83110

Свойства воды. Круговорот воды в природе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: - формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе; закрепить знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде; свойствах воды; развивать логическое мышление, исследовательские навыки, умение наблюдать и делать выводы; воспитывать познавательный интерес.

Русский

2015-03-07

73.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

КУ «Луганская специализированная школа І-ІІІ ступеней №5»

Урок природоведения

с использованием информационно-коммуникативных технологий

Тема: Круговорот воды в природе

Мартыненко Инга Валерьевна

учитель начальных классов 

специалист высшей категории 

Луганск, 2013

Тема урока: Круговорот воды в природе

Цели: - формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе; закрепить знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде; свойствах воды;

- развивать логическое мышление, исследовательские навыки, умение наблюдать и делать выводы;

-  воспитывать познавательный интерес.

 Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

І. Организационный момент.

На доске: тема урока (слайд 1).

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Вы слыхали о воде?

Говорят, онавезде!

Мы её не замечаем,

Часто много выливаем,

Думаем, что – не беда!...

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

 Проверка домашнего задания.

  1.  Индивидуальная проверка по карточкам: (дописать недостающие слова)

Вода при нагревании            _________________

Вода при охлаждении          _________________

В воде растворяются некоторые вещества,

потому что вода хороший   _________________

Превращение воды в пар

называется            _________________

  1.  Фронтальный опрос (слайд 2) – из перечисленных на слайде свойств воды выберите нужное:

- Благодаря какому свойству воды мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме?

- Яблоко – кислое, конфета – сладкая, а вода - какая?
- Чем пахнет вода?

- Во время урока рисования мы можем раскрасить воду в стаканчике в любой цвет – почему? 

ІІІ. Сообщение темы урока.

Работа над новой темой.

- Переходим к основной теме.

На доске запись:

 

  1.  Проблемные  вопросы:

а)  Почему вода так названа?

б) Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

Чтобы ответить на этот вопросы, давайте посмотрим фильм.

  1.  Просмотр учебного фильма «Круговорот воды в природе».

  1.  Ответы на вопросы.

  1.  Сообщение темы урока (слайд 3):

«Круговорот воды в природе».

  1.  Чтение статьи в учебнике: «Круговорот воды в природе», с. 96-97.

Физкультминутка

- Представьте, что каждый из вас - маленькая «молекула воды», и изобразите, что происходит с молекулами воды в каждом из состояний вещества:

- в жидком;

- в твёрдом;

- в газообразном;

- воду в стакане поставили в холодильник;

- вода в чайнике закипает на огне.

IV. Закрепление.

  1.  Познавательная сказка «Путешествие Капельки» (слайды 4-11)

Давайте вместе придумаем сказочную историю о путешествии Капельки, озвучим слайды и расскажем, как происходит круговорот воды в природе.

Жила была в чистом озере маленькая Капелька. Жила она там со множеством своих сестричек. Хоть и очень много их было в речке, жили они весело и дружно. Но однажды захотелось ей посмотреть мир, отправившись в путешествие.

- Как вы думаете, кто ей в этом помог?

- Конечно, Солнышко! Оно согрело воду своим теплом, и самые верхние капли стали очень лёгкими, почти невесомыми, и полетели ввысь, устремившись высоко в небо!

- А кто знает, как называется этот процесс в природе?

(испарение)
- А что же было дальше?

- Они поднимались всё выше и выше, их подхватил ветер. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.

- А откуда высоко в небе снова появились капельки?

- Вверху становилось всё холоднее, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. И из газообразного состояния капли, остывая в небе, возвращались в жидкое.

Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией».

Так путешествовали они долго, и не заметили, как стало совсем холодно. Так Капелька познакомилась со Снежинками.

(Снежинки – это капельки воды, превратившиеся в кристаллики льда под воздействием низкой температуры высоко в небе)

- Как вы думаете, смогли они путешествовать вместе?

(нет, они находились в разных физических состояниях).

Тут подул теплый ветер с моря, согрел наши капельки и понёс с собой. Становилось их всё больше, и становились они всё тяжелее, а облако их от этого всё темнело. Вдруг ударила молния, загремел гром и путешественницы сорвались вниз дождём. Внизу, на земле, с попутным ручейком вернулись они в родное озеро. До следующего путешествия.

Выводы.

- Что сначала случилось с Капелькой и её подружками?

(превратились в пар под воздействием Солнца)

- В каком состоянии находятся частицы воды высоко в небе, что там с ними происходит?

- Как частицы воды снова оказываются на земле?

- Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе?

Учитель делает обобщение (слайд 12).

V. Проверка полученных знаний.

  1.  Тестирование:
  2.  Дождь – это вода в     (подчеркнуть)             состоянии

твёрдом   жидком   газообразном

  1.  При температуре ниже 00 С вода находится в    (подчеркнуть)     состоянии

твёрдом   жидком   газообразном

  1.  В воздухе всегда находится вода   (подчеркнуть)     состоянии

твёрдом   жидком   газообразном

  1.  Переход воды из одного состояния в другое называется   (подчеркнуть)

нагревание                   круговорот

  1.  Вода в твёрдом состоянии – это  (подчеркнуть)
    роса   снег   пар   лёд

  1.  Под действием солнечных лучей происходит  (подчеркнуть)

охлаждение                   испарение

7. В жидком состоянии находится  (подчеркнуть)

пар    вода    снег

Самопроверка (слайд 13) - ответы на вопросы ученики видят на слайде и проводят самопроверку теста.

  1.  Работа в тетради с печатной основой: нарисовать схему круговорота воды в природе (с.33)

VI. Итог урока.

  1.  Чтение стихотворения (слайд 14).


Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе.
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана.
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в народе?

(Круговорот воды в природе!)

  1.  Выставление оценок учащимся по итогам урока.

VII. Домашнее задание.

Проработать статью учебника «Круговорот воды в природе» с.96- 97

Подготовить рассказ о круговороте воды в природе, обратить внимание на рубрику «Подумай».

VIII. Рефлексия.

У каждого ученика  бумажная «капелька».

- На капельке отразить свои ощущения от урока ( смайлик). «Посадить» капельку на облако.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26376. Вероятностные модели 47.5 KB
  Моделирование случайных процессов мощнейшее направление в современном математическом моделировании. При компьютерном математическом моделировании случайных процессов нельзя обойтись без наборов так называемых случайных чисел удовлетворяющих заданному закону распределения. Если он помог в чемто мы говорим повезло если оказался не в нашу пользу то сокрушаемся не судьба Многие ученые занимались изучением закономерностей случайных событий. Смоделируем ситуации которые в теории вероятности получили название случайных блужданий.
26377. Понятие модели, моделирования 94 KB
  Вначале понятие модель относилось только к материальным объектам как например манекен модель человеческой фигуры чучело модель животного модели автомобилей самолетов и т. Чертежи рисунки карты – это тоже модели но они соответствуют более высокой степени абстрагирования от оригинала поэтому их модельные свойства были осознаны намного позже. В настоящее время понятие модели расширилось оно включает и реальные и так называемые идеальные модели например математические модели.
26378. Виды моделирования 37 KB
  Например можно выделить следующие виды моделирования: Информационное моделирование Компьютерное моделирование Математическое моделирование Математикокартографическое моделирование Молекулярное моделирование Цифровое моделирование Логическое моделирование Педагогическое моделирование Психологическое моделирование Статистическое моделирование Структурное моделирование Физическое моделирование Экономикоматематическое моделирование Имитационное моделирование Эволюционное моделирование ИНФОРМАЦИОННОЕ В своей деятельности человек...
26379. Классификация моделей 73 KB
  Модель называется статической если среди параметров участвующих в ее описании нет временного параметра. Статическая модель в каждый момент времени дает лишь фотографию системы ее срез. Закон Ньютона F=am это статическая модель движущейся с ускорением a материальной точки массой m. Эта модель не учитывает изменение ускорения от одной точки к другой.
26380. Модели предметные (материальные) и модели информационные 33.5 KB
  Предметные модели воспроизводят геометрические физические и другие свойства объектов в материальной форме глобус анатомические муляжи модели кристаллических решеток макеты зданий и сооружений и др. Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образные модели рисунки фотографии и др.
26381. Мочевыводящие пути 22 KB
  Топографически он имеет 3 части: брюшная – лежит ретроперитониально направляется в мочеполовой складке у самцов вместе с семяпроводом ко входу в тазовую полость; тазовая – покрыта адвентицией доходит до лонной области и здесь впадает в дорсальную стенку мочевого пузыря вблизи его шейки формируя на слизистой пузырный треугольник; внутрипузырная – следует между слизистой и мышечной оболочкой мочевого пузыря что препятствует обратному току мочи. Стенка мочевого пузыря: слизистая – переходный эпителий мышечная – гладкая мускулатура...
26382. Мышцы глазного яблока и век 20.5 KB
  В толще век располагаются пучки поперечноисчерченных волокон круговой мышцы век m. Глазные мышцы в количестве 7 расположены внутри периорбиты плотный фиброзный мешок край которого закреплён по краю орбиты а вершина – в области зрительного отверстия. retractor bulbi а снаружи от него – 4 прямые глазничные мышцы m. Косые глазные мышцы m.
26383. Наружные половые органы самцов 21.5 KB
  Сливаясь образуют корень пениса radix penis а он продолжается в длинное тело. Заканчивается головкой glans penis в области которой имеется мочеполовой отросток или отверстие. У плотоядных здесь – кость os penis.
26384. Автономная (вегетативная) нервная система 20 KB
  Обеспечивает растительные функции организма пищеварение дыхание мочевыделение размножение. Осуществляет метаболическое осуществление соматической функции прежде всего двигательные функции.