82972

Гигиена ротовой полости и питания

Реферат

Медицина и ветеринария

Цель гигиены состоит в предотвращении заболеваний, сохранении и укреплении здоровья, создании оптимальных условий для жизнедеятельности человека методами профилактики. Результатом поставленной цели можно считать оптимизацию условий труда и жизни человека вследствие снижения заболеваемости и т.п.

Русский

2015-03-05

848.42 KB

1 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Гигиена как наука 3

2 Гигиена ротовой полости 6

3 Гигиена питания 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Гигиена – древнейшая область медицины.   Она насчитывает несколько тысяч лет.  Охрана здоровья и профилактика заболеваний человека – главная цель этой науки. Соблюдение личной чистоты сложно переоценить с точки зрения предохранения пищеварительных органов от специфических инфекций. Не соблюдение гигиены органов пищеварения  может привести к развитию таких болезней как аппендицит, хронический тонзиллит, ангина, варикозное расширение вен, артрит, ревматизм, гипертония, заболевание почек и т. д. Неправильный прием лекарств также вызывают трещины на стенках желудка, а попадания инфекции приводит к развитию всевозможных заболеваний и недомоганий.

По мнению английского ученого Э. Парксе,   «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни – наименее быстрым и смерть – наиболее отдаленной».

Данная тема актуальна тем, что она имеет отношение к каждому из нас. Здоровье человека во многом зависит от состояния всех его внутренних органов, в частности и органов пищеварительной системы.

Объект исследования: Гигиена.

Предмет исследования: Гигиена органов пищеварения.

Цель исследования: выявить влияние гигиены на работу органов пищеварения.

Задачи исследования:

  1.  Дать определение понятию «гигиена».
  2.  Описать гигиену полости рта.
  3.  Охарактеризовать правила гигиены органов пищеварения.

Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования.

1 Гигиена как наука

Слово «гигиена» означает «здоровье» и происходит от имени древнегреческой мифической богини здоровья Гигиен, дочери бога врачевания - Асклепия.

Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей 5.    

Предмет гигиены – организм человека во взаимосвязи с окружающей средой.

Цель гигиены состоит в предотвращении заболеваний, сохранении и укреплении здоровья, создании оптимальных условий для жизнедеятельности человека методами профилактики. Результатом поставленной цели можно считать оптимизацию условий труда и жизни человека вследствие снижения заболеваемости и т.п. Основные задачи гигиены представлены в рисунке 1. 

Рисунок 1 – Задачи гигиены

Гигиена - очень древняя наука. Она имеет богатую историю своего становления как науки   связана с именами западноевропейских и восточноевропейских ученых 5:

  1.  Петтенкофера, Флюге, Рубнера – основоположников западноевропейского направления гигиены, которое оформилось в виде самостоятельных разделов коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков.
  2.  Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, А,А. Остроумова – считавших гигиену важнейшим разделом медицины и  определяющим направлением деятельности каждого врача.
  3.  А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана – основоположников восточноевропейского направления гигиены, которые придали гигиене научный характер.

В ходе развития гигиены как науки сформировалось несколько  гигиенических дисциплин:   общая гигиена, гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков,  гигиена окружающей среды, радиационная гигиена,  санитарная или профилактическая токсикология, санитарная микробиология, эпидемиология.

Гигиена труда изучает условия труда в различных сферах народного хозяйства, производственную среду и влияние ее на организм работающих на заводах, фабриках, транспорте, стройках и т.д., разрабатывает гигиенические нормы и правила по оздоровлению условий труда и профилактике профессиональных заболеваний. Гигиена питания занимается вопросами изучения рационального питания человека, т.е. влиянием на организм питательных веществ в зависимости от содержания и оптимального соотношения их в продуктах питания при различных условиях труда и жизни, а также разрабатывает санитарные нормы и правила по предупреждению возникновения заболеваний и пищевых отравлений среди людей. Коммунальная гигиена изучает влияние на организм природных и социальных факторов, возникающих в населенных местах (городах, поселках и селах), а также разрабатывает гигиенические нормативы для жилищ, качества питьевой воды, очистки населенных мест и т.п.

К самостоятельным разделам гигиенической науки относят: радиационную гигиену, социальную гигиену, гигиену детей и подростков.

Так гигиена детей и подростков – раздел гигиены, посвященный  охране   здоровья подрастающего поколения. Она разрабатывает «гигиенические нормативы и требования к окружающей ребенка среде, а также к  учебе, труду, занятиям спортом, отдыху и др., проводит профилактические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей от периода новорожденности до 18-летнего возраста» 1, с. 36.

С гигиеной тесно связана санитария. Санитарией считают практическое осуществление требований гигиены, которые разрабатываются гигиенической наукой.  

Необходимый уровень санитарии обеспечивается государственным органами. Контроль за проведением санитарных и противоэпидемических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба. Основными ее структурными подразделениями являются центры санитарно-эпидемиологического надзора.

На разных возрастных этапах состояние организма человека, в том числе ребенка, различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные   гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере его роста и развития.

Таким образом, на современном этапе гигиена качественно  изучает характер и закономерности влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье человека. Ведущее значение приобретает обоснование рекомендаций по личной гигиене и здоровому образу жизни.

 

 

2 Гигиена ротовой полости

Существует взаимосвязь между болезнями полости рта и органами пищеварения по причине единства пищеварительного аппарата.  Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (желудка, печени, поджелудочной железы и др.) сопровождаются дефицитом витаминов, минеральных веществ, белков, углеводов в организме, что приводит к функциональным и органическим нарушениям в слизистой оболочке полости рта, развитию воспалительных заболеваний в полости рта, нарушению функции жевательного аппарата. Вместе с тем, развитие  поражений желудочно-кишечного тракта усугубляет тяжесть патологии органов полости рта.

Осуществлять гигиену полости рта необходимо с самого раннего детства.

Правила гигиены полости рта 2, с. 45:

1. Начинать чистить зубы нужно с момента прорезывания у ребенка самого первого зуба.  

2. Чистить  зубы два раза в день, необходимо, чтобы после приема пищи прошло не менее 30 минут. Дело в том, что сразу после еды в ротовой полости повышается кислотность, и зубная эмаль немного размягчается. Вечером же зубы чистить лучше непосредственно перед сном.

3. Зубы нужно чистить правильно – разные поверхности требуют чистки разными движениями:

  1.  жевательную поверхность зуба нужно чистить движениями «вперед-назад», ориентируя щетку поперек зубного ряда;
  2.  щечную (обращенную к щекам и губам) поверхность чистят круговыми движениями, массируя при этом десны;
  3.  язычную (обращенную к языку) поверхность также чистят круговыми движениями, уделяя особое внимание передним зубам, где чаще всего образуется камень;
  4.  небную (обращенную к небу) поверхность чистят круговыми движениями, расположив щетку вертикально.

Основные средства (предметы) гигиены полости рта

К предметам гигиены полости рта относятся детские зубные щетки и зубные пасты. Чтобы ребенок чистил зубы регулярно и с удовольствием, зубная щетка должна ему нравиться – быть удобной, красивой и не жесткой. Для самых маленьких нужна зубная щетка с длинной ручкой, двумя рядами щетины длиной в 2 см и узкой головкой. Детям, осваивающим самостоятельную чистку зубов, щетку следует выбирать с объемной ручкой и небольшой головкой. Пасты нужно выдавливать немного, примерно с ноготь мизинца малыша.

Гигиена полости рта делится на профессиональную и индивидуальную. Профессиональную гигиену полости рта осуществляет стоматолог-гигиенист, он же обучает пациента, как правильно проводить индивидуальную гигиену полости рта и пользоваться различными средствами, которые выпускаются для этой цели.

Только сочетание постоянно проводимой индивидуальной и периодически - профессиональной гигиены полости рта гарантировано защитит от заболеваний твердых и мягких тканей зубов, не позволит зубам преждевременно разрушиться и стать источником инфекции. Профессиональную гигиену полости рта проводит стоматолог-гигиенист, который имеет последипломную подготовку по этому разделу стоматологии и навык пользования специальной аппаратурой, инструментами и медикаментами, предназначенными именно для этих целей. В обязанности стоматолога-гигиениста входит также проведение контроля за качеством индивидуальной гигиены, диагностика начальных стадий заболеваний зубов и пародонта (околозубных такней).

Во время профилактического осмотра стоматолог-гигиенист оценивает общее состояние полости рта, в том числе состояние гигиены полости рта, слизистой оболочки полости рта и мягких тканей, окружающих зубы, выясняет есть ли нарушения прикуса (смыкания зубов) или риск развития заболеваний зубов и полости рта. После осмотра пациенту даются подробные рекомендации по уходу за полостью рта, лечению стоматологических заболеваний и возможному протезированию. При необходимости рекомендуется посетить стоматологов других профилей (терапевта, хирурга, ортопеда, ортодонта).

В процессе приема у стоматолога-гигиениста проводится чистка зубов пациента его индивидуальной зубной щеткой с последующим окрашиванием оставшегося налета при неправильной и недостаточной чистке. Обязательно проводится обучение пациента правильной последовательности движений при чистке зубов, массажу десен, производится подбор средств и методов индивидуальной гигиены полости рта.

Профессиональную чистку зубов необходимо проводить дважды в год, такая чистка занимает не менее часа. Кроме обучения пациента правилам индивидуальной гигиены полости рта, во время приема стоматолог-гигиенист удаляет мягкие и твердые зубные налеты (для этого существуют современные высокоэффективные аппараты), производит полирование зубов (на абсолютно гладкой поверхности меньше задерживается мягкий налет), флюоризацию (покрытие зубов специальными средствами для улучшения процессов обмена, происходящих в твердых тканях зуба) и глубокое фторирование - обработка зубов фторсодержащими препаратами, это способствует укреплению эмали фтором и кальцием, то есть повышает ее минерализацию 2, с. 67.

Сам пациент может регулярно тщательно удалять остатки пищи и зубного налета с поверхностей зубов и десен с помощью специальных средств по уходу за зубами - зубных щеток, зубных паст, зубных нитей (флоссов), ополаскивателей и т.д. Все средства индивидуальной гигиены полости рта делятся на основные (зубные щетки, зубные пасты и порошки) и дополнительные (все остальные средства).

Для предупреждения стоматологических заболеваний нужно регулярно:

  1.  тщательно долго пережевывать пищу, обязательно включать в рацион жесткие овощи и фрукты;
  2.  отказаться от легкоусвояемых углеводов (конфет, тортов и т.д.) = они являются хорошей пищей для развития болезнетворной микрофлоры;
  3.  употреблять различные сочетания пищевых продуктов, придерживаясь при этом принципов рационального питания;
  4.  больше пить, делая это медленно, задерживая во рту жидкость (вымывается максимум микробов);
  5.  после еды обязательно полоскать рот водой;
  6.  чистить зубы, соблюдая все необходимые правила утром (после завтрака) и вечером (после ужина), втирая затем пальцами пасту в поверхность зубов в течение нескольких минут;
  7.  между завтраком и обедом, обедом и ужином полоскать рот 5% -м раствором соли;
  8.  делать лечебную гимнастику для зубов и челюстей, сжимая зубы сначала слабо, а затем крепко несколько раз, захлопывая рот легко и с большой силой, отводя нижнюю челюсть в сторону;
  9.  для профилактики заболеваний десен и других мягких тканей постоянно укреплять защитные силы организма, занимаясь спортом и закаливанием.

Таким образом, гигиена полости рта    позволит иметь человеку здоровые зубы и благотворно влиять на органы пищеварения.

3 Гигиена питания

Гигиена питания - одна из отраслей гигиены, изучающая проблемы полноценного и рационального питания человека в зависимости от пола и возраста, профессии и характера труда, климатических условий и физической нагрузки, национальных и др. особенностей 5.

Гигиена питания изучает питание человека в зависимости от пола, возраста, профессии, характера труда, физической нагрузки, климатических условий, национальных и других особенностей, количественной и качественной стороны питания населения различных районов и определяет потребность людей в пищевых веществах соответственно условиям жизни и труда.

Задачи гигиены питания 5:

  1.  разработка рационального питания в трудовых коллективах;
  2.  разработка профилактического питания для рабочих, занятых на предприятиях, имеющих профессиональные вредности;
  3.  разработка методов эффективного санитарного контроля на предприятиях общественного питания и пищевой промышленности - по охране продуктов питания от возможного проникновения в них вредных веществ;
  4.  разработка мероприятий по профилактике пищевых отравлений, токсикоинфекций и интоксикаций, предупредительный санитарный надзор за проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию предприятий пищевой промышленности, торговли и общественного питания.

Рациональным называют питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, профессиональной деятельности Рациональное питание должно основываться на теории сбалансированного питания и предусматривать правильный режим потребления пищи. Необходимо знать и соблюдать три правила гигиены питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи.

Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей пищи и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергии.

Разнообразие в пищи - пища должна содержать большой набор биологически активных веществ, так как каждый продукт содержит определенную часть веществ, которые не встречаются в других продуктах.

Также в основе гигиены питания лежит режим питания (См. рисунок 2).

Рисунок 2 – Режим питания

Для обеспечения жизненных процессов организм нуждается в энергетических и пластических материалах. Такими материалами являются органические и неорганические соединения, поступающие в организм с пищей. Кроме того, пища содержит клетчатку, необходимую для нормальной работы пищеварительного тракта.

Важным количественным показателем, с которого начинают оценку питания, является калорийность пищевого рациона. В результате экспериментальной работы и изучения энергетических затрат разработаны величины физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Энергетические потребности зависят от возраста, вида деятельности, пола человека. Естественно, что человек, занимающийся физическим трудом расходует больше энергии, следовательно, должен получать с пищей больше энергоёмких питательных веществ. Энергетические потребности женщин на 15% ниже, чем у аналогичных групп мужчин 6, с. 33. Это связанно с менее интенсивными обменными процессами в женском организме. При беременности и у кормящих матерей энергопотребление организма резко возрастает.

Энергетическая ценность пищевых продуктов выражается в килокалориях, образующихся в организме при «сгорании». Наибольшую калорийность имеют жиры и продукты из злаков, значительно меньшую – мясные и рыбные.

Состав пищевого рациона. В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.

Белки – сложные соединения, состоящие из аминокислот. Поступающие с пищей белки расщепляются до аминокислот, которые используются на построение белков, свойственных организму человека. Часть аминокислот может расщепляться, для получения энергии или построения организмом других аминокислот, не поступивших с пищей. Некоторые аминокислоты не синтезируются организмом и должны поступать с пищей. Эти аминокислоты называют незаменимыми. Количество белков в пищевом рационе различных групп населения колеблется от100 до 130 грамм в сутки. Недостаток белков в пище или незаменимых аминокислот отрицательно сказывается на ЦНС, печени, эндокринных железах, задерживается рост и развитие. При значительном недостатке белка развиваются отёки. Избыток белка в организме приводит к перегрузке организма продуктами их распада.
Жиры – органические соединения, структурными элементами которых являются глицерин и жирные кислоты. Они являются концентрированными источниками энергии. Однако физиологическое значение жиров не исчерпывается их энергетической ценностью. Часть из них находится в организме в виде соединений с белками, и входят в состав клеточных элементов. Полиненасыщенные жиры имеют важное значение в профилактике атеросклероза. Некоторые жиры являются носителями жирорастворимых витаминов – А,Д,Е,К. Здоровому человеку, не склонному к полноте необходимо в сутки 1,3-1,5 г жира на килограмм веса.

Углеводы – органические соединения, состоящие из углерода, кислорода и водорода. Их подразделяют на моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахар) и полисахариды (крахмал). В организме всасываются только моносахариды. Другие углероды постепенно расщепляются, чем обеспечивается постепенное поступление моносахаридов в кровь. Они являются в основном источником энергии, но также входят в состав некоторых клеточных элементов 6, с. 69.

Оптимальным соотношением количества белков, жиров и углеводов в рационе считается 1/1/4.

Минеральный состав пищи включает в себя свыше 60 различных химических элементов. Недостаток микроэлементов проявляется различными заболеваниями. Например, при недостатке йода происходит разрастание щитовидной железы – эндемический зоб. Недостаток железа проявляется железодифицитной анемией.

Витамины необходимы для нормальной работы органов пищеварения.

Рисунок 3 - Витамины

Это группа разнообразных по химическому составу органических физиологически активных соединений, поступающих с пищей и участвующих в обмене веществ. При отсутствии или недостатке того или иного витамина нарушается обмен веществ, что проявляется в задержке роста, понижении работоспособности, развитии ряда болезней, характерных для недостатка определённого витамина.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах в тканях. Потребность взрослого человека в нём 70-110 мг в сутки. При недостатке витамина С повышается ломкость сосудов, появляется кровоточивость дёсен, затем выпадение зубов. Развивается тяжёлое заболевание – цинга.

Витамин В1 (тиамин) входит в состав многих ферментов, необходим для «сгорания» сахара в клетке. Его недостаток проявляется лёгкой утомляемостью, головными болями, сердцебиением. При авитаминозе В1 развивается болезнь бери-бери, которая проявляется слабостью в ногах, неуверенной походкой, а затем развитием парезов и параличей. Главный источник – продукты переработки злаковых и бобовые.

Витамины С и В1 являются представителями группы водорастворимых витаминов. Другая группа витаминов - жирорастворимые. Один из жирорастворимых витаминов – витамин А. Он выполняет ростовые функции и участвует в акте зрения. Ранним симптомом недостатка витамина А является нарушение сумеречного зрения. Большое количество витамина А содержится в рыбьем жире, молоке и молочных продуктах, желтке яиц. В оранжевых растениях содержится каротин, преобразующийся в организме в витамин А.
Режим питания. Под режимом питания понимают регулярный приём пищи в установленное время и целесообразное распределение суточного рациона питания по отдельным приёмам пищи в течении дня. Интервалы между приёмами пищи у больных, детей и лиц с тяжёлой физической работой не должен превышать 4 часа, у остальных – 6 часов. Завтрак должен создавать запас веществ для предстоящей трудовой деятельности. На него приходится 20-35% суточного калоража. Обед может содержать 30-40% суточного рациона. Продукты, богатые белком и жиром должны входить в дневной рацион. На ужин выделяют 20-25% суточного калоража. Он должен состоять из легко перевариваемой и не возбуждающей нервную систему пищи, которую следует принимать не менее чем за 2 часа до сна. Режим питания тесно связан с насыщаемостью пищей. Малообъёмистая и быстро эвакуируемая из желудка пища даёт лишь кратковременное чувство сытости. Наиболее продолжительное чувство сытости после приёма белковой пищи с жиром, которая задерживается в желудке до 5 часов 6, с. 73
.

Таким образом, гигиена питания подразумевает соблюдение режима приема пищи, сбалансированность рациона, исключение приема пищи без аппетита, и т. д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над темой реферата выяснилось, что гигиена как самостоятельная медицинская дисциплина сформировалась еще в древности. Слово «гигиена» означает «здоровье».

Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, А,А. Остроумова А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана Петтенкофера, Флюге, Рубнера  - имена ученых, которые повлияли на ход развития и становления гигиены.

Цель и задачи гигиены как науки вытекают  из его определения: гигиена наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.    

Предмет гигиены – организм человека во взаимосвязи с окружающей средой. С гигиеной тесно связана санитария.

Нормы и рекомендации, разработанные   гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере его роста и развития.

Для нормальной работы органов пищеварения необходимо соблюдать гигиену ротовой полости. Осуществлять гигиену полости рта необходимо с самого раннего детства, что позволит иметь человеку здоровые зубы и благотворно влиять на органы пищеварения.

Гигиена питания - одна из отраслей гигиены, изучающая проблемы полноценного и рационального питания человека. Гигиена питания подразумевает соблюдение режима приема пищи, сбалансированность рациона, исключение приема пищи без аппетита, и т. д.

Таким образом, в ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные для ее достижения задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Гигиена детей и подростков: Учебник / Под ред. Г. Н. Сердюковской. - М.: Медицина, 1989. -320 с.
  2.  Гигиена и основы экологии человека.Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.booksmed.com/gigiena/
  3.  Голубев В. В.  Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Голубев. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
  4.  Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М.: Академия, 2008. -  361 с.
  5.  Медицинская энциклопедия / Справочник. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/
  6.  Степанова И.В. Санитария и гигиена питания.  - СПб.: Троицкий мост, 2010. – 224 с.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68052. “Птахи - наші вірні друзі.” Зустрічаємо птахів 77.5 KB
  Розширити та поглибити знання учнів про світ птахів вчити дітей вдумливо дбайливо ставитися до навколишнього середовища замислюватися над наслідками своїх дій. Виховувати любов до природи бажання оберігати птахів інтерес до усної народної творчості.
68053. Конспект виховної години на тему: «Безсердечна людина» 29 KB
  Дякуємо за гарну інсценізацію хто скаже як можна назвати головного героя одним словом А що означає безсердечна людина Назвіть вчинки які може зробити безсердечна людина. Діти а зараз давайте дамо характеристику слову безсердечна яка це людина запис на дошці зла погана чорна...
68054. Утворення трицифрових чисел. Читання чисел, записаних у нумераційній таблиці. Додавання чисел різних розрядів. Задача на спільну роботу 74.5 KB
  Мета: розвивати вміння розв’язувати задачі на спільну роботу; розвивати логічне мислення; розвивати соціальну компетентність школярів; закріплювати знання натурального ряду чисел у межах 1000 і розрядний склад трицифрових чисел; виховувати інтереси до знань і бажання пізнавати таємниці математики...
68057. Влияние экономических реформ Петра I на развитие нашего края 84 KB
  Воспитать интерес к истории своего края через понимание роли Вологодской области в истории всей страны в эпоху Петра I; 3. Задачи: актуализировать знания обучающихся по теме Экономика при Петре I; познакомить обучающихся с пребыванием Петра I в нашем крае; сформировать знания обучающихся о развитии...
68058. Розпізнавання спільнокореневих слів. Вправляння зі спільнокореневими словами 74 KB
  Закріпити уміння учнів підбирати споріднені слова які належать до різних частин мови. Закріплювати знання учнів про спільнокореневі слова на основі спорідненості слів про спільні частину споріднених слів – корінь; розвивати мовне чуття; закріплювати уміння розрізняти такі поняття...
68059. Їжа, корисна для здоров’я. Народні традиції харчування. Практична робота: вибір корисної їжі для харчування 36.5 KB
  Мета: розширити уявлення учнів про їжу, корисну та шкідливу для здоров’я; познайомити із традиційними національними страви; Вчити їх правильно харчуватися, розвивати вміння працювати з додатковою літературою, готувати повідомлення; продовжувати виховання та прагнення учнів до здорового способу життя.
68060. Космічні таємниці (або що потрібно знати справжньому космонавту) 105.5 KB
  Поглибити і розширити знання учнів про закон збереження імпульсу, реактивний рух, будову і рух ракети, космонавтику. Показати важливість праць українських вчених та вчених з інших країн у розвитку космонавтики. Сприяти подальшому розвитку пізнавальної діяльності учнів. Формувати компетенції учнів з вищевказаної теми.