83142

Экологическая политика и международная деятельность Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

Курсовая

Экология и защита окружающей среды

Экологическая ситуация в Республике Беларусь имеет региональный характер. Региональная специфика экологических проблем определяется взаимодействием нескольких основных факторов. К их числу относятся, во-первых, неоднородность природных условий территории, а, следовательно, и неодинаковая устойчивость ее различных частей к внешним воздействиям.

Русский

2015-03-10

968.49 KB

10 чел.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Оценка общей экологической ситуации Беларуси……………..4

ГЛАВА 2. Региональные экологические проблемы Беларуси…………….8

2.1 Экологическое состояние Брестской области…………………………...8

2.2 Экологическое состояние Витебской области…………………………..10

2.3 Экологическое состояние Гомельской области…………………………12

2.4 Экологическое состояние Гродненской области………………………..13

2.5 Экологическое состояние Минской области…………………………….14

2.6 Экологическое состояние г. Минска……………………………………...15

2.7 Экологическое состояние Могилёвской области………………………..17

ГЛАВА  3. Пути решения экологических проблем разного уровня……….18

ГЛАВА 4.Экологическая политика и международная деятельность

Республики Беларусь в области охраны окружающей среды……………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27

Библиографический список……………………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Когда говорят об экологических проблемах в глобальном масштабе, кажется, что нас это касается в меньшей степени. Однако актуальность этой проблемы для Беларуси становится очевидной, если познакомиться с результатами научных исследований по загрязнению ее территории, воздуха и водных ресурсов. 

Республика Беларусь находится в центре Европы и занимает выгодное транспортно-географическое положение. Но малозаметным, однако, существенным недостатком подобного положения является то, что через государство происходит трансграничный перенос различных загрязняющих веществ из Европы, мы ощущаем влияние техногенных и других аварий в ближайших странах: России, Украине, Прибалтике. 

Экологическая ситуация в Республике Беларусь имеет региональный характер. Региональная специфика экологических проблем определяется взаимодействием нескольких основных факторов. К их числу относятся, во-первых, неоднородность природных условий территории, а, следовательно, и неодинаковая устойчивость ее различных частей к внешним воздействиям. Во-вторых, различия в плотности населения и характере производства, которые обусловливают вид и интенсивность оказываемых на территорию воздействий.

В настоящее время  в Беларуси сохраняется,  характерный для последних лет, набор проблемных экологических ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды и деградацией природно-ресурсного потенциала. К основным экологическим проблемам нашей страны относятся проблемы радиоактивного загрязнения территории, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, загрязнения и деградации почв. Проблемным остается вопрос обращения с отходами. Их количество растет из года в год.

 В данной работе ставится цель проанализировать современное экологическое состояние Республики Беларусь, уделив особое внимание региональным экологическим  проблемам, в связи с чем ставятся следующие задачи:

1.Рассмотреть современное  экологическое состояние Республики Беларусь. 2.Выделить региональные экологические проблемы и пути их решения.

3.Проанализировать экологическую политику и международную деятельность  Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. 

Объект исследования: экологическое положение Республики Беларусь.

Предметом исследования: региональные экологические проблемы.

ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ БЕЛАРУСИ.

Основные факторы воздействий па окружающую среду связаны, во-первых, с функционированием национальной экономики и, главным образом, производственного комплекса, во-вторых, с трансграничным переносом загрязняющих веществ и, в-третьих, с наличием унаследованных не решенных проблем. Первый из указанных факторов, как правило, является основным, два других обычно менее значимы. Вместе с тем, не исключаются случаи, когда решающую роль в данном отношении приобретают внешние источники. Применительно к Беларуси подобный случай имел место в 1986 г., когда в соседней республике — Украине произошла авария на Чернобыльской АЭС. В результате основная масса попавших в атмосферу радиоактивных веществ выпала на территории Беларуси, что явилось приоритетным фактором загрязнения окружающей среды в стране. Большая забота после Чернобыля – расселение беженцев, восстановление сельского хозяйства, медицинское обслуживание людей  в заражённых районах – легла на плечи ныне независимой Беларуси.

На территорию Беларуси пришлось 70% всех радиоактивных загрязнений. В зоне поражения (23% территории) оказалась 1/5 часть населения страны – около 2 миллионов человек. Всего в Беларуси загрязнению подверглись 54 района (в основном Гомельской и Могилёвской областей), на территории которых расположено 27 городов и 2697 населённых пунктов. Из обращения было выведено около 20% сельскохозяйственных угодий и около 15% лесов. И не смотря на огромные затраты на снижение радиационной опасности, некоторые районы Беларуси по-прежнему имеют повышенный радиационный фон, в них загрязнены воды и почва (Приложение 1).

Радиационная обстановка в Беларуси отрицательно сказывается прежде всего на состоянии здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях, где не снижаются темпы прироста заболеваний эндокринной системы, системы кровообращения и появления новообразований. На загрязненной радионуклидами территории проживает 530 тыс. детей и подростков. Заболеваемость раком щитовидной железы в республике в последние пять лет колеблется в пределах 2,1—3,2  человека на 100 тыс. детей, тогда как в странах Европы этот показатель не превышает 0,5 человека. В структуре детской заболеваемости растет удельный вес врожденных и наследственных патологий, которые связаны с наличием в окружающей среде дополнительных мутагенных факторов, обусловленных последствиями катастрофы на ЧАЭС. [8]

Отрицательное воздействие на экологию Беларуси оказывают и другие техногенные факторы – промышленный, военный, транспортный, сельскохозяйственный и др.

После окончания II мировой войны Беларусь вступила в индустриальную стадию развития. На её  территории были построены крупнейшие промышленные предприятия не только в СССР, но и в Европе. Они существенно изменили облик, культурный ландшафт республики, а также негативно повлияли на окружающую среду. Речь идёт, прежде всего, о предприятиях химической отрасли, крупнейшими из которых являются: «Химволокно» в Могилёве, Светлогорске, Гродно, «Нафтан» и «Полимер» в Новополоцке, «Беларуськалий» в Солигорске.

Создание подобных предприятий привело к техногенной перегрузке природной среды и к загрязнению значительной части территории РБ. Самыми экологически опасными по насыщенности воздуха фенолом, формальдегидами и другими канцерогенами являются все крупнейшие города Беларуси. Диоксид серы и оксиды азота, выбрасываемые в атмосферу,  являются основными виновниками образования кислотных осадков, которые несут гибель живому миру поверхностных водоемов, повышают кислотность и без того кислых почв, губят леса и посевы, усиливают коррозию металлов, разрушают облицовку зданий и сооружений (Рис. 1).

Рис. 1. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, 2013 г.

Промышленные предприятия загрязняют не только воздух, но также и водный бассейн  РБ. Большинство предприятий сбрасывают в реки и водоёмы свои отходы, в том числе и очень опасные для жизни и здоровья человека: хром, цинк, никель и другие тяжёлые металлы. Однако в последние годы наблюдается такая тенденция, как сокращение объёмов сточных вод,  соответственно сократилось и поступление в водные объекты загрязняющих веществ. Качество поверхностных вод в целом улучшилось. Между бассейнами основных рек существуют различия по качеству вод. Исходя из этих различий, бассейны распределяются в следующей последовательности (в порядке ухудшения качества): бассейн Немана – Западной Двины – Припяти – Западного Буга – Днепра.

Кроме предприятий значительно загрязняют воздух транспортные средства. Вредные вещества, которые выбрасывают в атмосферу автомобили, отрицательно влияют на  нервную и умственную деятельность человека.

Ко всему этому, через Беларусь проходят газопроводы и нефтепроводы, на которых нередки аварии. Они приводят к значительному загрязнению почвы, водоёмов и воздуха вредными, опасными для здоровья человека, веществами.

Экологической проблемой является также состояние болот. Обширные мелиорационные работы на территории Беларуси не принесли ощутимый вклад в развитие сельского хозяйства, как это планировалось. Наоборот, большое количество земель было выведено из использования, так как верхний плодородный слой выветрился и остался песок. Также осушение болот привело к исчезновению целых видов растений и животных и  уменьшению уровня грунтовых вод.

Не менее важной экологической проблемой, характерной для нашей страны, является деградация и загрязнение почв. Деградация почв происходит в результате их прямого разрушения, главным образом при ведении различных строительных работ и добыче полезных ископаемых, а также вследствие развития эрозионных процессов преимущественно на пахотных угодьях. Для торфяных почв, в случае их использования под пашню, характерна ускоренная минерализация органического вещества. Прямое разрушение почвенного покрова в связи с ведением строительных работ и добычей полезных ископаемых, так же как и в предыдущие годы, не отличается интенсивностью. Площадь нарушенных земель в стране продолжает сокращаться. Эродированные почвы охватывают примерно десятую часть пахотных земель. [6]

Наряду с развитием эрозионных процессов в Беларуси проявляются и такие негативные изменения почв, как снижение их плодородия из-за недостаточного внесения удобрений. Подобные изменения отмечаются примерно в половине районов страны.

Химическое загрязнение почв имеет место преимущественно в городах и зонах их влияния, в придорожных полосах транспортных магистралей, в зонах влияния полигонов складирования отходов, в местах нефтедобычи и на сельскохозяйственных землях.

По иному сложилась ситуация с отработанными отходами, где в отличие от предыдущих лет их количество увеличивается. Определяющий вклад в образование отходов производства продолжало вносить одно предприятие – РУП «Беларуськалий», на долю которого пришлось около 3/4 от всего их объема. Соответственно, динамика образования отходов в стране в решающей мере зависит от функционирования данного предприятия. Разница между образованием и использованием отходов остаётся высокой, что является  причиной дальнейшего увеличения их накопления на объектах хранения и территории организаций.

Большие объемы накопленных отходов РУП «Беларуськалий» и Гомельского химического завода служат источниками засоления и загрязнения подземных вод в местах их складирования. Под солеотвалами и шламохранилищами калийных комбинатов водоносные горизонты загрязняются преимущественно калием, натрием, кальцием, магнием и хлоридами. Под отвалами фосфогипса – сульфатами, фосфатами и фтором.

Наряду с отходами производства продолжается увеличение образования и коммунальных отходов (Рис. 2). В стране организован их централизованный вывоз из городских и сельских населенных пунктов с последующим захоронением на полигонах твердых коммунальных отходов и мини-полигонах. [7]

Рис. 2. Динамика образования отходов

В целом экологическая  ситуация в Беларуси остаётся достаточно сложной, а вопросы окружающей среды решаются слишком медленно и малоэффективно. В РБ каждый год накапливается до 45 млн. тонн отходов, большинство из которых не может быть переработано. В воздух выбрасывается около 3 млн. тонн вредных веществ, 10% промышленных и бытовых отходов сбрасывается в водоёмы неочищенными. Это приводит к увеличению количества заболеваний, а также повышению уровня смертности жителей Беларуси.

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЛАРУСИ

Экологическая ситуация в Республике Беларусь имеет региональный характер. Региональная специфика экологических проблем определяется взаимодействием нескольких основных факторов. К их числу относятся, во-первых, неоднородность природных условий территории, а, следовательно, и неодинаковая устойчивость ее различных частей к внешним воздействиям. Во-вторых, различия в плотности населения и характере производства, которые обусловливают вид и интенсивность оказываемых на территорию воздействий.

Рис. 3. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов по областным центрам, тыс. тонн

2.1 Экологические проблемы Брестской области

Брестская область расположена большей частью в пределах Полесской ландшафтной провинции аллювиальных террасированных, болотных и вторичных водно-ледниковых ландшафтов и частично – Предполесской провинции вторичных водно-ледниковых и моренно-зандровых ландшафтов. Преобладает равнинный рельеф с породами легкого механического состава – песчаными и супесчаными, а также торфяными, что создает предпосылки для развития дефляционных процессов. Неглубокое залегание грунтовых вод обусловливает их низкую устойчивость к загрязнению.

По территории области проходят водоразделы бассейнов трех крупных рек – Припяти, Западного Буга и Немана. Поэтому протекающие здесь реки не отличаются большими размерами, а значит и устойчивостью к загрязнению.

Плотность населения Брестской области составляет 44 чел./км2, что несколько ниже среднего для страны показателя (47 чел./км2). Плотность сельского населения – 15 чел./км2, выше среднего уровня (12 чел./км2).

Зона радиоактивного загрязнения в Брестской области занимает около 11% территории. В ее пределах проживает 140 тыс.чел.

В структуре промышленности преобладают отрасли, которые не характеризуются высокой интенсивностью воздействия на природную среду – машиностроение и металлообработка (20%), а также пищевая промышленность (36%). Вместе с тем довольно высокий удельный вес (свыше 7%) имеет электроэнергетика, которая отличается повышенными удельными выбросами и сбросами загрязняющих веществ.

Брестская область отличается повышенной степенью использования водных ресурсов, которая составила 19% от их общего объёма в стране. Отмеченное высокое водопотребление обусловлено наличием на территории области такого водоёмкого производства, как Берёзовская ГРЭС.

Основной вклад в ухудшение качества вод протекающих по территории области рек внесли тяжелые металлы – цинк, медь, марганец и железо общее, повышенное содержание которых обусловлено, как правило, природными факторами, а также аммонийный и нитритный азот и соединения фосфора.

Наиболее загрязнёнными реками области являются Западный Буг и Мухавец. В реках Западного Буга отмечаются повышенные концентрации биогенных элементов: фосфора фосфатного, азота аммонийного и азота нитритного. Так, и максимальные, и минимальные среднегодовые концентрации фосфора фосфатного в воде реки превышали ПДК соответственно в 3,2 и 2,7 раза. Самый высокий уровень загрязнения зафиксирован на отрезке реки от н.п.Речица до г.Бреста, где среднегодовые концентрации превысили ПДК соответственно в 3,2 и 3,0 раза.

Хорошо выраженный ореол загрязнения азотом аммонийным наблюдается на протяжении ряда лет на отрезке Западного Буга от н.п.Речица до г.Бреста, ниже по течению реки зафиксировано  его некоторое ослабление. Максимальное содержание азота аммонийного в воде Западного Буга отмечалось в районе н.п.Речица – 2,1 ПДК.

Ситуация в отношении загрязнении Западного Буга азотом нитритным существенно ухудшилась: «нитритное» загрязнение вновь проявилось на участке реки от н.п.Томашевка до н.п.Домачево. Концентрации компонента увеличились в воде всех створов и наиболее заметно в районе н.п.Теребунь (в 2,8 раза), а также у н.п.Домачево (в 1,9 раза) и г.Бреста (в 1,9 раза).

Что касается Мухавца, то его загрязнение биогенными веществами зафиксировано на отрезке от Кобрина до Бреста. Избыточное количество фосфора фосфатного в воде установлено для воды всех створов. Наибольшая из зафиксированных среднегодовых концентраций (1,8 км выше г.Кобрина) превысили ПДК более чем в 2 раза, наименьшая (0,8 км выше г.Бреста) – в 1,2 раза. Среднегодовое содержание азота аммонийного уменьшилось, по сравнению с предыдущими годами, а среднегодовые концентрации азота нитритного возросли в воде практически всех створов и только в черте г.Бреста содержание компонента уменьшилось.

Для подземных вод Брестской области характерно самое высокое в стране содержание железа. Преимущественно из-за этого в 32% проб вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, отмечено несоответствие гигиеническим нормам по санитарно-химическим показателям, что в 1,5 раза выше средней для Беларуси величины.

Сельскохозяйственное освоение территории Брестской области в 2012 году составило 43,4%, что близко к среднему для Беларуси уровню. Область выделяется максимально высокой долей осушенных земель, достигающей 23%. В составе сельскохозяйственных угодий осушенные земли занимают половину площади. Ареал интенсивного мелиоративного освоения с долей осушенных земель выше 30% занимает здесь почти четверть территории.

В структуре пахотных угодий 11% составляют торфяные почвы, что является наивысшим для Беларуси показателем. Более 3/4 из них относятся к маломощным торфяным почвам. Соответственно проблема минерализации торфяных почв проявляется в Брестской области с наибольшей остротой.

На территории области находится самый большой в Беларуси карьер по добыче строительного камня – «Микашевичи», вокруг которого образовалась крупная депрессионная воронка. Ее радиус по отдельным направлениям доходит до 6–7 км и продолжает увеличиваться.

Радиоактивное загрязнение охватывает 7,2% территории области, в том числе 4,4% сельскохозяйственных и 8,5% лесных земель.

Брестская область играет исключительно важную роль в сохранении биологического разнообразия. Особо охраняемые природные территории занимают 14,5% ее общей площади, что почти в 2 раза выше среднего для Беларуси значения. Здесь же располагается единственный в стране объект-памятник природы всемирного наследия – национальный парк «Беловежская пуща». Его территория частично распространяется и на Гродненскую область. [3, 4]

2.2. Экологическое состояние Витебской области

Витебская область находится преимущественно в пределах Поозерской провинции озерно-ледниковых, моренно- и холмисто-моренно-озерных ландшафтов. Отличается высокой расчлененностью рельефа и озерностью, а также незначительным уровнем сельскохозяйственного освоения. Дренируется Западной Двиной с притоками и частично Днепром.

Витебская область является единственной областью Беларуси, где радиоактивное загрязнение практически отсутствует. Подобное обстоятельство в сочетании с благоприятными природными свойствами территории обуславливает ее высокий рекреационный потенциал.

Плотность всего населения, а также сельского населения самая низкая в стране и составляет соответственно 32 и 9 чел./км2. В промышленном комплексе выделяется топливная промышленность, производящая более половины из всей выпускаемой здесь продукции.

В промышленном комплексе области выделяется топливная промышленность, на которую приходится 45% выпускаемой промышленной продукции, а также электроэнергетика– 13%. Данные отрасли отличаются повышенными выбросами  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух.  В 2012 г. в расчете на 1 жителя они составили 91 кг, превысив среднюю для страны величину в 2 раза.

Для области характерно наличие крупных производственных объектов–источников выбросов загрязняющих веществ. Почти 2/3 их общего объема приходится на выбросы Новополоцкого промышленного узла, представленного предприятиями теплоэнергетики, а также химической и нефтехимической промышленности и 1/8 часть – на выбросы г.Новолукомля, где размещается тепловая электростанция.

Расположенное в Новополоцке ПО «Полимир» относится к числу крупнейших в Беларуси химически опасных объектов. Тем самым промышленный узел данного города выступает и как источник потенциальной экологической угрозы.

Для области характерны самые большие выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников. На ее долю приходится 31% их общего объема. Особенно значимой является роль данной области в выбросах диоксида серы – 56% и неметановых летучих органических соединений – 47% от общего количества этих веществ, выбрасываемых стационарными источниками страны.

В Витебской области образуется самое низкое среди административных областей количество отходов производства, доля которых составляет всего 1,2% от общего объема.

Воды обеих крупных рек, протекающих по Витебской области–Западной Двины и Днепра– в 2012 г. характеризовались как «относительно чистые». Основную проблему для р.Западной Двины  представляло«аммонийное» загрязнение.  Превышение  предельно допустимой концентрации аммонийного азота зафиксировано в 36% проб воды в течение года.

В загрязнение озерных вод преобладающий вклад вносили биогенные вещества. Приоритетное значение имели азот аммонийный, азот нитритный и фосфор фосфатный. Повышенные концентрации всех этих веществ отмечены в воде оз.Кагальное.

Загрязнение подземных вод Витебской области в 2012 г. оставалось самым низким среди всех административных областей. Доля проб, не отвечающих гигиеническим нормам, по санитарно-гигиеническим показателям составила15,8%, по микробиологическим– 0,7%, что в 1,3 и3,2 раза меньше соответствующих средних для страны величин.

Сельскохозяйственные угодья занимают в регионе  40% территории, что в 1,1 раза ниже средней по стране величины. Их отличительной особенностью является мелкоконтурность. Средние размеры контуров сельскохозяйственных угодий в области примерно в 2 раза меньше таковых в Беларуси. В 2012 г., как и в предыдущие годы,  в Витебской области в расчете на 1 га сельскохозяйственных земель было внесено наименьшее среди административных областей количество минеральных и органических удобрений–соответственно 88 и 63% от среднего для Беларуси уровня.

В области имеет место повышенная степень эрозии почв, которой подвержены 10,7% пахотных угодий. Негативные последствия эрозии почв в Витебской области особенно ощутимы, поскольку они касаются не только снижения их плодородия, но и с угрозой заиления и загрязнения находящихся здесь многочисленных озер.

Осложняет сельскохозяйственное использование земель и относительно высокая их завалуненность. Так, в Витебской области завалунена шестая часть пахотных угодий. [3]

2.3 Экологическое состояние Гомельской области

Природные условия Гомельской области сходны с Брестской. Обе они размещаются в одних и тех же ландшафтных провинциях – Полесской и Предполесской. Однако имеются и существенные различия, связанные с положением областей в системе речных водосборов.

Для территории Гомельской области характерно не водораздельное положение, а размещение в нижних частях бассейнов таких рек Беларуси, как Припять, Сож и Березина. Днепр дренирует территорию области своим средним течением. Таким образом, реки здесь отличаются высокой водностью, благодаря чему они более устойчивы к внешним воздействиям.

Область отличается самой высокой степенью сохранности природных комплексов. Ее лесистость составляет 45%, что в 1,2 раза выше среднего значения. Доля сельскохозяйственных угодий здесь наименьшая в стране – 34%. Показатель плотности населения также один из самых низких – 36 чел/км2. В структуре промышленности ведущую роль играет топливная промышленность, черная металлургия, а также машиностроение и металлообработка.

По  объему  выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух Гомельская область устойчиво занимает второе место после Витебской. В 2012 г. 40% от общего количества выбросов пришлось на Мозырский и 14% – на Жлобинский промышленные узлы.

Состояние природной среды Гомельской области в значительной степени определяется наличием здесь радиоактивно загрязненных территорий, которые составляют 45,4% от общей площади области.

Воды основных рек, протекающих по территории области – Днепра, Припяти, Сожа и Березины– в  2012 г. относились к категории«относительно чистые». Основной вклад в загрязнение вод Днепра, Березины и Сожа вносил фосфор фосфатный, Припяти – азот аммонийный.

Подземные воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения Гомельской области, как и ранее, отличались самым высоким химическим и микробиологическим загрязнением. Показатели долей проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, составили в первом случае 32, во втором– 3%, что выше средних по стране, соответственно, в 1,5 и 1,9 раза.

Доля торфяных почв под пашней в области превышает среднюю для Беларуси величину в 1,7 раза. Из них 2/3 приходится на маломощные торфяные почвы. Вместе с тем в Гомельской области нет районов с осушением более 30% их территории.

Эрозия почв сельскохозяйственных земель в Гомельской области самая низкая в стране– 2,5%, что в 2,5 раза ниже среднего уровня. В развитии эрозионных процессов здесь имеется специфика, которая заключается в преобладании ветровой эрозии над водной, в отличие от остальных областей, где ситуация обратная.

Гомельская область является единственным в Беларуси регионом, где осуществляется добыча нефти. Для нее характерна специфическая проблема загрязнения окружающей среды в местах нефтедобычи.

На территории области находится крупный (второй по величине) полигон складирования промышленных отходов. Он представлен отвалами фосфогипса Гомельского химического завода. Вокруг полигона сформировалась зона загрязнения подземных вод на площади 0,5 тыс.га. [4]

2.4 Экологическое состояние Гродненской области

Гродненская область располагается главным образом в пределах Белорусской возвышенной провинции холмисто-моренно-эрозионных и вторичноморенных ландшафтов в бассейне Немана. Плотность населения здесь находится на среднем для страны уровне – 44 чел./км2. Плотность сельского населения – 14 чел./км2.

Ведущими отраслями промышленности являются химическая и нефтехимическая, пищевая, а также машиностроение и металлообработка. Гродненское ОАО «Азот», так же как и ПО «Полимир» в Витебской области, относится к объектам первого класса химической опасности.

По выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников г.Гродно стабильно занимает третье место  среди  городов  Беларуси  после  Новополоцка  и  Минска–11,95 тыс.т.

Воды основной реки области - Немана характеризовалась повышенным содержанием марганца, меди и железа общего в течение всего года. Периодически она была загрязнена азотом аммонийным, нефтепродуктами, легко окисляемыми органическими веществами и цинком, эпизодический – азотом нитритным.

Загрязнение подземных вод в 2012 г., как и в предыдущие годы, было выше среднего для Беларуси уровня.

Радиоактивное загрязнение территории цезием-137 охватывает 2,4% Гродненской области, в том числе 1,8% сельскохозяйственных и 4,5% лесных земель.

Сельскохозяйственное освоение территории Гродненской области самое высокое в стране – 50,3%. Лесистость, наоборот, самая низкая – 33,9%. Сельскохозяйственные земли области отличаются наивысшей продуктивностью.

Размещение сельскохозяйственных угодий на возвышенностях Белорусской гряды обусловливает их высокую эрозионную опасность. Доля эродированных почв в Гродненской области самая большая в Беларуси и составляет 8,5%, что превосходит среднюю для страны величину. [4]

2.5 Экологическое состояние Минской области

Минская область географически занимает центральное положение в стране и, в отличие от остальных областей, не имеет внешних границ. Территория Минской области характеризуется самым большим разнообразием природно-ландшафтных условий. Размещается она в пределах четырех из пяти выделяемых в Беларуси ландшафтных провинций – преимущественно Белорусской возвышенной и Предполесской и частично Поозерья и Полесской.

Область занимает водораздельное положение. По ее территории проходит главный водораздел между реками бассейна Черного моря (Днепр и Припять) и бассейна Балтийского моря (Неман, Вилия, Западная Двина). Поэтому протекающие здесь реки представлены в основном верховьями больших и средних рек и их притоками, которые относятся к малым.

В  структуре  промышленности  области ведущая роль принадлежала трем отраслям – химической и нефтехимической (29%), пищевой (24%), а также машиностроению и металлообработке (23%).

На состояние природной среды Минской области оказывает влияние такой мощный источник воздействия, как г.Минск. Плотность населения области, включая жителей Минска, составляет 81 чел./км2, что превышает среднее для Беларуси значение в 1,7 раза. Плотность сельского населения самая высокая в стране и составляет 17 чел./км2.

С учетом вклада города Минска в выбросы и сбросы загрязняющих веществ, их величины более чем двукратно превосходят показатели остальных областей.

Зона радиоактивного загрязнения занимает в Минской области около 3,5% территории. В ее пределах проживает 14,4 тыс.чел.

Среди основных рек, протекающих в пределах Минской области, наименьшим загрязнением характеризовалась р.Неман, воды  которой  относились  к  категории «относительно  чистые». У р.Березины до г.Борисова и р.Свислочи до г.Минска качество вод также соответствовало данной категории. Ниже городов оно ухудшалось до состояния «умеренно загрязненных».

Сельскохозяйственное освоение области в 1,1 раза выше среднего для страны значения. Относительно велика здесь и доля пахотных торфяных почв. Из них около 60% приходится на маломощные. Ареал интенсивного мелиоративного освоения с долей осушенных земель более 30% занимает в области 9% территории.

Доля эродированных пахотных почв в Минской области составляет  7%  и несколько превосходит средний для Беларуси показатель. Тем самым, в отличие от других областей, для которых характерны проблемы или деградации торфяных почв, или эрозии минеральных, Минской области, в силу присущего ей разнообразия природных условий, в равной мере присущи как те, так и другие.

Более остро по сравнению с другими областями в Минской области стоит проблема завалуненности пахотных земель. Данный показатель здесь в 2,5 раза выше среднего для страны. Каменистые земли в области составляют четвертую часть пашни.

Для Минской области характерна более высокая среди всех областей площадь нарушенных земель. На территории Минской области размещается самый крупный по масштабам воздействий на природную среду производственный объект – ПО «Беларуськалий». Зона его негативного влияния, связанного преимущественно с просадками земель, прослеживается на площади 120–130 км2.

С функционированием указанного предприятия связано образование очень большого количества галитовых отходов и шламов галитовых и глиносто-солевых. Их доля составляет 76% от всего объема отходов, образующихся в стране. Количество накопленных отходов в солеотвалах и шламохранилищах в настоящее время достигло 957 млн т.

В местах складирования отходов калийного производства наблюдается засоление подземных вод. Оно распространяется на площади 540 км2, что составляет пятую часть территории Солигорского района. [3, 4]

2.6 Экологическое состояние г. Минска

По количеству населения и производственному потенциалу Минск превосходит каждую из областей. В городе проживает 18,7% населения страны и производится более 1/5 объема промышленной продукции. Около 60% ее приходится на продукцию машиностроения и металлообработки. Из остальных отраслей выделяются пищевая промышленность и электроэнергетика, которые вместе дают примерно пятую часть продукции.

В 2012 г.  показатель  суммарных  выбросов  загрязняющих веществ в воздушный бассейн города увеличился на 14% и составил 236,5 тыс.т или 17% от их общего объема в стране. Увеличение выбросов произошло за счет как мобильных источников (на 15%), так и стационарных (на 4%).

В вещественной структуре выбросов, как и в предыдущие годы, преобладал оксид углерода – 65%. Значимый вклад внесли также углеводороды – 18% и диоксид азота– 11%. На все остальные загрязняющие вещества суммарно пришлось 6%.

Характерными для крупного города являются физические факторы воздействия на окружающую среду, главным образом, шум и вибрация. Их источниками служат наземный транспорт, метрополитен, производственные объекты. В различных районах Минска в условиях акустического дискомфорта проживает от 20 до 40% населения.

Объем сбрасываемых сточных вод в Минске остаётся более высоким, нежели в любой из административных областей. Причем в их составе не было такой категории, как загрязненные сточные воды. Однако уровень очистки сточных вод города недостаточен. В результате ниже их сброса в р.Свислочь вода постоянно сильно загрязняется и оценивается как грязная или очень грязная.

Снабжение г.Минска водой осуществляется как из подземных источников, так и с поверхностного водозабора, который пополняется  за  счет  водных  ресурсов  из  р.Вилии.  Использование воды для нужд города в 2012 г. составило 184 млн м куб. или 13% от общего водопотребления в стране. При этом на производственные нужды  оно  увеличилось  на 4%, а  на  хозяйственно-питьевые уменьшилось на 5%.

Для города особенно важное значение имеет качество вод водоемов, используемых для отдыха населения. Находятся они как в городской черте, так и на пригородной территории. Уровень загрязнения этих водоемов является самым высоким в стране. Примерно в половине случаев их опробования фиксировалось превышение гигиенических норм по химическим показателям.

Особую опасность для водоемов Минска и его пригородной территории представляет биогенное загрязнение, которое способствует их эвтрофированию и осложняет тем самым использование для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также отдыха населения. Городские и пригородные водоемы Минска имеют большие площади мелководий, вода в них летом хорошо прогревается, и они отличаются высокой подверженностью загрязнению. Поступлению в водоемы биогенных веществ способствует интенсивное развитие почвенной эрозии на территории их водосборных бассейнов. Кроме этого, источниками данных веществ выступают отложения торфа и остатки почвенного покрова и растительности, оставшиеся на дне водоемов.

Загрязнение почв, преимущественно тяжелыми металлами (свинцом, цинком и др.) и нефтепродуктами, прослеживается в Минске на 1/4 территории. Аномалии формируются в основном в районах старой городской застройки, вокруг источников выбросов, на пригородной территории в восточном направлении от города в соответствии с преобладающими направлениями ветров, а также в пойме Свислочи.

Особую опасность для окружающей среды представляют накопленные на территории предприятий токсичные отходы 1 и 2 классов опасности. Большую их часть составляют хранящиеся на промплощадках  ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 шламы, содержащие ванадий. [3,4]

2.7 Экологическое состояние Могилёвской области

Могилевская область расположена в пределах двух ландшафтных провинций – Восточно-Белорусской вторичноморенных ландшафтов и Предполесской, в бассейне Днепра. Плотность населения области составляет 39 чел./км2, что в 1,2 раза ниже средней для страны.

Так же, как и в Гомельской, в Могилевской области существенный вклад в загрязнение окружающей среды вносит радиоактивное загрязнение, хотя его масштабы здесь ниже. Зона радиоактивного загрязнения охватывает 30,5% территории области, в ее пределах проживает 121,6 тыс.чел.

В структуре промышленного производства основное значение принадлежит химической и нефтехимической отраслям, машиностроению и металлообработке, а также пищевой промышленности.

Загрязнение атмосферного воздуха городов в области в последние годы не отличалось интенсивностью.

Воды рек Днепра и Сожа в пределах Могилевской области относились  к категории «относительно  чистые», р.Березины – «умеренно загрязненные». Среди рек, протекающих по территории области, особенно высокий уровень загрязнения зафиксирован для Прони (приток Сожа).  В области сохранялись самые низкие показатели загрязнения вод колодцев.

Могилевская область характеризуется относительно высоким уровнем сельскохозяйственного освоения – 48,2% и самой низкой долей особо охраняемых природных территорий – в 2 раза ниже средней для Беларуси величины.

Доля эродированных почв в области составляет 11,2%, что в 1,2 раза выше средней величины. Наряду с плоскостной эрозией, в местах распространения лессовидных суглинков имеет место и линейная эрозия. В северо-восточной части области эрозия почв достигает максимальных для Беларуси масштабов. Так, в Мстиславском районе эродированные земли составляют 60%, в Горецком – 38% от общей площади пашни.

На территории Могилевской области в 2012 г. образовалось 2,7 млн т отходов производства. Это третий по величине показатель после Минской и Гомельской областей. Вместе с тем для нее характерен самый высокий уровень использования отходов. [3]

ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАЗНОГО УРОВНЯ

Как и в других местах, в Беларуси воздействие человека на природу на протяжении исторического времени неуклонно расширялось и увеличивалось по своей интенсивности. Первые его проявления известны со времен палеолита, когда кочевые племена проникли в бассейн Днепра и Сожа, истребляя крупных животных. С переходом к земледелию и животноводству начала уменьшаться лесистость Беларуси, развивалась водная и ветровая эрозия почв, менялся ландшафт. В последующем добыча полезных ископаемых, мелиорация и другая деятельность человека еще более стали воздействовать на природную среду, что отразилось на составе растительного и животного мира Беларуси (исчезли тур, лесной тарпан, соболь, выхухоль, осетры, около 50 видов растений и др.). Негативное влияние на природу продолжается и в наши дни.

Во многих странах проблема экологии стоит на первом месте, но увы в не нашей стране, по крайней мере раньше, но сейчас ей начинают уделять все больше внимания, принимаются новые экстренные меры:
- усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов;
- установить систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;
- усилить внимание к вопросам по предотвращению загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод;

- уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
- усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.

В Республике Беларусь объектами особого внимания со стороны государства являются проблемные регионы, которые выделяются специфическими природными, социально-экономическими и экологическими условиями. К их числу отнесены в первую очередь территории, подвергшиеся радионуклидному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ликвидация последствий крупнейшей ядерной катастрофы мирного времени потребовала в республике чрезвычайно капиталоёмких мероприятий. Из наиболее загрязнённых в чистые районы было переселено 135 тыс. человек; пришлось ликвидировать 415 населённых пунктов, 287 производственных объектов, 607 школ и детских садов, 95 больниц и других медицинских учреждений, множество предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания. Из сельскохозяйственного оборота была выведена часть радиоактивно загрязнённых территорий – так называемая зона отчуждения. [1]

Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - длительный процесс. В республике разработаны Государственные программы по ликвидации и минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, ряд законов и постановлений правительства. Их реализация способствовала некоторому смягчению  общей ситуации, в частности, нормализации радиационного фона атмосферного воздуха в большинстве населённых пунктов республики (Приложение 2).

С учётом постоянного роста городского населения серьёзной проблемой является загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах республики. Постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха налажен у нас в 16-ти городах, включая помимо областных центров, города Бобруйск, Мозырь, Новогрудок, Новополоцк, Оршу, Речицу, Пинск, Полоцк, Светлогорск, Солигорск, в которых проживает  более 2/3 городского населения Беларуси. В этих промышленных центрах Госккомгидрометом Республики Беларусь ведётся наблюдение на 50-ти стационарных постах, на которых 3-4 раза в сутки осуществляется контроль за содержанием 26-ти вредных веществ. В зоне действия промышленных предприятий, на автомагистралях и внутри жилых кварталов состояние атмосферного воздуха контролируется центрами гигиены и эпидемиологии Минздрава Республики Беларусь.

Для оценки качества воздуха используются установленные Минздравом нормативы ПДК загрязняющих веществ и международные стандарты, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Анализ динамики состояния атмосферного воздуха осуществляется на основе определяемого для каждого города комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который рассчитывается по пяти наиболее распространенным вредным веществам (пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота и формальдегиду) с учетом их класса опасности, стандарта качества и средних уровней загрязнения воздуха.

По показателю ИЗА высокие уровни загрязнения воздушной среды в последние годы наблюдались в Могилеве, Мозыре, Бобруйске, Гомеле, Витебске. Причем в Могилеве значительные превышения по сравнению со средними для страны значениями ИЗА наблюдаются на протяжении многолетнего периода. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна страны являются автомобильный транспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия.

По данным регулярных наблюдений за качеством атмосферного воздуха на станциях Госкомгидромета Республики Беларусь средние концентрации выбрасываемых веществ сократились, что обусловлено сокращением общего количества сожженного топлива и снижением объемов производства. Однако по-прежнему нерешенной остается проблема обеспечения ТЭЦ и котельных низкосернистым мазутом, а также оснащения крупнейших из них современными системами очистки отходящих газов с утилизацией уловленных продуктов, особенно сернистых соединений. [4]

Несмотря на достаточную обеспеченность водными ресурсами территории Беларуси, все большую тревогу специалистов и общественности вызывают проблемы, связанные с антропогенными нагрузками на водные объекты. Одной из главных задач является регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства.

Однако если по водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод является весьма острой, невзирая на уменьшение водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений. Ухудшение качества поверхностных вод в республике обусловлено не только сбросами в них неочищенных или недостаточно очищенных промышленных и хозяйственно-бытовых стоков, но и поступлением ливневых и талых вод с урбанизированных территорий и сельскохозяйственных полей. С последними в водоемы попадает 50—60 % всех биогенных, органических веществ и нефтепродуктов. [2]

Система наблюдений  за  состоянием  озер  и  водохранилищ  страны базируется  на  стационарной  сети  пунктов  наблюдений  на  74  наиболее  важных  в  природоохранном,  рыбохозяйственном  и рекреационном  отношении  водоемах.  Наблюдениями  охвачены водные  экосистемы,  испытывающие  различную  антропогенную нагрузку и находящиеся в разных физико-географических районах.

Состояние природных вод республики требует совершенствования способов очистки сточных вод, создания водоохранных зон, предотвращения попадания в водоемы стоков животноводческих комплексов, сокращения объемов водоотведения путем внедрения оборотных систем водоснабжения и т.п.

 Деградация земель является одной из наиболее актуальных экологических проблем Беларуси, одним из сдерживающих факторов ее устойчивого развития. Проявление деградации земель в различных ее формах связано и обусловлено особенностями функционального использования территории Беларуси, несоблюдением норм и правил рационального использования и охраны земельных ресурсов. Увеличение проявления процессов деградации земель во многом связано с наличием на территории Беларуси экологически неустойчивых земель, значительная часть которых используется для сельскохозяйственных целей, а также занята населенными пунктами, промышленными и другими хозяйственными объектами.

Для земельного фонда характерна высокая степень его хозяйственной освоенности. Данная ситуация сложилась в результате долголетней государственной земельной политики, целью которой являлось расширение площади сельскохозяйственных земель. Этот приоритет был обоснованием для широкомасштабного освоения и вовлечения в сельскохозяйственный оборот все новых и новых земель, от огромных болотных массивов до мелкоконтурных западин на пахотных землях. В ряде случаев освоение этих земель не было достаточно обосновано ни с экономической, ни с экологической точек зрения, а самое главное, приводило к расширению масштабов деградации земель. [1]

Еще одна серьезная экологическая проблема Беларуси — техногенная деградация ландшафтов как следствие неполного извлечения полезного продукта при добыче минерального сырья, некомплексной его переработки, что ведет к скоплению огромных масс отходов так называемой пустой породы на территориях, пригодных для сельскохозяйственного использования, появлению пыльных бурь, концентрации вредных веществ сверх допустимых норм в почве, водоемах, воздухе. Ныне по вине промышленных отвалов ежегодно недобирается 8—10 % валовой сельскохозяйственной продукции. Накопление отходов производства и потребления ведет к нарушению равновесия природной среды и представляет реальную угрозу здоровью населения (Рис. 4).

Рис.4 Объёмы накопившихся отходов по районам, 2010 г.

Сегодня в республике накопилось около 700 млн. т отходов. Сконцентрированные зачастую в не обустроенных местах, они
являются источником загрязнения воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод. Вместе с тем многие виды отходов по своим качествам и содержанию в них ценных компонентов являются потенциальным вторичным сырьем.

Основной  принцип  управления  отходами  заключаются  в уменьшении объемов образования отходов и предотвращении их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также максимальном вовлечении отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Как последнее средство, отходы необходимо безопасно удалить, что чаще всего означает захоронение на полигонах. [2,7]

Рис. 5. Динамика использования отходов производства

в 2005–2012 гг. (тыс. т)

В настоящее время в стране перерабатываются преимущественно  строительные  отходы,  образующиеся  при  производстве строительных  материалов,  деталей  и  конструкций.  Переработка осуществляется непосредственно на самих предприятиях–источниках  образования  отходов. Высоким  уровнем  использования (86%) характеризуются асфальтобетон от разборки асфальтовых покрытий, некондиционные бетонные конструкции и детали, отходы предварительного грохочения, бой изделий из ячеистого бетона,  отходы  бетона,  бой  бетонных  изделий.  Часть  строительных отходов использовалась на рекультивацию карьеров, благоустройство промплощадок, подсыпку дорог.

Высоким уровнем использования из блока отходов химических производств и производств, связанных с ними, характеризуются отработанные масла. В 2012 г. на предприятиях образовалось 21,5 тыс.т отработанных масел, уровень использования которых достаточно велик и составляет свыше 96%, лишь незначительная часть обезвреживается, остальные направляются на хранение для последующего использования.

В Беларуси действуют следующие механизмы вовлечения

Вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот:

– система приемных (заготовительных) пунктов Белкоопсоюза, концерна«Белресурсы», Минжилкомхоза;

– раздельный сбор отходов от населения;

– сортировочные станции коммунальных отходов.

Традиционной формой извлечения вторичных материальных ресурсов из состава отходов является заготовительная система потребительской кооперации,  которая занимает лидирующее положение по сбору макулатуры,  тряпья и стекла. Это наиболее распространенные вторичные ресурсы для населения с точки зрения закупочных цен.

В таких городах, как Пинск, Полоцк, Мозырь, Пуховичи и Могилев действуют сортировочно-перегрузочные станции суммарной мощностью 514,7 тыс.м3/год. В 81 районах созданы пункты сортировки и досортировки вторичных материальных ресурсов с общей мощностью 657,8 тыс.т/год.

С целью более эффективного извлечения вторичных материальных ресурсов из коммунальных отходов построены мусороперерабатывающие  заводы  в  Гомеле,  Могилеве,  Новополоцке, Бресте и Барановичах. Имеющиеся в Беларуси мусороперерабатывающие предприятия в силах справиться лишь менее чем с 10% коммунальных отходов. Остальной мусор просто хоронят  на специальных полигонах. Планируется строительство мусороперерабатывающих предприятий в Гродно, Минске, Витебске, Борисове, Бобруйске и Солигорске. [4]

 Для улучшения охраны зеленых зон и лесопарковых территорий необходимо определить их четкие границы. Должны быть установлены и благоустроены в них места длительного и кратковременного отдыха населения. Организована охрана и своевременная очистка данных территорий. Значительную роль играет проведение работ по расширению в городах и пригородных зонах площади зеленых насаждений, создание новых парков, садов, скверов. Также строго ограничивать отвод земельных участков в лесах зеленых зон городов, лесных защитных полосах и других лесах первой группы, для целей, не связанных с развитием лесного хозяйства. Надо сказать, что в данное время в этой области очень много нарушений, что связано с плохо развитой законодательной системой.

 

ГЛАВА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды диктуется все большей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. Отличительной особенностью экологических проблем является то, что они не признают территориальных и политических границ и для своего решения требуют совместных усилий многих государств. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. Поэтому, в настоящее время государства, в том числе и Республика Беларусь под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.

Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, важнейшей целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь проводит активную работу по развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Одним из самых действенных механизмов международного сотрудничества является развитие международной правовой практики, направленной на консолидацию усилий отдельных государств и международных организаций в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Следуя рекомендациям и принципам основных документов, принятых на конференциях ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро и в 2002 г. в Йоханнесбурге, Республика Беларусь постепенно переходит на принципы устойчивого развития. Программные документы, принятые в стране, такие, как Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2006 - 2010 годы и Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года (НСУР - 2020), выделяют международное сотрудничество как один из путей эффективного решения экологических проблем.

В Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» отражена позиция государства в сфере международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды. Статья 104 определяет, что это сотрудничество осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Беларусь. При этом статьей 105 Закона подчеркивается приоритет применения норм охраны окружающей среды, зафиксированных в международных договорах и вступивших в силу на территории Беларуси, что подразумевает обязательность гармонизации национального экологического законодательства с международным.

Основные направления деятельности Минприроды в области международного сотрудничества заключаются в развитии международного партнерства, подготовке обоснований по присоединению Республики Беларусь к многосторонним договорам, укреплении двустороннего сотрудничества, расширении взаимосвязей с международными межправительственными организациями и финансовыми институтами, разработке двух- и многосторонних соглашений с приграничными государствами, различными странами Европы и Азии, реализации договоренностей в рамках подписанных соглашений. [6, 8]

Минприроды проводит активную работу по присоединению Республики Беларусь к многосторонним природоохранным соглашениям. Беларусь является стороной 13 глобальных и 10 европейских международных конвенций и протоколов. К числу важнейших Конвенций, к которым присоединилась Республика Беларусь, следует отнести конвенции, которые рассматривают вопросы изменения климата, реализации Киотского протокола, вопросы по охране озонового слоя, биологическом разнообразии, контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов, по борьбе с опустыниванием и деградацией земель и другие.

 Значительное внимание Минприроды уделяет вопросам привлечения финансовых средств для реализации национальных программ, планов и мероприятий в области охраны окружающей среды.

Для Республики Беларусь доступны многие финансовые ресурсы международных фондов, организаций и программ в области охраны окружающей среды, такие как Глобальный экологический фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, ПРООН, ЮНЕП, ОБСЕ, Центрально-Европейская инициатива (ЦЕИ), фонды поддержки странам Центральной и Восточной Европы развитых стран (Швеции, Германии, Финляндии, Чехии), а также финансовые ресурсы неправительственных организаций, например, Королевского общества охраны птиц (Великобритания).

Большое значение в области сохранения экологических систем, животного и растительного мира придается сотрудничеству с приграничными государствами. Совместно с Украиной создана первая в СНГ трансграничная рамсарская территория «Простырь - Припять - Стоход». Планируются к созданию трансграничные особо охраняемые природные территории с Россией (Освейский - Красный Бор - Себежский), с Литвой (Котра - Чапкеляй), с Латвией («Браславские озера» - Аугшдаугава), с Польшей («Беловежская пуща» - Белая Вежа), трехсторонний биосферный резерват «Западное Полесье» (Беларусь, Украина, Польша). [4]

 Нужно отметить, что Республика Беларусь не только сама решает на своей территории вопросы охраны окружающей среды посредством принятия национальных нормативных правовых актов, но и принимает непосредственное участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права. Все эти меры, несомненно, способствуют более успешному решению экологических проблем в Беларуси.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическая безопасность Республики Беларусь в последние годы оказалась под угрозой вследствие приоритетного развития в течение многих десятилетий ресурсоемких, многоотходных отраслей материального производства без учета естественных способностей природной среды к саморегуляции и восстановлению, а также в результате катастрофы на ЧАЭС.

В Беларуси проблемы экологии проявились в послевоенный период индустриализации. Концентрация промышленности в отдельных городских центрах страны, развитие автомобильного транспорта вызвало резкое ухудшение экологической ситуации - загрязнение воздуха, водных бассейнов. Антропогенная нагрузка на пригородную территорию во многих белорусских городах стала превышать допустимую.

Обеспечение экологической безопасности страны тесно связано с интегрированием Беларуси в систему международного экологического сотрудничества. В Концепции государственной природоохранной политики Республики Беларусь поставлена задача участия республики в решении глобальных экологических проблем, в том числе: сохранении биологического разнообразия; охране озонового слоя; предотвращении антропогенного изменения климата; охране и восстановлении лесов; развитии и совершенствовании системы охраняемых природных территорий; регламентации международной торговли редкими и находящимися на грани исчезновения видами животных и растений.

По оценкам международных экспертов, благодаря своим лесным и водным ресурсам территория Беларуси выступает в качестве "компенсатора" трансграничных загрязнений, "поставляемых" из Европейского региона.

Ответом на экологические угрозы сегодня могут быть только технологические решения, а стимулом для их скорейшего принятия — нормативные требования к обеспечению надлежащего качества окружающей среды, подкрепленные обязательным соблюдением основополагающего принципа рыночных эколого-экономических отношений — «загрязнитель платит». И хотя опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что полностью избавиться от этих угроз пока невозможно (они существуют и в постиндустриальном обществе), но ограничить их приемлемым уровнем, не превышающим предела устойчивости экосистем, необходимо. Залогом создания потенциала экологической устойчивости может быть только инновационный путь развития, направленный на экологизацию экономики.

Экологическая проблема - одна из наиболее важных задач человечества. От решения этой проблемы зависит будущее всей планеты. И уже сейчас люди должны это понимать и принимать активное участие в борьбе за сохранение мира.

Библиографический список

1.   Маврищев В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Маврищев. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. шк., 2007. – 447 с.

2. Рассашко И.Ф. Общая экология: тексты лекций для студентов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология» / И. Ф. Рассашко, О. В. Ковалева, А. В. Крук; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 252 с.

3.    Ясовеев М.Г. Основы геоэкологии и рационального природопользования: пособие / М.Г. Ясовеев, Н.С. Шевцова, Е.И. Галай. – Минск: БГПУ, 2008. – 256 с.

4.  Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minpriroda.gov.by

5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by

6. Экология. Конспект лекций/Экологические проблемы Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/402-ekologicheskie-problemy.html

7. Библиофонд [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=531545

8.   Рефераты. Курсовые. Дипломные [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://65-k.com/publications.php?category=0&mode=show&id=313

9.      Национальный атлас РБ. – Мн., Белкартография, 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47543. Методические указания. Менеджмент 102.5 KB
  Управление персоналом : учебное пособие Н. Психология делового общения : учебное пособие Г. Психология конфликта : учебное пособие Н. Деловое общение : учебное пособие сост.
47545. Методические рекомендации.Организация обслуживания в общественном питании 500.5 KB
  Характеристика проектируемого предприятия Составление меню проектируемого предприятия Сервисная деятельность предприятия Маркетинговая деятельность предприятия
47548. ДЕРЖАВНА АТЕСТАЦІЯ ВИПУСКНИКІВ 282.5 KB
  Для бакалаврів надані рекомендації щодо виконання випускної атестаційної роботи державний іспит та кваліфікаційної дипломної роботи надана інформація щодо майбутнього вступу до магістратури. Структура та зміст дипломної роботи. Порядок захисту дипломної роботи. Критерії оцінки дипломної роботи.
47549. Методические рекомендации. Международные отношения 1.11 MB
  В пособии даны рекомендации необходимые студентам при прохождении производственной и преддипломной практик написания отчетов по практикам а также для обобщения и анализа собранных материалов и написания дипломной работы. Целью проведения преддипломной практики является закрепление навыков полученных в период производственной практики а также сбор анализ и обобщение материалов для написания дипломной работы. Перед студентами в период прохождения практики ставятся следующие задачи: – изучение структуры организации в которую...
47550. Финансы и кредит. Методические указания 437 KB
  Выбор темы дипломной работы Формулировка названия дипломной работы План дипломной работы Последовательность оформления дипломной работы и подготовка к ее защите