83127

Я и Украина. Гражданское образование

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширять знания учащихся о роли доброты в жизни каждого человека. Задачи урока Раскрыть смысл понятия «доброта». Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.

Русский

2015-03-07

210 KB

0 чел.

Торезская гимназия общественно-гуманитарного профиля

Автор работы
учитель начальных классов Гнилицкая Инна
Валентиновна

г.Торез – 2013г.

Предмет: Я и Украина. Гражданское образование.

  3 класс

Тема: Доброта

Цель:

формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

расширять знания учащихся о роли  доброты в жизни каждого человека.

Задачи урока

Раскрыть смысл понятия «доброта».

Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера

Развивать творческие способности учащихся, умение сотрудничать, взаимодействовать, работая в группах.

Оборудование: ноутбук, телевизор, планшеты, презентация,  песня из м/ф «Барбарики», видеоролик на песню С. Копыловой «Окно», альбомный лист, фломастеры, лучики солнца, рисунки, разноцветные цветочки, одноразовые тарелки, «Толковый словарь русского языка для школьников».

Ожидаемые результаты

У учащихся сформируется чёткое представление о доброте, как чутком, дружеском отношении к людям.

Дети усвоят, что добрые дела нужно совершать бескорыстно.

Дети усовершенствуют навыки взаимодействия, сотрудничества и взаимопомощи во время групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Девочки садитесь за парты,

Мальчики садитесь.

Слайд 1

II. Мотивация учебной деятельности

1. Беседа

- Ребята, а зачем люди улыбаются друг другу?

( чтобы показать свое расположение к человеку, поднять настроение, сделать приятное)

2. Метод  «Мозговой штурм»

- С какими качествами характера ассоциируется у вас улыбка?

3. Работа в парах по карточкам

Собрать предложение из отдельных слов:

Слайд 2

Дана, добрые, жизнь, дела, на

Индивидуальное задание: пара детей работают с «Толковым словарем русского языка для школьников», находят значение слов «Добро», «Доброта»

Слайд 3

(Жизнь дана на добрые дела.)


4. Метод «Микрофон»

- Объяснить это высказывание. 

- Какие дела можно назвать добрыми?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Слайд 4

III. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о доброте. Каждое живое существо на Земле чувствует теплое, доброе, милосердное отношение к себе. Так же и человек – преображается под воздействием на него доброты, успокаивается при добром взгляде, согревается душой, улыбаясь в ответ.

- Как вы думаете, что вы должны узнать на уроке и чему научиться?

(ответы детей)

Слайд 5

За активную работу вы будете получать фишки-солнышки. В конце урока мы подсчитаем фишки и выставим баллы: за 3 солнышка – баллы высокого уровня, за 2 солнышка – баллы достаточного уровня, за 1 солнышко – баллы среднего уровня.

IV. Первичное восприятие и осмысление нового материала

1. Словарная работа

Слайд 6

- Объясните значение слова «добро».

- Как о доброте написал С. И. Ожегов?

-Что такое «доброта»?

- Подберите синонимы  к этому слову. (чуткость, сострадание, милосердие)

- Подберите антоним (злость).

2. Проблемные вопросы:

- Зачем люди делают добрые поступки?

- Когда можно сказать, что доброе дело сделано «от чистого сердца»?

3. Чтение учителем стихотворения

- Послушайте и подумайте над строчками этого стихотворения:

Слайд 7

Есть люди необычной доброты.

Её всю без остатков отдавая,

Горят, как маленькие, яркие  костры,

Своим теплом нас согревая.

-Приходилось ли вам встречать таких людей? Расскажите вкратце о них.

- Я предлагаю вам послушать песню о таком человеке.

4. Прослушивание  и просмотр видеоролика к песне «Окно» С.Копыловой

Метод «Займи позицию»

Слайд 8

- Каким был каждый из героев этой песни? Докажите.

Добрый

Чуткий

Заботливый

Злой

Черствый

Завистливый

5. Первичное закрепление  по учебнику 

с. 43. Чтение сказки «Добро и зло».

Слайд 9

Проблемный вопрос:

-Определить основную мысль прочитанного текста.

6. Мини-итог

- Что вы узнали нового?

- Какие выводы для себя сделали?

7. Самооценка деятельности учащимися.

Ученики сами берут солнышки за свои устные ответы.

Физминутка

Дети поют и танцуют под песню «Доброта» из м/ф «Барбарики»

V. Закрепление изученного материала

1. Работа в группах

(Дети сидят  за партами, объединены в группы по 6 человек)

Слайд 10

Задания для групп:

  •  «ЯЗЫКОВЕДЫ» 

Подобрать родственные слова к слову «добро»

(добрый, доброта, добродетель, добродушный, добряк, Добрыня)

  •  

«ХУДОЖНИКИ» 

Сделать коллективный рисунок добра

- Можно ли нарисовать какой-то конкретный предмет?

-Нарисовать ассоциации к этому слову.

  •  

«КНИГОЛЮБЫ»

Вспомнить произведения о доброте, которые читали на уроках русского и украинского чтения, назвать их авторов. 

(если дети затрудняются, могут заглянуть в учебник)

  •  


«ДРУЗЬЯ КОМПЬЮТЕРА»

(дети работают с планшетами) 

Найти в Интернете 5 пословиц и поговорок о доброте. Объяснить их.

  •  «АКТЁРЫ»

Подготовить  выразительное чтение в лицах  украинской народной сказки

«Волк и кот» (учебник, с.44)

2. Отчёт о групповой работе

Слайд 11

Слайд 12

3. Оценивание в группах.

4. Работа в тетрадях с печатной основой с. 14 (в парах)

- Если вы затрудняетесь выполнить задание – попросите помощи у соседа шепотом.

Слайд 13

5. Взаимоконтроль.

(Солнышко получает тот, у кого все задания выполнены верно)

Слайд 14

VI. Домашнее задание

Слайд 15

Учебник с. 43-45, задания

«Копилка добрых дел» ( за неделю записать все свои добрые дела, оформление – по желанию)

VII. Рефлексия

1. Проблемный вопрос)

Слайд 16

- Каким человеком быть лучше: добрым или злым? Почему?

2.. Метод «Ассоциации»

Слайд 17

- Подберите к слову «Доброта» ассоциации:

-цвет,

- вкус,

- запах,

- звук,

- прикоснись (наощупь)

3.Оздоровительная минутка  «Сотвори в себе солнце»

Слайд 18

- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, руки положите на стол или на колени ладонями вверх. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Я мысленно направляю к ней лучик, который несет любовь.

- Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Звездочка стала большой и превратилась в солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Во время оздоровительной минутки  раздаю детям желтые лучики, с написанными на них добрыми словами.)

- Откройте глаза. Какое сейчас у вас настроение? На что оно похоже? На солнышко или на темную тучу? Пока вы отдыхали, я подарила каждому из вас лучик, на котором написала хорошие слова. Давайте повернемся друг к другу и скажем добрые слова. «Слов плохих не говорите, только добрые дарите».

4. Игра «Добрый волшебник»

Слайд 19

- Теперь, когда у вас в сердце появилось огромное доброе солнце, вы становитесь маленькими добрыми волшебниками.

- Подумайте, какое доброе дело вы хотели бы сделать на нашей планете, чтобы жизнь стала лучше и счастливее. Напишите свою мечту на волшебном цветочке, закройте его и опустите на воду.

Если ваше сердце готово уже поделиться добротой с другими, то ваш цветочек обязательно раскроется. Ну а если не раскроется, не волнуйтесь, у вас еще все впереди, и вы обязательно осуществите свои добрые дела в будущем.

(Дети опускают  цветочки на воду по группам)

VIII. Итог

1. Проблемный вопрос

- Что самое важное вы усвоили на нашем уроке?

- Чему вы научились на нашем уроке?

2. Оценивание работы детей учителем. Выставление баллов.

Слайд 20


Литература и дополнительные источники

  1.  Байбара Т. Н., Бибик Н. М. Я и Украина: Учебник для 3 класса. – «Форум», 2003.
  2.  Данилина И. В. Я и Украина. Гражданское образование: Планы-конспекты уроков.3 класс.- Харьков, Изд. группа «Основа», 2011.
  3.  Хитяева Л. П., Диптан Н. В. Я и Украина: Рабочая тетрадь.3 класс.-Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2013.
  4.  Поисковая система в интернете
  5.   http://www.youtube.com/





 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6476. Стилистические функции повторов в журналистском тексте 41.72 KB
  Стилистические функции повторов в журналистском тексте В современном русском языке одним из наиболее частотных и значимых языковых явлений, встречающихся в речевой деятельности людей, является повтор. Повторы, или как их еще называют - репризы,...
6477. Тематика и особенности подачи информации в журналистских выступлениях и. Ильфа и е. Петрова 34.57 KB
  Тематика и особенности подачи информации в журналистских выступлениях И. Ильфа и Е. Петрова И. Ильф и Е. Петров - известные фельетонисты, вызывающие интерес любого начинающего журналиста своей особой манерой написания статей, поэтому мы и взяли...
6478. Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати 35.06 KB
  Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати Личности и деятельности Фаддея Венедиктовича Булгарина невозможно дать однозначную оценку в силу нескольких причин разного характера. Как писал А.И. Реблайт: Посмотришь с одной ст...
6479. Отражение вопросов ислама в творчестве Юлии Латыниной 36.63 KB
  Отражение вопросов ислама в творчестве Юлии Латыниной. В октябре 2010 года представители российского мусульманского сообщества обвинили Юлию Леонидовну в исламофобии и разжигании межконфессиональной розни....
6480. Контекстуальное варьирование и обновление фразеологизмов в городской газете 47.86 KB
  Контекстуальное варьирование и обновление фразеологизмов в городской газете Фразеология является одним из самых ярких и действенных средств языка. Функционирование фразеологических единиц в текстах средств массовой информации имеет свои особенности....
6481. Тематика и особенности сатиры М.Е. Кольцова 44.66 KB
  Тематика и особенности сатиры М.Е. Кольцова История русской сатиры, имея множество образцов, не исследована глубоко и подробно до сих пор ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже вымершей, стихотворной формы, ни тем более в отношении ...
6482. Судьбы мигрантов в правозащитных публикациях Лидии Графовой 43.99 KB
  Судьбы мигрантов в правозащитных публикациях Лидии Графовой В 1990 г. Лидия Графова стала одним из инициаторов создания первой в России общественной организации, помогающей мигрантам, - комитета Гражданское содействие. В 1993 году на базе Граждан...
6483. История через призму рекламы 29.57 KB
  История через призму рекламы История. Что есть история? В переводе с древнегреческого это слово означает расспрашивание, исследование. Профессор Кембриджа, сэр Ричард Дж. Эванс, говорит, что история - это область знаний, а также гуманитарная...
6484. Социальные проблемы на страницах Литературной газеты 50.26 KB
  Социальные проблемы на страницах Литературной газеты Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, ...