83118

ПКРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Формировать представление о процессах испарения конденсации замерзания и таяния воды о связи с сезонными изменениями в природе. Базовые понятия на уроке: вещество газообразное состояние твёрдое состояние круговорот воды конденсация испарение гипотеза.

Русский

2015-03-07

1.01 MB

5 чел.

Харьковский лицей №149

Харьковского городского совета Харьковской области

      

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

2 класс

Тема: «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

Подготовила

учитель начальных классов

Коновалова Лариса Витальевна

2013 – 2014 уч. г.

Тема урока. Круговорот воды в природе.

Цели урока:

  •  Формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, о связи с сезонными изменениями в природе.
  •  Уметь работать с гипотезой (предположением через деятельный подход и практический подход)
  •  Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификацию, анализ и синтез.
  •  Развивать умение получать информацию из разных источников.
  •  Воспитывать экологическое мышление.
  •  Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Базовые понятия на уроке: вещество, газообразное состояние, твёрдое состояние, круговорот воды, конденсация, испарение, гипотеза.

Оборудование: приложение-презентация; демонстрационные карточки «Схема круговорота воды»; раздаточный материал; «Капельки» для каждого ученика (для рефлексии).

Метод: частично-поисковый.

Ход урока

  1.   Актуализация опорных знаний.

1. Приветствие учителя.  

- Ребята, сегодня на урок пришли мои коллеги, учителя. Поприветствуйте их.

2. Психологический настрой.

-Улыбнитесь  друг  другу и скажите: (повторяют за учителем)

У нас хорошее настроение

Мы будем внимательны на уроке

Мы успеем сделать все!

- Те знания, которые вы получили на прошлом уроке, и получите сегодня, нужно будет продемонстрировать в конце урока. Итак,  слушаем,  запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.

3.  Распределение класса по группам.

4. Фронтальный опрос.

  •  Чтение стихотворения Натальи Александровны Рыжовой « Волшебная вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.    

  •  Ребята, вы догадались о каком удивительном веществе мы сегодня продолжим разговор?   (О воде)
  •  А много ли уже знаете о воде?
  •  Давайте сейчас попробуем сначала выяснить: что вы уже знаете о воде и чего вы ещё не знаете, но  хотите сегодня  на уроке узнать.

   Знаем                                                                             Хотим узнать

  •  В каком состоянии бывает вода?  
  •  Как много воды на Земле?
  •  Каким цветом на глобусе обозначена вода?
  •  Как узнать, сколько воды содержится в теле человека?
  •  Какие свойства воды вы знаете?
  •  Откуда берётся вода, которая льётся с неба?
  •  Почему море никогда не переполняется?
  •  Почему речка летом мелеет?
  •  Что такое конденсация?

5. Проверка домашнего задания.

- Для того чтобы приступить к изучению новой темы, нам нужно проверить, как вы справились с домашним заданием? Я вам предложила подобрать и выучить загадки о различных состояниях воды.  (Ответы детей).

- Кроме этого, было предложено творческое задание – сочинить сказку о воде. Давайте послушаем.

  1.  Сообщение темы и задач урока.

1. Сегодня на уроке

  •  Я помогу вам расширить свои познания о воде;
  •  Вы  сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали (из блока хотим узнать);  
  •  Сможете  доказать, что вода всё время движется, меняя своё состояние;
  •  Узнаете  о существовании круговорота воды в природе и  что обозначают слова «испарение» и «конденсация»;
  •  И  вместе с вами докажем, несмотря на то что воды очень много, её нужно беречь;

2. Постановка проблемного вопроса. Выдвижение гипотезы.

- Ребята, знания о превращениях воды помогут вам сегодня на уроке. Попробуйте предположить, что такое «круговорот воды». Выдвигайте свои гипотезы.

- Некоторые вопросы вызывают у вас трудности. Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

3. Физкультминутка

- Представьте, что каждый из вас «молекула воды»  и изобразите, что происходит с молекулами воды:

  •  в паре над  кипящим чайником;
  •  в стакане воды, которую поставили в холодильник;
  •    в чайнике, который поставили на огонь.

(Дети должны  «изобразить» молекулы)

  1.  Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Сообщение учителя.

- Послушайте сказочную историю и сделайте вывод,  как происходит круговорот в природе.

Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. (Слайд №1) Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они  весело и дружно. Однажды им захотелось посмотреть на белый свет и они отправились в путешествие. (Слайд №2)

-Как вы думаете, кто им в этом помог?

- Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо. (Слайд №3)

-Как называется этот процесс в природе? (испарение)

-Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться  такие же капельки-путешественницы. (Слайд №4)

- Вверху было очень холодно, капельки стали прижиматься  друг к другу, и стало их уже целое облако. Из газообразного состояния капли вернулись  в жидкое. Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией». Так  путешествовали наши капельки долго. К ним присоединялись новые капли. Облако становилось тяжелее и тяжелее. Вдруг загремел гром, ударила молния и наши путешественницы вместе с другими каплями полились дождем.

- Скажите, какой процесс помог капелькам вернуться на землю?

- Они оказались в незнакомом месте. (Слайд №5) Течение несло их дальше. Путешествие продолжалось. Они попали в речку, берега, которой были засыпаны снегом. (Слайд №6)  Так Капелька и ее друзья познакомились со снежинками и льдинками.

-Как вы думаете, они смогли вместе продолжить путешествие? Почему? (нет, в разных состояниях находились)

-Течение речки понесло Капельку  и ее друзей дальше. И вскоре наши путешественники оказались дома, в своем чистом, теплом озере.

2. Беседа об услышанном.

- Что сначала случилось с Капелькой и ее подружками? (превратились  в пар).

- Как называется этот процесс? (испарение).

- Как называется процесс превращения пара в жидкость?

- Капелька с подружками  совершила  путешествие. Как называется этот процесс в природе?

3.Выводы.

- Путешествие воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности  земли, водоемов, растений. Растения  поглощают  воду из почвы и испаряют ее через листья в атмосферу.  Пар поднимается вверх, и, достигнув, более холодных слоев атмосферы, конденсируется  в облака. Ветер несет их по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода, выпадает обратно на землю в виде осадков: дождя, снега. И весь этот процесс называется «Круговорот воды в природе». (Доп. 7)

4. Работа в группах.

- У вас на партах лежат карточки с изображением модели круговорота воды в природе. Только путь, по которому движется капелька воды, не указан. Поработайте в группах и восполните этот пробел. (Доп. 8)

5. Проверка выполнения задания.

6. Физкультминутка.

  1.   Закрепление и осмысление знаний.

1. Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, послушайте высказывание о воде известного писателя. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…» Антуан де Сент-Экзюпери.

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о значении воды для всего живого на Земле. Сейчас вы услышали, что вода – самое большое богатство. Как вы думаете, как и зачем нужно беречь его?  (выслушивание ответов детей).

- Ребята, некоторые ученики получили опережающее домашнее задание. Они подготовили сообщения. Давайте их послушаем. (Доп. 9)

3. Беседа о мероприятиях по охране водных ресурсов.

- А как вы и ваша семья может помочь в охране водных ресурсов?

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.

“Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

  1.   Обобщение и систематизация знаний. Работа с таблицей «Знаем. Хотим узнать».
  •  Что же такое круговорот воды в природе?
  •  Откуда берётся вода, которая льётся с неба?
  •  Почему море никогда не переполняется?
  •  Почему речка летом мелеет?
  •  Что такое конденсация?

- Ребята, верной ли оказалась та гипотеза, которую вы озвучили в конце урока?

  1.   Итог урока
  2.  Что больше всего понравилось на уроке?
  3.  Что нового вы узнали?
  4.  Оценивание учащихся.                  
  5.   Домашнее задание.

- Ребята, вам предлагается несколько вариантов домашнего задания.

1. Задание более простое: Подобрать интересные факты о воде, ее свойствах.

2.Творческое задание: сочинить сказку «Путешествие капельки».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Дополнение 7

Дополнение 8

                                                                                                

Капелька воды         Водяной пар                Поток воздуха

                                                                           

Облако                    Снежинка                         Ветер

1. В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы. Дожди смывают удобрения с полей. Попадают в них бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают.  

2. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

3. Однажды  ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:

  •  14 крупных железобетонных плит,
  •  16 больших труб,
  •  34 куска рельсов,
  •  9 мотков колючей проволоки,

4. 27 изогнутых железных листов,

  •  43 огнетушителя,
  •  18 пил,
  •  31 топор,
  •  112 санок,
  •  36 сковородок,

5. 108 котелков, чайников и кастрюль,

  •  27 утюгов,
  •  2486 разбитых бутылок,
  •  814 разбитых стеклянных банок,
  •  2214 консервных банок и много другого мусора.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница –

Чудо - ВОДА!

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.    

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81524. Молекяулрные механизмы генетической изменчивости. Молекулярные мутации: типы, частота, значение 110.08 KB
  Молекулярные мутации: типы частота значение Классификация мутаций Тип мутаций Характер мутационных изменений Примеры последствий Геномный Изменение числа хромосом Болезнь Дауна появление дополнительной хромосомы 21 Хромосомные Общее число хромосом не меняется. Частота мутаций в половых клетках высока. Основные виды генных мутаций Виды мутаций Изменения в структуре ДНК Изменения в структуре белка ЗАМЕНА Без изменения смысла кодона Замена одного нуклеотида в кодоне Белок не изменён С изменением смысла кодона миссенсмутация ...
81525. Генетическая гетерогенность. Полиморфизм белков в популяции человека (варианты гемоглобина, гликозилтрансферазы, группоспецифических веществ и др) 107.01 KB
  Группы крови. Другой важный пример полиморфизма белков связанный с проблемой переливания крови существование в популяции людей 3 аллельных вариантов гена фермента гликозилтрансферазы А В и 0. Антитела к антигенам А и В обычно имеются в сыворотке крови людей на поверхности эритроцитов которых отсутствует соответшвующий антиген т. индивидуумы с антигенами А на поверхности эритроцитов продуцируют в сыворотку крови антитела к Вантигенам антиВ а люди с Вантигенами антитела к антигенам А антиА.
81526. Биохимические основы возникновения и проявления наследственных болезней (разнообразие, распространение) 104.52 KB
  За этой группой следуют белки модулирующие функции белков и участвующие в правильном сворачивании полипептидных цепей. Хорошо изученными наследственными заболеваниями связанными с нарушением синтеза α или βцепей НЬ являются талассемии. Синтез α и βцепей в норме регулируется таким образом что все молекулы протомеров используются на синтез тетрамера α2β2 Талассемии возникают как результат мутаций включающих замены или делеции одного или нескольких нуклеотидов а иногда и целого гена кодирующего структуру одного из протомеров....
81527. Основные системы межклеточной коммуникации: эндокринная, паракринная, аутокринная регуляция 100.4 KB
  По расстоянию от клетки продуцента гормона до клеткимишени различают эндокринный паракринный и аутокринный варианты регуляции. Клеткимишени могут отстоять от эндокринной клетки сколь угодно далеко. Пример: секреторные клетки эндокринных желёз гормоны из которых поступают в систему общего кровотока. Примеры: эндотелины вырабатываемые клетками эндотелия и воздействующие на эти же эндотелиальные клетки; Тлимфоциты секретирующие интерлейкины имеющие мишенями разные клетки в том числе и Тлимфоциты.
81528. Роль гормонов в системе регуляции метаболизма. Клетки-мишени и клеточные рецепторы гормонов 106.94 KB
  Клеткимишени и клеточные рецепторы гормонов Роль гормонов в регуляции обмена веществ и функций. Физиологический эффект гормона определяется разными факторами например концентрацией гормона которая определяется скоростью инактивации в результате распада гормонов протекающего в основном в печени и скоростью выведения гормонов и его метаболитов из организма его сродством к белкампереносчикам стероидные и тиреоидные гормоны транспортируются по кровеносному руслу В комплексе с белками количеством и типом рецепторов на поверхности...
81529. Механизмы передачи гормональных сигналов в клетки 98.08 KB
  По механизму действия гормоны можно разделить на 2 группы. К первой группе относят гормоны взаимодействующие с мембранными рецепторами пептидные гормоны адреналин а также гормоны местного действия цитокины эйкозаноиды. Вторая группа включает гормоны взаимодействующие с внутриклеточными рецепторами.
81531. Строение, синтез и метаболизм иодтиронинов. Влияние на обмен веществ. Изменение метаболизма при гипо- и гипертиреозе. Причины и проявление эндемического зоба 160.08 KB
  Биосинтез йодтиронинов. Из цистерн ЭР Тиреоглобулин поступает в аппарат Гольджи включается в состав секреторных гранул и секретируется во внеклеточный коллоид где происходит йодирование остатков тирозина и образование йодтиронинов. Йодирование тиреоглобулина и образование йодтиронинов осуществляется в несколько этапов Транспорт йода в клетки щитовидной железы. Образование йодтиронинов.
81532. Регуляция энергетического метаболизма, роль инсулина и контринсулярных гормонов в обеспечении гомеостаза 107.55 KB
  Абсорбтивный период характеризуется временным повышением концентрации глюкозы аминокислот и жиров в плазме крови. Изменения метаболизма в печени в абсорбтивном периоде После приёма пищи печень становится главным потребителем глюкозы поступающей из пищеварительного тракта. Почти 60 из каждых 100 г глюкозы транспортируемой портальной системой задерживается в печени. Увеличение потребления печенью глюкозы не результат ускорения её транспорта в клетки транспорт глюкозы в клетки печени не стимулируется инсулином а следствие ускорения...