83075

Правовые механизмы деятельности российских и зарубежных профсоюзных организаций

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Для профсоюзов основной задачей является защита трудовых и иных социальных прав граждан во взаимоотношениях с теми или иными государственными органами работодателями и их объединениями. В силу указанного для профсоюзов очень важное значение будет иметь завершение процесса обретения полной...

Русский

2015-03-07

60.06 KB

6 чел.



ВВЕДЕНИЕ

Начать курсовую работу, я считаю, необходимо с понятия профсоюзной организации:

Профессиона́льный сою́з (профсою́з) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д.

Актуальность темы исследования: проблема современного общества относится к числу фундаментальных научных вопросов, рассматриваемых на протяжении многих веков различными исследователями. Несколько тысячелетий ученые изучают наше общество, анализируют и раскрывают его назначение все более разносторонне и конкретно. Задача построения современного гражданского общества довольно быстро утвердилась в качестве одного из необходимых элементов сегодняшнего социума. В связи с этим в последнее время значительно, возрос интерес граждан к изучению сущности, структуры, истории, условий существования, проблематики и перспектив развития гражданского общества. Гражданское общество имеет сложную структуру, оно охватывает экономические сферы и институты, организацию и деятельность общественных союзов, органов местного самоуправления, религиозных общин, сферу образования, воспитания, науки и культуры, семью, средства массовой информации. Именно с помощью общественных объединений осуществляются непосредственные и действительные связи общества и государства, личности и власти, ее самодеятельность и независимость, проявляются уровень и характер демократии, полнота смысла человеческого существования.

Парламентская газета № 222 (853) от 24 ноября 2001 г. конституционно-правовых основ общества. Становление и функционирование гражданского общества в России возможно только при условии существования в государстве и обществе фактического демократического конституционного строя.

Общественные объединения способствуют углублению, конкретизации феномена гражданского общества, превращения идей, помыслов в практическую сферу деятельности. Особую общественную значимость в контексте данного исследования имеет проблема взаимодействия общественных объединений с государственными органами. Президент В.В. Путин подтвердил на Всероссийском гражданском форуме, что власть исходит из необходимости партнерских отношений с организациями гражданского общества, в России формирование гражданского общества еще только начинается. Задача Конституции Российской Федерации -установление конституционно-правовых основ общества. Становление и функционирование гражданского общества в России возможно только при условии существования в государстве и обществе фактического демократического конституционного строя.

Настоящее исследование в курсовой работе посвящено одной из форм общественных объединений - профсоюзным организациям. Профсоюзы наряду с другими институтами включены в построение гражданского общества, поскольку они представляют собой добровольное объединение людей, стремящихся независимо и самостоятельно отстаивать интересы большого числа людей. Отчуждение у государства и работодателей соответствующего объема прав в пользу самодеятельности граждан в трудовой сфере жизни, что пытаются делать профсоюзы, это по большому счету движение к гражданскому обществу. Для профсоюзов основной задачей является защита трудовых и иных социальных прав граждан, во взаимоотношениях с теми или иными государственными органами, работодателями и их объединениями. В силу указанного для профсоюзов очень важное значение будет иметь завершение процесса обретения полной самостоятельности и независимости от государственных и хозяйственных структур и самоутверждения в качестве эффективно функционирующего института гражданского общества. Анализ действующего национального и международного законодательства, регламентирующего деятельность профсоюзных организаций, выявление и обоснование их роли, функций в сфере формирования нашего общества, составной частью которого они являются.

Полноценное функционирование профсоюзных организаций возможно только при условии достижения высокого социально-экономического и духовно-культурного развития в рамках демократического конституционного строя, социально ориентированной рыночной экономики. Оно непосредственно связано с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением и единообразным применением Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории страны, повышением социально-экономического уровня жизни, духовно-культурным развитием. Этот процесс невозможен без достижения высокого уровня правового сознания и правовой культуры должностных лиц государственного аппарата и граждан, обеспечения режима законности и правопорядка прежде всего в социально-трудовой сфере общественных отношений.

Методологической основой работы служат диалектический метод, а также идеи, изложенные в трудах Аристотеля, Канта, Гегеля и других философов, концепции современных отечественных и зарубежных ученых, философов, юристов, социологов, психологов, посвященные проблемам формирования гражданского общества, деятельности профсоюзов, иных общественных объединений.

Объектом исследования являются общественные отношения, действующие в сфере деятельности российских и зарубежных профсоюзных организаций, а также те реальные явления и процессы социальной действительности, происходящие во всех сферах общественной жизни современного российского общества, связанные с существованием и функционированием профсоюзных организаций.

Предмет исследования - правовые механизмы деятельности российских профсоюзных организаций и зарубежных ,их объединений и влияние практики реализации законодательства о профсоюзных организациях на становление современного обществ

Глава1. Конституционно-правовой статус профсоюзов в  РФ.

1.1. История возникновения и становления профсоюзных организаций.

Итак, начало развития начинается с Царской России:

В России до конца XIX в. образование рабочих союзов не допускалось — действовало лишь небольшое количество касс взаимопомощи с незначительным числом членов.

В 1875—1876 гг. в Одессе усилиями народников был создан Южнороссийский союз рабочих.

В 1878—1880 гг. действовал Северно-русский союз рабочих в Санкт-Петербурге.

С 1890-х годов в Царстве ПольскомСеверо-западном краеСанкт-Петербурге и Москве в связи с активной деятельностью социал-демократической партии стали нелегально возникать рабочие союзы.

В 19011903 гг. по инициативе С. В. Зубатова в Москве и Санкт-Петербурге были открыты с разрешения властей первые легальные рабочие союзы: «Общество взаимного вспомоществования рабочих механического производства» в Москве и одноимённое общество в Санкт-Петербурге.

В 1904 году в Санкт-Петербурге, по инициативе священника Георгия Гапона, было открыто «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Однако после событий 9 января 1905 года оно было закрыто.

В 1905—1906 гг. по всей России образовалось около ста рабочих союзов. Первый из них, «Союз работников печатного дела», был создан 16 апреля 1905 года в Санкт-Петербурге. Некоторые из них первоначально были легализованы, но затем подвергались административным преследованиям, были закрыты или существовали нелегально.

В 1910 году начался новый подъем рабочего движения и борьбы за профсоюзы. Но своего пика он достиг в начале 1917 года. Не осталось ни одной профессии или группы рабочих по найму, которая не стремилась бы к организации своего профсоюза.

Далее история развития проходит этап Советского Союза:

К лету 1918 года завершился период становления, укрепления, выбора пути развития профсоюзных организаций. Был создан Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), первый учредительный съезд которого состоялся в январе 1918 года. В первые годы советской власти они сыграли важную роль в ликвидации безработицы и безграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей. Кроме того, в ходе Российской революции и гражданской войны анархо-синдикалисты пытались создать общенациональное профсоюзное объединение: на Первом всероссийском съезде профсоюзов было представлено 88 тысяч членов синдикалистских и максималистских объединений, однако постепенно их влияние падало, так что на втором съезде (1919) их было уже 53 тыс., а на Третьем (1920), только 35 тыс. В связи с образованием СССР, профсоюзы России вошли в общесоюзную структуру профсоюзов (ВЦСПС) и находились там до 1990 года. Профсоюзные комитеты на предприятиях осуществляли контроль за выполнением законов о труде, распределяли путевки в санатории и дома отдыха и т. п. Однако они фактически были подконтрольны властям, ещё В. Ленин назвал их «приводными ремнями» от коммунистической партии к массам. Первая попытка создать независимый профсоюз (СМОТ) состоялась в 1978 году и привела к репрессиям против тех, кто ее предпринял.

Заключительный период начинается с 1990 года, и продолжается по настоящее время:

В начале 90-х гг. возрос интерес отечественных ученых к проблемам становления и развития гражданского общества в условиях России, что нашло свое отражение в трудах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, И.А. Боцу, В.И. Башмакова, В.К. Гаджиева, С.В. Калашникова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Е.А. Колоярцевой, Л.С. Мамут, М.П. Ненашева, Л.М. Романенко, С.Г. Сергеева B.C. Нерсесянца, З.М. Черниловского А.В. Шулепова, И.Ф. Ярулина и других авторов.

23 марта 1990 года состоялся Учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР, который провозгласил отказ от идей марксизма-ленинизма и создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая объединила большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений.

В 1991 после распада СССР всесоюзный орган ВЦСПС был распущен. Роль его преемника досталась ФНПР. В настоящее время последняя насчитывает 121 членскую организацию; ее членами являются 37,7 млн человек.

Появились профсоюзы, не входящие в ФНПР (Соцпроф, Всероссийская конфедерация трудаКонфедерация труда РоссииМПРА,МПРЗ Действие и др.), которые активно проводят забастовки и прочие действия в защиту прав работников. Их активно поддерживают левые партии и движения страны. Профсоюзы развитых стран признают их настоящими и активно развивают с ними сотрудничество.

Также в России существует Союз профсоюзов России (СПР), в который вошли независимые общероссийские профсоюзы и несколько межрегиональных.

По состоянию на 2011 самым крупным профсоюзом России является «Дорпрофжел МЖД» — профсоюз Московской железной дороги, насчитывающий 151 тысячу членов.

Вывод: История создания профсоюзных организации в России началась с Царской России, постоянно развивалась и реорганизовалась до нашего времени, также созданы предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования.

1.2. Сущность и место профсоюзных организаций  в РФ.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другим» общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.
3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Комментируемая статья устанавливает правовые основы деятельности профсоюзов, что вполне объяснимо, поскольку, деятельность профсоюзов носит многогранный характер и регулируется большим количеством отраслевых нормативных правовых актов. Несмотря на то, что в последнее десятилетие совокупность прав и обязанностей профсоюзов претерпела значительные изменения, правовое положение профсоюзов по-прежнему определяется достаточно большим количеством нормативных правовых актов. Важно отметить, что комментируемая статья установила что права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, и> объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другим* федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Эта норма означает, что указанные права профсоюзе! и гарантии их деятельности не могут ухудшаться нормативными актами, имеющими меньшую юридическую силу, чем названные в статье (речь идет о подзаконных актах, локальных нормативны> актах организаций и т.д.).
Права профсоюзов могут иметь не только статусный характер (т.е. определяться законодательными актами), но и договорной (т.е определяться в актах договорного характера - например, коллективном договоре, соглашении), а также устанавливаться локальными нормативными актами организации в части, улучшающей правовое положение профсоюзов по сравнению с их правовым статусом. Так, например, ТК РФ прямо устанавливает, что право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Более того, ч. 3 ст. 8 ТК РФ допускает, что коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников; ч. 4 ст. 82 ТК РФ закрепляет право сторон в коллективном договоре устанавливать иной порядок обязательного участия ВПО данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя и т.д.
В комплексе прав человека, которые закреплены Конституцией РФ, трудовым и профсоюзным законодательством можно выделить ряд наиболее важных, реализующихся более полно при условии объединения работников в профессиональные союзы. К ним относятся: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на содействие занятости и защиту от безработицы; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом уровня; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на охрану труда и безопасность на производстве (работе); право на благоприятную окружающую среду; право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой; право на образование, включая право на обучение и повышение квалификации; право на получение информации от государственных органов, органов местного самоуправления и работодателей по социально-трудовым вопросам; право на отдых, включая право работающего по трудовому договору на установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Принцип, провозглашенный в п. 2 настоящей статьи, носит фундаментальный характер и может быть применен ко всей иерархии нормативных правовых актов, устанавливающих права и гарантии деятельности профсоюзов, а именно: каждый «нижестоящий уровень правотворчества» не может ограничивать указанные права и гарантии деятельности по сравнению с «вышестоящим».
К основополагающим законодательным актам, регламентирующим права и гарантии деятельности профсоюзов как одного из видов общественных объединений и некоммерческих организаций относятся также ФЗ № 82 от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» и ФЗ № 7 от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».
Пункт 3 по аналогии с Конституцией РФ закрепляет приоритет международных норм над нормами настоящего закона и может с успехом использоваться российскими профсоюзами. Юридическую основу прав профсоюзов по международному праву составляют универсальные нормативные акты, признанные мировым сообществом. Это: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, конвенции, рекомендации и декларации МОТ, Европейского Союза, Совета Европы и т.д.

Профсоюзы исторически являлись одним из социальных институтов, непосредственно участвовавших в становлении и развитии гражданского общества посредством представления и защиты интересов людей, работающих по найму. Возникновение профсоюзов в России было вызвано всем ходом экономического и политического развития страны, явилось результатом длительной борьбы российских рабочих за свои социальные и экономические права и заняло целый исторический период. По сравнению с Западом российские профсоюзы имели свои особенности, если в странах Западной Европы и США профсоюзы возникли в эпоху домонополистического капитализма и до создания политических партий, то массовые профсоюзы России появились в обстановке революционного подъема, вследствие перерастания отвергнутых правительством экономических требований в политические. Массовое создание профсоюзов из малочисленных и разрозненных объединений рабочих привело к образованию осенью 1905 года региональных межсоюзных органов - центральных бюро профсоюзов. 24 сентября - 7 октября 1905 года в Москве состоялась Всероссийская конференция профсоюзов.

В советский период профсоюзы работали под руководством КПСС, содействовали социалистическому строительству, вели деятельность по активизации производственного процесса. Профсоюзы обладали рядом прав по взаимодействию с государством, именно в этот период был заложен фундамент практики социального партнерства. В эпоху рыночных преобразований начался процесс реформирования радикального обновления профсоюзов, в результате которого был утрачен принцип демократического централизма, профсоюзы России провозгласили себя независимыми и образовали собственную Федерацию.

К числу общеправовых принципов деятельности профессиональных союзов как представителя и защитника прав и свобод работников можно отнести принципы: равноправия граждан, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, социального государства, гуманизма и справедливости. Все эти принципы закреплены в Конституции РФ. К межотраслевым принципам можно отнести универсальность, всесторонность, доступность и иные.

Деятельность профессиональных союзов как общественной организации имеет и свои, специфические принципы: законности организации и осуществления деятельности; добровольности организации профессиональных союзов; свободы; недопустимости дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам, самоуправления, гласности, независимости, демократизма, солидарности профсоюзов, социального партнерства, сохранения и развития трудового потенциала общества, утверждения в обществе гуманистических ценностей и развития трудовой морали.

К основным началам правозащитной деятельности профсоюзов можно отнести: принцип неразрывной связи уровня правовой культуры высших и рядовых членов профсоюза и участников социально-трудовых отношений, прежде всего должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, наемных работников, работодателей, их объединений и их представителей, с тяжестью и частотой нарушения прав, свобод и интересов наемных работников. Единство понимания, исполнения и применения видов и форм социально-правовой помощи и защиты профсоюзными организациями, их должностными лицами. Эффективность результатов социально-правовой защиты, общеобязательность оказания социально-правовой помощи и защиты гражданам, чьи права и интересы нарушены.

Единство понимания, исполнения и применения предписаний закона, регламентирующих организацию и осуществление социально-правовой помощи и защиты, применение наиболее действенных ее видов и форм профсоюзными организациями. Приоритетность, обязательность оказания социально-правовой помощи и защиты работникам. Действующая система российского законодательства, регламентирующая образование и функционирование профсоюзных организаций, не способна в полной мере реализовать принципы организации и деятельности профсоюзных организаций в качестве представителей и защитников прав и законных интересов граждан.

Социально-экономические права и свободы составляют особую группу конституционных прав и свобод человека и гражданина. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как: труд, отдых, здоровье, образование, призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально-значимые потребности личности. Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия и на их реализацию. В сфере защиты конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации деятельность профессиональных союзов направлена на представительство и защиту социально-трудовых прав работников, на формирование рынка труда, гражданского сознания и единения трудящихся, установление практики социального партнерства.

Механизм социально-правовой защиты профсоюзными организациями интересов граждан представляет собой систему закрепленных способов, методов и средств воздействия на общественные отношения в целях обеспечения прав и свобод работников и оказания им надлежащей помощи в реализации и восстановлении в случае нарушений правового статуса. Главной характеристикой статуса профессиональных союзов является совокупность гарантируемых законодательством возможностей профсоюзов по осуществлению ими действий, направленных на представительство, обеспечение и защиту социальных и экономических интересов человека труда. Формы защиты профсоюзами социально-трудовых прав работников могут быть различными в зависимости от использования при этом средств. Основной задачей профсоюзов является содействие в реализации и защите социально-трудовых прав работников. Правотворческая деятельность профсоюзов в рамках осуществления конституционно закрепленной правозащитной функции выражается на в виде участия в разработке предложений по проектам законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Правоприменительная деятельность заключается в использовании правозащитных норм с целью охраны и защиты прав и интересов членов профсоюза, в отдельных случаях всего населения в целом.

Защитная функция профсоюзов - это целенаправленная правовая деятельность по защите трудовых прав и законных интересов работников, охране их от нарушений, по восстановлении нарушенных прав, установлении более высокого уровня условий труда и быта трудящихся. Защитная функция профсоюзов в основном реализуется в четырех организационно-правовых формах. Во-первых в форме участия профсоюзов в отношениях социального партнерства, включая отношения по установлению условий труда на предприятии. Во-вторых, в форме участия профсоюзов в применении установленных условий труда на предприятии. В третьих - в форме участия профсоюзов в разрешении трудовых споров. В - четвертых, в форме осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда.

Для повышения значимости и качества коллективных договоров как инструмента защиты интересов наемных работников, необходимо преодолеть: низкий уровень требований, выдвигаемых профкомами первичных профсоюзных организаций предприятий по основным пунктам переговоров, прекратить ориентироваться на возможности работодателя, а не на потребности работника, не снижать уровня требований по участию работников в управлении производством и участия в прибыли предприятия, добросовестно информировать работников о сути переговоров, использовать возможности поддержки переговоров всей профсоюзной структурой. Главное в деятельности профсоюза - обеспечить своим членам возможность участия в производственном процессе на максимально выгодных условиях.

Права профсоюзов на представительство интересов работников при разрешении коллективных трудовых споров реализуется несколькими способами. Первый способ - проведение превентивных мероприятий, направленных на исключение или сведение к минимуму количества ситуации, способных спровоцировать коллективный трудовой спор. Второй способ - это участие профсоюзов в процессе законотворчества с целью уменьшения социальной напряженности в сфере труда. Третий способ предотвращения профсоюзами коллективных и индивидуальных трудовых споров - это применение установленных законом юридических процедур согласования интересов работников и работодателей в ходе проведения коллективных переговоров с целью подписания коллективного договора или иного правового акта социального партнерства. Отсутствие механизма сколько-нибудь удовлетворительного законодательного регулирования отношений, связанных с рассмотрением трудовых споров, и недооценка важности примирения сторон в процессе разрешения трудовых споров сами по себе являются причинами, порождающими трудовые конфликты.

Задача профсоюзов использовать все предоставленные законодательством способы и средства защиты трудовых прав работников в возникающих трудовых спорах, не уходить от ответственности, держать в курсе общественность, не замыкаться в рамках одного предприятия, привлекать вышестоящие профсоюзные органы, социальных партнеров всех уровней, широко использовать коллективные действия в отстаивании законных интересов работников.

Профсоюзный контроль, являясь одним из видов социального контроля, представляет собой также одну из правовых форм осуществления профсоюзами своей защитной функции в социально-трудовой сфере. Российское законодательство регламентирует права профсоюзов на осуществление контроля в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Это, прежде всего, касается сферы труда и общественных отношений, связанных с правом работника на социальное обеспечение, отношений по регулированию занятости, социального партнерства. Выделяются три вида контроля: предварительный, последующий и текущий. Предварительный контроль имеет место в тех случаях, когда установление условий труда осуществляется администрацией совместно, по согласованию или с учетом мнения профессиональных союзов. Последующий контроль осуществляется профсоюзными органами с целью устранения выявленных нарушений и восстановления нарушенных прав. Текущий контроль профсоюзов сочетает в себе элементы и предварительного и последующего контроля и направлен на предотвращение возможных нарушений прав работников.

Вывод: Сущность профсоюзных организации отражена в задачах, целях и правовых основах, которые чётко сформулированы и отражены в данном параграфе.

Глава 2. Конституционно-правовой статус профсоюзов в  зарубежных странах.

2.1. История возникновения и становления профсоюзных организаций в зарубежных странах.

Союзы рабочих (англ. Trade-Unionsнем. Gewerkvereineфр. Syndicats ouvriers) возникли в XIX веке в процессе борьбы пролетариата против капиталистической эксплуатации. Родиной рабочих союзов является Англия, где они стали возникать с середины XVIII в. Большинство тред-юнионов с 1899было объединено «Всеобщей федерацией трейд-юнионов».

В 1868 году был сформирован Конгресс тред-юнионов (англ. Trades Union Congress), являющийся с тех пор главным координирующим органом профсоюзного движения.

К 1920 году в профсоюзах Великобритании состояло около 60 % всех рабочих страны.

Профессиональные союзы получили свое широкое распространение по всему миру.

Так, например, профессиональные рабочие союзы в США были организованы по типу английских. Первым профессиональным объединением была организация Рыцари труда, возникшая в 1869 году, однако к началу двадцатого века пришедшая в упадок, после чего на первое место выдвинулась «Американская федерация труда» (АФТ).

В Германии в 1860-х годах существовало несколько типов рабочих союзов: социал-демократические союзы (нем. Gewerkschaften); Гирш-Дункеровские союзы (нем. Gewerkvereine), связанные с партией свободомыслящих; христианские (католические и евангелические) союзы рабочих.

Во Франции союзы рабочих получили возможность свободно развиваться лишь при Третьей республике. В 1904 году в стране насчитывалось 4227 рабочих синдикатов с 715 тыс. членов. В 1906 году, на волне подъема профсоюзного движения, была принята Амьенская хартия, которая провозглашала непримиримую борьбу между пролетариатом и буржуазией: профсоюзы признавались единственной приемлемой формой объединения рабочих, декларировался отказ от участия в политической (парламентской) борьбе, а всеобщая забастовка признавалась единственно возможным способом свержения капиталистического строя. Профсоюзы объявлялись независимыми от любых политических партий, что означало свободу вхождения в них членов любых партий и занятие ими должностей, однако без определения какой-либо политической ориентации синдикатов. Данная хартия представляла собой торжество идей революционного синдикализма.

На рубеже XIX и XX веков произошёл процесс политизации профсоюзного движения под влиянием марксистов (социал-демократов) и анархистов. Одним из примеров этого процесса может служить история возникновения международного праздника «Первое мая», когда в 1886 году4 мая на демонстрации протеста в результате провокации погибло несколько человек (была взорвана бомба, совершивший так и не был найден, а по ложному обвинению впоследствии было казнено четверо рабочих-анархистов). Три года спустя на Парижском конгрессе (1889) Второго Интернационала в память казненных анархистов 1 мая было объявлено днем международной рабочей солидарности[1].

В первые десятилетия XX века начинают создаваться международные объединения профессиональных союзов. Так, например, в 1905 году, в Чикаго было создано международное профсоюзное объединение Индустриальные рабочие мира (ИРМ), находящееся под влиянием идей революционного синдикализма, что явилось результатом соглашения между частью анархистов, социалистов и радикальных профсоюзных активистов.

Продолжавшиеся в начале XX века переговоры между анархистами из разных стран мира привели к созданию на Берлинском конгрессе (25 декабря1922 — 2 января 1923анархо-синдикалистской Международной ассоциации трудящихся (МАТ), также известного как Берлинский интернационал профсоюзов. Как и ИРМ, МАТ существует и сегодня[2].

Кроме того, в июле 1921 года в Москве был создан Профинтерн (Красный интернационал профсоюзов), находившийся под влиянием Коммунистического интернационала, созданного в 1919 году. Данный интернационал фактически прекратил свое существование в 1937 году.

Кроме этих объединений, существовало множество других, менее известных международных профсоюзных объединений.

Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были признаны английским Законом о профсоюзах от 29 июня 1871 года. Основным признаком западного общества выступает то, что в нем впервые в истории появилась возможность для формирования человека как индивидуализированной личности. В этом смысле оно резко отличалось от «традиционных» (восточных) цивилизаций, в которых интересы индивидов и групп всегда опосредовались государством, подчинялись ему. Консолидирующим основанием для существования индивидов в Средневековой Европе выступили сословия. Современное гражданское общество на Западе зародилось в период перехода к капиталистическому способу производства. С возникновением промышленного капитализма государство в большей мере было необходимо как некий гарант поддержания стабильности и порядка, доминирующей тенденцией было стремление разграничить сферы государственной жизни и гражданского общества.

Вывод: В данном параграфе отражены специфические особенности развития и становления профсоюзных организации в зарубежных странах.

2.2. Правовое сравнение сущности профсоюзных организаций РФ и зарубежных стран.

Рассмотрев историю создания профсоюзных организации в России и в зарубежных странах, проследив основные положения, особенности развития и становления, можно сделать вывод о их схожести в своём предназначении, а именно цели создания и поставленных задач, и их различности в значимости, которая отведена государствами им в правовом смысле. За рубежом профсоюзные организации более развиты и акцентированы на поддержание гражданского общества, в то время как в России гражданское общество только проходит стадию становления. Поэтому различия заметны, я считаю, что в последствии Российские профсоюзные организации будут стремиться к Европейскому уровню развития и применения. В рамках международного права существует Конвенция МОТ о свободе ассоциации и защите правана организацию (1948 г.), основную суть которой я изложила в данной работе:

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Сан-Франциско Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 17 июня 1948 года на свою тридцать первую сессию, решив принять в форме конвенции ряд предложений о свободе ассоциации и защите права на организацию, что является седьмым пунктом повестки дня сессии, принимая во внимание, что преамбула Устава Международной Организации Труда провозглашает в числе средств, способных улучшить условия труда и обеспечить мир, признание принципа свободы объединения, принимая во внимание, что Филадельфийская Декларация снова провозгласила, что свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса, принимая во внимание, что Международная Конференция Труда на своей тридцатой сессии единогласно приняла принципы, которые должны быть положены в основу международной регламентации, принимая во внимание, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций на своей второй сессии присоединилась к этим принципам и просила Международную Организацию Труда продолжать прилагать все усилия в целях принятия одной или нескольких международных конвенций, принимает сего девятого дня июля месяца тысяча девятьсот сорок восьмого года нижеследующую Конвенцию, которая будет именоваться Конвенцией 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию:

Вывод: В этом параграфе было подведён некий итог и сравнение профсоюзных организаций России и зарубежных стран в общих чертах, установлены различия и сходные параметры организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях обеспечения эффективной социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, профсоюзным организациям необходимо преодолеть такие негативные факторы, как: игнорирование принципа правового государства; низкий уровень правовой культуры граждан и должностных лиц; слабая нормативно-правовая база деятельности профсоюзов; противоречия в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов, касающиеся деятельности профсоюзов; а также раздробленность профсоюзов и слабая позиция в обществе; несовершенство контроля и надзора за деятельностью профсоюзов; отсутствие неотвратимости ответственности за отступление от норм, регулирующих взаимоотношения профсоюзных чиновников, простых членов профсоюза, работодателей и их представителей, государственных и муниципальных служащих.

С целью повышения правового сознания и правовой культуры населения, обеспечения реализации прав на объединение, эффективности социально-правовой защиты целесообразно создание справочно-консультационных служб, усиление правового воспитания граждан, повышение правового сознания работников государственных органов, осуществляющих взаимодействие с общественными объединениями.

Для оптимизации деятельности профсоюзных организаций представляющих собой организационно-правовую форму системы общественных объединений необходимо упорядочить законодательные положения ряда законов, в частности устранить противоречия между законом «Об общественных объединениях» и Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» и базовым законом «Об общественных объединениях», федеральными законами, затрагивающими деятельность общественных объединений и профсоюзных организаций и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Законодательная основа профсоюзного движения должна быть скорректирована под международные трудовые стандарты с предоставлением профсоюзам широких законодательно регламентированных защитных и контрольных функций.

Слабая правовая база социального партнерства не отвечает требованиями многоукладности экономики и формирующегося гражданского общества: слабое правовое обеспечение партнерского статуса сторон, отсутствие ресурсов, стимулирующих к участию в партнерских отношениях и соответствующей мотивации, отсутствие механизма ответственности субъектов за эффективность принятых решений, совершенствование механизма исполнения законов, так как нормативно-правовых актов множество, но они не исполняются.

В условиях трансформации российского общества роль профсоюзов как субъекта социального контроля резко снижена. Профсоюзным организациям необходимо активнее использовать права по осуществлению контроля над соблюдением законодательства в сфере защиты социально-трудовых прав работников путем участия в органах управления, социальном партнерстве, обращения в государственные органы контроля, надзора и правосудия. За правонарушения в сфере охраны труда должны быть установлены более жесткие санкции.

Закон о профсоюзах требует внесения в него положения о необходимости осуществления прокурорского надзора, а от регистрирующих органов контроля за деятельностью профсоюзных организаций. Особое значение необходимо уделить усилению полномочий контрольно-ревизионных комиссий профсоюзов в целях осуществления надлежащей проверки хозяйственно-предпринимательской деятельности органов профсоюза. Для этого желательно привлечение сторонних контрольно-ревизионных организаций. Слабость профсоюзов, отражающаяся на их статусе, состоит также и в том, что будучи реальным институтом, они не имеют такого необходимого институционального элемента, как механизм принуждения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29527. ГРУППА И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 68 KB
  Основные характеристики группы. Реальные группы – это объединения людей в которых имеет место единство деятельности условий обстоятельств признаков. Группы бывают большими и малыми контактными в которых имеется возможность непосредственных контактов каждого с каждым.
29528. Лидерство в организации 65.5 KB
  Он нашел свою концептуализацию в рамках проектного менеджмента и привел к признанию проектной команды в качестве центральной ячейки современной организации. Второй подход более сконцентрирован на принципах проектирования команды и распределения в ней ролей. Его можно назвать проектированием команды и распределением ролей в ней tem design nd role distribution. Определение команды В социальной психологии весьма популярными являются исследования малых групп.
29529. Дифференциал функции. Приложения производной 389 KB
  Дифференциал функции записывается в виде . Дифференциалом 2ого порядка функции называется дифференциал от её первого дифференциала и обозначается т. Если независимая переменная то для нахождения дифференциала функции справедлива формула .
29530. Теоремы о дифференцируемых функциях. Формула Тейлора 300.5 KB
  Если функция непрерывна на отрезке дифференцируема на интервале и то на существует точка такая что . Если функция непрерывна на отрезке и дифференцируема на интервале то на существует точка такая что формула Лагранжа. Если функции и непрерывны на отрезке дифференцируемы на интервале и при всех то на интервале существует точка такая что формула Коши.150 Проверить выполняется ли теорема Ролля для следующих функций и если выполняется то для каких значений : а на отрезке ; б на отрезке ;...
29531. Правило Лопиталя 234.5 KB
  Правило Лопиталя. Правило Лопиталя используют для раскрытия неопределённостей видов и . На каждом этапе применения правила Лопиталя следует пользоваться упрощающими отношение тождественными преобразованиями а также комбинировать это правило с любыми другими приёмами вычисления пределов.
29532. Исследование функций и построение графиков 409 KB
  Точка принадлежащая области определения функции называется критической точкой функции если в этой точке или не существует. Критические точки функции разбивают её область определения на интервалы монотонности интервалы возрастания и убывания. Если точка экстремума функции то или не существует.246 Наибольшее и наименьшее значения функции.
29533. Функции нескольких переменных (область определения, частные производные, дифференциал) 442 KB
  Естественной областью определения функции называется множество точек для координат которых формула имеет смысл. Графиком функции в прямоугольной системе координат называется множество точек пространства с координатами представляющее собой вообще говоря некоторую поверхность в . Линией уровня функции называется линия на плоскости в точках которой функция принимает одно и тоже значение .
29534. ФНП (неявная производная, градиент, производная по направлению, эластичность, локальные и глобальные экстремумы) 487.5 KB
  63 Найти производную для функций заданных неявно: а ; б ; в ; г .64 Найти производные указанного порядка для функций заданных неявно: а если ; б если .65 Найти частные производные для функций заданных неявно: а ; б ; в ; г 6.66 Найти дифференциал функции заданной неявно в указанной точке если: а ; б .
29535. ФНП (производная сложной функции, условные экстремумы, касательная плоскость и нормаль, выпуклость) 418.5 KB
  Достаточное условие условного экстремума. Пусть - точка возможного условного экстремума функции , т.е. в этой точке выполнены необходимые условия условного экстремума. Тогда, если при всевозможных наборах значений , удовлетворяющих соотношениям () и не равных одновременно нулю: