82972

Гигиена ротовой полости и питания

Реферат

Медицина и ветеринария

Цель гигиены состоит в предотвращении заболеваний, сохранении и укреплении здоровья, создании оптимальных условий для жизнедеятельности человека методами профилактики. Результатом поставленной цели можно считать оптимизацию условий труда и жизни человека вследствие снижения заболеваемости и т.п.

Русский

2015-03-05

848.42 KB

2 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Гигиена как наука 3

2 Гигиена ротовой полости 6

3 Гигиена питания 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Гигиена – древнейшая область медицины.   Она насчитывает несколько тысяч лет.  Охрана здоровья и профилактика заболеваний человека – главная цель этой науки. Соблюдение личной чистоты сложно переоценить с точки зрения предохранения пищеварительных органов от специфических инфекций. Не соблюдение гигиены органов пищеварения  может привести к развитию таких болезней как аппендицит, хронический тонзиллит, ангина, варикозное расширение вен, артрит, ревматизм, гипертония, заболевание почек и т. д. Неправильный прием лекарств также вызывают трещины на стенках желудка, а попадания инфекции приводит к развитию всевозможных заболеваний и недомоганий.

По мнению английского ученого Э. Парксе,   «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни – наименее быстрым и смерть – наиболее отдаленной».

Данная тема актуальна тем, что она имеет отношение к каждому из нас. Здоровье человека во многом зависит от состояния всех его внутренних органов, в частности и органов пищеварительной системы.

Объект исследования: Гигиена.

Предмет исследования: Гигиена органов пищеварения.

Цель исследования: выявить влияние гигиены на работу органов пищеварения.

Задачи исследования:

  1.  Дать определение понятию «гигиена».
  2.  Описать гигиену полости рта.
  3.  Охарактеризовать правила гигиены органов пищеварения.

Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования.

1 Гигиена как наука

Слово «гигиена» означает «здоровье» и происходит от имени древнегреческой мифической богини здоровья Гигиен, дочери бога врачевания - Асклепия.

Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей 5.    

Предмет гигиены – организм человека во взаимосвязи с окружающей средой.

Цель гигиены состоит в предотвращении заболеваний, сохранении и укреплении здоровья, создании оптимальных условий для жизнедеятельности человека методами профилактики. Результатом поставленной цели можно считать оптимизацию условий труда и жизни человека вследствие снижения заболеваемости и т.п. Основные задачи гигиены представлены в рисунке 1. 

Рисунок 1 – Задачи гигиены

Гигиена - очень древняя наука. Она имеет богатую историю своего становления как науки   связана с именами западноевропейских и восточноевропейских ученых 5:

  1.  Петтенкофера, Флюге, Рубнера – основоположников западноевропейского направления гигиены, которое оформилось в виде самостоятельных разделов коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков.
  2.  Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, А,А. Остроумова – считавших гигиену важнейшим разделом медицины и  определяющим направлением деятельности каждого врача.
  3.  А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана – основоположников восточноевропейского направления гигиены, которые придали гигиене научный характер.

В ходе развития гигиены как науки сформировалось несколько  гигиенических дисциплин:   общая гигиена, гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков,  гигиена окружающей среды, радиационная гигиена,  санитарная или профилактическая токсикология, санитарная микробиология, эпидемиология.

Гигиена труда изучает условия труда в различных сферах народного хозяйства, производственную среду и влияние ее на организм работающих на заводах, фабриках, транспорте, стройках и т.д., разрабатывает гигиенические нормы и правила по оздоровлению условий труда и профилактике профессиональных заболеваний. Гигиена питания занимается вопросами изучения рационального питания человека, т.е. влиянием на организм питательных веществ в зависимости от содержания и оптимального соотношения их в продуктах питания при различных условиях труда и жизни, а также разрабатывает санитарные нормы и правила по предупреждению возникновения заболеваний и пищевых отравлений среди людей. Коммунальная гигиена изучает влияние на организм природных и социальных факторов, возникающих в населенных местах (городах, поселках и селах), а также разрабатывает гигиенические нормативы для жилищ, качества питьевой воды, очистки населенных мест и т.п.

К самостоятельным разделам гигиенической науки относят: радиационную гигиену, социальную гигиену, гигиену детей и подростков.

Так гигиена детей и подростков – раздел гигиены, посвященный  охране   здоровья подрастающего поколения. Она разрабатывает «гигиенические нормативы и требования к окружающей ребенка среде, а также к  учебе, труду, занятиям спортом, отдыху и др., проводит профилактические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей от периода новорожденности до 18-летнего возраста» 1, с. 36.

С гигиеной тесно связана санитария. Санитарией считают практическое осуществление требований гигиены, которые разрабатываются гигиенической наукой.  

Необходимый уровень санитарии обеспечивается государственным органами. Контроль за проведением санитарных и противоэпидемических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба. Основными ее структурными подразделениями являются центры санитарно-эпидемиологического надзора.

На разных возрастных этапах состояние организма человека, в том числе ребенка, различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные   гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере его роста и развития.

Таким образом, на современном этапе гигиена качественно  изучает характер и закономерности влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье человека. Ведущее значение приобретает обоснование рекомендаций по личной гигиене и здоровому образу жизни.

 

 

2 Гигиена ротовой полости

Существует взаимосвязь между болезнями полости рта и органами пищеварения по причине единства пищеварительного аппарата.  Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (желудка, печени, поджелудочной железы и др.) сопровождаются дефицитом витаминов, минеральных веществ, белков, углеводов в организме, что приводит к функциональным и органическим нарушениям в слизистой оболочке полости рта, развитию воспалительных заболеваний в полости рта, нарушению функции жевательного аппарата. Вместе с тем, развитие  поражений желудочно-кишечного тракта усугубляет тяжесть патологии органов полости рта.

Осуществлять гигиену полости рта необходимо с самого раннего детства.

Правила гигиены полости рта 2, с. 45:

1. Начинать чистить зубы нужно с момента прорезывания у ребенка самого первого зуба.  

2. Чистить  зубы два раза в день, необходимо, чтобы после приема пищи прошло не менее 30 минут. Дело в том, что сразу после еды в ротовой полости повышается кислотность, и зубная эмаль немного размягчается. Вечером же зубы чистить лучше непосредственно перед сном.

3. Зубы нужно чистить правильно – разные поверхности требуют чистки разными движениями:

  1.  жевательную поверхность зуба нужно чистить движениями «вперед-назад», ориентируя щетку поперек зубного ряда;
  2.  щечную (обращенную к щекам и губам) поверхность чистят круговыми движениями, массируя при этом десны;
  3.  язычную (обращенную к языку) поверхность также чистят круговыми движениями, уделяя особое внимание передним зубам, где чаще всего образуется камень;
  4.  небную (обращенную к небу) поверхность чистят круговыми движениями, расположив щетку вертикально.

Основные средства (предметы) гигиены полости рта

К предметам гигиены полости рта относятся детские зубные щетки и зубные пасты. Чтобы ребенок чистил зубы регулярно и с удовольствием, зубная щетка должна ему нравиться – быть удобной, красивой и не жесткой. Для самых маленьких нужна зубная щетка с длинной ручкой, двумя рядами щетины длиной в 2 см и узкой головкой. Детям, осваивающим самостоятельную чистку зубов, щетку следует выбирать с объемной ручкой и небольшой головкой. Пасты нужно выдавливать немного, примерно с ноготь мизинца малыша.

Гигиена полости рта делится на профессиональную и индивидуальную. Профессиональную гигиену полости рта осуществляет стоматолог-гигиенист, он же обучает пациента, как правильно проводить индивидуальную гигиену полости рта и пользоваться различными средствами, которые выпускаются для этой цели.

Только сочетание постоянно проводимой индивидуальной и периодически - профессиональной гигиены полости рта гарантировано защитит от заболеваний твердых и мягких тканей зубов, не позволит зубам преждевременно разрушиться и стать источником инфекции. Профессиональную гигиену полости рта проводит стоматолог-гигиенист, который имеет последипломную подготовку по этому разделу стоматологии и навык пользования специальной аппаратурой, инструментами и медикаментами, предназначенными именно для этих целей. В обязанности стоматолога-гигиениста входит также проведение контроля за качеством индивидуальной гигиены, диагностика начальных стадий заболеваний зубов и пародонта (околозубных такней).

Во время профилактического осмотра стоматолог-гигиенист оценивает общее состояние полости рта, в том числе состояние гигиены полости рта, слизистой оболочки полости рта и мягких тканей, окружающих зубы, выясняет есть ли нарушения прикуса (смыкания зубов) или риск развития заболеваний зубов и полости рта. После осмотра пациенту даются подробные рекомендации по уходу за полостью рта, лечению стоматологических заболеваний и возможному протезированию. При необходимости рекомендуется посетить стоматологов других профилей (терапевта, хирурга, ортопеда, ортодонта).

В процессе приема у стоматолога-гигиениста проводится чистка зубов пациента его индивидуальной зубной щеткой с последующим окрашиванием оставшегося налета при неправильной и недостаточной чистке. Обязательно проводится обучение пациента правильной последовательности движений при чистке зубов, массажу десен, производится подбор средств и методов индивидуальной гигиены полости рта.

Профессиональную чистку зубов необходимо проводить дважды в год, такая чистка занимает не менее часа. Кроме обучения пациента правилам индивидуальной гигиены полости рта, во время приема стоматолог-гигиенист удаляет мягкие и твердые зубные налеты (для этого существуют современные высокоэффективные аппараты), производит полирование зубов (на абсолютно гладкой поверхности меньше задерживается мягкий налет), флюоризацию (покрытие зубов специальными средствами для улучшения процессов обмена, происходящих в твердых тканях зуба) и глубокое фторирование - обработка зубов фторсодержащими препаратами, это способствует укреплению эмали фтором и кальцием, то есть повышает ее минерализацию 2, с. 67.

Сам пациент может регулярно тщательно удалять остатки пищи и зубного налета с поверхностей зубов и десен с помощью специальных средств по уходу за зубами - зубных щеток, зубных паст, зубных нитей (флоссов), ополаскивателей и т.д. Все средства индивидуальной гигиены полости рта делятся на основные (зубные щетки, зубные пасты и порошки) и дополнительные (все остальные средства).

Для предупреждения стоматологических заболеваний нужно регулярно:

  1.  тщательно долго пережевывать пищу, обязательно включать в рацион жесткие овощи и фрукты;
  2.  отказаться от легкоусвояемых углеводов (конфет, тортов и т.д.) = они являются хорошей пищей для развития болезнетворной микрофлоры;
  3.  употреблять различные сочетания пищевых продуктов, придерживаясь при этом принципов рационального питания;
  4.  больше пить, делая это медленно, задерживая во рту жидкость (вымывается максимум микробов);
  5.  после еды обязательно полоскать рот водой;
  6.  чистить зубы, соблюдая все необходимые правила утром (после завтрака) и вечером (после ужина), втирая затем пальцами пасту в поверхность зубов в течение нескольких минут;
  7.  между завтраком и обедом, обедом и ужином полоскать рот 5% -м раствором соли;
  8.  делать лечебную гимнастику для зубов и челюстей, сжимая зубы сначала слабо, а затем крепко несколько раз, захлопывая рот легко и с большой силой, отводя нижнюю челюсть в сторону;
  9.  для профилактики заболеваний десен и других мягких тканей постоянно укреплять защитные силы организма, занимаясь спортом и закаливанием.

Таким образом, гигиена полости рта    позволит иметь человеку здоровые зубы и благотворно влиять на органы пищеварения.

3 Гигиена питания

Гигиена питания - одна из отраслей гигиены, изучающая проблемы полноценного и рационального питания человека в зависимости от пола и возраста, профессии и характера труда, климатических условий и физической нагрузки, национальных и др. особенностей 5.

Гигиена питания изучает питание человека в зависимости от пола, возраста, профессии, характера труда, физической нагрузки, климатических условий, национальных и других особенностей, количественной и качественной стороны питания населения различных районов и определяет потребность людей в пищевых веществах соответственно условиям жизни и труда.

Задачи гигиены питания 5:

  1.  разработка рационального питания в трудовых коллективах;
  2.  разработка профилактического питания для рабочих, занятых на предприятиях, имеющих профессиональные вредности;
  3.  разработка методов эффективного санитарного контроля на предприятиях общественного питания и пищевой промышленности - по охране продуктов питания от возможного проникновения в них вредных веществ;
  4.  разработка мероприятий по профилактике пищевых отравлений, токсикоинфекций и интоксикаций, предупредительный санитарный надзор за проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию предприятий пищевой промышленности, торговли и общественного питания.

Рациональным называют питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, профессиональной деятельности Рациональное питание должно основываться на теории сбалансированного питания и предусматривать правильный режим потребления пищи. Необходимо знать и соблюдать три правила гигиены питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи.

Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей пищи и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергии.

Разнообразие в пищи - пища должна содержать большой набор биологически активных веществ, так как каждый продукт содержит определенную часть веществ, которые не встречаются в других продуктах.

Также в основе гигиены питания лежит режим питания (См. рисунок 2).

Рисунок 2 – Режим питания

Для обеспечения жизненных процессов организм нуждается в энергетических и пластических материалах. Такими материалами являются органические и неорганические соединения, поступающие в организм с пищей. Кроме того, пища содержит клетчатку, необходимую для нормальной работы пищеварительного тракта.

Важным количественным показателем, с которого начинают оценку питания, является калорийность пищевого рациона. В результате экспериментальной работы и изучения энергетических затрат разработаны величины физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Энергетические потребности зависят от возраста, вида деятельности, пола человека. Естественно, что человек, занимающийся физическим трудом расходует больше энергии, следовательно, должен получать с пищей больше энергоёмких питательных веществ. Энергетические потребности женщин на 15% ниже, чем у аналогичных групп мужчин 6, с. 33. Это связанно с менее интенсивными обменными процессами в женском организме. При беременности и у кормящих матерей энергопотребление организма резко возрастает.

Энергетическая ценность пищевых продуктов выражается в килокалориях, образующихся в организме при «сгорании». Наибольшую калорийность имеют жиры и продукты из злаков, значительно меньшую – мясные и рыбные.

Состав пищевого рациона. В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.

Белки – сложные соединения, состоящие из аминокислот. Поступающие с пищей белки расщепляются до аминокислот, которые используются на построение белков, свойственных организму человека. Часть аминокислот может расщепляться, для получения энергии или построения организмом других аминокислот, не поступивших с пищей. Некоторые аминокислоты не синтезируются организмом и должны поступать с пищей. Эти аминокислоты называют незаменимыми. Количество белков в пищевом рационе различных групп населения колеблется от100 до 130 грамм в сутки. Недостаток белков в пище или незаменимых аминокислот отрицательно сказывается на ЦНС, печени, эндокринных железах, задерживается рост и развитие. При значительном недостатке белка развиваются отёки. Избыток белка в организме приводит к перегрузке организма продуктами их распада.
Жиры – органические соединения, структурными элементами которых являются глицерин и жирные кислоты. Они являются концентрированными источниками энергии. Однако физиологическое значение жиров не исчерпывается их энергетической ценностью. Часть из них находится в организме в виде соединений с белками, и входят в состав клеточных элементов. Полиненасыщенные жиры имеют важное значение в профилактике атеросклероза. Некоторые жиры являются носителями жирорастворимых витаминов – А,Д,Е,К. Здоровому человеку, не склонному к полноте необходимо в сутки 1,3-1,5 г жира на килограмм веса.

Углеводы – органические соединения, состоящие из углерода, кислорода и водорода. Их подразделяют на моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахар) и полисахариды (крахмал). В организме всасываются только моносахариды. Другие углероды постепенно расщепляются, чем обеспечивается постепенное поступление моносахаридов в кровь. Они являются в основном источником энергии, но также входят в состав некоторых клеточных элементов 6, с. 69.

Оптимальным соотношением количества белков, жиров и углеводов в рационе считается 1/1/4.

Минеральный состав пищи включает в себя свыше 60 различных химических элементов. Недостаток микроэлементов проявляется различными заболеваниями. Например, при недостатке йода происходит разрастание щитовидной железы – эндемический зоб. Недостаток железа проявляется железодифицитной анемией.

Витамины необходимы для нормальной работы органов пищеварения.

Рисунок 3 - Витамины

Это группа разнообразных по химическому составу органических физиологически активных соединений, поступающих с пищей и участвующих в обмене веществ. При отсутствии или недостатке того или иного витамина нарушается обмен веществ, что проявляется в задержке роста, понижении работоспособности, развитии ряда болезней, характерных для недостатка определённого витамина.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах в тканях. Потребность взрослого человека в нём 70-110 мг в сутки. При недостатке витамина С повышается ломкость сосудов, появляется кровоточивость дёсен, затем выпадение зубов. Развивается тяжёлое заболевание – цинга.

Витамин В1 (тиамин) входит в состав многих ферментов, необходим для «сгорания» сахара в клетке. Его недостаток проявляется лёгкой утомляемостью, головными болями, сердцебиением. При авитаминозе В1 развивается болезнь бери-бери, которая проявляется слабостью в ногах, неуверенной походкой, а затем развитием парезов и параличей. Главный источник – продукты переработки злаковых и бобовые.

Витамины С и В1 являются представителями группы водорастворимых витаминов. Другая группа витаминов - жирорастворимые. Один из жирорастворимых витаминов – витамин А. Он выполняет ростовые функции и участвует в акте зрения. Ранним симптомом недостатка витамина А является нарушение сумеречного зрения. Большое количество витамина А содержится в рыбьем жире, молоке и молочных продуктах, желтке яиц. В оранжевых растениях содержится каротин, преобразующийся в организме в витамин А.
Режим питания. Под режимом питания понимают регулярный приём пищи в установленное время и целесообразное распределение суточного рациона питания по отдельным приёмам пищи в течении дня. Интервалы между приёмами пищи у больных, детей и лиц с тяжёлой физической работой не должен превышать 4 часа, у остальных – 6 часов. Завтрак должен создавать запас веществ для предстоящей трудовой деятельности. На него приходится 20-35% суточного калоража. Обед может содержать 30-40% суточного рациона. Продукты, богатые белком и жиром должны входить в дневной рацион. На ужин выделяют 20-25% суточного калоража. Он должен состоять из легко перевариваемой и не возбуждающей нервную систему пищи, которую следует принимать не менее чем за 2 часа до сна. Режим питания тесно связан с насыщаемостью пищей. Малообъёмистая и быстро эвакуируемая из желудка пища даёт лишь кратковременное чувство сытости. Наиболее продолжительное чувство сытости после приёма белковой пищи с жиром, которая задерживается в желудке до 5 часов 6, с. 73
.

Таким образом, гигиена питания подразумевает соблюдение режима приема пищи, сбалансированность рациона, исключение приема пищи без аппетита, и т. д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над темой реферата выяснилось, что гигиена как самостоятельная медицинская дисциплина сформировалась еще в древности. Слово «гигиена» означает «здоровье».

Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, А,А. Остроумова А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана Петтенкофера, Флюге, Рубнера  - имена ученых, которые повлияли на ход развития и становления гигиены.

Цель и задачи гигиены как науки вытекают  из его определения: гигиена наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.    

Предмет гигиены – организм человека во взаимосвязи с окружающей средой. С гигиеной тесно связана санитария.

Нормы и рекомендации, разработанные   гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере его роста и развития.

Для нормальной работы органов пищеварения необходимо соблюдать гигиену ротовой полости. Осуществлять гигиену полости рта необходимо с самого раннего детства, что позволит иметь человеку здоровые зубы и благотворно влиять на органы пищеварения.

Гигиена питания - одна из отраслей гигиены, изучающая проблемы полноценного и рационального питания человека. Гигиена питания подразумевает соблюдение режима приема пищи, сбалансированность рациона, исключение приема пищи без аппетита, и т. д.

Таким образом, в ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные для ее достижения задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Гигиена детей и подростков: Учебник / Под ред. Г. Н. Сердюковской. - М.: Медицина, 1989. -320 с.
  2.  Гигиена и основы экологии человека.Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.booksmed.com/gigiena/
  3.  Голубев В. В.  Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Голубев. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
  4.  Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М.: Академия, 2008. -  361 с.
  5.  Медицинская энциклопедия / Справочник. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/
  6.  Степанова И.В. Санитария и гигиена питания.  - СПб.: Троицкий мост, 2010. – 224 с.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8202. Коллектив и личность: педагогический аспект 17.74 KB
  Коллектив и личность: педагогический аспект ПЛАН: Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива. Педагогические проблемы творческого коллектива. Лич...
8203. Мастерство педагогического взаимодействия 18.78 KB
  Мастерство педагогического взаимодействия. Деятельность учителя сложна, ответственна, трудоемка. Его иногда называют навечно вызванный к доске. Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения...
8204. Воспитание в семье 35.59 KB
  Воспитание в семье План Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания. Культура как цель и средство семейного воспитания. Проблемы семейного во...
8205. Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога 18.35 KB
  Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога. В своей профессиональной деятельности культурологи (в зависимости от специализации) выполняют функции преподавателя, педагога-консультанта, организатора досуга дете...
8206. Место педагогической профессии в социуме 27.71 KB
  Место педагогической профессии в социуме. Жрец или ремесленник? Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса). Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячел...
8207. Сущность и закономерности эстетического воспитания 25.01 KB
  Сущность и закономерности эстетического воспитания ПЛАН: Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности. Своеобразие эстетической деятел...
8208. Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая 47.5 KB
  Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Обучение - это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляетс...
8209. Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД 38 KB
  Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.Технология коллекти...
8210. Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования 25 KB
  Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...