83173

Финансовая ответственность и правонарушение

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Самостоятельность финансовой ответственности подчеркивают специфические особенности финансового правонарушения. Понятие финансовое правонарушение носит собирательный характер оно объединяет бюджетные налоговые валютные и банковские правонарушения. Помимо конкретного перечня правонарушений Бюджетный кодекс содержит и само понятие...

Русский

2015-03-10

22.87 KB

2 чел.

Финансовая ответственность и правонарушение

Юридическая природа финансовой ответственности и критерии ее самостоятельности. В последние годы в юридической литературе появился ряд работ, в которых обосновывается наличие новых видов юридической ответственности — налоговой и финансовой. Динамично развивающееся законодательство стало употреблять как самостоятельные категории такие понятия, как «налоговая санкция», «финансовая санкция», «финансовая ответственность», «меры финансовой ответственности» «налоговое правонарушение», «финансовое правонарушение», что свидетельствует об обособлении и формировании нового вида юридической ответственности — финансовой.

Следует отметить, что некоторые ученые не признают самостоятельности финансовой ответственности, считая ее разновидностью административной ответственности. Действительно, изначально финансовая ответственность зародилась в рамках административной, а ее выделение и обособление стало закономерным итогом развития общественных отношений и законодательства. Тем не менее мы выступаем против самостоятельности так называемых «валютной», «бюджетной», «банковской», «налоговой» ответственности. Ответственность в сфере бюджетных, валютных, налоговых, банковских отношений — не самостоятельные виды юридической ответственности, а разновидности финансовой.

Финансовую ответственность в числе иных видов юридической ответственности позволяет выделить, прежде всего, круг регулируемых отношений и самостоятельность отрасли финансового права.

Как финансовое право имеет свой предмет регулирования, так и финансовая ответственность обладает предметом правового регулирования. Можно уточнить, какие именно отношения непосредственно попадают в сферу регулирования финансовой ответственности. В частности, анализ ст. 283 Бюджетного кодекса РФ показывает, что финансовая ответственность регулирует отношения по исполнению закона о бюджете; целевому использованию бюджетных средств; перечислению бюджетных средств получателям; своевременному представлению отчетов, связанных с исполнением бюджета; своевременному и полному предоставлению субъектам правоотношений разнообразных сведений; финансированию расходов, не включенных в бюджетную роспись, и т.д.

Отношения, которые находятся в сфере регулирования финансовой ответственности, необходимо выявлять не только из анализа Бюджетного кодекса. В Законе РФ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляются отношения владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Особая роль здесь отводится ежегодно принимаемым законам о бюджете, которые не только предусматривают обязанность по целевому расходованию бюджетных средств, но и устанавливают санкции за ее нарушение. Подотрасль финансового права — налоговое право — регулирует общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных законодательством случаях — во внебюджетную систему.

Отдельную группу образуют отношения ответственности. Финансовая ответственность воздействует на валютные, налоговые, бюджетные и публичные банковские отношения.

Самостоятельность финансовой ответственности подчеркивают специфические особенности финансового правонарушения. Понятие «финансовое правонарушение» носит собирательный характер, оно объединяет бюджетные, налоговые, валютные и банковские правонарушения. Перечень финансовых правонарушений содержится в ст. 283 БК РФ: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; и т.д.

Помимо конкретного перечня правонарушений Бюджетный кодекс содержит и само понятие финансового правонарушения: «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения» (ст. 281).

В пользу выделения в самостоятельную категорию финансового правонарушения свидетельствует и отсутствие в новом Кодексе об административных правонарушениях составов, на которые ссылается Бюджетный кодекс. Тем более, что из понятия административного правонарушения следует, что административными правонарушениями на федеральном уровне признаются только предусмотренные КоАП РФ.

Некоторые финансовые правонарушения определяются в ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: нарушение кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации; неисполнение в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений (ст. 74). Финансовые правонарушения предусмотрены Указом Президента РФ «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин».

Налоговый кодекс РФ дает понятие налогового правонарушения (ст. 106), из которого следует, что ни в каком ином нормативно-правовом акте налоговые правонарушения предусмотрены быть не могут. В развитие данного положения ст. 108 НК РФ гласит: «Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом».

Понятие административного правонарушения отличается от понятия налогового правонарушения. «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» (ст. 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, за административные правонарушения на федеральном уровне ответственность может быть установлена только в КоАП, ни в каких иных нормативно-правовых актах федерального уровня не должны устанавливаться составы административных правонарушений. Следовательно, те правонарушения, которые предусмотрены в НК РФ, не являются административными.

Перечень налоговых правонарушений представлен в главе 16 Налогового кодекса. В главе 18 предусмотрены виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику. В определенной степени и по сей день административная и налоговая ответственность дублируют друг друга. Так, КоАП РФ (глава 15) предусмотрены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, но это свидетельствует о несовершенстве КоАП, а не об отсутствии финансовой ответственности.

Таким образом, в отличие от административной ответственности, которая предусмотрена на федеральном уровне исключительно Кодексом об административных правонарушениях, финансовая ответственность закреплена в Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе, ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», различных указах Президента РФ и инструкциях Центрального Банка РФ.

Сам законодатель избрал путь, не позволяющий финансовую ответственность считать частью административной. На наш взгляд, финансовая ответственность требует дальнейшего совершенствования. Необходимо в одном нормативно-правовом акте систематизировать финансовые правонарушения, так как установление финансовой ответственности на уровне инструкций ЦБ РФ противоречит принципу законности.

Это ясно следует из ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Меры финансовой ответственности, которые может применить банк России, определяются в ст. 74, и из полномочий, которые возлагаются на Центральный Банк, не следует, что он вправе самостоятельно определять меры финансовой ответственности и устанавливать составы финансовых правонарушений. Данные обстоятельства позволяют нам ставить под сомнение законность инструкций и указаний ЦБ РФ в части установления мер финансовой ответственности.

О самостоятельности финансовой ответственности свидетельствует и специфика ее мер. К нарушителям финансового законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры (ст. 282 БК РФ).

Санкции финансовой ответственности предусмотрены также в НК РФ и некоторых инструкциях ЦБ РФ, кроме того, в ФЗ РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» за нарушения кредитной организацией федеральных законов предусмотрены штрафные санкции. Исчерпывающий перечень административных наказаний определяется в КоАП и не совпадает с перечнем мер финансовой ответственности.

В отличие от мер административной ответственности, меры финансовой ответственности применяются Федеральным казначейством и Центральным банком России. Сам порядок применения подобного рода мер регулируется Бюджетным кодексом РФ, ФЗ РФ «О Центральном банке (Банке России)», ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Приказом Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. «Об утверждении порядка применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации», а не Кодексом об административных правонарушениях.

Таким образом, самостоятельность финансовой ответственности подчеркивают следующие критерии: самостоятельность соответствующей отрасли права; специфика регулируемых общественных отношений; самостоятельность и специфика финансового правонарушения; отличительные особенности мер финансовой ответственности и особый порядок их применения; состав субъектов, наделенных правом применять меры финансовой ответственности.

Финансовое правонарушение — это виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность.

Финансовое правонарушение, как и любое другое, характеризуется основополагающими признаками, а именно: противоправность, антиобщественность, виновность, наказуемость.

Противоправность как признак финансового правонарушения означает, что действия или бездействие лица тогда становится финансовым правонарушением, когда нарушаются нормы финансового права. В ряде случаев финансовое правонарушение является одновременно и административным.

Соответственно, противоправность в данном случае состоит в нарушении нормы финансового права, которая одновременно является и нормой административного права.

Виновность как признак финансового правонарушения означает, что деяние, составляющее правонарушение, совершено умышленно или по неосторожности. На виновность как признак финансового правонарушения прямо указано в ст. 106 НК РФ, определяющей, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние, а в ст. 110 НК РФ устанавливается, что «виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности».

Финансовое правонарушение является антиобщественным, ибо его совершение причиняет вред государству, обществу, а в конечном итоге, — каждому конкретному гражданину.

Наказуемость как признак финансового правонарушения означает, что деяние является правонарушением только в том случае, если за него законодательством предусмотрена финансовая ответственность.
Для привлечения лица к финансово-правовой ответственности необходимо, чтобы имел место состав финансового правонарушения. Состав финансового правонарушения — это установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением. К элементам состава правонарушения относятся: 1) объект правонарушения; б) субъект правонарушения; в) объективная сторона правонарушения; г) субъективная сторона правонарушения.

Объект финансового правонарушения — это те отношения, на которые направлено противоправное и общественно вредное поведение субъекта правонарушения. Справедливо говорить об общем, видовом и непосредственном объекте финансового правонарушения. Общий объект финансового правонарушения — установленный государством и муниципальными образованиями порядок образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств, охраняемый мерами финансово-правовой ответственности. В качестве видового объекта финансового правонарушения выступает относительно обособленная группа правил в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, за нарушение которых предусмотрена относительно специфическая система мер финансово-правовой ответственности. Непосредственным объектом финансового правоотношения являются те конкретные отношения, правила, которые охраняются нормами финансового права и обеспечиваются финансовой ответственностью.

Субъектами финансового правонарушения являются индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся физические лица, выступающие в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов, а также физические лица, обязанные соблюдать условия работы с денежной наличностью. К коллективным субъектам относятся организации, выступающие в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, а также получателей бюджетных средств на возвратной и безвозвратной основах и призванные соблюдать условия работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций.

Объективная сторона финансового правонарушения заключается в действиях или бездействии, запрещенных финансовым правом.

Субъективная сторона финансового правонарушения выражается в психическом отношении субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям, что проявляется в форме умысла или неосторожности. Вина как обязательный признак налогового правонарушения предусмотрена в ст. 110 НК РФ. «Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)». «Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать». «Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения».

Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности. Финансово-правовые санкции имеют исключительно имущественный (денежный характер). (пени и штрафы). Денежные средства, изъятые у правонарушителя в качестве санкций, зачисляются в бюджет или государственный внебюджетный фонд. Санкции, применяемые за финансовые правонарушения, часто носят восстановительный и штрафной характер.

Все финансово-правовые санкции подразделяются на два вида: правовосстановительные и штрафные (карательные).

Правовосстановительные санкции направлены на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением. Правовосстановительной санкцией является пеня(денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.).

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового правонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в гл. 16 Налогового кодекса РФ. При наличии смягчающих обстоятельств размер такого штрафа уменьшается не меньше чем в два раза, а при наличии отягчающих — увеличивается на 100%.

Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения: во-первых, финансовый штраф не может быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа; во-вторых, исключается возможность взыскания штрафа и обжалования постановления о наложении штрафа в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взысканием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).

Учитывая, что финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественной, целесообразно финансовый штраф отличать и от штрафа как меры гражданско-правовой ответственности. Так, финансовый штраф, налагаемый за финансовые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, получателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия. Кроме того, финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф может устанавливаться соглашением сторон.