (ГЖ) на значительной площади. При этом пожарная безопасность на железнодорожных станциях характеризуется следующими факторами:

  1.  Наличием большого количества составов и вагонов и различными взрывоопасными и пожароопасными грузами,  расположенными на расстоянии 4 – 6 м друг от друга;
  2.   Наличием производственных зданий и сооружений, расположенных вблизи полосы отвода;
  3.  Сложностью подъезда автомобилей  для тушения пожара и прокладки рукавных линий;
  4.  Недостаточным противопожарным водоснабжением.

 

  1.  Анализ причин пожаров в поездах и на объектах Ж/Д транспорта.

Причинами пожаров на подвижном составе и на объектах Ж/Д транспорта являются:

  1.  Короткие замыкания в электроустановках;
  2.  Нарушение правил безопасности при ведении огневых работ;
  3.  Загорание изоляции паропроводов, пропитанных маслом;
  4.  Загорание грузов при перевозках Ж/Д транспортом;
  5.  Нарушение правил производства маневровых работ на станциях;
  6.  Диверсии, террористические акты.

Опасными факторами пожара при этом могут быть:

  1.  Температура продуктов сгорания;
  2.  Геометрические  размеры факелов пламени;
  3.  Температура факела пламени;
  4.   Падающий тепловой поток;
  5.  Интенсивность выделения продуктов сгорания из очага пожара;
  6.  Содержание кислорода и токсичных продуктов в выделяемом очагом газах;
  7.  Оптическая плотность дыма;
  8.   Избыточное давление нагретых газов в объемах аварийного и смежного  помещений;
  9.  Оптическая плотность дыма;
  10.  Избыточное давление нагретых газов в объемах аварийного и смежного помещений;
  11.  Температура  окружающей среды аварийного и смежного помещений.

  1.  Природные пожары и предупреждение их воздействия на работу Ж/Д транспорта.

Наиболее существенно на работу Ж/Д транспорта влияют лесные пожары. Они подразделяются на верховые (разлет горящих головней достигает до 500 м), наземные (горение деревьев, кустарников, сухой травы и т.п.), подземные (горение торфа на значительных глубинах в земле).

Пожары, воздействующие на объекты Ж/Д транспорта и подвижной состав, по своим масштабам и интенсивности подразделяются:

  1.  На отдельным;
  2.  Сплошные;
  3.  Массовые;
  4.  Пожары в завалах;
  5.  Огненные штормы.

Виды пожаров устанавливают, исходя из обособленности или общности зон опасного воздействия тепла.

  1.  Требования к организации  пожарно – профилактических работ  на Ж/Д транспорте.

Организационно – технические мероприятия, обеспечивающие пожарно – профилактические работы по обеспечению пожарной  безопасности на подвижном  составе и объектах Ж/Д транспорта, должны включать:

  1.  Организацию пожарной охраны (в установленном порядке) соответствующего вида (профессиональной, добровольной и т.п.), численности и технической оснащенности;
  2.  Широкое привлечение внимания общественности к вопросам обеспечение пожарной безопасности;
  3.  Организация обучения работающих  вопросам пожарной безопасности;
  4.   Разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкция о порядке работы с пожароопасными  материалами и веществами, соблюдением противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара;
  5.  Разработку мероприятий  по действиям администрации, рабочих, служащих и населения на случай возникновения пожара и организации эвакуации людей;
  6.  Изготовление и применение средств наглядной агитации.

  1.  Требования к обеспечению пожарной безопасности в пассажирских поездах, электровозов и тепловозов.

Перед отправлением пассажирского поезда в рейс необходимо проверить:

  1.  Наличие и готовность средств пожаротушения к действию;
  2.  Работоспособность систем пожарной сигнализации;
  3.  Исправность аварийных  выходов и окон;
  4.  Наличие воды в системе отопления, исправность системы;
  5.  Наличие пламеотражателей  в титане;
  6.  Чистоту электрощитов и приборов на титане;
  7.  Плотность соединения контактов в электроаппаратуре титана;
  8.  Соответствие плавки вставок установленному номиналу в распределительном щите;
  9.  Наличие пломб на кожухе стабилизатора в распределительном  щите;
  10.  Исправность систем поездной радиосвязи;
  11.  Натяжение приводного ремня и исправность подвагонного генератора;
  12.  Исправность прибора контроля к течки тока на кожух вагона;
  13.  Исправность  системы электроснабжения вагона и водяного пожаротушения.

Не допускаются к эксплуатации электровозы и тепловозы:

  1.  Неукомплектованные первичными средствами пожаротушения;
  2.  С неисправными или не заряженными установками автоматического пожаротушения;
  3.  С неисправной пожарной сигнализацией;
  4.  При отсутствии на тепловозах крышек на топливных баках с негерметичным топливопроводном.

 

  1.  Факторы пожаро - и взрывоопасности на подвижном составе.

При перевозке на подвижном составе железных дорого опасных грузов возможны следующие опасные факторы:

  1.  Образование взрывоопасных  зон загазованности;
  2.  Воздушная  ударная волна взрывов облаков топливно – воздушных смесей;
  3.  Тепловое излучение при горении ЛВЖ и ГЖ, сжиженных углеводородных газов, аварийно – химических опасных веществ (АХОВ), твердых горючих веществ;
  4.  Токсичные выбросы.
  5.  Развитие наружных пожаров.

При оценке пожарной обстановки на станциях и перегонах железных дорог необходим учет особенностей  наружных пожаров на объектах и подвижном составе. При авариях с СУГ площадь зоны загазованности при разгерметизации одной  цистерны достигает 2500  и может иметь протяженность до 250 м. При попаданий одной цистерны, заполненной СУГ в факел пламени в ней резко повышается давление, предохранительные клапаны не успевают стравливать газ и через 16-24 минут, цистерна разрушается со взрывом и выбросом  пламени на высоту до 150 м, а также  с образованием новых очагов горения на расстоянии до 150 м. При этом образуется огненный шар диаметром 120-150 м. Осколки  взорвавшейся цистерны разбрасываются на расстоянии до 150 м, а в  отдельных до 450 м. Иногда взрыв цистерн срывает котел с рамы и отбрасывает его на расстояние до 80 м.

Взрыв одной железнодорожной цистерны с СУГ способствует увеличению площади пожара до 160   в зависимости от состояния балласта железнодорожных путей и рельефа местности.

  1.  Расчет параметров опасных факторов взрывов и пожаров.

Расчет размеров взрывоопасных зон и избыточного давления взрыва  ТВС  при авариях  с СУГ производится из условий, что взрывоопасная зона образующаяся при выбросе горючих газов, представляет собой территорию с определенным радиусом, ограничивающим область концентраций, с определенным радиусом, ограничивающим область концентраций, превышающий нижний   концентрационный предел распространения пламени.

  1.  Пожарные поезда, их дислокация, тактико – технические данные и опыт создания аварийно – спасательных формирований на базе  пожарных поездов.

Для ликвидации Ж/Д транспортных происшествий, и в первую очередь для восстановления прерванного движения поездов на сети дорог ОАО «РЖД» функционируют следующие аварийно – восстановительные подразделения:  пожарные и восстановительные поезда, аварийно – полевые команды (АПК), аварийно – восстановительные летучки контактной сети, связи и СЦБ. Восстановление железнодорожного пути возложено на дистанции пути и ПМС.

Пожарный поезд на Ж/Д транспорте предназначен:

  1.  Для ликвидации пожаров и связанных с ними аварийно – спасательных работ на объектах и подвижном составе;
  2.  Оказание помощи при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других  ЧС на Ж/Д транспорте, сопровождающихся пожарами;
  3.  Участия  в ликвидации пожаров и проведения связанных с ними аварийно – спасательных работ на объектах, предприятиях  и организациях не относящихся к Ж/Д транспорту, а пределах своих  тактико – технических возможностях, а также для оказания услуг в области пожарной безопасности;
  4.  Пожарные поезда организуются на крупных  железнодорожных станциях и узлах, в состав которых входят грузовые районы, локомотивные и вагонные депо, другие объекты, имеющие повышенную пожарную опасность.
  5.  Исходные данные.

Задача №2. Табл.2

  1.  Ширина полосы отвода – 10м (a).
  2.   Время свободного развития пожара – 12мин. ()
  3.  Среднее значение линейной скорости горения покрова полосы отвода – 1,2 .

Задача №1. Табл.1

  1.  СЕРИЯ ЛОКОМОТИВА – 2ТЭ10
  2.  Длина по оси автосцепки – 37,22 м.
  3.  Ширина – 3,27 м.
  4.  Высота – 5,1 м.

Пример. Рассчитать силы и средства для тушения пожара в тепловозе на перегоне.

Исходные данные представлены на рис.1.

1

2

4

5

2

3

7

4

6

Рис.1. Схема расположения оборудования на тепловозе. Вид сверху.

1-кабина машиниста; 2- аппаратные камеры; 3- компрессор;

4-аккумуляторная батарея; 5- забор воздуха; 6- гидропривод вентилятора; 7- дизель.

Решение.

  1.  Определение площади пожара.

Очаг возгорания находится в гидроприводе вентилятора (2). Интенсивность  линейного распространения горения при пожарах на различных объектах, м/мин, определяется по таблице интенсивности линейного распространения и, согласно справочнику руководителя тушения пожара, равна 6 м/мин.

26 м

 

7м 13м

Рис.2. Распространение пожара на тепловозе через минуту, через 2 минуты.

Площадь пожара вначале составила 0,5 , следовательно, через минуту радиус будет равен 6*1+0,5=6,5м.

Площадь пожара за минуту при распространении  составит:

.

Где А – ширина тепловоза, равная 3,27 м;

Б – длина распространения пожара, равная 7 м.

Площадь пожара через 2 минуты:

.

Где  А –ширина тепловоза, равная 3,27

Б – длина распространение пожара, равная 13 м.

На момент прибытия пожарного подразделения  площадь пожара составила 42,51  .

  1.  Определение количества огнегасительных веществ (пены).

Требуемое количество огнесительного вещества определяется:

. (15)

Где  -  требуемое количество огнегасительного вещества, /мин;

– коэффициент запаса, определяющий разрушение и потерю пены равный 2;

V – Объем горящего помещения, ;

;

– нормативное время тушения пожара, равное 3 мин.

На пожар прибыл пожарный ГПС (генерирующий пенный ствол), который вырабатывает 6 л пены в секунду, или 0,6 .

Время, затраченное на тушение пожара пеной составляет 3 мин.

  1.  Расчет личного состава.

Для работы ГПС – 600 требуется 2 человека на один ствол.

Возможность расхода раствора одним стволом составляет  6 л/с, площадь тушения пожара одним стволом составляет 120 /с.

Согласно тактико–технической характеристике и основным тактическим возможностями отделения, вооруженного автоцистерной АЦ – 40, численность личного состава на тушение пожара составляет  7 человек (вместе с водителем), количество ГПС – 500 – 2 шт., возможный  объем тушения пеной средней кратности составляет  83.

Так как объем пожара составил 106,2 , то для его тушения потребуется 2 ствола. Поскольку на один ствол приходиться два человека, следовательно, нам на 2 ствола потребуется 4 человека.

Решение

  1.  Площадь пожара имеет форму прямоугольника с 2-х сторонним  развитием пожара.
  2.  Определить путь, м, пройденный фронтом пламени за время свободного развития пожара по формуле:

;

  1.  Площадь пожара, м, определяется по формуле:

;

  1.  Периметр пожара, м, определяется по формуле:

.

  1.  Определить среднюю скорость, /мин, увеличения площади пожара до прибытия пожарного поезда.

/мин.

Заключение

Одним из важнейших видов транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области, обеспечивают потребность населения в перевозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.
    

Литература

  1.  Балюк А.А. Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте: учебное пособие / А.А. Балюк. – 2 – е изд., с изм., и деп. – Хабаровск: Издание ДВГУПС, 2008  - 94с.
  2.  Безопасность жизнедеятельности. ЧТ.   Безопасность жизнедеятельности на Ж/Д транспорте: учеб., для вузов ж-д транспорте / К.Е. Кузнецов : и др. :под ред. К.Б. Кузнецова. – М.: Маршрут, 2005. – 576с.
  3.   Восстановительные  работы на железных дорогах  Н.В. Васильев и др.: под ред. В.М. Шитова, Н.А. Шелудьке. – М.: Транспорт, 1993. - 57с.
  4.  О техническом  регламенте требованиях  пожарной безопасности. Федер.закон от 2.07.08 №123-ФЗ введен в действие с 01.08.2009 г.
  5.  Пожарная безопасность: сб., нормативных документов. – М. Изд-во НЦ ЭНАС.
  6.  Инструкция об Организации работ пожарных команд (поездов) ведомственной охраны ж-д транспорта РФ.
  7.  Справочник инженера пожарной охраны: учебно практическое пособие/Коллектив авторов под руководством Лебедева В.С. М.: «Инфра-Инженерия», 2005. - 76с.
  8.  Правила противопожарного режима в РФ. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. № 390


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37161. Принятие христианства. Владимир Первый. Развитие Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» 18.69 KB
  Развитие Руси при Ярославе Мудром. Древние русичи были язычниками поклонялись множеству богов бог неба Сварог бог Солнца Дажбог бог грома и молний Перун и т. Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и прошло немало времени пока изменились его взгляды.
37162. Феодальная раздробленность, ее причины и последствия 12.55 KB
  После смерти Ярослава Мудрого в развитии государства усиливаются центробежные тенденции начинается один из сложнейших периодов истории древней Руси период феодальной раздробленности растянувшийся на несколько веков. Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Период феодальной раздробленности охватывает в целом XIIXV вв. когда уже начался процесс феодальной консолидации число их приближалось к 250.
37163. Три основных центра Руси. Владимирское и Галицко-Волынское княжетсва. Новгородская феодальная республика 29.58 KB
  Под влияние ростовосуздальского князя попали Рязань и Муром. Хотя власть великого князя безвозврат но ушла в прошлое но княжение в Киеве подчеркивало старшинство князя. Последующие поколения русских князей назы вавшие свои княжества великими а себя великими князьями та кого пиетета к титулу великого киевского князя уже не испытывали. Он претендуя на титул велико го князя всех земель Руси в 1169 году захватил Киев и учинил там полный разгром превзойдя в этом половцев.
37164. Установление монголо-татарского ига и его последствия для народов Руси 21.29 KB
  Организация монгольского войска была основана на десятичном принципе 10 100 1000 и т. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран после чего войска Чингисхана совершили грабительский поход в Закавказье. Битва между русскополовецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г.
37165. Предпосылки объединения русских земель в XIV в. Начало возвышения Московского княжества 20.47 KB
  Предпосылки объединения русских земель в XIV в. В то же время стержнем политической жизни этого периода становится объединительный процесс русских земель. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится ВладимироСуздальская земля в которой постепенно возвышается Москва превращаясь в центр политического объединения русских земель. В условиях феодальной раздробленности и агрессии немецких рыцарских орденов южные и югозападные земли в том числе и Киев вошли в состав Княжества Литовского поэтому...
37166. Образование централизованного Российского государства. Иван Третий. Свержение ордынского ига 13.64 KB
  Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III 1462 1505 гг. и Василия III 1505 1533 гг. На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений но и объемом власти.
37167. Россия при Иване Четвертом. Избранная Рада. Реформы 17.36 KB
  Борьба эта протекала на глазах малолетнего Ивана IV. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей получивший название âИзбранная радаâ. Костомарова который считал что âэтот государь всю жизнь находился под влиянием то тех то другихâ и âчто дела составившие славу царствования до падения Сильвестра исходили от этого последнего и его кружка и совершались не только не по его Ивана IV указанию но часто против желанияâ. Провозглашая эти реформы правительство Ивана IV изображало их как мероприятия цель которых...
37168. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Опричнина, ее суть и последствия 16.5 KB
  Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна Смотрите фильм в папке Фильм Сергея Эйзенштейна ИВАН ГРОЗНЫЙ 1944 Опричнина К 1557 г. При решении этого вопроса произошел разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой которая в отличии от намерений царя завоевать Ливонию предлагала овладеть Крымом. Несогласие в политических взглядах усугубилось смертью жены Ивана Грозного Анастасии в которой обвиняли Сильвестра и Адашева.
37169. Смутное время в истории России. Польско-шведская интервенция. Народные ополчения 24.35 KB
  Смутное время в истории России. В условиях всеобщего недовольства на западных границах России появляется самозванец выдававший себя за чудесно спасшегося в Угличе царевича Дмитрия сына Ивана Грозного. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и захватили Новгород. В России росло недовольство.