83110

Свойства воды. Круговорот воды в природе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: - формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе; закрепить знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде; свойствах воды; развивать логическое мышление, исследовательские навыки, умение наблюдать и делать выводы; воспитывать познавательный интерес.

Русский

2015-03-07

73.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

КУ «Луганская специализированная школа І-ІІІ ступеней №5»

Урок природоведения

с использованием информационно-коммуникативных технологий

Тема: Круговорот воды в природе

Мартыненко Инга Валерьевна

учитель начальных классов 

специалист высшей категории 

Луганск, 2013

Тема урока: Круговорот воды в природе

Цели: - формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе; закрепить знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде; свойствах воды;

- развивать логическое мышление, исследовательские навыки, умение наблюдать и делать выводы;

-  воспитывать познавательный интерес.

 Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

І. Организационный момент.

На доске: тема урока (слайд 1).

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Вы слыхали о воде?

Говорят, онавезде!

Мы её не замечаем,

Часто много выливаем,

Думаем, что – не беда!...

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

 Проверка домашнего задания.

  1.  Индивидуальная проверка по карточкам: (дописать недостающие слова)

Вода при нагревании            _________________

Вода при охлаждении          _________________

В воде растворяются некоторые вещества,

потому что вода хороший   _________________

Превращение воды в пар

называется            _________________

  1.  Фронтальный опрос (слайд 2) – из перечисленных на слайде свойств воды выберите нужное:

- Благодаря какому свойству воды мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме?

- Яблоко – кислое, конфета – сладкая, а вода - какая?
- Чем пахнет вода?

- Во время урока рисования мы можем раскрасить воду в стаканчике в любой цвет – почему? 

ІІІ. Сообщение темы урока.

Работа над новой темой.

- Переходим к основной теме.

На доске запись:

 

  1.  Проблемные  вопросы:

а)  Почему вода так названа?

б) Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

Чтобы ответить на этот вопросы, давайте посмотрим фильм.

  1.  Просмотр учебного фильма «Круговорот воды в природе».

  1.  Ответы на вопросы.

  1.  Сообщение темы урока (слайд 3):

«Круговорот воды в природе».

  1.  Чтение статьи в учебнике: «Круговорот воды в природе», с. 96-97.

Физкультминутка

- Представьте, что каждый из вас - маленькая «молекула воды», и изобразите, что происходит с молекулами воды в каждом из состояний вещества:

- в жидком;

- в твёрдом;

- в газообразном;

- воду в стакане поставили в холодильник;

- вода в чайнике закипает на огне.

IV. Закрепление.

  1.  Познавательная сказка «Путешествие Капельки» (слайды 4-11)

Давайте вместе придумаем сказочную историю о путешествии Капельки, озвучим слайды и расскажем, как происходит круговорот воды в природе.

Жила была в чистом озере маленькая Капелька. Жила она там со множеством своих сестричек. Хоть и очень много их было в речке, жили они весело и дружно. Но однажды захотелось ей посмотреть мир, отправившись в путешествие.

- Как вы думаете, кто ей в этом помог?

- Конечно, Солнышко! Оно согрело воду своим теплом, и самые верхние капли стали очень лёгкими, почти невесомыми, и полетели ввысь, устремившись высоко в небо!

- А кто знает, как называется этот процесс в природе?

(испарение)
- А что же было дальше?

- Они поднимались всё выше и выше, их подхватил ветер. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.

- А откуда высоко в небе снова появились капельки?

- Вверху становилось всё холоднее, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. И из газообразного состояния капли, остывая в небе, возвращались в жидкое.

Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией».

Так путешествовали они долго, и не заметили, как стало совсем холодно. Так Капелька познакомилась со Снежинками.

(Снежинки – это капельки воды, превратившиеся в кристаллики льда под воздействием низкой температуры высоко в небе)

- Как вы думаете, смогли они путешествовать вместе?

(нет, они находились в разных физических состояниях).

Тут подул теплый ветер с моря, согрел наши капельки и понёс с собой. Становилось их всё больше, и становились они всё тяжелее, а облако их от этого всё темнело. Вдруг ударила молния, загремел гром и путешественницы сорвались вниз дождём. Внизу, на земле, с попутным ручейком вернулись они в родное озеро. До следующего путешествия.

Выводы.

- Что сначала случилось с Капелькой и её подружками?

(превратились в пар под воздействием Солнца)

- В каком состоянии находятся частицы воды высоко в небе, что там с ними происходит?

- Как частицы воды снова оказываются на земле?

- Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе?

Учитель делает обобщение (слайд 12).

V. Проверка полученных знаний.

  1.  Тестирование:
  2.  Дождь – это вода в     (подчеркнуть)             состоянии

твёрдом   жидком   газообразном

  1.  При температуре ниже 00 С вода находится в    (подчеркнуть)     состоянии

твёрдом   жидком   газообразном

  1.  В воздухе всегда находится вода   (подчеркнуть)     состоянии

твёрдом   жидком   газообразном

  1.  Переход воды из одного состояния в другое называется   (подчеркнуть)

нагревание                   круговорот

  1.  Вода в твёрдом состоянии – это  (подчеркнуть)
    роса   снег   пар   лёд

  1.  Под действием солнечных лучей происходит  (подчеркнуть)

охлаждение                   испарение

7. В жидком состоянии находится  (подчеркнуть)

пар    вода    снег

Самопроверка (слайд 13) - ответы на вопросы ученики видят на слайде и проводят самопроверку теста.

  1.  Работа в тетради с печатной основой: нарисовать схему круговорота воды в природе (с.33)

VI. Итог урока.

  1.  Чтение стихотворения (слайд 14).


Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе.
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана.
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в народе?

(Круговорот воды в природе!)

  1.  Выставление оценок учащимся по итогам урока.

VII. Домашнее задание.

Проработать статью учебника «Круговорот воды в природе» с.96- 97

Подготовить рассказ о круговороте воды в природе, обратить внимание на рубрику «Подумай».

VIII. Рефлексия.

У каждого ученика  бумажная «капелька».

- На капельке отразить свои ощущения от урока ( смайлик). «Посадить» капельку на облако.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45737. Философические письма 42.5 KB
  Окидывая взглядом историю России Чаадаев обнаруживает в ней мрачное и тусклое существование где нет внутреннего развития. Чаадаев противник идеи множественности цивилизаций ибо неевропейские формы быта он рассматривает как нелепые отступления . Смысл же России Чаадаев видит в следующем: Мы жили и сейчас еще живем для того чтобы преподать какойто великий урок отдаленным потомкам Последующие письма Во втором письме Чаадаев подвергает критике православие за то что оно в отличие от западного христианства не способствовало освобождению...
45738. Шелер. Положение человека в космосе 37.5 KB
  Положение человека в космосе. Макс Шелер 18741928 Очерк Положение человека в космосе рассуждение о богоподобии человека. антроплогия имеет предметом определение человека его места. Сущность человека переход от животного к божественному.
45739. Теоретические источники идей Шопенгауэра 39.5 KB
  Эти теории объединяет присутствующая в античной мифологии идея о том что мир в котором мы живем не является единственной реальностью что существует другая реальность которая не постигается разумом и наукой но без учета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь. Опираясь на учение Канта Шопенгауэр пишет: Кантовский идеализм показывает что весь материальный мир с его телами протяженными в пространстве и находящимися посредством времени в отношении причинности друг к другу и всем с этим связанным не есть нечто...
45740. Давид Юм «Трактат о человеческой природе» 35.5 KB
  Ассоциация по сходству похожесть ассоциация по смежности в пространстве и времени ассоциация по причинности Юм выступает против понятия абстрактной идеи требуя ее элиминации из философского рассмотрения поскольку идеи выступают слабыми копиями впечатлений а для абстрактных идей невозможно указать какоелибо из впечатлений которое было бы их источником. В центре гносеологической концепции Юма анализ идеи причинности. Идея причинности образуется из следующих эмпирических отношений между объектами: смежности в пространстве и времени...
45741. Никомахова этика 22 KB
  Никомахова этикаАристотель утверждает что предметом его этики является счастье которое он определяет как деятельность души в полноте добродетели. Аристотель делит все добродетели на нравственные или этические и мыслительные или разумные или дианоэтические. Каждая из этических добродетелей представляет собой середину между крайностями; Аристотель называет такие этические добродетели: кротость мужество умеренность щедрость величавость великодушие честолюбие ровность правдивость любезность дружелюбие справедливость...
45742. Аристотель. (Метафизика) 30.5 KB
  Форма оформляет материя оформляется. Форма есть действительность материя возможность. При этом материя как первоматерия едина форм же много: форма то что несет в себе суть вещи. Хотя сама материя вечна вещи дает она временность преходящесть ведь природа материи такова что она может быть и может не быть.
45743. Аристотель. «Категории» 29.5 KB
  Далее Аристотель сообщает о категориях или предикатах выделяемых на основании того как тот или иной предикат относится к сущности вещи.10 категорий главы 410Десятью категориями или наиболее общими родами классами являются по списку главы 4: Субстанции или сущность Слово предикат означает предикат сущности если соответствующая ему характеристика вещи ни на чём кроме себя не основана. Количество сколько пространственночисловые характеристики вещи. Эти свойства не совпадают с природой сущностью вещи.
45744. Бахтин. Эстетика словесного творчества 28.5 KB
  Содержание: 1От составителя 2 Искусство и ответственность 3Автор и герой в эстетической деятельности 4Проблема отношения автора к герою 5Пространственная форма героя 6Временное целое героя проблема внутреннего человека души 7 Смысловое целое героя 8 Проблема автора 9 Из книги Проблемы творчества Достоевского 10 Постановка проблемы романа воспитания 11 Проблема речевых жанров I . Опыт философского анализа 13 К переработке книги о Достоевском 14 Из записей 1970 1971 годов 15К методологии гуманитарных наук В книге...
45745. Символический обмен и смерть 23.5 KB
  Установив этот факт Бодрийяр деконструирует оппозиции заявляя что принцип симуляции правит нами сегодня вместо прежнего принципа реальности. Этот эффект получил название эмансипации знака или симуляции которая характеризует современную эпоху. Отсюда Бодрийяр делает вывод что ни представительная демократия ни социальная революция в эру симуляции невозможна.