83110

Свойства воды. Круговорот воды в природе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: - формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе; закрепить знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде; свойствах воды; развивать логическое мышление, исследовательские навыки, умение наблюдать и делать выводы; воспитывать познавательный интерес.

Русский

2015-03-07

73.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

КУ «Луганская специализированная школа І-ІІІ ступеней №5»

Урок природоведения

с использованием информационно-коммуникативных технологий

Тема: Круговорот воды в природе

Мартыненко Инга Валерьевна

учитель начальных классов 

специалист высшей категории 

Луганск, 2013

Тема урока: Круговорот воды в природе

Цели: - формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе; закрепить знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде; свойствах воды;

- развивать логическое мышление, исследовательские навыки, умение наблюдать и делать выводы;

-  воспитывать познавательный интерес.

 Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

І. Организационный момент.

На доске: тема урока (слайд 1).

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Вы слыхали о воде?

Говорят, онавезде!

Мы её не замечаем,

Часто много выливаем,

Думаем, что – не беда!...

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

 Проверка домашнего задания.

  1.  Индивидуальная проверка по карточкам: (дописать недостающие слова)

Вода при нагревании            _________________

Вода при охлаждении          _________________

В воде растворяются некоторые вещества,

потому что вода хороший   _________________

Превращение воды в пар

называется            _________________

  1.  Фронтальный опрос (слайд 2) – из перечисленных на слайде свойств воды выберите нужное:

- Благодаря какому свойству воды мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме?

- Яблоко – кислое, конфета – сладкая, а вода - какая?
- Чем пахнет вода?

- Во время урока рисования мы можем раскрасить воду в стаканчике в любой цвет – почему? 

ІІІ. Сообщение темы урока.

Работа над новой темой.

- Переходим к основной теме.

На доске запись:

 

  1.  Проблемные  вопросы:

а)  Почему вода так названа?

б) Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

Чтобы ответить на этот вопросы, давайте посмотрим фильм.

  1.  Просмотр учебного фильма «Круговорот воды в природе».

  1.  Ответы на вопросы.

  1.  Сообщение темы урока (слайд 3):

«Круговорот воды в природе».

  1.  Чтение статьи в учебнике: «Круговорот воды в природе», с. 96-97.

Физкультминутка

- Представьте, что каждый из вас - маленькая «молекула воды», и изобразите, что происходит с молекулами воды в каждом из состояний вещества:

- в жидком;

- в твёрдом;

- в газообразном;

- воду в стакане поставили в холодильник;

- вода в чайнике закипает на огне.

IV. Закрепление.

  1.  Познавательная сказка «Путешествие Капельки» (слайды 4-11)

Давайте вместе придумаем сказочную историю о путешествии Капельки, озвучим слайды и расскажем, как происходит круговорот воды в природе.

Жила была в чистом озере маленькая Капелька. Жила она там со множеством своих сестричек. Хоть и очень много их было в речке, жили они весело и дружно. Но однажды захотелось ей посмотреть мир, отправившись в путешествие.

- Как вы думаете, кто ей в этом помог?

- Конечно, Солнышко! Оно согрело воду своим теплом, и самые верхние капли стали очень лёгкими, почти невесомыми, и полетели ввысь, устремившись высоко в небо!

- А кто знает, как называется этот процесс в природе?

(испарение)
- А что же было дальше?

- Они поднимались всё выше и выше, их подхватил ветер. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.

- А откуда высоко в небе снова появились капельки?

- Вверху становилось всё холоднее, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. И из газообразного состояния капли, остывая в небе, возвращались в жидкое.

Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией».

Так путешествовали они долго, и не заметили, как стало совсем холодно. Так Капелька познакомилась со Снежинками.

(Снежинки – это капельки воды, превратившиеся в кристаллики льда под воздействием низкой температуры высоко в небе)

- Как вы думаете, смогли они путешествовать вместе?

(нет, они находились в разных физических состояниях).

Тут подул теплый ветер с моря, согрел наши капельки и понёс с собой. Становилось их всё больше, и становились они всё тяжелее, а облако их от этого всё темнело. Вдруг ударила молния, загремел гром и путешественницы сорвались вниз дождём. Внизу, на земле, с попутным ручейком вернулись они в родное озеро. До следующего путешествия.

Выводы.

- Что сначала случилось с Капелькой и её подружками?

(превратились в пар под воздействием Солнца)

- В каком состоянии находятся частицы воды высоко в небе, что там с ними происходит?

- Как частицы воды снова оказываются на земле?

- Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе?

Учитель делает обобщение (слайд 12).

V. Проверка полученных знаний.

  1.  Тестирование:
  2.  Дождь – это вода в     (подчеркнуть)             состоянии

твёрдом   жидком   газообразном

  1.  При температуре ниже 00 С вода находится в    (подчеркнуть)     состоянии

твёрдом   жидком   газообразном

  1.  В воздухе всегда находится вода   (подчеркнуть)     состоянии

твёрдом   жидком   газообразном

  1.  Переход воды из одного состояния в другое называется   (подчеркнуть)

нагревание                   круговорот

  1.  Вода в твёрдом состоянии – это  (подчеркнуть)
    роса   снег   пар   лёд

  1.  Под действием солнечных лучей происходит  (подчеркнуть)

охлаждение                   испарение

7. В жидком состоянии находится  (подчеркнуть)

пар    вода    снег

Самопроверка (слайд 13) - ответы на вопросы ученики видят на слайде и проводят самопроверку теста.

  1.  Работа в тетради с печатной основой: нарисовать схему круговорота воды в природе (с.33)

VI. Итог урока.

  1.  Чтение стихотворения (слайд 14).


Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе.
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана.
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в народе?

(Круговорот воды в природе!)

  1.  Выставление оценок учащимся по итогам урока.

VII. Домашнее задание.

Проработать статью учебника «Круговорот воды в природе» с.96- 97

Подготовить рассказ о круговороте воды в природе, обратить внимание на рубрику «Подумай».

VIII. Рефлексия.

У каждого ученика  бумажная «капелька».

- На капельке отразить свои ощущения от урока ( смайлик). «Посадить» капельку на облако.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13520. Браузеры 23.5 KB
  Браузеры Браузерами называются программы которые считывают данные документы страницы с удаленных далеко расположенных компьютеровсерверов а затем демонстрируют их на компьютерахклиентах. Термин браузер происходит от английского слова browse означающего про...
13521. Поисковые системы и каталоги 23 KB
  Поисковые системы и каталоги Объем хранящейся в Интернете информации чрезвычайно велик. На серверах сети хранится более 2 миллиардов Webстраниц. Пользователи разыскивают в Интернете не только текстовые документы новости но и фото аудио видеоматериалы товары услу...
13522. Основные понятия Web-дизайна 23.5 KB
  Основные понятия Webдизайна Термин Webдизайн состоит из двух частей. Первая часть Web это сокращенное написание слов World Wide Web Всемирная Паутина. Вторая часть термина слово дизайн происходит от английского слова design что означает: проектировать конструировать пла
13523. Исследование QR-кода 1.06 MB
  Методические указания к проведению лабораторной работы Исследование QRкода Введение Современные телекоммуникационные технологии стремительно внедряются в нашу повседневную жизнь. Удивительные возможности помехоустойчивого кодирования можно рассмот...
13524. Методы сжатия информации 654 KB
  Методические указания к проведению лабораторной работы Методы сжатия информации Введение Сжатие информации проблема имеющая достаточно давнюю историю. Методы сжатия информации разрабатывались одновременно с разработкой новых методов помехоустойчивог
13525. Синтез и анализ комбинационных цифровых устройств 178 KB
  Лабораторная работа 13 Синтез и анализ комбинационных цифровых устройств Подготовка к работе По указанной литературе изучить порядок работы с программой Electronics Workbench EWB ответить на контрольные вопросы. Контрольные вопросы Оха
13526. Симметричные шифры 155 KB
  Симметричные шифры Подготовка к работе Изучить криптографические методы преобразования информации. Ответить на контрольные вопросы. Контрольные вопросы Как осуществляли шифрование с помощью скиталы Какова основная идея ши
13527. Моделирование криптосистем с помощью программы Multisim 554.5 KB
  Моделирование криптосистем с помощью программы Multisim 1. Подготовка к работе По указанной литературе и Приложению к данным методическим указаниям изучить работу пакета Electronics Wokbench Multisim принцип гаммирования ответить на контрольные вопросы. 2. Контрольные воп...
13528. Сокрытие информации в текстовых и графических файлах 795 KB
  Сокрытие информации в текстовых и графических файлах 1. Подготовка к работе Изучить порядок работы с программой StegoMagic 1.0. Ответить на контрольные вопросы. 2. Контрольные вопросы 2.1. В чем состоит основная идея стеганографии 2.2. Для чего предназначена програ