83127

Я и Украина. Гражданское образование

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширять знания учащихся о роли доброты в жизни каждого человека. Задачи урока Раскрыть смысл понятия «доброта». Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.

Русский

2015-03-07

210 KB

0 чел.

Торезская гимназия общественно-гуманитарного профиля

Автор работы
учитель начальных классов Гнилицкая Инна
Валентиновна

г.Торез – 2013г.

Предмет: Я и Украина. Гражданское образование.

  3 класс

Тема: Доброта

Цель:

формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

расширять знания учащихся о роли  доброты в жизни каждого человека.

Задачи урока

Раскрыть смысл понятия «доброта».

Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера

Развивать творческие способности учащихся, умение сотрудничать, взаимодействовать, работая в группах.

Оборудование: ноутбук, телевизор, планшеты, презентация,  песня из м/ф «Барбарики», видеоролик на песню С. Копыловой «Окно», альбомный лист, фломастеры, лучики солнца, рисунки, разноцветные цветочки, одноразовые тарелки, «Толковый словарь русского языка для школьников».

Ожидаемые результаты

У учащихся сформируется чёткое представление о доброте, как чутком, дружеском отношении к людям.

Дети усвоят, что добрые дела нужно совершать бескорыстно.

Дети усовершенствуют навыки взаимодействия, сотрудничества и взаимопомощи во время групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Девочки садитесь за парты,

Мальчики садитесь.

Слайд 1

II. Мотивация учебной деятельности

1. Беседа

- Ребята, а зачем люди улыбаются друг другу?

( чтобы показать свое расположение к человеку, поднять настроение, сделать приятное)

2. Метод  «Мозговой штурм»

- С какими качествами характера ассоциируется у вас улыбка?

3. Работа в парах по карточкам

Собрать предложение из отдельных слов:

Слайд 2

Дана, добрые, жизнь, дела, на

Индивидуальное задание: пара детей работают с «Толковым словарем русского языка для школьников», находят значение слов «Добро», «Доброта»

Слайд 3

(Жизнь дана на добрые дела.)


4. Метод «Микрофон»

- Объяснить это высказывание. 

- Какие дела можно назвать добрыми?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Слайд 4

III. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о доброте. Каждое живое существо на Земле чувствует теплое, доброе, милосердное отношение к себе. Так же и человек – преображается под воздействием на него доброты, успокаивается при добром взгляде, согревается душой, улыбаясь в ответ.

- Как вы думаете, что вы должны узнать на уроке и чему научиться?

(ответы детей)

Слайд 5

За активную работу вы будете получать фишки-солнышки. В конце урока мы подсчитаем фишки и выставим баллы: за 3 солнышка – баллы высокого уровня, за 2 солнышка – баллы достаточного уровня, за 1 солнышко – баллы среднего уровня.

IV. Первичное восприятие и осмысление нового материала

1. Словарная работа

Слайд 6

- Объясните значение слова «добро».

- Как о доброте написал С. И. Ожегов?

-Что такое «доброта»?

- Подберите синонимы  к этому слову. (чуткость, сострадание, милосердие)

- Подберите антоним (злость).

2. Проблемные вопросы:

- Зачем люди делают добрые поступки?

- Когда можно сказать, что доброе дело сделано «от чистого сердца»?

3. Чтение учителем стихотворения

- Послушайте и подумайте над строчками этого стихотворения:

Слайд 7

Есть люди необычной доброты.

Её всю без остатков отдавая,

Горят, как маленькие, яркие  костры,

Своим теплом нас согревая.

-Приходилось ли вам встречать таких людей? Расскажите вкратце о них.

- Я предлагаю вам послушать песню о таком человеке.

4. Прослушивание  и просмотр видеоролика к песне «Окно» С.Копыловой

Метод «Займи позицию»

Слайд 8

- Каким был каждый из героев этой песни? Докажите.

Добрый

Чуткий

Заботливый

Злой

Черствый

Завистливый

5. Первичное закрепление  по учебнику 

с. 43. Чтение сказки «Добро и зло».

Слайд 9

Проблемный вопрос:

-Определить основную мысль прочитанного текста.

6. Мини-итог

- Что вы узнали нового?

- Какие выводы для себя сделали?

7. Самооценка деятельности учащимися.

Ученики сами берут солнышки за свои устные ответы.

Физминутка

Дети поют и танцуют под песню «Доброта» из м/ф «Барбарики»

V. Закрепление изученного материала

1. Работа в группах

(Дети сидят  за партами, объединены в группы по 6 человек)

Слайд 10

Задания для групп:

  •  «ЯЗЫКОВЕДЫ» 

Подобрать родственные слова к слову «добро»

(добрый, доброта, добродетель, добродушный, добряк, Добрыня)

  •  

«ХУДОЖНИКИ» 

Сделать коллективный рисунок добра

- Можно ли нарисовать какой-то конкретный предмет?

-Нарисовать ассоциации к этому слову.

  •  

«КНИГОЛЮБЫ»

Вспомнить произведения о доброте, которые читали на уроках русского и украинского чтения, назвать их авторов. 

(если дети затрудняются, могут заглянуть в учебник)

  •  


«ДРУЗЬЯ КОМПЬЮТЕРА»

(дети работают с планшетами) 

Найти в Интернете 5 пословиц и поговорок о доброте. Объяснить их.

  •  «АКТЁРЫ»

Подготовить  выразительное чтение в лицах  украинской народной сказки

«Волк и кот» (учебник, с.44)

2. Отчёт о групповой работе

Слайд 11

Слайд 12

3. Оценивание в группах.

4. Работа в тетрадях с печатной основой с. 14 (в парах)

- Если вы затрудняетесь выполнить задание – попросите помощи у соседа шепотом.

Слайд 13

5. Взаимоконтроль.

(Солнышко получает тот, у кого все задания выполнены верно)

Слайд 14

VI. Домашнее задание

Слайд 15

Учебник с. 43-45, задания

«Копилка добрых дел» ( за неделю записать все свои добрые дела, оформление – по желанию)

VII. Рефлексия

1. Проблемный вопрос)

Слайд 16

- Каким человеком быть лучше: добрым или злым? Почему?

2.. Метод «Ассоциации»

Слайд 17

- Подберите к слову «Доброта» ассоциации:

-цвет,

- вкус,

- запах,

- звук,

- прикоснись (наощупь)

3.Оздоровительная минутка  «Сотвори в себе солнце»

Слайд 18

- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, руки положите на стол или на колени ладонями вверх. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Я мысленно направляю к ней лучик, который несет любовь.

- Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Звездочка стала большой и превратилась в солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Во время оздоровительной минутки  раздаю детям желтые лучики, с написанными на них добрыми словами.)

- Откройте глаза. Какое сейчас у вас настроение? На что оно похоже? На солнышко или на темную тучу? Пока вы отдыхали, я подарила каждому из вас лучик, на котором написала хорошие слова. Давайте повернемся друг к другу и скажем добрые слова. «Слов плохих не говорите, только добрые дарите».

4. Игра «Добрый волшебник»

Слайд 19

- Теперь, когда у вас в сердце появилось огромное доброе солнце, вы становитесь маленькими добрыми волшебниками.

- Подумайте, какое доброе дело вы хотели бы сделать на нашей планете, чтобы жизнь стала лучше и счастливее. Напишите свою мечту на волшебном цветочке, закройте его и опустите на воду.

Если ваше сердце готово уже поделиться добротой с другими, то ваш цветочек обязательно раскроется. Ну а если не раскроется, не волнуйтесь, у вас еще все впереди, и вы обязательно осуществите свои добрые дела в будущем.

(Дети опускают  цветочки на воду по группам)

VIII. Итог

1. Проблемный вопрос

- Что самое важное вы усвоили на нашем уроке?

- Чему вы научились на нашем уроке?

2. Оценивание работы детей учителем. Выставление баллов.

Слайд 20


Литература и дополнительные источники

  1.  Байбара Т. Н., Бибик Н. М. Я и Украина: Учебник для 3 класса. – «Форум», 2003.
  2.  Данилина И. В. Я и Украина. Гражданское образование: Планы-конспекты уроков.3 класс.- Харьков, Изд. группа «Основа», 2011.
  3.  Хитяева Л. П., Диптан Н. В. Я и Украина: Рабочая тетрадь.3 класс.-Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2013.
  4.  Поисковая система в интернете
  5.   http://www.youtube.com/





 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46593. Архитектурная акустика 21.46 KB
  Термическое сопротивление. Сопротивление теплопередаче ограждающей конструкции.Требуемое сопротивление теплопередаче. Сопротивление теплопередаче.
46594. Методика преподавания на профильном уровне. Элективный курс по художественному профилю и специфика его разработки 21.48 KB
  Макаренко в своем учении выделяет несколько стадий этапов:1 стадия становление коллектива стадия первоначального сплочения.актив поддерживает требования педагога и сам предъявляет их к членам колва руководствуясь своими понятиями о том что приносит пользу а что ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива то они становятся надежными помощниками педагога.Происходит стабилизация структуры коллектива.
46595. Мовне законодавство в Україні 21.5 KB
  Мовне законодавство в Україні. В Україні державна мова закріплена першою частиною десятої статті Конституції України відповідно до якої державною мовою в Україні є українська мова. Окрім того вживання мов в Україні регулюється Законом Української РСР Про мови в Українській РСР . Мовна ситуація в Україні є доситьтаки суперечливою і законодавство зовсім її не спрощує.
46596. Пряме й переносне значення слова. Вияви полісемії в різностильових текстах 21.5 KB
  Пряме й переносне значення слова. Пряме значення слова це дефініція слова яка безпосередньо вказує на його співвідношення з тією чи іншою ознакою об'єктивної дійсності як це історично закріпилося у свідомості мовців. Це первинне значення слова. Переносне значення слова це одне із значень слова яке виникло внаслідок перенесення одних ознак предметів чи явищ на інші.
46597. Синонімія, види синонімів. Роль синонімів у різностильових текстах 21.5 KB
  Синонімія це сукупність синонімів тієї чи іншої мови а також розділ науки про мову у якому вивчаються синоніми як одиниці мови. Синоніми це слова однієї частини мови що мають близьке лексичне значення але відрізняються за формою. Традиційно виділяють загальномовні синоніми зрозумілі для кожного носія мови граний красивий; контекстуальні або авторські синоніми у конкретному тексті. Окремо виділяють абсолютні синоніми слова які мають тотожні значення лелека чорногуз сум смуток століття сторіччя.
46598. Неологізми, архаїзми, історизми в українській літературній мові 21.5 KB
  За вживанням вона поділяється на активну слова що регулярно вживаються в певній сфері діяльності тобто щоденні слова та професіоналізми пасивну застарілі слова та неологізми. Застарілі слова слова що перестали активно вживатися носіями мови. До них відносять архаїзми слова які називають поняття які існують і в наш час пїїт поет спудей студент загально повільно; історизми слова які позначають поняття які зникли комсорг волость хорунжий Існує багато причин чому слова відходять до пасивного вжитку зокрема і...
46599. Синтаксична норма. Порядок слів у реченні 21.5 KB
  Порядок слів у реченні. Розрізняють типи норм: орфоепічні правильна вимова акцентуаційні наголошення слів лексичні слововживання граматичні морфологічні та синтаксичні стилістичні орфографічні правила написання пунктуаційні. Вони передбачають правильне вживання граматичних форм слів узгодження керування прилягання морфологічні та правильне утворення словосполучень і речень синтаксичні. В українській мові вільний порядок слів у реченні тобто немає чітких правил розташування у певному порядку тих чи інших членів речення.
46600. BELARUSIAN CUISINE 21.5 KB
  Belarusian cuisines have influences from its neighboring countries like Russia, Lithuania, Ukrainian and Polfnd among others. A variety of dishes made of potato form an important part of most cuisines in Belarus. Some of the popular potato dishes in Belarusian cuisines include Belarusian Draniki, Belarusian Draniki with Pork, Kolduni, Babka and Belarusian Kartoflyaniki among others
46601. Кодификация советского права 1920-х годов 21.53 KB
  Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Отличительными чертами ГК РСФСР 1922 г. ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола расы национальности вероисповедания и происхождения но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельности и частной инициативы если осуществление гражданских прав противоречит их социальнохозяйственному назначению наносит явный ущерб государству. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при...