83159

Финансы и финансовая система Российской Федерации

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Финансовая система Российской Федерации. Финансовая политика Российской федерации Выводы Введение Актуальность данной темы обусловлено тем что финансовая система является основой обеспечения государственного суверенитета безопасности и развития страны а финансовые показатели являются основой для оценки эффективности государственной экономической политики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить сущность и признаки финансов выявить функции финансов и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства...

Русский

2015-03-10

90.6 KB

4 чел.

Тема: Финансы и финансовая система

Введение

1. Общая характеристика финансов как экономической категории

1.1 Сущность и признаки финансов

1.2 Функции финансов. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства

2. Финансовая система Российской Федерации.

2.1 Общая характеристика финансовой системы и ее структура

2.2 Финансовая политика Российской федерации

Выводы

Введение

Актуальность данной темы обусловлено тем, что финансовая система является основой обеспечения государственного суверенитета, безопасности и развития страны, а финансовые показатели являются основой для оценки эффективности государственной экономической политики. Финансовая система занимает важное место в микроэкономике, так как экономическая жизнь страны зависит от ее состояния.

Современная трактовка термина «финансы» гласит: -  это экономии-ческие отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.2(З.7 стр.)

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль за их целевым использованием.

Рыночное хозяйство базируется на использовании  товарно- денежных отношений и приминении таких стоимостных категорий, как деньги, цена, финансы, кредит, прибыль и т.д. В свою очередь, под экономической категорией понимается общественные, специфические, однородные отношения, которые в абстрактном виде характеризуют одну из сторон общественного бытия, в частности отношения, возникающие между людьми в процессе производства и распределения материальных благ.3

Финансовой системе принадлежит ключевая роль в любых экономических изменениях, так как, чтобы сначала что-то произвести или построить, надо привести в действие финансовый капитал, т.е. распорядиться деньгами, предназначенными на эти цели. Чтобы деньги оказались вложенными в те или иные экономические проекты, они обычно проходят «долгий» путь от одних участников рынка к другим. Этот путь не обязательно долог по времени, но он, как правило, охватывает большой круг участников рынка, ибо главная цель финансов состоит в том, чтобы объединить частные в один крупный коллективный капитал, так ка4 современная экономика есть экономика общественно крупных производств и масштабных видов деятельности.

Финансы существуют по преимуществу в виде денежных отношений, обеспечивающих образование доходов государства, различного рода предприятий и организаций, а также населения, и их последующее использование в целях увеличения размеров капитала или на личное и совместное потребление граждан данной страны. Эти отношения складываются из движения денег на безвозвратной и возрастной основах в различных формах существования. В соответствии с этим и весь учебный материал подразделяются на группы вопросы, связанные с финансовыми инструментами, участниками финансовых отношений и основными их типами, воплощающимися в функционировании всевозможных финансовых рынков: кредитного, ценных бумаг и др., на которых происходит перераспределение доходов всех участников рынка.

Перемещение денежных доходов происходит во много благодаря наличию особых финансовых организаций , как, например, коммерческие банки, фондовые биржы и др. Поэтому изучение финансов неразрывно связано и с рассмотрением функционирования подобного рода финансовых структур, или финансовых систем.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение вопроса, касающихся финансов, финансовой системы и финансовых отношений, является довольно высокой. Исходя из того, что существует принципиальное отличие в определении финансов отечественными и зарубежными экономистами можно сделать вывод, что понятие финансов и их функций было похожим у большинства ученых. Своими работами отлечились З.Боди и Р.Мертон, А.П.Гокеиели, В.П.Дьяченко, М.Боголепов, А.Буковецкий, В.П.Зайков, Н.Г.Кабанцева и др. Все эти ученые максимально точно на протяжении многих лет описывали сущность финансов и внесли свой вклад в финансовую науку.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются Финансы и финансовая система. Предметом исследования являются экономические составляющие финансовой системы и финансовой политики РФ.  

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение особенностей строения финансовой системы и финансовой политики государства. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

-изучить сущность и признаки финансов

-выявить функции финансов и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства

- рассмотреть  общую  характеристику финансовой системы и ее структуры

- проанализировать финансовую политику Российской Федерации

Гипотеза исследования: финансы и финансовая политика как экономическая категория является составной частью экономической политики государства.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Общая характеристика финансов как экономической категории.

1.1 Сущность и признаки финансов.

В свое время Дж.М. Кейнс рассматривал финансы как денежную форму капитала. Его мысль разделяли ряд современных западных ученых. Более определенно рассматривают в своих работах понятие «финансы»  

З. Боди и Р.Меритон: «Финансы - это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени».4 В.И.Даль выделяет этот термин как «все, что касается до прихода и расхода государства» и был по-своему близок к современному пониманию «государственных финансов».5 

Не однозначным понятием владеет термин «финансы», как представляется на первый взгляд. В современной западной литературе обычно дается многовариантное и сугубо прагматическое определение финансов. По Оксфордскому словарю, например, содержание понятия финансов трактует как:практика обращения с деньгами и управление ими, капитал, который необходимо получить, чтобы начать какое либо дело, целевой денежный заем.

Если покопаться поглубже, то начало он берет от латинского «finis» т.е. конец, и «financia», что переводится как наличность, доход. В России этот термин начали употреблять в XVIII в., но с развитием денежно-товарных отношений, развитием экономики они приобретал развитую форму. Термин стал использоваться в более широком смысле (как финансы организаций, субъектов), а не только как государственные  финансы.

Финансы тоже стоимостная категория также как деньги, но в отличии от них и других стоимостных категорий это система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредствованы определенными правовыми актами, регламинтирующими денежные отношения.6 Деньги же в свою очередь это общий эквивалент для измерения затрат труда.

Финансы имеют свое главное назначение, и оно состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль за их целевым использованием.

Финансы как экономические отношения имеют три весьма существенных признака:

- распределительный характер этих отношений, который основан на правовых нормах и этике ведения бизнеса;

- односторонний характер движения средств;

      - в результате этих отношений могут создаваться как централизованные, так и децентрализованные фонды денежных средств.7

И так финансы – это система денежных стоимостных отношений,

связанных с формированием и использованием денежных фондов в

процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Процесс распределения валового внутреннего продукта и национального дохода обеспечивается государственными фондами, которые формируются и пользуются на основе централизованных фондов денежных средств. Сюда относятся фонды всех уровней, в том числе целевые внебюджетные фонды - это Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Формирование и использование государственных фондов необходимы для выполнения основных функций государства. Однако, наряду с государственными существуют финансы организаций или финансы корпораций (открытых акционерных обществ). Они в рамках кругооборота средств отдельного предприятия обеспечивают интересы собственников и работников.

Существуют объективные закономерности развития финансовых отношений:

- во-первых, основой любых форм финансовых отношений являются деньги. Происходит движение реальных денежных средств в финансовых операциях, связанных с распределением прибыли, формированием доходов, перечисление налоговых платежей и т.д.

- во-вторых, возникновение финансовых отношений прямо порождается государством, иные же стоимостные категории, такие как цена, деньги, прибыль – определяет функционирования товарного хозяйства.

-  в-третьих, сюда можно отнести наиболее значительные факторы появления и формирования финансов, как распространённость товаро-денежных отношений, существующих в единой совокупности всего многообразия экономических связей. Чем более обширная эта сфера, тем большую роль играет финансы в системе хозяйства. Более узкие финансовые отношения в экономике, там, где присутствуют бартерный обмен, взаимозачет и т.д.

- в-четвертых, финансы являются выражением денежных отношений, которые связанные с образование и расходованием денежных фондов- как централизованных, так и децентрализованных;

-  в-пятых, регулирующая функция отдельного государства, касающаяся практического применения финансов, выделяется и формирует финансовую политику этой страны, Финансовая политика связана с поддержанием макроэкономических пропорций развития хозяйства, решением неотложных социальных проблем, укреплением обороноспособности  и правопорядке в стране и т.д. Ее осуществляют специально уполномоченных органы финансовой системы такие как, министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России и т.д.

- в-шестых, развитая форма финансов помимо общегосударственных, охватывает финансовые предприятия и объединений, а также государственный кредит.

Выше перечисленные закономерности развития финансовых отношений позволяют определить финансы как самостоятельную экономическую категорию, но тесно взаимосвязанную с другими экономическими категориями такими как: цена, заработная плата, кредит.8

Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, выраженных через реальный оборот денег, опосредствующий движение стоимости путем увеличения или уменьшения доходов хозяйствующих субъектов, государства, населения в форме образования и использования централизованных и децентразиванных фондов денежных средств.

1.2 Функции финансов. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

Сущность финансов, далеко не тождественно деньгам, имеет свою специфику и общественное назначение. Как и любая экономическая категория проявляется в функциях. Следует отметить, что взгляды ученых в вопросе о функциях финансов имеет существенные разногласия. Например, Л. Н. Павлова рассматривает функции планирования, организации, стимулирования и контроля, не взяв во внимание, что функции управления любым сложным процессом.  А другие авторы, такие как Сенчагова и Архипов в своих исследованиях рассматривают функции финансов как: распределительную, стимулирующую и контрольную, объясняя это тем, что под функциями они понимают «работу», выполняемую финансами. Хотя распределительной, стимулирующей функции обладает не только финансовыми но и другие экономические категории такие как,  цена, прибыль и другие. И так, финансам присуще три главные функции, которые так же отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. Остановимся на них поподробнее.

  1.  Распределительная функция финансов

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни, т.е. и в материальном производстве, и в нематериальной сфере, в сфере обращения. Она связана с распределением стоимости производственного валового продукта, с формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств.

Субъектами распределения на микроуровне являются юридические и физические лица, на макроуровне – государство. Распределительными объектами служат внутренний валовой продукт (ВВП) и национальный доход (НД) в денежной форме.

Необходимость осуществления распределительный функции финансов обусловлено:

- во-первых, необходимостью межотраслевого и межтерриториального распределения   с целью наиболее эффективного использования доходов и накоплений предприятий и организаций.

- во-вторых,  наличии непроизводственной сферы, где национальный доход не создается, однако содержание здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и т.д. требует значительных финансовых ресурсов.

- в-третьих, существованием различных социальных групп населения и необходимостью перераспределения доходов между ними.

Основными инструментами осуществления распределительной функции финансов являются такие категории, как налоги, цены, кредит, прибыль.

Осуществление распределительной функция финансов дает возможность:

- формировать денежные фонды на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства;

- формировать фонды целевого назначения;

- осуществлять межотраслевой, межтерриториальное перераспределение, а так же перераспределение между непроизводственной и производственной сферами и различными социальными группами;

- создавать необходимые резервы, как на микро, так и макроуровнях.

В различных общественно-экономических формациях, различных государствах действуют различные финансовые системы, в одних случаях более удачно выражающие объективно функционирующие экономические отношения, в других -- менее удачно, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их содержанием и потому органически им присуща.

2. Контрольная функция.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма.

Контрольная функция финансов является продолжением распределительный функции и обусловлена сущность, свойствами финансов как экономическая категория. Именно способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, отслеживать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции позволяет осуществлять контроль за распределением ВВП и НД по денежным фондам и их целевым использованием.9

Финансовый механизм представляет собой совокупность видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании и финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения.

Контрольная функция реализуется через деятельность государственных финансовых органов (например, налоговой инспекции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства.10 

Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль. Кратко рассмотрим их:

  1.  Общегосударственный контроль – это контроль уполномоченными государственными органами за соблюдением требований финансового и бюджетного законодательства и иных установленных государством финансовых норм, правил и операций с денежными средствами, принадлежащим государству, т.е. его осуществляют органы государственной власти и управления ( Президент и Правительство и  ряд Министерств).
  2.  Ведомственный контроль – это контроль, контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. Преимущества данного вида контроля в том, что его непосредственная связь с функцией управления отраслью с его финансовой хозяйственной деятельностью.
  3.  Внутрихозяйственный контроль – это контроль, проводимая, финансовыми службами предприятий, организаций. В данном случае проводится проверка финансовой деятельности самой организации, его структурных подразделений.
  4.  Общественный контроль - это контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами(экспертами) на добровольных началах.
  5.  Независимый контроль – это контроль, осуществляемая аудиторскими фирмами (службами).

Контрольные функции возможно осуществлять за получением и расходованием финансов возможно только при соблюдении принципов законности, объективности, независимости и гласности. Данные принципы позволяют опираться на закон, результаты отражают объективное положение дел в организации, проверяющий независим от проверяемой организации и т.д.

Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.

Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране Финансы. Денежное обращение 11.

как экономического стимула.

2. Финансовая система Российской Федерации.

2.1 Общая характеристика финансовой системы и ее структура

Финансовая система – это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включены все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение

Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру: I Централизованные финансы: 1. Государственный бюджет

Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально- экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.п

Состоит из трех самостоятельных звеньев: - федерального бюджета РФ; - бюджетов национально- государственных и административно- территориальных образований; - бюджетов муниципальных образований

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры

2. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства; привлекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг

Государственный кредит- это также и внешние займы государства для покрытия дефицита бюджета

3. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации социальных функций государства. Являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд). 4. Фонды личного и имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая (а также способствуют проведению мероприятий по предупреждению несчастных случаев)

5. Фондовый рынок- вид финансовых отношений, возникающий в результате купли- продажи специфических финансовых активов (ценных бумаг)

Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. II. Децентрализованные финансы

1. Финансы коммерческих предприятий и организаций обслуживают материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды

2. Финансы посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов)

3. Финансы некоммерческих организаций

III. Финансы домашних хозяйств- экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

. Понятие и структура финансовой системы РФ

Финансовая система - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

- общегосударственные финансы;

- финансы предприятий и организаций.

Финансовая система в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы - общегосударственных финансов - относятся к централизованным финансам и использу-ются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и ис-пользуются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.

Структура финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х годов, и система государственных финансовых органов представлены на рисунке.

Разграничение финансовой системы на отдельные сфе-ры (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функ-ционирования каждого звена, различиями в методах распре-деления и использования фондов денежных средств и, следо-вательно, особой ролью в финансовой системе.

Краткая характеристика и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассматриваются ниже.

2. Общегосударственные финансы

Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.

Государственный бюджет Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты.

Финансовая система

Российской Федерации

Общегосударственные финансы

Финансы предприятий и организаций

Кредитно-банковская система

Система государственных финансовых органов

- Бюджетная система

- Государст-венные вне-бюджетные целевые фонды

- Государст-венные кредит

- Государст-венный фонд страхования

- Финансы коммерческих предприятий (организация)

- Финансы государствен-ных и муници-пальных пред-приятий

- Финансы некоммерчес-ких пред-приятий и организаций

- Финансы общественных организаций и объединений

- Центральный банк РФ (Банк России)

- Сбербанк России

- Внешторг-банк

- Внешэко-номбанк

Коммерческие банки

- Министерство финансов РФ

- Федеральное казначейство

- Финансовые органы субъектов РФ

-Министерство РФ по налогам и сборам

Финансовая система Российской Федерации

До 1991 г. государственный бюджет РСФСР, как и всех других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР.

Государственный бюджет СССР состоял из союзного го-сударственного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В 1970-1990 гг. в союзном бюджете концентрировалось от 50 до 53% общего объема финансовых ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 47-50% финансовых ресурсов, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов союзных республик и 15% - в местных бюджетах.

Расходы государственного бюджета в 1970-1990 гг. по структуре характеризовались следующими показателями:

Структура расходов государственного бюджета СССР по видам бюджетов

Показатели

1970г.

1980г.

1985г.

1990г.

Расходы государственного бюджета - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

союзного бюджета

52,1

53,6

52,5

46,9

Бюджетов республик (республиканских и местных)

47,9

46,4

47,5

53,1

В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела существенные изменения. В соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. и рядом постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России была перестроена.

В настоящее время она состоит из бюджетов трех уровней:

- федерального бюджета;

- бюджетов субъектов Федерации (территориальных бюджетов);

- местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Федеральный бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) - в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов ме-стного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований (в большинстве случаев утверждаются в форме решения). Структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие государственные внебюджетные целевые фонды: пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют опре-деленную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отноше-ния по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Это есть государственная деятельность по получению денег в кредит, т. е. взаймы, от граждан, юриди-ческих лиц и других государств. Государственный кредит при-влекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг. Госкредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению. До рыночных реформ страхование в РСФСР было государственным, т. е. государство гарантировало возмещение ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийных бедствий и несчастных случаев. Госу-дарственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на возмещение потерь от стихийных бедствий и несчастных случаев. С 1991 г. наряду с государственными страховыми организациями страхование в стране осуществляют многочисленные акционерные страховые организации (до трех тысяч организаций). Значительная часть из них маломощные и ненадежные. Ведущую роль на страховом рынке России занимает достаточно надежная государственная страховая компания Росгосстрах.

3. Состав предприятий и их роль в финансовой системе

В рыночной экономике основным хозяйствующим субъектом выступают предприятия различных форм собственности. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, юридическими лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Предприятие приобретает статус юридического лица после государственной регистрации в установленном порядке. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) основными признаками, позволяющими считать тот или иной хозяйствующий субъект юридическим лицом, являются:

- наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

- самостоятельная ответственность по своим обязательствам, имеющимся в его распоряжении обособленным имуществом;

- приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени;

- выступление в качестве истца и ответчика в судах.

Статья 48 ГК РФ, п. 1, гласит, что юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица. Самостоятельность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражаются все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица.

Структурное подразделение или филиал также может вести бухгалтерский учет, составлять и иметь отдельный баланс. Но этот баланс не является самостоятельным, поскольку ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения не могла бы осуществляться (так называемые общеза-водские расходы), в бухгалтерском учете подразделения и его балансе не отражаются.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником развития предприятия становится прибыль.

Однако не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого расчета.

Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.

Таким образом, в сфере финансов предприятий выделя-ют следующие звенья финансовой системы:

- финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

- финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;

- финансы государственных и муниципальных предприятий;

- финансы общественных организаций (объединений).

Коммерческими организациями согласно ст. 50 ГК РФ являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ, государственных предприятий, муниципальных унитарных предприятий.

Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном труде и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Товариществом на вере признается товарищество, кото-рое состоит из двух категорий участников, занимающих раз-личное положение в товариществе, имеющих разные права и обязанности. Деятельность этого товарищества определяют его участники, являющиеся полными товарищами. Другая категория - вкладчики, которые участвуют в предпринимательской деятельности товарищества и рискуют только в пределах сумм внесенных ими вкладов (т. е. участие в деятельности товарищества ограничивается предоставлением средств в виде вкладов для финансового обеспечения этой деятельности).

Хозяйственные общества как коммерческие организации могут создаваться также в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; акционеры (участники акционерного общества) не отвечают по его обязательствам. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно пуб-ликовать в средствах массовой информации годовой бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков (ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Оно обязано публиковать в печати годовые бухгалтерские балансы, счет прибылей и убытков. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли согласно учредительным документам. Учредители не отвечают по его обязательствам. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Государственные и муниципальные предприятия. Государственное предприятие основано на государственной собственности, ведет свою деятельность на основе коммерческого расчета.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно осуществляет свою деятельность на базе чужой собственности (государственной или муниципальной).

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Эти предприятия образуются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда.

На базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства РФ может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ.

Основная производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия (казенного завода, казенного хозяйства, казенной фабрики) осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития. Взаимоотношения предприятия с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе. Принципы и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием уполномоченного органа. Структура и штаты казенного предприятия утверждаются директором самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и установленного лимита численности. Такое предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) и использует прибыль, если иное не установлено законодательством РФ и уставом предприятия.

Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов и в других формах, предусмотренных законом.

Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Законом допускается создание объединений некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Добровольное объединение потребительских обществ в союзы и объединение союзов в Центральный союз образуют систему потребительской кооперации.

Отношения, возникающие в Российской Федерации в сфере потребительской кооперации, являются объектом гражданско-правового регулирования. Гражданский кодекс РФ определил статус кооперативов, в том числе потребительских, как юридических лиц и содержит ряд норм о потребительских кооперативах (потребительских обществах).

В настоящее время наряду с Гражданским кодексом РФ регулирование деятельности потребительских обществ осуществляется Федеральным законом РФ от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и подзаконными актами.

Среди существенных признаков потребительского общества следует выделить: а) добровольность объединения его членов; б) смешанный состав его членов - субъектов, предполагающий объединение в одном кооперативе как граждан, так и юридических лиц; в) объединение членами кооператива своих паевых взносов; г) организацию кооператива на основе членства, порождающего права, обязанности и ответственность пайщиков; д) некоммерческий характер деятельности потребительского кооператива, имеющий целью удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения; е) свободу выхода из потребительского общества с возвращением паевого взноса.

В соответствии с вышеуказанным законом основными задачами потребительской кооперации в РФ являются:

- создание и развитие организаций торговли для обес-печения членов потребительских обществ товарами;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- производство пищевых продуктов и продовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Поскольку потребительское общество является некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не только за счет прибыли (хотя этот источник имеет важное значение), но и за счет паевых и вступительных взносов членов-пайщиков потребительского общества.

Закон гарантирует потребительским обществам и их со-юзам, с учетом их социальной значимости, государственную поддержку.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Эти организации могут быть созданы только гражданами. Члены обще-ственных и религиозных объединений не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе членские взносы.

Важную роль в системе общественных организаций играют профессиональные союзы - массовые демократические организации, объединяющие трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Профессиональные союзы являются некоммерческими организациями. Финансы профсоюзов сохраняют все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют и свою специфику.

Организации профсоюзов имеют финансовые сметы. Профсоюзные организации регионов составляют сводные финансовые планы - бюджеты. Доходы профсоюзного бюджета состоят из членских профсоюзных взносов, отчислений предприятий профсоюзным организациям денежных средств на культурно-массовую и физкультурную работу, поступле-ний от платных мероприятий, поступлений взносов добровольных спортивных обществ. Расходы профсоюзного бюджета складываются из затрат на культурно-массовую работу, физическую культуру, дотаций кассам взаимопомощи, содержание аппарата профсоюзов, организационные расходы (проведение съездов, совещаний, командировки и др.).

К общественным организациям относят благотворительные фонды. Благотворительным фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Структура предприятий и организаций в РФ по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций приведена в таблице.

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Первоначальное формирование финансовых ресурсов осуществляется в период создания предприятия путем образования уставного фонда. Источниками формирования уставного фонда могут быть: акционерный капитал; паевые взносы членов кооперативов; собственные средства учредителя; банковский кредит; бюджетные средства и др.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия формируют собственные средства за счет прибыли, амортизационных отчислений и образования целевых фондов денежных средств. При необходимости они используют привлеченные средства, которые состоят из: заемных средств (в форме кредита); акционерного капитала, поступившего за счет эмиссии акций и их продажи; долевых (паевых) средств участников конкретного инвестиционного проекта.

Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

Структура зарегистрированных предприятий и организаций по организационно-правовым формам

Показатели

В % к итогу на 1 января

1996

1998

Всего предприятий и организаций

100

100

В том числе:

1. Коммерческие предприятия

82,0

82,4

Из них:

государственные предприятия

10,7

4,4

муниципальные предприятия

3,9

4,1

частные, акционерные общества и товарищества

54,1

61,8

крестьянские (фермерские) хозяйства

11,1

10,0

производственные кооперативы

1,0

1,0

предприятия потребительской кооперации

0,4

0,4

предприятия общественных и религиозных объединений

0,4

0,4

другие предприятия и объединения

0,4

0,3

2. Некоммерческие организации

15,2

15,4

Из них:

государственные

3,7

1,8

муниципальные

4,8

2,3

общественные

3,8

5,3

потребительские общества, учреждения потребительской кооперации

2,3

2,5

фонды

0,2

0,2

другие некоммерческие организации

0,4

3,3

3. Филиалы, представительства и другие обособленные подразделения

2,8

2,2

4. Структура кредитно-банковской системы

Кредитно-банковская система - это совокупность бан-ков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. Примером может служить накопление на счетах предприятий сумм амор-тизационных отчислений. Эти средства потребуются в момент реального обновления износившихся основных фондов. Накопленные денежные средства до момента их использования временно свободны. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных от-ношений.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственные организации, главным образом банки и иные кредитные организации. В ряде зарубежных стран и в России существует и развивается коммерческий кредит, предоставляемый одной хозяйственной организацией (поставщиком) другой организации (покупателю). Однако ведущие позиции сохраняются за банковским кредитованием.

Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов. Это позволяет повысить эффективность использования ресурсов, ускорить оборачиваемость средств.

Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система - одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. Как и вся экономика, банковская система РФ претерпевает изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. До 1987 г., т. е. до проведения рыночных реформ, банковская система состояла из следующих зве-ньев: Государственный банк СССР (с сетью государственных трудовых сберегательных касс), Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР).

В целях усиления воздействия государственных банков на экономическое развитие в стране в 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы. Перестроены действующие и образованы новые специализированные банки: Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, Госбанк.

Госбанк СССР осуществлял централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проводил единую денежно-кредитную политику государства, координировал деятельность всех банков, включая организацию расчетов между ними, осуществлял эмиссию ценных бумаг, регулирование денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета.

Промстройбанк стал проводить кредитные операции в промышленности, на транспорте, связи, в сфере материально-технического снабжения.

Агропромбанк был призван обслуживать организации и предприятия в агропромышленном комплексе.

Жилсоцбанк осуществлял кредитные операции в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании, социально-коммунальном хозяйстве, социально-культурном строительстве, в хозяйстве, подведомственном местным Советам народных депутатов, в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

Сберегательный банк стал обеспечивать организацию сберегательного дела в стране, безналичные расчеты и кассовое обслуживание населения, кредитование потребительских нужд трудящихся.

Внешэкономбанк был призван кредитовать предприятия и объединения, непосредственно осуществляющие экспортно-импортные операции. Он участвовал в кредитовании совместных предприятий, контролировал исполнение сводного валютного плана, экономное использование валютных ресурсов, обеспечение и проведение расчетов по внешнеэкономическим операциям.

К институтам кредитной системы относились также международные банки: Международный банк экономического сотрудничества (стран социалистического содружества) и Международный инвестиционный банк.

С 1988 г. в стране стали создаваться новые, кооператив-ные, банки. Правовой основой создания кооперативных банков стал Закон СССР "О кооперации в СССР", принятый 26 мая 1988 г. Кооперативные банки организуются на паевой основе.

2 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:

- первый уровень - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

- второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

В центре кредитной системы на первом уровне находится государственный Центральный банк, играющий важную роль в макроэкономическом регулировании финансовых и денежных отношений в стране. Функции и роль Центрального банка в финансовой системе изложены ниже.

На втором уровне банковской системы находятся коммерческие банки (акционерные, кооперативные), которые призваны обслуживать предприятия и организации всех форм собственности. Они осуществляют посреднические операции, обслуживают расчеты и платежный оборот между предприятиями и организациями, между предприятиями и государственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские операции. На 1 января 1999 г. в России действовало 1,6 тыс. банков. Общее число зарегистрированных коммерческих банков на территории России на 1 января 1998 г. составляло 2,6 тыс. Это означает, что 1/3 зарегистрированных банков так и не приступила к работе. По данным Центрального банка РФ, 43% коммерческих банков имели уставный капитал менее 1 млн. ЭКЮ, тогда как вновь созда-ваемые банки должны были иметь капитал в 1998 г. в размере не менее 4 млн. ЭКЮ. (См. Инструкцию № 1 Центрального банка РФ. В редакции от 30 декабря 1997 г.)

Операции коммерческих банков подразделяются на: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические и доверительные.

Ресурсы коммерческих банков складываются из собственных, привлеченных и имитированных средств. Собственные средства акционерного коммерческого банка - это акционерный и резервный капитал и нераспределенная прибыль. Они составляют около 10-15% ресурсов современного коммерческого акционерного банка. Основная их часть (85-90%) - привлеченные средства в форме депозитов. Под депозитами понимаются как срочные, так и бессрочные (счета до востребования) вклады клиентов банка. Средства вкладов до востребования предназначены в основном для текущих расчетов. Срочные вклады вносятся, как правило, на длительные сроки, и банк может располагать этими вкладами, выдавая кредиты и получая за них проценты.

Помимо ссудных операций коммерческие банки оказывают клиентам банковские услуги - выполняют операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансовую аренду (лизинг), факторинг и др.

В 1996 г. был принят Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности", в котором определены основные банковские операции, которые должны выполнять коммерческие банки в условиях рыночной экономики, отношения между кредитной организацией и государством.

Особую роль в финансовой системе государства играет Сберегательный банк Российской Федерации, имеющий свою историю. В 1922 г. в СССР были учреждены государственные сберегательные кассы. В 1988 г. они были преобразованы в Сберегательный банк как государственный специализированный банк по обслуживанию населения. В 1990 г. Российский республиканский банк Сбербанка СССР объявлен собственно-стью РСФСР и преобразован в акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк РФ). Учредителем банка является Центральный банк Российской Федерации.

С 1990 г, по настоящее время Сбербанк входит в банковскую систему России и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, нормативными документами Центрального банка РФ, а также уставом Сбербанка. Согласно уставу Сберегательный банк является юридическим лицом и со своими филиалами и другими обособленными подразделе-ниями составляет единую систему Сбербанка РФ. Он имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

Уставный капитал банка сформирован в сумме 500 млрд. руб. и разделен на 9 млн. обыкновенных акций и 50 млн. привилегированных акций. Основным акционером Сбербанка РФ является Центральный банк РФ. Акционерами Сбербанка стали также юридические и физические лица, купившие акции банка.

В настоящее время Сберегательный банк России является универсальным банком, поскольку предлагает на рынке все возможные виды банковских услуг. Основной целью банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами. О роли Сбербанка в финансовой системе свидетельствуют выполняемые им активные и пассив-ные операции, сущность которых заключается в следующем.

Активные операции Сбербанка представляют собой операции по размещению привлеченных и собственных средств в целях получения дохода. К ним относятся кредитование (коммерческое, межбанковское и населения на потребительские цели), инвестиции в ценные бумаги и операции с валютными ценностями.

Значение активных операций обусловливается тем, что структура и качество активов в значительной мере определяют ликвидность, платежеспособность банка и его надежность.

Сбербанк осуществляет кредитование физических и юридических лиц.

Сбербанк предоставляет ссуды на следующие цели:

- строительство садовых домов и благоустройство садовых участков в садоводческих товариществах сроком до 5 лет;

- капитальный ремонт домов в сельской местности в размере до 75% стоимости работ по капитальному ремонту;

- покупку дома в сельской местности для сезонного проживания на срок до 5 лет в размере балансовой стоимости строения;

- строительство и капитальный ремонт индивидуальных жилых домов для постоянного проживания в размере 75% сметной стоимости или перечня работ по ремонту дома на срок до 5 лет;

- кредит на неотложные нужды - это приобретение транспортных средств, гаражей, предметов домашнего обихода, платные медицинские услуги, приобретение туристских и санаторных путевок. Кредит предоставляется на срок до 3 лет;

- размещение ресурсов в ценные бумаги.

Пассивные операции - операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг.

Привлекаемые банком средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банком в процессе работы с клиентурой (так называемые депозиты) и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений (посредством межбанковского кредита и ссуд ЦБ РФ).

Депозитные операции. Для коммерческих банков вклады - главный вид пассива, а следовательно, важный ресурс для проведения активных кредитных операций.

Вклад - это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Существуют различные признаки вкладов. В зависимости от вкладчика выделяют депозиты физических и юридических лиц. В зависимости от срока и порядка изъятия вклады под-разделяют на срочные депозиты и депозиты до востребования.

Депозиты выступают для вкладчика в двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносяще-го процент, с другой.

Преимущество депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит приносит проценты. Его недостаток в том, что депозит приносит пониженный процент по сравнению с тем процентом, который обыкновенно приносит капитал, вложенный в производство или сферу обращения. Этот пониженный процент - не случайное явление, а существенный момент "природы" банка. Ибо его сущность заключается в том, что процент, выплачиваемый по депозитам, ниже того процента, который банки получают за помещаемый ими в различные предприятия капитал. Эта разница в процентах составляет около 1/4 тех процентов, которые взимаются по активным операциям.

К специализированным кредитно-финансовым учреждениям, функционирующим в стране, относятся: инвестиционные акционерные банки (проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг); ссудно-сберегательные ассоциации и кредитные союзы (акционируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в финансирование жилищ-ного строительства); страховые акционерные общества (страховые функции).

В 1995 г. был принят Федеральный закон № 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который определил цели и функции Центрального банка РФ в условиях рыночной экономики. Основными целями являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ.

Центральный банк - это эмиссионный банк. Он не обслуживает предприятия и организации. Его деятельность связана с организацией денежного обращения в стране. Он осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства. Его клиентами являются кредитные учреждения второго уровня банковской системы - банки и небанковские учреждения.

Центральный банк РФ выполняет следующие основные функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций; осуществляет надзор за деятельно-стью коммерческих банков.

Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В последние годы предприятия и население все больше стали высказывать недовольство работой коммерческих банков. Среди причин, вызывающих недовольство со стороны предприятий и организаций - клиентов коммерческих банков, можно отметить низкий профессионализм руководящего звена коммерческих банков, а в ряде случаев - личную корыстную заинтересованность банковских менеджеров в про-ведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов банков; использование некоторыми банками государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что привело к зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к нерациональному использованию государственных средств; установление банками непомерно высоких процентных ставок за пользование банковским кредитом; задержка в проведении финансовых расчетов между клиентами и др. Все это ведет к резкому снижению уровня доверия к банковской системе и к отдельным коммерческим банкам со стороны клиентов и населения.

Репутация коммерческих банков была подорвана кризисом банковской системы, который достиг высшей точки в августе 1998 г. Обострение кризиса в августе 1998 г. имело следующие внутренние проявления. Правительство России не смогло продолжать обслуживание и погашение внутреннего долга, что привело к замораживанию выплат по ГКО и ОФЗ, остановке финансовых рынков, скачку валютного курса, что повлекло за собой кризис в банковской сфере России, так как значительная часть банков была ориентирована на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование рынка ГКО и ОФЗ.

Банковский кризис, затронувший деятельность более половины коммерческих банков, имел также внешние проявления:

- снижение платежеспособности коммерческих банков, неспособность выполнять ими свои обязательства перед инос-транными кредиторами и клиентами;

- снижение доверия иностранных партнеров к коммерческим банкам;

- остановку межбанковского денежного рынка;

- аресты корреспондентских счетов отдельных коммерческих банков за рубежом, в результате чего уменьшился приток экспортной валютной выручки;

- остановку рядом банков платежей своих клиентов, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Ситуацию в банковской системе усугубил отток средств населения из банков. Только за август 1998 г. вклады населения сократились на 15,1 млрд. руб., или на 10%, в валюте - на 644 млн. долл., или на 10,1%. Средства на расчетных и текущих счетах, депозиты предприятий и организаций за август 1998 г. уменьшились на 7,1 млрд. руб., или на 15,5%. Банковский капитал сократился на 13,2%, образовались убытки в сумме 8,1 млрд. руб.

Правительство Российской Федерации и Центральный банк РФ разработали программу реструктуризации банковской системы России.

Целями реструктуризации банковской системы являются:

- выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной экономики;

- определение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих перспектив дальнейшего существования;

- сохранение и реформирование крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы социальные и экономические издержки.

- восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, предприятий и организаций;

- восстановление способности банковской системы проводить расчеты;

- создание законодательной базы для быстрого и эффективного проведения реструктуризации;

- проведение политики в поддержку развития инфраструктуры финансовых рынков: фондовых бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев;

- обеспечение прозрачности информации о банках и их финансовом состоянии;

- усиление банковского надзора со стороны Центрального банка РФ за деятельностью коммерческих банков;

- изменение организационной структуры банков (сокращение филиальной сети, удаление лишних управленческих звеньев и др.).

В программе реструктуризации банковской системы пре-дусмотрено приостановление до 2001 г. Банком России требования о доведении минимального размера собственных средств (капиталов) действующих банков до уровня 1 млн. ЭКЮ. Предусмотрено для некоторых банков введение ограничений на проведение отдельных банковских операций.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительство Российской Федерации и Центральный банк РФ создали новый Российский банк развития - государственную кредитную организацию по кредитованию инвестиционных проектов.

Благодаря принятым Правительством РФ и Центральным банком РФ мерам по реструктуризации банковской системы успешно идет стабилизация деятельности коммерческих банков. Федеральным законом РФ от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрено выделение средств в сумме 4 млрд. руб. для финансирования мероприятий по реструктуризации кредитных организаций (ст. 119).

5. Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе

Государство осуществляет руководство финансами, ре-гулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наде-лены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94, 95) высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках представительные (законодательные) органы образуются в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими фи-нансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.

Все акты исполнительных органов власти могут издавать-ся не иначе как на основании и во исполнение закона.

В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.

Так, в системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительств или администраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Управленческие функции Министерства финансов РФ изложены в подразд. 4.2.

Учитывая, что основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ, остановимся на его компетенции более подробно.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

- совершенствование бюджетной системы Российской Фе-дерации, развитие бюджетного федерализма;

- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

- разработка проекта федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

- разработка методологии состояния бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

- подготавливает предложения и реализует меры по со-вершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами Федерации;

- участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

- принимает участие в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению расчетов и платежей в экономике;

- принимает участие в формировании и осуществлении единой политики цен;

- участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

- разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития Российской Федерации;

- разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;

- обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;

- разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

2.2 Финансовая политика Российской федерации

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.), Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» и Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ , Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004 гг. и на период до 2006 г.

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, пред-полагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. В связи с этим к основным задачам бюджетной политики на среднесрочную перспективу относятся:

• переход от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. Для реализации этой задачи предлагается провести инвентаризацию действующей сети получателей бюджетных средств с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам; уточнить правовой статус и провести реорганизацию действующих бюджетных учреждений; внедрить новые формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг — нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ;

• реформирование бюджетного учета, что предполагает изменение Бюджетной классификации РФ в соответствии с требованиями международных стандартов, а также с учетом функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, которые изменяются в результате проведения в Российской Федерации административной реформы;

• выделение «бюджета действующих обязательств», в состав которого включаются расходные обязательства Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленные действующими нормативно-правовыми актами, и «бюджета принимаемых обязательств», куда входят расходные обязательства, возникающие в связи с введением в действие новых нормативно-правовых актов, увеличивающих нагрузку на бюджеты. Такое разделение бюджета позволит упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, и сосредоточить ее на принимаемых обязательствах для оценки возможностей их реализации в планируемом периоде и среднесрочной перспективе;

• совершенствование среднесрочного бюджетного планирования, которое должно приобрести не только долгосрочный характер, но также подразумевает разработку надежных, достоверных и стабильных среднесрочных финансовых прогнозов развития экономики и перспективного финансового плана (ст. 174 БК РФ). В целях повышения роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе на федеральном уровне предлагается утверждать порядок его разработки постановлением Правительства РФ;

• переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими (или планируемыми) результатами их использования. При этом предполагается ввести практику предоставления субъектами бюджетного планирования докладов об основных результатах и направлениях их деятельности. Должна измениться методология разработки и реализации федеральных (региональных, муни-ципальных) целевых программ. На текущем этапе планируется провести инвентаризацию действующих программ, преобразовать часть из них в ведомственные, упразднив неэффективные целевые программы, а предоставление бюджетных средств для реализации новых целевых программ осуществлять на конкурсной основе;

• упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета, предполагающее совершенствование взаимодействия федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств с палатами Федерального Собрания РФ на этих стадиях бюджетного процесса на основе оценки приоритетов бюджетной политики и более четкого разграничения в нем бюджетных полномочий и ответственности между законодательными и исполнительными органами власти.

Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики РФ, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней, основу которой составляет налоговая политика. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет определенные положительные результаты. К ее позитивным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов, снижения за последние годы ставки налога на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС - с 20 до 18%, единого социального налога — с 38,5 до 35,6% (с 1 января 2005 г. будет снижена до 26%), введения пропорциональной ставки налога на доходы физических лиц (что в свою очередь способствовало снижению масштабов уклонения от уплаты налогов).

Основная цель современной налоговой политики — формирование налоговой системы, которая будет необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса. Для реализации поставленной цели в рамках проведения налоговой политики в ближайшее время предполагается снижение эффективной ставки единого социального налога на 5% при изменении шкалы налога и количества интервалов, снижение ставки налога на добавленную стоимость в 2006 г., совершенствование налогообложения природных ресурсов и завершение реформы имущественных налогов, а также проведение мероприятий по (разграничению правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противозаконного уклонения от налогов.

Текущая политика в области бюджетных расходов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономического комплекса ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области бюджетных расходов. В настоящее время задачами этой составляющей бюджетной политики являются:

в образовании:

• расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования (бюджет развития образования);

• планирование расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования с учетом прогнозов потребности в соответствующих специалистах на рынке труда;

• адресный характер предоставления стипендий студентам;

• организация по согласованию с субъектами РФ экспериментов по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности, и школ для детей с ограниченными возможностями;

• постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финансированием конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня с учетом результатов эксперимента по финансированию высших и средних специальных учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств;

• введение системы образовательных субсидий и кредитов;

• выработка оптимального механизма софинансирования учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;

в здравоохранении:

• вывод из системы государственного финансирования медицинских учреждений, не обеспеченных государственными заданиями;

• переход от сметного принципа финансирования медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на основе утверждения стандартов медицинских услуг;

в транспорте:

• определение приоритетных объектов финансирования за счет бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в отрасль для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры;

в оборонном комплексе:

• проведение реформы социальных гарантий военнослужащим путем создания ипотечно-накопительной системы, которая позволит обеспечить военнослужащих жильем на условиях ипотечного кредита;

• создание прозрачной системы финансирования Вооруженных Сил с целью эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование национальной обороны;

в инвестиционной сфере:

• определение стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики и финансирование федеральных целевых программ, направленных на реализацию крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов, которые позволят обеспечить инновационное развитие экономики;

• разработка механизма ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;

• установление способов обеспечения ресурсной сбалансированности федеральных целевых программ;

в области управления государственным долгом Российской Федерации:

• последовательное снижение объема государственного долга РФ (в 2004 г. его объем равен 31,5% ВВП) и величины процентных расходов федерального бюджета путем проведения эффективной политики по минимизации стоимости обслуживания долга на основе удлинения срока заимствований, снижения доходности по государственным ценным бумагам, использования возможностей досрочного погашения долговых обязательств при сохранении высокого кредитного рейтинга России и обеспечении своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами.

Современная политика в сфере межбюджетных отношений реализуется в соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.) и Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. Стратегическими задачами политики в сфере межбюджетных отношений являются: предоставление гражданам независимо от места их проживания равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; обеспечение на каждом уровне бюджетной системы соответствия между доходными источниками и расходными полномочиями; создание условий для заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в оценке и использовании налогового потенциала подведомственной территории и для эффективной реализации закрепленных за ними полномочий. Для решения перечисленных задач в сфере межбюджетных отношений в ближайшее время необходимо реализовать следующие меры:

• перераспределить налоговые источники между уровнями власти, создав стимулы на каждом уровне бюджетной системы для расширения собственной налоговой базы;

• провести дальнейшее выравнивание бюджетной обеспеченности по основным социальным гарантиям;

• перевести межбюджетные отношения на единую методологическую основу;

• укрепить бюджетную дисциплину и разработать механизм обеспечения ответственности региональных органов власти и органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику, выполнение финансовых обязательств перед населением, бюджетными учреждениями, кредиторами.

Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:

• упорядочение системы социальных пособий и льгот, которые должны получить адресный характер, предполагающий их предоставление социально уязвимым слоям населения;

• сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов, которые зависят прежде всего от размера поступлений единого социального налога, с целью обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному минимуму, гарантированного уровня предоставления медицинской помощии социальных выплат по временной нетрудоспособности;

• разработка механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (нефинансируемым социальным мандатам);

• использование механизма софинансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы, что будет способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;

• применение методов финансирования учреждений социальной сферы по принципу «деньги следуют за потребителем», который предполагает введение подушевого финансирования, использование страховых механизмов мобилизации финансовых ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;

• законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

• усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов.

Практическое осуществление указанных задач политики в области государственного социального страхования позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения и последовательно реализовывать государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.
(http://www.bbest.ru/finansi/ekonomika/polit/federaciya?curPos=2)

Выводы

 

2 Зайцев В.П. с.3-7

3 Кабанцева Н.Г.с.3

4 Боди З., Мертон Р. Финансы: Учеб. Пособие. Пер. с англ. М.:ИД «Вильямс», 2009. С.38.

5 Романовский М.В. и др. Финансы, денежное обращение и кредит, 2007.С.52.

61Романовский М.В. и др. Финансы, денежное обращение и кредит, 2007.С.54

72

8 Кабанцева Н.Г  Финансы: учебное пособие, 2011. С. 7-8

9 Кабанцева Н.Г  Финансы: учебное пособие, 2011. С.13

10 Зайков стр 9

11 Кредит. // Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра. 2007-С.15.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60893. Подорожуючи Францією 523.5 KB
  Entendez –vous les coups de fusil? C’ect l’hiver de 1792. La France est en guerre avec l’Autriche. Dans quelques jours l’armeé française quitte la ville, elle va lutter contre l’ennemi.