83057

Понятие «общение». Структура и средства общения

Реферат

Психология и эзотерика

Залог успеха любых начинаний делового человека какую бы задачу он ни решал создание климата делового сотрудничества доверия и уважения. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями совместной деятельности и включающей...

Русский

2015-03-06

35.92 KB

3 чел.

План:

  1.  Введение……………………………………………………..стр. 2.
  2.  Определение понятия «общение». Структура и средства

         общения………………………………………………………стр. 3.

  1.  Механизмы воздействия в процессе общения…………….стр. 5
  2.  Деловое общение, его виды и формы………......................стр. 8
  3.  Психологические приёмы влияния на партнёра………….стр. 9.
  4.  Заключение…………………………………………………стр. 15.
  5.  Библиографический список……………………………….стр. 16.

  1.  Введение.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» -политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнёрами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

Изучением тех или иных сторон общения занимаются различные науки: философия, психология, психиатрия, этиология, социология, информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» своё содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его вездесущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

  1.  Определение понятия «общение». Структура и средства общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

На практике часто путают два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Учитывая сложность понятия «общение» необходимо обозначить его структуру. Выделим три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания.

Очень важен вопрос о механизмах воздействия участников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык. Язык - это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки. Знак это – любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указание и обозначает и используется для приобретения, хранения, переработки информации.

Знак подразделяется следующим образом:

  1.  Интернациональные – специально производимые для передачи информации.
  2.  Не интернациональные – непосредственно выдающие эту информацию.

В качестве не интернациональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть. Не интернациональные знаки может содержать и речь. Не интернациональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнёра.

  1.  Механизмы воздействия в процессе общения.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществимое с помощью слов называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются не словесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение).

Речь способна точно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а так же координации совместной деятельности, для осмысления, душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.

Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела. Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинетикой.

Паралингвистика или просодика – особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой «добавки» к вербальному общению.

Паралингвистика – это качество голоса, его диапазон, тональность.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а так же темп речи.

Визуальное общение – контакт глаз.

Невербальное общение чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а так же

Для получения информации о том, что люди действительно думают о других.

Идентификация выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себе самому. Это разумеется не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приёмом, когда предположение о внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – явлением эмпатии (сопереживание).

Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнёра по общению, не столько продумывается, сколько прочувствуется.

Общение включает в себя определённые способы воздействия партнёров друг на друга. К ним относятся:

  1.  Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определённым психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определённого эмоционального состояния.

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма «заражения».

  1.  Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на её некритическом восприятии. Внушение производится путём непосредственного прививания психических состояний, причём не нуждается в доказательствах и логике. Внушение – это эмоционально – волевое воздействие.
  2.  Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к её собственному критическому суждению.
  3.  Подражание. Состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения.

  1.  Деловое общение, его виды и формы.

Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельность, информацией и опытом предполагающим достижение определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели.

Деловое общение делится на прямое и косвенное. Прямое деловое общение обладает большой результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нём непосредственно действуют социально -  психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Деловое общение реализуется в различных формах:

  1.  Деловые переговоры;
  2.  Деловая беседа;
  3.  Деловые совещания; Публичные выступления.

Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведём переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры. Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, предоставляющим интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей.

  1.  Психологические приёмы влияния на партнёра.

Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а так же постоянного изучения и учёта эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие «Чувства» неприменимо к работе, способен вызвать многочисленные и дорого обходящиеся конфликты.

Многие встречались со штампами: «поговорим по-деловому», «оставим в стороне наши чувства», «наша работа – это только дело, никаких эмоций» и т. д.

Разум и эмоции – неразрывные составляющие человека. Все попытки отделить чувства, подавить их или даже запретить бесперспективны и, в конечном счёте, вредны. Чувства, подавленные и скрытые, не исчезают, они воздействуют изнутри и часто проявляются в ещё более острых формах. Известно, что эмоциональное в человеке многократно перевешивает рациональное в нём. Это знание способно приносить весомую дань тому, кто будет разумно воздействовать на это «слабое» место человека.

Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других индивидов, практически сразу завоевать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии, т. е. формировать аттракцию (привлечение, притяжение). Анализ поступков таких людей показывает, что в процессе общения они используют психологические приёмы формирования аттракции, приёмы, которые, как правило, скрыты от собеседника. Но если эти приёмы существуют, значит им можно обучить тех, кому это необходимо.

Во время общения с партнёром на наши органы чувств поступает огромное количество сигналов. Но не все они осознаются. Сигнал, который воздействовал на наши органы чувств, но не зафиксирован, может исчезнуть бесследно, а может и не исчезнуть. Всё зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несёт ли он в себе достаточный эмоциональный заряд для неё. Минуя сознание, эмоционально значимый сигнал остаётся в сфере бессознательного и оттуда оказывает своё влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения.

Виды приёмов:

  1.  Приём «имя собственное». Он основан на произношении вслух имени (или имени и отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Каков же психологический приём возникновения приятного ощущения, когда человек слышит обращённое к нему его собственное имя.

Имя присвоенное данной личности, сопровождает его от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.

Когда к человеку обращаются не называя его по имени, - это «обезличенное» обращение, в этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определённых служебных функций.

Когда же к человеку обращаются и при этом произносят его имя, таким образом, вольно или невольно, показывают внимание к его личности.

Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда же эти претензии не удовлетворены, когда кто-то ущемляет нас как личность, мы это чувствуем. Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.

Старайтесь сразу запомнить имя и отчество человека, с которым вы беседуете впервые.  Это вызывает у вашего собеседника положительные эмоции, которые вернутся к вам же. Некоторым трудно запоминать имена других людей. Для того, чтобы лучше запомнить имя, найдите повод, чтобы тотчас произнести его вслух. Быстро переберите в памяти имена знакомых для установления ассоциативных связей.

Бывают ситуации, когда нужно запомнить большое количество имён. Тогда нужно специально выделить некоторое время и постараться сделать это.

  1.  Приём «Зеркало отношения». Доброе и приятное выражение лица, лёгкая улыбка невольно притягивает к вам людей.

Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не врагам. Если при общении с нами у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то скорее всего это сигнал: «Я – ваш друг». Друг в прямом смысле этого слова – это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в зищищённости. Именно друг повышает эту зищищённость , т. е. удовлетворяет одну из наших важнейших потребностей. Положительные эмоции вызывают у человека чувство удовлетворения.

В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, её инструментом. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приёмов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнёру по общению и несёт ему явный и скрытый урон, называется манипуляцией.

Манипуляция как способ оказать скрытое психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного для себя поведения постоянно используется в бизнесе. Различные приёмы и уловки позволяют заключить более выгодные контракты, подтолкнуть партнёра или клиента к нужному решению. Наиболее часто встречающимся приёмом манипуляции выступает комплимент.

  1.  Комплименты – это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть собеседник.

Каждому из нас приятно слышать комплименты в свой адрес. При этом мы осознаём, что сказанное – пусть и небольшое, но всё же преувеличение.

Почему нам приятно слышать такие слова?

В эффекте внушения происходит как бы заочное удовлетворение мечты, желания, потребности человека в совершенствовании какой-то своей черты. Фактически потребность при этом не будет полностью удовлетворятся, но реальным будет ощущение её удовлетворения, появление на этой почве положительных эмоций.

Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника.

В деловом общении преимущество принадлежит комплименту. Нельзя отождествлять комплимент и похвалу.

Похвала – это положительная оценка. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нём фактов, известных обоим партнёрам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может свести высказывание до уровня банальной лени.

Комплимент должен быть кратким, содержать одну – две мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмысленных оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще.

Именно практикой достигается лёгкость и непринуждённость в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Когда комплимент понравился, лицо человека озаряется улыбкой.

Существует несколько правил сделать комплимент комплиментом.:

  1.  «Один смысл».

Комплимент должен отражать только позитивные качества человека. В комплименте следует избегать достойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно считать и позитивным, и негативным.

  1.  «Без гипербол».

Отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение.

  1.  «Высокое мнение».

Важным фактором в результативности этого приёма является собственное мнение человека об уровне отражённых в комплименте качеств.

  1.  «Без дидактики».

Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по её улучшению.

  1.  «Без претензий».

Сотрудник вовсе не стремится к совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы не плохо, если бы оно – это позитивное качество – было выражено у него сильнее, чем сейчас.

  1.  «Без приправ».

Последнее правило касается не самого содержания комплимента, а тех дополнений, которые нередко следуют за ним.

Приём: «Терпеливый слушатель».

Все мы с детства помним правила, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушать его до конца.

Для того, чтобы терпеливо выслушать собеседника, нужно немалое время, ибо не каждый умеет сжато излагать свои мысли. Если вы выслушаете подчинённого, то он удовлетворит свои потребности, получит положительные эмоции. Поскольку источником этих эмоций явились именно вы, то они и будут вам возвращены в виде небольшого усиления симпатии к вам.

Приём: «Личная жизнь».

У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. Время от времени беседуйте со своими подчинёнными по вопросам, значимых для них в их личной жизни, проявляйте интерес к их чувствам и переживаниям.

К основным техникам психологического воздействия можно отнести:

  1.  Запутывание – введение партнёра в заблуждение путём дозирования, искажения или утаивания деловой информации;
  2.  Запугивание – использование в деловой ситуации вербализованной угрозы и невербальных сигналов угрозы как возможного применения экономических или каких-либо других санкций против адресата, угрожающих его жизненной безопасности или деловому престижу;
  3.  Скрытое принуждение – принуждение, замаскированное на вербальном и процедурном уровнях с помощью различных манипулятивных уловок.

В качестве приёмов психологического воздействия манипулятор может использовать также техники заражения, суггестии, побуждения, обесценивания, игнорирования:

  1.  Заражение направлено на передачу»навязывания» адресату собственного эмоционального состояния или собственного восприятия деловой ситуации.
  2.  Суггестия используется тогда, когда манипулятору необходимо внушить, «привить» адресату определённую установку, психическое состояние или намерени5е. Суггестивность адресата будет значительно выше, если он находится в состоянии подавленности, тревожности.
  3.  Побуждение применяется манипулятором в тех ситуациях делового общения, когда для реализации собственных целей ему необходимо создать позитивную мотивацию у партнёра – адресата.
  4.  Техника игнорирования используется манипулятором для снижения самооценки у адресата, который воспринимает игнорирование как пренебрежение и неуважение к занимаемой им позиции в решении деловой проблемы.

  1.  Заключение.

Конечно, всё продумать невозможно. На практике многое можно упростить, каждый должен приобрести индивидуальный опыт и не полагаться на опыт других.

У многих индивидов, не имеющих практического опыта в общении, возникает вопрос: «Что применять мне сегодня или завтра в моих повседневных делах?» Упражнения, и ещё раз упражнения. И после каждой тренировки необходим продуманный отчёт самому себе. Вот это и есть основное правило, которое приведёт к успеху ТВ деловой беседе.

Деловое общение немыслимо без имиджа человека, без его внешнего вида, настроения, знаний и т. д., всё это надо воспитывать в себе, чтобы предстать перед партнёрами таким, каким необходимо.

  1.  Библиографический список.
  2.  Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебное пособие.-2-е изд.-М.:ИНФРА-М,2001.259с.
  3.  Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации.-М.,2004.
  4.  Морозов А.В. Деловая психология.-СПб.,2000.
  5.  Емельянов. Имидж фирмы и делового человека.
  6.  Золотая книга хорошего тона – «Русич», Смоленск.1999.
  7.  Лавренко В.Н. Психология и этика делового общения- «ЮНИТИ», М.,1997.
  8.  Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. Психология деловых отношений  - «Дело»,М.,2001.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53796. Тестова контрольна робота з теми «Іменник» у 6-му класі 44 KB
  У якому рядку всі слова є іменниками А. У якому рядку всі слова є іменниками спільного роду А. У якому рядку всі слова пишуться з великої літери А. У якому рядку всі іменники в кличному відмінку мають закінчення –ю А.
53797. Инструменты рынка ценных бумаг 27.5 KB
  Обыкновенная акция — ценная бумага, дающая право голоса на собрании акционеров и на участие в распределении чистой прибыли после выплаты процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям.
53798. Організація внутрішкільного контролю 139.5 KB
  Мета внутрішньо шкільного контролю полягає в: зборі оперативної інформації про стан керованих підсистем; поширенні передового педагогічного досвіду; підвищення рівня навчальних досягнень школярів; підвищення рівня вихованості учнів; своєчасному виявленні й виправленні попередженні помилок недоліків в організації й здійсненні навчальновиховного процесу; кваліфікованій допомозі педагогам у підвищенні педагогічної майстерності в оволодінні сучасними технологіями ефективними методами навчання і виховання. Функції внутрішньо...
53800. Стратегии управление оборотными активами 27 KB
  Осторожная стратегия предусматривает наличие большого объёма оборотных средств для обеспечения производственной деятельности фирмы. Такая стратегия является безопасной для фирмы, но в этом случае фирма теряет часть доходов
53801. Экономическая сущность инвестиций 34 KB
  Реальные (капиталообразующие) инвестиции включают следующие элементы: инвестиции в основные фонды (основной капитал), затраты на приобретение земельных участков, инвестиции в нематериальные активы, инвестиции в пополнение запасов материальных оборотных средств.
53802. Оптимизация использования денежных средств 28.5 KB
  Оптимизация среднего остатка денежных активов предприятия предполагает инвестирование избытка денежных средств для получения дополнительной прибыли, обеспечивая при этом необходимую ликвидность.
53803. Методы долгового финансирования 27 KB
  Эмиссия облигаций представляет собой финансовый проект, при реализации которого эмитент оформляет свои долговые обязательства в виде ценной бумаги, доступной любому инвестору, согласному с объявленными, едиными для всех кредиторов условиями.
53804. Тестовий контроль «Зарубіжна література» 149 KB
  Варіант 2 До жанру сатиричного роману слід віднести: А €œСобор Паризької Богоматері В. Варіант 3 Укажіть у якому столітті Біблію було вперше перекладено українською мовою: А ХIХ ст. Варіант 4 1.