83079

Анализ доходной и расходной частей федерального бюджета РФ за 2012-2014 года

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Социально-экономические преобразования происходящие в современной России заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам лежащим в основе экономической теории и заново осмыслить законы общественного воспроизводства отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Русский

2015-03-07

341 KB

90 чел.

Содержание

[0.1] 1.3. Роль и место бюджета в экономике региона

Введение

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Однако выделить место региональной системы, ее финансовую основу развития, источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии, если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система, совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Одним из элементов региональной экономики является региональных бюджет.

Именно с помощью регионального бюджета регионы имеют возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение региона финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. Таким образом, при правильном подходе бюджет может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Управление расходами во все времена считалось одной из важнейших проблем в каждом регионе независимо от уровня развития экономики и поступлений. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Цель данной курсовой работы – анализ доходной и расходной частей федерального бюджета РФ за 2012-2014 гг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  рассмотреть сущность регионального бюджета;
  •  рассмотреть понятие доходов и расходов регионального бюджета;
  •  изучить классификации доходов и расходов регионального бюджета;
  •  проанализировать динамику доходов и расходов регионального бюджета за 2012 – 2014 г.;
  •  проанализировать структуру доходов и расходов регионального бюджета за 2012 – 2014 г.;
  •  выявить пути оптимизации доходов регионального бюджета;
  •  определить основные направления повышения эффективности расходов регионального бюджета.

Объектом исследования является экономика региона. Предмет исследования – доходная и расходная часть регионального бюджета за 2012-2014 гг.


Глава 1. Понятие, сущность, функции регионального бюджета

1.1. Понятие и сущность регионального бюджета

Совокупность региональных бюджетов входит во второй уровень бюджетной системы РФ.        

Бюджет субъекта (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ, он составляется на один финансовый год.   Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.   Бюджеты субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.       Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. [2: с. 55-75].

1.2. Функции и методы формирования      регионального бюджета  

 Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:  

1. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти - главная задача региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации.    2. Формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.  

3. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.  

4. Имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.         

5. Концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.    6. Региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.   Бюджетный процесс на региональном уровне, так же как и на федеральном, охватывает следующие стадии:      

1) составление проекта бюджета;       

2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета;   

3) исполнение бюджета;        

4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.  Законодательным органам власти субъектов РФ предоставлено право самостоятельно определять процедуру рассмотрения и утверждения проекта закона. Однако этот процесс не должен противоречить основам бюджетного законодательства.          

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

1.3. Роль и место бюджета в экономике региона

Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований.    Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию, и направить ее на помощь наиболее депрессивным регионам.       

Необходимые условия реализации задач повышения эффективности региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере:  

-    бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;      - законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных частей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;    

- возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциалы каждого субъекта РФ;  

-   сбалансированность бюджетов всех уровней;     - право – в пределах собственных финансовых ресурсов – самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;          

- контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.  Финансовая политика региона должна строиться с учетом всех финансовых потоков, образующих его финансовый потенциал, и целесообразности всех расходов. Формирование финансового потенциала неразрывно связано с налоговой политикой, с ее действенностью и способностью влиять на развитие предпринимательской сферы.  

Задачами управления финансами в регионе являются: достижение материально-финансовой сбалансированности социально-экономического развития региона, мобилизация свободных финансовых ресурсов, контроль за соблюдением пропорции между денежными доходами населения и возможностями потребительского рынка, создание условий для нормального денежного оборота.        

Экономическая самостоятельность в управлении региональной экономикой требует существенного изменения подхода к распределению и перераспределению созданной чистой продукции региона.

Финансовые отношения в регионе строятся на их тесной связи с развитием производства, с предпринимательской деятельностью как основным источником воспроизводства финансовых ресурсов. Основными элементами построения рациональной системы финансовых связей региона представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Элементы построения рациональной системы финансовых связей региона.

Рассмотрим данные элементы подробнее.     

1. Установление материально-финансовой сбалансированности, которая достигается путем разработки двух взаимосвязанных документов: финансового баланса региона и регионального бюджета. Материально-финансовая сбалансированность социально-экономического развития региона означает согласованность материальных и финансовых пропорций в процессе функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.  

2. Мобилизация свободных финансовых ресурсов, которая позволяет решить проблему обеспечения развития и расширения производства за счет внутренних возможностей.

3. Контроль за соблюдением пропорции между денежными доходами населения и возможностями потребительского рынка.

4. Создание условий для нормального денежного оборота. Эта задача решается путем разработки кассового плана, призванного поддерживать зависимость между заработной платой и другими денежными выплатами населению и результатами деятельности торговли и сферы обслуживания.

5.Обеспечение материально-финансовой сбалансированности инвестиционных процессов в регионе.

Создание финансовой системы, адекватной рыночной экономике, не может ограничиться формальным изменением существующих финансовых структур и их связей с различными звеньями экономики – необходима ее радикальная перестройка в соответствии с новой ролью финансовой системы в механизме управления социально-экономическим развитием общества. Достижение сбалансированности материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике региона осуществляется путем разработки финансового баланса региона и регионального бюджета. Региональный бюджет – инструмент прямого активного вмешательства государственных органов региона в процесс социально-экономического развития региона: его производственной и социальной сфер.

На всех уровнях  территориальной системы главным источником финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания социально справедливых условий для проживания на данной территории является региональный бюджет, основным источником пополнения которого служат налоги.          

Реализация на практике принципа экономической самостоятельности региона существенно меняет роль регионального бюджета в финансовом обеспечении региональных программ социально-экономического развития. Во-первых, этот бюджет становится основным источником финансирования развития социальной сферы и инфраструктурного обустройства территории. Во-вторых, доходная часть регионального бюджета реально ставится в зависимость от эффективности хозяйственной деятельности на территории. Причем у региональных органов власти появляются рычаги воздействия на общеэкономическую обстановку в регионе и возможности активизации предпринимательской деятельности. К таким рычагам, прежде всего, относятся арендные платежи за используемую территорию и помещения, налоги на доходы кооперативов и малых предприятий, местные налоги.

Доходная часть формируется за счет распределения и перераспределения созданного ВРП. Она включает платежи из прибыли предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, налоги с населения, средства, выделяемые региону при перераспределении ресурсов, остающихся у предприятий и организаций, а также при перераспределении средств вышестоящих бюджетов.    

Важнейшей частью бюджета региона является региональный бюджет развития, который отражает возможности государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионе.       Цели разработки бюджета развития региона представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Цели разработки бюджета развития региона

Бюджет развития региона является составной частью регионального бюджета, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Денежные средства, направленные в бюджет развития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвестру в течение финансового года. Средства бюджета развития  формируются за счет следующих источников:  

  •  внутренних и внешних заимствований региона на инвестиционные цели;  
  •  части доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;            
  •  части доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской собственности;   
  •  доходов республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;       
  •  сумм инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.

Денежные средства бюджета развития региона направляются на следующие цели:                   

  •  финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;
  •  исполнение обязательств региона по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.

Направление денежных средств бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.   Следует отметить, что успешность экономических преобразований по пути создания современной экономической системы во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры региона.

Глава 2. Анализ доходной и расходной частей регионального бюджета 2012-2014 гг.

2.1 Анализ доходной части регионального бюджета Пензенской области за 2012-2014 гг.

 

Доходная часть бюджета Пензенской области на 2012-2014 год сформирована в полном соответствии с требованиями Бюджетного и налогового кодексов РФ, на основе прогнозных показателей социально-экономического развития, с учетом основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на период 2016 года.

В таблице 1 /приложение 1/ представлена структура доходной части бюджета Пензенской области.

Анализ доходов бюджета показал, что в структуре доходов бюджета преобладают безвозмездные и налоговые поступления.

Так, в 2012 году доля безвозмездных поступлений составляла: 59,2% или 16162718,8 тыс. руб., в 2013 году доля этой статьи доходов в общей структуре доходов составила 53,4% или 16617335,8 тыс. руб.

В 2013 году сумма безвозмездных поступлений возросла на 454617 тыс. руб., при этом доля данного вида поступлений в общей структуре налогов сократилась на 5,8%. В 2014 г. сумма безвозмездных поступлений сократилась на 3727901 тыс. руб. или на 12%.

В 2014 г. доля безвозмездных поступлений снизилась до 41,4% в структуре доходов регионального бюджета Пензенской области.

Структура безвозмездных поступлений:

  •  дотации – 15,4%;
  •  субсидии – 1,16%;
  •  субвенции – 83,4%;
  •  доход бюджета от возврата остатков субсидий и                                        субвенций  прошлых лет – 0,04%;
  •  возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет из регионального бюджета – (-0,04 %).

Одним из основных источников доходов регионального бюджета являются налоговые поступления (в общем объеме доходов бюджета от 38,9% в 2012 г. до 52,7% в 2014 г.), при этом в объеме налоговых поступлений налоги на доходы физических лиц составляют более 30%).

В таблице 2 /приложение/ представлена динамика доходной части бюджета Пензенской области.

Налоговые доходы занимают 38,9% в 2012 г. в общей структуре доходов бюджета, в 2013 г. удельный вес налоговых доходов возрос на 4,3% и составил 43,2%. В абсолютном выражении налоговые доходы в 2012 году составляли 10633991 тыс. руб., в 2013 году наблюдается рост налоговых доходов на 2812549,7 тыс. руб. и составили 13446540,7 тыс. руб. В 2014 г. налоговые доходы возросли на 2938475,7 тыс. руб. и составили 16385016,4 тыс. руб. [15]

Неналоговые доходы бюджета составили в 2012 году 505947,7 тыс. руб. или 1,9%, в 2013 году неналоговые доходы возросли до 1072980,8 тыс. руб. /увеличились на 567033,1 тыс. руб. или на 1,5%/, в 2014 г. – до 1844396 (возросли на 771415,2 тыс. руб. или на 2,5%).

На рис. 1. представлена динамика доходов бюджета Пензенской области в 2012-2014г.г.

Рис. 1. Динамика доходов бюджета Пензенской области в 2012-2014г.г.

Доходы бюджета имеют тенденцию к увеличению.

На рис. 2 представлена динамика налоговых поступлений бюджета Пензенской области в 2012 – 2014  г.г.

Рис. 2. Динамика налоговых доходов бюджета Пензенской области в 2012 – 2014 гг.

В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают НДФЛ, далее следует налог на товары и услуги и налог на прибыль.

НДФЛ в 2012 году в общей структуре доходов бюджета составлял 3884083 тыс. руб. или 14,2%. В 2013 году налог составил 4130963,8 тыс. руб. или 13,3%, т.е. снизился на 246880,8 тыс. руб. или на 0,9%. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. налог вырос на 1068720 тыс. руб. или 14,2%.

Налог на товары (работы, услуги), реализованные на территории РФ, в 2013 г. возросли на 1417901 тыс. руб. или 3,8%. В 2014 году доходы регионального бюджета от поступления данного налога выросли на 853766,9 тыс. руб. или на 2,7%.

Доходы бюджета Пензенской области от поступления налога на прибыль организаций в 2013 г.  выросли на 790630,3 тыс. руб. или 1,5%. В 2014 году доходы регионального бюджета от поступления данного налога выросли на 610892,1 тыс. руб. или на 2,0%.

Поступления от налога на совокупный доход в 2013 г. возросли на 85031,5  тыс. руб. или 0,1%. В 2014 году доходы регионального бюджета от поступления данного налога выросли на 201116,1 тыс. руб. или на 0,6%.

Сумма налоговых поступлений от налога на имущество организаций возросла на 99546 тыс. руб. в 2013 г., однако доля данного налога в общей структуре доходов сократилась на 0,5%. В 2014 году доходы регионального бюджета от поступления данного налога выросли на 185188,3 тыс. руб. или на 0,6%.

Поступления от транспортного налога возросли на 199508,7 тыс. руб. в 2013 г. или на 0,4%, а в 2014 г. – на 18432,9 тыс. руб. или на 0,1%.

Анализ налоговых доходов показал что, наблюдается рост по всем статьям налоговых доходов.

Таким образом, доля налоговых поступлений регионального бюджета в 2014 г. составляет 16385016,4 тыс. руб. или 52,7%.

Основными источниками налоговых поступлений в 2014 г. являются:

  •  налог на доходы физических лиц (5199684 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 16,7%;
  •  налог на товары, работы, услуги, реализованные на территории РФ  (4083078 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 13,1%;
  •  налог на прибыль организаций (3694465,4 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 11,9%.

Доля неналоговых доходов в составе доходов регионального бюджета составляет 5,9%.

Объем безвозмездных поступлений в бюджет Пензенской области:

  •  межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в  2014 году в сумме 557 522,1 тыс. рублей, в 2015 году -  590 870,6 тыс. рублей и в 2016 году – 595 070,9 тыс. рублей;
  •  прочих безвозмездных поступлений в 2014 году – 23 084,8 тыс. рублей.

         

2.2. Анализ расходной части регионального бюджета Пензенской области за 2012-2014 гг. 

Структура и динамика расходной части бюджета Пензенской области представлены в таблице 3. /приложение/

Наибольшую долю в структуре расходов бюджета составляют межбюджетные трансферты (41,9% в 2012 г., 48,3% в 2014 г.), далее следуют расходы на национальную экономику (15,2% в 2012 г., 17,47% в 2014 г.) и здравоохранение (17,6% в 2012 г., 8,97% в 2014 г.). Расходы по другим статьям составляют менее 7% в общей структуре расходов регионального бюджета.

По всем статьям расходов регионального бюджета Пензенской области в 2013 – 2014 гг. наблюдается рост.

Расходы бюджета на общегосударственные вопросы составили 570188,7 тыс. руб. в 2012 г., увеличились в 2013 г. на 151% и в 2014 г. на 27,95%. Доля данной статьи расходов в общей структуре расходов составляет 2,9% в 2012 г., 5,2% – в 2013 г. и 5,22% – в 2014 г.

Расходы регионального бюджета на национальную оборону выросли с 13344,3 тыс. руб. в 2012 г. до 16742,4 тыс. руб. или на 25,5% в 2013 г., на 10,74% – в 2014 г. Доля данных расходов в общей структуре расходов составила 0,1% в 2012 – 2013 гг. и 0,05% – в 2014 г.

Статья расходов регионального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составила 738397,6 тыс. руб. или 3,8% в общей структуре расходов в 2012 г. В 2013 г. сумма данных расходов увеличилась на 32,8% и составила 980247,2 тыс. руб., при этом доля расходов сократилась до 3,6%. В 2014 г. сумма данной статьи расходов выросла на 20,44% и составила 1180561,9 тыс. руб., при этом доля расходов в общей структуре расходов сократилась до 3,37%.

Расходы на национальную экономику в 2012 г. составили 2972771,9 тыс. руб. или 15,2% от всех расходов бюджета, в 2013 г. расходы выросли на 36,9% и составили 4069251,9 тыс. руб., при этом доля расходов сократилась до 14,8%. В 2014 г. расходы выросли на 50,56%, составив 6126541,4 тыс. руб., при этом доля данной статьи расходов возросла до 17,47%.

Расходы на образование в 2012 г. составили 1749697 тыс. руб. или 9,0% от всех расходов бюджета, в 2013 г. расходы выросли на 14,8% и составили 2008023,1 тыс. руб., при этом доля расходов сократилась до 7,3%. В 2014 г. расходы выросли на 12%, составив 2249726,1 тыс. руб., при этом доля данной статьи расходов сократилась до 6,41%.

Доля статьи расходов регионального бюджета на культуру имеет тенденцию к росту. Сумма расходов в 2012 г. составила 366214,7 тыс. руб. или 1,9% в общей структуре расходов. В 2013 г. сумма данных расходов увеличилась на 154,2% и составила 930799,3 тыс. руб., при этом доля расходов возросла до 3,4%. В 2014 г. сумма данной статьи расходов выросла на 53,7% и составила 1430635,1 тыс. руб., при этом доля расходов в общей структуре расходов увеличилась до 4,08%.

Расходы на здравоохранение в 2012 г. составили 3446455 тыс. руб. или 17,6% от всех расходов бюджета, в 2013 г. расходы сократились на 18,3% и составили 2816042,9 тыс. руб., при этом доля расходов сократилась до 10,2%. В 2014 г. расходы выросли на 11,72%, составив 3146041,7 тыс. руб., при этом доля данной статьи расходов сократилась до 8,97%.

Статья расходов регионального бюджета на социальную политику составила 1067002,5 тыс. руб. или 5,5% в общей структуре расходов в 2012 г. В 2013 г. сумма данных расходов увеличилась на 84% и составила 1963671,4 тыс. руб., при этом доля расходов в общей структуре расходов выросла до 7,1%. В 2014 г. сумма данной статьи расходов выросла на 14,26% и составила 2243673,4 тыс. руб., при этом доля расходов в общей структуре расходов сократилась до 6,4%.

Расходы регионального бюджета по статье «Межбюджетные трансферты» составили в 2012 г. 8180654,9 тыс. руб. В 2013 г. данные расходы выросли на 54,6% и их сумма составила 12649860,4 тыс. руб., при этом доля расходов составила 46%. В 2014 г. расходы по межбюджетным трансфертам возросли на 33,17%, составив 16845856,2 тыс. руб., а доля расходов с общей структуре расходов составила 48,03%

В 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 года доходы увеличились на 2 319,0 млн рублей (12,2%), в том числе за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 2 199,4 млн рублей (23,7%), что превышает заложенный при формировании бюджета на текущий год темп роста на 3,8 процентных пункта (запланированный на год рост – 19,9%), а также безвозмездных поступлений на 119,6 млн рублей (1,2%). По темпам роста налоговых и неналоговых доходов за январь-июнь 2014 года Пензенская область с показателем 112,3% занимала 4 место в Приволжском федеральном округе после Республик Мордовия и Татарстан, Оренбургской области.

Недоимка по налогам во все уровни бюджетов на 1 июля текущего года уменьшилась на 50,1 млн рублей (8%) и составила 577,9 млн рублей.

Задолженность по неналоговым доходам в бюджет Пензенской области уменьшилась на 766,2 тыс. рублей (3,7%) и составила 19,9 млн рублей.

Расходы бюджета Пензенской области произведены в объеме 19 488,9 млн рублей, или на 98,7% к плану I полугодия 2014 года и 43,6% к годовому плану. Бюджет исполнен с профицитом в сумме 1 812,1 млн рублей, который сложился в результате отсутствия в I полугодии 2014 года потребности в использовании федеральных целевых средств.

Основные характеристики расходов бюджета Пензенской области на 2015 год:                       

1) общий объем расходов бюджета Пензенской области в сумме 738 443,4 тыс. рублей;                  

2) объем расходов резервного фонда администрации Пензенского района в сумме 400,0 тыс. рублей;                 

3) верхний предел муниципального внутреннего долга Пензенского района на 1 января 2015 года в сумме 64 030,5 тыс. рублей.   

4) прогнозируемый дефицит бюджета Пензенского района в сумме 20 913,9 тыс. рублей.

В числе приоритетных задач по выполнению бюджета в 2014 году следует отметить продолжение работы по увеличению доходов бюджета Пензенской области, оптимизации сети государственных учреждений, снижению неэффективных расходов, усилению контроля за исполнением бюджетных обязательств. Главным распорядителям бюджетных средств Пензенской области необходимо принять все меры к полному освоению до конца года средств федерального бюджета, поступающих в бюджет Пензенской области в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Сводные данные по доходам и расходам Пензенской области за 2012-2014 гг. приведены в таблице 4. /приложение/

По данным таблицы видно, что доходы бюджета Пензенской области за период 2012-2014 гг. выросли на 6684921,6 тысяч рублей или 15% по сравнению с 2012 годом.

Глава 3. Оптимизация доходов и расходов регионального бюджета

3.1. Оптимизация доходов регионального бюджета

Налогообложение имеет направленность, в общем, на повышение налоговых поступлений, что приводит к формированию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которое не может нести даже среднестатистический налогоплательщик. Это одна из причин того, что приблизительно половина промышленных организаций являются убыточными, а ещё столько же прибыльных предприятий –низкорентабельными.

Не менее большое налоговое давление оказывается и на граждан, хотя формально оно представлено только ставкой подоходного налога величиной 13%. Однако необходимо учитывать скрытую форму обложения доходов населения посредством косвенных налогов.

Нездоровая направленность российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения является ещё одним негативным стереотипом налоговой политики. Около 70% от общего числа всех налоговых поступлений составляют косвенные налоги на предпринимательскую деятельность (НДС, акцизы, таможенные пошлины; все налоги, относящиеся к издержкам производства и обращения). Подобного дисбаланса производственной структуры в пользу инфляционных регрессивных налогов относительно доходов потребителей, каковыми являются косвенные налоги, не имеется ни в одном развитом государстве мира. Безусловно, в тяжёлых российских условиях косвенные налоги выглядят наиболее надёжными, устойчивыми и независящими от инфляции источниками доходов бюджета. Тем не менее, большие косвенные налоги приводят к сокращению платежеспособного спроса, а, таким образом, и объёмам производства, реализации и потребления продукции, что, в свою очередь, приводит к сокращению налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками подобных налогов являются граждане, государственные предприятия и организации, предприятия-производители. [8; 86]

Вследствие этого большие косвенные налоги также оказывают воздействие на финансовое положение предприятий-производителей, вынуждая данные предприятия совершенно или отчасти уходить в сферу теневой экономики, от которой государство не получает абсолютно никаких налоговых поступлений.

Предпринимателям приходится скрывать действительные масштабы собственного бизнеса, продаж, доходов и применять противозаконные схемы именно из-за чрезмерного общего бремени начисленных налогов. Следовательно, при неблагоприятном налоговом режиме происходит увеличение теневого и льготного секторов экономики, не участвующих в формировании государственных доходов.

Общее налоговое давление на денежные доходы граждан, учитывая и косвенные налоги, составляет приблизительно 45%. Ещё хуже дело обстоит с уровнем налоговых начислений на оплату труда, даже не учитывая косвенные налоги, в настоящее время он составляет 43%, включая: 13% – налог на доходы физических лиц и 30% – которые необходимо перечислять в качестве страховых взносов. Данное является одной из главнейших причин того, что отечественные налогоплательщики стремятся всеми возможными и невозможными методами занизить фактически уплаченную заработную плату, применяя разнообразные противоправные схемы оплаты труда. В особенности часто это можно наблюдать в малом бизнесе, в котором прибыль и заработная плата, довольно часто не обладают чёткими границами.

Таким образом, для того, чтобы перейти к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, нужно одновременно найти решение двум, казалось бы, взаимоисключающим задачам: с одной стороны, увеличить налоговые доходы, которые поступают в бюджет в целях усиления регулирования экономики. С другой стороны, снизить налоговую нагрузку до уровня, который создавал бы заинтересованность в увеличении инвестиций и производства.

Теневой сектор экономики является абсолютно или отчасти свободным от налогового бремени. Нелегальный экспорт капитала за рубеж оценивается десятками миллионов долларов в год. Следовательно, имеется потенциальная возможность для того, чтобы существенно увеличить налоговые поступления в бюджет при параллельном ослаблении налогового давления на отечественных товаропроизводителей.

3.2. Пути повышения эффективности расходов регионального бюджета 

Мировой финансовый кризис, остро затронувший Россию, вызвал дисбаланс доходов и расходов бюджетной системы, и, соответственно, регионального бюджета Пензенской области. Возникший бюджетный дефицит не может быть сокращен без  пересмотра расходной части бюджета.

Сложившаяся структура расходов регионального бюджета сочетается с низкой их эффективностью практически по всем направлениям.

Необходимостью является повышение эффективности расходов и корректировка их структуры в сторону увеличения «продуктивных» – при сокращении непродуктивных и низкоэффективных расходов.

Структура расходов должна быть ориентирована на решение задач модернизации экономики, создавая для нее максимально благоприятные условия. С этой точки зрения приоритет должен отдаваться тем расходам, которые принято называть производительными, или продуктивными: на развитие инфраструктуры, образование, здравоохранение, на содействие накоплению физического и человеческого потенциалов.

Объем социальных расходов регионального бюджета имеет достаточно высокое значение. Большая часть социальных расходов носит характер принятых публичных обязательств, поэтому речь об их сокращении не идет – основной подход здесь должен состоять в повышении адресности расходов, лучшем их распределении.

Известно, что рост расходов на социальную поддержку населения не может стимулировать рост экономики – вне зависимости от способа их финансирования, за счет повышения налоговой нагрузки. Текущий уровень социальных обязательств можно назвать критическим, его дальнейшее наращивание недопустимо. Таким образом, в сфере социальной поддержки вопрос реформирования и повышения эффективности – адресности помощи и ее реального влияния на снижение неравенства доходов – стоит довольно остро и требует целенаправленных мер.

В ситуации, когда снижение расходов регионального бюджета является необходимым для возвращения к бюджетной устойчивости и для развития экономики, особое внимание целесообразно уделить проведению назревших структурных реформ, способствующих повышению эффективности расходов.

Вопрос повышения эффективности расходов практически по всем направлениям ставится уже давно, сделан ряд шагов в этом направлении (частичный переход на принципы бюджетирования по результатам, начало реструктуризации бюджетной сети и т.д.).

Законопроект, предусматривающий изменение показателей бюджета Пензенской области на 2014 год, внесен в Заксобрание региона.

Предлагаемые изменения вызваны рядом причин. Так, в связи c отставанием фактически сложившихся темпов роста от предусмотренных и ожидаемым недовыполнением плана уменьшены плановые назначения по доходам от уплаты акцизов на дизельное топливо, производимое на территории РФ, на 166 млн. рублей. Объем безвозмездных поступлений в целом планируется увеличить на 14 млн. 916,4 тыс. рублей.

В целях оптимизации расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Пензенской области их предлагается уменьшить на 6 млн. 98,9 тыс. рублей.

В то же время предусмотрено увеличение расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» на 30 млн. рублей в связи c необходимостью оплаты исполнительных листов к казне региона по судебным решениям по искам МП «Автотранс», ООО «Корпорация Дилижанс», ООО «Меркурий», а также ОАО «Самарская ППK».

В числе предлагаемых изменений – уменьшение расходов министерству строительства и ЖКХ Пензенской области на 916,3 тыс. рублей в связи c отсутствием в бюджете Нижнего Ломова средств на софинансирование строительства инженерных коммуникаций для участков массовой жилищной застройки.

Также намечено дополнительно направить в Минздрав региона 700 тыс. рублей в целях создания реабилитационного центра на базе горбольницы №3.

В связи с планируемой сдачей объекта капитального строительства – дворца силовых единоборств в Пензе – и необходимостью изготовления вывески облспорткомитету планируется дополнительно выделить 300 тыс. рублей.

По разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» законопроектом предусмотрено увеличение расходов Минфину Пензенской области на 50 млн. рублей в связи с необходимостью увеличения расходов на обслуживание госдолга региона.

Помимо этого, планируется перераспределение расходов бюджета без общего увеличения объема расходной части. Так, расходы министерства строительства и ЖКХ Пензенской области в сумме 1 млн. 308,7 тыс. рублей намечено перераспределить департаменту информационной политики и СМИ региона в целях создания системы активного информирования населения o проводимой тарифной политике, работе по ремонту и сносу аварийного жилья, управлении многоквартирным домом через создание ТСЖ.

С учетом предлагаемых изменений доходы бюджета Пензенской области на 2015 год будут уменьшены в целом на 151 млн. 83,6 тыс. рублей и составят 44 млрд. 191 млн. 936,1 тыс. рублей; на 2016 год не изменятся и составят 38 млрд. 690 млн. 878,6 тыс. рублей.

Расходы бюджета на 2015 и 2016 годы не изменятся и составят 42 млрд. 675 млн. 301,3 тыс. рублей и 42 млрд. 249 млн. 436,2 тыс. рублей.

Дефицит бюджета Пензенской области на 2015 и 2016 годы не изменится и составит соответственно 2 млрд. 676 млн. 579,8 тыс. рублей (9,5% от объема собственных доходов) и 3 млрд. 558 млн. 557,6 тыс. рублей (11,6%).

Потенциал увеличения эффективности бюджетных расходов имеется по всем рассмотренным направлениям, и поэтому важнейшая задача бюджетной политики региона заключается в практической реализации соответствующих возможностей.

Заключение

            Уточненные доходы бюджета области на 2012 год составили 42 615 078,4 тыс. рублей, что на 4 877 411,4 тыс. рублей или на 12,9% больше первоначально утвержденного показателя, расходы – 49 359 784,3 тыс. рублей (плюс 7 153 706,6 тыс. рублей или 16,9%).      

Объем налоговых и неналоговых доходов в бюджет Пензенской области увеличился в результате внесенных изменений на 869 824,0 тыс. рублей или на 4,4 %, дефицит бюджета увеличился на 2 276 295,2 тыс. рублей и составил 6 744 705,9 тыс. рублей или 32,6% к доходам без учета безвозмездных поступлений и не превысил предельно допустимого бюджетным законодательством уровня.

Анализ доходов бюджета показал, что в структуре доходов бюджета преобладают безвозмездные и налоговые поступления.

Так, в 2012 году доля безвозмездных поступлений составляла: 59,2% или 16162718,8 тыс. руб., в 2013 году доля этой статьи доходов в общей структуре доходов составила 53,4% или 16617335,8 тыс. руб.

В 2013 году сумма безвозмездных поступлений возросла на 454617 тыс. руб., при этом доля данного вида поступлений в общей структуре налогов сократилась на 5,8%. В 2014 г. сумма безвозмездных поступлений сократилась на 3727901 тыс. руб. или на 12%.

В 2014 г. доля безвозмездных поступлений снизилась до 41,4% в структуре доходов регионального бюджета Пензенской области.

Таким образом, доля налоговых поступлений регионального бюджета в 2014 г. составляет 16385016,4 тыс. руб. или 52,7%.

Основными источниками налоговых поступлений в 2014 г. являются:

  •  налог на доходы физических лиц (5199684 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 16,7%;
  •  налог на товары, работы, услуги, реализованные на территории РФ  (4083078 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 13,1%;
  •  налог на прибыль организаций (3694465,4 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 11,9%.

Доля неналоговых доходов в составе доходов регионального бюджета составляет 5,9%.

Наибольшую долю в структуре расходов бюджета составляют межбюджетные трансферты (41,9% в 2012 г., 48,3% в 2014 г.), далее следуют расходы на национальную экономику (15,2% в 2012 г., 17,47% в 2014 г.) и здравоохранение (17,6% в 2012 г., 8,97% в 2014 г.). Расходы по другим статьям составляют менее 7% в общей структуре расходов регионального бюджета.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2009;    

2. Закон Пензенской области от 21 декабря 2011 г. N 2173-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями и дополнениями)

3. Закон Пензенской области от 24 декабря 2012 г. N 2323-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (с изменениями и дополнениями)

4. Закон Пензенской области от 24 декабря 2013 г. N 2488-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с изменениями и дополнениями)

5. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики,  2010. – 600 с.

6. Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов – М.: Финансы и статистика,2011. – 416 с.

7. Бункина М. К. Национальная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело,  2012. – 27 с.

8. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ООО «Издательство ЮКЭА»,  2012. – 528 с.

9. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: ВШ,  2013. – 240 с.

10. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник/Пер. с дат. А. Н. Чеканского,О. В. Рождественского. – М.: ВШ,  2012. – 294 с.

11. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: СОФИТ,  2012. – 496 с.

12. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. / Общ.ред.Б. Лисовика и Б. Лукашевича. – СПб.: Печатный двор,  2012. – 562 с.

13. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА-М,  2012. –336 с.

14. Кейлер В. А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, НТАЭиГ,  2013. – 132 с.

15. Козырев В. М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика,  2012. –326 с.

16. http://sp-penza.ru

17. http://minfin.pnzreg.ru

18. http://penzanews.ru/economy/76286-2014



 Приложение

Таблица 1

Структура доходной части бюджета Пензенской области  [15]

Наименование

2012 г.

2013 г.

2014 г.

тыс. руб.

уд.вес

тыс. руб.

уд.вес

тыс. руб.

уд.вес

1

2

3

4

5

6

7

Налоговые доходы

10633991

38,9%

13446540,7

43,2%

16385016,4

52,7%

Налог на прибыль организаций

2292943

8,4%

3083573,3

9,9

3694465,4

11,9%

НДФЛ

3884083

14,2%

4130963,8

13,3%

5199684

16,7%

Налог на товары (работы, услуги), реализованные на территории РФ

1811410

6,6%

3229311,1

10,4%

4083078

13,1%

Налоги на совокупный доход

440261,4

1,6%

525292,9

1,7%

726409

2,3%

Налог на имущество организаций

1796712,7

6,6%

1896258,7

6,1%

2081447

6,7%

Транспортный налог

373647,4

1,4%

573156,1

1,8%

591589

1,9%

НДПИ

22774,4

0,1%

7984,8

0,0%

8344

0,0%

Неналоговые доходы

505947,7

1,9%

1072980,8

3,4%

1844396

5,9%

Безвозмездные поступления

16162718,8

59,2%

16617335,8

53,4%

12889434,8

41,4%

ВСЕГО

27302657,5

-

31136857,3

-

31118847,2

-

Таблица 2

Динамика доходной части бюджета Пензенской области  [15]

Наименование

изменение в 2013 г.

изменение в 2014 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

Налоговые доходы

2812550

4,30

2938476

9,50

Налог на прибыль организаций

790630,3

1,50

610892,1

2,00

НДФЛ

246880,8

-0,90

1068720

3,40

Налог на товары (работы, услуги), реализованные на территории РФ

1417901

3,80

853766,9

2,70

Налоги на совокупный доход

85031,5

0,10

201116,1

0,60

Налог на имущество организаций

99546

-0,50

185188,3

0,60

Транспортный налог

199508,7

0,40

18432,9

0,10

НДПИ

-14789,6

-0,10

359,2

0,00

Неналоговые доходы

567033,1

1,50

771415,2

2,50

Безвозмездные поступления

454617

-5,80

-3727901

-12,00

ВСЕГО

3834200

-

-18010,1

-

Таблица 3. Структура расходов регионального бюджета в 2012 – 2014 гг.

2012

2013

2014

Расходные статьи

Сумма расходов, руб.

% к общей сумме расходов

Сумма расходов, руб.

% к общей сумме расходов

Темп роста, %

Сумма расходов, руб.

% к общей сумме расходов

Темп роста, %

Общегосударственные вопросы

570188,7

2,9

1431266,9

5,2

251,0

1831296,5

5,22

127,9%

Национальная оборона

13344,3

0,1

16742,4

0,1

125,5

18540,4

0,05

110,7%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

738397,6

3,8

980247,2

3,6

132,8

1180561,9

3,37

120,4%

Национальная экономика

2972771,9

15,2

4069251,9

14,8

136,9

6126541,4

17,47

150,6%

Образование

1749697

9,0

2008023,1

7,3

114,8

2249726,1

6,41

112,0%

Культура

366214,7

1,9

930799,3

3,4

254,2

1430635,1

4,08

153,7%

Здравоохранение

3446455

17,6

2816042,9

10,2

81,7

3146041,7

8,97

111,7%

Социальная политика

1067002,5

5,5

1963671,4

7,1

184,0

2243673,4

6,40

114,3%

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,0

0,0

0,00

Межбюджетные трансферты

8180654,9

41,9

12649860,4

46,0

154,6%

16845856

48,03

133,2%

ВСЕГО

42771391,8

-

46600000,0

-

140,8

62844340

-

134,8%


Таблица 4. Сводные данные по доходам и расходам Пензенской области за 2012-2014 гг.

(тыс. руб.)

Наименование показателя

2012

2013

2014 прогноз

Динамика показателя

1. Доходы, в т. ч.:

42615078,4

49300000,0

717529,5

6684921,6/ 115%

- налоговые и неналоговые доходы

6744705,9

30000000,0

-

23255294,1

-Объем безвозмездных поступлений

21917181,5

19300000,0

580606,9

-2617181,5

2. Расходы

42771391,8

46600000,0

738443,4

3828608,2

PAGE   \* MERGEFORMAT 32


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76987. Назначение административных наказаний. Сроки давности привлечения к административной ответственности. Сроки действия административных наказаний 27.49 KB
  Сроки давности привлечения к административной ответственности. Если срок давности привлечения к административной ответственности истек то дело об АПН не м. После вынесения постановления сроком давности мы не связаны т. обжаловать можно без привязки к сроку давности.
76988. Административный процесс: понятие, сущность, признаки в широком и узком понятии. Структура административного процесса 28.72 KB
  Структура административного процесса. Административный процесс урегулированный нормами административного права порядок правоприменительной деятельности органов государственной власти органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации полномочии соответствующих органов. административную юрисдикцию в сфере административной ответственности; в порядок осуществления правосудия по публичноправовым административным спорам между органами публичной власти с одной стороны и гражданами и организациями юридическими лицами с...
76989. Понятие административно-процессуального права. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения 27.7 KB
  Административное процессуальное право представляет собой систему административно-процессуальных норм, регулирующих порядок (процедуры) осуществления управленческих отношений, возникающих в процессе: -построения и функционирования исполнительных органов государственной власти
76990. Административные производства и административные процедуры как составные части административного процесса 28.63 KB
  Об административных процедурах говорится как о системе административнопроцедурных правоотношений складывающихся в различных административноправовых институтах. Основная цель формирования административных процедурных правоотношений установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения...
76991. Производство по обращениям граждан: правовые основы, виды обращений, процессуальные права, обязанности, гарантии, ответственность участников производства 28.35 KB
  В известном смысле данный вид производства связан также с реализацией конституционного права граждан свободно искать получать передавать производить и распространять информацию любым законным способом за исключением сведений составляющий государственную тайну Обеспечение реализации этого конституционного права российских граждан составляет важную обязанность органов государственной власти Российской Федерации их специальных подразделений аппарата и должностных лиц. Так в аппарате Администрации Президента Российской Федерации существует...
76992. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Задачи и принципы данного производства, обстоятельства, исключающие производство по делу 27.25 KB
  Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела разрешение его в соответствии с законом обеспечение исполнения вынесенного постановления а также выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений. Принцип объективности выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц уполномоченных осуществлять...
76993. Стадии производства по делам об административных правонарушениях, их правовая характеристика 29.2 KB
  Так при взыскании штрафа на месте соединяется расследование рассмотрение дела и исполнение постановления. Рассмотрение дела: подготовка дела к рассмотрению анализ и оценка обстоятельств дела принятие постановления объявление постановления. Пересмотр постановления: подача жалобы или опротестование постановления; рассмотрение жалобы или пересмотр постановления; вынесение решения; оглашение решения. Исполнение постановления: обращение постановления к исполнению; приведение постановления в исполнение; разрешение вопросов связанных с...
76994. Участники производства по делам об административных правонарушениях: понятие, классификация 27.05 KB
  Участники производства по делам об административных правонарушениях: понятие классификация. Это те уполномоченные лица которые наделены правом принятия решений в производстве по делу решений о возбуждении дела или отказе в возбуждении дела о назначении наказания или прекращения производства и т. Эти лица не имеют своего интереса в исходе производства они содействуют его осуществлению в силу своих профессиональных обязанностей или в процессе выполнения гражданского долга. Всех субъектов производства можно разделить на несколько групп.
76995. Субъекты административно-юрисдикционной деятельности и подведомственность им дел об административных правонарушениях 27.07 KB
  Административноюрисдикционный процесс – деятельность субъектов государственноисполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения осуществляемая в административнопроцессуальной форме. Подведомственность устанавливаемая КоАП РФ и законодательными актами субъектов РФ представляет собой распределение закрепление всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции которые уполномочены рассматривать дела...