83118

ПКРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Формировать представление о процессах испарения конденсации замерзания и таяния воды о связи с сезонными изменениями в природе. Базовые понятия на уроке: вещество газообразное состояние твёрдое состояние круговорот воды конденсация испарение гипотеза.

Русский

2015-03-07

1.01 MB

6 чел.

Харьковский лицей №149

Харьковского городского совета Харьковской области

      

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

2 класс

Тема: «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

Подготовила

учитель начальных классов

Коновалова Лариса Витальевна

2013 – 2014 уч. г.

Тема урока. Круговорот воды в природе.

Цели урока:

  •  Формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, о связи с сезонными изменениями в природе.
  •  Уметь работать с гипотезой (предположением через деятельный подход и практический подход)
  •  Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификацию, анализ и синтез.
  •  Развивать умение получать информацию из разных источников.
  •  Воспитывать экологическое мышление.
  •  Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Базовые понятия на уроке: вещество, газообразное состояние, твёрдое состояние, круговорот воды, конденсация, испарение, гипотеза.

Оборудование: приложение-презентация; демонстрационные карточки «Схема круговорота воды»; раздаточный материал; «Капельки» для каждого ученика (для рефлексии).

Метод: частично-поисковый.

Ход урока

  1.   Актуализация опорных знаний.

1. Приветствие учителя.  

- Ребята, сегодня на урок пришли мои коллеги, учителя. Поприветствуйте их.

2. Психологический настрой.

-Улыбнитесь  друг  другу и скажите: (повторяют за учителем)

У нас хорошее настроение

Мы будем внимательны на уроке

Мы успеем сделать все!

- Те знания, которые вы получили на прошлом уроке, и получите сегодня, нужно будет продемонстрировать в конце урока. Итак,  слушаем,  запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.

3.  Распределение класса по группам.

4. Фронтальный опрос.

  •  Чтение стихотворения Натальи Александровны Рыжовой « Волшебная вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.    

  •  Ребята, вы догадались о каком удивительном веществе мы сегодня продолжим разговор?   (О воде)
  •  А много ли уже знаете о воде?
  •  Давайте сейчас попробуем сначала выяснить: что вы уже знаете о воде и чего вы ещё не знаете, но  хотите сегодня  на уроке узнать.

   Знаем                                                                             Хотим узнать

  •  В каком состоянии бывает вода?  
  •  Как много воды на Земле?
  •  Каким цветом на глобусе обозначена вода?
  •  Как узнать, сколько воды содержится в теле человека?
  •  Какие свойства воды вы знаете?
  •  Откуда берётся вода, которая льётся с неба?
  •  Почему море никогда не переполняется?
  •  Почему речка летом мелеет?
  •  Что такое конденсация?

5. Проверка домашнего задания.

- Для того чтобы приступить к изучению новой темы, нам нужно проверить, как вы справились с домашним заданием? Я вам предложила подобрать и выучить загадки о различных состояниях воды.  (Ответы детей).

- Кроме этого, было предложено творческое задание – сочинить сказку о воде. Давайте послушаем.

  1.  Сообщение темы и задач урока.

1. Сегодня на уроке

  •  Я помогу вам расширить свои познания о воде;
  •  Вы  сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали (из блока хотим узнать);  
  •  Сможете  доказать, что вода всё время движется, меняя своё состояние;
  •  Узнаете  о существовании круговорота воды в природе и  что обозначают слова «испарение» и «конденсация»;
  •  И  вместе с вами докажем, несмотря на то что воды очень много, её нужно беречь;

2. Постановка проблемного вопроса. Выдвижение гипотезы.

- Ребята, знания о превращениях воды помогут вам сегодня на уроке. Попробуйте предположить, что такое «круговорот воды». Выдвигайте свои гипотезы.

- Некоторые вопросы вызывают у вас трудности. Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

3. Физкультминутка

- Представьте, что каждый из вас «молекула воды»  и изобразите, что происходит с молекулами воды:

  •  в паре над  кипящим чайником;
  •  в стакане воды, которую поставили в холодильник;
  •    в чайнике, который поставили на огонь.

(Дети должны  «изобразить» молекулы)

  1.  Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Сообщение учителя.

- Послушайте сказочную историю и сделайте вывод,  как происходит круговорот в природе.

Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. (Слайд №1) Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они  весело и дружно. Однажды им захотелось посмотреть на белый свет и они отправились в путешествие. (Слайд №2)

-Как вы думаете, кто им в этом помог?

- Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо. (Слайд №3)

-Как называется этот процесс в природе? (испарение)

-Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться  такие же капельки-путешественницы. (Слайд №4)

- Вверху было очень холодно, капельки стали прижиматься  друг к другу, и стало их уже целое облако. Из газообразного состояния капли вернулись  в жидкое. Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией». Так  путешествовали наши капельки долго. К ним присоединялись новые капли. Облако становилось тяжелее и тяжелее. Вдруг загремел гром, ударила молния и наши путешественницы вместе с другими каплями полились дождем.

- Скажите, какой процесс помог капелькам вернуться на землю?

- Они оказались в незнакомом месте. (Слайд №5) Течение несло их дальше. Путешествие продолжалось. Они попали в речку, берега, которой были засыпаны снегом. (Слайд №6)  Так Капелька и ее друзья познакомились со снежинками и льдинками.

-Как вы думаете, они смогли вместе продолжить путешествие? Почему? (нет, в разных состояниях находились)

-Течение речки понесло Капельку  и ее друзей дальше. И вскоре наши путешественники оказались дома, в своем чистом, теплом озере.

2. Беседа об услышанном.

- Что сначала случилось с Капелькой и ее подружками? (превратились  в пар).

- Как называется этот процесс? (испарение).

- Как называется процесс превращения пара в жидкость?

- Капелька с подружками  совершила  путешествие. Как называется этот процесс в природе?

3.Выводы.

- Путешествие воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности  земли, водоемов, растений. Растения  поглощают  воду из почвы и испаряют ее через листья в атмосферу.  Пар поднимается вверх, и, достигнув, более холодных слоев атмосферы, конденсируется  в облака. Ветер несет их по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода, выпадает обратно на землю в виде осадков: дождя, снега. И весь этот процесс называется «Круговорот воды в природе». (Доп. 7)

4. Работа в группах.

- У вас на партах лежат карточки с изображением модели круговорота воды в природе. Только путь, по которому движется капелька воды, не указан. Поработайте в группах и восполните этот пробел. (Доп. 8)

5. Проверка выполнения задания.

6. Физкультминутка.

  1.   Закрепление и осмысление знаний.

1. Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, послушайте высказывание о воде известного писателя. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…» Антуан де Сент-Экзюпери.

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о значении воды для всего живого на Земле. Сейчас вы услышали, что вода – самое большое богатство. Как вы думаете, как и зачем нужно беречь его?  (выслушивание ответов детей).

- Ребята, некоторые ученики получили опережающее домашнее задание. Они подготовили сообщения. Давайте их послушаем. (Доп. 9)

3. Беседа о мероприятиях по охране водных ресурсов.

- А как вы и ваша семья может помочь в охране водных ресурсов?

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.

“Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

  1.   Обобщение и систематизация знаний. Работа с таблицей «Знаем. Хотим узнать».
  •  Что же такое круговорот воды в природе?
  •  Откуда берётся вода, которая льётся с неба?
  •  Почему море никогда не переполняется?
  •  Почему речка летом мелеет?
  •  Что такое конденсация?

- Ребята, верной ли оказалась та гипотеза, которую вы озвучили в конце урока?

  1.   Итог урока
  2.  Что больше всего понравилось на уроке?
  3.  Что нового вы узнали?
  4.  Оценивание учащихся.                  
  5.   Домашнее задание.

- Ребята, вам предлагается несколько вариантов домашнего задания.

1. Задание более простое: Подобрать интересные факты о воде, ее свойствах.

2.Творческое задание: сочинить сказку «Путешествие капельки».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Дополнение 7

Дополнение 8

                                                                                                

Капелька воды         Водяной пар                Поток воздуха

                                                                           

Облако                    Снежинка                         Ветер

1. В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы. Дожди смывают удобрения с полей. Попадают в них бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают.  

2. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

3. Однажды  ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:

  •  14 крупных железобетонных плит,
  •  16 больших труб,
  •  34 куска рельсов,
  •  9 мотков колючей проволоки,

4. 27 изогнутых железных листов,

  •  43 огнетушителя,
  •  18 пил,
  •  31 топор,
  •  112 санок,
  •  36 сковородок,

5. 108 котелков, чайников и кастрюль,

  •  27 утюгов,
  •  2486 разбитых бутылок,
  •  814 разбитых стеклянных банок,
  •  2214 консервных банок и много другого мусора.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница –

Чудо - ВОДА!

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.    

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54242. Системы линейных уравнений с двумя переменными 286 KB
  Цель урока. Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». Развивать умение применять полученные знания на практике. Воспитать настойчивость, прилежания в работе и культуру устной и письменной математической речи.
54243. Розвязання рівнянь 314.5 KB
  Повторити уміння розвязувати лінійні рівняння використовуючи їх властивості. На уроці ми продовжимо розвязувати рівняння. Одночасно по три учні розвязують рівняння біля дошки. Розвяжіть рівняння 2 3.
54244. Винесення множника з-під знаку кореня. Перетворення виразів, які містять квадратні корні 147.5 KB
  Мета уроку: Повторити навчальний матеріал із теми Квадратні корені; Узагальнити і систематизувати знання учнів по використанню різних підходів до перебудови вираження яке містить квадратні корені; Формувати вміння логічно думати аналізувати й порівнювати одержані результати; Розвивати креатині та алгоритмічні здібності учнів; Виховувати вміння самостійно виконувати перебудову виразів із радикалами.192 №505 Творче креативне завдання: Побудовати...
54245. Что, где, когда, конкурс для школьников 49.5 KB
  У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил что ему 100 лет несколько месяцев и несколько дней но дней рождения у него было только 25. Чего стало больше молока в воде или воды в молоке практическая задача поровну стакана молока в воде и столько же воды в молоке Если бы завтрашний день был вчерашним то до воскресенья осталось бы столько дней сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Сколько задач сын решил правильно а сколько неправильно 13 правильно 7 неправильно 1312 710=86 составить систему...
54246. Розв’язування показникових рівнянь 714 KB
  Тема: Розвязування показникових рівнянь. Ми розглянули приклади задач із фізикибіологіїекономіки які зводяться до розвязання показникових рівнянь. Через який час після аварії кількість радіоактивних атомів цезія 137 зменшиться у 128 разів Розвязок Задача зводиться до розвязування показникового рівняння. Кобальт 60 поражає та сприяє розвитку рака печінки.
54247. Урок - путешествие в математическую сказку, 5 класс 48.5 KB
  Цель: - отработать у учащихся навыки и умения складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа при решении упражнений и задач; - с помощью практических заданий и теоретических вопросов развивать творческую и умственную активность; - развивать логическое мышление, смекалку и сообразительность в нестандартных ситуациях; - воспитывать целеустремленность, уверенность в своих силах, коллективизм и самооценку;
54249. Своеобразие индийской культуры 15.18 KB
  Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений.
54250. МАТЕМАТИЧНА СКРИНЬКА 109.5 KB
  Хто перший назве число 100? Грають двоє. Один називає будь-яке число від 1 до 9 включно. Другий додає до названого числа будь-яке ціле число від 1 до 9 включно на свій вибір і називає суму. До цієї суми перший знову додає будь-яке ціле число від 1 до 9 включно на свій вибір і називає суму, і так далі… Виграє той, хто назве число 100.