83178

Органы исполнительной власти Республики Беларусь

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Исходя из данного определения - следующий уровень системы исполнительных органов – это республиканские органы государственного управления и иные государственные организации. Согласно Указу № 289 сюда входят министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления...

Русский

2015-03-10

47.15 KB

1 чел.

Содержание

Перечень условных сокращений…………………………………...…3

1. Общая характеристика системы органов исполнительной власти Республики Беларусь……………………………………….…4

2. Совет Министров – центральный орган государственного управления……………………………………………………………..5

3. Республиканские органы государственного управления….10

4. Организация исполнительной власти на местном уровне...13

Список использованных источников …………….…………………17

Перечень условных сокращений:

Закон о местном управлении и самоуправлении – Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»

Закон о Совмине – Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»»

Конституция – Конституция Республики Беларусь

Совмин – Совет Министров Республики Беларусь

Палата Представителей – Палата Представителей Национального собрания Республики Беларусь

Премьер, Премьер-министр – Премьер-министр Республики Беларусь

Указ № 289 - Указ Президента Республики Беларусь «О структуре Правительства Республики Беларусь»

1. Общая характеристика системы органов исполнительной власти Республики Беларусь

Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Ст. 106 Конституции закрепляет, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами. В этой связи ни одно государство не может обойтись без правительства.

Система органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов исполнительной власти, установленных законодательством, имеющих свое специальное назначение (осуществление деятельности исполнительного и распорядительного характера),

организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и однородных по своей природе управленческих функций.

Если говорить о Республике Беларусь, то цепочка звеньев исполнительной власти начинается с Президента Республики Беларусь. Хотя формально юридически он  и не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что как и в других президентских республиках он является реальным главой этой ветви власти. Упомянутая ст. 106 Конституции закрепляет, что Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь.

Далее следует центральный орган государственного управления – Совет Министров Республики Беларусь. Согласно ст. 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» он является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Исходя из данного определения  - следующий уровень системы исполнительных органов – это республиканские органы государственного управления и иные государственные организации. Согласно Указу № 289 сюда входят министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления; объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

И завершают цепочку органов исполнительной власти - местные исполнительные и распорядительные органы – исполкомы, администрации.

2. Совет Министров – центральный орган государственного управления

Правовой статус, состав, структура, функции, порядок формирования и иные вопросы деятельности Совета Министров Республики Беларусь определяются Конституцией, Законом «О Совете Министров Республики Беларусь», Указом  «О структуре Правительства Республики Беларусь».

Как было упомянуто, Совет Министров является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь. В своей деятельности Совмин подотчетен Президенту  и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Согласно ст. 3 Закона о Совмине - Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.

В состав Совмина входят Премьер-министр, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Совета Министров, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Формируется Правительство следующим образом. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом.

Непосредственное руководство деятельностью Совмина осуществляет Премьер-министр, он также  несет персональную ответственность за его работу. На нем лежат обязанности по организации работы Совмина, руководству его заседаниями, распределению обязанностей между заместителями, координации их деятельности, а также по осуществлению иных функций, связанных с организацией и деятельностью Совмина.

Также Премьер представляет без дополнительных полномочий Совмин в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры. Важным является то, что Премьер осуществляет полномочия Президента в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, до принесения Присяги вновь избранным Президентом.

Совмин действует на протяжении всего срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным главой государства. Однако Президентом может быть принято решение об отставке Совмина. Согласно ч.8 ст. 106 Конституции Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.

Ст. 107 Конституции определяет общие полномочия Совета Министров:

руководство системой подчиненных  органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;

разработка и представление Президенту для внесения в Парламент проекта республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

организация управления государственной собственностью;

обеспечение исполнения Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента и иные полномочия.

Глава 3 Закона о Совмине определяет  компетенцию Совета Министров Республики Беларусь по основным сферам общественной жизни. Так, закрепляются полномочия Совмина в экономической, финансовой сферах,  в области науки и образования, в области культуры, в сфере архивного дела, здравоохранения, социального обеспечения, охраны и оплаты труда, в области охраны окружающей среды,  гидрометеорологической деятельности, в области обеспечения законности и правопорядка, национальной безопасности и обороноспособности государства, в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь, а также в области кадровой политики.

Основной формой работы Правительства являются заседания. Проводятся они по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины его членов.

Заседания проходят под председательством Премьер-министра. При отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводит Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь - Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.

Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений, а также для выполнения отдельных поручений Совмин может создавать постоянные или временные комиссии и иные формирования.

Постоянно действующим органом Совмина является его Президиум в составе Премьер-министра, Главы Администрации Президента, Председателя Комитета государственного контроля, заместителей Премьер-министра, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел. Основная задача Президиума - оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Совмина.

Для организации и контроля исполнения принимаемых Совмином решений создается Аппарат Совета Министров. Аппарат Совета Министров является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках.

Совет Министров тесно взаимодействует с иными государственными структурами. Как было упомянуто, он подотчетен Президенту  и ответствен перед Парламентом. В рамках взаимодействия с законодательной властью Совет Министров обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь организует разработку проектов законов Республики Беларусь.

Совместно с Национальный банком Республики Беларусь Совмин обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь и представляет Президенту  для ежегодного утверждения Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

3. Республиканские органы государственного управления

Ст. 107 Конституции, а также ст. 1 Закона о Совмине закрепляют, что Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций.

Согласно ст. 24 Закона о Совмине данную систему органов определяет Президент Республики Беларусь.

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят:

1) министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления, проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли и координирующими деятельность в данной отрасли  других республиканских органов государственного управления;

2) объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

Согласно Перечню республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, утв. Указом № 289 на сегодняшний день в Республике Беларусь действуют 24 министерства и 7 государственных комитетов:

Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство энергетики, Министерство юстиции; Комитет государственной безопасности, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет. Правовой статус каждого перечисленного органа отдельно определяется положением о нем.

К государственным организациям, подчиненным Правительству, относятся: Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.

Совмин принимает меры по обеспечению реализации данными органами и организациями предоставленных им полномочий в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций, самостоятельного решения отнесенных к их компетенции вопросов.

П. 1.3 Указа № 289 определяет, что  министерства, государственные комитеты образуются Президентом, государственные организации, подчиненные Правительству, - Советом Министров с согласия Президента.

По общему правилу министерства, государственные комитеты подчиняются Совмину, однако по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, они могут подчиняться исключительно Президенту.

В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Так, Перечнем департаментов с правами юридического лица в центральных аппаратах государственных органов, утв. Указом № 289, перечисляются данные структурные подразделения. К примеру, в Министерство внутренних дел созданы следующие структурные подразделения:

- Департамент исполнения наказаний

- Департамент обеспечения оперативно-розыскной деятельности

- Департамент охраны

- Департамент по гражданству и миграции

- Департамент финансов и тыла.

В целях реализации полномочий республиканских органов государственного управления, подчиненных Совмину, в административно-территориальных единицах Республики Беларусь могут создаваться территориальные органы этих республиканских органов государственного управления. Как правило, это соответствующие управления и отделы в структуре исполнительных комитетов.

Указом № 289 была утверждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, который осуществляет  функции органа государственного управления  и подчиняется Правительству Республики Беларусь.

4. Организация исполнительной власти на местном уровне

Статья 1 Закона о Совмине определяет, что Совет Министров руководит также системой местных исполнительных и распорядительных органов.

Данная система органов состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации районов в городах.

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы. Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы. Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня. Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы, местные администрации.

Согласно ст. 38 Закона о местном управлении и самоуправлении исполком является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная администрация - на территории района в городе.

Исполкомы областного уровня подотчетны и подконтрольны Президенту, а также Совмину по вопросам, входящим в компетенцию Правительства. Исполкомы базового и первичного уровней, местные администрации подотчетны и подконтрольны Президенту и вышестоящим исполкомам. Исполкомы подотчетны соответствующим Советам по вопросам, отнесенным к компетенции этих Советов.

Вышестоящие исполнительные и распорядительные органы осуществляют координацию деятельности нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, оказывают им необходимую помощь, в том числе организационно-методическую, материальную, техническую, информационную.

Совмин, кроме названного руководства системой исполнительных и распорядительных органов, осуществляет также контроль за исполнением данными структурами законодательства Республики Беларусь, создает условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов данных органов, содействует местным исполнительным и распорядительным органам в организации их деятельности, передает им при необходимости свои отдельные полномочия.

В соответствии со ст. 41 Закона о местном управлении и самоуправлении исполкомы осуществляют следующие функции:

- представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;

- осуществляют составление проекта местного бюджета и готовят отчет о его исполнении;

- обеспечивают исполнение местного бюджета, поступление предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;

- распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном Советами, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;

- распоряжаются природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

- организуют обсуждение на соответствующей территории важных вопросов местного и республиканского значения;

- обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;

- организуют на соответствующей территории газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение граждан, водоотведение, обеспечивают потребность населения в питьевой воде, снабжение граждан топливом;

- осуществляют иные полномочия.

Сходные функции определяются и в ст. 45 названного Закона для местных администраций.

В состав исполкомов областного и базового уровней входят председатель исполкома, его заместители, управляющий делами и другие члены, а исполкома первичного уровня - председатель, заместитель (заместители) председателя (при наличии такой должности в составе исполкома первичного уровня), управляющий делами и другие члены.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители, управляющий делами и другие члены местной администрации.

Структурные подразделения исполнительных и распорядительных органов, осуществляющие государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности) на территории административно-территориальной единицы, подчиняются этим органам и одновременно соответствующим:

- республиканским органам государственного управления - структурные подразделения исполкомов областного уровня (например, управление образования Гродненского облисполкома будет подчиняться самому Гродненскому облисполкому, а также Министерству образования Республики Беларусь);

- структурным подразделениям областных исполкомов - структурные подразделения исполкомов базового уровня (например, отдел образования Мостовского райисполкома будет подчиняться самому Мостовскому райисполкому, а также управлению образования Гродненского  облисполкома);

- структурным подразделениям городских исполкомов (городов областного подчинения), Минского городского исполкома - структурные подразделения местных администраций (например, управление внутренних дел Администрации Ленинского района г. Минска будет подчиняться самой Администрации, а также ГУВД Мингорисполкома).

Список использованных источников:

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., №  2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 № 1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032.

2. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 февр. 1991 г., № 617-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2008 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 14. – 2/1414 (ред. от 04.01.2014).

3. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г, № 424-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1521 (ред. от 08.01.2014).

4. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 N 289 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 1/7567  (ред. от 25.07.2013).

5. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом «Интерпрессервис», 2003. – 832 с.

6. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 486 с.

7. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: понятие и система органов / В.Н. Дубовицкий; НАН Беларуси, Институт государства и права. – Минск : Белорусская наука, 2006. – Глава 4: Система органов исполнительной власти в Республике Беларусь.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68255. ДЕТЕРМІНАНТИ ТЕХНОЛОГІЧНОГО ЛІДЕРСТВА У МІЖНАРОДНОМУ БІЗНЕСІ 392 KB
  Унаслідок цих процесів відбувалося акселероване зростання технологічної компоненти сучасного розвитку а перехід до шостого технологічного укладу країнлідерів спричинив її сингулярність в основі якої лежить штучний інтелект та застосування новітніх досягнень ІКТ...
68256. УЗАГАЛЬНЕНИЙ ІТЕРАЦІЙНИЙ АЛГОРИТМ ІНДУКТИВНОГО МОДЕЛЮВАННЯ З ЗАСТОСУВАННЯМ МЕРЕЖЕВИХ ТЕХНОЛОГІЙ 842.5 KB
  Серед різноманітних методів моделювання вирізняється метод групового урахування аргументів МГУА який дозволяє будувати моделі безпосередньо за вибіркою даних без залучення додаткової апріорної інформації.
68257. Діагностика ефективності системи корпоративного управління 307.5 KB
  Суттєві зміни в соціальноекономічному розвитку України пов’язані з процесами трансформації економіки посиленням конкуренції та соціальної відповідальності бізнесу на фоні загострення економічної та фінансової кризи забезпечили подальший розвиток корпоративного сектора...
68258. ОБЛІКОВО-АНАЛІТИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УПРАВЛІННЯ БІОЛОГІЧНИМИ АКТИВАМИ САДІВНИЦТВА 229 KB
  Серед Європейських держав Україна за своїм грунтово-кліматичним потенціалом має значні переваги для розвитку інтенсивного садівництва та створення його експортного потенціалу. Такі негативні тенденції створюють передумови втрати країною потенціалу садівництва і ставлять внутрішній ринок плодів і ягід у повну залежність від їх імпорту.
68259. РЕЧОВІ ПРАВА НА ЧУЖЕ ЖИТЛО 185 KB
  Чинне цивільне законодавство України передбачає речові права на чуже майно, об’єктом яких може бути житло. Основним серед таких прав є право членів сім’ї власника житла на користування цим житлом, що закріплене в ст. 405 Цивільного кодексу України, і являє собою різновид особистого сервітуту.
68260. ПРОБЛЕМА РОЗВИТКУ ТВОРЧИХ ЗДІБНОСТЕЙ МОЛОДШИХ ШКОЛЯРІВ У ХУДОЖНІЙ СПАДЩИНІ УКРАЇНСЬКИХ ПЕДАГОГІВ (др. пол. ХІХ - ХХ ст.) 180.5 KB
  Поліспектральність і багатовекторність процесу відродження національної освіти особливо її початкової ланки висуває специфічні вимоги до всебічного розвитку особистості молодшого школяра на засадах орієнтації на унікальність і неповторність кожної дитини.
68261. ЗАСТОСУВАННЯ ФОТОТЕРМОАКУСТИЧНОГО ПЕРЕТВОРЕННЯ ДЛЯ ЗАДАЧ ДЕФЕКТОСКОПІЇ 2.47 MB
  Мета і задачі дослідження: Розробити теоретичні основи ФТА дефектоскопії шляхом створення математичної моделі яка описує процеси перетворення оптичної енергії в механічну для тришарового пружного пакету до якого прикріплено четвертий п’єзопружний шар в стаціонарному режимі...
68262. ІНТЕГРОВАНА СИСТЕМА КОНТРОЛЮ ЕФЕКТИВНОСТІ ВИКОРИСТАННЯ ЕЛЕКТРИЧНОЇ ЕНЕРГІЇ У ВИРОБНИЦТВІ 466 KB
  Метою дисертаційного дослідження є створення методичних основ побудови інтегрованих систем контролю ефективності використання електричної енергії в суспільному виробництві які ґрунтуються на поєднанні удосконалених методик нормування питомих витрат електроенергії та удосконалених систем...
68263. ОСОБЛИВОСТІ НЕОДНОРІДНИХ СТРУКТУР У ФЕРИТ-ГРАНАТОВИХ ПЛІВКАХ 417 KB
  Спінпереорієнтаційний фазовий перехід першого роду від осьової фази до кутової фази відбувається шляхом зародкоутворення нової фази у доменній межі початкової фази. Особливості СПФП пояснено уявленням про зародок нової фази як про статичний солітон розміри якого зростають зі зміною співвідношення між константами анізотропії.