83132

Приди, весна красная!... Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Люди любят этот цветок называют его в легендах: фонарики гномов рассыпавшиеся бусы Белоснежки слезы царевны б Чтение учителем стихотворения Что представили себе Почему кажется что ландыш зазвенит Снежно-белые колокольчики словно из тончайшего фарфора с тонким нежным запахом.

Русский

2015-03-07

227 KB

8 чел.

                                                                    Чтение, 2 класс

                                   

       Тема.     Приди, весна красная!...

                      Е. Серова « Ландыш», « Гвоздика», « Незабудки».

       Цель.    Познакомить со стихотворениями Е. Серовой

                    « Ландыш », « Гвоздика», « Незабудки».

                     Совершенствовать навыки правильного осознанного

                     чтения; обогащать словарный запас учащихся.

                     Формировать коммуникативную, мотивационную,

                     личностную  компетентности.

                     Развивать связную речь учащихся, творческое

                     воображение, познавательный интерес,

                     наблюдательность, умение выражать  свои чувства

                     словами.

                     Воспитывать чувство прекрасного, бережное                                          

                     отношение и  любовь к природе.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: иллюстрации птиц и весенних цветов,

                                      аудиозапись пьес А. Вивальди, Э. Грига,

                                      Красная книга Украины, карточки

                                       для подведения итога урока

                                            ХОД УРОКА

  1.  Организация класса

- Повернитесь друг к другу, подарите улыбку, пожелайте добра и удачи.

- Ваши улыбки такие нежные и ласковые, как весеннее солнышко, которое пробуждает природу от зимнего сна. Я желаю вам добра и успеха на уроке.

II.Мотивация учебной деятельности

- Мы продолжаем изучать тему « Приди, весна красная!..»

-И художники, и поэты, и композиторы посвящали весне свои произведения.

-Прослушайте отрывок из пьесы итальянского композитора А. Вивальди            « Весна». Почувствуйте доброе сердце композитора, а своим  сердцем - весну.

-Что почувствовали? Что представили?

- Мы, взрослые и дети, -часть живой природы, но как часто не замечаем окружающей нас красоты.

    Сегодня хочу напомнить вам, что рядом столько прекрасного, доброго, нужно только посмотреть на мир другими глазами.

 Попробуем прикоснуться к красоте природы, описать ее словами, почувствовать сердцем.

- На крыльях мелодии Вивальди птицы принесли к нам весну.( Иллюстрация)

- На уроке составим свою картину весны, а помогут нам в этом изученные произведения писателей, поэтов.

III.Актуализация знаний

1.На предыдущем уроке познакомились с отрывком из повести А. Толстого   « Детство Никиты», в котором дается  красивое описание пробуждающейся природы.

2. Выборочное чтение. Составление картины.

(На доске в процессе урока составляется картина весны )

- С чем связаны все изменения  в природе? ( С солнцем)

-Прочитайте, что говорится о Солнце.

-Какое было небо?

-С чем сравниваются облака?

-Что происходит на деревьях?

-А на земле?

3. ( Пение птиц) Беседа.

- Какие птицы появились в саду?

( Дрозды, иволги, скворцы, дятел, кукушка)

- Что вы знаете об этих птицах?( На картину добавляются изображения птиц)

- Почему весь сад молча слушал кукушку?

( Им нравилась песня, хотя кукушка не певчая птица, весной запела нежным голосом и …..благословила всех. )

4.Словарная работа.

Благословила ( пожелала добра)

(благодарность, благодеяние, благословение)

5.Беседа

- Почему в саду стало весело?

- Наша картина закончена?

-Без чего на земле не бывает красоты? ( Без цветов)

IV.Усвоения  содержания  материала.

1.Сообщение темы, целей урока

-  Познакомимся со стихотворениями русской поэтессы Е. Серовой, научимся выразительно  читать, увидим и почувствуем красоту весенних цветов.

2. Работа над стихотворением « Ландыш»

а) – Подумайте, о каком цветке говорится: « Люди любят этот цветок, называют его в легендах: фонарики  гномов, рассыпавшиеся бусы Белоснежки, слезы царевны» 



            б)  Чтение учителем стихотворения

               - Что представили себе?

               - Почему кажется, что ландыш зазвенит?

                ( Снежно-белые колокольчики, словно из тончайшего фарфора, с тонким нежным запахом.)  

           в) Жужжащее чтение

                -Подготовка к выразительному чтению.

                - Как вы понимаете  выражение « лес его хранит»?

           г)Звукопись.

            - Я хочу открыть секрет: поэт с помощью звуков показал нам, как звенят колокольчики, чтобы мы тоже смогли услышать их мелодичный звон.            ( День, задень; хранит, звенит)   

            д)  Чтение по  строке, цепочкой.

            е) Легенда  

                       Существует одна христианская легенда, которая рассказывает, что ландыш возник из слез Богородицы. Слезы превращались в прекрасные цветы в тот момент, когда она стояла у креста, на котором был распят Иисус.А когда цветы осыпаются, на их месте появляются красные плоды, которые напоминают капли крови.

         Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Из ландышей составляли свадебные букеты для юных невест, символизирующий молодость и непорочность. Очарование этого цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным.

    Ландыш даже был когда-то эмблемой доктора медицины. Любопытно, что на некоторых старинных портретах Николай Коперник изображен с букетиком ландышей в руке, преподнесенным ему в знак врачебных заслуг: ведь великий астроном был еще и прекрасным врачевателем.

                              

         К природе надо относиться с исключительной бережливостью. Но порой беззаботно расточительно ведём себя мы по отношению к ней. Иной раз бывает, как попадутся нам на глаза цветы – спешим сорвать их. Отправились дальше, а на поляне есть ещё цветы и кажутся красивее прежних. Сорвём и их. Мы грабим, уничтожаем природу своим отношением к ней.

( Акция « Первоцвет», Красная книга Украины)

   ж)Выразительное чтение учащимися

 - О чем могут звенеть колокольчики ландыша?

  ( На картину добавляется изображение ландыша)

   з) Чтение всего стихотворения

                         Физкультминутка

(« Весна-утро года» ( А.С.Пушкин), Пьеса Э.Грига « Утро».)

3.Работа над стихотворением « Гвоздика»

  а)Ребус ( Семена похожи на гвоздики)

    



       б) Чтение учителем стихотворения    

           - С чем автор сравнивает цветок? Почему?

           - Объясните выражение « жаркий  празднует денек».

          -Почему дикая? ( Полевая, сравнение с садовой)

     в) Чтение молча.

         -Подготовьтесь читать выразительно в паре. Подумайте, какие чувства будем выражать?

    г ) Чтение учащимися  в паре.   

         Учитель:

           - Цветок радуется солнышку. Если его кто-то сорвет, поставит в вазу, то он быстро завянет, как и все полевые цветы.

          ( На картину добавляется изображение гвоздики)

    4. Работа над стихотворением « Незабудки»                                                                                           



а) Легенда

          Ангел полюбил земную девушку, но она не приняла его любовь. Горько плакал ангел, и на месте его чистых, светлых слез появились  голубые цветы.  Ангел,  находясь  на небесах, охранял, оберегал свою возлюбленную, хотя она и отвергла его любовь. Поэтому, незабудки – символ верности, преданности, памяти.

    Всегда надо помнить о тех, кого нет рядом с нами.

б) Чтение учителем стихотворения.

  -С чем сравнивается поле незабудок?

 - Что означает выражение « их видимо-невидимо»?

 - Кто поколдовал?

в) Чтение хором.

  _ Попробуем выразить свои чувства.

 - Какие? ( Удивление, восхищение)

 г) Чтение  учащимися ( по 2 стр.)

  - Дети  пришли в лес  и удивились небесно-голубой полянке. Передайте разговор детей.

  - Какой цветок незабудки? ( Нежный)

( На картину добавляется изображение незабудки )

д) Название картины  ( Добрая улыбка весны)

V.Рефлексия

1. Беседа(об авторе Е. Серовой, о композиторах, писателях, поэтах).

 - Кто же написал эти замечательные стихотворения?

 - Только человек с добрым сердцем, который любит природу, очень наблюдательный смог создать такие произведения. ( А. Толстой, Е. Серова, А. Вивальди, Э. Григ и другие )

 - Для чего?(Чтобы мы смогли увидеть красоту природы, почувствовать нежность, доброту ко всему живому, желание оберегать, охранять, защищать.)

2. Сенкан

Сохраняя  природу, мы делаем добро птицам, цветам, деревьям, людям и всему  живому. Какое?

ДОБРО

Открытое, бескорыстное.

Спасает, дарит, восхищает.

Твори добро на всей земле.

Благо, милосердие, сочувствие.

3.Раскрытие  значения слова  ДОБРО, подбирая слова, обозначающие действия  предметов

Д –дарит

О –охраняет

Б –бережет

Р –радует                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

О –оберегает

VI. Домашнее задание.

  Научиться выразительно читать стихотворения.( Сочинить сказку о понравившемся цветке, выучить наизусть. Задание на выбор учащихся.)

VII.Итог

- Каждый из вас, дети, может сказать:

Я   -буду

     -понял

     -рад


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71920. Освіта в Іспанії та Італії 123 KB
  Чималі мовні і культурні відмінності між регіонами країни, мовою якої став кастільський діалект (літературна іспанська). Кілька регіонів (Каталанія, Валенсія, баскська провінція тощо) мають свої мови за другу офіційну мову. Майже 85% населення — католики, представників інших релігій мало.
71921. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДОЖДЕВЫХ И ПАВОДКОВЫХ ВОД 2.55 MB
  Для защиты земляного полотна от воздействия атмосферных в том числе паводковых вод от его размыва ими и инфильтрации воды в грунт в первую очередь осуществляют планировку всех поверхностей земляного полотна полосы отвода берм, резервов кавальеров водосборно-водоотводных устройств и пр.
71922. Методы очистки вод от нитратов и нитритов 115 KB
  Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания.
71923. Екологічный туризм 26.96 KB
  У більшості країн світу туризм відіграє значну роль в економіці, стимулювання соціального розвитку регіонів, надходження коштів до державної скарбниці. На частку туризму припадає близько 10 відсотків світового валового національного продукту, світових інвестицій...
71924. Зоны генерации отражательного клистрона 314 KB
  Зависимость от частоты называется фазочастотной характеристикой резонатора рис. Вблизи собственной частоты резонатора зависимость от очень сильная и тем сильнее чем выше добротность резонатора.
71925. Артеріальна гіпотензія 21.87 KB
  Артеріальна гіпотонія або гіпотонія зниження систолічного та діастолічного артеріального тиску нижче нормального рівня. Артеріальна гіпотонія за механізмом розвитку тривалістю клінічними проявами симптом вкрай неоднорідний.
71928. Архитектура Древнего Египта 188.5 KB
  Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине строившимся там куда доходили воды нильских разливов.