83127

Я и Украина. Гражданское образование

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширять знания учащихся о роли доброты в жизни каждого человека. Задачи урока Раскрыть смысл понятия «доброта». Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.

Русский

2015-03-07

210 KB

0 чел.

Торезская гимназия общественно-гуманитарного профиля

Автор работы
учитель начальных классов Гнилицкая Инна
Валентиновна

г.Торез – 2013г.

Предмет: Я и Украина. Гражданское образование.

  3 класс

Тема: Доброта

Цель:

формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

расширять знания учащихся о роли  доброты в жизни каждого человека.

Задачи урока

Раскрыть смысл понятия «доброта».

Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера

Развивать творческие способности учащихся, умение сотрудничать, взаимодействовать, работая в группах.

Оборудование: ноутбук, телевизор, планшеты, презентация,  песня из м/ф «Барбарики», видеоролик на песню С. Копыловой «Окно», альбомный лист, фломастеры, лучики солнца, рисунки, разноцветные цветочки, одноразовые тарелки, «Толковый словарь русского языка для школьников».

Ожидаемые результаты

У учащихся сформируется чёткое представление о доброте, как чутком, дружеском отношении к людям.

Дети усвоят, что добрые дела нужно совершать бескорыстно.

Дети усовершенствуют навыки взаимодействия, сотрудничества и взаимопомощи во время групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Девочки садитесь за парты,

Мальчики садитесь.

Слайд 1

II. Мотивация учебной деятельности

1. Беседа

- Ребята, а зачем люди улыбаются друг другу?

( чтобы показать свое расположение к человеку, поднять настроение, сделать приятное)

2. Метод  «Мозговой штурм»

- С какими качествами характера ассоциируется у вас улыбка?

3. Работа в парах по карточкам

Собрать предложение из отдельных слов:

Слайд 2

Дана, добрые, жизнь, дела, на

Индивидуальное задание: пара детей работают с «Толковым словарем русского языка для школьников», находят значение слов «Добро», «Доброта»

Слайд 3

(Жизнь дана на добрые дела.)


4. Метод «Микрофон»

- Объяснить это высказывание. 

- Какие дела можно назвать добрыми?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Слайд 4

III. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о доброте. Каждое живое существо на Земле чувствует теплое, доброе, милосердное отношение к себе. Так же и человек – преображается под воздействием на него доброты, успокаивается при добром взгляде, согревается душой, улыбаясь в ответ.

- Как вы думаете, что вы должны узнать на уроке и чему научиться?

(ответы детей)

Слайд 5

За активную работу вы будете получать фишки-солнышки. В конце урока мы подсчитаем фишки и выставим баллы: за 3 солнышка – баллы высокого уровня, за 2 солнышка – баллы достаточного уровня, за 1 солнышко – баллы среднего уровня.

IV. Первичное восприятие и осмысление нового материала

1. Словарная работа

Слайд 6

- Объясните значение слова «добро».

- Как о доброте написал С. И. Ожегов?

-Что такое «доброта»?

- Подберите синонимы  к этому слову. (чуткость, сострадание, милосердие)

- Подберите антоним (злость).

2. Проблемные вопросы:

- Зачем люди делают добрые поступки?

- Когда можно сказать, что доброе дело сделано «от чистого сердца»?

3. Чтение учителем стихотворения

- Послушайте и подумайте над строчками этого стихотворения:

Слайд 7

Есть люди необычной доброты.

Её всю без остатков отдавая,

Горят, как маленькие, яркие  костры,

Своим теплом нас согревая.

-Приходилось ли вам встречать таких людей? Расскажите вкратце о них.

- Я предлагаю вам послушать песню о таком человеке.

4. Прослушивание  и просмотр видеоролика к песне «Окно» С.Копыловой

Метод «Займи позицию»

Слайд 8

- Каким был каждый из героев этой песни? Докажите.

Добрый

Чуткий

Заботливый

Злой

Черствый

Завистливый

5. Первичное закрепление  по учебнику 

с. 43. Чтение сказки «Добро и зло».

Слайд 9

Проблемный вопрос:

-Определить основную мысль прочитанного текста.

6. Мини-итог

- Что вы узнали нового?

- Какие выводы для себя сделали?

7. Самооценка деятельности учащимися.

Ученики сами берут солнышки за свои устные ответы.

Физминутка

Дети поют и танцуют под песню «Доброта» из м/ф «Барбарики»

V. Закрепление изученного материала

1. Работа в группах

(Дети сидят  за партами, объединены в группы по 6 человек)

Слайд 10

Задания для групп:

  •  «ЯЗЫКОВЕДЫ» 

Подобрать родственные слова к слову «добро»

(добрый, доброта, добродетель, добродушный, добряк, Добрыня)

  •  

«ХУДОЖНИКИ» 

Сделать коллективный рисунок добра

- Можно ли нарисовать какой-то конкретный предмет?

-Нарисовать ассоциации к этому слову.

  •  

«КНИГОЛЮБЫ»

Вспомнить произведения о доброте, которые читали на уроках русского и украинского чтения, назвать их авторов. 

(если дети затрудняются, могут заглянуть в учебник)

  •  


«ДРУЗЬЯ КОМПЬЮТЕРА»

(дети работают с планшетами) 

Найти в Интернете 5 пословиц и поговорок о доброте. Объяснить их.

  •  «АКТЁРЫ»

Подготовить  выразительное чтение в лицах  украинской народной сказки

«Волк и кот» (учебник, с.44)

2. Отчёт о групповой работе

Слайд 11

Слайд 12

3. Оценивание в группах.

4. Работа в тетрадях с печатной основой с. 14 (в парах)

- Если вы затрудняетесь выполнить задание – попросите помощи у соседа шепотом.

Слайд 13

5. Взаимоконтроль.

(Солнышко получает тот, у кого все задания выполнены верно)

Слайд 14

VI. Домашнее задание

Слайд 15

Учебник с. 43-45, задания

«Копилка добрых дел» ( за неделю записать все свои добрые дела, оформление – по желанию)

VII. Рефлексия

1. Проблемный вопрос)

Слайд 16

- Каким человеком быть лучше: добрым или злым? Почему?

2.. Метод «Ассоциации»

Слайд 17

- Подберите к слову «Доброта» ассоциации:

-цвет,

- вкус,

- запах,

- звук,

- прикоснись (наощупь)

3.Оздоровительная минутка  «Сотвори в себе солнце»

Слайд 18

- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, руки положите на стол или на колени ладонями вверх. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Я мысленно направляю к ней лучик, который несет любовь.

- Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Звездочка стала большой и превратилась в солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Во время оздоровительной минутки  раздаю детям желтые лучики, с написанными на них добрыми словами.)

- Откройте глаза. Какое сейчас у вас настроение? На что оно похоже? На солнышко или на темную тучу? Пока вы отдыхали, я подарила каждому из вас лучик, на котором написала хорошие слова. Давайте повернемся друг к другу и скажем добрые слова. «Слов плохих не говорите, только добрые дарите».

4. Игра «Добрый волшебник»

Слайд 19

- Теперь, когда у вас в сердце появилось огромное доброе солнце, вы становитесь маленькими добрыми волшебниками.

- Подумайте, какое доброе дело вы хотели бы сделать на нашей планете, чтобы жизнь стала лучше и счастливее. Напишите свою мечту на волшебном цветочке, закройте его и опустите на воду.

Если ваше сердце готово уже поделиться добротой с другими, то ваш цветочек обязательно раскроется. Ну а если не раскроется, не волнуйтесь, у вас еще все впереди, и вы обязательно осуществите свои добрые дела в будущем.

(Дети опускают  цветочки на воду по группам)

VIII. Итог

1. Проблемный вопрос

- Что самое важное вы усвоили на нашем уроке?

- Чему вы научились на нашем уроке?

2. Оценивание работы детей учителем. Выставление баллов.

Слайд 20


Литература и дополнительные источники

  1.  Байбара Т. Н., Бибик Н. М. Я и Украина: Учебник для 3 класса. – «Форум», 2003.
  2.  Данилина И. В. Я и Украина. Гражданское образование: Планы-конспекты уроков.3 класс.- Харьков, Изд. группа «Основа», 2011.
  3.  Хитяева Л. П., Диптан Н. В. Я и Украина: Рабочая тетрадь.3 класс.-Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2013.
  4.  Поисковая система в интернете
  5.   http://www.youtube.com/





 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45687. Коммуникационный менеджмент. Задачи и функции коммуникационного менеджмента 33 KB
  Цель – достижение нового кач-ва развития орг-ции. Дб. Согласованный режим ком-ций, орг.как единая ресурсная система. Задача – согласование всех ком.потоков и направление ресурсного потока на достижение орг. Предмет – внутр.и внеш.ком-ции. Объект – орг-ция. Орг. – это группа людей, деят. кот.сознательно координируется и согласуется для достижения целей
45688. Модели межличностной коммуникации в организации. Критерии эффективности 34 KB
  Дисциплина и уважение Справедливое вознаграждение труда Корпоративность Подчиненность личных интересов общественным Разделение труда Полномочия и ответственность за принятие решений Единое направление деятельности Стабильность персонала Цель – рациональное взаимодействие сотрудников и инфраструктуры. Цель коммуникационного менеджмента – сплочение коллектива развитие личностных и профессиональных качеств сотрудников. Вовлечение сотрудников в формирование стратегических планов создание команд на основе мониторинга поддержка и защита...
45689. Норма современного русского языка. Толковые словари 43.5 KB
  Норма современного русского языка. Литературный язык – форма общенародного языка понимаемая говорящими как образцовая. Возникает как необходимость существования единого общеупотребительного общераспространенного языка на территории единого государства. Сейчас выделяют 8 сфер бытования языка: мертвый язык памятников письменности устный язык диалектов русский язык употребляемый в грамотной речи язык русского зарубежья неисконно русская речь повседневный русский язык и просторечия научнотехнический и профессиональный...
45690. Словари современного русского языка 34.5 KB
  Словари современного русского языка По функциям и цели создания толковые словари разделяются на дескриптивные и нормативные. Дескриптивные словари предназначены для полного описания лексики определенной сферы и фиксации всех имеющихся там употреблений. Дескриптивными по определению являются словари сленгов и жаргонов диалектные словари. По характеру толковые словари разделяются на общие и частные.
45693. Разговорная речь в СМИ 27.5 KB
  Просторечие РР Публицистический стиль РР находится между просторечием и публицистическим стилем Особенности РР. Терминологический аппарат разработанный для книжной речи не подходит для изучения РР. Ее природа отлична от письменной книжной речи поэтому ее выводят из классификации стилей речи. Используется много слов которые вообще не имеют словоформ Междометноглагольные формы бряк шмяк туту Высказывания выражающие оценку Так себе не ахти ничего Словареакции релятивы Ерунда Подумать только Какое там Ну и что...
45695. Средства выражения личностного начала в журналистском тексте 35 KB
  Частица вот выражает десятки значений: Усиление значение привлечение внимания Вот в чем вопрос Удивление Вот новости Восхищение Вот это мастер Укоризна Вот тото же Вот именно Подведение итогов Вот такие расклады Резкое неприятие отказ Вот еще Возвращение к разговору Так вот Угроза Вот я тебе Мечтательность Вот бы предлоги и союзы – дают возможность говорящему сформулировать с ювелирной точностью пространственно временные отношения между словами в тексте.