82961

Германская модель социальной рыночной экономики

Реферат

Мировой рынок и торговля

Предпосылки возникновения в Германии Современная германская экономика Правовые основы. Социальный порядок преследует определенные цели в современной западной экономике в том числе и экономике Германии основными можно определить следующие цели социального порядка: Развитие и совершенствование...

Русский

2015-03-05

43.98 KB

3 чел.

                МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

РЕФЕРАТ по курсу «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

«Германская модель социальной рыночной                           экономики»

 

        Выполнил:  _____________             10.09.2014          Кулеш Т.С.

Студентка 2 курса

Проверил:______________              10.09.2014          Марченко З.Н.

Преподаватель

      

                                                       Гродно  2014

Содержание

  1.  Введение
  2.  Основная часть
  3.  Предпосылки возникновения в Германии
  4.  Современная германская экономика
  5.  Правовые основы. Право собственности
  6.  Денежные отношения. Валюта
  7.  Регулирование конкуренции
  8.  Труд и социальные отношения
  9.  Экономические и социальные показатели страны

  1.  Заключение
  2.  Список источников

                                                    Введение

Концепция социальной рыночной экономики

Понятие экономической системы подразумевает под собой упорядоченную совокупность социально – экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг, а так же состояние общества на определенном этапе его развития. Близким понятием является «экономический порядок», т.е. совокупность всех правил, касающихся организационного строения народного хозяйства и происходящих в нем процессов, а так же совокупность учреждений, ответственных за руководство экономикой, управление ею и придание экономике определенной организационной формы. Экономический порядок неразрывно связан с социальным порядком, это понятие представляет собой совокупность правил и норм, регулирующих социальное положение индивидов и групп в обществе, а так же экономически обоснованные социальные отношения  между членами общества. Социальный порядок преследует определенные цели, в современной западной экономике, в том числе и экономике Германии основными можно определить следующие цели социального порядка:

  1.  Развитие и совершенствование экономики, экономический рост, распределение возникающих при этом доходы в соответствии с общепринятыми нормами социальной справедливости;
  2.  Обеспечение наиболее полной занятости, т.е. возможное избежание безработицы;
  3.  Высвобождение средств для обеспечения нужд нетрудоспособного населения или непроизводитель-но работающих членов общества;
  4.  Обеспечение стабильной приемлемой покупательной способности, а главное недопущение инфляции;
  5.  Обеспечение основных прав человека, способ-ствование их реализации и равномерному распре-делению шансов на экономическое развитие личности;
  6.  Соблюдение интересов экономического и социального характера, обеспечение координации интересов работодателей и работополучателей, производителей и потребителей, индивида и общества.

Предпосылки возникновения в Германии

Предпосылки развития в Германии социальной рыночной экономики начинаются уже в первое десятилетие после окончания второй мировой войны. Бурное развитие и возрождение Германской (в то время ФРГ) экономики поразило даже экономистов, это даже называли «экономическим чудом».

Для начала стоит описать послевоенную ситуацию. Германия представляла собой страну без сырья и продуктов, без функционирующей транспортной системы, с морально подавленным населением, где голод и страх убили надежду на будущее. Политика союзников, под властью которых первое время находилась Германия, в начале определялась в основном соображениями мести за лишения войны, что лишило немцев политико-экономической самостоятельности. В соответствии с этим был произведен демонтаж промышленных установок, некоторые виды производства были запрещены, остальные ограничены. Около 20% промышленных строений и промышленного инвентаря, 20-25% квартир, 40% транспортных сооружений были уничтожены войной; 25% бывшей имперской территории в границах 1937 г. пришлось отдать. Немецкое имущество за границей подверглось конфискации. В общей сложности потери германского народного хозяйства в 50% от довоенного уровня. Оставшаяся часть реального капитала была в основном устаревшей и изношенной.

В войне погибли примерно 3,5 миллиона человек, 40% населения входило в число непосредственных жертв войны, являясь пострадавшими от военных действий, бомбардировок, беженцами или выселенными. Около 60% населения страдали от сильного недоедания.

В условиях экономического хаоса, разрушения промышленности и товарного голода, а так же руководствуясь своими послевоенными целями, достижение которых предполагало наличие экономического контроля, союзники решили сохранить элементы административной экономики, которые остались до 1948 года. Это было распределение по карточкам важнейших продуктов питания и других предметов потребления, нормирование и распределения всех основных материалов и сырья, положение о замораживании цен и заработной платы, государственный контроль за импортом и экспортом, фиксация цен на предметы внешней торговли и контроль за валютой, предписания относительно производства и обязательная сдача продуктов, подлежащих нормированию.

Денежная система страны была неработоспособна. От военного времени осталась инфляция как результат непомерных военных расходов, процветал черный рынок, где цены в десять – сто раз превышали официально замороженные цены.

Первой предпосылкой к возникновению социального рыночного хозяйства явилось заключение соглашения о восстановлении государственности заключенное в 1948 году западными союзниками, которое содержало основные направления создания Федеративной Республики. Новая политика западных союзников означала передачу общеполитических и экономико-политических прав на самоопределение немецким инстанциям, в особенности экономической администрации «Объединенной экономической области».

Следующим важным шагом на пути к рыночному хозяйству явилась валютная реформа, которая одним ударом изменила протекание экономических процессов в результате ее уже к 1953 году практически исчез «черный рынок», появились товары, вовсю восстанавливалась транспортная система, закипели строительные работы. Подъем начался стремительными темпами и огромным размахом практически во всех областях экономической жизни Германии. Валютная реформа дала огромный толчок экономике, можно сказать именно с нее начался решающий подъем во всем хозяйстве Германии. Валютная реформа сделала возможным следующий шаг на пути к рыночной экономике – отмену административной экономики. Государство сняло с себя функции непосредственного контроля за экономикой, оставив их только в некоторых областях, что было обусловлено рядом социальных причин.

Дальше была дана свобода внешней торговле и конкуренции, что было необходимо для свободного ценообразования и формирования платежеспособного спроса. Был установлен эффективный контроль за монополиями и их ценообразованием, чтобы воспрепятствовать злоупотреблению экономическим могуществом.

Все это создало важную законодательную базу для построения в ФРГ социальной рыночной экономики, но нельзя забывать и о предпосылках политических, а именно о политике неолибералов, на которой основывалось социальное рыночно хозяйство, основной задачей которых было осознанное формирование, основанного на свободе, однако одновременно социально ориентированного общественного, экономического и социального порядка, обеспечиваемого сильным государством. Считалось что государство, за которым хоть и признается задача контроля над монополиями, все же должно обеспечивать свободу скорее за счет политического регулирования в области экономического порядка, формирование порядка в экономике и обществе представляет собой законотворческую задачу, перед государством стоит цель постоянно работать над тем, чтобы рыночный порядок сохранялся и улучшался.На основе этих идей была разработана концепция социального рыночного хозяйства, основными авторами которой являются профессора Альфред Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. А заслуга воплощения данной концепции в Германии принадлежит Людвигу Эрхарду, но и нельзя умалять важность работы проделанной парламентом, федеральным правительством, Немецким федеральным банком, населением, стремившимся к воссозданию страны.

Современная германская экономика

За годы развития экономика Германии во многом изменилась, пройдя путь от восстановления рыночного хозяйства ФРГ до развитой рыночной экономики современной объединенной Германии. Ее современное состояние можно охарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка: действующие в наше время правовые основы, главные экономико- и социально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для их достижения.

Правовые основы. Право собственности

Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее конституция. Этой конституцией для Германии является Основной закон, который содержит ряд норм, которым экономический порядок должен соответствовать. Этот закон определяет следующие основные рамки для формирования экономики:

  1.  Гарантирует право на свободное развитие личности и обеспечивает свободу потребления, свободу предпринимательства, свободу производства и торговли, свободу конкуренции;
  2.  Защищает от дискриминации по половым, расовым, религиозным и другим признакам;
  3.  Гарантирует свободу образования профсоюзов и объединений работодателей;
  4.  Гарантирует свободу перемещения личности, и не только на территории своей страны, но и гарантирует право на свободную эмиграцию;
  5.  Гарантирует свободу выбора профессии и рабочего места, а так же личную свободу передвижения;
  6.  Гарантирует частную собственность, в том числе и на средства производства, но так же и обязывает собственника к социальному пользованию собственностью;
  7.  Делает возможной в определенных условиях передачу земельной собственности, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность;
  8.  Распределяет финансово-политические полномочия между федерациями, землями и общинами;
  9.  Представляет собой основу глобального управления, предусматриваемого законом о содействии стабильности и росту в экономике.

Таким образом, Основной закон содержит большое количество фундаментальных прав и правовых норм, которые гарантируют основные экономические права. Он определяет сочетание гарантий свободы на пользование индивидуальными правами с ограничением свобод в рамках компенсирующей системы, регулируемой социальным государством. Тем самым Основной закон исключает как неуправляемое, с социальной точки зрения, рыночное хозяйство, так и всякую разновидность экономики, управляемой государством.

Основной закон определяет основные права и свободы, но помимо него существует большое количество других законодательных актов, служащих правовой основой экономического и социального порядка Германии. Основными из них являются закон против ограничения конкуренции, закон о Немецком федеральном банке, закон о кредитной системе, закон о тарифных договорах, закон о внешней торговле, законы о социальном страховании, сельскохозяйственные законы о рыночном порядке.

Одним из основополагающих принципов рыночной экономики  является возможность владеть частной собственностью. Собственность представляет собой право свободно, т.е. в соответствии с самостоятельным решением, распоряжаться экономическими благами и пользоваться экономическими правами. Собственность лежит в основе всей экономической системы и определяет цель производства, характер распределения, обмена и размер потребления. В рыночной экономике к частной собственности относятся не только владение домашним хозяйством и жильем, но также и земельной собственностью, владение деньгами во всех формах, владение средствами производства.

Частная собственность имеет функции повышения благосостояния, обеспеченности, свободы и независимости, повышает экономическую защищенность, дает возможность распоряжаться имуществом, увеличивает свободу действий владельца. Стимулирует повышение производительности, так как заинтересованность собственников в том чтобы сохранить и приумножить собственность побуждает их к тому, чтобы бережно относится к ней, рационально ее использовать, таким образом, способствуя сохранению и приумножению экономических ценностей, обеспечивает конкуренцию и прогресс.

Право на владение собственностью гарантируется в Германии Основным законом, согласно которому как частные лица, так и юридические лица имеют право приобретать и использовать собственность по своему усмотрению в соответствии с законодательством. Однако одновременно закон фиксирует и «социальные обязательства», связанные с собственностью, а именно: «Собственность влечет за собой обязательства. Пользование ею должно служить благу всего общества». Это означает, что право распоряжаться собственностью по личному усмотрению ограничивается в интересах общего блага. Законодательно определены и границы собственности, чтобы ее использование не нарушало прав третьих лиц. Существует целый ряд правовых положений по обеспечению социальной функции собственности, например положение о длительности рабочего дня, положение о защите от необоснованного увольнения или выселения и т.д.

Наиболее важной особенностью политики, проводимой в Германии в области собственности, является противодействие необоснованной концентрации ее в руках государства, фирм и частных лиц путем наращивания общего количества собственников.

Денежные отношения. Валюта

В экономике любой развитой страны работоспособность и стабильность общественного и политического порядка во многом зависит от работоспособности и стабильности денежного порядка. Устройство денежного обращения имеет огромное значение для экономического и социального порядка страны в силу определенных причин.

Первая причина заключается в том, что деньги в экономике, в которой не происходит распределения благ между хозяйственными субъектами административными методами, обеспечивают их владельцу право покупать те товары и услуги, которые он сочтет нужным. Таким образом, владелец денег является носителем экономической власти, т.е. он может добиться осуществления своих пожеланий, если они зависят от его способности располагать экономическими благами. В связи с наличием потенциала власти, связанного с владением деньгами, возможность создания денег и выпуска их в обращение должна контролироваться, поэтому центральные эмиссионные банки, как учреждения, обеспечивающие создание денег, находятся в подчинении у правительства, но подчиняются только закону, тем самым, доказывая отказ государства от того, чтобы использовать деньги как источник экономической власти.

Второй причиной является то, что в основывающемся на разделении труда меновом хозяйстве деньги участвуют во всех операциях с товарами, услугами и имуществом в своей функции расчетной единицы, эквивалента стоимости и обменного средства. Использование денег в качестве средства обмена предполагает, что хозяйственные единицы готовы принимать предусмотренные законом платежные средства в обмен на товары и услуги. Как показывает опыт любой инфляции, это происходит тем в меньшей степени, чем ниже покупательная способность денег.

Стабильность денежной системы является также предпосылкой для работоспособной кредитной системы. Если между моментом получения кредита и моментом его возврата имела место инфляция, то кредитор получает обратно средства, обладающие меньшей покупательной способностью, чем в момент предоставления кредита, что имеет своим последствием снижение готовности к кредитованию. В то же время заемщик выигрывает в отношении покупательной способности. И наоборот в случае повышения стоимости денег выигрывает кредитор, а заемщик терпит убытки. Таким образом, денежный порядок имеет и социальное значение, а именно: кредиторы, заемщики и владельцы денег получают прибыли и несут убытки в зависимости от изменения денежной стоимости. Социальные трудности связаны в первую очередь с уменьшением денежной стоимости. Лица, получающие денежные доходы оказываются в проигрыше, если их доходы растут медленнее, чем уровень цен. Поэтому денежный порядок в конечном итоге оказывает влияние и на социальную обстановку.

Регулирование конкуренции

   Конкуренция воспринимается не только как экономический термин. На самом деле конкуренция присутствует во всех областях жизни человека. Без нее, понимаемой как стремление, как минимум, не отстать от других, идущих к одной и той же цели и, по возможности, превзойти их, можно было бы обойтись только при абсолютно достаточном количестве наличных средств для удовлетворения духовных, культурных и физических потребностей, т.е. при отсутствии желания превзойти других, помериться с ними силами. На самом деле конкуренция была и есть везде и всегда, изменяется лишь ее форма и величина

Труд и социальные отношения

Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Номы социальной защиты разделены на направления:

  1.  Нормирование защиты работающих по найму:
  2.  Защита от опасностей или охрана труда;
  3.  Гарантии в отношении длительности рабочего времени;
  4.  Гарантированность рабочего места.
  5.  Нормирование в отношении устава предприятия или фирмы:
  6.  Закон об уставе предприятия. Распространяется на все частные предприятии я с числом работающих неруководящего состава 5 и более. Устав предприятия расписывает взаимные обязательства работодателей и работников
  7.  Закон об участие работающих по найму в деятельности наблюдательных советов;
  8.  Закон об участии работающих по найму в управлении предприятием.
  9.  Нормирование в области рынка труда:
  10.  Посредничество в подыскании работы, консультация по выбору профессии и система обеспечения занятости;
  11.  Тарифные договоры, решение трудовых споров и согласительная деятельность;
  12.  Страхование и выплаты по безработице;
  13.  Политика полной занятости.
  14.  Система социального страхования:
  15.  Страхование от несчастного случая;
  16.  Страхование на случай болезни;
  17.  Пенсионное страхование рабочих и служащих;
  18.  Пенсионное страхование лиц, неработающих по найму;
  19.  Социальная помощь.
  20.  Социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок.
  21.  Помощь семьям.
  22.  Помощь в получении образования.
  23.  Трудовые и социальны суды.

Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность населения.

       

  Экономические и социальные показатели страны

На фоне не прекращающегося вот уже несколько лет кризиса в Европе, экономика Германии демонстрирует хорошие показатели и удивительную стабильность. При все возрастающем долговом кризисе в еврозоне Германия демонстрирует экономический рост и снижение уровня безработицы. Это частично явилось следствием проведенных ранее структурных реформ. ФРГ является единственной страной с развитой экономикой, которой удалось продемонстрировать более низкий уровень безработицы в первом полугодии 2012г. по сравнения с показателем 2007г., что гарантирует рост потребления и повышение стоимости потребительской корзины и жилья.

Рост ВВП Германии с начала 2010г. По состоянию на лето 2012 составил 5,8%, в то время как аналогичные показатели для еврозоны не превышают уровня в 2,3%. Монетарные условия, установленные для всей Европы Европейским центробанком, крайне удобны для Германии. Доходность по гособлигациям Германии остается на низком уровне, т.к. инвесторы рассматривают ФРГ как «тихую гавань». Некоторые показатели:

  1.  ВВП (номинальный) 3.593 миллиарда (2013)
  2.  ВВП по ППС 3.227 миллиарда (2013)
  3.  Место по ВВП по ППС по объёму: 5-е
  4.  ВВП на душу населения по ППС 39 468 (2013)
  5.  ВВП по секторам(2013) :сельское хозяйство: 0,8%

                                                  промышленность: 30,2%

                                                  сфера услуг: 69%

Одним из важных параметров в определении уровня жизни в Германии, как, впрочем, и в любой другой стране, является продолжительность жизни. У немцев она составляет 81 год (88 лет у женщин и 78 – у мужчин).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП): 5-е место (2013).

По данным Legatum Institute(2014) Германия занимает 14 место, в 2012 Германия располагалась на 15 строчке.

 

Заключение

Таким образом, можно проследить путь Германии от разрухи и действительно нулевой точки к современному высокоразвитому государству с развитой социальной рыночной экономикой. Прилежные, квалифицированные рабочие, вооруженные техническими и трудовыми навыками, иностранная помощь, прочее содействие экономическому развитию Германии дали мощный толчок развитию экономики. Дальнейшему ее развитию способствовал целый ряд политических, экономически и социальных факторов, среди которых важную роль играют экономические свободы, которые социальное рыночное хозяйство предоставляет предпринимателям, работающим по найму и потребителям. Не последнюю роль сыграли усилия парламента и правительства в области экономического и политического порядка, а также политико-экономического законодательного процесса.

Прогрессивная система конкуренции, развитая социальная структура сделали свое дело. Было создано хозяйство, основанное на свободах как личных, так и экономических, в котором человек выступает не  в качестве «инструмента» производства, а воспринимается как личность, имеет права, социальные гарантии. Социальная рыночная экономика на примере Германии продемонстрировала свою эффективность и можно с уверенностью сказать, что социальная рыночная экономика обеспечивает больший технический, цивилизованный, экономический и социальный прогресс, чем любые другие менее свободные и социально ориентированные экономические структуры.

 

Список источников:

1) Интернет портал distanz.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.distanz.ru/videoLecture/3033/ Дата доступа:30.09.2014
2) Интернет портал 
bibliofond.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=481866#1 Дата доступа:30.09.2014


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71351. КУРС ЛЕКЦЫЙ “БІБЛІЯТЭКАЗНАЎСТВА. ГІСТОРЫЯ” 1.24 MB
  “Бібліятэказнаўства: Гісторыя” раскрывае сусветную гісторыю бібліятэчнай справы, вывучае патрэбнасці грамадства ў бібліятэцы, яе ролю ў вытворчым і культурным жыцці. Вывучэнне сусветнай гісторыі бібліятэчнай справы як састаўной часткі сусветнай культуры неабходна для разумення...
71352. Возникновение государства у восточных славян (VIII-IX века) 931 KB
  В течение веков город оставался крупным торговым политическим и военным центром на северо-западе России. Опричнина ухудшила экономическое и политическое положение России установила в ней режим страха и насилия укрепила личную власть Ивана Грозного.
71353. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА 588.5 KB
  Развитие любого общества немыслимо без использования земли. Земля выступает в качестве средства производства во всех отраслях и сферах деятельности людей. Роль земли в отдельных отраслях производства неодинакова.
71357. Основи системного адміністрування ОС FreeBSD Unix 1.55 MB
  Завдання на роботу Відповідно до варіанту: створити облікові записи груп користувачів; створити облікові записи користувачів; додати облікові записи користувачів в необхідні групи, символ «+» означає приналежність користувача групі; створити каталоги і встановити необхідні права доступу...
71358. Установка і початкове налаштування ОС FreeBSD Unix 8.71 MB
  Контрольні питання Визначте основні можливості операційної системи FreeBSD Unix. Які функції виконує менеджер завантаження FreeBSD? Вкажіть особливості виділення дискового простору для FreeBSD Unix. Яким чином ядро системи іменує IDE диски?
71359. Розміщення графіки на Web-сторінці 228 KB
  Цей необов’язковий елемент визначає текст, який буде відображений браузером, що не підтримуює відображення графіки або з відключеною підтримкою зображень. Звичайно, це короткий опис зображення, який користувач міг би, чи зможе побачити на екрані.