83132

Приди, весна красная!... Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Люди любят этот цветок называют его в легендах: фонарики гномов рассыпавшиеся бусы Белоснежки слезы царевны б Чтение учителем стихотворения Что представили себе Почему кажется что ландыш зазвенит Снежно-белые колокольчики словно из тончайшего фарфора с тонким нежным запахом.

Русский

2015-03-07

227 KB

8 чел.

                                                                    Чтение, 2 класс

                                   

       Тема.     Приди, весна красная!...

                      Е. Серова « Ландыш», « Гвоздика», « Незабудки».

       Цель.    Познакомить со стихотворениями Е. Серовой

                    « Ландыш », « Гвоздика», « Незабудки».

                     Совершенствовать навыки правильного осознанного

                     чтения; обогащать словарный запас учащихся.

                     Формировать коммуникативную, мотивационную,

                     личностную  компетентности.

                     Развивать связную речь учащихся, творческое

                     воображение, познавательный интерес,

                     наблюдательность, умение выражать  свои чувства

                     словами.

                     Воспитывать чувство прекрасного, бережное                                          

                     отношение и  любовь к природе.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: иллюстрации птиц и весенних цветов,

                                      аудиозапись пьес А. Вивальди, Э. Грига,

                                      Красная книга Украины, карточки

                                       для подведения итога урока

                                            ХОД УРОКА

  1.  Организация класса

- Повернитесь друг к другу, подарите улыбку, пожелайте добра и удачи.

- Ваши улыбки такие нежные и ласковые, как весеннее солнышко, которое пробуждает природу от зимнего сна. Я желаю вам добра и успеха на уроке.

II.Мотивация учебной деятельности

- Мы продолжаем изучать тему « Приди, весна красная!..»

-И художники, и поэты, и композиторы посвящали весне свои произведения.

-Прослушайте отрывок из пьесы итальянского композитора А. Вивальди            « Весна». Почувствуйте доброе сердце композитора, а своим  сердцем - весну.

-Что почувствовали? Что представили?

- Мы, взрослые и дети, -часть живой природы, но как часто не замечаем окружающей нас красоты.

    Сегодня хочу напомнить вам, что рядом столько прекрасного, доброго, нужно только посмотреть на мир другими глазами.

 Попробуем прикоснуться к красоте природы, описать ее словами, почувствовать сердцем.

- На крыльях мелодии Вивальди птицы принесли к нам весну.( Иллюстрация)

- На уроке составим свою картину весны, а помогут нам в этом изученные произведения писателей, поэтов.

III.Актуализация знаний

1.На предыдущем уроке познакомились с отрывком из повести А. Толстого   « Детство Никиты», в котором дается  красивое описание пробуждающейся природы.

2. Выборочное чтение. Составление картины.

(На доске в процессе урока составляется картина весны )

- С чем связаны все изменения  в природе? ( С солнцем)

-Прочитайте, что говорится о Солнце.

-Какое было небо?

-С чем сравниваются облака?

-Что происходит на деревьях?

-А на земле?

3. ( Пение птиц) Беседа.

- Какие птицы появились в саду?

( Дрозды, иволги, скворцы, дятел, кукушка)

- Что вы знаете об этих птицах?( На картину добавляются изображения птиц)

- Почему весь сад молча слушал кукушку?

( Им нравилась песня, хотя кукушка не певчая птица, весной запела нежным голосом и …..благословила всех. )

4.Словарная работа.

Благословила ( пожелала добра)

(благодарность, благодеяние, благословение)

5.Беседа

- Почему в саду стало весело?

- Наша картина закончена?

-Без чего на земле не бывает красоты? ( Без цветов)

IV.Усвоения  содержания  материала.

1.Сообщение темы, целей урока

-  Познакомимся со стихотворениями русской поэтессы Е. Серовой, научимся выразительно  читать, увидим и почувствуем красоту весенних цветов.

2. Работа над стихотворением « Ландыш»

а) – Подумайте, о каком цветке говорится: « Люди любят этот цветок, называют его в легендах: фонарики  гномов, рассыпавшиеся бусы Белоснежки, слезы царевны» 



            б)  Чтение учителем стихотворения

               - Что представили себе?

               - Почему кажется, что ландыш зазвенит?

                ( Снежно-белые колокольчики, словно из тончайшего фарфора, с тонким нежным запахом.)  

           в) Жужжащее чтение

                -Подготовка к выразительному чтению.

                - Как вы понимаете  выражение « лес его хранит»?

           г)Звукопись.

            - Я хочу открыть секрет: поэт с помощью звуков показал нам, как звенят колокольчики, чтобы мы тоже смогли услышать их мелодичный звон.            ( День, задень; хранит, звенит)   

            д)  Чтение по  строке, цепочкой.

            е) Легенда  

                       Существует одна христианская легенда, которая рассказывает, что ландыш возник из слез Богородицы. Слезы превращались в прекрасные цветы в тот момент, когда она стояла у креста, на котором был распят Иисус.А когда цветы осыпаются, на их месте появляются красные плоды, которые напоминают капли крови.

         Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Из ландышей составляли свадебные букеты для юных невест, символизирующий молодость и непорочность. Очарование этого цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным.

    Ландыш даже был когда-то эмблемой доктора медицины. Любопытно, что на некоторых старинных портретах Николай Коперник изображен с букетиком ландышей в руке, преподнесенным ему в знак врачебных заслуг: ведь великий астроном был еще и прекрасным врачевателем.

                              

         К природе надо относиться с исключительной бережливостью. Но порой беззаботно расточительно ведём себя мы по отношению к ней. Иной раз бывает, как попадутся нам на глаза цветы – спешим сорвать их. Отправились дальше, а на поляне есть ещё цветы и кажутся красивее прежних. Сорвём и их. Мы грабим, уничтожаем природу своим отношением к ней.

( Акция « Первоцвет», Красная книга Украины)

   ж)Выразительное чтение учащимися

 - О чем могут звенеть колокольчики ландыша?

  ( На картину добавляется изображение ландыша)

   з) Чтение всего стихотворения

                         Физкультминутка

(« Весна-утро года» ( А.С.Пушкин), Пьеса Э.Грига « Утро».)

3.Работа над стихотворением « Гвоздика»

  а)Ребус ( Семена похожи на гвоздики)

    



       б) Чтение учителем стихотворения    

           - С чем автор сравнивает цветок? Почему?

           - Объясните выражение « жаркий  празднует денек».

          -Почему дикая? ( Полевая, сравнение с садовой)

     в) Чтение молча.

         -Подготовьтесь читать выразительно в паре. Подумайте, какие чувства будем выражать?

    г ) Чтение учащимися  в паре.   

         Учитель:

           - Цветок радуется солнышку. Если его кто-то сорвет, поставит в вазу, то он быстро завянет, как и все полевые цветы.

          ( На картину добавляется изображение гвоздики)

    4. Работа над стихотворением « Незабудки»                                                                                           



а) Легенда

          Ангел полюбил земную девушку, но она не приняла его любовь. Горько плакал ангел, и на месте его чистых, светлых слез появились  голубые цветы.  Ангел,  находясь  на небесах, охранял, оберегал свою возлюбленную, хотя она и отвергла его любовь. Поэтому, незабудки – символ верности, преданности, памяти.

    Всегда надо помнить о тех, кого нет рядом с нами.

б) Чтение учителем стихотворения.

  -С чем сравнивается поле незабудок?

 - Что означает выражение « их видимо-невидимо»?

 - Кто поколдовал?

в) Чтение хором.

  _ Попробуем выразить свои чувства.

 - Какие? ( Удивление, восхищение)

 г) Чтение  учащимися ( по 2 стр.)

  - Дети  пришли в лес  и удивились небесно-голубой полянке. Передайте разговор детей.

  - Какой цветок незабудки? ( Нежный)

( На картину добавляется изображение незабудки )

д) Название картины  ( Добрая улыбка весны)

V.Рефлексия

1. Беседа(об авторе Е. Серовой, о композиторах, писателях, поэтах).

 - Кто же написал эти замечательные стихотворения?

 - Только человек с добрым сердцем, который любит природу, очень наблюдательный смог создать такие произведения. ( А. Толстой, Е. Серова, А. Вивальди, Э. Григ и другие )

 - Для чего?(Чтобы мы смогли увидеть красоту природы, почувствовать нежность, доброту ко всему живому, желание оберегать, охранять, защищать.)

2. Сенкан

Сохраняя  природу, мы делаем добро птицам, цветам, деревьям, людям и всему  живому. Какое?

ДОБРО

Открытое, бескорыстное.

Спасает, дарит, восхищает.

Твори добро на всей земле.

Благо, милосердие, сочувствие.

3.Раскрытие  значения слова  ДОБРО, подбирая слова, обозначающие действия  предметов

Д –дарит

О –охраняет

Б –бережет

Р –радует                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

О –оберегает

VI. Домашнее задание.

  Научиться выразительно читать стихотворения.( Сочинить сказку о понравившемся цветке, выучить наизусть. Задание на выбор учащихся.)

VII.Итог

- Каждый из вас, дети, может сказать:

Я   -буду

     -понял

     -рад


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7243. Числовые характеристики выборки. Оценка функции распределения. Точечные оценки параметров распределения 398.5 KB
  ТЕМА: Числовые характеристики выборки. Оценка функции распределения. Точечные оценки параметров распределения. К основным характеристикам признака в выборке относятся первые четыре момента распределения, а также мода, медиана и коэффициент вариации....
7244. Основные задачи статистики: выборки, гистограммы, полигоны частот 2.47 MB
  ТЕМА: Основные задачи статистики: выборки, гистограммы, полигоны частот. п.1 Генеральная совокупность. Выборка. Вариационный ряд. Теоретический материал. Математическая статистика в основном занимается изучением случайных величин и случайных со...
7245. Микробиология продуктов растительного происхождения 240 KB
  Микробиология продуктов растительного происхождения В учебном пособии рассмотрена микробиология хлебопекарного, макаронного, кондитерского производств, изложены микробиологические процессы бродильных производств, освещены вопросы микробиологии марга...
7246. Аналитическая химия 159 KB
  Аналитическая химия Предмет и задачи аналитической химии. Значение аналитической химии в науке. Анализ в биологии и службе охраны природы. Концентрация и активность. Ионная сила раствора. Хим.равновесие. константа хим.равновесия (концентрационная, т...
7247. Проблемы творчества А.И. Солженицына 208.5 KB
  Проблемы творчества А.И. Солженицына В пособие включены тематический план, программное содержание лекционного курса, планы практических занятий, задания по самостоятельной контролируемой работе, контрольные вопросы и тесты к зачету, темы курсовых ра...
7248. Предмет и система советского гражданского права 269.47 KB
  Предмет и система советского гражданского права Настоящая работа является одним из томов курса советского гражданского права. В этом томе на основе обобщения и анализа законодательства, регулирующего гражданские отношения в СССР, и положений советск...
7249. Закон Ома в интегральной форме 86 KB
  Тема: Закон Ома в интегральной форме Однородный и неоднородный участки цепи. Вывод закона Ома в интегральной форме для неоднородного участка цепи Разность потенциалов, электрод...
7250. Тягово-динамический расчёт автомобиля ГАЗ - 3307 238.9 KB
  Содержание Технические характеристики автомобиля 1 Внешняя скоростная характеристика двигателя внутреннего сгорания. Свободная мощность двигателя. 2 Определение общего передаточного числа трансмиссии на каждой передаче. 3 Расчет скоростей движения м...
7251. Проектирование и расчет систем автоматики 34.85 MB
  Проектирование и расчет систем автоматики В пособии рассмотрены принципы проектирования систем автоматики, применяемой в горной промышленности. Основное внимание уделено технике проектирования структурных, функциональных и принципиальных схем автома...